Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВАРИАНТОВ УСИЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ УЧАСТКА СЛЮДЯНКА - ГОНЧАРОВО ВСЖД'

АНАЛИЗ ВАРИАНТОВ УСИЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ УЧАСТКА СЛЮДЯНКА - ГОНЧАРОВО ВСЖД Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСИЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ / АВТОТРАНСФОРМАТОР / ТЯГОВЫЕ ТРАНСФОРМАТОРЫ / УСТРОЙСТВО ПРОДОЛЬНОЙ КОМПЕНСАЦИИ / УСТРОЙСТВО ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ КОМПЕНСАЦИИ / ПОСТ СЕКЦИОНИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Кашин А.А., Пузина Е.Ю.

В связи с планируемым увеличением объема грузоперевозок к 2025 г. по исследуемому участку Восточно-Сибирской железной дороги на основе модели системы внешнего и тягового электроснабжения участка Слюдянка - Гончарово выполнен анализ пропускной способности. Результаты анализа подтвердили острую необходимость усиления данного участка в связи с существенным отклонением от нормируемых значений многих параметров нормального режима работы как системы внешнего, так и системы тягового электроснабжения участка. С целью обеспечения заданной пропускной способности участка исследованы некоторые возможные способы усиления. Так, в рамках усиления системы внешнего электроснабжения предложено установить дополнительный автотрансформатор на районной трансформаторной подстанции Подкаменная. Однако данный способ не дал желаемых результатов. Для усиления системы тягового электроснабжения проверены такие варианты усиления, как включение тяговых трансформаторов в параллель на перегруженных тяговых подстанциях; изменение мощности устройств продольной компенсации на тяговых подстанциях; изменение мощности устройств параллельной компенсации на постах секционирования; установка дополнительных постов секционирования в межподстанционной зоне. Ни один из рассмотренных способов усиления в отдельности не помог добиться нормируемых значений параметров режима работы. Поэтому рассмотрено комбинирование указанных способов усиления. Проанализировав различные комбинации, пришли к выводу, что оптимальным вариантом является изменение мощности устройства параллельной компенсации на посту секционирования, включение тяговых трансформаторов в параллель на ряде тяговых подстанций и установка автотрансформатора на районной подстанции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Кашин А.А., Пузина Е.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF OPTIONS FOR ENHANCING THE POWER SUPPLY SYSTEM OF THE SLYUDYANKA-GONCHAROVO SECTION OF THE EAST-SIBERIAN RAILWAY

In connection with the planned increase in the volume of cargo transportation by 2025 along the studied section of the East Siberian railway, a throughput capacity analysis was performed on the basis on the model of the external and traction power supply system for the Slyudyanka-Goncharovo section. The results of the analysis confirmed the urgent need to enhance this section, as many parameters of the normal mode of both the external and traction power supply systems in this section deviated significantly from the normalized values.To ensure the specified throughput capacity of this section, a number of possible enhancement methods have been studied. Specifically, within the framework of enhancement of the external power supply system, it is proposed to install an additional autotransformer at the district transformer substation Podkamennaya. However, this method did not have the desired effect. To enhance the traction power supply system, the following amplification options were tested: parallel connection of traction transformers at overloaded traction substations; changing the power of the series capacitor banks at traction substations; changing the power of the parallel capacitor banks at sectioning points; installing additional sectioning points in the intersubstation area. None of the considered ehnancement methods taken separately helped to achieve normalized values of standard parameters. Therefore, we considered the combining of the above enhancement methods. After analyzing various combinations of enhancement methods, we concluded that the best option is to change the power of the parallel compensation device at the sectioning station, connect traction transformers in parallel and install an autotransformer at the district substation.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВАРИАНТОВ УСИЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ УЧАСТКА СЛЮДЯНКА - ГОНЧАРОВО ВСЖД»

9. Baeva I.A. Metodika rascheta sistemy tyagovogo elektrosnabzheniya postoyannogo toka 3,0 kV pri vvedenii ustroistv regulirovaniya napryazheniya [Methodology for calculating a 3.0 kV DC traction power supply system with the introduction of voltage regulation devices] // Izvestiya Peterburgskogo universiteta putei soobshcheniya [Proceedings of Petersburg Transport University], 2019. Vol. 16. No. 1. Pp. 51-58.

10. Nezevak V.L. Sovershenstvovanie modeli vliyaniya parametrov grafika dvizheniya poezdov na tyagovoe elektropotre-blenie na uchastkakh postoyannogo i peremennogo toka c I i II tipom profilya puti pri pomoshchi regressionnykh modelei i nei-ronnykh setei [Improvement of the model of the influence of the parameters of the train schedule on traction power consumption in the sections of direct and alternating current with I and II type of track profile using regression models and neural networks] // Vestnik transporta Povolzh'ya, 2017. No. 6 (66). Pp. 34-44.

11. Korn G., Korn T. Mathematical handbook [for scientists and engineers] / McGraw-Hill Book Company: New York. 1968. 832 p.

12. Cheremisin V.T., Nezevak V.L., Shatokhin A.P. Povyshenie energeticheskoi effektivnosti perevozochnogo protsessa na osnove izmeneniya parametrov grafika dvizheniya poezdov [Increasing the energy efficiency of the transportation process based on changing the parameters of the train schedule]. Omsk, 2019. 250 p.

13. Gatelyuk O.V., Nesevac V.L., Erbes V.V. Analysis of measurement data in a direct current traction power-supply system with uncontrolled rectifiers / Russian Electrical Engineering, 2019. Vol. 90. No. 2. Pp. 180-186.

14. Radu P.V., Lewandowski M., Szelag A. On-Board and Wayside Energy Storage Devices Applications in Urban Transport Systems - Case Study Analysis for Power Applications. Energies, 2013. Vol. 13. No. 8. Doi: 10.3390/en13082013.

15. Pan D., Chen Z., Mei M. Energy efficiency emergence of high-speed train operation and systematic solutions for energy efficiency improvement. SN Applied Sciences, 2020. Vol. 2. No. 5. Doi:10.1007/s42452-020-2692-5.

16. Cheremisin V.T., Nezevak V.L. Perspektivy primeneniya sistem nakopleniya elektroenergii na Moskovskom tsentral'nom kol'tse [Prospects for the use of energy storage systems in the Moscow Central Ring] // Byulleten' rezul'tatov nauchnykh issledo-vanii [Bulletin of scientific research results], 2020. No. 2. Pp. 33-44.

17. Cheremisin V.T., Nezevak V.L., Erbes V.V. Otsenka regulirovaniya napryazheniya na storone vysshego napryazheniya tyagovykh podstantsii v aspekte energeticheskoi effektivnosti [Assessment of voltage regulation on the high voltage side of traction substations in terms of energy efficiency] // Transport Urala [Transport of the Urals], 2017. No. 3 (54). Pp. 75-81.

18. Vil'gel'm A.S., Nezevak V.L. Sovershenstvovanie sposoba opredeleniya energeticheskikh pokazatelei dvizheniya poezda i sistemy tyagovogo elektrosnabzheniya [Improvement of the method for determining the energy indicators of train movement and traction power supply system] // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Energetika [Bulletin of the South Ural State University. Series: Power Engineering], 2016. Vol. 16. No. 3. Pp. 32-40.

19. Nezevak V., Shatokhin A. Interaction's Simulation Modeling of Electric Rolling Stock and Electric Traction System. 2019 International Ural Conference on Electrical Power Engineering (UralCon). 2019. doi:10.1109/uralcon.2019.8877672.

20. GOST R 57670 - 2017. Sistemy tyagovogo elektrosnabzheniya zheleznoi dorogi [Railroad traction power supply systems]. Moscow: Standartinform Publ., 2017. 46 p.

Информация об авторах

Незевак Владислав Леонидович - канд. техн. наук, доцент, старший научный сотрудник, доцент кафедры электроснабжения железнодорожного транспорта, Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск, e-mail: NezevakWL@mail.ru

DOI 10.26731/1813-9108.2020.3(67).80-90

Information about the authors

Vladislav L. Nezevak - Ph. D. in Engineering Science, Senior Research Officer, Associate Professor, Associate Professor of the Subdepartment of Railway Transport Power Supply, Omsk State Transport University, Omsk, e-mail: NezevakWL@mail.ru

УДК 621.331:625.1

Анализ вариантов усиления системы электроснабжения участка Слюдянка - Гончарово ВСЖД

А. А. Кашин1, Е. Ю. Пузина2,3И

1Иркутская дистанция электроснабжения Восточно-Сибирской железной дороги, г. Иркутск, Российская Федерация 2Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, Российская Федерация 3Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Российская Федерация И lena-rus05@mail.ru

Резюме

В связи с планируемым увеличением объема грузоперевозок к 2025 г. по исследуемому участку ВосточноСибирской железной дороги на основе модели системы внешнего и тягового электроснабжения участка Слюдянка - Гончарово выполнен анализ пропускной способности. Результаты анализа подтвердили острую необходимость усиления данного участка в связи с существенным отклонением от нормируемых значений многих параметров нормального режима работы как системы внешнего, так и системы тягового электроснабжения участка. С целью обеспечения заданной пропускной способности участка исследованы некоторые возможные способы усиления. Так, в рамках усиления системы внешнего электроснабжения предложено установить дополнительный автотрансформатор на районной трансформаторной подстанции Подкаменная. Однако данный способ не дал желаемых ре-

зультатов. Для усиления системы тягового электроснабжения проверены такие варианты усиления, как включение тяговых трансформаторов в параллель на перегруженных тяговых подстанциях; изменение мощности устройств продольной компенсации на тяговых подстанциях; изменение мощности устройств параллельной компенсации на постах секционирования; установка дополнительных постов секционирования в межподстанционной зоне. Ни один из рассмотренных способов усиления в отдельности не помог добиться нормируемых значений параметров режима работы. Поэтому рассмотрено комбинирование указанных способов усиления. Проанализировав различные комбинации, пришли к выводу, что оптимальным вариантом является изменение мощности устройства параллельной компенсации на посту секционирования, включение тяговых трансформаторов в параллель на ряде тяговых подстанций и установка автотрансформатора на районной подстанции.

Ключевые слова

усиление системы электроснабжения, автотрансформатор, тяговые трансформаторы, устройство продольной компенсации, устройство параллельной компенсации, пост секционирования

Для цитирования

Кашин А. А. Анализ вариантов усиления системы электроснабжения участка Слюдянка - Гончарово ВСЖД / А. А. Кашин, Е. Ю. Пузина // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - 2020. - № 3(67). - С. 80-90. -DOI: 10.26731/1813-9108.2020.3(67).80-90

Информация о статье

поступила в редакцию: 04.03.2020, поступила после рецензирования: 21.04.2020, принята к публикации: 10.07.2020

Analysis of options for enhancing the power supply system of the Slyudyanka-Goncharovo section of the East-Siberian railway

A. A. Kashin1, E. Yu. Puzina2'3^

1 The Irkutsk division ofpower supply of the East Siberian railway, Irkutsk, the Russian Federation

2 Irkutsk State Transport University, Irkutsk, the Russian Federation

3 Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, the Russian Federation И lena-rus05@mail.ru

Abstract

In connection with the planned increase in the volume of cargo transportation by 2025 along the studied section of the East Siberian railway, a throughput capacity analysis was performed on the basis on the model of the external and traction power supply system for the Slyudyanka-Goncharovo section. The results of the analysis confirmed the urgent need to enhance this section, as many parameters of the normal mode of both the external and traction power supply systems in this section deviated significantly from the normalized values.To ensure the specified throughput capacity of this section, a number of possible enhancement methods have been studied. Specifically, within the framework of enhancement of the external power supply system, it is proposed to install an additional autotransformer at the district transformer substation Podkamennaya. However, this method did not have the desired effect. To enhance the traction power supply system, the following amplification options were tested: parallel connection of traction transformers at overloaded traction substations; changing the power of the series capacitor banks at traction substations; changing the power of the parallel capacitor banks at sectioning points; installing additional sectioning points in the inter-substation area. None of the considered ehnancement methods taken separately helped to achieve normalized values of standard parameters. Therefore, we considered the combining of the above enhancement methods. After analyzing various combinations of enhancement methods, we concluded that the best option is to change the power of the parallel compensation device at the sectioning station, connect traction transformers in parallel and install an autotransformer at the district substation.

Keywords

power supply system enhancement, autotransformer, traction transformers, series capacitor bank, parallel capacitor bank, sectioning point

For citation

Kashin A. A., Puzina E. Yu. Analiz variantov usileniya sistemy elektrosnabzheniya uchastka Slyudyanka - Goncharovo VSZHD [Analysis of options for enhancing the power supply system of the Slyudyanka-Goncharovo section of the East-Siberian railway]. Sovremennye tekhnologii. Sistemnyi analiz. Modelirovanie [Modern Technologies. System Analysis. Modeling], 2020, No. 3(67), pp. 80-90. 10.26731/1813-9108.2020.3(67).80-90

Article info

Received: 04.03.2020, Revised: 21.04.2020, Accepted: 10.07.2020

Введение

Моделируемый участок Слюдянка - Гончарово характеризуется сложным горным профилем, в зоне Рассоха - Подкаменная максимальная высота уклона составляет 15,7 %о протяженностью 9 км, в зоне Подкаменная - Глубокая максимальная высота уклона равна 15,6 % с протяженностью 5 км, в зоне Ангасолка - Слюдянка максимальная высота уклона 15,7 % протяженностью 10 км. Такие значения уклонов на исследуемом участке существенно ограничивают его пропускную способность, особенно при организации движения тяжеловесными поездами.

Одной из задач данной работы является проверка возможности увеличения пропускной способности на участке Слюдянка - Гончарово за счет уменьшения интервала движения поездов до 12 мин. в нечетном направлении с массой поезда 3 000 т и до 8 мин. в четном направлении с массой поезда 7 100 т. С этой целью выполнены расчеты параметров нормального режима в программном комплексе «Fazoшrd». Перспективный заданный график движения поездов показан ниже (рис. 1). Также приведена модель совмещенной системы внешнего и тягового электро-

снабжения исследуемого участка, разработанная для ПВК «^агспогд» (рис. 2).

Представлены результаты расчета при нормальном режиме без усиления системы (табл. 1) и полученные в ходе исследования графики изменения напряжения от координаты (рис. 3, 4).

Анализируя данные (рис. 3, 4), видим, что уровень напряжения в контактной сети значительно ниже минимально допустимого 21 кВ. Следовательно, необходимая пропускная способность не обеспечивается. Это также подтверждается тем, что тяговые трансформаторы значительно перегружены на ряде тяговых подстанций. Так, на тяговой подстанции Подкаменная значение коэффициента загрузки составляет 3,68, а на Андриановской - 3,02. Кроме того, отмечается существенная несимметрия напряжения в питающей ЛЭП как по среднему, так и по предельно допустимому значению коэффициента несимметрии по напряжению обратной последовательности, а также по продолжительности их существования (табл. 2). Следовательно, необходимо усиление как системы внешнего, так и системы тягового электроснабжения данного участка.

Рис. 1. Перспективный график движения поездов Fig. 1. Prospective train traffic schedule

Рис. 2. Модель участка Слюдянка - Гончарово в ПВК «Fazonord» Fig. 2. Model of the section Slyudyanka - Goncharovo in PCS "Fazonord"

Таблица 1. Параметры нормального режима работы системы электроснабжения до и после усиления Table 1. Parameters of normal system operation power supply before and after enhancement

Режим

До усиления Способ усиления

1 2 3

Параметр Чет- Не- Чет- Не- Чет- Не- Четное Не-

ное четное ное четное ное четное направ- четное

напра напра напра ление

вле- вле- вле-

ние ние ние

Минимальное напряжение в 18,34 18,42 24,02 25,08 14,22 12,13 24,64 24,34

контактной сети икс, кВ

Максимальный ток контактной 1361,2 457,5 1130,6 445,3 1643,5 1559,7 1141,9 446,7

сети 1Кс, А

Максимальный ток ВЛ1ВЛ, А 561 390 583 285

(1доп= 390 А)

Максимальный коэффициент 3,68 1,95 2,05 1,77

загрузки СТ Кз, % (допустимое

значение равно 2 %)

Предельно допустимое значение коэффициента несиммет- 9,092 4,2 5,83 3,98

рии к2и, % (норма 4 %)

Нормально допустимое значение коэффициента несиммет- 4,36 2,1 2,67 2,00

рии к2и, % (норма 2 %)

5 210 5 220 5 230 5 240 5 250 5 260 5 270 5 280 5 290

Поезд_23, км

Рис. 3. График изменения напряжения на токоприемнике локомотива поезда № 23 от координаты в нормальном режиме Fig. 3. Graph of voltage change at the locomotive current collector of the locomotive No. 23

from coordinates in normal mode

Поезд_11, км

Рис. 4. График изменения напряжения на токоприемнике локомотива поезда № 11 от координаты в нормальном режиме Fig. 4. Graph of voltage change at the locomotive's current collector train number 11 from

coordinates in normal mode

Таблица 2.Оценка несимметрии напряжения в нормальном режиме без усиления Table 2. Assessment of voltage unbalance in normal mode without enhancement

Тяговая подстанция Значение коэффициента несимметрии К2и.% и длительность его существования Т, мин Нормальный режим

Гончарово K2UСред, % 1,86

K2UМакс, % 4,94

Т1, % 36,9

Т2, % 9,4

Рассоха K2UСред, % 3,59

K2UМакс, % 9,09

Т1, % 100

Т2, % 100

Подкаменная K2UСред, % 0,90

K2UМакс, % 2,50

Т1, % 96,9

Т2, % 55,6

Андриановская K2UСред, % 0,66

K2UМакс, % 2,20

Т1, % 58,8

Т2, % 56,9

Ангасолка K2UСред, % 4,36

K2UМакс, % 7,42

Т1, % 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т2, % 56,9

Слюдянка K2UСред, % 2,90

K2UМакс, % 6,03

Т1, % 100

Т2, % 100

Предложения по усилению системы электроснабжения

Нормализовать показатели качества электроэнергии, а также увеличить напряжение в контактной сети и уменьшить значение тока в питающей линии и контактной сети возможно благодаря применению нескольких вариантов усиления [17-21].

Способ усиления 1 исследуемого участка предполагает установку дополнительного автотрансфор

матора мощностью 200 МВА на районной подстанции Подкаменная. Для этого предложено его подключить к уже существующей линии 220 кВ на расстоянии 8 км от ТП Подкаменная (рис. 5), а также выполнить включение тяговых трансформаторов в параллель на тяговых подстанциях Рассоха, Подка-менная, Андриановская.

Рис. 5. Установка АТДЦТН 200000-220/110 на ПС Подкаменная Fig. 5. FInstallation of ATDTsTN 200000-220 / 110 at the Podkamennaya substation

Включение тяговых трансформаторов на параллельную работу требует соблюдения ряда условий согласно ПТЭ ЭП:

- равенство коэффициента трансформации (допускается разность коэффициентов трансформации не более ± 0,5 %);

- одинаковые схемы и группы соединения обмоток;

- равенство напряжений короткого замыкания (КЗ) (допускается отклонение не более чем на ± 10 %).

При нарушении первого и второго условий в обмотках трансформаторов возникают уравнительные токи [22, 23]. Нарушение третьего условия вызывает перегрузку одного из тяговых трансформаторов.

На тяговых подстанциях нормально устанавливается два тяговых трансформатора. Их параллельное включение организуется по схеме в ПВК «Ба70-поМ» (рис. 6).

предыдущем случае, но дополнительно изменить мощность устройства продольной компенсации (УПК) с 14,4 до 9,9 МВАр на ТП Подкаменная и Андриановская (рис. 7). Есть два пути, позволяющих увеличить пропускную способность линий электропередач, первый из которых - увеличение сечений самих линий, а второй - использование устройств продольной компенсации реактивной мощности [23, 24]. Включение УПК относится к наиболее экономичным способам достижения поставленной цели. Регулируемая установка продольной компенсация реактивной мощности предполагает включение конденсаторов последовательно с индуктивной нагрузкой через вольтодобавочный или разделительный трансформаторы, что в свою очередь позволяет автоматически регулировать напряжение в зависимости от изменяющегося тока нагрузки. При использовании УПК не стоит забывать и о возможности возникновения ненормальных и аварийных режимов вследствие явления перекомпенсации при снижении тяговой нагрузки и отсутствии регулирования мощности УПК; расшунтиро-вания конденсаторов, что может вызвать перенапряжение; явления феррорезонанса; внутренних повреждений конденсаторов.

Рис. 6. Схема включения трехфазных

трансформаторов Fig. 6. Connection diagram of three-phase transformers

Данный способ усиления участка дал результаты (см. табл. 1), и этот вариант один из лучших по увеличению уровня напряжения в контактной сети, вместе с тем показатели качества электроэнергии превышают предельно допустимые значения.

При организации способа усиления 2 предложено использовать те же средства усиления, что и в

Контактор

Рис. 7. Схема продольной компенсации с одной секцией конденсаторов Fig. 7. Fig. 7. Circuit of series capacitor banks with one capacitor section

При продольной компенсации ток конденсатора равен текущему через него полному току нагрузки I, и мощность батареи конденсаторов QK является величиной переменной, зависящей от нагрузки в каждый конкретный момент времени. Эту реактивную мощность можно вычислить по формуле

(1)

где Qк - мощность батареи конденсаторов, МВАр; I - полный ток нагрузки, А; С - емкость конденсаторов, мкФ; ю - угловая частота, Гц.

Рис. 8. Оптимальный вариант усиления участка Слюдянка - Гончарово Fig. 8. The best option of enhancing the section Slyudyanka - Goncharovo

На российских тяговых подстанциях монтируют УПК в отсасывающую линию или в отстающую фазу, в которой установка продольной компенсации служит для повышения напряжения, предотвращения эффекта опережения или отставания фаз, получения симметричных напряжений с равными токами в плечах питания.

Этот способ усиления системы внешнего и тягового электроснабжения не помог добиться требуемых показателей качества электроэнергии, а также необходимого уровня напряжения в контактной сети и тока в питающей ЛЭП, о чем свидетельствуют результаты расчета (см. табл. 1).

Способ усиления 3 включает в себя установку автотрансформатора на районной подстанции Под-каменная, включение тяговых трансформаторов в параллель на тяговых подстанциях Рассоха, Подка-менная, Андриановская, увеличение мощности компенсирующей установки на посту секционирования Глубокая до 7,8 МВАр.

Данный способ усиления схемы позволил получить удовлетворительные показатели качества электроэнергии (см. табл. 1), а также существенно увеличить уровень напряжения в контактной сети и уменьшить значение тока в питающей ЛЭП и в контактной сети до допустимых значений.

Заключение

Представлены результаты исследований, направленных на усиление системы внешнего и тягового электроснабжения для увеличения пропускной способности на участке Слюдянка - Гончарово. Проблемы снижения напряжения в контактной сети, выхода за предельные значения коэффициента загрузки трансформатора и нормализации качества электрической энергии могут быть решены только при комбинированном варианте усиления системы внешнего и тягового электроснабжения, а именно, при увеличении мощности КУ на ПС Глубокая и включении тяговых трансформаторов в параллель на ТП Рассоха, Подкаменная, Андриановская, а также при установке дополнительного АТ на районной подстанции Подкаменная. Указанные технические решения представлены в модели исследуемого участка (рис. 8).

Окончательный выбор конкретных решений по использованию способа усиления должен в настоящее время осуществляться в соответствии с требованиями системы энергетического менеджмента [25], внедрение которой в соответствии с выводами авторов [26] направлено, в частности, на «разработку методов оценки эффективности использования энергии оборудованием, системами и процессами».

Список литературы

1. Пузина Е.Ю. Усиление системы тягового электроснабжения участка Якурим - Звездная ВСЖД // Транспорт-2013 : тр. междунар. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону : Изд-во РГУПС, 2013. С. 176-178.

2. Пузина Е.Ю. Усиление системы тягового электроснабжения участка Чуро - Таксимо ВСЖД // Транспорт: наука, образование, производство : труды Междунар. научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУПС, 2016. С. 306-310.

3. Cherepanov A., Kutsiy A. Modeling of tractive power supply systems for heavy-tonnage trains operation // International Russion Automation Conference, RusAutoCon 2018. C. 850-1734.

4. Пузина Е.Ю. Оценка потенциала повышения энергоэффективности системы тягового электроснабжения Абаканской дистанции электроснабжения // Транспорт: наука, образование, производство : сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону : Изд-во РГУПС, 2017. С. 149-153.

5. Пузина Е.Ю. Усиление системы тягового электроснабжения участка Ния - Киренга Восточно-Сибирской железной дороги // Электрификация и развитие инфраструктуры энергообеспечения тяги поездов на железнодорожном транспорте: материалы Шестого Международного симпозиума ELTRANS-2011. 2013. C. 464-468.

6. Физические основы проектирования электротяговых сетей высокоскоростных железнодорожных магистралей / А.Т. Бурков и др. // Транспорт Российской Федерации. 2015. № 2 (57). С. 36-41.

7. Бурков А.Т., Мирсаитов М.М., Сероносов В.В. Анализ электропотребления при высокоскоростном движении электропоезда на заданном участке с различным количеством остановок // Вестн. Ростов. гос. ун-та путей сообщ. 2015. № 3 (59). С. 106-112.

8. Бурков А.Т., Мирсаитов М.М. Особенности методики определения электропотребления при выборе максимальной скорости пассажирских составов // Изв. Петербург. ун-та путей сообщ. 2015. № 1 (42). С. 5-12.

9. Макашева С.И. Оценка синусоидальности кривых напряжения высоковольтной линии автоблокировки // Транспорт Азиатско-Тихоокеанского региона. 2019. № 4 (21). С. 88-91.

10. Пузина Е.Ю. Оценка остаточного ресурса тяговых трансформаторов Северного хода ВСЖД // Транспорт-2013 : тр. междунар. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону : Изд-во РГУПС, 2013. С. 176-178.

11. Жоглик И.В., Пузина Е.Ю. Автоматизированная интеллектуальная система непрерывного компьютерного контроля и диагностики силового оборудования // Повышение эффективности производства и использования энергии в условиях Сибири : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Иркутск : Изд-во ИРНИТУ, 2015. Т. 2. С. 104-109.

12. Пузина Е.Ю. Целесообразность применения системы мониторинга силовых трансформаторов // Повышение эффективности производства и использования энергии в условиях Сибири : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. В 2 т. Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2013. Т. 2. С. 167-171.

13. Leibfried T. Online Monitors Transformers in Service // IEEE Computer Applications in Power 1998. July. Pp. 36-42.

14. Dang Y., Chen W. «Design of Oil-Immersed Apparatus Oil Velocity Measure System Based on the Ultrasonic Wave Doppler Effect» // IEEE International Conference on Environment and Electrical Engineering IEEE Industrial and Commercial Power Systems Europe (EEEIC /I&CPS Europe). Palermo, 2018. Pp. 1-4.

15. Khudonogov I.A., Puzina E.Yu., Tuigunova A.G. Evaluation of short circuit currents effects on power transformers' residual service life. 2019 International Conference on Industrial Engineering, Applications and Manufacturing, ICIEAM 2019. DOI: 10.1109/ICIEAM45724.2019.

16. Khudonogov I.A., Puzina E.Yu., Tuigunova A.G. Summarized Diagnostic Parameter for Condition Assessment of Power TransformerWindings Insulation // RusAutoCon : proceedings International Russion Automation Conference, 2019. DOI: 10.1109/RUSAUTOCON.2019.8867610.

17. Бурков А.Т., Марикин А.Н. Управление напряжением в контактной сети на скоростных участках // Железнодорожный транспорт. 2006. № 10. С. 55-57.

18. Крюков А.В., Куцый А.П., Черепанов А.В. Улучшение качества электроэнергии в сетях 110-220 кВ, питающих тяговые подстанции // Электроэнергетика глазами молодежи, 2017 : материалы VIII Междунар. науч.-техн. конф. Самара, 2017. С. 318-321.

19. Пат. RU2552572 Рос. Федерация. Система электроснабжения электрифицированных железных дорог переменного тока 25 кВ / Григорьев Н.П., Воприков А.В. № 2014107628/11 ; заявл. 27.02.2014.

20. Пузина Е.Ю. Оценка эффективности применения устройств компенсации реактивной мощности на тяговой подстанции Кежемская ВСЖД // Транспорт: наука, образование, производство : тр. Междунар. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону : Изд-во РГУПС, 2016. С. 229-233.

21. Платонов Д.Н., Пузина Е.Ю. Автоматизированная система управления технологическими процессами тяговой подстанции // Транспорт-2015 : тр. Междунар. науч.-практ. конф. Ч. 3. Ростов н/Д, 2015. С. 77-80.

22. Xiaozhou Zhu, Minwu Chen, Shaofeng Xie and Jie Luo. Research on new traction power system using power flow controller and Vx connection transformer // IEEE International Conference on Intelligent Rail Transportation (ICIRT). Birmingham, 2016. Pp. 111-115.

23. Пат. RU 2427484 Рос. Федерация. Система электроснабжения электрифицированных железных дорог переменного тока 25 кВ / Григорьев Н.П., Крикун А.А. № 2010119621/11 ; заявл. 17.05.2010.

24. Григорьев Н.П., Трофимович П.Н. Повышение эффективности работы системы тягового электроснабжения устройствами продольной компенсации // Изв. высш. учеб. заведений. Сер.: Электромеханика. 2019. Т. 62. № 3. С. 64-68.

25. Бурков А.Т., Сероносов В.В., Степанская О.А. Маркетинг в электроэнергетике // Транспортные средства. Системы обеспечения движения поездов. М., 2014. 284 с.

26. Горбунова В.С., Пузина Е.Ю. Эффективность внедрения системы энергетического менеджмента в промышленных компаниях России // Транспортные системы и технологии. 2018. Т. 4. № 1. С. 119-137.

References

1. Puzina E.Yu. Usilenie sistemy tyagovogo elektrosnabzheniya uchastka Yakurim - Zvezdnaya VSZhD [Enhancement of the traction power supply system of the Yakurim - Zvezdnaya section of the VSZHD]. Transport-2013: trudy mezhdunar.

nauchno-prakticheskoi konferentsii [Transport-2013: proceedings of the international scientific and practical conference]. Rostov-on-don: RSUPS Publ., 2013. Pp. 176-178.

2. Puzina E.Yu. Usilenie sistemy tyagovogo elektrosnabzheniya uchastka Churo - Taksimo VSZhD [Enhancement of the traction power supply system of the Churo - Taksimo section of the East-Siberian Railway]. Transport: nauka, obrazovanie, proizvodstvo: trudy Mezhdunar. nauchno-prakticheskoi konferentsii [Transport: science, education, production: proceedings of the International scientific and practical conference]. Rostov-on-Don: RSUPS Publ., 2016. Pp. 306-310.

3. Cherepanov A., Kutsiy A. Modeling of traction power supply systems for heavy-tonnage trains operation. International Russian Automation Conference, RusAutoCon 2018. Pp. 850-1734.

4. Puzina E.Yu. Otsenka potentsiala povysheniya energoeffektivnosti sistemy tyagovogo elektrosnabzheniya Abakanskoi distantsii elektrosnabzheniya [Assessment of the potential for improving energy efficiency of the traction power supply system at the Abakan power supply division]. Transport: nauka, obrazovanie, proizvodstvo: sbornik nauchnykh trudov Mezhdunar. nauch-no-prakticheskoi konferentsii [Transport: science, education, production: Proceedings of the International scientific and practical conference]. Rostov-on-Don: RSUPS Publ., 2017. Pp. 149-153.

5. Puzina E.Yu. Usilenie sistemy tyagovogo elektrosnabzheniya uchastka Niya - Kirenga Vostochno-Sibirskoi zheleznoi dorogi [Enhancement of traction power supply systems at the Nia-Kirenga section of the East Siberian Railway]. Elektrifikatsiya i razvitie infrastruktury energoobespecheniya tyagi poezdov na zheleznodorozhnom transporte: materialy Shestogo Mezhdunarodnogo simpoziuma ELTRANS-2011 [Electrification and development of infrastructure for power supply of railway traction trains: Proceedings of the Sixth international Symposium ELTRANS-2011], 2013. Pp. 464-468.

6. Burkov A.T., Seronosov V.V., Kudryashov E.V., Stepanskaya O.A. Fizicheskie osnovy proektirovaniya elektrotyago-vykh setei vysokoskorostnykh zheleznodorozhnykh magistralei [Physical foundations of design of the electric traction networks of high-speed rail lines]. Transport Rossiiskoi Federatsii [Transport of the Russian Federation], 2015. No. 2 (57). Pp. 36-41.

7. Burkov A.T., Mirsaitov M.M., Seronosov V.V. Analiz elektropotrebleniya pri vysokoskorostnom dvizhenii elektro-poezda na zadannom uchastke s razlichnym kolichestvom ostanovok [Power consumption analysis during high-speed movement of electric trains at a given section with different number of stops]. Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta putei soobshcheniya [Bulletin of Rostov State Transport University], 2015. No. 3 (59). Pp. 106-112.

8. Burkov A.T., Mirsaitov M.M. Osobennosti metodiki opredeleniya elektropotrebleniya pri vybore maksimal'noi skorosti passazhirskikh sostavov [Features of the methodology for determining power consumption when choosing the maximum speed of passenger trains]. Izvestiya Peterburgskogo universiteta putei soobshcheniya [Proceedings of Petersburg Transport University], 2015. No. 1 (42). Pp. 5-12.

9. Makasheva S.I. Otsenka sinusoidal'nosti krivykh napryazheniya vysokovol'tnoi linii avtoblokirovki [Evaluation of thesi-nusoidality of the voltage curve of high-voltage autoblocking lines]. Transport Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona [Transport of the Asia-Pasific region], 2019. No. 4 (21). Pp. 88-91.

10. Puzina E.Yu. Otsenka ostatochnogo resursa tyagovykh transformatorov Severnogo khoda VSZhD [Evaluation of the residual service life of the Northern route traction transformers of the East Siberian Railway]. Transport-2013: trudy mezhdunar. nauchno-prakticheskoi konferentsii [Transport-2013: proceedings of the international scientific and practical conference]. Rostov-on-Don: RSUPS Publ., 2013. Pp. 176-178.

11. Zhoglik I.V., Puzina E.Yu. Avtomatizirovannaya intellektual'naya sistema nepreryvnogo komp'yuternogo kontrolya i diagnostiki silovogo oborudovaniya [Automated smart system for power equipment continuous computer control and diagnostics]. Povyshenie effektivnostiproizvodstva i ispol'zovaniya energii v usloviyakh Sibiri: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (Irkutsk, 21-25 aprelya, 2015 g.) [Improving the efficiency of energy production and use in Siberia: proceedings of the all-Russian scientific and practical conference with international participation (Irkutsk, April 21-25, 2015)]. In Fedchishin V.V. (ed.) Irkutsk: Irkutsk National Research Technical University Publ., 2015. Vol. 2. Pp. 104-109.

12. Puzina E.Yu. Tselesoobraznost' primeneniya sistemy monitoringa silovykh transformatorov [Expediency of the application of power transformers monitoring systems]. Povyshenie effektivnosti proizvodstva i ispol'zovaniya energii v usloviyakh Sibiri: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (Irkutsk, 22-26 aprelya 2013 g.). V 2 t. [Increasing the efficiency ofproduction and use of energy in the conditions Siberia: Materials of the all-Russian scientific and practical conference with international participation (Irkutsk, April 22-26, 2013): in 2 volumes]. In Fedchishin V.V. (ed.) Irkutsk: Ir STU Publ., 2013. Vol. 2. Pp. 167-171.

13. Leibfried T. Online Monitors Transformers in Service. IEEE Computer Applications in Power, July 1998. Pp. 36-42.

14. Dang Y. and Chen W. "Design of Oil-Immersed Apparatus Oil Velocity Measure System Based on the Ultrasonic Wave Doppler Effect", 2018. IEEE International Conference on Environment and Electrical Engineering and 2018 IEEE Industrial and Commercial Power Systems Europe (EEEIC /I&CPS Europe), Palermo, 2018. Pp. 1-4.

15. Khudonogov I.A., Puzina E.Yu., Tuigunova A.G. Evaluation of short circuit currents effects on power transformers' residual service life. 2019 International Conference on Industrial Engineering, Applications and Manufacturing, ICIEAM 2019. Pp. 8743069.

16. Khudonogov I.A., Puzina E.Yu., Tuigunova A.G. Summarized Diagnostic Parameter for Condition Assessment of Power Transformer Windings Insulation. Proceedings - 2019 International Russion Automation Conference, RusAutoCon 2019. Pp. 8867610.

17. Burkov A.T., Marikin A.N. Upravlenie napryazheniem v kontaktnoi seti na skorostnykh uchastkakh [Voltage control in the overhead contact system at high-speed sections]. Zheleznodorozhnyi transport [Railway transport], 2006. No. 10.

18. Kryukov A.V., Kutsiy A.P., Cherepanov A.V. Uluchshenie kachestva elektroenergii v setyakh 110-220 kV, pitayush-chikh tyagovye podstantsii [Improving the quality of electricity in 110-220 kV networks feeding traction substations].

Elektroenergetika glazami molodezhi, 2017: Materialy VIII Mezhdunarodnoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii [Electric power industry through the eyes of youth-2017: Materials of the VIII International scientific and technical conference], 2017. Pp. 318-321.

19. Grigor'ev N.P., Voprikov A.V. Sistema elektrosnabzheniya elektrifitsirovannykh zheleznykh dorogperemennogo toka 25 kV [Power supply system of electrified railways AC 25 kV]. Patent for invention RU 2552572 C1, 10.06.2015., Application no. 2014107628/11 dated February 27, 2014.

20. Puzina E.Yu. Otsenka effektivnosti primeneniya ustroistv kompensatsii reaktivnoi moshchnosti na tyagovoi podstantsii Kezhemskaya VSZhD [Evaluation of the effectiveness of the use of reactive power compensation devices at the traction substation Kezhemskaya of the East-Siberian Railway]. Transport: nauka, obrazovanie, proizvodstvo: trudyMezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Transport: science, education, production: proceedings of the International scientific and practical conference]. Rostov-on-don: RSUPS Publ., 2016. Pp. 229-233.

21. Platonov D.N., Puzina E.Yu. Avtomatizirovannaya sistema upravleniya tekhnologicheskimi protsessami tyagovoi pod-stantsii [Automated control system of technological processes of traction substation]. Trudy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Transport-2015». Ch. 3 [Proceedings of the International scientific and practical conference "Transport-2015". Part 3]. Rostov-on-Don: RGUPS Publ., 2015. Pp. 77-80.

22. Xiaozhou Zhu, Minwu Chen, Shaofeng Xie and Jie Luo "Research on new traction power system using power flow controller and Vx connection transformer", 2016. IEEE International Conference on Intelligent Rail Transportation (ICIRT), Birmingham, 2016. Pp. 111-115.

23. Grigor'ev N.P., Krikun A.A. Sistema elektrosnabzheniya elektrifitsirovannykh zheleznykh dorog peremennogo toka 25 kV [Power supply system of AC 25 kV electrified railways]. Patent for invention RU 2427484 C1, 27.08.2011. Application no. 2010119621/11 dated May 17, 2010.

24. Grigor'ev N.P., Trofimovich P.N. Povyshenie effektivnosti raboty sistemy tyagovogo elektrosnabzheniya ustroistvami prodol'noi kompensatsii [Improving the efficiency of the traction power supply system with longitudinal compensation devices]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Elektromekhanika [News of higher educational institutions. Electromechanics], 2019. Vol. 62. No. 3. Pp. 64-68.

25. Burkov A.T., Seronosov V.V., Stepanskaya O.A. Marketing v elektroenergetike [Electrical energy industry marketing]. Transportnye sredstva. Sistemy obespecheniya dvizheniyapoezdov [Vehicles. Train traffic support systems]. Moscow, 2014. 284 p.

26. Gorbunova V.S., Puzina E.Yu. Effektivnost' vnedreniya sistemy energeticheskogo menedzhmenta v promyshlennykh kompaniyakh Rossii [Efficiency of energy management system implementation in industrial companies of Russia]. Transportnye sistemy i tekhnologii [Transport systems and technologies], 2018. Vol. 4. No. 1. Pp. 119-137.

Информация об авторах

Кашин Алексей Александрович - электромеханик Иркутской дистанции электроснабжения, Восточно-Сибирская железная дорога, г. Иркутск, e-mail: pudge2705@gmail.com Пузина Елена Юрьевна - к. т. н., доцент кафедры электроэнергетики транспорта, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, доцент кафедры электроснабжения и электротехники, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, e-mail: lena-rus05@mail.ru

DOI 10.26731/1813-9108.2020.3(67).90-100

Information about the authors

Aleksei A Kashin - electromechanician of the Irkutsk division of power supply, the East Siberian railway, Irkutsk, email: pudge2705@gmail.com

Elena Yu. Puzina - Ph.D. in Engineering Science, Assoc. Prof. at the Subdepartment of Electric Power Industry in Transport, Irkutsk State Transport University, Irkutsk, Assoc. Prof. at the Subdepartment of Power Supply and Electrical Engineering, Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, e-mail: lena-rus05@mail.ru

УДК 62-567.5:536.7

Многофакторный анализ в принятии управленческих решений по утилизации порубочных остатков вдоль полосы отвода железных дорог

Е. Е. Алтынникова, А. А. Бегунов, Н. В. РуссавскаяИ

Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, Российская Федерация И rusnatali64@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Резюме

В статье отмечается актуальность проблемы накопления порубочных остатков вдоль полосы отвода железных дорог. Одним из возможных решений является применение методов многофакторного анализа. Полученные результаты в ходе построения аналитических зависимостей и расчета вероятностного выбора свидетельствуют о том, что наиболее благоприятными и экономически выгодными стратегическими решениями, имеющими минимальную вероятность негативных последствий, являются вывоз порубочных остатков, а также их уничтожение на месте. Представленный анализ современных технологических приемов по утилизации древесины и порубочных остатков показал, что на объектах железнодорожного транспорта разрешенным и закрепленным методом является механический способ утилизации остатков с использованием мульчера. Рабочий агрегат мульчера вырезает растительный покров, измельчая остатки до щепы и равномерно перемешивает их с верхним слоем почвы, тем самым активизируя быструю деструкцию. Щепа и опилки, образующиеся от работы при данном технологическом процессе, могут быть рекомендованы в качестве сорбционного материала для улавливания нефтепродуктов, содержащихся в сточных водах предприятий железнодорожного транспорта,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.