Научная статья на тему 'Анализ весоизмерительных устройств, используемых на железных дорогах России'

Анализ весоизмерительных устройств, используемых на железных дорогах России Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
508
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИМіРЮВАННЯ ВАГИ / ЗАЛіЗНИЦЯ / РОСіЯ / WEIGHT MEASUREMENT / RAILWAY / RUSSIA / ИЗМЕРЕНИЕ ВЕСА / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Тен Е.Е., Панченко А.А.

Анализ негативных факторов существующих систем статического и динамического взвешивания железнодорожного транспорта и их влияние на пропускную способность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF WEIGHING DEVICES USED ON THE RAILWAYS OF RUSSIA

The analysis of negative factors of existing systems of static and dynamic weighing of railway vehicles and their influence on the throughput capacity has been performed.

Текст научной работы на тему «Анализ весоизмерительных устройств, используемых на железных дорогах России»

УДК 656.2.073

Е. Е. ТЕН, А. А. ПАНЧЕНКО (Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Россия)

АНАЛИЗ ВЕСОИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РОССИИ

Ан^з негативних факторiв юнуючих систем статичного i AHnaMiHTOro зважування затзничного транспорту та 1'хнш вплив на пропускну здaтнiсть.

Анализ негативных факторов существующих систем статического и динамического взвешивания железнодорожного транспорта и их влияние на пропускную способность.

The analysis of negative factors of existing systems of static and dynamic weighing of railway vehicles and their influence on the throughput capacity has been performed.

В условиях рыночной экономики основным показателем успешности предприятия является его рентабельность. Для железной дороги основным показателем являются грузоперевозки. Поэтому одна из основных задач реформирования железнодорожной отрасли - это улучшение процесса перевозок. Данная задача является комплексной и требует решения технических, организационных, информационных и социальных вопросов, т. е. охватывает многие области деятельности организации.

Постоянный рост грузопотоков предъявляет все более высокие требования к пропускной способности транспортных коридоров. Поэтому снижение потерь времени на взвешивание грузов, как одного из наиболее продолжительного по времени процесса, является одной из приоритетных задач железных дорог - крупнейшего перевозчика грузов.

Сокращение времени взвешивания вагона, локомотива и состава решается путем внедрения автоматизированных весоизмерительных систем на железнодорожном транспорте. И хотя механические весоизмерительные устройства постепенно вытесняются электромеханическими, но их показатели пока еще далеки от требований сегодняшних реалий. При исследовании характеристик весов отечественных и зарубежных производителей было выделено три группы:

- платформенные весы для статического взвешивания вагонов с расцепкой;

- платформенные весы для статического и динамического взвешивания вагонов без расцепки;

- прокатные весы для динамического взвешивания вагонов без расцепки, в которых платформа заменена грузоприемным устройством или используется измерительный участок рельса.

Платформенные (статические) весы наиболее точные при измерении веса вагона, локомотива и др. Вес определяется с погрешностью измерения, не превышающей несколько десятков килограмм, что является преимуществом этого типа весов. В настоящее время выпускаются весы этой группы, соответствующие классу точности 0,2; 0,5 по ГОСТ 30414 - 96. Эта группа весов хорошо подходит для измерения тарного веса. Недостатком этих весов является необходимость расцепки вагонов и отсутствие информации о распределении центра массы груза загруженного вагона, что не позволяет применять их на основных путях, а только на подъездных или второстепенных путях и является главным недостатком.

Платформенные (динамические) весы для взвешивания в движении и статике являются достаточно точными при измерении веса вагона, локомотива и состава. В настоящее время выпускаются весы этой группы, соответствующие классу точности 0,2; 0,5; 1 по ГОСТ 30414-96.

В данной группе весов реализуется принцип потележечного взвешивания вагонов. Существует возможность установки нескольких (от одной до трех) весоизмерительных платформ. Информация о распределении центра массы груза загруженного вагона не полная, из-за того, что боковые смещения груза не определяются. Еще одним недостатком весов данной группы является их малая пропускная способность, т. к. скорость прохождения состава при взвешивании (2...10 км/час) и без взвешивания (до 20 км/час), что ограничивает их использование (только на второстепенных путях).

Прокатные (динамические) весы уступают в точности и погрешности измерения платформенным, но дают полную информацию о рас-

пределении центра массы груза загруженного вагона. Динамические весы выполняются в двух вариантах: с Х-образной врезкой платформы или с применением измерительного рельсового участка. В обоих случаях требуется упрочнение подрельсового полотна. Однако существующие весы имеют ряд недостатков, ограничивающих их применение:

- наличие грузоприемного устройства;

- врезка в участок железнодорожного полотна или применение измерительного участка рельса, что ограничивает скорость прохождение подвижного состава без измерения

веса до 20 км/час, исключение составляют весы ВД - 30 (ЗАО «Эталон-Тензо», ЗАО «Ави-тек-Плюс», Россия) [5];

- ограничение скорости измерения до 12 км/час при измерении веса подвижного состава;

- невысокая точность измерения веса подвижного состава.

Основываясь на данной классификации, была составлена таблица российских и зарубежных производителей и поставщиков [5-23]. В таблицу вошли модели железнодорожных весов для измерения в движении и универсальные (в статике и в движении).

Таблица

Характеристики железнодорожных весов для измерения в движении различных

производителей и поставщиков

Фирма производитель / поставщик, модель Характеристика вагонных весов

ЗАО «ЭТАЛОН-ТЕНЗО», Россия, г. Москва ВД-30 НПО «Валентина», Россия ВД-30-1 ЗАО «Авитек-Плюс», Россия, г. Екатеринбург, ВД-30, ВД-30-1, ВД-30-2, ВД-30-1М ЗАО «Alex Scale & Equipment», Россия, г. Москва; Беларусь, г. Минск; Молдова, г. Кишинев; Украина, г. Киев, ВД-30 и модификации ЗАО «ТЕНЗО-М», Россия, Московская обл. г. Люберцы, РД-Д, РД-Т ЗАО «МОНИТОР», Россия, г. Москва, РД-Д, РД-Т ЗАО «Альфа-Эталон», Россия, г. Москва ЗАО «Эталон-Брест», Беларусь, г. Брест, РД-Д, РД-Т ООО «ФИЗТЕХ», Россия, г. Москва; ВЖДП-150,ВЖДТ-150, ВЖУ-150-4,ВЖУ-150-8 ЗАО НПО «ТЕХНОКОМ»; Россия, г. Москва ЗАО «Дом Весов»; Россия, г. Воронеж; ВЖДП-150,ВЖДТ-150; ВЖУ-150-4,ВЖУ-150-8 ООО «Мир Весов»; Россия, г. Москва; М8300Т-150-2(5-3,5-5)-р65 НИПВФ «ТЕНЗОР», Россия, г. Ростов-на-Дону, ВВ-2-2 ЗАО «Измерительная техника», Россия, г. Пенза, ВВД-160М, ВВЭ-Д-НП Наибольший предел взвешивания - 200 т; дискретность - 50 кг; класс точности - 0,2; 05 по ГОСТ 30414-96; скорость движения при взвешивании -до 10 км/ч; скорость движения без взвешивания -без ограничений; потележечное, повагонное взвешивание 2-х, 4-х, 6-ти, 8-осных вагонов; гру-зоприемное устройство - 1,7 т

Наибольший предел взвешивания - 150 т; дискретность - 50 кг; класс точности - 0,2; 0,5 по ГОСТ 30414-96; скорость движения при взвешивании - до 7 км/ч; скорость движения без взвешивания - без ограничений; поосное взвешивание вагонов

Наибольший предел взвешивания - 150 т; дискретность - 50/100 кг; класс точности - 0,5; 1 по ГОСТ 30414-96; скорость движения при взвешивании - 3... 10 км/ч; скорость движения без взвешивания - до 40 км/ч; потележечное, пова-гонное взвешивание

Наибольший предел взвешивания - 100 т; дискретность - 50 кг; класс точности - 0,5; 1 по ГОСТ 30414-96; скорость движения при взвешивании -3.10 км/ч Наибольший предел взвешивания - 160 т; дискретность - 50 кг; класс точности - 1; 2 по ГОСТ 30414-96; скорость движения при взвешивании -3.10 км/ч, (4 класс точности для скорости до 20 км/ч); скорость движения без взвешивания -не оговаривается; потележечное, повагонное взвешивание; грузоприемное устройство - 3,9 т каждая платформа Наибольший предел взвешивания - 160 т; дискретность - 50 кг; класс точности - 0,2; 0,5 по ГОСТ 30414-96; скорость движения при взвешивании- до 7 км/ч; скорость движения без взвешивания - без ограничений; поосное, по-тележечное взвешивание вагонов

Окончание табл.

Фирма производитель / поставщик, модель

ЗАО «Локомотив-Сервис»; Россия, Архангельская обл., г. Котлас; ВВБ-СД, ВВД-Д

ЗАО НПО «ВЕСЫ»; Россия, г. Екатеринбург; ВД-50/0,5

Корпорация «АСИ»; Россия, г. Кемерово; РТВ-Д, ТРИАДА-Д, ВЕСТА-СД

ЗАО «ПРОЭКТ»; Россия, г. Иркутск; РТВ-Д; ВЕСТА - СД100/2

ЗАО «Сибтензоприбор»; Россия, г. Кемерово; ВЭМВ-Д

КИП «Луч»; Казахстан, г. Курчаток; ВАКЖ-4; ВАКЖ-4х2

ТН-ПЦ «ТОМ»; Украина, г. Одесса; 23ХХВВ и модификации

МеШег То1е^; Представительство в г. Москве; 7260М, 72608М

Лидерами в разработке железнодорожных весов являются производители, расположенные в городах России: Москва, Екатеринбург и Кемерово. Весы разработчиков ЗАО «Авитек-Плюс» и ЗАО «Тензо-М» имеют преимущество в том, что отсутствует ограничение в скорости

Характеристика вагонных весов

Наибольший предел взвешивания - 100/150 т; дискретность - 50/100 кг; класс точности - 1; 2 по ГОСТ 30414-96; скорость движения при взвешивании - 3.10 км/ч; скорость движения без взвешивания - до 20 км/ч; потележечное, повагонное взвешивание; платформа 8650х2900х850мм

Наибольший предел взвешивания - 50 т на ось; дискретность - 50 кг; класс точности - 0,5 по ГОСТ 30414-96; скорость движения при взвешивании и движении не оговоревается; платформа 2900х1700 мм с измерительными рельсами

Наибольший предел взвешивания - 100/ 150 / 200 т; дискретность - 50 кг; класс точности - 0,5; 1 по ГОСТ 30414-96; скорость движения при взвешивании - 3.10 км/ч; скорость движения без взвешивания - до 20 км/ч; потележечное, пова-гонное взвешивание; платформа или взвешивающий рельс 1,8 м

Наибольший предел взвешивания - 120 т; дискретность - 10 кг; класс точности - 0,5;1;2 по ГОСТ 30414-96; скорость движения при взвешивании - 3.10 км/ч; скорость движения без взвешивания - до 20 км/ч; потележечное, пова-гонное взвешивание; платформа

Наибольший предел взвешивания - 75/150 т; дискретность - 10 /50 кг; класс точности - 0,5; 1 по ГОСТ 30414-96; скорость движения при взвешивании - до 7 км/ч; скорость движения без взвешивания - не оговаривается; потележеч-ное, повагонное взвешивание; грузоприемное устройство - 9 т каждая платформа

Наибольший предел взвешивания - 100/150/200 т; дискретность - 50 кг; класс точности - 0,2;0,5; 1 по ГОСТ 30414-96; скорость движения при взвешивании - до 15 км/ч; скорость движения без взвешивания - не оговаривается; потеле-жечное, повагонное взвешивание; одна, две или три платформы

Наибольший предел взвешивания - 200 т; дискретность - 20/50/100 кг; класс точности -средний (1 - по ГОСТ 30414-96); скорость движенияпри взвешивании - 3.10 км/ч; одна, две или три платформы

прохождения подвижного состава без взвешивания [5; 18].

Отмечая достоинства наилучших моделей производителей весоизмерительных устройств, приведем и «слабые» стороны этой техники.

В модели ВД-30 используется специальный измерительный рельс, который увеличивает межшпальное расстояние до 1 040 мм. Аналогичный метод измерения и подобное решение используется в модели РТВ-Д.

В моделях железнодорожных весов для взвешивания в движении типа РД-Д, ВЖДП-150 и др. используются вставки измерительного рельса. Использование весов подобного типа на главных магистралях затруднено из-за ограничения скорости прохождения по весам.

Таким образом, в результате анализа весоизмерительных систем железнодорожного транспорта можно сделать следующие выводы:

- в существующих весах всегда присутствуют грузоприемные устройства (платформа или весоизмерительный рельс);

- существующие весы имеют низкую скорость измерения в движении, что ограничивает их применение на главных магистралях;

- в конструктивном, аппаратном и программном решениях весоизмерительных систем просматривается консерватизм мышления, связанный с разработкой платформенных весов;

- производство и последующая эксплуатация весоизмерительной техники для железных дорог экономически эффективно на региональном уровне;

- в Забайкалье и Дальневосточном регионах нет производителей весоизмерительных устройств, при очевидных потребностях и росте грузопотоков из стран АТР.

Отсюда следует, что необходимо провести комплекс исследовательских, технико-конструкторских и организационных мероприятий, с учетом указанных выше факторов, которые позволили бы повысить точность и снизить погрешности измерений, увеличить возможную скорость прохождение состава при взвешивании и сквозного прохождения, что позволит повысить пропускную способность магистральных линий, изучить вопрос взвешивания несыпучих грузов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Новачук Я. А. Схемотехника измерителя веса подвижного состава / Я. А. Новачук, А. А. Пан-ченко, А. Д. Дикий и др. // Повышение эффективности работы железнодорожного транспорта Сибири и Дальнего Востока: Сб. тез. докл. региональной конф., Ч. 2. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 1997. -150 с.

2. А. А. Панченко Установка диагностирования и регулировки жесткости элементов рессорного подвешивания локомотивов / А. А. Панченко, Д. А. Федосеев, И. И. Онучин. Научно-технические и экономические проблемы эффективности транспорта: Сб. тез. докл. региональной конференции. Т. 1 - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2000. - С. 37-38.

3. Панченко А. А. Тензометрические измерительные системы для определения веса статических и динамических объектов / А. А. Панченко, Д. А. Федосеев, И. И. Онучин // Сб. тез. докл. региональной конференции. Научно-технические и экономические проблемы эффективности транспорта. Т.1 - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2000. - С. 39-40.

4. Власьевский С. В. Проблемы измерения веса подвижного состава на скоростных магистралях / С. В. Власьевский, А. А. Панченко // Электромеханические преобразователи энергии: Сб. тез. докл. международной конференции. - Томск: Изд-во ТГУ, 2005. - С. 278-279.

5. http://www.avitec.ru.

6. http://www.dom-vesov.ru.

7. http://www.etalon.brest.bY.

8. http ://www.etalontenzo.nm. ru.

9. http ://www.mega.kemerovo .su.

10. http://www.midural.ru.

11. http //www.mir-vesov.ru.

12. http //www.monitor.vsi.ru.

13. http //www.mtrus.com.

14. http //www.itves.ru.

15. http //www.phystech.ru.

16. http //www.npovalentina.ru.

17. http //www.tenzosib.ru.

18. http //www.tenzo-m.ru.

19. http //www.tenzo-pribor.ru.

20. http //www.tenzor.match.rsu.ru.

21. http //www.rusprice.ru.

22. http //www.isasi.ru.

23. http://www.vesY.forever.kz.

Поступила в редколлегию 23.06.2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.