АНАЛИЗ УРОВНЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ В РЕГИОНАХ
УДК 332.05:005
Социально-экономическая трансформация в нашей стране и ее регионах в настоящее время во многом обусловлена сложившимся уровнем предпринимательской активности. Малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации связано с деятельностью не только индивидуальных предпринимателей, но и малых и средних предприятий. Все эти хозяйствующие субъекты, называемые также предпринимательскими структурами, обеспечивают рост количества рабочих мест, внедрение инноваций, повышение благосостояния значительной части населения страны. Их объемы производства, как и численность работников, продолжают расти [2].
В нашей стране предпринимательство получило развитие непосредственно после создания Российской Федерации. За относительно небольшой срок роль предпринимательских структур в экономике существенно возросла. В 2010 году их насчитывалось более 4,5 млн, в том числе 1,62 млн малых предприятий, более 27 тыс. средних предприятий и более 2,9 млн индивидуальных предпринимателей [6].
Предпринимательские структуры создаются и ведут свою деятельность под руководством предпринимателей. Именно предприниматели являются движущей силой предпринимательства в национальных экономиках. Для определения уровня развития предпринимательства используется такой показатель, как предпринимательская активность [7]. Этот показатель описывает удельный вес предпринимателей в общей численности экономически активного населения.
Решениями Президента и Правительства предусматривается значительное увеличение доли предпринимательства в экономике Российской Федерации. На встрече с руководством Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» 15 ноября 2012 года Президент России В.В. Путин отметил, что «...количество малых и средних предприятий у нас растет, но, конечно, этот уровень еще далек от того,
Ю.С. ПИНЬКОВЕЦКАЯ
на котором он должен был бы находиться» [5]. Поэтому в настоящее время актуальным представляется оценка достигнутого уровня предпринимательской активности в Российской Федерации.
Итоги соответствующих исследований автора представлены в настоящей статье. Учитывая высокий уровень, достигнутый предпринимательством в развитых зарубежных странах, в статье рассматривается уровень предпринимательской активности в странах ЕС и США. Приводится сравнительный анализ этого показателя по нашей стране и указанным странам.
Для оценки предпринимательской активности в процессе исследований использовались два методических подхода. Итоги исследований, соответствующих первому из подходов, приведены ниже.
Становление предпринимательства в субъектах Российской Федерации осуществлялось в достаточной степени хаотично, оно определялось региональными особенностями в сферах производства и потребления, на начальных этапах его развития не было единой законодательной и нормативной базы, создание предпринимательских структур обуславливалось во многом наличием или отсутствием инициативы региональных и местных органов власти. Все это привело к существенной дифференциации уровня предпринимательской активности в субъектах страны. Поэтому в процессе исследования для учета сложившейся неравномерности предпринимательской активности по субъектам Российской Федерации были разработаны экономико-математические модели. В качестве таких моделей использованы функции плотности нормального закона распределения, целесообразность которых рассмотрена в статье [4]. Поскольку неравномерность уровня предпринимательской активности отмечается как между штатами США, так и между странами ЕС, для описания рассматриваемых показателей также применялись указанные функции. Поэтому оценка уровня предпринимательской активности основывалась на статистических данных соот-
ветственно по всем субъектам Российской Федерации [6], всем странам Европейского Союза, представленным Европейской комиссией [8] и всем штатам США на основе данных Статистического бюро (Бюро сбора сведений или переписи) [10].
Проверка полученных функций производилась по критериям Пирсона, Колмогорова-Смирнова, Шапиро-Вилка. Проверка показала, что функции обладают высоким качеством и хорошо аппроксимируют исходные данные.
Показатели, характеризующие предпринимательскую активность по субъектам Российской Федерации в 2010 году, представлены в первой строке таблицы 1. Для описания рассматриваемых показателей использовались параметры построенной функции плотности нормального распределения, описывающей дифференциацию значений предпринимательской активности по субъектам нашей страны. В таблице наряду со средними значениями и стандартными отклонениями приведены интервалы, в которые попадают эти значения по большинству субъектов. Как известно [1; 3] с вероятностью, примерно равной 0,6827, величины предпринимательской активности будут находиться в интервалах, границы которых рассчитываются следующим образом: к средним значениям показателей соответственно прибавляются и вычитаются стандартные отклонения.
Приведенные в таблицы 1 данные показывают, что за относительно небольшой промежуток времени (менее 20 лет) предпринимательство получило в Российской Федерации достаточно широкое развитие. Предпринимательская активность в среднем по субъектам страны достигла почти 4,5%.
Стандартное отклонение, представленное в таблице 1, описывает сложившуюся дифференциацию рассматриваемых показателей по субъектам страны. При этом отклонение является абсолютной оценкой меры рассеивания значений. Для того что-
бы понять, насколько отклонение велико относительно самих значений, необходимо рассчитать относительное значение отклонения, то есть коэффициент вариации [3]. Коэффициент вариации значения предпринимательской активности по субъектам составляет 21%. Таким образом, дифференциация значений рассматриваемого показателя в настоящее время невелика, то есть для большинства субъектов страны характерен относительно близкий уровень предпринимательской активности. По большинству (68%) субъектов страны этот показатель находится в интервале от 3,5 до 5,5%.
Границы интервала, представленные в таблице, позволяют установить, в частности, субъекты Российской Федерации, в которых уровень предпринимательской активности велик (значения показателя превышают верхнюю границу интервала) и мал (значения показателя меньше нижней границы интервала).
К первой группе субъектов, для которых по удельному весу предпринимателей характерно превышение значения верхней границы интервала, указанного в таблице 1, относятся Пензенская область, Краснодарский, Ставропольский края, Республики Адыгея, Алтай, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Саха (Якутия), Хакасия. Наименьший уровень предпринимательской активности отмечается в Московской, Мур-
манской, Ленинградской, Саратовской, Свердловской областях, Республиках Дагестан и Марий Эл.
Показатели, характеризующие предпринимательскую активность по странам Европейского Союза в 2010 году, представлены во второй строке таблицы 1. Эти показатели получены на основе анализа параметров построенной функции плотности нормального распределения, описывающей дифференциацию значений предпринимательской активности по странам ЕС. Приведенные в таблице данные показывают, что средний уровень предприни-
Таблица 1
Показатели предпринимательской активности, %
Среднее значение Стандартное отклонение Интервал изменения
Субъекты Российской Федерации 4,49 0,96 3,53-5,45
Страны ЕС 7,38 3,15 4,23-10,53
Штаты США 14,01 1,67 12,34-15,68
мательской активности по странам ЕС составляет 7,4%. Для большинства стран ЕС этот показатель находится в интервале от 4 до 10%. Коэффициент вариации значения предпринимательской активности по странам ЕС равен 43%. Относительно большая дифференциация этого показателя свидетельствует о значительном разбросе величин предпринимательской активности в различных странах ЕС.
Аналогично, на основе разработанной функции плотности распределения, были определены показатели, характеризующие предпринимательскую активность по штатам США в 2010 году, представленные в третьей строке таблицы 1. Средний уровень предпринимательской активности по штатам США велик и составляет 14%. Коэффициент вариации значения предпринимательской активности по штатам США мал и равен 12%, что говорит о небольшой дифференциации рассматриваемого показателя. Соответственно интервал изменения величины предпринимательской активности для большинства штатов составляет от 12 до 16%.
Второй методический подход к оценке предпринимательской активности, как от-
предпринимательства или ставших владельцами предпринимательских структур;
- уровня активности владельцев вновь созданных предпринимательских структур, ведущих деятельность от 3 месяцев до 3,5 лет;
- уровня активности предпринимателей, ведущих деятельность в течение длительного (более 3,5 лет) времени;
- удельного веса предпринимателей, прекративших свою деятельность.
Оценка уровня предпринимательской активности на основе результатов обследования производилась по указанным четырем характеристикам. Суммировались значения второй и третьей характеристик. Из этой суммы вычиталась величина четвертой характеристики. Учитывая, что не все начинающие предприниматели в период проведения обследования юридически оформили свой статус, к полученному результату прибавлялась половина значения первой характеристики.
В таблице 2 приведены уровни предпринимательской активности в Российской Федерации, странам ЕС и США, полученные с использованием двух рассмотренных методических подходов.
Таблица 2
Оценки уровней предпринимательской активности, %
Методический поход Средние значения
Российская Федерация ЕС США
Первый (с использованием функций плотности распределения) 4,5 7,4 14,0
Второй (по результатам GEM) 4,8 8,1 13,2
мечено выше, основывался на итогах, полученных в результате проекта Глобального мониторинга предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor - GEM). Проект GEM возник еще в 1997 году по инициативе ведущих ученых из ряда стран.
В процессе мониторинга большое внимание уделялось предпринимательскому поведению граждан и их потенциально возможной предпринимательской активности в перспективе. В отчете по проекту GEM за 2011 год [9] представлены данные обследования и анкетирования предпринимателей и экспертов по 55 наиболее развитым странам.
Обследование включало определение четырех основных характеристик предпринимательской активности:
- уровня активности начинающих предпринимателей,вовлеченных в процесс
Данные, приведенные в таблице 2, свидетельствуют о том, что полученные значения предпринимательской активности, определенные на основе двух методических подходов, достаточно близки между собой. Они отличаются менее чем на 9%. Это позволяет провести сопоставление значений уровня предпринимательской активности в субъектах Российской Федерации с соответствующими показателями в странах ЕС и штатах США.
Сравнительный анализ полученных результатов показывает, что уровень предпринимательской активности в странах ЕС выше, чем в Российской Федерации, на 64%. Разрыв показателей между США и нашей страной значительно выше. Предпринимательская активность в США почти в три раза превышает аналогичный показатель в Российской Федерации.
Существенные различия в уровне предпринимательской активности в нашей стране и развитых зарубежных странах обусловлены на наш взгляд двумя основными причинами. Первая из них - короткий период развития предпринимательства в нашей стране. Вторая причина связана с имеющим место феноменом большого количества индивидуальных предпринимателей без использования наемной рабочей силы в странах ЕС и особенно США. Эти предприниматели, которых называют самозанятыми, составляют 77% всех функционирующих предпринимательских структур в США. Они зачастую участвуют в экономических процессах на условиях неполной занятости, когда соответствующая деятельность не является основной.
Определенный интерес представляют причины, из-за которых появляются новые предприниматели. В проекте GEM рассматриваются два мотива, определяющих начало предпринимательской деятельности. Первый из них связан с появлением, по мнению граждан, возможностей. Они, называемые иначе добровольные предприниматели (opportunity-driven entrepreneurs), пробуют использовать открывающиеся возможности. Второй мотив обусловлен отсутствием иных способов к зарабатыванию денег. Эти вынужденные предприниматели, являющиеся таковыми по необходимости (necessity-driven entrepreneurs), пытаются начать предпринимательскую деятельность
по причине отсутствия других стабильных доходов. В нашей стране начинающие предприниматели первой группы преобладают. Соотношение между предпринимателями, начавшими деятельность в связи с первым и вторым мотивами, составляют соответственно 13 к 9. Аналогично первый мотив преобладает в странах ЕС (49 к 28) и США (59 к 21).
Сравнительный анализ предпринимательской активности в нашей стране, странах ЕС и США показал, что развитие предпринимательства в России достигло достаточно высокого уровня, несмотря на небольшой период его становления и формирования в нашей стране. Вместе с тем для стран ЕС и США характерен более высокий уровень предпринимательской активности. Это обусловлено превалированием в зарубежных странах доли индивидуальных предпринимателей без использования наемных работников (самозанятости). Отметим, что для многих из них предпринимательство не является основной деятельностью, а выступает в качестве способа получения дополнительных доходов.
Результаты проведенных исследований могут быть использованы при решении проблем развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и ее субъектах, обоснования увеличения роли этого сектора в национальной экономике.
1. Агапьев Б.Д. Обработка экспериментальных данных. СПб., 2001. [Электронный ресурс] / Б.Д. Агапьев, В.Н. Белов, Ф.П. Кесаманлы, В.В. Козловский, С.И. Марков. URL: http://physics.spbstu.ru/library. shtml (дата обращения: 10.11.2012).
2. Иоффе А.Д. и др. Малый бизнес в России. Проблемы и перспективы. Аналитический доклад. М., 1996. 228 с.
3. Кремер, Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика [Текст] / Н.Ш. Кремер. М., 2004. 573 с.
4. Пиньковецкая, Ю.С. Закономерности развития предпринимательских структур в регионах [Текст] / Ю.С. Пиньковецкая // Экономика региона. 2012. № 4. С. 157-165.
5. Стенограмма встречи Президента России В.В. Путина с руководством Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» [Электронный ресурс]. URL: http://президент.рф/news/16837 (дата обращения: 20.02.2013).
6. Федеральная служба государственной статистики. Итоги сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году. [Электронный ресурс]. URL: http://www. gks.ru/free_doc/new_site/business/ prom/small_business/itog-spn.html (дата обращения: 10.10.2012).
7. Reynolds P. and other. Global Entrepreneurship Monitor: Data collection design and implementation 1998-2003 // Small Business Economics. 2005. № 24 (3). P. 205-231.
8. The European Commission. Small and medium-sized enterprises (SMEs) SME Performance Review [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/enterprise/ policies/sme/facts-figures-analysis/performance-review/index_en.htm (дата обращения: 20.02.2012).
9. The Global Entrepreneurship Monitor (GEM) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gemconsortium. org/ (дата обращения: 8.03.2013).
10. The United States Census Bureau. Statistics of U.S. Businesses. Data set by geography (by state). [Электронный ресурс]. URL: http://www.census.gov/econ/geography.html (дата обращения: 15.04.12).