УДК 796.42
АНАЛИЗ УСПЕШНОСТИ УЧАСТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ НА ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ И ЧЕМПИОНАТАХ МИРА
Александр Сергеевич Сидоренко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург
Аннотация
Анализируя статистику выступления отечественных легкоатлетов на Олимпийских играх и Чемпионатах Мира в период с 1952 по 2021 годы автор делает попытку определись основные тенденции в развитии отечественной мужской легкой атлетики и те изменения, которые произошли после распада СССР. Если в советский период конкурентно способными на международной арене можно считать 10 видов из 24 и наиболее медальными для мужчин являлись легкоатлетические метания, то в российский период таких видов осталось только 3, а 63,4% призовых мест завоевали представители вертикальных прыжков и ходьбы. Основной процент завоеванных отечественными легкоатлетами медалей традиционно приходится на технические виды и ходьбу, а успехи практически во всех беговых видах программы являются единичными.
Ключевые слова: легкая атлетика, мужчины, Олимпийские игры, Чемпионат мира, СССР и РФ, финалисты, призеры, статистика.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.04.p374-377
ANALYSIS OF THE SUCCESS OF THE PARTICIPATION OF DOMESTIC ATHLETES IN THE OLYMPIC GAMES AND WORLD CHAMPIONSHIPS
Alexander Sergeevich Sidorenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation
Abstract
Analyzing the statistics of the performance of domestic athletes at the Olympic Olympic Games and the World Cup in the period from 1952 to 2021, the author tries to determine the main trends in the development of domestic men's athletics and the changes that have occurred after the collapse of the USSR. If in the Soviet period 10 events out of 24 were competitive in the international arena, and throwing was the most medal-winning for men, then in the Russian period remained only 3 competitive, and 63.4% of the prizes were won by representatives of vertical jumps and walking. The main percentage of medals won by domestic athletes traditionally falls on technical events and walking, and successes in almost all running events of the program are isolated.
Keywords: athletics, Olympic Games, World championships, male athletes, USSR and Russia, finalists, medalists, statistics.
ВВЕДЕНИЕ
Данное исследование важно в аспекте того, что лёгкая атлетика является самым ме-далеёмким видом олимпийской программы и напрямую влияет на общий успех страны на Олимпийских играх. После распада СССР спад результатов приходится именно на мужскую часть легкоатлетической программы. Так в период с 1993 по 2021 гг российские мужчины завоевали только 5,7% от числа всех разыгрываемых наград, в то время как женщины 13,5%. В данной работе рассматривается успешность выступления мужчин нашей страны в каждом виде программы и проводится анализ изменений, произошедших после распада СССР
Цель исследования заключалась в определении наиболее и наименее успешных для нашей страны мужских видов лёгкой атлетики, и сравнения советского и российского этапов выступления отечественных легкоатлетов на международной арене в период с 1952 по 2021 гг.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на основании официальных отчётов и протоколов 1ААР соревнований по лёгкой атлетике на Олимпийских играх 1952-2021 гг и Чемпионатах мира 1983-2019 гг во всех 24 мужских видах программы [2, 3] и сайта Olympedia.org [1]. Определялись призеры и финалисты (входящие в 8 лучших результатов) от нашей страны в каждом легкоатлетическом виде на каждом соревновании. Всего учитывалось 13 стартов в советский период и 20 в российский, без учёта результатов Олимпийских игр 1984 и 2016 гг, в которых отечественные легкоатлеты участия не принимали.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Количественные данные призеров и финалистов в каждом виде мужской легкоатлетической программы в советский и российский периоды представлены на графике, который наглядно демонстрирует приоритет технических видов над беговыми (рисунок). 70 -|-3550 30 10 -10 -30 -50
24 23 27 24
с S S и h S а а «
о S о о о (N а Ю о «л а ю ин л ч Ш в ы пр « о о с ы со CQ т с е а с Э е и н а и о и Ч е и CS о и е и
РП ч et И щ ы р С и и н ат н ат
X >>1 н « о £ Щ ы р С щ ы р с о Н е S ет
финалисты СССР ■ призеры СССР
22
и
о &
н н о о
rn rn
I финалисты РФ
I призеры РФ
Рисунок - Количество легкоатлетов СССР и РФ финалистов и призёров ОИ и ЧМ в мужских видах лёгкой атлетики в период с 1952 по 2021 гг
Самым успешным видом для легкоатлетов СССР с большим отрывом как по количеству финалистов, так и по количеству призеров стало метание молота, в котором наша страна получила 16,6% всех завоеванных медалей. Кроме того, в число наиболее успешных по количеству призовых мест вошли все виды прыжков, кроме прыжка в длину, ходьба на 20 км и метание копья. В итоге из числа всех завоеванных советскими легкоатлетами медалей 30% пришлось на метателей, 28% на прыгунов и 14% на представителей ходьбы.
После распада СССР отечественная мужская лёгкая атлетика утратила свои позиции практически по всем видам, кроме ходьбы и вертикальных прыжков. Особенно заметный спад наблюдается в индивидуальных беговых видах, где за исключением суперталантливых Сергея Шубенкова и Юрия Борзаковского, появление российских бегунов в финалах ОИ и ЧМ можно считать случайностью, а также в толкании ядра. Значительно ослабли позиции в успешных в советский период горизонтальных прыжках. Перестали завоёвывать медали десятиборцы. Даже в метании молота, несмотря на систематическое попадание в 8 сильнейших, за весь период было завоевано только 4 награды, из них ни одной высшей пробы. В российской истории наибольших успехов сумели добиться представители спортивной ходьбы (35,4% всех медалей) и вертикальных прыжков (28%). Именно с победами российских ходоков и прыгунов в высоту связаны основные успехи отечественной мужской лёгкой атлетики в последние 15 лет.
В таблице представлены проценты частоты попадания в финалы и завоевания медалей советскими и российскими легкоатлетами по каждому виду программы на 13 и 20 соревнованиях соответственно.
В советский период с вероятностью более 50% попадание нашего атлета в финал отмечено в 15 видах из 24, а попадание в призеры в 8 видах. В российский период эти значения для финалистов составляют 7 видов, а медали в половине из проведенных соревнований удалось получить только в ходьбе на 20 км. При этом в российской лёгкой атлетике полностью выпадают 9 дисциплин из 24, в которых у наших атлетов практически нет шансов на успех на международной арене.
Таблица - Процент попадания в финалы и в медали по каждому виду легкой атлетики в советский и российский периоды._
Призеры СССР Финалисты СССР Призеры РФ Финалисты РФ
100 м 15,38% 38,46% 0,00% 0,00%
200 м 7,69% 23,08% 0,00% 0,00%
400 м 15,38% 15,38% 0,00% 0,00%
Эстафета 4х100 м 69,23% 92,31% 0,00% 0,00%
Эстафета 4х400 м 15,38% 38,46% 8,33% 45,00%
110 м с/б 15,38% 69,23% 16,67% 25,00%
400 м с/б 30,77% 69,23% 4,17% 25,00%
800 м 15,38% 23,08% 20,83% 35,00%
1500 м 0,00% 7,69% 0,00% 5,00%
5000 м 7,69% 46,15% 0,00% 0,00%
10 000 м 23,08% 46,15% 0,00% 0,00%
Марафон 7,69% 38,46% 0,00% 5,00%
3000 м с/п 23,08% 53,85% 0,00% 5,00%
Ходьба на 20 км 69,23% 76,92% 50,00% 70,00%
Ходьба на 50 км 61,54% 84,62% 45,83% 75,00%
Прыжки в длину 30,77% 92,31% 12,50% 30,00%
Тройной прыжок 84,62% 92,31% 16,67% 25,00%
Прыжки в высоту 61,54% 76,92% 45,83% 85,00%
Прыжки с шестом 46,15% 76,92% 33,33% 65,00%
Толкание ядра 46,15% 92,31% 0,00% 10,00%
Метание диска 15,38% 69,23% 4,17% 35,00%
Метание копья 69,23% 100,00% 20,83% 55,00%
Метание молота 92,31% 100,00% 16,67% 75,00%
Десятиборье 53,85% 92,31% 4,17% 65,00%
ВЫВОДЫ
На протяжении 70-летней истории участия в международных соревнованиях традиционно самыми успешными мужскими легкоатлетическими видами для нашей страны являются вертикальные прыжки и ходьба. С распадом СССР отечественная легкая атлетика утратила лидирующие позиции в метаниях и горизонтальных прыжках.
За весь период участия в международных соревнованиях более успешными для наших атлетов являются виды, требующие, в первую очередь, развитых силовых способностей, совершенной техники и координации движений. При этом в беговых дисциплинах, как на короткие, так и на длинные дистанции, требующих быстроты движений и проявления выносливости, так и не удалось составить достойную конкуренцию атлетам из других стран.
К сожалению, проведённое исследование показывает, что на современном этапе российская мужская лёгкая атлетика не в состоянии конкурировать с ведущими легкоатлетическими державами. Высоких результатов отечественные атлеты могут добиться не более чем в 5-7 видах легкоатлетической программы из 24.
ЛИТЕРАТУРА
1. Athletics at the 2020 Summer Olympics. -URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Athlet-ics_at_the_2020_summer_0lympics (дата обращения: 17.03.2023).
2. Butler M. Athletics statistics book. Games of the XXXII Olympiad Tokyo 2020. Produced by the World Athletics Communications Department, 2021. - 480 р.
3. Butler M. IAAF World athletics championships. Oregon 2022. Statistics handbook. Produced by the World Athletics Communications Department, 2022.- 900 р.
REFERENCES
1. Athletics at the 2020 Summer Olympics, available at: https://en.wikipedia.org/wiki/Athlet-ics_at_the_2020_Summer_0lympics (date accessed: 17.03.2023).
2. Butler, M. (2021), Athletics statistics book. Games of the XXXII Olympiad Tokyo 2020, Produced in collaboration with ATFSE Monaco.
3. Butler, M.(2022), IAAF World athletics championships. Oregon 2022. Statistics, handbook, Produced by the World Athletics Communications Department.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.04.2023
УДК 796.011.3
АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ НОВЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Татьяна Евгеньевна Симина, кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва, РТУ МИРЭА - Российский технологический университет, г. Москва; Олег Николаевич Логинов, кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва; Московский государственный технический университет гражданской авиации», г. Москва; Светлана Юрьевна Татарова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва, РТУ МИРЭА -Российский технологический университет, г. Москва; Елена Юрьевна Сысоева, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва; Елена Григорьевна Стадник, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва; Наур Магомеднабиевич Нуцалов, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,
г. Москва
Аннотация
Цель исследования. Целью данного исследования является поиск новых подходов к организации образовательного процесса в преподавании предметов «Физической культуры» и «Элективных дисциплин по физической культуре и спорту», формирование значимой мотивации к занятиям физической культурой и спортом, воспитание ответственного отношения к своему здоровью у цифрового поколения «Z». Материалы и методы. Анализ имеющегося опыта преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» в вузах г. Москвы. Использовались следующие методы: педагогического наблюдения, педагогический эксперимент, анкетирования и анализа данных. Результаты. Анализ полученных данных и их педагогическая интерпретация в ходе исследований позволяет сделать выводы о достаточной эффективности применяемых подходов в решении обозначенных задач в области обучения и воспитании представителей цифрового поколения. Заключение. Значимость функционирования специально подобранных методов преподавания предметов «Физическая культура» «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» с категориями обучаемых цифрового поколения подтверждается тем, что 93,5% учащихся отметили заинтересованность в изучении указанных учебных дисциплин, проводимых в форме геймификации, у 81,3% отмечено улучшение психических качеств: долговременная и оперативная память, устойчивость и распределения внимания, улучшились коммуникативные способности и навыки работы в команде.
Ключевые слова: цифровое поколение, педагогические методы, физические упражнения, психические качества, социальные коммуникации.