Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС'

АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методические компетенции / профессиональная деятельность учителя / педагогическая диагностика. / methodological competencies / professional activities of teachers / pedagogical diagnostics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова Елена Викторовна, Гумерова Оксана Владимировна, Калимуллина Гузель Ибрагимовна, Григорьева Мария Дмитриевна

В статье представлены результаты теоретического анализа содержания понятия «методическая компетенция». Описано содержание и структура диагностической работы по выявлению уровня методических компетенций. Представлены результаты диагностики педагогов Луганской народной республики, показаны выявленные профессиональные дефициты в области методической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефимова Елена Викторовна, Гумерова Оксана Владимировна, Калимуллина Гузель Ибрагимовна, Григорьева Мария Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE LEVEL OF FORMATION OF METHODOLOGICAL COMPETENCIES OF TEACHERS OF THE LUGANSK PEOPLE’S REPUBLIC IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF GEF REQUIREMENTS

The article presents the results of a theoretical analysis of the content of the concept of “methodological competence”. The content and structure of diagnostic work to identify the level of methodological competencies is described. The results of diagnostics of teachers of the Lugansk People's Republic are presented, and the identified professional deficiencies in the field of methodological activities are shown.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»

УДК 373

Елена Викторовна Ефимова1, Оксана Владимировна Гумерова2, Гузель Ибрагимовна Калимуллина 3, Мария Дмитриевна Григорьева 4

12 4 Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Уфа, Россия

1 efimova_ev74@mail.ru 2gumerova_80@mail. ru 3g_kalimullina@mail. ru 4 masha_mk@mail.ru

*Автор, ответственный за переписку: Оксана Владимировна Гумерова,

gumerova_80@mail. ru

АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа содержания понятия «методическая компетенция». Описано содержание и структура диагностической работы по выявлению уровня методических компетенций. Представлены результаты диагностики педагогов Луганской народной республики, показаны выявленные профессиональные дефициты в области методической деятельности.

Ключевые слова: методические компетенции, профессиональная деятельность учителя, педагогическая диагностика.

Благодарности: работа выполнена в рамках государственного задания №073-03-2023010 по теме «Научно-методическое сопровождение деятельности образовательных организаций Донецкой и Луганской народных республик в части развития методических компетенций педагогов».

Efimova Elena1, Gumerova Oksana2, Kalimullina Guzel3, Grigoreva Maria4

1234 Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla, Ufa, Russia

1 efimova_ev74@mail.ru

2gumerova_80@mail.ru

3g_kalimullina@mail.ru

4 masha_mk@mail.ru

Corresponding author: Gumerova Oksana, gumerova_80@mail.ru

ANALYSIS OF THE LEVEL OF FORMATION OF METHODOLOGICAL COMPETENCIES OF TEACHERS OF THE LUGANSK PEOPLE'S REPUBLIC IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF GEF REQUIREMENTS

Abstract. The article presents the results of a theoretical analysis of the content of the concept of "methodological competence". The content and structure of diagnostic work to identify the level of methodological competencies is described. The results of diagnostics of teachers of the Lugansk People's Republic are presented, and the identified professional deficiencies in the field of methodological activities are shown.

Keywords methodological competencies, professional activities of teachers, pedagogical diagnostics.

Acknowledgments: the work was carried out within the framework of the state instruction No. 073-03-2023-010 on the topic "Scientific and methodological support of the activities of educational organizations of the Donetsk and Lugansk People's Republics in terms of the development of methodological competencies of teachers."

Процессы модернизации российской системы образования все больше актуализируют проблему эффективности педагогического труда и качества подготовки учителя. В этом направлении одной из ключевых тенденций научных исследований в педагогике становится поиск методов диагностики и развития методических компетенций педагога.

В современной педагогической науке сложилось неоднозначное отношение к понятиям «методические компетенции» и «методическая компетентность». Так Клименко Т.К. рассматривает методическую компетентность как вид профессиональной деятельности, систему знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности [2]. В свою очередь Малова И.Е. [3] определяет методическую компетентность как процесс овладения педагогом системой компонентов: знаний, умений, навыков, с учётом индивидуальных качеств личности.

Методические компетенции учителя отражают его ценностные ориентиры, готовность к творческой самореализации в своей профессиональной деятельности. В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования в части требований к результатам освоения образовательных программ методические компетенции как отдельная группа не выделены. Однако, проведенный анализа показывает, что они включают в себя такие группы компетенций как:

- разработка основных и дополнительных образовательных программ;

- построение воспитывающей образовательной среды;

- контроль и оценка формирования результатов образования;

- психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности;

- научные основы педагогической деятельности.

Все это подтверждает интегральную природу данного понятия и предполагает комплексный подход к диагностике методических компетенций педагога. Мы согласны с Бубновой И.С. [1] в том, что методическую компетентность следует рассматривать как интегративную характеристику личности педагога, отражающую системный уровень владения методическими знаниями, умениями диагностировать результаты достижения цели обучения, проектировать методики и технологии обучения, осваивать инновационные технологии, отбирать инновационное содержание обучения, проводить мониторинг результатов обучения и качества образовательной деятельности.

На основании вышесказанного в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы разработана и реализуется комплексная диагностика профессиональных дефицитов педагогов, одним из элементов которой является оценка уровня методических компетенций. Для этих целей на основе требований Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» были разработаны специальные диагностические задания, представляющие собой методические задачи (кейсы), ориентированные на оценку готовности учителя к выполнению трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции А «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» (трудовая функция «Обучение», «Развивающая деятельность) в части владения методическими компетенциями.

В основу отбора содержания данных заданий легло понимание того, что успешность учебной деятельности обучающихся зависит от умения учителя организовать процесс обучения с учетом психологических особенностей и возможностей школьника, знания и готовности использовать современные технологии обучения. Учитель должен владеть всеми компонентами дидактической системы общего образования:

- ставить цели учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ООО, ФГОС СОО, примерной образовательной программой по учебному предмету;

- конструировать и организовывать процесс обучения (в том числе и для лиц с ОВЗ) с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

- осуществлять контроль и оценку образовательных результатов.

При разработке заданий, оценивающих методические компетенции учителя, учитывались традиции российской системы образования и приоритетность роли тех или иных компетенций учителя в образовательном процессе.

Диагностические материалы содержали восемь методических задач в виде тестовых заданий разных видов. Методические задания, позволяют оценить владение учителем методическими компетенциями, необходимыми для выполнения закрепленными профессиональным стандартом «Педагог» трудовыми действиями, осуществляемыми в процессе профессиональной деятельности по обучению и воспитанию обучающихся в соответствии с федеральными образовательными стандартами общего образования и основными образовательными программами.

Задания распределены в 3 блока, в соответствии с основными компонентами процесса обучения:

- блок «Целеполагание» (определение целей, задач, образовательных результатов) включает два задания;

- блок «Обучение» (формы, методы, приемы, технологии, средства, индивидуализация обучения) включает четыре задания (из них два задания - на оценку базовых методических компетенций, одно задание - на оценку ИКТ компетенций, одно задание - на оценку компетенций, необходимых для организации обучения лиц с ОВЗ).

- блок «Оценка и контроль» (критериальное оценивание, формы и виды контроля) включает задания.

Все задания распределены по уровням сложности: базовый (три задания), повышенный (четыре задания), высокий (одно задание). Каждое задание оценивалось от двух до четырех баллов в зависимости от уровня сложности. Максимальное количество баллов, которые можно было получить за выполнение методической части диагностической работы равно 22. Диагностика осуществлялась с использованием онлайн-платформы https://platforma.bspu.ru/.

Данная диагностика была многократно успешно апробирована в общеобразовательных организациях Республики Башкортостан. В 2023 году с ее помощью в рамках государственного задания по проекту «Научно-методическое сопровождение деятельности образовательных организаций Донецкой и Луганской Народных Республик в части развития методических компетенций педагогов» был проведен мониторинг профессиональных дефицитов учителей ЛНР в области методической деятельности.

В диагностике приняли участие 47 педагогов, работающих общеобразовательных организациях ЛНР:

- ГОУ ЛНР "Краснолучская школа №29 им. героя Советского Союза Сафы Хузямовича Хасанова" (13 человек);

- ГОУ ЛНР "Петровская школа №22 им. генерал-майора М.М.Шаймуратова" (34 человека).

Диагностика осуществлялась по 13 предметным линиям: английский язык, биология, география, информатика, история, литература, математика, русский язык, технология, физика, физическая культура, химия и преподавание в начальных классах. Основу контингента участников диагностики составили учителя начальных классов. Средний стаж профессиональной деятельности педагогов составил 21 год.

В целях объективного анализа результатов диагностики было выделено пять уровней владения методическими компетенциями: низкий, удовлетворительный, базовый, повышенный высокий. На рисунке 1 показано распределение учителей-предметников по уровням владения методических компетенций.

Химия 100

Физическая культура 25 50 25

Физика 100

Технология 50 25 25

Начальные классы 33 58 8

Русский язык 90 10

Математика 38 50 13

Литература 100

История 71 29

Информатика 33 33 33

География 100

Биология 100

Английский язык 86 14

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

■ низкий ■удовлетворительный ■ базовый ■ повышенный ■ высокий

Рис. 1. Распределение педагогов - участников диагностики по уровням владения методическими компетенциями

Анализ показывает, что большая часть педагогов владеет методическими компетенциями на низком и удовлетворительном уровнях. Базового уровня достигли 33% учителей информатики, по 25% учителей физической культуры и технологии, 14% учителей английского языка, 13% учителей информатики, 8% учителей начальных классов. Повышенного и высокого уровней владения методическими компетенциями не достиг никто.

Основная цель диагностики - выявление профессиональных дефицитов педагогов в области методической деятельности, т.е. определение проблемного поля педагога, препятствующего его эффективной профессиональной деятельности. Результаты показывают, что профессиональные дефициты в той или иной степени выявлены у 100% продиагностированных. Перечень выявленных дефицитов представлен в таблице 1.

Таблица 1

Профессиональные дефициты педагогов ЛНР в области методической деятельности

№ п.п. Наименование профессионального дефицита Доля педагогов с выявленным дефицитом

1. Постановка целей и задач обучения в соответствии с требованиями ФГОС и примерной образовательной программой по учебному предмету 91%

2. Знание базовых основ методики обучения по учебному предмету 85%

3. Знание электронных образовательных ресурсов, сервисов и средств обучения, их функционала и возможностей использования в учебном процессе 73%

4. Понимание особенностей взаимодействия с ребенком с ОВЗ согласно его нозологии. Использование базовых дефектологических знаний при организации обучения 99%

5. Осуществление объективного оценивания результатов выполнения работ на основе установленных критериев 94%

Анализ показывает, что наибольшие затруднения для педагогов вызывают методика работы с детьми, имеющими отклонения и методика диагностирования и оценки результатов образовательного процесса. При этом все выявленные профессиональные дефициты, на наш взгляд, связаны с общей проблемой интеграции педагогов новых субъектов РФ в российское образовательное пространство.

Эффективное решение данной проблемы мы видим в реализации комплекса мероприятий, важнейшим из которых должна стать персонифицированная система повышения квалификации и профессионального развития личности педагогов, содержание которой будет адресно направлено на устранение выявленных профессиональных дефицитов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Бубунова И.С. Методическая компетентность педагога: сущность и диагностика // Педагогическая перспектива. - 2021. - № 3. - С. 77-85.

2. Клименко Т.К. Формальное, неформальное, информальное образование в условиях современной цифровой дидактики // Цифровая дидактика: новые возможности для педагога будущего: монография. - Чита: ЗабГУ, 2019. - С. 12-30.

3. Малова И.Е. Сущность и уровни методической компетентности учителя математики // Ярославский педагогический вестник. - 2006. - №4 (49). - С. 107-109.

REFERENCES

1. Bubnova I.S. Methodological competence of a teacher: essence and diagnostics // Pedagogical perspective. 2021; 3: 77- 85. (In Russ.).

2. Klimenko T.K. Formal, informal, informational education in the conditions of modern digital didactics. In: Tsifrovaya didaktika: novyye vozmozhnosti dlya pedagoga budushchego: monografiya. Chita: ZabGU; 2019, pp. 12-30. (in Russ.).

3. Malova I.E. The essence and levels of methodological competence of a mathematics teacher. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2006; 4(49): 107-109. (in Russ.).

Информация об авторах О.В. Гумерова - кандидат биологических наук, доцент, руководитель Федерального научно-методического Центра сопровождения педагогических работников; Г.И. Калимуллина - кандидат педагогических наук, доцент, директор Института непрерывного профессионального образования «Вектор развития»; E.B. Ефимова - кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник. М.Д. Григорьева - младший научный сотрудник.

Information about the authors O. V. Gumerova - PhD in Biological sciences, docent, head of the Federal scientific and methodological center for support of teaching staff;

G.I. Kalimullina - PhD in Pedagogical sciences, docent, Director of the Institute of

continuing professional education "Vector of Development";

E.V. Efimova - PhD in Pedagogical sciences, docent, senior researcher.

M.D. Grigoreva - junior researcher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.