Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОРТОСТАТИЧЕСКОМ ТЕСТИРОВАНИИ'

АНАЛИЗ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОРТОСТАТИЧЕСКОМ ТЕСТИРОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
73
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / ОРТОСТАТИЧЕСКАЯ ПРОБА / СТУДЕНТЫ / ШКОЛЬНИКИ / heart rate variability / orthostatic test / students / schoolchildren

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Беляева В.А.

Одним из эффективных, доступных, не инвазивных методов исследования функционального состояния и резервных возможностей сердечно - сосудистой системы служит вариабельность сердечного ритма при ортостатическом тестировании. Цель работы - исследовать параметры вариабельности сердечного ритма студентов и школьников при проведении модифицированной ортостатической пробы. Материалы и методы исследования. Определяли параметры вариабельности сердечного ритма у 89 студентов и 90 школьников при проведении модифицированной ортостатической пробы. Исследовали параметры вариабельности сердечного ритма временной и частотной областей, показатели активности регуляторных систем. Вероятность межгрупповых различий параметров вариабельности сердечного ритма, представленных в виде медианы и квартилей (Mе (Q1, Q3)) оценивали по критериям Вилкоксона и Манна - Уитни. Результаты и их обсуждение. В ортостазе у испытуемых снижаются параметры вариабельности сердечного ритма временнóй и частотной областей спектра вариабельности сердечного ритма, связанных с парасимпатическим звеном регуляции, на фоне увеличения мощности спектра низкочастотного компонента вариабельности, мощности спектра сверхнизкочастотного компонента вариабельности, отношения значений низко - и высокочастотного компонентов вариабельности, отношения значений сверхнизкочастотного и высокочастотного компонентов вариабельности. Это свидетельствует о повышении относительного уровня активности вазомоторного центра и симпатического звена регуляции, активизации центрального контура регуляции. Стресс - индекс у студентов возрастает до 288,9 (151,8; 558,3), у школьников до 191,31 (122,0; 347,01) у.е. Заключение. Школьники имеют более высокие значения параметров вариабельности сердечного ритма частотной области спектра в положении «сидя», параметров частотной и временной областей в положении «стоя» по сравнению со студентами. Нервная система школьников обладает большей лабильностью, чем у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Беляева В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF HEART RATE VARIABILITY IN STUDENTS AND SCHOOLCHILDREN DURING ORTHOSTATIC TESTING

One of the most effective, accessible, non - invasive methods of studying the functional state and nervous capabilities of the cardiovascular system is heart rate variability during orthostatic testing. The aim of the work is to investigate the parameters of heart rate variability of students and schoolchildren during a modified orthostatic test. Materials and methods of research. The parameters of heart rate variability were determined in 89 students and 90 schoolchildren during a modified orthostatic test. The parameters of heart rate variability in time and frequency domains, activity indicators of regulatory systems were studied. Probability of intergroup differences in heart rate variability parameters, represented as median and quartiles (Me (Q1, Q3)) they were evaluated according to the criteria of Wilcoxon and Mann - Whitney. Results and their discussion. In orthostasis, the parameters of heart rate variability in the time and frequency regions of the heart rate variability spectrum associated with the parasympathetic link of regulation decrease in the subjects, against the background of an increase in the power of the spectrum of the low - frequency component of variability, the power of the spectrum of the ultra - low - frequency component of variability, the ratio of values of low - and high - frequency components of variability, the ratio of values of ultra - low - frequency and high - frequency components variability. This indicates an increase in the relative level of activity of the vasomotor center and the sympathetic link of regulation, activation of the central circuit of regulation. The stress index for students increases to 288.9 (151.8; 558.3), for schoolchildren to 191.31 (122.0; 347.01) cu. Conclusion. Schoolchildren have higher values of the heart rate variability parameters of the frequency range of the spectrum in the "sitting" position, the parameters of the frequency and time regions in the "standing" position compared to students. The nervous system of schoolchildren has a greater lability than that of students.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОРТОСТАТИЧЕСКОМ ТЕСТИРОВАНИИ»

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2023 - Vol. 30, № 1 - P. 80-84

УДК: 613.9:378.172 DOI: 10.24412/1609-2163-2023-1-80-84 EDNIGSMVG ||||

АНАЛИЗ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОРТОСТАТИЧЕСКОМ ТЕСТИРОВАНИИ

В.А. БЕЛЯЕВА

Институт биомедицинских исследований - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального научного центра "Владикавказский научный центр Российской академии наук", ул. Вильямса, д. 1, Пригородный район, с. Михайловское, 363110, РСО-Алания, Россия

Аннотация. Одним из эффективных, доступных, не инвазивных методов исследования функционального состояния и резервных возможностей сердечно-сосудистой системы служит вариабельность сердечного ритма при ортостатическом тестировании. Цель работы - исследовать параметры вариабельности сердечного ритма студентов и школьников при проведении модифицированной ортостатической пробы. Материалы и методы исследования. Определяли параметры вариабельности сердечного ритма у 89 студентов и 90 школьников при проведении модифицированной ортостатической пробы. Исследовали параметры вариабельности сердечного ритма временной и частотной областей, показатели активности регуляторных систем. Вероятность межгрупповых различий параметров вариабельности сердечного ритма, представленных в виде медианы и квартилей (Ме (Q1, 03)) оценивали по критериям Вилкоксона и Манна-Уитни. Результаты и их обсуждение. В ортостазе у испытуемых снижаются параметры вариабельности сердечного ритма временной и частотной областей спектра вариабельности сердечного ритма, связанных с парасимпатическим звеном регуляции, на фоне увеличения мощности спектра низкочастотного компонента вариабельности, мощности спектра сверхнизкочастотного компонента вариабельности, отношения значений низко- и высокочастотного компонентов вариабельности, отношения значений сверхнизкочастотного и высокочастотного компонентов вариабельности. Это свидетельствует о повышении относительного уровня активности вазомоторного центра и симпатического звена регуляции, активизации центрального контура регуляции. Стресс-индекс у студентов возрастает до 288,9 (151,8; 558,3), у школьников до 191,31 (122,0; 347,01) у.е. Заключение. Школьники имеют более высокие значения параметров вариабельности сердечного ритма частотной области спектра в положении «сидя», параметров частотной и временной областей в положении «стоя» по сравнению со студентами. Нервная система школьников обладает большей лабильностью, чем у студентов.

Ключевые слова: вариабельность сердечного ритма, ортостатическая проба, студенты, школьники.

ANALYSIS OF HEART RATE VARIABILITY IN STUDENTS AND SCHOOLCHILDREN DURING ORTHOSTATIC TESTING

V.A. BELYAEVA

Institute of Biomedical Research - branch of the Federal State Budgetary Institution of Science of the Federal Scientific Center

"Vladikavkaz Scientific Center of the Russian Academy of Sciences", Williams str., 1, Prigorodny district, Mikhailovskoye village, 363110, RSO-Alania, Russia

Abstract. One of the most effective, accessible, non-invasive methods of studying the functional state and nervous capabilities of the cardiovascular system is heart rate variability during orthostatic testing. The aim of the work is to investigate the parameters of heart rate variability of students and schoolchildren during a modified orthostatic test. Materials and methods of research. The parameters of heart rate variability were determined in 89 students and 90 schoolchildren during a modified orthostatic test. The parameters of heart rate variability in time and frequency domains, activity indicators of regulatory systems were studied. Probability of intergroup differences in heart rate variability parameters, represented as median and quartiles (Me (01, 03)) they were evaluated according to the criteria ofWilcoxon and Mann-Whitney. Results and their discussion. In orthostasis, the parameters of heart rate variability in the time and frequency regions of the heart rate variability spectrum associated with the parasympathetic link of regulation decrease in the subjects, against the background of an increase in the power of the spectrum of the low-frequency component of variability, the power of the spectrum of the ultra-low-frequency component of variability, the ratio of values of low- and high-frequency components of variability, the ratio of values of ultra-low-frequency and high-frequency components variability. This indicates an increase in the relative level of activity of the vasomotor center and the sympathetic link of regulation, activation of the central circuit of regulation. The stress index for students increases to 288.9 (151.8; 558.3), for schoolchildren to 191.31 (122.0; 347.01) cu. Conclusion. Schoolchildren have higher values of the heart rate variability parameters of the frequency range of the spectrum in the "sitting" position, the parameters of the frequency and time regions in the "standing" position compared to students. The nervous system of schoolchildren has a greater lability than that of students.

Keywords: heart rate variability, orthostatic test, students, schoolchildren.

Успешность адаптации организма к воздействию факторов эндогенной и экзогенной природы зависит от его функциональных резервов, мобилизующихся в случае необходимости без нарушения гомеостаза. Вегетативная нервная система (ВНС) первой реагирует в ситуациях, требующих вовлечения адаптационных

механизмов и психофункционального напряжения в ответ на воздействие различных факторов внешней среды, а индикатором реакций организма выступает сердечно-сосудистая система (ССС) и, в первую очередь, сердце [8]. На ритм сокращений сердца влияют

различные стрессовые воздействия. Изменение сердечного ритма, как результат деятельности различных звеньев ВНС, нейрогуморальной регуляции, отражает механизмы адаптации организма к условиям средо-вых факторов, анализируя механизмы регуляции ритма сердечных сокращений можно получить информацию о его функциональном состоянии [2,7,12,13]. Одним из информативных методов оценки функционального состояния организма, его адаптационных резервов является ортостатическая проба с фиксацией показателей вариабельности сердечного ритма в процессе ее проведения [6].

Цель работы - исследовать параметры вариабельности сердечного ритма (ВСР) студентов и школьников при проведении модифицированной ортоста-тической пробы.

Материалы и методы исследования. В однократном поперечном исследовании принимали участие 89 студентов 3 курса СОГМА (67 девушек и 22 юноши), средний возраст 20,0±1,17 лет), подписавших информированное согласие. Контингент испытуемых включал также 90 школьников (41 девочка и 49 мальчиков, средний возраст 16,0±0,08 лет), учащихся ср. школы № 46 г. Владикавказа, родители которых были ознакомлены с планом проведения исследования и подписали информированное согласие. Критерии включения: условно здоровые лица, критерии исключения - наличие сердечно-сосудистых заболеваний. Исследование одобрено Этическим комитетом ИБМИ ВНЦ РАН (протокол № 7 от 20.02.2019 года), данные представлены в репозито-рии ClinicalTrials.gov (NCT04851080). У испытуемых исследовали ВСР с помощью аппаратно-программного комплекса «Варикард 2.51» (ООО «Институт Внедрения Новых Медицинских Технологий «Рамена»). Обследование проводили в отдельном помещении при отсутствии посторонних раздражителей спустя 1,5-2 часа после приема пищи. Запись проводили двукратно, сеансами по 5 минут (Short-term Recordings), в условиях тишины и неяркого освещения с предварительным покоем в течение 5-7 минут. Изначально в процессе проведения модифицированной ортостатической пробы испытуемые находились в положении «сидя», далее резко переходили в положение «стоя». RR-интервалы анализировали на наличие артефактов и аритмий для исключения из анализа. В соответствии со стандартами Европейского кардиологического общества и Североамериканского общества электрофизиологии мы исследовали две группы параметров ВСР: временные (Time Domain Methods) и частотные (Frequency Domain Methods) [10]. Анализировали: частоту пульса (HR, уд/мин), среднее значение длительности RR интервалов (Mean, мс), моду длительности RR интервалов (Mo, мс), квадратный корень суммы разностей последовательного ряда кардиоинтервалов (RMSSD, мс), стандартное отклонение массива RR интервалов (SDNN, мс), % пар кар-диоинтервалов, различающихся более чем на 50 мс от

общего числа (pNN50, %), разность максимального и минимального значений длительности RR интервалов (MxDMn, мс), стресс-индекс (SI, у.е.), суммарную мощность спектра ВСР (TP, мс2), мощность спектра высокочастотного компонента спектра в абсолютных (HF, мс2) и относительных (PHF, %) единицах, мощность спектра низкочастотного компонента спектра в абсолютных (LF, мс2) и относительных (PLF, %) единицах, мощность спектра сверхнизкочастотного компонента спектра в абсолютных (VLF, мс2) и относительных (PVLF, %) единицах, отношение значений (LF/HF, VL/HF), периоды высокочастотной (THF, с), низкочастотной (TLF, с), сверхнизкочастотной (TVLF, с) составляющих спектра, индекс централизации (IC, у.е.). Интегральную оценку функционального состояния организма осуществляли по показателю активности регуляторных систем (ПАРС) по алгоритму Р.М. Баевского [3]. Статистический анализ проводили с использованием пакета статистических программ Statistica 10.0. Параметры ВСР представлены в виде медианы (Mé), первого (01, 25%) и третьего (03, 75%) квартилей. Вероятность межгрупповых различий параметров в зависимых выборках оценивали по критерию Вилкоксона, в независимых - по критерию Манна-Уитни. Критический уровень значимости принимали ^0,05.

Таблица 1

Статистическая значимость различий параметров ВСР студентов при ортостатической пробе

Параметры «Сидя» «Стоя» р

Ме 025% 075% Ме 025% 075%

HR, уд./мин. 84,5 78,3 92,4 100,1 90,7 109,7 0,0000

Mean, мс 709,9 649,4 766,7 599,5 547,0 661,8 0,0000

MxDMn, мс 242,5 181,0 298,0 180,3 134,0 238,2 0,0000

RMSSD, мс 34,5 25,3 53,1 18,3 14,3 27,8 0,0000

pNN50, % 12,0 4,7 24,9 1,3 0,2 3,7 0,0000

SDNN, мс 51,9 38,1 66,7 38,2 30,4 52,2 0,0000

Mo, мс 689,5 636,0 761,0 587,0 537,0 649,0 0,0000

SI 128,8 72,8 256,1 288,9 151,8 558,3 0,0000

TP, мс2 1852,3 1134,6 3224,2 1275,1 731,1 2191,8 0,0012

HF, мс2 493,6 296,1 1128,5 189,8 80,2 338,1 0,0000

LF, мс2 682,8 441,4 1154,5 590,0 297,9 1039,4 0,0682

VLF, мс2 275,4 162,2 447,5 247,4 133,9 384,5 0,1062

THF, с 3,7 3,1 5,5 5,3 3,5 6,3 0,0001

TLF, с 10,0 8,9 13,5 11,6 10,1 15,8 0,0003

TVLF, с 46,5 36,6 53,9 42,7 35,3 56,9 0,4575

PHF, % 38,3 25,0 50,3 17,9 12,5 25,7 0,0000

PLF, % 42,6 33,2 54,6 54,3 45,9 62,7 0,0000

PVLF, % 18,4 12,0 23,6 23,5 16,3 30,8 0,0004

LF/HF 1,1 0,7 2,1 3,3 2,0 4,8 0,0000

VLF/HF 0,5 0,3 0,9 1,4 0,7 2,3 0,0000

IC 1,6 1,0 3,0 4,6 2,9 7,0 0,0000

ПАРС 4,0 3,0 6,0 7,0 6,0 8,0 0,0000

Результаты и их обсуждение. В результате анализа параметров ВСР в оценке функционального состояния организма студентов при модифицированной ортостатической пробе установлено, что динамика параметров ВРС отражает усиление симпатической и снижение парасимпатической активности

ВНС студентов с увеличением степени централизации управления ритмом сердца (табл. 1).

Таблица 2

Статистическая значимость различий параметров ВСР школьников при ортостатической пробе

Частота сердечных сокращений возрастала до 100,1 (90,7; 109,7) уд./мин. на фоне повышения показателей, отражающих активность симпатического отдела ВНС при снижении параметров, характеризующих парасимпатическую активность. Косвенным признаком централизации управления ритмом сердца является снижение значений моды (Мо), характеризующей активность синусного узла [1]. В частотной области ВСР отмечено увеличение соотношения уровней активности центрального и автономного контуров регуляции VLF/HF). Несмотря на то, что абсолютная величина LF имеет лишь тенденцию к увеличению (р=0,0682) в положении «стоя», относительная мощность спектра низкочастотного компонента вариабельности (PLF) возрастает до 54,3 (45,9; 62,7) %, (р=0,0000), демонстрируя выходящее за рамки нормы повышение относительного уровня активности вазомоторного центра. Повышается уровень активности симпатического звена регуляции, о чем свидетельствует увеличение PVLF с 18,4 (12,0; 23,6) до 23,5 (16,3; 30,8) %, (р=0,0004) и степень централизации управления ритмом сердца, 1С возрастает с 1,6 (1,0; 3,0) до 4,6 (2,9; 7,0), (р=0,0000). Известно, что избыточная централизация управления приводит со временем к формированию сердечнососудистой патологии [4]. Снижаются параметры временной (RMSSD, рШ50, SDNN) и частотной (Щ РНР)

областей, характеризующие парасимпатические влияния ВНС, а также суммарная мощность спектра ТР с 1852,3 (1134,6;3224,2) до 1275,1 (731,12191,8), (р=0,0012) на фоне увеличения SI с 128,8 (72,8; 256,1) до 288,9 (151,8; 558,3), (р=0,0000). Комплексная оценка ВСР по показателю активности регуляторных систем свидетельствует об их перенапряжении, ПАРС при изменении положения тела увеличивается с 4,0 (3,0; 6,0) до 7,0 (6,0; 8,0) баллов (р=0,0000). Этот показатель вычисляется по алгоритму, учитывающему показатели гистограммы, данные спектрального анализа и статистические показатели, что позволяет дифференцировать различные степени напряжения регуляторных систем и оценивать адаптационные ресурсы организма [3].

Результаты оценки функционального состояния школьников при сравнении параметров ВСР, полученных при проведении модифицированной орто-пробы представлены в табл. 2.

Как видно из табл. 2 большинство параметров ВСР школьников существенно различаются при изменении положения тела. Частота сердечных сокращений (НЯ) возрастает до 96,5 (91,38; 105,97) уд./мин. на фоне повышения показателей, отражающих активность симпатического отдела ВНС и при снижении параметров, характеризующих парасимпатическую активность. В частотной области ВСР также отмечено увеличение соотношения уровней активности центрального и автономного контуров регуляции VLF/HF). Резко повышается степень централизации управления ритмом сердца, о чем свидетельствует рост 1С с 5,18 (2,74; 9,32) до 5,18 (2,74; 9,32), (р=0,0000). Снижаются параметры временной (RMSSD, рШ50, SDNN) и частотной (Щ РНР) областей, характеризующие парасимпатические влияния ВНС. Суммарная мощность спектра вариабельности (ТР) также снижается, но различия не достоверны. Стресс-индекс (БI) возрастает до 191,31 (122,0; 347,01). Это согласуется с результатами исследований других авторов, отмечающих повышение LF, VLF, PLF, PVLF и снижение в ортостазе у детей

подростков [9]. Комплексная оценка ВСР по параметру ПАРС (7,0 (6,0; 8,0)) свидетельствует о перенапряжении регуляторных систем школьников в орто-стазе, при котором их избыточная активация уже не подкрепляется соответствующими функциональными резервами. При проведении функциональной пробы и съемке ВСР в положении «стоя», у трех мальчиков и двух девочек отмечали пресинкопальное состояние. Они испытывали головокружение, шум в ушах, были дезориентированы. У одного мальчика развилось синкопальное состояние, длившееся 23 минуты. Вероятной причиной этого может служить вегетативная нестабильность подростков в период полового созревания. Это может быть обусловлено ортостатической гипотонией, развивающейся при

Параметры «Сидя» «Стоя» Р

Ме 025% 075% Ме 025% 075%

HR, уд./мин. 84,36 79,18 94,10 96,49 91,38 105,97 0,0000

Mean, мс 711,25 637,59 757,81 621,81 566,18 656,63 0,0000

MxDMn, мс 246,00 193,00 291,83 218,42 167,50 259,25 0,0132

RMSSD, мс 36,87 25,33 48,23 24,26 15,91 36,06 0,0000

pNN50, % 9,64 2,70 20,61 2,93 0,92 5,03 0,0000

SDNN, мс 53,77 44,27 62,92 48,89 38,14 60,22 0,0338

Mo, мс 706,00 629,00 761,00 604,00 544,50 653,50 0,0000

SI 119,95 87,57 215,04 191,31 122,00 347,01 0,0002

TP, мс2 2097,48 1486,69 3210,76 1919,11 1235,27 3132,09 0,1993

HF, мс2 506,80 269,58 1033,16 283,51 135,15 552,15 0,0000

LF, мс2 1009,75 632,83 1453,91 980,74 511,24 1450,24 0,6631

VLF, мс2 356,06 253,83 545,08 351,05 204,54 560,66 0,7458

THF, с 5,36 3,53 6,32 5,58 4,05 6,26 0,3156

TLF, с 11,38 9,94 14,03 12,42 11,01 17,36 0,0059

TVLF, с 44,52 35,31 56,89 46,55 33,58 56,89 0,8878

PHF, % 28,41 18,76 36,89 16,24 9,69 26,72 0,0000

PLF, % 52,18 43,58 59,94 58,32 47,11 65,12 0,0225

PVLF, % 19,11 12,76 24,94 21,90 15,08 30,61 0,0368

LF/HF 1,91 1,16 3,12 3,83 1,82 6,61 0,0000

VLF/HF 0,72 0,41 1,08 1,52 0,56 2,86 0,0000

IC 2,52 1,71 4,33 5,18 2,74 9,32 0,0000

ПАРС 5,00 3,00 6,00 7,00 5,00 8,00 0,0000

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2023 - Vol. 30, № 1 - P. 80-84

ортостазе, сопровождающейся симптомами церебральной гипоперфузии, сердцебиением, нарушением зрения и слуха, редко обмороками [5]. Патофизиологической основой ортостатической гипотонии является вегетативная недостаточность, не обеспечивающая достаточного повышения общего периферического сосудистого сопротивления, компенсации венозного депонирования крови и/или уменьшения объема циркулирующей крови [11].

Как показал сравнительный анализ ВСР школьников и студентов при смене положения тела, выявлены различия по параметрам, представленным в табл. 3.

Таблица 3

Статистическая значимость различий параметров ВСР школьников и студентов при ортостатической пробе

Установлено, что в положении «сидя» выявленные различия относились к параметрам ВСР частотной области (LF, VLF, THF, TLF, PLF, LF/HF, VLF/HF) и стресс-индексу (IC), которые были выше у школьников на фоне снижения вклада PHF в суммарную мощность колебаний. Полученные данные свидетельствуют о более высокой симпатической активности и преобладании центрального контура регуляции над автономным у школьников в положении «сидя». При ортостазе различия выявлены для параметров не только частотной (HF, LF, VLF), но и временной области (MxDMn, RMSSD, pNN50, SDNN), которые также были выше у школьников. При мобилизации функциональных резервов организма в ортостазе задействуются не только симпатическое звено, в частности, система регуляции сосудистого тонуса, но и парасимпатический отдел ВНС. У школьников в ортостазе отмечен более высокий уровень суммарной мощности спектра вариабельности (ТР), что на фоне меньшего значения SI позволяет предположить, что запас функциональных резервов у них несколько выше, чем у студентов.

Заключение. Динамика параметров ВСР при проведении модифицированной ортостатической пробы, как у студентов, так и у школьников, смещается в сторону преобладания симпатических влияний вазомоторного центра, обеспечивающего гемодина-мические перестройки, а также усиления процессов централизации управления ритмом сердца, что подтверждается увеличением относительного вклада

низкочастотного и сверхнизкочастотного компонентов ВСР на фоне снижения суммарной мощности спектра и повышения IC, SI, ПАРС. Нервная система школьников обладает большей лабильностью, чем у студентов. Школьники имеют более высокие значения параметров ВСР частотной области спектра в положении «сидя»; параметров частотной и временной областей в положении «стоя» по сравнению со студентами.

Литература / References

1. Авилов О.В. Показатели вариабельности сердечного ритма у студентов с психосоматической патологией // Здравоохранение, образование и безопасность. 2016. № 3 (7). С. 19-27 / Avilov OV. Poka-zateli variabel'nosti serdechnogo ritma u studentov s psikhosomatich-eskoy patologiey [Indicators of heart rate variability in students with psychosomatic pathology]. Zdravookhra-nenie, obrazovanie i bezopasnost'. 2016;3(7):19-27. Russian.

2. Адайкин В.И., Брагинский М.Я., Еськов В.М., Русак С.Н., Ха-дарцев А.А., Филатова О.Е. Новый метод идентификации хаотических и стохастических параметров экосреды // Вестник новых медицинских технологий. 2006. № 2. С. 39-41 / Adaykin VI, Braginskiy MYa, Es'kov VM, Rusak SN, Khadartsev AA, Filatova OE. Novyy metod identif-ikatsii khaoticheskikh i stokha-sticheskikh parametrov ekosredy [A new method for identifying chaotic and stochastic parameters of the eco-environment]. Journal of new medical technologies. 2006;2:39-41. Russian.

3. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем (методические рекомендации) / Баевский Р.М., Иванов Г.Г., Чирейкин Л.В., Гаври-лушкин А.П. [и др.] // Вестник аритмологии. 2002. № 24. С. 65 -86 / Baevskiy RM, Ivanov GG, Chireykin LV, Gavrilushkin AP, et al. Analiz variabel'nosti serdechnogo ritma pri ispol'zova-nii razlichnykh elektrokardi-ograficheskikh sistem (metodiche-skie rekomendatsii) [Analysis of heart rate variability using various electrocardiographic systems (guidelines)]. Vestnik aritmologii. 2002;24:65-86. Russian.

4. Брынцева Е.В., Зимова К.П. Определение индекса централизации как донозологический показатель нарушения работы вегетативной системы юных спортсменов. Профилактическая медицина -2017. Сб. научных трудов Всероссийской научно-практ. конф. с меж-дунар. участием. СПб: Северо-Западный ГМУ имени И.И. Мечникова, 2017. Ч 1. С. 117-121 / Bryntseva EV, Zimova KP. Opredelenie indeksa tsentralizatsii kak donozologicheskiy pokazatel' narusheniya raboty veg-etativ-noy sistemy yunykh sportsmenov. Profilakticheskaya meditsina -2017. Sb. nauchnykh trudov Vserossiyskoy nauchno-prakt. konf. s mezhdunar. Uchastiem [Determination of the centralization index as a prenosological indicator of disruption of the autonomic system of young athletes. Preventive medicine - 2017. Collection of scientific papers of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation]. SPb: Severo-Zapadnyy GMU imeni I.I. Mechnikova; 2017. Russian.

5. Горохов С.С., Хотько Н.Г., Ермолкевич Р.Ф. Тилт-тест - «золотой стандарт» диагностики рефлекторных (нейромедиаторных) синкопе // Военная медицина. 2019. №2. С. 81-96 / Gorokhov SS, Khot'ko NG, Ermolkevich RF. Tilt-test - «zolotoy standart» diagnostiki reflektornykh (neyromediatornykh) sinkope [Tilt test is the "gold standard" for the diagnosis of reflex (neurotransmitter) syncope]. Voennaya meditsina. 2019;2:81-96. Russian.

6. Максимов А.Л., Аверьянова И.В. Перестройки кардиоритма и гемодинамики при ортостазе у аборигенов и европеоидов крайнего севера с различными типами вегетативной регуляции // Экология человека. 2017. № 8. С. 21-28 / Maksimov AL, Aver'yanova IV. Pere-stroyki kardioritma i gemo-dinamiki pri ortostaze u aborigenov i evrope-oidov kraynego severa s razlichnymi tipami vegetativnoy regulyatsii [Cardiac arrhythmias and hemodynamics during orthostasis in aborigines and Caucasians of the Far North with different types of vegetative regulation]. Ekologiya cheloveka. 2017;8:21-8. Russian.

7. Хадарцев А.А., Еськов В.М., Системный анализ, управление и обработка информации в биологии и медицине. Ч. VI. Системный анализ и синтез в изучении явлений синергизма при управлении го-

Параметры ВСР «Сидя» Р Параметры ВСР «Стоя» Р

студенты школьники студенты школьники

LF, мс2 682,75 1009,75 0,0018 MxDMn, мс 180,33 246,0 0,0016

VLF, мс2 275,44 356,06 0,0280 RMSSD, мс 18,27 36,87 0,0152

THF, с 3,67 5,36 0,0007 pNN50, % 1,25 9,64 0,0037

TLF, с 10,04 11,38 0,0092 SDNN, мс 38,25 53,77 0,0025

PHF, % 38,28 28,41 0,0013 SI 288,9 191,31 0,0066

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PLF, % 42,61 52,18 0,0001 TP, мс2 1275,06 1919,11 0,0005

LF/HF 1,14 1,91 0,0003 HF, мс2 189,75 283,51 0,0115

VLF/HF 0,50 0,72 0,0377 LF, мс2 590,03 980,74 0,0001

IC 1,61 2,52 0,0013 VLF, мс2 247,35 351,05 0,0009

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2023 - Vol. 30, № 1 - P. 80-84

меостазом организма в условиях саногенеза и патогенеза: Монография / Под ред. В.М. Еськова, А.А. Хадарцева. Самара: ООО «Офорт», 2005. 153 с. / Khadartsev AA, Es'kov VM. Sistemnyy analiz, upravlenie i obrabotka informatsii v biologii i meditsine. Ch. VI. Sistemnyy analiz i sintez v izuchenii yavleniy sinergizma pri upravlenii gomeostazom or-ganizma v usloviyakh sanogeneza i patogeneza: Monografiya [Systems analysis, control and information processing in biology and medicine. H. VI. Systems analysis and synthesis in the study of the phenomena of syn-ergism during control of the homeostasis of organism under the conditions of sanogeneza and pathogenesis: Monograph]. Samara: OOO «Ofort»; 2005. Russian.

8. Billman G.E., Huikuri H.V., Jerzy S., Trimmel K. An introduction to heart rate variability: methodological considerations and clinical applications // Frontiers in Physiology. 2015. Vol. 6. DOI: 10.3389/fphys.2015.00055 / Billman GE, Huikuri HV, Jerzy S, Trim-mel K. An introduction to heart rate variability: methodological considerations and clinical applications. Frontiers in Physiology. 2015;6. DOI: 10.3389/fphys.2015.00055.

9. Ermakova I.V., Dogadkina S.B., Rubleva L.V., Kmit G.V., Bezo-brazova V.N., Sharapov A.N. Adaptation of cardiovascular system, autonomous nervous regulation of heart rate and endocrine system to different types of loads in 10-15-year-old schoolchildren: Characteristic features // Science for Education Today. 2019. Vol. 9, № 5. Р. 176-204. DOI: 10.15293/2658-6762.1905.11 / Ermakova IV, Dogadkina SB, Rubleva LV, Kmit GV, Bezobrazova VN, Sharapov AN. Adaptation of cardiovascular system, autonomous nervous regulation of heart rate and endocrine system to different types of loads in 10-15-year-old schoolchildren: Characteristic features. Science for Education Today. 2019;9(5):176-204.

DOI: 10.15293/2658-6762.1905.11.

10. Heart rate variability: standards of measurement, physiological interpretation and clinical use. Task Force of the European Society of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophysiol-ogy // Circulation. 1996. Vol. 93, N5. P. 1043-1065 / Heart rate variability: standards of measurement, physiological interpretation and clinical use. Task Force of the European Society of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophysiology. Circulation. 1996;93(5):1043-65.

11. Magkas N., Tsioufis C., Thomopoulos C., Dilaveris P., Geor-giopoulos G., Sanidas E., Papademetriou V., Tousoulis D. Orthostatic hypotension: From pathophysiology to clinical applications and therapeutic considerations // J Clin Hypertens (Greenwich). 2019. Vol. 21(5). P. 546554. DOI: 10.1111/jch.13521 / Magkas N, Tsioufis C, Thomopoulos C, Dilaveris P, Georgiopoulos G, Sanidas E, Papademetriou V, Tousoulis D. Orthostatic hypotension: From pathophysiology to clinical applications and therapeutic considerations. J Clin Hypertens (Greenwich). 2019;21(5):546-54. DOI: 10.1111/jch.13521.

12. Tiwari R., Kumar R., Malik S., Raj T., Kumar P. Analysis of Heart Rate Variability and Implication of Different Factors on Heart Rate Variability // Curr Cardiol Rev. 2021. Vol. 17, N5. P. e160721189770. DOI: 10.2174/1573403X16999201231203854 / Tiwari R, Kumar R, Malik S, Raj T, Kumar P. Analysis of Heart Rate Variability and Implication of Different Factors on Heart Rate Variability. Curr Cardiol Rev. 2021;17(5):e160721189770. DOI: 10.2174/1573403X16999201231203854.

13. Ziegler M.G. Heart Rate Variability // Psychosom Med. 2021. Vol. 83, N7. P. 813-814. DOI: 10.1097/PSY.0000000000000971 / Ziegler MG. Heart Rate Variability. Psychosom Med. 2021;83(7):813-4. DOI: 10.109 7/P SY.0000000000000971.

Библиографическая ссылка:

Беляева В.А. Анализ вариабельности сердечного ритма у студентов и школьников при ортостатическом тестировании // Вестник новых медицинских технологий. 2023. №1. С. 80-84. DOI: 10.24412/1609-2163-2023-1-80-84. EDNIGSMVG.

Bibliographic reference:

Belyaeva VA. Analiz variabel'nosti serdechnogo ritma u studentov i shkol'nikov pri ortostaticheskom testirovanii [Analysis of heart rate variability in students and schoolchildren during orthostatic testing]. Journal of New Medical Technologies. 2023;1:80-84. DOI: 10.24412/1609-2163-2023-1-80-84. EDN IGSMVG. Russian.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.