Научная статья на тему 'Анализ условий поступления по договору «Школа-вуз»'

Анализ условий поступления по договору «Школа-вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ежова К. В., Гаврилина О. А., Иванова Т. В.

В статье рассматривается зависимость изменения числа поступающих абитуриентов из договорных школ от условий приема по договору «Школа-вуз». Анализируется необходимость изменения условий поступления по договору для увеличения количества абитуриентов из школ Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ условий поступления по договору «Школа-вуз»»

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ПОСТУПЛЕНИЯ ПО ДОГОВОРУ «ШКОЛА-ВУЗ»

К.В. Ежова, О.А. Гаврилина, Т.В. Иванова

В статье рассматривается зависимость изменения числа поступающих абитуриентов из договорных школ от условий приема по договору «Школа-вуз». Анализируется необходимость изменения условий поступления по договору для увеличения количества абитуриентов из школ Санкт-Петербурга.

Введение

В последнее время снизилось количество абитуриентов, проживающих в Санкт-Петербурге. Это связано не только с резким спадом рождаемости, наступившим в 1987 году, но и с ужесточением условий поступления для учащихся 11-х классов петербургских школ по договору, заключаемому между школой и нашим вузом.

Если говорить непосредственно о самих условиях поступления по договору «Школа-вуз», то в период 1997-98 годов за результаты вступительных испытаний принимались результаты выпускных письменных экзаменов по русскому языку и математике и устному экзамену по физике, баллы суммировались и принимали участие в общем конкурсе. Затем, с 1999 по 2002 год, засчитывались выпускные письменные экзамены по математике и русскому языку, физику же было необходимо сдавать в стенах нашего Университета - либо как олимпиаду, либо на экзамене в общем потоке. Результаты экзаменов также суммировались и учитывались в общем конкурсе. Дальнейшее изменение условий поступления привело к выводу договорных школьников из общего конкурса, и при этом произошло ужесточение условий поступления.

Начиная с 2003 года, для поступления на льготных условиях необходимо сдать письменный экзамен по профилирующему предмету (на нашем факультете таким предметом выбрана математика) на хорошую или отличную оценку, пройти тестирования по русскому языку и физике, получив на них положительный результат или, другими словами, зачет. За результаты вступительных испытаний принимаются и результаты олимпиад (но только 1-й или 2-й степени), проводимых нашим Университетом. Сам письменный экзамен по профилирующему предмету и тестирование проводятся раньше, чем заканчивается прием документов, что дает школьникам еще один шанс для поступления. Так как Санкт-Петербург последние два года участвует в эксперименте по ЕГЭ, проводимом Министерством образования, за результаты тестирования по русскому языку принимаются результаты ЕГЭ по этому предмету (в нашем пересчете школьники должны иметь 4 или 5), сдаваемые школьниками как выпускной экзамен. Казалось бы, что последние изменения должны были резко поднять интерес к вузу и увеличить количество поступающих на все кафедры, но этого не произошло.

Анализ изменения числа абитуриентов из договорных школ

Как видно из графиков, количество абитуриентов, поступающих на кафедру прикладной и компьютерной оптики, было больше в период более простых условий поступления по договору (1997-98 годы). 1999 год, несмотря на изменения условий поступления, также был неплохим, но это легко объясняется некой инертностью школьников, так как договор заключался на два года, и ребята начинали заниматься на кафедре еще по старому договору.

Дальнейший анализ показывает, что наблюдается тенденция к уменьшению количества поступающих по договору, что связано, в первую очередь, с возросшими требованиями к таким абитуриентам, хотя кафедра заинтересована в приеме, прежде всего, именно ребят из договорных школ.

Рис. 1. Изменение числа поступающих из договорных школ Целесообразность приема абитуриентов из договорных школ

Рис. 2. Количество отчисленных в первом семестре

Рис.3. Количество отчисленных за все время обучения

Рис. 4. Средний балл за все время обучения

Большее количество абитуриентов-договорников позволяло кафедре выбирать лучших для себя. Возможность такого выбора, как показывает статистика, приводила к увеличению числа отличников среди студентов наших групп и уменьшению процента отчисленных после первой сессии. Абитуриенты, принявшие условия поступления по

договору, в период обучения быстрее адаптируются к новой среде, так как до поступления в наш Университет они прошли профориентационную подготовку на кафедре и, в той или иной мере, имеют представление о том, чем они будут заниматься в дальнейшем, и о самом процессе обучения в вузе. Такие студенты более расположены к научной работе, которую они могут начинать еще на младших курсах.

Рис. 5. Количество отличников

Условия договора, вызывающие сомнение

В настоящее время остается до конца непонятным критерий оценки при переводе результатов испытаний ЕГЭ по русскому языку и олимпиады по физике в результаты вступительных испытаний по договору «Школа-вуз». Так, третья степень в олимпиаде по физике и тройка по ЕГЭ по русскому и литературе не засчитываются в качестве положительного результата в тестировании по этому предмету, хотя оценка «удовлетворительно» всегда считалась положительной оценкой. Хотя, со слов приемной комиссии, уровень тестов, сдаваемых по договору, сравним с уровнем тестов, проходимых для допуска на олимпиаду.

При переводе результатов ЕГЭ по русскому языку из 100-бальной шкалы в 5-бальную пересчет проводится по более жестким таблицам по сравнению со школьными. Зачастую школьники, уверенные в том, что они получили оценку «хорошо», при подаче документов выясняют, что не могут участвовать в договоре и поступать на льготных условиях, так как при вузовском пересчете они получают «удовлетворительно». Также неясно, почему абитуриенты, получившие неудовлетворительную оценку по профильному экзамены, лишаются возможности сдавать экзамены в общем потоке. Не очевидно, что уровень заданий профильного экзамена соответствует уровню экзамена общего потока.

При этом в отдельные года проходной балл снижался фактически до 9, и школьники, получившие удовлетворительные оценки по математике, русскому языку или физике, могли бы поступить, но по условию договора они были лишены возможности участвовать в общем конкурсе на наш факультет.

Заключение

Очевидно, что условия поступления по договору «Школа-вуз» не являются льготными по сравнению с условиями поступления на общих основаниях. Здесь, по сравнению с общим потоком, к школьникам предъявляются более жесткие требования. Таким образом, если вуз заинтересован в увеличении процента абитуриентов из числа договорных школьников Санкт-Петербурга, необходимо пересмотреть условия поступления по договору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.