Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ И ЕЕ СВЯЗИ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ЕГЭ'

АНАЛИЗ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ И ЕЕ СВЯЗИ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ЕГЭ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ / БАЛЛЫ / МАТЕМАТИКА / ХИМИЯ / ВЫБОРОЧНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ / РАНГОВАЯ КОРРЕЛЯЦИОННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурухина Т. Ф., Винокуров Е. Г.

Проведен сравнительный статистический анализ результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ) по математике и химии с результатами промежуточной аттестации по этим дисциплинам обучающихся образовательного учреждения высшего образования в первом, втором, и третьем семестрах. Выявлено отсутствие ранговой корреляции между результатами ЕГЭ и результатами обучения в университете. Сделан вывод о том, что результаты ЕГЭ обладают слабой прогностической способностью в отношении успешности обучения в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурухина Т. Ф., Винокуров Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF ACADEMIC PERFORMANCE OF JUNIOR STUDENTS AND ITS CORRELATION WITH USE RESULTS

A comparative statistical analysis of the results of the unified state exam in mathematics and chemistry with the results of intermediate certification in these disciplines of students of an educational institution of higher education in the first, second, and third semesters is carried out. The absence of a rank correlation between the results of the exam and the results of studies at the University is revealed. It is concluded that the results of the exam a have poor prognostic ability in relation to the success when obtaining higher education.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ И ЕЕ СВЯЗИ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ЕГЭ»

► НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 378.1 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-139-147

ББК 74.58

АНАЛИЗ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНОВ МЛАДШИХ КУРСОВ И ЕЕ СВЯЗИ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ЕГЭ

ANALYSIS OF ACADEMIC PERFORMANCE OF JUNIOR STUDENTS AND ITS CORRELATION WITH USE RESULTS

Бурухина Татьяна Федоровна

Доцент кафедры высшей математики факультета

естественных наук, Российский химико-

технологический университет имени

Д. И. Менделеева, кандидат педагогических

наук, доцент

E-mail: [email protected]

Burukhina Tatiana F.

Assistant Professor at the Department of Higher Mathematics, Faculty of Natural Sciences, D. Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia, PhD in Education, Associate professor E-mail: [email protected]

Винокуров Евгений Геннадьевич

Профессор кафедры аналитической химии факультета естественных наук, Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева, доктор химических наук, профессор

E-mail: [email protected]

Vinokurov Evgeny G.

Professor at the Department of Analytical Chemistry, Faculty of Natural Sciences, D. Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia, ScD in Chemistry, Full Professor

E-mail: [email protected]

Аннотация. Проведен сравнительный статистический анализ результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ) по математике и химии с результатами промежуточной аттестации по этим дисциплинам обучающихся образовательного учреждения высшего образования в первом, втором, и третьем семестрах. Выявлено отсутствие ранговой корреляции между результатами ЕГЭ и результатами обучения в

Abstract. A comparative statistical analysis of the results of the unified state exam in mathematics and chemistry with the results of intermediate certification in these disciplines of students of an educational institution of higher education in the first, second, and third semesters is carried out. The absence of a rank correlation between the results of the exam and the results of studies at the University is

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Бурухина Т. Ф., Винокуров Е. Г., 2021

университете. Сделан вывод о том, что результаты ЕГЭ обладают слабой прогностической способностью в отношении успешности обучения в высшей школе.

revealed. It is concluded that the results of the exam a have poor prognostic ability in relation to the success when obtaining higher education.

Ключевые слова: результаты ЕГЭ, баллы, математика, химия, выборочный коэффициент корреляции, ранговая корреляционная зависимость.

Keywords: Unified state examination results, points, mathematics, chemistry, selective correlation coefficient, rank correlation dependence.

В настоящее время мировое сообщество признает, что проблема устойчивого развития человечества может быть решена только путем перехода к управляемой эволюции, опирающейся на высокий общественный интеллект. Не случайно ООН устанавливает в качестве одной из целей в области устойчивого развития обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех [1]. Поэтому стратегии и приоритеты экономического развития смещаются в сторону образования. Обеспечение качества образования, соответствующего требованиям социально-экономического, культурного, информационного и технологического развития общества, становится важнейшей задачей системы образования [2, с. 239].

Качество образования обеспечивается различными факторами, важнейшим из которых является процесс обучения. Управление качеством обучения невозможно без контроля его результатов.

В настоящее время итоговый контроль на уровне среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ), который определяет уровень владения знаниями, умениями и навыками, а, следовательно, и качество общего образования. Введенный для обеспечения равных условий оценивания и повышения объективности оценки, ЕГЭ постепенно перерос эти функции и стал формировать условия обучения в старших классах. Зачастую профильный предмет изучается не столько по общеобразовательной программе, а по программе подготовки к ЕГЭ. При этом процесс усвоения фундаментальных понятий заменяется «натаскиванием» на решение задач определенного типа. В результате мы наблюдаем формализм знаний и низкий уровень сформированности рефлексивных способностей старшеклассников [3, с. 68].

За прошедшее десятилетие форма проведения, содержание контрольно-измерительных материалов (КИМ), критерии оценки работ ЕГЭ корректировались и совершенствовались. В настоящее время нельзя не отметить такие достоинства ЕГЭ, как, например, методическая обоснованность и выверенность КИМ. Вместе с тем направленность обучения на цель подготовки к ЕГЭ не оказывает позитивного влияния на образовательный процесс в выпускных классах.

Поскольку общее образование является основой для профессионального образования, то предполагается, что высокий балл ЕГЭ дает возможность не только поступить в образовательное учреждение высшего образования, но и прогнозирует успешность освоения изучаемых там дисциплин. Однако на начальных этапах обучения в высшей

школе обнаруживаются противоречия между уровнем знаний и умений, мышления студентов, требующихся для освоения в техническом университете новой информации, и уровнем знаний, полученных в средней школе [4, с. 37], показателями которых является академическая успеваемость первокурсников.

Ряд исследований посвящен анализу валидности результатов ЕГЭ как инструмента отбора абитуриентов. В работе [5, с. 189] методами математической статистики установлено, что ЕГЭ по математике и русскому языку являются лучшими предикторами успеваемости, чем ЕГЭ по другим профильным предметам. В работе [6, с. 158] обнаружено отсутствие зависимости результатов ЕГЭ и академической успеваемости первокурсников.

Цель данного исследования - оценить прогностическую способность ЕГЭ в вопросе академической успешности обучения в высшей профессиональной школе и влияние адаптации к образовательному процессу высшей школы на успеваемость обучающихся. Гипотеза исследования: академическая успешность обучения на младших курсах в большей степени зависит от эффективности процесса адаптации к условиям высшей профессиональной школы, чем от результатов ЕГЭ. Для достижения цели исследования был проведен статистический анализ данных о результатах ЕГЭ и результатах промежуточных аттестаций студентов младших курсов, исследована связь между ними.

Случайным образом выбрана учебная группа студентов II курса бакалавриата направления подготовки «Химическая технология» Российского химико-технологического университета имени Д. И. Менделеева (РХТУ). Сформированы 8 выборок оценок обучающихся: баллы ЕГЭ по математике (ЕГЭ М); оценки промежуточного контроля по дисциплине «Математика» за первый (М 1), второй (М 2) и третий (М 3) семестр, измеренные в соответствии с рейтинговой системой в 100-балльной шкале; баллы ЕГЭ по химии (ЕГЭ Х); оценки промежуточного контроля по дисциплинам «Неорганическая химия» и «Органическая химия» за первый (Х 1), второй (Х 2) и третий (Х 3) семестр.

Проведена первичная статистическая обработка каждой из указанных выборок. В каждой выборке значения сортированы по убыванию. Найден размах выборки - разность между наибольшим и наименьшим наблюдаемым в выборке значением К = -Хпах - -ХшП; медиана выборки - значение, делящее сортированную выборку на две равные по числу наблюдаемых значений части; определены квартили - значения, делящие сортированную выборку на четыре равные по числу наблюдаемых значений части; по 1 п

формуле х = — ^х найдено выборочное среднее значение [7, с. 34].

П к=1 к

Результаты первичной обработки указанных данных приведены в табл. 1.

Из табл. 1 видно, что размах варьирования результатов ЕГЭ по обоим предметам невелик, что, вероятно, обусловлено формированием учебных групп по результатам конкурсного отбора. Выборочное среднее ЕГЭ по химии выше, чем по математике, что объясняется профильной направленностью образовательного учреждения. В процессе освоения дисциплин высшего образования размах варьирования оценок увеличивается с каждым семестром. Это означает, что в первоначально относительно однородной по успеваемости группе происходит стратификация, то есть выделяются «сильные» (с высокими баллами) и «слабые» (с низкими баллами) студенты.

Таблица 1

Характеристики выборок

Выборка Размах выборки Первый квартиль Медиана Третий квартиль Выборочное среднее

ЕГЭ М 20 62 62,0 68 63,1

М 1 25 56 59,5 70 62,7

М 2 33 56 71,5 75 67,9

М 3 40 64 74,0 88 71,8

ЕГЭ Х 31 69 73,0 75 72,8

Х 1 27 57 62,0 73 65,1

Х 2 26 63 71,0 75 69,2

Х 3 38 64 72,5 76 69,5

Медианы всех выборок, за исключением ЕГЭ по химии, не совпадают со средними значениями, что свидетельствует о несимметричности соответствующих распределений. Медианы выборок оценок ЕГЭ и первого семестра по математике и химии смещены в сторону первого квартиля. Следовательно, в области невысоких оценок плотность этих распределений выше, чем в области высоких. Медианы выборок оценок 2-го и 3-го семестра и по математике, и по химии, наоборот, смещены в сторону третьего квартиля. Следовательно, в области высоких оценок плотность этих распределений выше, чем в области невысоких. Расположение медиан выборок подтверждает наличие в процессе обучения сложного адаптационного периода [8, с. 121].

При переходе в профессиональную школу обучающийся сталкивается с рядом не только учебных, но и психологических проблем, обусловленных структурой и особенностями образовательного процесса высшей школы, среди которых вхождение в коллектив учебной организации профессионального типа, проблемы успеваемости, взаимоотношения с однокурсниками и преподавателями, удовлетворенность выбором профессии и другие.

Адаптированность может формироваться стихийно, но более значительных результатов можно добиться при направленном развитии этого качества в условиях специально организованного учебно-воспитательного процесса на основе коллективного творчества, обеспеченного высокой психолого-педагогической культурой преподавателей, направленной на достижение личностных и познавательных изменений у обучающихся.

Эта работа не должна носить характер преодоления частных затруднений с помощью случайных педагогических находок. Успех достигается за счет установления связей между деятельностью специалистов разного профиля в отношении обучаемого. Например, взаимная информация о его поведении, негативных чертах его характера; согласование методов влияния, содержания и организации деятельности, в которую он включается. Целью подобной деятельности является создание образа жизни, труда, быта и отношений в зоне ближайшего социального окружения обучаемого, который бы позволил ему управлять своими действиями и поступками, закреплять нравственное поведение, учитывал общее и индивидуальное в каждом [9, с. 272].

Процесс адаптации, включающий профессиональный, социально-психологический и индивидуально-личностный аспекты, начинается в школьном периоде развития личности, продолжается в процессе ее профессиональной подготовки и профессиональной деятельности. В этой связи начальный этап подготовки школьников к успешной социально-профессиональной адаптации на первом курсе - время обучения в старших классах [10, с. 38]. В этой связи эффективность указанного процесса повышается при условии тесного взаимодействия со школами в рамках довузовского образования [11, с. 198] и умелой профориентационной деятельности образовательной организации [12, с. 120].

С целью выявления связи между баллами ЕГЭ и баллами, полученными в результате освоения дисциплин высшего образования, для каждой пары выборок, относящихся к дисциплине «Математика»: ЕГЭ М - М 1; ЕГЭ М - М 2; ЕГЭ М - М 3; М 1 - М 2; М 1 - М 3; М 2 - М 3 определен выборочный коэффициент ранговой корреляции Спирмена, который оценивает величину различия у обучающихся в баллах соответствующих аттестаций. Аналогичная работа проделана с выборками, относящимися к дисциплине «Химия».

Для подсчета ранговой корреляции данные отдельно в каждой из двух сравниваемых выборок ранжировали по убыванию баллов. При этом каждый обучающийся получал набор из двух ранговых оценок, например, ранг в выборке оценок ЕГЭ ак и ранг в выборке оценок 1-го семестра вк . Коэффициент ранговой корреляции Спирмена вычисляли по формуле [13, с. 223].

6 • ^ (а,, — в,,

Рв = 1—

п3 — п

Полученные результаты по дисциплине «Математика» приведены в табл. 2.

Таблица 2

Выборочные коэффициенты ранговой корреляции Спирмена для выборок оценок по

дисциплине «Математика»

Выборка ЕГЭ М М 1 М 2 М 3

ЕГЭ М - 0,40 -0,05 0,20

М 1 0,40 - 0,43 0,49

М 2 -0,05 0,43 - 0,49

М 3 0,20 0,49 0,49 -

Результаты подсчета выборочного коэффициента ранговой корреляции Спирмена между выборками баллов по дисциплине «Химия» приведены в табл. 3.

Для каждой пары сопоставляемых выборок выдвинуты гипотезы основная Н0 и конкурирующая Н1:

Н0 «Корреляция между выборками баллов не отличается от нулевой».

Н1 «Корреляция между выборками баллов статистически значимо отличается от нулевой».

Таблица 3

Выборочные коэффициенты ранговой корреляции Спирмена для выборок оценок по

дисциплине «Химия»

Выборка ЕГЭ Х Х 1 Х 2 Х 3

ЕГЭ Х - 0,07 0,17 0,12

Х 1 0,07 - 0,48 0,51

Х 2 0,17 0,48 - 0,73

Х 3 0,12 0,51 0,73 -

Проверка основной гипотезы проведена с помощью Т-критерия, критическую точ-

1 О 2

ку которого вычисляют по формуле Т = t (а; k——, где п - объем выборки;

V п — 2

рв - выборочный коэффициент ранговой корреляции Спирмена; ^ (а; k) - критическая точка двусторонней критической области, которую находили по таблице критических точек распределения Стьюдента при уровне значимости а = 0,05 и числе степеней свободы k = п - 2.

Если |рв| < Ткр, нет оснований отвергать основную гипотезу, то есть корреляция между баллами статистически незначима. Если |рв| > Ткр, основную гипотезу отвергают и принимают конкурирующую, то есть между баллами есть значимая корреляционная связь

Результаты проверки гипотезы о наличии корреляционной связи между баллами приведены в табл. 4 и 5.

Таблица 4

Проверка гипотезы о наличии корреляционной связи для выборки оценок ЕГЭ и выборок оценок промежуточной аттестации по дисциплине «Математика»

Выборки ЕГЭ М; М 1 ЕГЭ М; М 2 ЕГЭ М; М 3 М 1; М 2 М 1; М 3 М 2; М 3

Рв 0,40 -0,05 0,20 0,43 0,49 0,49

Т ± кр 0,48 0,53 0,52 0,48 0,46 0,46

Наличие корреляции нет нет нет нет есть есть

Из табл. 4 видно, что между результатами ЕГЭ по математике и результатами промежуточной аттестации по дисциплине «Математика» нет статистически значимой корреляционной зависимости. Это означает, что баллы ЕГЭ не всегда являются показателем готовности к успешному обучению в высшей школе. Корреляции между результатами промежуточной аттестации по математике в 1-м и 2-м семестрах также не выявлено. Вероятно, это обусловлено проблемами адаптации к особенностям обучения в высшей школе. Значимая корреляционная связь обнаруживается только между баллами по математике, полученными в 1-м и 3-м семестрах и во 2-м и 3-м семестрах.

Похожая картина (табл. 5) наблюдается и при сравнении результатов ЕГЭ по химии с результатами промежуточной аттестации по дисциплине «Химия».

Таблица 5

Проверка гипотезы о наличии корреляционной связи для выборки оценок ЕГЭ и выборок оценок промежуточной аттестации по дисциплине «Химия»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выборки ЕГЭ Х; Х 1 ЕГЭ Х; Х 2 ЕГЭ Х; Х 3 Х 1; Х 2 Х 1; Х 3 Х 2; Х 3

Рв 0,07 0,17 0,12 0,48 0,51 0,73

Т ± кр 0,53 0,52 0,53 0,47 0,46 0,36

Наличие корреляции нет нет нет есть есть есть

Наличие корреляционной зависимости между результатами промежуточной аттестации как по дисциплине «Математика», так и по дисциплине «Химия» свидетельствует о единстве образовательной среды университета, преемственности содержания, технологий и форм обучения.

Ранговая корреляционная зависимость также обнаруживается между результатами промежуточной аттестации третьего семестра по математике и по химии (рв = 0,470; Ткр = 0,468). Это подтверждает общепризнанный факт, что математическая подготовка обеспечивает общее интеллектуальное развитие, формирует не только методологическую базу деятельности, необходимую личности в ее профессиональном образовании [14, с. 66], но и междисциплинарный характер образовательного процесса.

Результаты приведенного статистического анализа позволяют сделать следующие выводы.

Во-первых, ЕГЭ обладает слабой прогностической способностью относительно успешности обучения в высшей профессиональной школе.

Во-вторых, решение проблемы успешной адаптации первокурсников в масштабах каждого образовательного учреждения позволяет повысить успеваемость обучающихся, уменьшить отсев, снизить пропуски занятий без уважительных причин, поднять уровень творческой, профессиональной и социальной активности студенчества и в итоге повысить качество образования до уровня, соответствующего запросам общественного развития.

В-третьих, усиление фундаментальной составляющей в содержании образования формирует основу для непрерывного обучения на протяжении всей жизни.

Список литературы

1. Цели в области устойчивого развития. Цель 4: Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/ education/ (дата обращения: 30.03.2020).

2. Потехина Е. В., Бурухина Т. Ф. Современное образование и его качество // Содействия профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях: сб. материалов Всерос. заоч. науч.-практ. конф. / Белгородский гос. технол. ун-т им. В. Г. Шухова. Белгород, 2009. С. 238-249.

3. Соловьев А. Н., Бурухина Т. Ф. Анализ уровня подготовки абитуриентов по математике в «эпоху ЕГЭ» // Уч. зап. Рос. гос. социального ун-та. 2009. № 7-2 (70). С. 68-72.

4. Бурухина Т. Ф., Винокуров Е. Г. Развитие рефлексивных способностей личности как педагогическая задача // Уч. зап. Рос. гос. социального ун-та. 2009. № 13 (76). С. 36-39.

5. Хавенсон Т. Е., Соловьева А. А. Связь результатов единого государственного экзамена и успеваемости в вузе // Вопросы образования. 2014. № 1. С. 176-199.

6. Алмагамбетова С. Т., Имамурзина А. М., Швалева А. В. Анализ зависимости между проходными баллами во время поступления в филиал и результатами I сессии групп НФ НИТУ «МИСИС» // Наука и производство Урала. 2018. № 14. С. 156-158.

7. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / пер. с англ. под общ. ред. Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1976. 495 с.

8. Напеденина Е. Ю., Бурухина Т. Ф. Преемственность различных уровней образования как фактор обеспечения его качества // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие» Междунар. науч.-метод. конф. «Проблемы управления качеством образования»; Междунар. студенческая науч. конф. «Поколение будущего». М., 2019. С. 120-125.

9. Бурухина Т. Ф. Технология эффективной социально-профессиональной адаптации первокурсников // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях: сб. материалов VIII междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 10-летию Регионального науч.-метод. центра проф. адаптации и трудоустройства специалистов: в 2 ч. / Белгородский гос. технол. ун-т им. В. Г. Шухова. Белгород, 2016. С. 272-280.

10. Флоровский С. Ю. Стиль межличностного отношения и социально-психологическая адаптированность современных подростков // Проблемы современного образования. 2019. № 6. С. 36-51. URL: http://www.pmedu.ru/images/2019-6/04.pdf (дата обращения: 30.03.2020).

11. Бурухина Т. Ф. Формирование навыков творческой деятельности в системе довузовского образования // Уч. зап. Рос. гос. социального ун-та. 2012. № 5 (105). С. 198-201.

12. Бурухина Т. Ф., Королёва А. Ю. Профориентационная деятельность: проблемы эффективной организации // Уч. зап. Рос. гос. социального ун-та. 2014. Т. 2, № 4 (127). С. 119-125.

13. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2010. 350 с.

14. Бурухина Т. Ф., Напеденина Е. Ю. Проблемы математической подготовки инженерно-технических кадров // Вопросы педагогики. 2019. № 3. С. 65-68.

References

1. Tseli v oblasti ustoychivogo razvitiya. Tsel 4: Obespechenie vseokhvatnogo i spravedlivogo kachestvennogo obrazovaniya i pooshchrenie vozmozhnosti obucheniya na protyazhenii vsey zhizni dlya vsekh. Available at: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/ education/ (accessed: 30.03.2020).

2. Potekhina E. V., Burukhina T. F. Sovremennoe obrazovanie i ego kachestvo. In: Sodeystviya professionalnomu stanovleniyu lichnosti i trudoustroystvu molodykh spetsialistov v sovremennykh usloviyakh. Proceedings of All-Russian correspondence scientific-practical conference. Belgorodskiy gos. tekhnol. un-t im. V. G. Shukhova. Belgorod, 2009. Pp. 238-249.

3. Solovyev A. N., Burukhina T. F. Analiz urovnya podgotovki abiturientov po matematike v "epokhu EGE". Uch. zap. Ros. gos. sotsialnogo un-ta. 2009, No. 7-2 (70), pp. 68-72.

4. Burukhina T. F., Vinokurov E. G. Razvitie refleksivnykh sposobnostey lichnosti kak pedagogicheskaya zadacha. Uch. zap. Ros. gos. sotsialnogo un-ta. 2009, No. 13 (76), pp. 36-39.

5. Khavenson T. E., Solovyeva A. A. Svyaz rezultatov edinogo gosudarstvennogo ekzamena i uspevaemosti v vuze. Voprosy obrazovaniya. 2014, No. 1, pp. 176-199.

6. Almagambetova S. T., Imamurzina A. M., Shvaleva A. V. Analiz zavisimosti mezhdu prokhodnymi ballami vo vremya postupleniya v filial i rezultatami I sessii grupp NF NITU "MISIS". Nauka iproizvodstvo Urala. 2018, No. 14, pp. 156-158.

7. Glass J., Stanley J. Statisticheskie metody v pedagogike i psikhologii. Transl. from English, Ed. by Yu. P. Adler. Moscow: Progress, 1976. 495 p. (In Russian)

8. Napedenina E. Yu., Burukhina T. F. Preemstvennost razlichnykh urovney obrazovaniya kak faktor obespecheniya ego kachestva. In: Sbornik izbrannykh statey po materialam nauchnykh konferentsiy GNII "Natsrazvitie" Mezhdunar. nauch.-metod. konf. "Problemy upravleniya kachestvom obrazovaniya"; Mezhdunar. studencheskaya nauch. konf. "Pokolenie budushchego". Moscow, 2019. Pp. 120-125.

9. Burukhina T. F. Tekhnologiya effektivnoy sotsialno-professionalnoy adaptatsii pervokurs-nikov. In: Sodeystvie professionalnomu stanovleniyu lichnosti i trudoustroystvu molodykh spetsialistov v sovremennykh usloviyakh. Proceedings of the VIII International scienrific-methodological conference. In 2 vols. Belgorod, 2016. Pp. 272-280.

10. Florovskiy S. Yu. Stil mezhlichnostnogo otnosheniya i sotsialno-psikhologicheskaya adaptirovannost sovremennykh podrostkov. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2019, No. 6, pp. 36-51. Available at: http://www.pmedu.ru/images/2019-6/04.pdf (accessed: 30.03.2020).

11. Burukhina T. F. Formirovanie navykov tvorcheskoy deyatelnosti v sisteme dovuzovskogo obrazovaniya. Uch. zap. Ros. gos. sotsialnogo un-ta. 2012, No. 5 (105), pp. 198-201.

12. Burukhina T. F., Koroleva A. Yu. Proforientatsionnaya deyatelnost: problemy effektivnoy organizatsii. Uch. zap. Ros. gos. sotsialnogo un-ta. 2014, Vol. 2, No. 4 (127), pp. 119-125.

13. Sidorenko E. V. Metody matematicheskoy obrabotki v psikhologii. St. Petersburg: Rech, 2010. 350 p.

14. Burukhina T. F., Napedenina E. Yu. Problemy matematicheskoy podgotovki inzhenerno-tekhnicheskikh kadrov. Voprosypedagogiki. 2019, No. 3, pp. 65-68.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 2

Статья поступила в редакцию 01.04.2020 The article was received on 01.04.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.