Научная статья на тему 'Анализ условий и факторов развития туризма в Удмуртской республике'

Анализ условий и факторов развития туризма в Удмуртской республике Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1839
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА / АНАЛИЗ / РАЗВИТИЕ / ТУРИСТСКАЯ СИСТЕМА / ТУРИЗМ / УСЛОВИЯ / ФАКТОРЫ / THE UDMURT REPUBLIC / ANALYSIS / DEVELOPMENT / TOURIST SYSTEM / TOURISM / CONDITIONS / FACTORS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Саранча Михаил Александрович

Статья посвящена системному исследованию условий и факторов развития туризма в Удмуртской Республике. В результате оценки и анализа условий и факторов развития туризма в республике выявлено, что почти все показатели имеют средние значения в сравнении с другими регионами России. Относительно высокие значения получили сопутствующая туристская инфраструктура и туристские аттракции. Однако регион обладает относительно слабо развитой основной туристской инфраструктурой и потребительским рынком, что существенно замедляет развитие его туристского комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CONDITIONS AND FACTORS OF DEVELOPMENT OF TOURISM IN THE UDMURT REPUBLIC

The article is devoted to system research of conditions and factors of development of tourism in the Udmurt Republic. As a result of an estimation and the analysis of conditions and factors of development of tourism in republic it is revealed, that almost all indicators have average values in comparison with other regions of Russia. Rather high values have received an accompanying tourist infrastructure and tourist attractions. However the region possesses the rather poorly developed basic tourist infrastructure and the consumer market, that essentially slows down development of its tourist complex.

Текст научной работы на тему «Анализ условий и факторов развития туризма в Удмуртской республике»

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ И ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

М. А. САРАНЧА

Статья посвящена системному исследованию условий и факторов развития туризма в Удмуртской Республике. В результате оценки и анализа условий и факторов развития туризма в республике выявлено, что почти все показатели имеют средние значения в сравнении с другими регионами России. Относительно высокие значения получили сопутствующая туристская инфраструктура и туристские аттракции. Однако регион обладает относительно слабо развитой основной туристской инфраструктурой и потребительским рынком, что существенно замедляет развитие его туристского комплекса.

Ключевые слова: Удмуртская Республика, анализ, развитие, туристская система, туризм, условия, факторы.

С позиций геосистемного подхода условия и факторы выступают причинами формирования и развития туристских систем территорий, в связи с чем, их исследование является обязательной частью любого комплексного изыскания туристской тематики, посвященного определенной территории.

Удмуртская Республика в настоящее время занимает скромное место по уровню развития туризма в стране, подавляющая часть туристской отрасли региона работает на выездной туризм. За год республику посещает от 3,5 до 4 тыс. иностранцев. В то же время из Удмуртской Республики, согласно Росстату, с туристскими целями выезжает 16,5 тыс. туристов, что составляет менее 1 % от туристских потоков Российской Федерации. Внутри республики число туристских и экскурсионных путешествий, согласно данным Министерства по физической культуре, спорту и туризму республики, составляет порядка 210 тыс.

В целом, общая динамика туристкой отрасли республики за последние 10 лет была положительной, однако экономический кризис оказал существенное влияние на межотраслевой комплекс и начался спад, в частности, за 2007-2009 гг. туристские потоки снизились на 35,5 %.

Оценка условий функционирования и развития туризма в Удмуртской Республике (относительно других регионов страны) показывает, что регион характеризуется их умеренными значениями (рис. 1). Однако стоит отметить, что многие условия «работают» разнонаправленно. Так, например, климатические условия в республике неблагоприятны для развития «теплолюбивых»

видов туризма, с другой стороны, регион является одним из наиболее «снежных» в России, что создает благоприятные предпосылки для развития зимних видов рекреации.

Состояние и уровень развития отдельных подсистем региональной туристской системы Удмуртии, по сравнению с другими регионами страны, также варьирует около средних значений (рис. 2). Несмотря на наличие довольно разнообразных и значимых туристских аттракций в республике и умеренном уровне обеспеченности природными ресурсами и развитости социальных отношений, хозяйство региона находится в кризисном состоянии, а потребительский рынок развит слабо, как и туристская инфраструктура (рис. 3).

Официальным органом управления туризмом в регионе с 2008 г.а является Министерство спорта, туризма и молодежной политики по Удмуртской Республике. Ведущей общественной организацией выступает региональное отделение Российского Союза Туриндустрии. Важную роль играет и Министерство культуры, печати и информации республики, которое курирует направление культурно-познавательного туризма.

В целом, стоит отметить, что начиная с 2008 г., ситуация в данном секторе туризма в республике улучшилась кардинально. Однако необходимо ускоренно формировать координационный совет, который бы владел всей информацией о территории, был компетентен и имел все необходимые «рычаги» для развития туризма в республике, так как существующая система управления туристским сектором региона не очень конструктивна.

Природные Политико-правовые Экономические Т ехнологические Инфраструктурно-коммуникационные Социальные Демографические Культурно-исторические Экологические Географическое положение

1 2 3 4 5

Рис. 1. Условия функционирования и развития туризма в Удмуртии Оценочная шкала: 1 - очень неблагоприятные, 2 - неблагоприятные, 3 -умеренные, 4 - благоприятные, 5 - очень благоприятные

Потребители

(туристы)

Рис. 2. Уровень развития подсистем региональной туристской системы Удмуртской Республики Оценочная шкала: 1 - очень низкий, 2 - низкий, 3 - средний, 4 - высокий, 5 - очень высокий

Институты управления туризмом Поддерживающая Сопутствующая Дополнительная Производственно-сбытовая Социально-бытовая Транспортная

1 2 3 4 5

Рис. 3. Уровень развития туристской инфраструктуры Удмуртии

Подготовка кадров с высшим образованием в республике ведется Удмуртским государственным университетом, в котором с 1997 г. открыта специальность «Социально-культурный сервис и туризм».

Производственно-сбытовая инфраструктура. В Удмуртской Республике осуществляет свою деятельность 69 туристских фирм (1 % от числа фирм РФ), которые расположены в городских поселениях. Число занятых в отрасли составляет 0,53 %, выручка от оказания туристских услуг и число реализованных турпакетов составляют по 0,2 % от соответствующих значений по РФ. Туроператорской деятельностью в республике занимается 19 фирм, и только одна из них занимается международным въездным туризмом (охотничьим промыслом).

В Удмуртии наблюдается неудовлетворительное состояние инфраструктуры размещения, что, безусловно, сдерживает развитие всей туристической индустрии региона. По данным Росстата, в республике зарегистрировано 123 коллективных средства размещения (из них 38 - гостиницы). Общее число номеров в коллективных средствах размещения составляет 4614 (из них 1084 в гостиницах), число мест - 13 305 (2,7 % от числа мест по России). Общее число ночевок - 1 644 917 (3 % от числа ночевок по России), из них в гостиницах -161 881. Численность размещенных лиц составила 279 794, из них в гостиницах- 76 583.

В целом, с 2004 по 2007 гг. в республике в материальном плане сектор коллективных средств размещения находился в «застойном» состоянии. С 2007 г. начался рост за счет специальных средств размещения, в то же время гостиничный сектор под влиянием кризисных явлений начал «сжиматься». Однако стоит отметить, что в 2008 г. в республике появился первый отель международного класса «Рагк-1пп Izevsk».

Из 38 гостиниц за пределами г. Ижевск находятся 15 гостиниц: в г. Воткинск, Глазов, Сарапул и Можга, а также в Увинском, Завьяловском, Бале-зинском, Граховском и Камбарском районах. К крупным гостиницам (более 100 номеров) можно отнести гостиницы «Центральная» и «Рагк-1пп Izevsk» г. Ижевск, Чепецкого механического завода г. Глазов, Воткинского завода г. Воткинск. К гостиницам средней вместимости (от 30 до 100 номеров) можно отнести: «Авиа», «Арена», «Биатлон», «Де-рябинЪ», «Уральская», «Чекерил», «Телеком» и др.

В гостиничном фонде республики преобладают ведомственные гостиницы, следовательно, большая часть гостиничных предприятий республики в своем менеджменте в первую очередь ориентируется не на туристский сектор, а на обслуживание внутрихозяйственных целей. Гостиницы республики в

своем большинстве не рассчитаны на прием больших туристских групп. Ситуация с недостаточным количеством мест частично разрешается за счет использования возможностей размещения приезжающих в санаториях-профилакториях и в общежитиях.

Значительным недостатком в сфере предоставления гостиничных услуг, впрочем, характерным не только для республики, но и всей России, является нехватка гостиниц туристского класса, отсутствие квалифицированных кадров, несоответствие уровня обслуживания ценам, слабая ди-версифицированность предоставляемых услуг и автоматизация, отсутствие опыта применения современного менеджмента и маркетинга и т. д.

Таким образом, ситуация в сфере размещения туристов в республике является довольно напряженной и характеризуется отрицательной динамикой, поэтому требует самого пристального внимания, так как сектор является фундаментом для развития туризма.

Неотъемлемой частью индустрии туризма является и система общественного питания. Сеть предприятий общественного питания в республике представлена: рестораны, бары и кафе - 510 объектами на 25,5 тыс. посадочных мест; 440 столовыми и закусочными на 15,7 тыс. посадочных мест; 945 столовых, находящихся на балансе учебных заведений, организаций, промышленных предприятий на 74,8 тыс. посадочных мест. Рост оборота общественного питания республики в с 2004 по 2008 гг. составлял от 30 до 37 %, однако последние два года значения составили порядка 5-7 % и стали ниже инфляции. Снижение роста обусловлено в большей степени насыщением рынка соответствующими услугами, чем экономическим кризисом в стране.

В целом система общественного питания республики способна на данном этапе развития туристского комплекса в полной мере удовлетворить его потребности. Однако не следует забывать, что большая часть и лучшие объекты общественного питания приурочены к городам и наиболее крупным населенным пунктам республики, что создает определенные неудобства при проведении туров за пределами данных населенных пунктов.

В республике не хватает недорогих ресторанов и кафе с национальной кухней, а также предприятий питания быстрого обслуживания вдоль туристских и экскурсионных маршрутов. Поэтому в случае длительных переездов должна быть продумана организация питания туристов в дороге.

Транспортная инфраструктура. Транспорт играет существенную роль в территориальных общественных системах, выступает ведущим фактором и условием реализации туристского потенциала

территории, кроме того, выступает неотъемлемой частью практически любого путешествия.

Протяженность железнодорожных путей общего пользования в республике составляет порядка 770 км (из них около 390 км - электрифицированные двухпутные). Магистрали федерального значения имеют широтную ориентированность и проходят по северной (Санкт-Петербург-Киров-Пермь-Екатеринбург) и южной частям (Москва-Казань-Екатеринбург) республики, соединяет их меридиональная ветка, проходящая через центральную часть региона. На данный вид транспорта в республике приходится около 48 % грузоперевозок и 27 % пассажироперевозок.

Протяженность автодорог общего пользования с твердым покрытием составляет около 5,97 тыс. км (также имеется 2,2 тыс. км ведомственных и частных автодорог). Главные автомагистрали: Казань-Елабуга-Ижевск-Игра-Пермь, Ижевск-Игра-Вят-ка, Казань-Кильмезь-Игра. Автомагистрали республиканского значения соединяют между собой города и районные центры. Все районные центры соединены со столицей республики автомобильными дорогами с твердым покрытием. На автомобильный транспорт приходится около 40 % грузоперевозок и 71 % пассажироперевозок. В городах и крупных райцентрах республики функционирует городской общественный транспорт, который в год перевозит 345-365 млн пассажиров (из них 60 % приходится на г. Ижевск).

Среди речных путей выделяется река Кама, которая судоходна в пределах республики на протяжении 162 км (общая протяженность судоходных речных путей республики составляет 183 км), продолжительность навигации - 6,5 мес. ОАО «Речной порт «Сарапул» (имеет речной вокзал для обслуживания пассажирских перевозок) и ОАО «Порт Камбарка» относятся ко второй группе портов. Водный маршрут Казань-Пермь-Соликамск входит в состав международного транспортного коридора «Север-Юг». На водный транспорт приходится почти 12 % грузо- и около 1 % пассажироперевозок.

В 12 км к востоку от г. Ижевска расположен аэропорт ОАО «Ижавиа» (аэропорт регионального значения второго класса), который имеет связь с г. Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Екатеринбург, Сочи, Сургут и др. На воздушный транспорт республики приходится 0,2 % пассажироперевозок. В Пирогово расположен вертодром, в котором базируются учебные и коммерческие вертолеты.

Существенным недостатком республики для развития туризма является ее географическое положение - удаленность от основных регионов, формирующих туристический спрос (прежде все-

го, от г. Москва и Санкт-Петербург). Кроме того, для системы транспортного обслуживания туристов и экскурсантов республики также характерны и проблемы, присущие большинству регионов России: не развита система проката автомобилей, недостаточен парк современных, отвечающих основным требованиям туристических и экскурсионных автобусов, мало судов для прогулок по водоемам, устаревшая материальная база, плохое состояние многих автодорог, соответственно и проблемы с безопасностью и надежностью при перевозке пассажиров, отсутствие специальных стоянок около туристических объектов и т. п.

Однако существенным плюсом предстает то, что республика является транзитным регионом и через нее проходят 2 субширотные федеральные железнодорожные магистрали, соединяющие европейскую и восточную части страны. Кроме того, республика характеризуется значительной пространственной компактностью и высокой освоенностью населением, за счет чего создается довольно высокая плотность автодорог и, соответственно, хорошая доступность большинства территорий региона [1].

Таким образом, республика обладает умеренными условиями для развития туризма, а факторы развития и состояние подсистем туристской системы Удмуртии в общем соответствуют ситуации, характерной для большинства регионов России.

Литература

1. Саранча М. А. Оценка транспортной обеспеченности территории Удмуртской Республики с использованием ГИС для целей туристско-рекреационных исследований // Вестн. Удмуртского ун-та. Сер.: Биология. Науки о земле. 2010. Вып. 2. С. 64-68.

* * *

ANALYSIS OF CONDITIONS AND FACTORS OF DEVELOPMENT OF TOURISM IN THE UDMURT REPUBLIC

M. A. Sarancha

The article is devoted to system research of conditions and factors of development of tourism in the Udmurt Republic. As a result of an estimation and the analysis of conditions and factors of development of tourism in republic it is revealed, that almost all indicators have average values in comparison with other regions of Russia. Rather high values have received an accompanying tourist infrastructure and tourist attractions. However the region possesses the rather poorly developed basic tourist infrastructure and the consumer market, that essentially slows down development of its tourist complex.

Key words: the Udmurt Republic, analysis, development, tourist system, tourism, conditions, factors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.