ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ
DOI 10.24412/1829-0450-2024-1-16-34 Поступила:
УДК 338.1, 338.2 Сдана на рецензию:
Подписана к печати:
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ДОВЕРИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ*
А.Г. Галстян1, А.Г. Алавердян2
Российско-Армянский (Славянский) университет [email protected], [email protected] ORCID1: 0000-0002-7800-7232, ORCID2; 0009-0006-5707-191X
АННОТАЦИЯ
В данной статье речь идет о том, что факторы поведенческого характера имеют значимое влияние на экономику стран мира. Среди поведенческих факторов доверие имеет фундаментальное значение для развития экономики страны и стимулирования экономического роста. Таким образом, одним из главных приоритетов государственного регулирования экономики в современном мире является стимулирование положительных ожиданий и повышение уровня доверия. В рамках данного исследования сделан анализ влияние доверия как неэкономического фактора на экономику.
Целью исследования является анализ влияния доверия на экономику стран с разным уровнем доходов. Объектом исследования является уровень доверия. Предметом исследования является взаимосвязь между уровнем доверия и экономическим ростом. Для достижения поставленной цели были использованы такие методы, как сравнительный анализ зарубежных исследований, системный и статистический анализ.
Ключевые слова: экономическое развитие, доверие, поведенческие факторы.
Характер межличностного общения главным образом определяется фактором доверия, которое является основой межгрупповых и организационных взаимоотношений, и таким образом становится фундаментом социальных отношений. Роль доверия в экономике исследовалась многими экономистами, специалистами сферы управления и психологии.
Доверие является важным элементом эффективного функционирования любого общества. Оно составляет основу социально-экономических взаимо-
04.01.2024г.
09.01.2024г.
12.01.2024г.
This work was supported by the Science Committee of RA (Research project № 22YR-5B009).
действий, и его наличие или отсутствие может оказывать существенное влияние на экономику страны. Доверие - это нематериальный, но ценный актив, который может оказать ощутимое влияние на экономику страны.
Когда присутствует доверие, оно ведет к расширению сотрудничества, что, в свою очередь, способствует более эффективной и действенной экономической деятельности. Доверие позволяет физическим и юридическим лицам заключать контракты и соглашения, будучи уверенными в том, что другая сторона выполнит свои обязательства. Это снижает транзакционные издержки, снижает риск дефолта и создает более стабильную бизнес-среду.
Доверие является неотъемлемым элементом конкуренции и сотрудничества между участниками рынка. Доверие также является основополагающим фактором для потребителей во время принятия решений. Оно может указывать на силу «социальной солидарности» в стране, что может повлиять на государственные расходы, образование, налоговое администрирование и т.д.
Таким образом, влияние доверия на экономику непосредственно через призму социальных взаимоотношений не отрицаемо. Новозникает ряд новых вопросов:
• Является ли это влияние только косвенным?
• Имеет ли воздействие доверия на экономику долгосрочный характер?
• Является ли управляемым фактором, через которого можно повлиять на экономику страны в целом.
Экономисты Кнак и Кифер [1] в своей работе, на основе показателей доверия и гражданских норм 29 стран с рыночной экономикой, доказали, что социальное доверие является надежным детерминантом долгосрочного экономического роста. Они также показали, что доверие и гражданские нормы присутствуют на более высоком уровне в странах с более высокими уровнем доходов, с развитыми институтами регулирования экономики, с более образованным и этнически однородным населением. Результаты исследования Бойгельсдейкаи др. [2] еще раз подтверждают утверждение Кнака и Кифера о долгосрочном эффекте фактора доверия на экономику страны. Повышение значимости результатов исследования вызвано включением стран с относительно низкими показателями доверия, в частности, Филиппин и Перу.
Хотя общая связь между доверием и ростом хорошо задокументирована, остается открытым вопрос, связано ли влияние доверия на долгосрочный рост главным образом с влиянием на рост производительности. Результаты теори-тического обзора убедительно свидетельствуют о том, что социальное доверие имеет значимое влияние на рост производительности. Анализ общего роста показывает, что социальное доверие положительно связано с ростом, чего нельзя сказать о росте предложения рабочей силы, физического капитала или образования. И, наоборот, доверие тесно связано с развитием производительности. Основные результаты также имеют экономическое значение, поскольку они предполагают, что одно стандартное отклонение социального
доверия - примерно такое же, как разница между Францией и Германией - и связано с повышением производительности примерно на 20% стандартного отклонения. Эти результаты устойчивы к набору стандартных тестов и зависят от качества формальных институтов [3].
Доверие влияет на предельную эффективность факторных затрат. Однако недавние исследования [4] не подтверждают предположение о том, что накопление капитала более тесно связано с ростом в обществах с высоким уровнем доверия. В частности, известно, что доверие является определяющим фактором качества судебной системы и эффективности регулирования государственных надзорных структур, которые могут влиять на экономический рост и производительность разных участников рынка в целом.
Одним из способов воздействия доверия на экономику является его влияние на финансовые рынки. Доверие необходимо для эффективного функционирования финансовых рынков. Инвесторы должны быть уверены, что информация, предоставляемая компаниями, является точной и что они получат справедливую прибыль от своих инвестиций. Если доверие низкое, инвесторы могут не захотеть вкладывать средства, что приведет к нехватке капитала и снижению экономического роста. Кроме того, доверие имеет решающее значение для стабильности финансовых учреждений. При отсутствии доверия к финансовым учреждениям - таким, как банки, люди могут снять свои депозиты, что приведет к банковскому кризису.
Доверие также играет важную роль в международной торговле. Страны с высоким уровнем доверия с большей вероятностью будут участвовать в международной торговле, что приведет к повышению экономической активности и роста. Доверие позволяет предприятиям вести торговлю с иностранными партнерами с уверенностью в том, что они получат приобретенные товары и услуги. При отсутствии доверия могут возводиться торговые барьеры, что снижает торговлю и экономический рост.
Кнак в своей работе о влиянии различных форм «социального капитала» на деятельность правительства в США показал, что аспекты социального капитала, которые выражаются реципрокностью (общий механизм совместного достижения эволюционного преимущества - такие, как социальное доверие, волонтерство и т.д.), взаимосвязаны с более высокой эффективностью правительства. Эффективность правительства в данном случае измеряется рейтингами, составленными в рамках «Проекта эффективности правительства» [5]. С другой стороны, аспекты социального капитала, которые выражаются в социальных связях, а именно: активность в ассоциациях и неформальное общение, не связаны с эффективностью правительства.
Кроме того, доверие оказывает положительное влияние на инновации и предпринимательство. Когда участники рынка доверяют друг другу, они с большей вероятностью будут делиться знаниями и идеями, что приведет к инновациям и разработкам новых продуктов. К тому же, как уже было отмечено,
доверие позволяет предпринимателям легче привлекать капитал, поскольку инвесторы с большей вероятностью будут вкладывать средства в бизнес, если они доверяют способности предпринимателя эффективно управлять.
С резкими темпами развития политических наук последних трех десятилетий проблема коллективных действий стала одной из центральных концепций, продвигаемых учеными этой сферы. Однако широкое признание этой концепции в качестве описательного и диагностического инструмента не может скрыть того факта, что ее предсказания не всегда верны [6].
Правительствам необходимо доверие своего народа для успешного решения текущих и будущих политических задач, а также для того, чтобы быть в состоянии убедить общественность в эффективности и необходимости определенных - априори непопулярных - политических решений. Межличностное доверие является важным фактором экономического роста и развития. Потеря доверия могла бы тогда объяснить затянувшийся экономический кризис в некоторых частях мира. Доверие может быть подорвано в течение длительного времени и распространится на нескольких поколений, даже после восстановления экономики. Неадекватные инвестиции для смягчения потрясений, например, в системы социальной защиты, означают, что социальный капитал и благополучие поколений могут быть потеряны навсегда [7].
Финансовый кризис 2008-2009гг. является еще одной иллюстрацией того, как быстро может быть исчерпан запас доверия. Финансовый кризис и неспособность европейских институтов справиться с его разрушительными экономическими последствиями привели к резкому и драматическому падению уровня доверия к институтам в некоторых странах, особенно в странах Южной Европы [8].
Агиони др. [9] в своем исследовании показывает последствия быстрого дерегулирования рынков и финансовых кризисов в странах с переходной экономикой. Неожиданное и резкое дерегулирование рынков в 1990-х гг. в странах бывшего СССР, в сочетании с изначально низкой кооперативной и доверительной средой, привело к росту некооперативных ценностей и недоверия к другим, а также к требованию возврата к более высокому регулированию для исправления негативных внешних эффектов, порожденных антиобщественными установками. Данное исследование также обращает внимание на важность рассмотрения исходного уровня доверия между людьми и институтами, прежде чем рекомендовать какую-либо реформу политики.
В своем исследовании Батлер и др. [10] доказали наличие взаимосвязи между индивидуальным доверием и индивидуальным доходом на основе крупномасштабных опросов в странах с высококачественными институтами. Однако наиболее примечательно, их утверждение о том, что чрезмерное доверие так же, как чрезмерное недоверие по отдельности, имеют отрицательное воздействие на издержки. Отметим, что на эффект влияния низкого уровня доверия на издержки намного сильнее эффекта влияния чрезмерного доверия. Это касается также
стран с низким уровнем доверия. Однако между этими двумя взаимозависимостями есть одна важная концептуальная разница. В случае чрезмерного доверия эффект выражается на индивидуальном уровне. А в случае низкого уровня доверия эффект выражается и на индивидуальном, и на общественном уровне - посредством сокращения производства излишков. Излишек доверия может создавать социальный излишек, даже если этот излишек распределяется таким образом, что это вредит чрезмерно доверчивым людям.
Таким образом, доверие является жизненно важным компонентом экономики страны. Он играет важную роль на финансовых рынках, в международной торговле, инновациях и предпринимательстве. Когда доверие присутствует, оно ведет к повышению экономической активности и роста, а отсутствие доверия может привести к их снижению. Создание и поддержание доверия крайне важно для эффективного функционирования любого общества, и регулятивные институты должны стремиться к созданию среды, укрепляющей доверие и способствующей экономическому росту и развитию.
Доверие, и в более общем смысле, социальный капитал характеризуются важной асимметрией: его гораздо легче разрушить, чем создать. А негативное потрясение доверия может оказать длительное воздействие на уровень сотрудничества внутри сообществ.
Сравнительный анализ влияния доверия на экономический рост
В целом, уровень доверия, как правило, выше в странах Северной Европы - таких, как Дания, Швеция и Норвегия, где существует сильная система социального обеспечения, низкий уровень коррупции и высокая степень социальной сплоченности. Эти факторы способствуют общему чувству доверия между гражданами и учреждениями.
Уровень доверия в азиатских странах может сильно различаться в зависимости от страны и культурного контекста. Например, Япония и Южная Корея традиционно отличались высоким уровнем социального доверия, что способствовало развитию сильной экономики и деловых отношений. В Китае доверие, как правило, больше сосредоточено на личных отношениях и связях, что может затруднить установление доверия и партнерских отношений для иностранных компаний.
Еще одно ключевое различие между доверием в Азии и Европе заключается в роли правительства. В Европе больше доверяют государственным институтам и верховенству закона, тогда как во многих азиатских странах больше полагаются на личные отношения и связи для достижения цели.
В Южной Америке уровень доверия может сильно различаться в зависимости от страны и культурного контекста. Некоторые страны - такие, как Чили, Уругвай и Коста-Рика, имеют относительно высокий уровень социаль-
ного доверия, в то время как другие - такие, как Бразилия, Венесуэла и Боливия, имеют более низкий уровень из-за высокого уровня коррупции и политической нестабильности.
В целом, хотя доверие важно как для южноамериканской, так и для европейской экономики, культурные и институциональные факторы, влияющие на уровень доверия, могут сильно различаться между двумя регионами. Понимание этих различий может иметь решающее значение для компаний и политиков, стремящихся наладить отношения и вести бизнес в любом регионе.
Южная Корея
Южная Корея - одна из быстро развивающихся стран в Восточной Азии с быстрорастущей экономикой. В течениепоследних 50 лет экономика страны постоянно развивается с высокими темпами экономического роста (Рис.1). Как и в любой другой стране, доверие играет существенную роль в экономике страны. Высокий уровень доверия является неотъемлемым элементом функционирования экономики Южной Кореи. За последние несколько десятилетий экономический рост страны определялся высокой степенью социального и институционального доверия. Жители Южной Кореи проявляют высокий уровень доверия к своему правительству, бизнесу и согражданам. Это доверие стало причиной успешного привлечения иностранных инвестиций, развития формальных институтов и создания благоприятной деловой среды.
Многочисленные исследования демонстрируют, что высокий уровень доверия в западных странах, а также Японии и других азиатских «тигров», является одним из ключевых факторов, определяющих их процветание. Этот фактор способствует высокому уровню социального капитала и мобилизации ресурсов, доступных в различных сферах общества, для инвестирования в развитие. С другой стороны, страны с низким уровнем доверия отстают в своем развитии.
Рисунок 1. ВВП Южной Кореи в млн. $ США.
3000000
2500000
2000000
1500000
1000000
500000
0
0<М^1-'чОООО<М^1-'чОООО<М^1-УОООО<М^1-'чОООО<М^1-'чООООС'1 t>t>t>t>t>OOOOOOOOOOGNGNGNGNGNOOOOO'—' < <N <N
GnGnGnGnGnGnGnGnGnGnGnGnGnGnGn OOOOOOOOOOOO ^^^^^^^^^^^^^^^
Источник:TradingEconomics [11].
Индекс доверия в Южной Корее имеет тенденцию колебаться в зависимости от различных экономических и политических факторов, но, в целом, считается относительно высоким по сравнению с другими странами региона. Динамика индекса доверия показывает, что даже в кризисные периоды - такие, как 2008-2009гг. и 2020-2022гг., индекс доверия в стране сохраняется на уровне выше 95, что является показателем выше среднего (Рис.2). В 2022г. средний показатель индекса доверия по странам Организации Экономического Сотрудничества и Развития был равен 95. Во многом это связано с сильным экономическим ростом страны, стабильным политическим климатом и высоким уровнем социального и институционального доверия.
Южнокорейцы имеют высокую степень доверия к своим финансовым учреждениям, что позволило стране построить надежную финансовую систему, поддерживающую экономический рост. Финансовые учреждения Южной Кореи прозрачны и эффективны. Им доверяют как отечественные, так и зарубежные инвесторы.
Рисунок 2. Индекс Доверия Южной Кореи.
Источник: База данных Организации Экономического Сотрудничества и Развития [12].
Южная Корея имеет репутацию надежного торгового партнера, что позволило ей наладить прочные отношения с другими странами. Это доверие позволило стране стать крупным игроком в мировой торговле. Культура доверия Южной Кореи позволила стране создать процветающую экосистему стартапов.
Еще одна примечательная особенность экономики Южной Кореи - это стабильный уровень инфляции в стране. Даже в период глобальных кризисов 2008-2009гг. и 2020-2022гг. инфляция не поднималась выше 6%, а в среднем сохраняет уровень около 2% (Рис.3).
Рисунок 3. Индекс Потребительских Цен Ю. Кореи в %
Источник: Платформа финансовых рыков Investing.com [13].
Хотя доверие играет жизненно важную роль в экономике Южной Кореи, существуют проблемы с поддержанием высокого уровня доверия. Одной из серьезных проблем является проблема коррупции. Коррупция подрывает как доверие к формальным институтам, так и экономический рост страны. Правительство Южной Кореи предприняло шаги по борьбе с коррупцией, благодаря чему за последние несколько лет намечался рост индекса Коррупции, а именно: на 10 пунктов: с 53 баллов в 2016г. до 63 в 2020г. (Рис.4). Однако несмотря на это, коррупция остается одной из главных проблем страны.
Рисунок 4. Индекс Коррупции Южной Кореи.
Источник: Transparency International [14].
Следующая важная проблема в стране - это неравенство доходов. Когда в стране высокое неравенство доходов, оно может подорвать доверие к институтам и привести к социальным волнениям.
Таким образом, высокий уровень доверия имеет определяющее значение для экономики Южной Кореи. Благодаря ему стране удалось создать надежную финансовую систему, активно участвовать в международной торговле и развить процветающую стартап-экосистему. Южная Корея, как и все остальные страны «Азиатских тигров», имеет хорошую репутацию на международном рынке и считается надежным партнером, что способствует экономическому развитию
страны. Несмотря на это, проблемы - такие, как коррупция и неравенство доходов, могут угрожать доверию к формальным институтам и замедлить экономический рост.
Эстония
Эстония - страна, которой удалась обеспечить качественное экономическое развитие, имея наследие постсоветской, не приспособленной к рыночной среде экономики. Доверие - один из факторов, сыгравший значительную роль в ее экономическом успехе (Рис.6). Как видно по динамике ВВП Эстонии (Рис.5), стране удается сохранить высокие темпы экономического роста уже несколько десятилетий. К тому же, экономика быстро восстанавливается после экономических колебаний и кризисов.
Рисунок 5. ВВП Эстонии в млн.$ США.
70000
N
г«
3
Источник: Trading Economics [15].
Рисунок 6. Индекс Доверия Эстонии.
110
105
100
95
90
85
80
I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I
C]rOy)-^vOhOOChO^(NrO'7tin\Otv'OOC^O^Mm’7fi^'OhOO(^O^r]
c^c^c^c^c^c^c^c^0000000000^^^^^^^^^7--4<N<N<N
^^^^^^^^ооооооооооооооооооооооо
Источник: База данных Организации Экономического Сотрудничества и Развития [16].
Одним из факторов высокого уровня доверия в стране является вхождение Эстонии в Европейский союз и в Еврозону. Как видно на Рис.7, фактический уровень инфляции в Эстонии почти совпадает с ожиданиями. Высокий уровень в течение последних лет связан с экзогенными факторами.
Рисунок 7. Ожидаемая и фактическая инфляция в Эстонии, Обменный курс евро-доллар2.
В Эстонии высокий уровень социального и институционального доверия, низкий уровень коррупции и прозрачное регулирование со стороны правительства. Это помогло привлечь иностранные инвестиции и создать благоприятную деловую среду, что, в свою очередь, способствовало экономическому росту страны. Кроме того, правительство Эстонии реализовало различные меры поддержки предпринимательства и инноваций, что еще больше способствовало экономическому развитию страны.
Уровень коррумпированности в Эстонии достаточно низкий. Это еще один фактор, положительно влияющий на уровень доверия в стране. Последнее является одним из сильных сторон привлекательности рынка для иностранных инвестиций (Рис.8).
Рисунок 8. Индекс коррупции Эстонии.
Источник: Transparency International [17].
Одним из примеров влияния доверия на экономику Эстонии является создание программы электронного резидентства, которая позволяет нерезиден-
2 Составлено автором на основе данных Всемирного банка и МВФ: https://data.world-bank.org/ (фактическая инфляция и обменный курс) https://www.theglobalecono-my.com/Estonia/inflation_outlook_imf/ (ожидаемая инфляция).
там создавать и управлять эстонским бизнесом полностью удаленно. Программа успешно привлекла иностранных предпринимателей для инвестиций в Эстонию и способствовала росту цифровой экономики страны.
В целом, высокий уровень доверия в Эстонии оказал положительное влияние на экономику страны и помог ей стать лидером цифровых инноваций и предпринимательства.
Бразилия
Уровень доверия был серьезной проблемой экономического развития в Бразилии. В течение нескольких десятилетии Бразилия борется с коррупцией, политической нестабильностью и социальными волнениями. Это привело к низкому уровню доверия к правительству и формальным институтам, что негативно сказалось на экономике.
Рисунок 9. ВВП Бразилии в млн. $ США.
3500000
3000000
2500000
2000000
1500000
1000000
500000
О
Источник: Trading Economics [18].
Как видно из Рис.10, уровень коррупции в стране катастрофически высокий. Это естественным образом отрицательно влияет на уровень доверия в стране.
Рисунок 10. Индекс коррупции Бразилии.
Источник: Transparency International [19].
Низкий уровень доверия препятствует иностранным инвестициям и экономическому росту, а, с другой стороны, способствует увеличению неравенства доходов. Коррупционные скандалы с участием государственных чиновников и частных компаний подорвали доверие к институтам страны и нанесли ущерб ее международной репутации.
Рисунок 11. Индекс Доверия в Бразилии.
Источник: База данных Организации Экономического Сотрудничества и Развития [20].
Несмотря на большие усилия правительства страны, Бразилии еще предстоит пройти долгий путь для восстановления доверия к своим формальным институтам и улучшения деловой среды.
В последние несколько лет Бразилия также столкнулась с серьезными экономическими проблемами, включая рецессию и высокий уровень инфляции. Эти экономические трудности еще больше подорвали доверие к правительству и институтам.
Рисунок 12. Индекс потребительских цен (инфляция) Бразилии в %.
Источник: Платформа финансовых рынков: Investing.com [21].
Инфляция была давней проблемой для бразильской экономики. Страна имеет историю высоких темпов инфляции, которые в прошлом вызывали значительную экономическую нестабильность и социальные волнения. В последние
годы Бразилия добилась прогресса в обуздании инфляции. Инфляция достигла пика в 2015 году - 10,7%, но с тех пор снизилась до более управляемого уровня (Рис.12). В 2020 году уровень инфляции в Бразилии составил 4,5%, что находится в пределах таргета Центрального банка: от 2,25% до 5,25%.
Однако пандемия COVID-19 создала новые проблемы для прогнозов инфляции в Бразилии. Она нарушила глобальные цепочки поставок и вызвала нехватку товаров и услуг, что привело к росту цен. Кроме того, стимулирующие меры правительства Бразилии по поддержке экономики во время пандемии способствовали увеличению денежной массы, что также отрицательно повлияло на инфляцию, и на уровень доверия.
Таким образом, низкий уровень доверия в Бразилии оказал значительное отрицательное влияние на экономическое развитие страны. Пока проблема коррупции и политической нестабильности не будет решена, Бразилии будет трудно полностью реализовать свой экономический потенциал в качестве крупного глобального игрока.
Турция
В последние десятилетия в Турции наблюдался положительный экономический рост (Рис.13), и этот рост в значительной степени был обусловлен высоким уровнем инвестиций и предпринимательской деятельности. Однако для поддержания этого роста и привлечения дополнительных инвестиций требуется высокий уровень доверия к формальным институтам страны, включая правительство, финансовый сектор и бизнес-сообщество, чем эта страна не отличается.
Рисунок 13. ВВП Турции в млн. $ США.
Vi 00 ООО 3000000 2500000 2000000 1500000 1000000 500000
о
Л Л <> 4р лЪ Л Л jvV dp aV Л %> чС
^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ «О rfe г'^*'
Источник: Trading Economics [22].
Более того, в последние годы на уровень доверия в Турции негативно повлиял ряд факторов. К ним относятся: политическая нестабильность, коррупционные скандалы и отсутствие прозрачности в регулировании со стороны правительства, и в бизнес-среде. Согласно различным опросам и исследова-
ниям, уровень доверия в Турции в последние годы снижается (Рис.14). Отчасти это связано с политической поляризацией, социальными волнениями и опасениями по поводу независимости формальных институтов. Доверие к правительству, в частности, пострадало из-за обвинений в коррупции, политического вмешательства в судебную систему и цензуру СМИ. Эти проблемы подорвали общественное доверие к учреждениям и затруднили работу предприятий и инвесторов.
Рисунок 14. Индекс доверия в Турции.
Источник: База данных Организации Экономического Сотрудничества и Развития [23].
Подробно рассматривая индекс коррупции в Турции, можно заметить тенденцию в сторону ухудшения (Рис.15) Индекс Коррупции в 2013г. был на уровне 50, что и так является низким показателем, но за последние 10 лет он спустился до уровня 36.
Рисунок 15. Индекс коррупции в Турции.
Источник: Transparency International [23].
Одной из ключевых областей в Турции, где доверие особенно важно, является финансовый сектор. В последние несколько лет правительство предприняло шаги по укреплению банковского сектора и восстановлению доверия, включая реформы, направленные на повышение прозрачности и подотчетности. Однако у страны огромные проблемы с уровнем инфляции, кото-
рую правительство пытается снизить нетрадиционными способами. За последний год уровень инфляции достиг 80% (Рис.16), что не может не отразиться как на настроениях и ожиданиях, так и на уровне доверия в стране.
Рисунок 16. Индекс Потребительских Цен (Инфляция) Турции в %.
Источник: Transparency International [24].
В целом, уровень доверия в Турции является важным фактором экономического роста и развития страны. Несмотря на то, что существуют проблемы с построением и поддержанием доверия, решение вышеперечисленных проблем может иметь важное значение для продолжения экономического прогресса Турции и привлечения дополнительных инвестиций.
Влияние снижения доверия на турецкую экономику было неоднозначным. С одной стороны, это привело к сокращению иностранных инвестиций, поскольку инвесторы опасаются политической нестабильности и неопределенной экономической политики. С другой, это привело к снижению потребительских расходов, поскольку домохозяйства стали более осторожно относиться к своим экономическим перспективам. Соответственно, снижение доверия также привело к увеличению внутренних сбережений. Это помогло уменьшить внешние дисбалансы Турции и улучшить баланс текущих операций.
Выводы:
Доверие играет существенную роль в эффективном функционировании любого общества. Оно является основой социально-экономических взаимодействий и имеет значительное воздействие на экономику страны, в частности, в сфере торговли, денежно-кредитной политики и налогово-бюджетной политики, повышает эффективность государственных регулирующих структур, судебной системы и т.д. Оно также оказывает положительное влияние на инновации и предпринимательство, снижая предпринимательские риски. Доверие является фактором долгосрочного экономического роста и развития.
Анализируя опыт стран с разным уровнем экономического развития и культуры (в частности, Эстонии, Южной Кореи, Бразилии и Турции), еще раз
подтвердилась важность доверия как фактора для достижения экономического развития. В странах с более низким уровнем доверия - таких, как Бразилия и Турция, доверие является ограничивающим фактором для развития, препятствуя иностранным инвестициям, создавая неблагоприятную бизнессреду. В то время, как в Эстонии и Южной Кореи - в странах с высоким уровнем доверия к государственным институтам, доверие представляется как фактор, способствующий экономическому росту, привлекая дополнительные ресурсы для новых инновационных проектов и снижая транзакционные издержки предпринимательств, а также некоторых расходов государств.
Одним из способов, которыми правительство может стимулировать доверие, является обеспечение прозрачности и подотчетности в его деятельности. Поддерживая высокий уровень прозрачности, правительство может продемонстрировать свою приверженность честному управлению и укрепить доверие граждан. Этого можно достичь за счет открытого общения или с помощью хорошо задуманной пропаганды.
Еще одним важным аспектом является продвижение верховенства права. Надежная правовая база, защищающая права собственности, обеспечивающая исполнение контрактов и обеспечивающая честную конкуренцию, вселяет уверенность в инвесторов и предпринимателей. Когда люди и предприятия верят в работу правовой системы, они с большей вероятностью будут заниматься экономической деятельностью, что приведет к увеличению инвестиций, инноваций и созданию рабочих мест.
Таким образом, доверие служит движущей силой экономического роста, и меры правительства, направленные на его улучшение, могут оказать существенное положительное влияние на экономику в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Knack S., Keefer P. Does social capital have an economic payoff? A cross-country investigation. The Quarterly journal of economics. 1997 Nov 1; 112(4): 1251-88.
2. Beugelsdijk S., De Groot H.L., Van Schaik A.B. Trust and economic growth: a robustness analysis. Oxford economic papers. 2004 Jan 1;56(1): 118-34.
3. Bj0rnskov C. Social trust and patterns of growth // Southern Economic Journal. 2022 Jul;89(1):216-37.
4. Bergh A., Bj0rnskov C. Does big government hurt growth less in high-trust countries? // Contemporary economic policy. 2020 Oct; 38(4): 643-58.
5. Knack S.F. Social capital and the quality of government: Evidence from the United States. World Bank Publications, 2000.
6. Boix C., Posner D.N. Social capital: Explaining its origins and effects on government performance // British journal of political science. 1998 Oct; 28(4): 686-93.
7. Algan Y. Trust and social capital. For Good Measure: Advancing Research on Well-Being Metrics Beyond GDP; Stiglitz, J., Fitoussi, J., Durand, M., Eds. 2018 Nov 27: 283-320.
8. Algan Y., Guriev S., Papaioannou E., Passari E. The European trust crisis and the rise of populism. Brookingspaperson economic activity. 2017; 2017(2): 309-400.
9. Aghion P., Algan Y., Cahuc P., Shleifer A. Regulation and distrust // The Quarterly journal of economics. 2010 Aug 1;125(3): 1015—49.
10. Butler J.V., Giuliano P., Guiso L. The right amount of trus // Journal of the European Economic Association. 2016 Oct 1 ;14(5):1155—80.
11. База данных экономических индикаторов “Trading Economics” [режим доступа: https://tradingeconomics.com/].
12. База данных Организации Экономического Сотрудничества и Развития [режим доступа: https://www.oecd.org].
13. Платформа финансовых рынков “Investing.com” [режим доступа: https://www.invest-ing.com/economic-calendar/south-korean-cpi-467].
14. Официальный сайт Глобального барометра коррупции “Transparency International” [режим доступа: https://www.transparency.org].
15. База данных экономических индикаторов “Trading Economics” [режим доступа: https://tradingeconomics.com/].
16. База данных Организации Экономического Сотрудничества и Развития [режим доступа: https://www.oecd.org].
17. Официальный сайт Глобального барометра коррупции “Transparency International” [режим доступа: https://www.transparency.org].
18. База данных экономических индикаторов “Trading Economics” [режим доступа: https://tradingeconomics.com/].
19. Официальный сайт Глобального барометра коррупции “Transparency International” [режим доступа: https://www.transparency.org].
20. База данных Организации Экономического Сотрудничества и Развития [режим доступа: https://www.oecd.org].
21. Платформа финансовых рыков “Investing.com” [режим доступа: https://www.invest-ing.com/economic-calendar/brazilian-cpi-410].
22. База данных экономических индикаторов “Trading Economics” [режим доступа: https://tradingeconomics.com/].
23. База данных Организации Экономического Сотрудничества и Развития [режим доступа: https://www.oecd.org].
24. Официальный сайт Глобального барометра коррупции “Transparency International” [режим доступа: https://www.transparency.org].
25. Платформа финансовых рыков “Investing.com” [режим доступа: https://www.invest-ing.com/economic-calendar/turkish-cpi-871].
REFERENCES
1. Knack S., Keefer P. Does social capital have an economic payoff? A cross-country investigation. The Quarterly journal of economics. 1997 Nov 1; 112(4): 1251-88.
2. Beugelsdijk S., De Groot H.L., Van Schaik A.B. Trust and economic growth: a robustness analysis. Oxford economic papers. 2004 Jan 1; 56(1): 118-34.
3. Bj0rnskovC. Social trust and patterns of growth. Southern Economic Journal. 2022 Jul; 89(1): 216-37.
4. Bergh A., Bj0rnskov C. Does big government hurt growth less in high-trust countries? Contemporary economic policy. 2020 Oct; 38(4): 643-58.
5. Knack S.F. Social capital and the quality of government: Evidence from the United States. World Bank Publications, 2000.
6. Boix C., Posner D.N. Social capital: Explaining its origins and effects on government performance // British journal of political science. 1998 Oct; 28(4): 686-93.
7. Algan Y. Trust and social capital. For Good Measure: Advancing Research on Well-Being Metrics Beyond GDP; Stiglitz, J., Fitoussi, J., Durand, M., Eds. 2018 Nov 27: 283-320.
8. Algan Y., Guriev S., Papaioannou E., Passari E. The European trust crisis and the rise of populism // Brookingspaperson economic activity. 2017; 2017(2): 309-400.
9. Aghion P., Algan Y., Cahuc P., Shleifer A. Regulation and distrust. The Quarterly journal of economics. 2010 Aug 1; 125(3): 1015-49.
10. Butler J.V., Giuliano P., Guiso L. The right amount of trus // Journal of the European Economic Association. 2016 Oct 1; 14(5): 1155-80.
11. Database of economic indicators “Trading Economics”. URL: https://tradingeconom-ics.com/.
12. Organization for Economic Cooperation and Development Database. URL:
https://www.oecd.org.
13. Investing.com. Financial markets platform. URL: https://www.investing.com/economic-calendar/south-korean-cpi-467.
14. Official website of the “Transparency International” Global Corruption Barometer. URL: https ://www. transparency .org.
15. Database of economic indicators “Trading Economics”. URL: https://tradingeconom-ics.com/.
16. Organization for Economic Cooperation and Development Database. URL:
https://www.oecd.org.
17. Official website of the “Transparency International” Global Corruption Barometer. URL: https ://www. transparency .org.
18. Database of economic indicators “Trading Economics”. URL: https://tradingeconom-ics.com/.
19. Official website of the “Transparency International” Global Corruption Barometer. URL: https ://www. transparency .org.
20. Organization for Economic Cooperation and Development Database. URL:
https://www.oecd.org.
21. Financial markets platform “Investing.com”. URL: https://www.investing.com/economic-calendar/brazilian-cpi-410.
22. Database of economic indicators “Trading Economics”. URL: https://tradingeconom-ics.com/.
23. Organization for Economic Cooperation and Development Database. URL:
https://www.oecd.org.
24. Official website of the “Transparency International” Global Corruption Barometer. URL: https ://www. transparency .org.
25. Financial markets platform “Investing.com”. URL https://www.investing.com/economic-calendar/turkish-cpi-871.
ANALYSIS OF THE IMPACT OF TRUST ON ECONOMIC GROWTH
A. Galstyan, H. Alaverdyan
Russian-Armenian (Slavonic) University
ABSTRACT
Behavioral factors have a significant impact on the economies of countries worldwide. Among behavioral factors, trust is fundamental to economic development and stimulating economic growth. Thus, one of the main priorities of government regulation of the economy in the modern world is to stimulate positive expectations and increase the level of trust. In the framework of the current study, the authors have studied the influence of trust as a non-economic factor on the economy.
The current study aims to analyze the impact of trust on the economies of countries with different income level. The object of study is the level of trust. The subject of the study is the relationship between the level of trust and economic growth. To achieve this goal, methods such as comparative analysis of foreign studies, systemic, and statistical analysis were used. Keywords: economic development, trust, behavioral factors.