Л.Н. СЕЛИВЕРСТОВА
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
В статье представлены результаты анализа влияния факторов внешней среды на деятель -ность муниципального учреждения культуры методом РЕБТ-анализа. Объектом анализа послужи-
Внешняя среда, РЕБТ-анализ, муниципальная услуга.
Современная среда как совокупность факторов внешней и внутренней среды характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность организаций приспосабливаться к изменениям - основное условие ее выживания и развития. Чтобы обеспечить эффективность деятельности организации, ее руководство должно иметь представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией [1, с. 167].
Внешняя среда организации - это источник, который питает ее ресурсами, необходимыми для осуществления деятельности и поддержания внутренней активности на должном уровне. Между организацией и внешней средой происходит постоянный обмен, обеспечивающий первую различными возможностями для выживания. Но, разумеется, ресурсоёмкость внешней среды не является безграничной. Ведь на нее претендуют и другие организации, находящиеся в такой же среде. Поэтому всегда есть вероятность того, что организация недополучит или вовсе не сможет получить необходимые ресурсы из внешней среды. Это, в свою очередь, может привести к многочисленным негативным последствиям для организации. Воздействие внешней среды на организацию велико, оно способно выражаться в различных факторах, создавать как благоприятные условия для успешной деятельности всей организации, так и, наоборот, угрозу для ее существования.
В данной статье будут рассмотрены факторы влияния внешней среды на деятельность учреждения культуры в части предоставления муниципальных услуг на примере муниципального бюджетного учреждения культуры «Районный Дом культуры» Нек-линовского района Ростовской области (далее -МБУК «Районный Дом культуры» НР РО). Согласно Уставу, предметом деятельности и целями создания МБУК «Районный Дом культуры» НР РО является оказание услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления Некли-но веко го района, предусмотренных п. 12 и 13.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 6.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, а также создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества,
ло муниципальное бюджетное учреждение культуры «Районный Дом культуры» Неклиновского района Ростовской области.
участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении [2].
Постановлениями Администрации Неклиновского района «Об утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг в сфере культуры и искусства» № 123 и № 448 [3; 4] утверждены административные регламенты предоставления МБУК «Районный Дом культуры» НР РО гражданам Неклиновского района Ростовской области и других субъектов Российской Федерации, а также иностранным гражданам следующих муниципальных услуг (работ):
- организация мероприятий [3];
- предоставление консультативных и методических услуг [3];
- организация деятельности клубных формирований и формирований самодеятельного народного творчества [3];
- предоставление информации о времени и месте театральных представлений, филармонических и эстрадных концертов и гастрольных мероприятий, театров и филармоний, киносеансов, анонсы данных мероприятий [4].
Административные регламенты МБУК по предо -ставлению муниципальных услуг разработаны в целях повышения качества предоставления и доступности муниципальных услуг, создания комфортных условий для их получателей.
Конечным результатом предоставления муниципальной услуги является либо размещение информации об организации мероприятий на Едином портале государственных и муниципальных услуг, либо подготовка методических материалов и проведение обучающих мероприятий, либо организация работы клубных формирований [3; 4].
На качество предоставляемых муниципальных услуг влияет множество разнообразных факторов, в связи с чем актуально проведение их анализа. МБУК «Районный Дом культуры» НР РО по специфике своей деятельности постоянно взаимодействует с внешней средой. Одним из методов, с помощью которых осуществляется анализ внешней среды, является РБ8Т-анализ. Это комплексное изучение внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность организации. В самом названии представлены те области, которые подвергаются исследованию - политика, экономика, общество и технологии. Проведем РБ8Т-анализ для выявления воздействия внешней среды на МБУК «Районный Дом культуры» НР РО (см. таблицу).
РЕ8Т-аналю деятельности МБУК «Районный Дом культуры» НР РО
Политические факторы Экономические факторы
1. Изменения федерального, областного, местного законодательства. 2.Регулирующие органы и нормы в сфере культуры. 3.Административный контроль над деятельностью учреждения. 4. Нестабильная политическая ситуация в близкорасположенных государствах 1. Экономическая ситуация. 2. Федеральные целевые и муниципальные программы по развитию культуры. 4.Рост цен на ресурсы, необходимые для учреждения. 5. Деятельность конкурентов. 6. Низкий уровень жизни населения и как следствие его миграция в другие районы
Социокультурные факторы Технологические факторы
1. Транзитивное состояние общества. 2. Репутация учреждения среди населения. 3. Реклама и связи с общественностью. 4. Вкусы и предпочтения населения. 5. Дефицит высококвалифицированных кадров в сфере культуры 1. Информационно-телекоммуникационные технологии 2. Тенденции, снижающие уровень востребованности организации на территории
Анализ факторов внешней среды показал, что среди политических факторов нужно учитывать изменения федерального, областного, местного законодательства в области культуры. Этот фактор влияет на организацию таким образом, что заставляет руководство постоянно вести четкий контроль за изменением всех нормативно-правовых актов, касающихся деятельности учреждения, а также уметь своевременно учитывать их в своей деятельности. Например, изменения в законодательстве могут обусловливать увеличение планируемых сроков и изменение условий реализации культурных мероприятий.
Регулирующие органы и нормы в сфере культуры устанавливают правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в данной сфере, поэтому и само учреждение должно следовать им и подчиняться. Так, в Административных регламентах по предоставлению муниципальных услуг прописана необходимость соответствия культур-но-досуговых объектов требованиям санитарных норм, правилам безопасности труда, противопожарной безопасности и требованиям стандартов, технических условий, нормативных документов и пр. [3]. Деятельность МБУК «Районный Дом культуры» НР РО находится под постоянным контролем муниципалитета, а именно отдела культуры Администрации НР. Все действия учреждение вынуждено согласовывать с главой администрации, начальником отдела культуры и пр., а также подчиняться всем указаниям. Немаловажен и тот факт, что все средства, необходимые учреждению для осуществления деятельности, поступают из бюджета района по распоряжению главы Администрации.
Среди политических факторов также следует учесть нестабильную политическую ситуацию в соседней Украине, военные действия в которой приводят к резкому уменьшению объема информации, получаемой в рамках культурного обмена, а также к снижению возможностей проведения культурных мероприятий в рамках гастрольной и выставочной деятельности.
Другой группой факторов, оказывающих влияние на учреждение, являются экономические. Первый фактор этой группы - экономическая ситуация. Состояние внутренней и внешней конъюнктуры, темпы
роста национальной экономики и уровень инвестиционной активности, инфляция, а также проблемы банковской системы могут привести к возникновению бюджетного дефицита на всех уровнях, что ведет к снижению инвестиционной привлекательности сферы культуры. Зачастую в бюджете района наблюдается дефицит средств, что ведет к сокращению финансирования районного дома культуры, поэтому среди экономических факторов в первую очередь нужно учесть экономическую ситуацию в стране в целом и в районе в частности.
Помимо муниципального бюджета финансирование деятельности учреждений культуры может осуществляться из фондов федеральных целевых и муниципальных программ по развитию культуры [5; 6; 8; 9]. Участие учреждения в таких программах позволяет существенно улучшить положение дел по различным критериям, в том числе и экономическое положение.
Рост цен на ресурсы, необходимые для учреждения, а именно на тепло- и электроэнергию, водоснабжение, строительные и другие материалы негативно сказывается на проведении таких затратных мероприятий, как реконструкция и капитальный ремонт учреждений культуры, порой делая их невозможными.
Деятельность конкурентов говорит о том, что другие учреждения культуры могут быть привлекательнее для населения (по оснащенности и другим параметрам), вследствие чего может возникнуть отток посетителей районного дома культуры. Так, на территории Неклиновского района помимо анализируемого нами учреждения действуют две детских школы искусств и детская музыкальная школа.
Снижение уровня жизни населения ведет к тому, что молодежь уезжает в другие районы в поисках высокооплачиваемой работы, что не может не сказаться на деятельности учреждения культуры, поскольку отток населения напрямую связан со снижением спроса на муниципальные услуги. Низкий уровень жизни также напрямую связан с отказом населения от платных услуг, предоставляемых учреждением культуры.
При анализе социокультурных факторов среди прочих был выявлен следующий: транзитивное сос-
тояние общества. Современное российское общество находится в транзитивном состоянии - состоянии неустойчивого равновесия, когда циклически возникают кризисные ситуации в социально-экономических и политических отношениях. Необходимость модернизации признаётся на всех уровнях, в том числе широкими кругами общественности и рядовыми гражданами. Периферийные города, сельские районы также включаются в модернизационные процессы, при этом испытывая ряд трудностей в планировании социально-экономического и культурного развития [7].
Такой фактор, как репутация учреждения, свидетельствует о том, какое мнение сложилось у населения о его деятельности. Оно очень важно для данного типа учреждения, так как по нему определяется желание людей посещать учреждение, приводить сюда своих детей. Репутацию учреждению создают сотрудники, труд которых оценивают потребители. Уровень их квалификации может сказаться на уровне качества предоставляемых услуг. Поэтому дефицит высококвалифицированных кадров в сфере культуры следует выделить среди социальных факторов, определяющих внешнюю среду организации.
Реклама и связи с общественностью оказывают непосредственное влияние на деятельность учреждения, поскольку ее информационное сопровождение, т.е. информация о всевозможных мероприятиях, проводимых учреждением, должна быть донесена до населения вовремя и в доступной форме. Информационное сопровождение может обеспечиваться через оповещение граждан (анонс) о планируемых мероприятиях путём размещения информации на банне-рах, рекламных щитах, афишах, в средствах массовой информации. Также в каждом культурно-досуговом учреждении должны существовать информационные уголки, содержащие сведения о планируемых мероприятиях [3].
Вкусы и предпочтения населения как социокультурный фактор во многом определяют направленность деятельности учреждения культуры. Важным условием эффективной деятельности учреждения является быстрота реакции на изменения во вкусах и предпочтениях населения и способность быстро реагировать на их изменения, так как от этого во многом зависит удовлетворенность населения качеством оказываемых услуг.
В заключение рассмотрим технологические факторы, определяющие внешнюю среду. Современные информационно-телекоммуникационные технологии могут значительно повысить качество предоставляемых услуг и оказать положительное воздействие на эффективность деятельности дома культуры в целом. Однако внедрение технологий связано с вложением средств, которых обычно катастрофически не хватает, и учреждению приходится работать «с тем, что есть». Информирование населения посредством традиционных печатных медиа на современном этапе развития общества и коммуникаций утрачивает свою актуальность, что связано с доступностью интернет-коммуникации практически всем слоям населения. В ближайших планах МБУК «Районный Дом культуры» НР РО разработка собственного интернет-сайта,
что наверняка лучшим образом отразится на его деятельности.
Среди технологических факторов следует также указать тенденции, снижающие уровень востребованности организации на территории. Строительство и введение в эксплуатацию больших торговых развлекательных центров в близлежащих городах, позволяющих удовлетворить помимо культурных и другие потребности в одном месте, и наличие налаженной разнообразной сети пригородного транспорта (автобусов, маршрутных такси) позволяют пользоваться услугами в сфере культуры в близко расположенных муниципальных образованиях, например, в Таганроге.
Таким образом, с помощью РБ8Т-анализа были выявлены наиболее важные факторы внешней среды, оказывающие влияние на деятельность МБУК «Районный Дом культуры» НР РО. Далее имеет смысл провести анализ факторов внутренней среды, влияющих на деятельность организации, с целью разработки мер по повышению эффективности ее деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Полунина Н.Л. Факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на социальную и экономическую эффективность предпринимательской деятельности // Вестник ТГУ. 2013. №3 (119). С. 167-175.
2. Федеральный закон от 6.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 44571/0314df1979c5fa7b184141a5ac015d0ce344310 а/ (датаобращения: 30.12.2016).
3. Постановление Администрации Неклиновского района от от 24.02.2016 № 123 «О внесении изменений в постановление Администрации Неклиновского района №1375 от 21.12.2011 «Об утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг в сфере культуры и искусства» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nekl.donland.ru/Data/Sites/36/media/ doc/adm/2016/post_123.pdf (дата обращения: 20.11.2016).
4. Постановление Администрации Неклиновского района от 22.07.2016 № 448 «Об утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг в сфере культуры и искусства» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nekl. donland.ru/Data/Sites/3 6/media/doc /adm/2016/post_448.pdf (дата обращения: 20.11.2016).
5. Государственная программа «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/ programs/217/events/ (дата обращения: 20.11.2016).
6. Государственная программа Ростовской области «Развитие культуры и туризма» на 2014-2020 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.donland.ru/Donland/Pages/View.aspx7pa geid=75189&mid=128186&itemId=153 (дата обращения: 20.11.2016).
7. Куфанова Р.Н., Сиюхова A.M. Роль культурных факторов в формировании позитивного восприятия периферийного города населением в условиях модернизации российского общества (на примере г. Майкопа) // СИСП. 2012. №11 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru /article/n/ ro l-kulturnyh-fakto rov-v-fo rmiro vanii-pozitivnogo-vospriyatiya-periferiynogo-goroda-naseleniem-v-usloviyah-modernizatsii-rossiyskogo (дата обращения: 28.11.2016).
8. Муниципальная программа Неклиновского района «Развитие культуры и туризма» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://special.nekl. donland.ru/ (дата обращения: 20.11.2016).
9. Федеральная целевая программа «Культура России» на 2012-2018 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gov.garant.ru/SESSION/ PILOT/main.htm (дата обращения: 20.11.2016).