Научная статья на тему 'Анализ уровня постоянных потенциалов в оценке высших психических функций и поведения'

Анализ уровня постоянных потенциалов в оценке высших психических функций и поведения Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
269
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нейровизуализация / распределение постоянного потенциала головного мозга / психологические исследования
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Депутат Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ уровня постоянных потенциалов в оценке высших психических функций и поведения»

АНАЛИЗ УРОВНЯ ПОСТОЯННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ В ОЦЕНКЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ПОВЕДЕНИЯ

Депутат Ирина Сергеевна ФГАОУВПО САФУ им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск, Россия

Ключевые слова: нейровизуализация, распределение постоянного потенциала головного мозга, психологические исследования.

В современных научных исследованиях объективность и полнота результатов оценки психологического здоровья человека может быть достигнута только в случае применения комплексного, междисциплинарного подхода. Нейро- и психофизиологический анализ мозговых проявлений психики позволяет не только оценить физиологические закономерности работы различных мозговых структур, но и сделать более точные выводы о личностных особенностях человека, его эмоциональном состоянии, когнитивных процессах и др.

В настоящее время широкое распространение в междисциплинарных научных исследованиях получает такой метод функциональной нейровизуализа-ции нейрофизиологических процессов головного мозга, как нейроэнергокарти-рование[6, 9]. Этот метод позволяет определить особенности энергетического состояния головного мозга и основан на измерении уровня постоянного потенциала (УПП), в генезе которого принимают участие в основном сосудистые потенциалы гематоэнцефалического барьера, а также вносят некоторый вклад мембранные потенциалы нейронов и глии. Постоянный потенциал можно расценивать как меру интенсивности энергозатратных процессов в головном мозге, что делает его удобным инструментом для исследования изменения энергетического метаболизма ЦНС.

2015 96

Специальный выпуск

Показано, что УПП головного мозга отражает индивидуальные особенности общего и локального уровней энергозатрат, связанных с возрастными влияниями, функциональным состоянием мозга и нервной системы в целом.

Оценка распределения уровня постоянного потенциала является частью исследований психологического и психофизиологического характера. Так, показано, что уровень постоянного потенциала головного мозга является одним из нейрофизиологических критериев функциональной межполушарной асимметрии, отражая деятельность нейрофизиологических механизмов стационарного назначения, которые поддерживают церебральный гомеостаз в норме и регулируют функциональную межполушарную асимметрию, в отличие от электроэнцефалограммы и вызванных потенциалов, которые отражают преимущественно процессы восприятия и переработки информации[9].

Данные об анализе УПП головного мозга применяются для описания процессов старения. В подобных исследованиях большая роль отводится факторам, отрицательно воздействующим на метаболизм головного мозга в процессе старения (неблагоприятные климатические условия проживания; снижение адаптации к физическому и психическому стрессу; сопутствующие возрастные заболевания). Показано, что при нормальном старении уменьшаются межполушарные различия энергетического обмена, а интериндивидуальная вариабельность этих показателей увеличивается.

Мониторинг УПП применяется также при оценке когнитивных функций при старении по сравнению со средним возрастом. Так, при выполнении тестов на слухо-речевую память снижается рост церебральных энергетических процессов и уменьшается роль левого полушария в обеспечении этих процессов[6,

9].

Метод нейроэнергометрии применяется в случае изучения изменений, происходящих в работе головного мозга при когнитивных нарушениях раз-

личного генеза. Так, например, отмечено, что повышенные показатели УПП чаще всего встречаются у людей с начальными проявлениями недостаточности кровоснабжения мозга [3].

Ценность данного метода подтверждается в работах, где особенности распределения УПП мозга становятся диагностическим критерием в дифференциальной диагностике отклоняющегося развития (ранний детский аутизм, задержка психического развития, синдром дефицита внимания с гиперактивностью) и позволяют выявить значимые различия по целому ряду показате-лей[4,8].

Так, в исследовании Д.Н. Подоплекина было выявлено, что при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью у детей 7-8 лет на первое место выступает значительное снижение энергозатрат в лобных отделах, уменьшение их связей с другими структурами мозга и изменение межполушарных взаимоотношений. Нарастающее истощение функциональных резервов, что является характерным для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, выражается в снижении суммарного показателя постоянных потенциалов головного мозга [5, 8].

В исследованиях А.Н. Нехорошковой представлены результаты оценки распределения УПП у детей с высокой тревожностью [7].

В работе А.И. Боравовой в своей работе высказывает предположение о том, что более высокая активность церебральных энергозатрат в правом полушарии является одним из нейрофизиологических факторов, указывающих на предрасположенность подростков к проявлениям агрессии [2].

Н.С. Бедерева, анализирует УПП у детей с эмоциональной неустойчивостью (повышенная активность, слабая концентрация, хаотичный, ускоренный темп деятельности)и указывает на повышение нейроэнергообмена. Исследователь отмечает, что даже в спокойном состоянии процессы регуляции головного

мозга у детей с эмоциональной неустойчивостью находятся в напряженном состоянии, а дети с невысокой общей активностью, повышенной чувствительностью, сниженным фоном настроения, невысоким темпом деятельности, напротив, имеют сниженные показатели УПП [1].

И.С.Депутат было выявлено снижение показателей распределения уровня постоянного потенциала в лобных отделах головного мозга у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью при разном уровне интеллекта. При этом показано, что наиболее значительные изменения факторной структуры распределения УПП у детей с СДВГ, связанные с лобными отделами, происходят при относительно низком общем интеллекте. Автор считает, что взаимоотношение показателей интеллекта и распределения постоянного потенциала головного мозга у детей с СДВГ указывает на нарушение регуляторных систем головного мозга [8].

Таким образом, анализируя литературные данные можно сделать вывод о том, что показатели УПП могут служить нейрофизиологическими маркерами для оценки психических процессов.

Список литературы:

1. Бедерева Н. С., Гезалова Н. В., Шилов С. Н. Особенности нейроме-таболических реакций и активационных процессов коры головного мозга у младших школьников с различными темпераментными характеристиками в условиях школьных нагрузок //Сибирский вестник специального образования. 2013. № 1 (9). С. 25-37.

2. Боравова А.И., Галкина Н.С., Фокин В.Ф. Особенности УПП головного мозга при подростковой агрессии//Асимметрия. 2011. Том 5(4): 39-50

3. Борисова Ю. В., Шмырев В. И., Витько Н. К., и др. Современные методы диагностики легких и умеренных когнитивных расстройств различного генеза //Кремлевская медицина. Клинический вестник. 2010. Вып. 4. С. 7-11.

4. Городенкий Н.Г. Исследование уровня энергозатрат головного мозга в дифференциальной диагностике отклоняющегося развития. Материалы Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам«Ломоносов». Выпуск 5.М.: Изд-во МГУ, 2000. 390 с.

5. Грибанов А. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей: результаты исследований на Севере России //Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Естественные науки». 2012. № 1. С. 58-64.

6. Миронов Н.П., Соколова Л.П., Борисова Ю.В. Нейроэнергокартиро-вание. Оценка функционального состояния мозга при когнитивных нарушениях различной этиологии//ВестникМЕДСИ 2010.№8. С.32-37.

7. Нехорошкова А.Н. Распределение уровня постоянного потенциала головного мозга у детей-северян 9-10 лет //Вестник уральской медицинской академической науки. 2014. № 3 (49). С.173-174.

8. Очерки психофизиологии детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью : монография /А. В. Грибанов (отв. ред.) [и др.] ; Поморский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Архангельск: Поморский университет, 2009. 242 с.

9. Фокин В.Ф. Энергетическая физиология мозга /В.Ф. Фокин, Н.В. Пономарёва. М.: Антидор, 2003. 288с.

Работа выполнена в рамках проектной части государственного задания в сфере научной деятельности Министерства образования и науки РФ на 2014-

2016 гг., № 2025 Северному (Арктическому) федеральному университету имени М. В. Ломоносова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.