Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ДЦП РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ БОЛЬШИХ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ (GMFCS) ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ'

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ДЦП РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ БОЛЬШИХ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ (GMFCS) ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ДЕТИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ / СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИИ БОЛЬШИХ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ (GMFCS) / АДАПТАЦИЯ К ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКЕ / ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Клендар Владимир Анатольевич, Гросс Нина Александровна, Корженевский Александр Николаевич

В статье оцениваются изменения функционального состояния детей-инвалидов при проведении реабилитационных мероприятий методом лечебной физической культуры. Анализ значений спектральных характеристик вариабельности сердечного ритма, отражающих уровень напряжения систем адаптации, позволил разделить детей-инвалидов на группы: со сформированными признаками краткосрочной и долговременной адаптации; без сформированных признаков краткосрочной и долговременной адаптации в связи с низким уровнем предлагаемой физической нагрузки; со срывом адаптационных реакций на физическое воздействие. Выявлены возрастные и гендерные различия и особенности в зависимости от уровня развития больших моторных функций (по GMFCS).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Клендар Владимир Анатольевич, Гросс Нина Александровна, Корженевский Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EFFECT OF PHYSICAL EXERTION ON THE FUNCTIONAL STATE OF DISABLED CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY OF VARIOUS AGE GROUPS, DEPENDING ON THE LEVEL OF LARGE MOTOR FUNCTIONS (GMFCS) DURING PHYSICAL REHABILITATION CLASSES

The article evaluates changes in the functional state of disabled children during rehabilitation measures by the method of therapeutic physical culture. The analysis of the values of the spectral characteristics of heart rate variability reflecting the stress level of adaptation systems made it possible to divide disabled children into groups: with formed signs of short-term and long-term adaptation; without formed signs of short-term and long-term adaptation, due to the low level of the proposed physical activity; with disruption of adaptive reactions to physical impact. Age and gender differences and peculiarities depending on the level of development of large motor functions (GMFCS) were revealed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ДЦП РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ БОЛЬШИХ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ (GMFCS) ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ»

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ДЦП РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ БОЛЬШИХ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ (GMFCS) ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

В.А. КЛЕНДАР, Н.А. ГРОСС, А.Н. КОРЖЕНЕВСКИЙ,

_ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, г. Москва

Аннотация

В статье оцениваются изменения функционального состояния детей-инвалидов при проведении реабилитационных мероприятий методом лечебной физической культуры. Анализ значений спектральных характеристик вариабельности сердечного ритма, отражающих уровень напряжения систем адаптации, позволил разделить детей-инвалидов на группы: со сформированными признаками краткосрочной и долговременной адаптации; без сформированных признаков краткосрочной и долговременной адаптации в связи с низким уровнем предлагаемой физической нагрузки; со срывом адаптационных реакций на физическое воздействие. Выявлены возрастные и гендерные различия и особенности в зависимости от уровня развития больших моторных функций (по GMFCS).

Ключевые слова: функциональное состояние, дети с церебральным параличом, система классификации больших моторных функций (GMFCS), адаптация к физической нагрузке, вариабельность сердечного ритма.

ANALYSIS OF THE EFFECT OF PHYSICAL EXERTION ON THE FUNCTIONAL STATE OF DISABLED CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY OF VARIOUS AGE GROUPS, DEPENDING ON THE LEVEL OF LARGE MOTOR FUNCTIONS (GMFCS) DURING PHYSICAL REHABILITATION CLASSES

V.A. KLENDAR, N.A. GROSS, A.N. KORZHENEVSKIY, VNIIFK, Moscow city

Abstract

The article evaluates changes in the functional state of disabled children during rehabilitation measures by the method of therapeutic physical culture. The analysis of the values of the spectral characteristics of heart rate variability reflecting the stress level of adaptation systems made it possible to divide disabled children into groups: with formed signs of short-term and long-term adaptation; without formed signs of short-term and long-term adaptation, due to the low level of the proposed physical activity; with disruption of adaptive reactions to physical impact. Age and gender differences and peculiarities depending on the level of development of large motor functions (GMFCS) were revealed.

Keywords: functional status, children with cerebral palsy, classification system of large motor functions (GMFCS),

adaptation to physical activity, heart rate variability.

Введение

Для достижения устойчивой адаптации организма детей-инвалидов в реабилитационном периоде большую роль играет перестройка приспособительных механизмов и мобилизация физиологических резервов. Вначале включаются обычные физиологические реакции и лишь затем реакции напряжения механизмов адаптации, требующие значительных энергетических затрат, что в результате приводит к функционированию организма на новом уровне. Итогом адаптации является готовность организма к соответствующим физическим нагрузкам. Существует необходимость поиска такой системы нагрузок, которая обеспечила бы поддержание или увеличение достигнутого уровня адаптации и одновременно не способствовала бы усугублению течения заболевания [1].

Астенизация нервной системы у детей с церебральным параличом (ДЦП), разбалансированность функционального состояния высших вегетативных центров головного мозга, выраженные отклонения гормонального и меди-аторного обменов снижают эффективность адаптационных и трофических влияний нервной системы. В этих условиях функциональные нагрузки у детей с ДЦП приобретают значение чрезмерных, стрессовых и вызывают уже не адаптационные, а патологические эффекты [2].

Получение эффективного результата оздоровительного воздействия при ДЦП напрямую соответствует тому, в каком возрасте начато проведение лечения. Наиболее удачный и оптимальный период начала лечебных и восстановительных мероприятий - это возрастной период детей от новорождённости до 3 лет. В данный возрастной период у детей отмечается самая высокая эффективность реабилитационных мероприятий, чем в более отдаленные сроки. Данный феномен объясняется значительной мор-фофункциональной «подвижностью» нервной системы, т.е. нейропластичностью [3].

Отсутствие или недостаточная физическая реабилитация приводит к усугублению порочных установок, возникновению контрактур и деформаций и, как следствие, к двигательным ограничениям и снижению физиологических механизмов регуляции организма.

Данных о норме, измерении или контроле функционального состояния у детей-инвалидов, призванных определять уровень двигательной активности, а также упражнений по передвижению в пространстве для детей с ДЦП не существует, что затруднено особенностью заболевания и отсутствием исследований в этом направлении. Исследование возрастных особенностей регуляции гемодинамики и функции нервно-мышечного аппарата у детей с ДЦД в различные возрастные периоды имеет большое значение для выбора адекватных методов реабилитации [4-6].

Методика и организация исследования

Двигательная реабилитация у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата слагается из процесса овладения движениями и функциональной подготовки организма к физическим нагрузкам. Исследования показали, что недостаточная физическая нагрузка

у детей с ДЦП приводит к функциональным и морфологическим изменениям в организме, в результате изменяется общая реактивность организма, развивается асте-низация, падает физическая работоспособность и устойчивость к стрессовым воздействиям. Поэтому целью исследования явилось изучение изменений функционального состояния детей-инвалидов с ДЦП при активной двигательной деятельности в зависимости от возраста и уровня развития по шкале глобальных моторных функций (ОМБС8).

Изменения функционального состояния оценивались с помощью аппаратно-программного комплекса «Варикард 2.51», анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР) осуществлялся программой «ИСКИМ 6.2». Оценка изменений проводилась по временным параметрам (Мах - Мт, Б7, 1Е/НЕ) и относительным значениям спектральных характеристик (ТР, Ш, УЬЕ (%)); показатель устойчивости организма к физическим нагрузкам - по величине частоты сердечных сокращений (ЧСС) [7]. Дети были разделены на 5 групп в соответствии с международной системой классификации больших моторных функций при ДЦП (ОМБС8) с разделением каждой группы на 3 возрастные подгруппы: дошкольный (3-7 лет), младший школьный (8-12 лет), подростково-юный (14-19 лет) возраст. В обследовании приняли участие 313 детей, из них: с I уровнем - 50 детей, II уровнем - 38, III уровнем - 55, IV уровнем - 60, V уровнем -110 детей. Результаты представлены в виде средней величины и стандартной ошибки средней величины (М ± т).

Результаты исследования и их обсуждение

В таблице 1 показаны изменения спектральных характеристик ВСР у мальчиков и юношей в зависимости от уровня по ОМБС8 и возраста.

У мальчиков 3-7 лет I уровня показатели спектральных характеристик ВСР, отражающие функциональные сдвиги и оцениваемые по уровню напряжения систем адаптации на дозированную физическую нагрузку, показывают следующее. Повысились значения дыхательных волн (НЕ) - на 11% и активности вазомоторного центра (ХЕ) - на 18%, с выраженным снижением эрготропных систем обеспечения (УХЕ) - на 32% и экономизацией показателей ЧСС - на 5%. Умеренное напряжение автономных систем свидетельствует об активном обеспечении мышечной деятельности активизацией состояния аэробного обеспечения и усилением кардиотонического эффекта. Повышение показателя стресс-индекса (57) на 7%, отражающего степень центрального регулирующего воздействия на сердечный ритм, свидетельствует об адекватном физиологическом ответе на нагрузку и соответствии функционального состояния данного контингента уровню данной нагрузки.

У мальчиков 8-12 лет I уровня реакции систем адаптации отразили снижение показателей дыхательных волн на 17% и повышение активности вазомоторного центра -на 13%, с умеренным снижением эрготропных систем обеспечения на 4% с восстановлением показателей ЧСС до уровня исходного состояния. Значительное снижение

показателя стресс-индекса на 48%, отражающее отсут- ческом ответе и сформированной системе долгосрочной ствие центрального регулирующего воздействия на сер- адаптации на нагрузку, соответствии функционального дечный ритм, позволяет говорить о хорошем физиологи- состояния уровню физической нагрузки.

Таблица 1

Показатели спектральных характеристик ВСР (мальчики, юноши I-V уровней по GMFCS)

в различных возрастных группах (M ± m)

Уровень Возраст Положение Спектральные характеристики ВСР

GMFCS (лет) Сдвиг HF (%) LF (%) VLF (%) SI ЧСС (уд./мин)

Исходное 49 ± 1,2 23 ± 0,6 25 ± 0,55 331 ± 1,5 96 ± 1,6

3-7 После нагрузки 55 ± 1,5 28 ± 1,1 17 ± 0,68 357 ± 1,09 91 ± 1,4

А (%) 4Т 11| 18t 324 7t 54

Исходное 42 ± 1,6 35 ± 1,6 24 ± 0,9 350 ± 0,8 93 ± 1,3

I 8-12 После нагрузки 35 ± 0,92 40 ± 0,62 23 ± 0,98 182 ± 0,6 94 ± 1,8

А (%) И 17| 13t 44 484 1t

Исходное 44 ± 1,25 33 ± 1,5 27,0 ± 0,88 826 ± 1,5 95 ± 0,9

14-19 После нагрузки 44 ± 1,6 27 ± 1,3 29 ± 0,78 504 ± 1,09 95 ± 0,6

А (%) И 0 184 7t 384 0

Исходное 34 ± 1,9 38 ± 1,2 28 ± 0,6 557 ± 0,7 109 ± 1,92

3-7 После нагрузки 39 ± 0,82 42 ± 1,7 19 ± 0,5 522 ± 1,09 106 ± 1,82

А (%) И 13t 10t 324 64 34

Исходное 46 ± 1,2 35 ± 0,9 19 ± 0,2 540 ± 1,5 97 ± 1,8

II 8-12 После нагрузки 38 ± 1,9 39 ± 0,7 23 ± 0,78 639 ± 0,8 98 ± 1,7

А (%) И 174 10t 17t 15t 1t

Исходное 27 ± 0,82 56 ± 1,8 17,0 ± 0,82 80 ± 0,3 74 ± 0,98

14-19 После нагрузки 26 ± 1,55 49 ± 0,98 25 ± 0,88 494 ± 0,8 90 ± 1,2

А (%) И 44 134 32t 83t 18t

Исходное 48 ± 1,5 33 ± 0,82 19 ± 0,02 240 ± 0,07 99 ± 1,82

3-7 После нагрузки 50 ± 1,45 31 ± 0,6 19 ± 0,8 245 ± 0,75 96 ± 0,85

А (%) И 4t 34 0 2t 34

Исходное 28 ± 0,82 44 ± 0,7 27 ± 0,5 161 ± 0,6 94 ± 1,6

III 8-12 После нагрузки 24 ± 0,72 41 ± 0,65 35 ± 0,32 109 ± 0,4 91 ± 0,88

А (%) И 144 74 23t 324 34

Исходное 44 ± 0,3 30 ± 0,22 25,0 ± 0,25 66 ± 0,75 92 ± 0,89

14-19 После нагрузки 69 ± 1,62 29 ± 0,2 4 ± 0,82 45 ± 0,71 98 ± 1,5

А (%) И 36t 34 844 324 6t

Исходное 54 ± 1,3 31 ± 1,2 14 ± 0,22 198 ± 1,5 101 ± 1,7

3-7 После нагрузки 60 ± 1,35 29 ± 0,8 11 ± 0,202 197 ± 1,07 97 ± 1,02

А (%) И 10t 64 214 14 44

Исходное 51 ± 1,2 29 ± 0,75 21 ± 0,12 155 ± 0,8 96 ± 1,7

IV 8-12 После нагрузки 55 ± 1,28 26 ± 0,3 18 ± 0,15 199 ± 0,9 99 ± 1,65

А (%) И 7t 104 144 22t 3t

Исходное 39 ± 1,18 32 ± 0,22 27,0 ± 0,23 142 ± 0,75 91 ± 0,9

14-19 После нагрузки 33 ± 1,05 40 ± 0,6 26 ± 0,32 188 ± 0,8 93 ± 0,5

А (%) И 154 20t 44 24 t 2t

Окончание табл. 1

Уровень Возраст Положение Спектральные характеристики ВСР

GMFCS (лет) Сдвиг HF (%) LF (%) VLF (%) SI ЧСС (уд./мин)

Исходное 42 ± 1,02 32 ± 0,5 24 ± 0,12 129 ± 0,5 103 ± 1,09

3-7 После нагрузки 46 ± 0,8 32 ± 0,6 22 ± 0,23 117 ± 0,4 92 ± 1,07

А (%) 44 9| 0 84 94 114

Исходное 56 ± 0,77 29 ± 0,33 15 ± 0,1 89 ± 0,75 99 ± 1,08

V 8-12 После нагрузки 56 ± 0,68 26 ± 0,3 18 ± 0,2 92 ± 0,72 99 ± 1,6

А (%) И 0 10| 17t 3t 0

Исходное 32 ± 0,5 36 ± 0,34 32 ± 0,22 119 ± 1,02 91 ± 0,9

14-19 После нагрузки 32 ± 0,45 36 ± 0,302 32 ± 0,4 84 ± 0,70 87 ± 0,65

А (%) И 0 0 0 294 44

Обозначения: Ш - активность дыхательного центра; Ь¥ - активность вазомоторного центра; УLF - эрготропные системы обеспечения; S7 - стресс-индекс.

У юношей 14-19 лет I уровня функциональный ответ на активную мышечную деятельность проявился снижением показателей LF на 18% без реакции дыхательного центра и изменений показателей ЧСС к уровню предшествующей нагрузки. Низкий физиологический ответ автономных систем адаптации, умеренное привлечение эрготропных систем обеспечения, снижение воздействия центральных структур на регуляцию сердечного ритма, неизменность пульсовых характеристик позволяют констатировать недостаточное, слабое воздействие применяемой физической нагрузки для формирования даже краткосрочных показателей адаптации.

У мальчиков 3-7 лет II уровня анализ реакций систем адаптации на дозированную физическую нагрузку отражает: повышение деятельности дыхательного и вазомоторного центров - на 13% и 10% соответственно; со значительным снижением нейрогуморального регулирования - на 32%; снижением центральной регуляции и экономизацией пульсовых значений - на 3%. Сочетан-ное умеренное напряжение функциональных показателей, характеризующих активность аэробных компонентов энергообеспечения и кардиотонических характеристик сердечно-сосудистой систем, невостребованность метаболического обеспечения свидетельствуют о соответствии реакций адаптации к величине нагрузки. Снижение показателей стресс-реактивности подтверждает превалирование и достаточность развития автономных систем адаптации.

У мальчиков 8-12 лет II уровня реакция систем адаптации на физическую нагрузку выражалась в снижении показателей парасимпатического обеспечения на 17%, повышении значений симпатического и нейрогумо-рального регулирования - на 10% и 17% соответственно, без изменения ЧСС. Об адекватном и соответственном напряжении систем адаптации на физическое воздействие свидетельствует умеренное увеличение значений S7 на 15%.

У юношей 14-19 лет II уровня реакция систем адаптации на дозированную физическую нагрузку выразилась в снижении показателей дыхательного и вазомоторного центров на 4% и 13% соответственно. Выраженное на-

пряжение систем нейрогуморального регулирования до уровня гиперадаптации - 32% и пульсовых показателей восстановления - до 18%. О высокой степени напряжения систем адаптации свидетельствуют значительное (83%) увеличение значений SI и гиперадаптивная реакция VLF. Данные изменения показывают несоответствие функциональных резервов данному объему и структуре нагрузок.

У мальчиков 3-7 лет III уровня реакция систем адаптации на дозированную физическую нагрузку выразилась в незначительных изменениях показателей дыхательного и вазомоторного центров - на 4% и 3% соответственно, без динамики нейрогуморального регулирования, незначительном (3%) компенсаторном снижении пульсовых характеристик. Минимальные изменения (2%) значений SI свидетельствуют о слабом воздействии применяемой физической нагрузки и наличии хорошего функционального состояния.

У мальчиков 8-12 лет III уровня анализ реакций систем адаптации на дозированную физическую нагрузку отражает снижение показателей парасимпатического и симпатического обеспечения на 14% и 7% соответственно, со значительным требованием эрготропной поддержки (23%). Совместное умеренное напряжение функциональных механизмов, характеризующих активность аэробных компонентов энергообеспечения и кардиото-нических характеристик, востребованность метаболического обеспечения свидетельствуют о несоответствии имеющихся реакций адаптации к величине нагрузки. Значительное снижение стресс-реактивности указывает на сниженные функциональные резервы и несфор-мировавшиеся адаптационные реакции на физическую нагрузку.

У юношей 14-19 лет III уровня реакция систем адаптации на дозированную физическую нагрузку выразилась в значительном повышении показателей дыхательного центра (36%), снижении значений вазомоторного центра (3%), выраженном энергодефицитном состоянии (4%), умеренном напряжении восстановления пульсовых значений (6%). Данная реакция является напряженной, отражает срыв реакций адаптаций эрготропного обеспече-

ния. Функциональное состояние детей данной группы не соответствует объему и структуре физических нагрузок.

У мальчиков 3-7 лет IV уровня реакция систем адаптации на дозированную физическую нагрузку отразилась: в повышении показателей дыхательного центра - на 10%; снижении значений гемодинамических реакций - на 6%; 57 - на 1%; выраженным снижением нейрогуморального обеспечения на 21% и ЧСС - на 4%. Напряженная реакция аэробного обеспечения, падение кардиотонического эффекта и резкое истощение метаболической поддержки свидетельствуют о неготовности реакций обеспечения на физическое воздействие. Структура функциональных ответов разнонаправленна, спонтанна и не обоснована. При имеющихся функциональных резервах ответная реакция на нагрузку показывает состояние функционального срыва.

У мальчиков 8-12 лет IV уровня функциональный ответ на активную мышечную деятельность проявился повышением показателей активности дыхательного центра на 7%, снижением реакции вазомоторного центра - на 10%, с уменьшением нейрогуморального обеспечения (14%), выраженным повышением централизации пульсовых характеристик. Разнонаправленный характер ответных действий автономных систем адаптации в обеспечении мышечной деятельности, снижение действия эр-готропных систем обеспечения, но выраженное влияние центральных структур позволяют говорить об отсутствии механизмов срочной адаптации на применяемое физическое воздействие.

У юношей 14-19 лет IV уровня реакция систем адаптации на физическую нагрузку выражалась в снижении показателей парасимпатического обеспечения на 15%, повышении симпатического регулирования - на 20%, без заметного напряжения эрготропных механизмов обеспечения (4%). Об адекватном напряжении систем адаптации на физическое воздействие свидетельствует умеренное увеличение значений стресс-индекса на 24%. Реакция на нагрузку адекватная, уровень нагрузочных воздействий соответствует функциональному состоянию.

У мальчиков 3-7 лет V уровня функциональный ответ на активную мышечную деятельность проявился повышением показателей активности дыхательного центра на 9%, со снижением центральных регуляторов и хорошими показателями восстановления пульсовых характеристик. Низкий физиологический ответ автономных систем адаптации без привлечения эрготропных систем обеспечения, снижение степени управления центральных структур регуляции сердечным ритмом, хорошие показатели восстановления пульсовых характеристик позволяют говорить о недостаточном воздействии применяемой физической нагрузки.

У мальчиков 8-12 лет V уровня функциональный ответ на активную мышечную деятельность проявился снижением показателей активности вазомоторного центра на 10%, без реакции дыхательного центра, с умеренным требованием нейрогуморального обеспечения (17%), без централизации и изменения пульсовых характеристик. Участие автономных систем адаптации в обеспечении мышечной деятельности без привлечения эрготропных систем обеспечения, отсутствие влияния центральных

структур регуляции позволяют говорить о недостаточном воздействии применяемой физической нагрузки для формирования краткосрочной адаптации.

У юношей 14-19 лет V уровня анализ результатов функциональных сдвигов на физическую нагрузку выражался в отсутствии изменений и напряжения аэробных, кардиотонических и эрготропных систем обеспечения. Неизменные пульсовые показатели, отсутствие стресс-реагирования свидетельствуют о дефиците влияния объема и направленности физической нагрузки на возможность формирования реакций адаптации.

В таблице 2 показаны изменения спектральных характеристик ВСР у девочек и девушек в зависимости от уровня по ОМБС8 и возраста.

У девочек 3-7 лет, имеющих I уровень по шкале глобальных моторных функций (ОМБС8), значения спектральных характеристик ВСР при выполнении дозированной физической нагрузки, определяющей реактивность автономных и центральных систем адаптации, характеризуются следующими функциональными сдвигами: умеренным повышением значений дыхательных волн (НТ) - на 3%; умеренным снижением активности вазомоторного центра (1Т) - на 4%; значительным снижением нейрогуморального воздействия (У£Т) - на 31%. Изменение пульсовой характеристики адаптации составило 4%. Снижение показателя стресс-индекса (57) на 86%, отражающего смещение центрального регулирующего воздействия на сердечный ритм в сторону автономных систем регуляции, позволяет говорить об адекватном физиологическом ответе на нагрузку, наличием функциональных резервов и сформировавшейся системе долгосрочной адаптации.

У девочек 8-12 лет I уровня реакции систем адаптации отразили снижение показателей дыхательных волн - на 25% и повышение активности вазомоторного центра - на 7%, с умеренным повышением эрготропных систем обеспечения - на 9%, с экономизацией показателей ЧСС. Тесная взаимозависимость активности адреналовой и аце-тилхолиновой систем обеспечения и правильный выбор уровня физической нагрузки отражают функциональную готовность систем адаптации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У девушек 14-19 лет I уровня функциональный ответ на активную мышечную деятельность проявился значительным снижением показателей активности дыхательного центра - на 47%, мощным ответом вазомоторного центра - на 39%, умеренным привлечением эрготропных систем обеспечения - на 2%, умеренным изменением показателей ЧСС к уровню исходного состояния. Адекватный ответ автономных систем регуляции, умеренное привлечение эрготропных систем обеспечения, снижение воздействия центральных структур на регуляцию сердечного ритма, экономичность пульсовых характеристик позволяют предположить высокий адаптационный резерв. Уровень физической нагрузки является недостаточным для данного функционального состояния.

У девочек 3-7 лет II уровня реакция систем адаптации на дозированную физическую нагрузку выражалась в повышении показателей дыхательного центра - на 4%; снижении показателей активности вазомоторного центра -на 12%; невостребованности нейрогуморального регули-

рования и снижении пульсовых характеристик - на 5%. Снижение регулирования центральными структурами соответствует низким значениям напряжения систем адаптации в ответ на нагрузку. Уровень физической нагрузки является недостаточным для данного функционального состояния.

У девочек 8-12 лет II уровня функциональный ответ на мышечную деятельность проявился умеренным снижением показателей активности дыхательного цент-

ра - на 5%; умеренным ответом вазомоторного центра - на 8%; незначительным привлечением эрготропных систем обеспечения - на 4%; умеренным изменением показателей ЧСС к уровню исходного состояния - на 5%. Участие автономных систем адаптации без привлечения эрготроп-ных систем обеспечения, отсутствие влияния центральных структур регуляции позволяют говорить об имеющемся высоком адаптационном резерве и низком уровне физической нагрузки.

Таблица 2

Показатели спектральных характеристик ВСР (девочки, девушки 1-У уровней по вМРС8)

в различных возрастных группах (М ± т)

Уровень Возраст Положение Спектральные характеристики ВСР

вМРС8 (лет) Сдвиг ИР (%) ЬР (%) УЬР (%) £I ЧСС (уд./мин)

Исходное 78,8 ± 1,1 17,8 ± 0,3 3,5 ± 0,005 173 ± 0,8 96,5 ± 1,6

3-7 После нагрузки 80,6 ± 1,2 17,1 ± 0,3 2,4 ± 0,002 23 ± 0,3 100 ± 1,09

А (%) 4! 3! 44 314 864 4!

Исходное 36 ± 0,66 42,5 ± 0,5 21,6 ± 0,23 159 ± 1,6 85 ± 0,8

I 8-12 После нагрузки 27 ± 0,6 45,7 ± 0,5 23,01 ± 0,6 70 ± 0,71 84 ± 0,75

А (%) 4! 254 7! 9! 554 24

Исходное 42 ± 0,45 31 ± 0,35 26,5 ± 0,5 678 ± 1,5 99 ± 0,99

14-19 После нагрузки 22 ± 0,4 51,7 ± 0,5 27 ± 0,32 520 ± 1,09 102 ± 1,02

А (%) 4! 474 39! 2! 234 3!

Исходное 55,5 ± 0,5 33 ± 0,57 13 ± 0,31 122 ± 0,8 92 ± 1,54

3-7 После нагрузки 58 ± 0,75 29,4 ± 0,3 13 ± 0,32 76 ± 0,5 87 ± 1,24

А (%) 4! 4! 124 0 374 54

Исходное 40 ± 0,54 34 ± 0,33 26 ± 0,54 67 ± 0,4 82 ± 1,32

II 8-12 После нагрузки 38 ± 0,005 37 ± 0,45 25 ± 0,45 52 ± 0,3 86 ± 0,54

А (%) 4! 54 8! 44 224 5!

Исходное 18 ± 0,33 51 ± 0,64 31,0 ± 0,64 293 ± 1,07 94 ± 1,4

14-19 После нагрузки 19 ± 0,33 45 ± 0,51 37 ± 0,74 253 ± 0,82 92 ± 1,14

А (%) 4! 5! 124 16! 144 24

Исходное 60 ± 0,85 29 ± 0,302 11 ± 0,201 80 ± 0,3 90 ± 1,32

3-7 После нагрузки 63 ± 0,75 25 ± 0,201 12 ± 0,02 118 ± 0,8 93 ± 1,22

А (%) 4! 5! 144 8! 32! 3!

Исходное 44 ± 0,5 37 ± 0,02 18 ± 0,12 161 ± 0,8 94 ± 1,9

III 8-12 После нагрузки 42 ± 0,51 34 ± 0,2 23 ± 0,08 128 ± 0,7 94 ± 1,08

А (%) 4! 54 84 22! 214 0

Исходное 32 ± 0,43 40 ± 0,3 28,0 ± 0,22 420 ± 1,5 105 ± 0,69

14-19 После нагрузки 22 ± 0,5 40 ± 0,35 37 ± 0,62 542 ± 1,09 108 ± 1,55

А (%) 4! 314 0 24! 23! 3!

Исходное 56 ± 0,85 30 ± 0,21 14 ± 0,201 350 ± 1,2 104 ± 1,31

3-7 После нагрузки 31 ± 0,51 37 ± 0,31 31 ± 0,22 421 ± 1,03 111 ± 1,21

А (%) 4! 454 19! 55! 17! 6!

Исходное 39 ± 0,59 40 ± 0,02 21 ± 0,31 101 ± 0,75 97 ± 0,81

IV 8-12 После нагрузки 40 ± 0,41 39 ± 0,29 21 ± 0,3 150 ± 0,77 96 ± 0,87

А (%) 4! 4! 34 0 33! 14

Исходное 38 ± 0,21 43 ± 0,61 19,0 ± 0,27 198 ± 0,73 86 ± 0,82

14-19 После нагрузки 30 ± 0,11 40 ± 0,66 30 ± 0,1 298 ± 1,07 93 ± 1,61

А (%) 4! 214 74 37! 34! 8!

Окончание табл. 2

Уровень Возраст Положение Спектральные характеристики ВСР

GMFCS (лет) Сдвиг HF (%) LF (%) VLF (%) SI ЧСС (уд./мин)

Исходное 59 ± 0,81 28 ± 0,31 13 ± 0,5 510 ± 1,5 108 ± 1,5

3-7 После нагрузки 61 ± 0,88 25 ± 0,21 14 ± 0,05 235 ± 1,09 99 ± 1,57

А (%) И 3t 114 7t 544 84

Исходное 44 ± 0,43 29 ± 0,15 27 ± 0,15 101 ± 0,65 93 ± 1,58

V 8-12 После нагрузки 45 ± 0,081 31 ± 0,81 24 ± 0,235 125 ± 0,54 90 ± 1,49

А (%) И 2t 6t 114 19t 34

Исходное 39 ± 0,07 45 ± 0,72 16,0 ± 0,5 841 ± 1,05 132 ± 1,52

14-19 После нагрузки 81 ± 1,81 16 ± 0,05 3,4 ± 0,05 1269 ± 1,5 132,4 ± 1,6

А (%) И 524 644 784 34 t 0

У девушек II уровня 14-19 лет функциональный ответ на активную мышечную деятельность проявился умеренными: увеличением показателей активности дыхательного центра - на 5%; снижением деятельности вазомоторного центра - на 12%; привлечением эрготропных систем обеспечения - на 16%; изменением показателей ЧСС к исходному уровню. Автономизация систем регуляции, отсутствие напряжения эрготропных систем обеспечения, снижение воздействия центральных структур указывают на сформировавшийся адаптационный резерв. Уровень физической нагрузки недостаточен для формирования реакций долгосрочной адаптации.

У девочек III уровня 3-7 лет реакция систем адаптации на дозированную физическую нагрузку выражалась: в повышении показателей дыхательного центра - на 5%, снижении значений вазомоторного центра - на 14%, умеренного повышения нейрогуморального регулирования -на 8% и ЧСС - на 3%. Значительное (32%) увеличение значений стресс-индекса свидетельствует о выраженной централизации регулирования. Несоответствие мощности, объема выполненных нагрузок и исходного функционального состояния привело к снижению функциональных резервов и не позволило формированию механизмов адаптации.

У девочек III уровня 8-12 лет анализ реакций систем адаптации на дозированную физическую нагрузку отражает снижение показателей парасимпатического и симпатического обеспечения со значительным требованием эрготропной поддержки (22%). Умеренное напряжение функциональных механизмов, характеризующих активность аэробных компонентов энергообеспечения и кардиотонических ответных реакций; востребованность значительных эрготропных обеспечительных механизмов свидетельствуют о несоответствии реакций адаптации к величине нагрузки, а также на сниженные функциональные резервы и несформировавшиеся адаптационные реакции.

У девушек III уровня 14-19 лет реакция систем адаптации на дозированную физическую нагрузку выражалась в значительном снижении показателей дыхательного центра - на 31%, ареактивности вазомоторных симпати-котонических реакций, выраженном энергодефицитном

состоянии (24%) при умеренном напряжении восстановления пульсовых значений (3%). Данная реакция отражает срыв метаболического обеспечения, недостаточное наличие функциональных резервов.

У девочек IV уровня 3-7 лет реакции систем адаптации отразили сильное напряжение вагусных систем адаптации (снижение на 45%) и повышение активности вазомоторного центра на 20% с выраженным напряжением эрготропных систем обеспечения (55%) и централизацией. Участие эрготропных систем обеспечения, высокие значения стресс-индекса в исходном состоянии и дальнейшее его повышение на физическое воздействие позволяют говорить о стрессовом ответе и несоответствии функционального состояния уровню физической нагрузки.

У девочек IV уровня 8-12 лет реакция систем адаптации на дозированную физическую нагрузку выражалась: в повышении показателей парасимпатического обеспечения, снижении значений симпатического регулирования, без включения эрготропных механизмов обеспечения. Данные изменения свидетельствуют о незначительном влиянии уровня физического воздействия на функциональное состояние.

У девушек IV уровня 14-19 лет реакция систем адаптации на дозированную физическую нагрузку выражалась в сочетанном снижении показателей парасимпатического обеспечения, симпатического регулирования и явлением гиперадаптации (¥ЬГ 37%). Данные изменения свидетельствуют о стрессовом ответе и несоответствии объема и структуры физической нагрузки исходному функциональному состоянию.

У девочек V уровня 3-7 лет реакция систем адаптации на дозированную физическую нагрузку выражалась: в повышении показателей дыхательного центра, снижении значений вазомоторного центра, снижении значений нейрогуморального регулирования и ЧСС. О повышении напряжения систем адаптации свидетельствует увеличение значений S7, что подтверждает централизацию регулирования и постнагрузочный энергодефицит.

У девочек V уровня 8-12 лет функциональный ответ на активную мышечную деятельность проявился повыше-

нием показателей активности дыхательного центра - на 3%, снижением реакции вазомоторного центра - на 11% с умеренным требованием нейрогуморального обеспечения, выраженным снижением централизации и пульсовых характеристик. Неадекватная ответная реакция в обеспечении мышечной деятельности, умеренное привлечение эрготропных систем обеспечения, снижение влияния центральных структур регуляции позволяют говорить об отсутствии механизмов срочной адаптации к физическому воздействию.

У девушек V уровня 14-19 лет результаты функциональных сдвигов на физическую нагрузку отразили срыв аэробных, кардиотонических и эрготропных систем обеспечения. Выраженная централизация регуляции сердечным ритмом подтверждает срыв реакций адаптации на выполняемую нагрузку.

Исследование объективных факторов, влияющих на проявление вторичных двигательных нарушений у детей-инвалидов с диагнозом ДЦП и другими двигательными нарушениями, показало, что они обусловлены не только проблемами со стороны опорно-двигательного аппарата, но и имеющимися нарушениями со стороны других органов и систем, включая адаптивно-компенсаторные сдвиги вегетативного баланса, изменения адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы в виде повышения тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Содержание и структура физического воздействия при проведении восстановительных мероприятий должна определяться закономерностями возрастного развития адаптационных систем и уровнем больших моторных функций (ОМБС8) [8].

Выводы

Выявленные закономерности изменений функционального состояния кардиореспираторной системы и ней-рогуморального обеспечения по спектральным характеристикам вариабельности сердечного ритма, отражающим уровень напряжения систем адаптации на дозированную физическую нагрузку, позволяют индивидуализировать структуру двигательных воздействий. Анализ значений спектральных характеристик, отражающих функциональные сдвиги, позволил разделить детей-инвалидов на 3 группы:

► 1-я, имеющая хорошее функциональное состояние и сформированные признаки краткосрочной и долговременной адаптации к предъявляемому уровню физической нагрузки. В нее входят - мальчики I уровня (по ОМБС8): 3-7 лет, 8-12, 14-19 лет; II уровня: 3-7 лет, 8-12 лет; IV уровня: 14-19 лет; девочки I уровня: 3-7 лет, 8-12 лет.

► 2-я, имеющая хорошее функциональное состояние без сформированных признаков краткосрочной и долговременной адаптации в связи с низким уровнем предлагаемой физической нагрузки. В нее вошли - мальчики III уровня (по GMFCS): 3-7 лет; V уровня: 3-7 лет, 8-12 лет, 14-19 лет; девочки I уровня: 14-19 лет; II уровня: 3-7 лет, 8-12 лет, 14-19 лет; III уровня: 3-7 лет, 8-12 лет; IV уровня: 8-12 лет; V уровня: 8-12 лет.

► 3-я, функциональное состояние которой не соответствует данному уровню предлагаемой физической нагрузки. Ответной реакцией на физическое воздействие явился срыв адаптационных механизмов. В нее входят -мальчики II уровня (по GMFCS): 14-19 лет; III уровня: 8-12 лет, 14-19 лет; IV уровня: 3-7 лет, 8-12 лет; девочки IV уровня: 3-7 лет, 14-19 лет; V уровня: 3-7 лет, 14-19 лет.

Литература

1. Псеунок, А.А. Особенности адаптации к тренировкам юных спортсменов, занимающихся циклическими и ациклическими видами спорта // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 1. - С. 13-15.

2. Жуков, Е.К. Влияние гипокинезии на функциональное состояние скелетных мышц // Физиология. - 1971. -№ 9. - С. 120-125.

3. Гусев, Е.И. Пластичность нервной системы // Журнал неврологии и психиатрии. - 2004. - № 3. - С. 73-79.

4. Касаткина, Г.М. Влияние физических упражнений разной направленности на развитие движений и психики детей 3-7 лет: дис. ... канд. псих. наук. - М., 1982. -212 с.

5. Динамическая оценка функционального состояния кардиореспираторной системы у детей с детским церебральным параличом / Ю.В. Пелевин, В.И. Николаенко,

О.В. Кудряшова, Е.В. Афанасьева, М.А. Лебедева, В.А. Ба-дил, М.М. Хомич, Л.А. Носкин // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. - 2011. - Т. 90. - № 5. - С. 82-87.

6. Шейх-Заде, Ю.Р. Адаптивно-компенсаторные сдвиги вегетативного баланса при детском церебральном параличе // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1999. - Т. 99. - № 9. - С. 42-45.

7. Яблучанский, Н.И., Мартыненко, А.Б., Исаева, А.С. Основы практического применения неинвазивных технологий регуляторных систем человека. - Харьков: Основа. - 2000. - 88 с.

8. Пути решения проблем реабилитации детей с двигательными нарушениями средствами физической культуры / Н.А. Гросс, Т.Л. Шарова, И.Ю. Беркутова, В.А. Клен-дар // Вестник спортивной науки. - 2018. - № 5. -С. 58-64.

References

1. Pseunok, A.A. (2016), Features of adaptation to training of young athletes engaged in cyclic and acyclic sports, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 1, pp. 13-15.

2. Zhukov, E.K. (1971), The effect of hypokinesia on the functional state of skeletal muscles, Fiziologiya, no. 9, pp. 120-125.

3. Gusev, E.I. (2004), Plasticity of the nervous system, Zhurnal nevrologii i psihiatrii imeni S.S. Korsakova, no. 3, pp. 73-79.

4. Kasatkina, G.M. (1982), The influence of physical exercises of different orientation on the development of movements and psyche of children 3-7 years old: Dis.... Ph.D. (Psychology), Moscow, 212 p.

5. Pelevin, Yu.V., Nikolaenko, V.I., Kudryashova, O.V., Afanasyeva, E.V., Lebedeva, M.A., Badil, V.A., Khomich, M.M.

and Noskin, L.A. (2011), Dynamic assessment of the functional state of the cardio-respiratory system in children with cerebral palsy, Pediatriya. Zhurnal im. G.N. Speranskogo, vol. 90, no. 5, pp. 82-87.

6. Sheikh-Zade, Yu.R. (1999), Adaptive-compensatory shifts of vegetative balance in cerebral palsy, Zhurnal nevrologii i psihiatrii imeni S.S. Korsakova, vol. 99, no. 9, pp. 42-45.

7. Yabluchanskiy, N.I., Martynenko, A.B. and Isaeva, A.S. (2000), Fundamentals of practical application of noninvasive technologies of human regulatory systems, Kharkov: Osnova, 88 p.

8. Gross, N.A., Sharova, T.L., Berkutova, I.Yu. and Klen-dar, V.A. (2018), Ways of solving problems of rehabilitation of children with motor disorders by means of physical culture, Vestnik sportivnoy nauki, no. 5, pp. 58-64.

C*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.