Научная статья на тему 'Анализ увеличения продажи сельскохозяйственной продукции и механизма ценообразования в реальном секторе экономики'

Анализ увеличения продажи сельскохозяйственной продукции и механизма ценообразования в реальном секторе экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
551
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ / ПРОДАЖА / МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / АНАЛИЗ / FARM PRODUCTS PRODUCTION / SALE / PRICING MECHANISM / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахматуллин Юлай Ялкинович

Статья посвящена проблемам анализа продажи сельскохозяйственной продукции и ценообразования на примере Республики Башкортостан. Показаны и обоснованы пути улучшения механизма ценообразования и увеличения продажи продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FARM PRODUCTS SALE INCREASE AND THE PRICING MECHANISM IN THE REAL SECTOR OF ECONOMICS

The article is concerned with the problems of farm products sale analysis and price formation on the pattern of Bashkortostan Republic. The ways of improving the pricing mechanism and farm products sale increase are suggested and substantiated.

Текст научной работы на тему «Анализ увеличения продажи сельскохозяйственной продукции и механизма ценообразования в реальном секторе экономики»

Ж V V

Анализ увеличения продажи сельскохозяйственной продукции и механизма ценообразования в реальном секторе экономики

Ю.Я. Рахматуллин, к.э.н., Башкирский ГАУ

Развитие сельскохозяйственного производства нельзя рассматривать как стихийный процесс, когда сбыт продукции товаропроизводителей ориентирован на случайных и временных потребителей. Устойчивый рост сельского хозяйства требует организации рыночных связей с постоянными и крупными потребителями, обеспечивающих гарантированный и бесперебойный сбыт всей массы произведённой продукции [1]. Для этого в условиях рынка, с учётом динамики соотношения спроса, предложения и цен, товаропроизводители перестраивают структуру произведённой продукции, ищут и находят такие рынки сбыта продукции, которые в большей мере соответствуют их интересам и обеспечивают более высокую прибыль и уровень рентабельности [2].

Как показывают динамические процессы, за истёкший период сельскохозяйственные предприятия республики, сокращая поставки сельхозпродукции заготовительным организациям, предпочитали её продажу по прочим рыночным каналам. Это находит отражение в структуре товарной сельскохозяйственной продукции по каналам продовольственного рынка в Республике Башкортостан. Если удельный вес продажи сельхозпродукции заготовителям в 1991 г. составил 83, а по прочим каналам 17%, в 2005—2007 гг. — 35 и 65% соответственно, то в 2009—2010 гг. — 22 и 78%, причём в настоящее время тенденция снижения объёмов продаж государству по сравнению с советским периодом сохраняется.

Структура продажи продукции сельскохозяйственными организациями заготовителям по отдельным каналам в общем объёме продаж отражена в таблице 1.

Анализ таблицы показал, что в 2009—2010 гг. по сравнению с 1991 г. в республике произошло снижение удельного веса продажи продукции животноводства с 76,5 до 55,1 и 70%, в т.ч. по молоку — с 30,6 до 18,9 и 27,7%, и увеличение доли товарной продукции растениеводства с 23,5 до 44,9 и 30%, в т.ч. зерна — с 14,2 до 18,2% в 2009 г. В 2010 г. была засуха, вследствие этого удельный вес растениеводческой продукции резко снизился, а животноводческой — повысился на 14,9% по сравнению с 2009 г. В нынешнее время по сравнению с периодом СССР хозяйства Республики Башкортостан всё больше специализируются на продукции растениеводства, т.к. она более рентабельна.

Ухудшение финансового состояния предприятий республики во многом зависит от снижения объёма продажи сельскохозяйственной продукции. По результатам анализа таблицы 2 видно, что в 2010 г. по сравнению с 1991 г. продажа зерна уменьшилась с 1024 до 464 тыс. т, или в 2,2 раза; картофеля — с 104 до 15 тыс. т, или в 7 раз; овощей — с 52 до 26 тыс. т, или в 2 раза; скота и птицы — с 223 до 114 тыс. т, или в 2 раза; молока — с 1001 до 530 тыс. т, или в 1,9 раза [3, 4].

Это видно также из анализа выручки от продажи сельскохозяйственной продукции в ценах 1991 г. в среднем на одно хозяйство. В 2009—2010 гг. по сравнению с 1991 г. в РБ выручка уменьшилась с 2903 до 1967 (1578 тыс.

1. Удельный вес продажи продукции сельскохозяйственными организациями по отдельным каналам в общем объёме продаж в Республике Башкортостан, % [3, 4]

Продукция Продано В том числе

организациям, осуществляющим закупки для государственных нужд по другим каналам (организациям промышленности, на рынке, через собственную торговую сеть и др.)

у 2000 г. 2009 г. 2010 г. .г 9 2000 г. 2009 г. 2010 г. .г 9 2000 г. 2009 г. 2010 г.

Зерно 100 100 100 100 66,0 63,9 13,1 6,9 34,0 36,1 86,9 93,1

Картофель 100 100 100 100 90,0 0 28,1 2,8 10 100 71,9 97,2

Овощи 100 100 100 100 80,1 0 3,5 0,6 19,9 100 96,5 99,4

Скот и птица (в живой массе) 100 100 100 100 93,2 27,7 9,1 9,9 6,8 72,3 90,9 90,1

Молоко 100 100 100 100 82,8 81,5 57,1 52,6 17,2 18,5 42,9 47,4

Яйцо 100 100 100 100 95,1 0,3 0 0 4,9 99,7 100 100

руб. — 2010 г.), или в 1,5—1,8 раза. Такая ситуация объясняется ухудшением состояния производства продукции животноводства из-за высокой себестоимости сельхозпродукции и низких закупочных цен, в результате чего в республике в 2010 г. по сравнению с 2001 г. наблюдалось уменьшение выручки от продажи продукции животноводства на одно хозяйство (в ценах 1991 г.) с 2221 до 1210 тыс. руб., или на 1011 тыс. руб., что в основном связано со снижением объёма продаж по молоку, скоту и птице.

Снижение объёмов продаж молока произошло вследствие того, что в среднем на одно хозяйство в республике резко уменьшился: валовой надой молока с 11206 до 6046 ц (на 5160 ц), так как сократилось среднегодовое поголовье с 463 до 161 гол.; снизился прирост крупного рогатого скота — с 1494 до 510, или на 984 ц, вследствие уменьшения поголовья с 1088 до 330 гол., несмотря на увеличение надоя с одной коровы и среднесуточного прироста животных.

Анализируя данные таблицы 3, можно отметить, что в 2010 г. по сравнению с 1991 г. существенно повысилась товарность производства по зерну — с 38,5 до 72,7% и овощам с 75 до 98,2%, но сильно снизилась по картофелю — с 58,3 до 42,5% и яйцу — с 96,5 до 87,6% [3, 4].

В 2010 г. по сравнению с 1991 г. резко повысились цены производителей вследствие инфляции на зерно — в 11,9 раза, картофель — 12,5 раза, овощи — 60,5 раза, скот и птицу — 11,8 раза, молоко — 13,2 раза, яйцо — 8,6 раза.

Реализацию сельскохозяйственной продукции помимо заготовительных организаций по прочим каналам многие предприниматели, а то и руководители более высокого уровня управления продовольственным комплексом считают более выгодной, отвечающей интересам товаропроизводителей. Углублённые исследования в этом направлении свидетельствуют о том, что действительно, для отдельных, весьма немногих, сельхозпредприятий со сложившейся в прошлом материально-технической базой индустриального типа и разветвлённой сетью рыночных структур реализация произведённой продукции помимо действующих заготовительно-перерабатывающих предприятий является высокоэффективной и отвечает современным требованиям реальной экономики.

Одной из больших проблем производства и продажи продукции является диспаритет цен, сложившийся в годы перестройки экономики. Следует отметить, что ежегодная индексация закупочных цен, как правило, проводится со значительным большим опозданием во времени, чем их изменение на материальные ресурсы и услуги, тогда как на предприятиях перерабатывающей промышленности отпускные цены на производимую ими сельскохозяйственную продукцию разрабатываются самостоятельно в течение всего года (цены растут на рынке материальнотехнических ресурсов и потребительских товаров вследствие сильных инфляционных процессов) с индексацией стоимости материальных

2. Продажа основных продуктов сельскохозяйственными организациями в Республике Башкортостан, тыс. т

Продукция Продано В том числе

организациям, осуществляющим закупки для государственных нужд по другим каналам (организациям промышленности, на рынке, через собственную торговую сеть и др.)

1991 г. 2000 г. 2009 г. 2010 г. 1991 г. 2000 г. 2009 г. 2010 г. 1991 г. 2000 г. 2009 г. 2010 г.

Зерно 1024 1425 1087 464 676 910 143 32 348 515 944 432

Картофель 104 7,5 21 15 94 0 6 0,4 10 7,5 15 14,6

Овощи 52 27 28 26 42 0 1 0,2 10 27 27 25,8

Скот и птица (в живой массе) 223 117 112 114 208 33 10 11 15 84 102 103

Молоко 1001 508 548 530 829 414 313 279 172 94 235 251

Яйцо 703 702 719 739 668 2 0 0 35 700 719 739

3. Товарность производства в сельскохозяйственных организациях по Республике Башкортостан

Продукция Продано в процентах от общего объёма производства

1991 г. 2001 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Зерно 38,5 52,7 29,8 31,3 26,5 45,4 72,7

Картофель 58,3 29,0 40,6 56,4 38,6 49,9 42,5

Овощи 75,0 80,6 79,1 83,6 86,5 89,2 98,2

Скот и птица (в живой массе) 107,1 103,2 104,2 104,1 105,0 105,3 104,8

Молоко 89,5 76,0 76,6 76,5 80,8 84,9 87,0

Яйцо 96,5 96,9 93,9 93,4 91,9 89,4 87,6

средств и изменением в уровне оплаты труда. Тем самым перерабатывающие предприятия промышленности по сравнению с сельхозпроизводителями оказываются в более выгодных условиях производства и продажи конечной продукции, занимая по отношению к сельхозпредприятиям монопольное положение в товарном обмене по закупке сырья, что ведёт к диспаритету цен и снижению доходности хозяйств.

Действующий в настоящее время механизм формирования и распределения финансовых средств (субсидий) по основным видам продукции сельского хозяйства и на важнейшие материально-технические ресурсы недостаточно обоснован с учётом возрастания диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности. В связи с этим общие объёмы субсидий, выделяемых на эти цели по годам, значительно отклоняются от величины издержек производства сельхозпредприятий. Из этого следует, что в условиях перехода к рыночной экономике произошло ослабление государственного управления и регулирования экономических отношений в агропромышленном комплексе, в результате чего снизился уровень поддержки сельских товаропроизводителей в формировании их ресурсного потенциала и в развитии рыночных структур. Это становится одним из главных факторов затянувшегося кризиса.

Важным рычагом стимулирования деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в переходный период для преодоления диспаритета цен на материально-технические ресурсы выступает государственная поддержка программ и мероприятий по развитию сельского хозяйства. Сюда относятся субсидии на поддержание элитного семеноводства и племенного животноводства, на минеральные удобрения и средства химической защиты растений, на закупку комбикормов и другие.

Таким образом, с помощью субсидий государство должно поддерживать отдельные стратегически важные участки производства, в том числе обеспечивающие воспроизводственный потенциал отрасли, имеющие социальную и экономическую значимость. Субсидии на продукцию могут быть дифференцированы как с учётом их качества и трудоёмкости производства продукции в районах Республики Башкортостан, так и в виде надбавок к договорным ценам на продукцию, закупаемую сверх установленного количества.

По нашему мнению, можно предложить следующие рекомендации по улучшению механизма ценообразования. Во-первых, нужно установить закупочные цены, покрывающие затраты производства, особенно на продукцию животноводства. Во-вторых, цены дифференцировать в зависимости от трудоёмкости сель-

скохозяйственного производства в различных районах и зонах, там, где на единицу продукции приходится больше затрат вследствие неблагоприятных природно-климатических условий, цены должны быть выше. В-третьих, обеспечить ценовой паритет на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, устанавливая высокие цены продаж, покрывающих себестоимость продукции [5].

В связи с этим правительствам, Минсельхозам РФ и РБ совместно с научно-исследовательскими институтами предстоит разработать научно обоснованную методику системы ценообразования, учитывающую интересы всех товаропроизводи-тел ей, обеспечивающую им устойчивое функционирование на принципах самоокупаемости и самофинансирования.

Большая масса товарной продукции сельхозпредприятий, несмотря на коренную перестройку системы заготовок, продаётся по заявкам государственных органов по закупочным ценам, регулируемым решениями правительства РБ. Уровень их по видам продукции с учётом развития инфляционных процессов разрабатывается централизованно, исходя из сложившихся среднеотраслевых материальных затрат и тарифных ставок оплаты труда. Уровень закупочных цен является единым для всей территории республики. Поэтому в них не учитываются различия в условиях производства по хозяйствам, находящимся в неравных природно-климатических зонах. Виду этих факторов в хозяйствах с худшими условиями производства затраты на единицу продукции оказываются значительно выше среднеотраслевых. В вопросах ценового регулирования отсутствует глубокий подход к динамике и структуре валовой и товарной продукции сельского хозяйства, к отклонениям в нормативах издержек производства и рентабельности по видам продукции в зональном разрезе с учётом различий природно-экономических условий хозяйствования. На наш взгляд, цены нужно дифференцировать в зависимости от трудоёмкости сельскохозяйственного производства в различных районах и зонах с учётом природноклиматических условий, причём при неблагоприятных условиях цены должны быть выше.

Литература

1. Губайдуллин М.С. Формирование продовольственного рынка. Уфа: БГАУ, 2000. С. 68-92.

2. Гайсин Р.С. Механизм формирования и развития конъюнктуры рынка продовольствия: Вопросы теории и методологии. М.: АЛЬФА, 1998. С. 101-123.

3. Сельское хозяйство Республики Башкортостан: стат. сб. / Госкомстат Башкортостана. Уфа, 2011. С. 34-50.

4. Итоги финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий Республики Башкортостан за 1991, 1996-2010 гг.: стат. бюллетень / Госкомстат Башкортостана. Уфа. С. 2-74.

5. Рахматуллин Ю.Я. Экономико-статистический анализ финансовых результатов от продажи сельскохозяйственной продукции (на материалах сельскохозяйственных предприятий Республики Башкортостан): автореф. дисс. ... канд. эконом. наук. Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 2003. 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.