4. Gordienko M.S. Factors of variability of the expenditure side of the budgets of the Russian Federation 2005-2012 // Problem analysis and public administration design. 2012. T. 5. No. 3. S. 120-130.
5. Sobolev V.I. Financial policy of the Russian Federation in 2015-2017 // Economy and Entrepreneurship. 2014. No. 12 (53). S. 54-59.
6. Gordienko M.S. Analysis of the budgetary policy of the Russian Federation until 2020 // Economy, statistics and informatics. Bulletin of UMO. 2014. No. 6-2. S. 280-284.
7. N. V. Gryzunova // Environmental assets as an instrument of the organization's financial strategy. Bulletin of the University of the Russian Academy of Education. 2008. No. 1. S. 140-143.
8. Lupey N.A., Sobolev V.I. Finance. Study guide / Moscow, 2012
9. Gordienko M.S. Analysis of the main directions of the tax policy of the Russian Federation for 2015-2017. // Economics and Practical Management in Russia and Abroad Materials of the II International Scientific and Practical Conference. Kolomna Institute (branch) of the Moscow State Machine-Building University: collection. Ed .: Marukov A.F. et al. 2015.S. 107-113.
10. Sycheva E.I. Theoretical foundations of tax accounting as elements of the tax administration system // Economic Sciences. 2007. No. 33. S. 146-149.
11. .Gordienko M.S. Budgetary provision of the regions of the Russian Federation in 2009-2014 // Science Time. 2015. No. 5 (17). S. 101-107.
12. Gryzunova N.V. Modeling the structure of the working capital of an enterprise (organization) based on the regulation of the tax burden // Business in law. Economic and legal journal. 2013. No. 6. S. 257-260.
13. .Gordienko M.S. Factors of variability of the expenditure side of the budgets of the Russian Federation 2005-2012 // Problem analysis and public administration design. 2012. T. 5. No. 3. S. 120-130.
14. Tax on the extraction of minerals [electronic resource] URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/01/10551 (date of treatment 03/15/2020)
DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10524
М.Л. Вартанова - кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра исследования процессов евразийской интеграции Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИДИ ФНИСЦ РАН), г. Москва, Россия,
M.L. Vartanova - сandidate of economic Sciences, associate Professor, leading researcher Center for research on Eurasian integration processes Institute of demographic research of the Federal research sociological center Russian Academy of Sciences (IDIFNESC RAS), Moscow, Russia.
АНАЛИЗ УРОВНЯ ЗАНЯТОСТИ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ: ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ ANALYSIS OF THE EMPLOYMENT LEVEL OF RURAL RESIDENTS: GENDER STEREOTYPES
Аннотация. В течение всей истории человеческого общества у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины в соответствии, с чем и формировались соответствующие стереотипы семейно-ролевых отношений. Такие же стереотипы сложились и в профессиональной деятельности мужчин и женщин, где профессиональная компетентность во многих специальностях больше приписывали мужчине, чем женщине. В статье раскрываются гендерные стереотипы в своей сущности как закрепившиеся социальные нормы и конкретные качества и модели поведения, которым должен следовать люди того или иного пола. Отмечается, что в реальной сельской жизни подавляющее большинство людей следуют этим нормам, т.е. стереотипам. При этом гендерные стереотипы отличаются поразительной жизнестойкостью и прочной укоренившимися в сознании людей, которые играют негативную роль в развитии личности женщины, в реализации ее профессиональных способностей и возможностей, в ее самореализации, профессиональном росте.
Abstract. Throughout the history of human society, people have formed stereotypical ideas about the image of men and women in accordance with which the corresponding stereotypes of family-role relations were formed. The same stereotypes were formed in the professional activities of men and women, where professional competence in many specialties was attributed more to a man than to a woman. The article reveals gender stereotypes in their essence as fixed social norms and specific qualities and behaviors that people of one or another gender should follow. It is noted that in real rural life, the vast majority of people follow these norms, i.e. stereotypes. At the same time, gender stereotypes are strikingly resilient and firmly rooted in the minds of people who play a negative role in the development of a woman's personality, in the realization of her professional abilities and opportunities, in her self-realization and professional growth.
Ключевые слова: гендерные стереотипы, домашний и профессиональный труд, затраты времени, рабочая сила, рынок труда, сельские женщины, сельская местность, уровень занятости, физическая нагрузка.
Keywords: gender stereotypes, domestic and professional work, time spent, labor force, labor market, rural women, rural area, employment rate, physical activity.
Введение
Законодательно мужчин и женщин в нашей стране имеют равные права. Фактически достижение равенства женщин с мужчинами предполагает создание условий для гармонического сочетания их социальных функций, и как производительницы материальных и духовных ценностей и как матери, и как воспитательницы новых
поколений. Существует много законодательных актов, направленных на вовлечение женщин в производительный труд; на предоставление им определенных льгот; на регламентацию рабочего времени матери, имеющий грудного ребенка; на освобождение женщин от вредного производства, длительных командировок и т.д. Создавая различные модели защиты женщины, ее трудовой занятости, в обществе сознательно или бессознательно существенное влияние оказывают традиционные гендерные стереотипы. Вовлекая женщин в трудовую деятельность, при сопоставительном анализе бюджетов времени мужчин и женщин, суммарная нагрузка на работающую женщину значительно увеличивается. В большинстве регионов, да и в целом по стране, домашняя работа, уход за детьми, их воспитание воспринимаются, как только женские обязанности, поэтому фактически проблемами охраны прав и труда женщин, освобождением ее от изнурительного домашнего труда мало кто занимается. Социологические наблюдения показывают, что общая физическая нагрузка и затрата времени на выполнение семейных обязанностей у женщин в сельских местностях значительно больше. Получается, что у каждой работающей женщины двойной рабочий день и ей не остается времени организованного досуга и активного отдыха.
Гипотеза исследования: затрата времени работающей сельской женщины на все виды трудовой и домашней деятельности в несколько раз выше, чем у мужчин, что обусловливает значительные физические нагрузки и психические напряжения.
Объект исследования: работающая сельская женщина.
Предмет исследования: бюджет времени, затрачиваемое на выполнение трудовых и семейных обязанностей.
Цель исследования - изучить уровень занятости сельских женщин в профессиональном и домашнем
труде.
Задачи исследования:
1. Изучить влияние гендерных стереотипов на выполнение семейных ролей.
2. Сравнить затраты времени сельской женщиной на выполнение трудовых и домашних обязанностей.
3. Установить долю затрат времени сельской женщины на досуг и активный отдых.
4. Установить влияние чрезмерной физической нагрузки на самочувствие и психическое состояние сельских работающих женщин.
Основная часть
В течение всей истории человеческого общества у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины в соответствии, с чем и формировались соответствующие стереотипы семейно-ро-левых отношений. Такие же стереотипы сложились и в профессиональной деятельности мужчин и женщин, где профессиональная компетентность во многих специальностях больше приписывали мужчине, чем женщине. В массовом сознании мужчины воспринимаются как мудрые, властные, смелые, независимые, агрессивные, активные, неэмоциональные, доминирующие, грубые, прогрессивные. Напротив, о женщинах говорят как о слабых, зависимых, боязливых, эмоциональных, кратных, чувствительных, нежных, мечтательных легко внушаемых и суеверных. Но надо отметить, что приписываемые мужчинам женщинам качества личности в разных культурах не совпадает [1,2,3].
Социальный стереотип есть сокращенное, упрощенное и ценностное окрашенное представление о действительности, функционирующие в общественном сознании. Он возникает в сознании определенной социальной группы как результат многократно повторяемых социальных явлений на основе восприятия, не связанного с прямым опытом. Такие явления социального восприятия зачастую принимаются без доказательств, и считается наиболее правильной, а всякие другие - подвергаются сомнению. Стереотипы, как отмечают социальные психологи, - это преимущественно неточные ошибочные образы действительности (социальная психология - словарь - справочник) [6]. Как отмечают психологи, стереотипы это - крепость, стоящая на страже собственных традиций «под прикрытием которых мы можем чувствовать себя безопасно» [3, с. 492].
Существующие в обществе и социальном сознании стереотипы могут играть негативную роль, искажая во много истинную картину социально - психологических явлений. Таковыми являются и гендерные стереотипы образов мужчин и женщин.
Такая негативная роль гендерных стереотипов обусловливает преувеличение каких-то воспринимаемых качеств, как будто на них смотрим через увеличительное стекло. Именно поэтому в истории человечества все лучшие качества личности и достоинства приписывали мужчинам, а отрицательные, худшие - женщинам. Оценщиками же этих достоинств, недостатков, социальных ролей до середины XX столетия выступали мужчины. Ис-каженность интерпретации и оценки социальных явлений зависит от того, к какому полу принадлежит субъект оценки. Мужчины часто воспринимают социальную ситуацию иначе, чем женщины. Это есть еще одна из негативных влияний социальных стереотипов. Чем ниже образовательный уровень человека, тем выше социальная стереотинизация и наоборот, высокий образовательный и культурный уровень мужчин и женщин, тем чаще они стремятся изменять, ломать существующие социальные стереотипы.
Гендерные стереотипы в силу уровня общественного сознания людей носят устойчивый характер. К примеру, стоит мальчику (мужчине) прослезиться, сразу восклицают: «Что ты плачешь как девочка?» Это считается нарушением нормы мужественности. Другой пример, если женщина за рулем нарушит правила дорожного движения, мужчина восклицает «Я же говорил, что женщины не умеют водить машину!» Когда в действительности
женщины меньше нарушают не только правила дорожного движения, но и существующие в обществе нравственные правила. Гендерные стереотипы и в семье выстраивают определенные схемы (модели) поведения мужа, жены, мальчика, девочки. Распространенные стереотипы представляет мужчин сильными, активными, агрессивными, доминирующими и эффективно действующими, а женщин - слабыми, пассивными, эмоциональными и зависимыми [1].
Первопричинами возникновения гендерных стереотипов являются биологические различия между мужчинами и женщинами и традиционно за мужьями закрепились такие семейные роли как отец, добытчик, защитник, глава семьи, а за женщинами - мать, рождение, уход и воспитание детей, домохозяйка, обслуживания, послушания. (Шейнав В.И.).
Клецина И.С и Майерс Д разделяют гендерные стереотипы на три группы [4-5]:
1. Стереотипы маскулинности - фемининности, т.е. нормативные представления людей о соматических, психических и поведенческих свойствах мужчин и женщин.
2. Стереотипы, связанные с содержанием труда мужчин и женщин, где традиционной для женщины считается обслуживающая и исполнительная деятельность, а для мужчин - организаторская, управленческая творческая и интеллектуальная деятельность.
3. Стереотипы, связанные с исполнением семейных и профессиональных ролей, где мужчина должен стремиться профессиональному успеху, стремиться к построению карьеры, а женщина - выйти замуж, иметь детей, вести домашнее хозяйство.
На основе этих стереотипов львиная доля семейных функций ложится на плечи женщины. Она выполняет основной объем домашней работы, воспитывает детей, занимается сельским хозяйством, создавая запас продуктов для семьи, и фактически для отдыха и досуга для сельской женщины не остается времени. Чаще всего влияние ген-дерных стереотипов проявляется в выполнении семейной роли глава семьи. Конечно, традиционно главой дагестанской семьи считается муж, особенно ярко это проявляется у старшего поколения.
В современных условиях с повышением образовательного уровня граждан, (особенно женщин) и под влиянием телевидения в этих традиционных ролях происходят заметные изменения. Эти изменения ощущаются в городских семьях, где главой семьи являются оба супруга или жена и в меньшей степени - муж. Муж остается формальной главой для представления семьи вне дома.
По данным М.Ю. Арутунян главенство по принятию решений зависит от типа семьи (традиционная или эгалитарная) это видно из таблицы 1 (таблица взята нами из работы Ильина Е.П.)
Таблица 1 - Принятие решений в семье (в % случаев)
Сфера принятия решений эгалитарная традиционная
муж 1 2
Финансы жена 43 66
оба 56 31
муж 3 1
Хозяйство жена 26 63
оба 71 36
муж 11 4
Досуг жена 29 44
оба 60 52
Данная таблица в большой мере отражает ролевые функции городской семьи, где до 40% случаев главой семьи себя считает жена. При этом по всем личностным качествам жена оценивает себя выше, чем качества мужа особенно в отношении к производительному и домашнему труду. Жена в этих случаях вынуждена брать на себя главенство не потому, что она хочет себя перегружать, а вынуждена, так как с этими обязанностями не справляется муж. Скорее всего, он не желает взваливать на себя домашние дела, такая позиция ему выгодна. Материальное обеспечение семьи, по мнению обоих супругов считается ведущей ролью мужа.
Распределение домашних функций чаще всего характерны молодым семьям до появления ребенка. С рождением ребенка затрата времени на выполнение домашних дел значительно увеличивается. Именно в этот период молодые матери нуждаются в помощи и понимании со стороны мужа во всех семейных делах. Конечно, сегодня жизнь во многом изменила, но загруженность горянки на селе мало подвергается ревизии. Чрезмерная загруженность разнообразным трудом, ограниченность свободного времени для нормального отдыха и досуга, неравномерность распределения семейных обязанностей сегодня в стране остается острой социальной проблемой обеспечения равноправия женщины из села. Зная жизнь и быт сельской женщины, данная проблема стала предметом моего дипломного исследования, как будущего социального работника. Для решения задач исследования мы использовали следующие методы: наблюдение, интервью, опросники, хронометраж. Опросник не дает точные данные о затрате времени на выполнение семейных ролей жены, матери и на исполнение трудовых обязанностей, поэтому мне было рекомендовано проводить хронометраж на выполнение всех видов деятельности. Хронометраж - это поминутная регистрация времени на выполнение всех обязанностей женщины. Полученный практический материал по хронометражу бюджета времени по одному испытанному за одни сутки и за неделю отражены в таблице 2 и 3.
Таблица 2 - Хронометраж расхода бюджета времени сельской женщины за одни сутки _(данные бюджета времени молодой женщины, имеющей грудного ребенка)
Последовательность действий Время начала и завер- Итого,
шения мин
Подъем 5.00
Умывание, уход за внешностью 5.05-5.36 31
Приготовление завтрака 5.36-6.21 45
Разбудила мужа 6.21-6.23 2
Развернула ребенка с люльки, уход за ребенком 6.24-7.00 26
Кормление ребенка грудью 7.01-7.20 19
Уложила ребенка в постель 7.21-7.28 7
Накрывание стола 7.29-7.40 11
Завтрак с мужем 7.41-8.14 33
Мытье посуды, уборка кухни 8.15-8.39 24
Общение с ребенком 8.40-9.11 31
Укладывание ребенка в люльку 9.12-9.20 8
Кормление ребенка грудью 9.21-9.40 19
Стирка детских пеленок и белья 9.41-10.48 67
Уборка помещений 10.49-11.21 3,2
Приготовление обеда 11.22-12.34 72
Приготовление пищи для ребенка 12.35-13.01 26
Накрывание стола и обед 13.20-13.50 30
Мытье посуды и уборка кухни 13.50-14.16 26
Кормление ребенка 14.17-14.38 21
Отвела ребенка к матери и вернулась домой 14.39-15.25 46
Чтение литературы по дипломной работе, конспектирование 15.25-18.30 185
Забрала ребенка у матери 18.31-19.20 49
Кормление ребенка 19.21-19.46 25
Уложила ребенка в люльку 19.46-20.00 14
Приготовление ужина 20.00-20.42 42
Ужин и мытье посуды 20.43-21.23 40
Общение с мужем и просмотр телепередач 21.24-22.16 52
Уход за ребенком, кормление ребенка 22.17-22.41 24
Приготовление постели для отдыха 22.42-22.47 5
Стирка пеленок и детского белья 22.48-23.20 32
Сон 23.21-02.20 179
Кормление и укачивание ребенка 02.21-02.45 24
Сон 2.45-4.50 165
Укачивание ребенка 4.50-5.00 10
Сон 5.00-5.50 50
Уход и кормление ребенка 5.51-6.24 23
Таблица 3 - Сводные данные по бюджету времени за сутки у женщин с гру дным ребенком
№ Виды работы Время
1 Уход за ребенком 6 ч. 16 мин.
2 Приготовление пищи 3 ч. 02 мин.
3 Накрывание стола и мытье посуды, прием пищи 2 ч. 21 мин.
4 Уборка помещений 1 ч. 12 мин.
5 Стирка и глажение одежды 1 ч. 39 мин.
6 Работа над дипломным проектом (заочница) 3 ч. 05 мин.
7 Свободное время 52 мин.
8 Сон 5 ч 55 мин.
Итого: 24 ч.
Лукьянова А.П. отмечает, что время занимает особое место среди доступных человеку ресурсов. «Богатые и бедные, здоровые и больные - все имеют в своем распоряжении равно 24 часа в сутки» [8]. Распределение женщиной этого времени между различными видами деятельности зависит от многих факторов: от места жительства (село, город), от образования, от возраста, от наличия малолетних или взрослых детей в семье. Только продолжительность времени на оплачиваемой деятельности в основном считается одинаковой для всех видов профессий. Исключение может составлять продолжительность рабочего времени на оперативно-следственной работе (на примере своего супруга).
Бюджет времени на домашнее хозяйство и исполнение обязанностей жены и матери, как показывают данные, зависит от наличия малолетних детей в семье, от наличия взрослых детей, от площадей личного подсобного хозяйства, от наличия жилищно-бытовых условий (воды, газа, бытовой техники).
Обращая внимание только на свою профессиональную деятельность, мужчины не замечают и недооценивающий колоссальный женский труд, видимо из-за того, что она недоплачиваема. В условиях, когда большая часть домашних дел ложатся на женщину, груз семейных обязанностей, возрастающий в результате рождения ребенка, становится еще более тяжким. Это видно из таблицы 2. Занятые многочисленными домашними делами, особенно работающие семейные женщины не располагают возможностями и для восстановления своих физических сил, не говоря уже для культурного и профессионального роста. Как видно из таблицы молодая мать с грудным ребенком тратит на сон лишь - 5.5-6 часов, прерываемый ночью плачи ребенка по различным причинам.
Таким образом, для работающей женщины, имеющей малолетних детей, сочетание производственных и се-мейно-бытовых обязанностей сегодня становится острой социальной проблемой. Намного лучше положение у той женщины, у кого есть не работающая мать или бабушка, которые могут снять часть нагрузки по уходу за ребенком и его воспитанию. В этом случае доля свободного времени увеличивается на 3-4 часа в день. В недельной же нагрузке это очень большая помощь. Постоянный уход за детьми, их воспитанием сливается с необходимостью сохранения нормальных взаимоотношений и функционирования семьи. Женщине хочется, чтобы тепло и уютно было, всегда было в семье, чтобы гармония семейных отношений, дополненная рождением желанного первенца, не нарушалось. Невозможно даже представить может ли любой мужчина под палящим солнцем заниматься 8-9 часов прополкой картошки, помидоров, кукурузы, а женщина справляется с такой однообразной тяжелой трудовой нагрузкой и не смеет жаловаться на свою участь.
Наблюдая за работой женщин в поле, можно заметить, как время от времени она приподнимается, подпирает кулаками поясницу, расправляет свой позвоночник у поясницы и опять принимается за дело, пока не закончит запланированную работу, потом приходит домой и принимается за приготовление пищи, за другие неотложные домашние дела. Свободное время от всех видов работ женщины, как показывает таблица 4, составляет от 8 до 10 часов в неделю, а в сезонный период оно приравнивается почти нулю. Отсутствие свободного времени в осенне-летний период имеет и другие последствия:
а) возникает дефицит времени, необходимого для воспитания детей и уходу за ними;
б) снижает возможности для духовного развития;
в) ограничиваются возможности для повышения профессиональной квалификации;
г) хотя в процессе воспитания внуков включаются бабушки и дедушки, часто между стариками и подростками возникают конфликты из-за разницы в образовании, так подростки по уровню образования превосходят своих бабушек и дедушек. В этих случаях формами время проведения у внуков остаются просмотр телепередач и игры со сверстниками на улице.
В сельской местности мало или почти нет культурных учреждений, где могут проводить досуг, как дети, так и родители. Доминирующим видом проведения досуга сельских женщин стал просмотр телепередач и общения с другими женщинами. Среди сельских жителей хуже всего проводят досуг женщины. Именно они в большой части дают негативную оценку влияния многих фильмов и шоу-игр на детей, которые пропагандируют насилие, жестокости, сексуальную извращенность не характерные для дагестанского менталитета. Женщины выражают возмущение, когда хорошие фильмы прерываются длительными рекламными блоками.
Выводы анализа и обсуждения результатов исследования.
1. Гендерные стереотипы семейно-брачных отношений в дагестанских селах носят еще устойчивый характер, они обладают большой живучестью.
2. Работающая сельская женщина имеет очень большую трудовую нагрузку, выполняя обязанности по оплачиваемой работе и исполняя роль супруги, домохозяйки, матери детей и вместе с тем трудясь на личном приусадебном хозяйстве. Фактически она имеет «двойной рабочий день».
3. Большую половину своего суточного бюджета времени сельские женщины тратят на различные виды домашних дел.
5. Молодые матери, имеющие грудных детей, большую часть своего бюджета времени расходуют на уход за ребенком, стирку и приготовлении пищи. Исполняя супружеские и материнские обязанности у нее, не остается времени на отдых и сон сокращается до 6 часов в сутки, который носит прерывистый характер.
6. Привыкнув к ритму своей напряженности оплачиваемой и неоплачиваемой работы, женщины-горянки редко проявляют свое недовольство в неравномерном распределении семейно-бытовых обязанностей между супругами. Главой семьи выступает муж, сохраняя патриархальные традиции.
7. В осенне-летнее время, занимаясь сельскохозяйственной деятельностью на личных подсобных хозяйствах, значительно сокращается свободное время сельской женщины, испытывая большую физическую и психическую нагрузку. За время короткого пассивного отдыха и сна они не успевают полноценно восстановить свои силы и испытывают хроническую усталость.
8. Достаточно большое облегчение сельской работающей женщины приносит наличие бабушек и дедушек, которые берут на себя часть обязанностей по уходу и воспитанию внуков, увеличивая тем самым бюджет свободного времени молодых матерей.
9. Наличие в семье взрослых детей, особенно девочек, снижает общую трудовую нагрузку на женщин 35-40 лет.
10. Большая занятость домашними делами и домашним хозяйством, не позволяет работающей сельской женщине заниматься самообразованием, повышением своей профессиональной квалификации и духовным ростом.
11. Преобладающим видом проведения своего скудного свободного времени у сельской женщины остается общение с детьми, соседями и просмотр телепередач.
12. При отсутствии бытовой техники всю домашнюю работу (стирка, уборка, приготовление пищи, мытье посуды) сельские женщины выполняют вручную и не получают действенную помощь от мужей, считая это не мужским делом.
13. Занятость сельской женщины профессиональной деятельностью создает ложное представление о равноправии мужчин и женщин в семейно-бытовых отношениях.
14. Чем выше образовательный уровень женщины, тем чаще возникает внутриличностный конфликт, осознавая неравномерное распределение семейных ролей и устойчивостью гендерных стереотипов.
15. Устойчивость гендерных стереотипов в сознании сельчан играют негативную роль в развитии личности женщин в развитии ее профессиональных способностей, и возможностей, в истинном ощущении семейного счастья в супружеских отношениях.
Заключение
Законодательным порядком установлено равноправие мужчин и женщин, но в супружеских отношениях закон не обеспечивает реальное равноправие. Обеспечение равноправия в семейных отношениях зависит культурно-нравственного уровня супругов и главную ответственность в решении этой проблемы должен нести мужчина, отбросив давно устаревшие, тысячелетиями существующие и потерявшие свою значимость в современных условиях гендерные стереотипы, которые имеют большую негативную, чем позитивную роль.
Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия рассматривались всегда отвлеченно от конкретной личности мужчины и женщины, обобщая опыт наблюдения [7]. Однако в современном мире появляется и новый тип работодателя, который приветствует рост женской занятости [9]. И чтобы обеспечить равноправие в семейных отношениях, необходимо поднять социально-психологическую культуру мужчин, научить их ставить себя на место жены и смотреть на женский труд под другим углом зрения. Воспитание будущего мужа, будущего отца, защитника женщин и семьи надо начинать с раннего возраста. По традиции главная воспитательница детей в семье женщина, но и женщина в сельских условиях в ограниченности свободного времени не может полноценно реализовать свои воспитательные функции. Дело в том, что труд сельской женщины, живущей в сельских условиях, и труд городской женщины несопоставим. Сельская работающая женщина и вообще все сельские женщины значительно перегружены сельскохозяйственным и домашним трудом, чем городские женщины. Возникает вопрос, если по природным особенностям физическая сила мужчин на 30% больше, чем у женщин, то справедливо ли, что она несет двойную трудовую нагрузку, исполняя свои профессиональные и домашние обязанности? Реальная защита прав женщин зависит не только от социальной политики, которая представляет женщинам определенные льготы, но и от налаживания семейно-бытовых отношений между мужем и женой, от справедливого распределения семейных ролей и это главное. Полученные данные (уровень женской занятости Республике Хакасия, мероприятия правительства и пр.) позволяют нам более осознанно подойти к вопросу профессионального выбора, а, следовательно, и выбору места обучения. В условиях безработицы, особо распространенной в сельской местности мужчина отчасти теряет функцию кормильца, фактически женщина своим сельскохозяйственным трудом кормит семью, добытчиком становится она, так как труд на личном подобном хозяйстве, на ферме остается главным источником дохода сельской семьи. Многие прогрессивные исследования подтверждают, что сельскохозяйственными продуктами женщина кормит весь мир, 2/3 этой продукции, как отмечает Берн Ш., производят во всем мире именно женщины [2].
Источники:
1. Бендас Т.В. Гендерная психология - СПб.: Питер, 2005.
2. Берн Шорн. Гендерная психология - СПб., 2004.
3. Ильин Е.П. Дифференциальная психология мужчины и женщины - СПб.: Питер, 2002.
4. Клецина И.С. Практикум по гендерной психологии. /Под ред. - СПб.: Питер, 2003.
5. Лукьянова А.П. Детерминанты распределения бюджета времени жителям российской деревни: Эконолитрический анализ.
6. Майерс О. Социальная психология. - М., 2004.
7. Романова, С. Женский труд дешевле [Электронный ресурс]// Ведомости. - 2015. - 23 ноября. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/ management/articles/2015/11/24/618007-rossiiskim-zhenschinam-platyat-30-menshe-chem-muzhchinam
8. Савина Т.Б. Феминология. - Махачкала, 2000.
9. Устинова, Л.В. Социальные проблемы занятости женщин на рынке труда // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. - 2015. - № 2. - С. 25-26.
References:
1. Bendas T.V. Gender psychology-St. Petersburg: Piter, 2005.
2. Bern Schon. Gender psychology-St. Petersburg, 2004.
3. Ilyin E.P. Differential psychology of men and women-St. Petersburg: Piter, 2002.
4. Kletsina I.S. Practicum on gender psychology. / Ed. - St. Petersburg: Peter, 2003.
5. Lukyanova A.P. Determinants of time budget distribution to residents of the Russian village: Econometric analysis.
6. Myers O. Social psychology, Moscow, 2004.
7. Romanova, S. Women's labor is cheaper [Electronic resource]// Vedomosti. - 2015. - November 23. - - Access mode: http://www.vedomosti.ru/ management/articles/2015/11/24/618007-rossiiskim-zhenschinam-platya-30-menshe-chem-mu-zhchinam
8. Savina T.B. Feminology. - Makhachkala, 2000.
9. Ustinova, L. V. Social problems of employment of women in the labor market / / Spiritual situation of time. Russia XXI century. - 2015. - № 2. - P. 25-26.
DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10525
М.Л. Вартанова - кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра исследования процессов евразийской интеграции Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИДИ ФНИСЦ РАН), г. Москва, Россия,
M.L. Vartanova - candidate of economic Sciences, associate Professor, leading researcher Center for research on Eurasian integration processes Institute of demographic research of the Federal research sociological center Russian Academy of Sciences (IDIFNESC RAS), Moscow, Russia.
ОЦЕНКА УРОВНЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 ASSESSMENT OF THE LEVEL OF FOOD SECURITY OF THE POPULATION OF THE STATES OF THE EURASIAN ECONOMIC
UNION DURING THE COVID-19 PANDEMIC
Аннотация. В статье рассматривается важность развития взаимодействия государств-членов на уровне Евразийского экономического союза по вопросам обеспечения коллективной продовольственной безопасности на взаимовыгодных условиях и значимость практической направленности совместных исследований в сфере АПК. В современном мире всевозможных рисков и угроз, в условиях взаимовлияния демографических изменений и социально-экономической стабильности вопросы оценки уровня продовольственного обеспечения населения остаются достаточно актуальными. Автор рассматривает актуальные вопросы и методику оценки показателей физической и экономической доступности государств-членов ЕАЭС сельскохозяйственной продукции, а также уровень питания населения государств-членов ЕАЭС в период пандемии коронавируса COVID-19. Отмечается необходимость дальнейшего и более углубленного сотрудничества государств-членов ЕАЭС в области продовольственной безопасности населения, проведение совместных научных исследований.
Abstract. The article considers the importance of developing cooperation between the member States at the level of the Eurasian economic Union on issues of ensuring collective food security on mutually beneficial terms and the importance of the practical orientation of joint research in the field of agriculture. In the modern world of various risks and threats, in the conditions of mutual influence of demographic changes and socio-economic stability, the issues of assessing the level of food security of the population remain quite relevant. The author examines current issues and methods for assessing indicators of physical and economic accessibility of agricultural products in the EAEU member States, as well as the level of nutrition of the population of the EAEU member States during the COVID-19 coronavirus pandemic. The need for further and more in-depth cooperation of the member States of the EEC in the field of food security of the population, joint research is noted.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс (далее - АПК), агропромышленная политика, Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС), Евразийская экономическая комиссия, население, продовольствие, продовольственная безопасность, продовольственное обеспечение, сельскохозяйственная продукция, сельское хозяйство, уровень питания населения, физическая доступность, экономическая доступность.
Keywords: agro-industrial complex (hereinafter-agribusiness), agro-industrial policy, the Eurasian economic Union( hereinafter-the EAEU), the Eurasian economic Commission, population, food, food security, food security, agricultural products, agriculture, the level of nutrition of the population, physical accessibility, economic accessibility.
Введение
Масштабная работа в период глобальной коронавирусной инфекции 2020 года выявила необходимость принятия государствами Евразийского экономического союза дополнительных мер по формированию устойчивого развития общего аграрного рынка и своевременной выработке скоординированных мер оперативного реагирования и взаимодействия при обеспечении потребностей в продовольствии, а также раскрывать перспективные шаги по сотрудничеству сторон в этой сфере и необходимость наделения Евразийской комиссии полномочиями по координации разработки и реализации союзными странами межгосударственных документов в сфере агропромышленного комплекса.
Продовольственная безопасность стран Евразийского экономического союза определяется как состояние экономики государств-членов ЕАЭС, при котором обеспечивается их продовольственная независимость и самодостаточность, гарантируется экономическая доступность населения к пищевым продуктам и качественной