Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УРОВНЯ ИЗМЕНЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕНИИ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ'

АНАЛИЗ УРОВНЯ ИЗМЕНЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕНИИ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ / ДИНАМИКА АВТОМОБИЛЬНЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / ТРАНСПОРТИРОВКА / ОБЪЕМ ПЕРЕВОЗОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бирюков Е.О.

В статье рассматривается актуальность выполнения перевозок грузов в международном сообщении. Динамика автомобильных грузоперевозок за 2014-2017гг. Факторы, влияющие на международный автомобильный транспорт. Показатели, влияющие на рентабельность осуществления международных автомобильных перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бирюков Е.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE LEVEL OF CHANGE OF PROFITABILITY IN THE TRANSPORT OF GOODS IN INTERNATIONAL COMMUNICATION IN THE LAST YEAR

The article discusses the topicality of cargo transportation in international traffic. Dynamics of trucking for 2014-2017gg. Factors affecting international road transport. Indicators affecting the profitability of international road transport.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УРОВНЯ ИЗМЕНЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕНИИ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ»

Использованные источники:

1. Версан В.Г. Организация работ на предприятии (в рамках системы качества) по подготовке продукции к сертификации. //Сертификация.-2007.-№3.

2. Мазур И.И. Управление качеством: учеб. пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. - М.: Высшая школа, 2009. - 334 с.

3. Гличев А.В. Современное представление о механизме управления качеством продукции. // Стандарты и качество. - 2007.- №3.

4. Ноулер Л., Хауэлл Дж. , Голд Б. , Коулмэн Э. , Моун О. , Ноулер В. Статистические методы контроля качества продукции. - М: Издательство стандартов, 2009.- 96с.

УДК 656. 13

Бирюков Е.О. студент 4 курса

институт «Энергетики и транспортных систем» научный руководитель: Евсеева А. А., к.э.н.

доцент

кафедра «Организация перевозок, безопасность движения и сервис автомобилей» Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Россия, г. Саратов АНАЛИЗ УРОВНЯ ИЗМЕНЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕНИИ В

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

Аннотация:

В статье рассматривается актуальность выполнения перевозок грузов в международном сообщении. Динамика автомобильных грузоперевозок за 2014-2017гг. Факторы, влияющие на международный автомобильный транспорт. Показатели, влияющие на рентабельность осуществления международных автомобильных перевозок.

Ключевые слова: международные автомобильные перевозки грузов, динамика автомобильных грузоперевозок, импорт, экспорт, транспортировка, объем перевозок.

Biryukov E. O. student

4 year, Institute of Energy and Transport Systems Saratov State Technical University named after Gagarin Yu.A.

Russia, Saratov Scientific adviser: Evseeva A.A. Candidate of economic sciences, associate professor of the department "Organization of transport, traffic safety and car service"

Saratov State Technical University named after Gagarin Yu.A.

ANALYSIS OF THE LEVEL OF CHANGE OF PROFITABILITY IN THE TRANSPORT OF GOODS IN INTERNATIONAL COMMUNICATION IN THE LAST YEAR

Annotation:

The article discusses the topicality of cargo transportation in international traffic. Dynamics of trucking for 2014-2017gg. Factors affecting international road transport. Indicators affecting the profitability of international road transport.

Key words: international road transport of goods, dynamics of automobile cargo transportation, import, export, transportation, volume of transportation.

Международные грузовые перевозки - это перевозки, осуществляемые между двумя или более государствами на условиях, установленных в международных соглашениях, заключенных этими государствами. Отличительной чертой законодательства в этой области является то, что основные проблемы транспорта решаются в международных конвенциях (транспортных конвенциях), которые содержат единые стандарты, в одностороннем порядке ставят условия для международных грузовых перевозок. Как правило, такие соглашения включают требования к транспортной документации, метод приема фрахта для перевозки и выдачу груза в пункте назначения, условия ответственности перевозчика, порядок представления претензий и требований к перевозчику.

Рынок международных грузовых автомобильных перевозок традиционно является барометром состояния российской экономики и ее внешних экономических связей, особенно в сфере торговли, не сырьевой продукции. Грузовая база международных автомобильных перевозок традиционно была товаром с высокой добавленной стоимостью. Это касается как экспорта, так и России в большей степени для импорта товаров. Возрастающая конкуренция на международном рынке автомобильных грузовых перевозок содействовала росту качества, безопасности и эффективности транспорта и повышению привлекательности автомобильного транспорта, для обеспечения внешней торговли по сравнению с другими видами отечественного транспорта.

Взаимные санкции и уменьшение импортного сообщения во второй половине 2014 года оказали негативное влияние на показатели автомобильных грузовых перевозок в направлении Украины и большинства стран Евросоюза. В целом, автомобильные перевозки грузов в страны Евросоюза и из стран Евросоюза сократились на 5,4%. В то же время значение Китая значительно возросло: его доля в международных автомобильных перевозках российских грузов ВЭД возросла с 4,9% до 6,4%. По данным АСМАП, доля российских перевозчиков в обслуживании внешней торговлей Российской Федерации на автомобильном транспорте в 2014 году составила 40,4%, объем перевезенных грузов - 13,4 млн тонн.

я я о Н

и о

со

О «

ш а ш С

Е ш >0 ю О

3000000 2500000 2000000 1500000 1000000 500000 0

] I

/

12014 2015

Рис.1. Экспортные грузоперевозки на автомобильном транспорте из РФ в ЕС в 2014/15 гг., тонн По данным АСМАП, в 2014 году объем грузовых перевозок автомобильным транспортом между Россией и за рубежом составил 31,8 млн. тонн. По сравнению с 2013 годом он снизился на 4,4%, в то время как у российских и частных компаний перевозчиков была отрицательная динамика на фоне увеличения операций автотранспортных компаний третьих стран. В структуре международных грузовых автомобильных перевозок преобладает импортное сообщение, но всё-таки его доля уменьшается в 2014г, которая составила 64%.

В 2015 году падение рынка Международных автомобильных перевозок грузов на 20% по сравнению с 2014 годом, включая направление Россия-ЕС-на 25%. Объем перевозок в импортном сообщении снизился на 35%, а его доля в обороте - до 52%.

Рис 2. Динамика объемов перевозок грузов ВЭД автомобильным транспортом, 2007-2015 гг., млн т и % В 2016 году из Евросоюза в Российскую Федерацию на автотранспорте было перевезено 9492 тыс. тонн грузов - на 2,89% меньше, чем в 2015 году.

Из Российской Федерации в страны Европейского союза было доставлено 9869 тыс. тонн грузов - на 4,29% больше, чем в 2015 году.

Ситуация на международном рынке автомобильных перевозок грузов в 2015г. характеризуется резким падением спроса в импортном сообщении, снижением ставок и выводом из оборота части подвижного состава. Таким

образом, по данным руководства транспортным холдингом «Совтрансавто» тариф на транспортировку из Восточной Германии в Московскую область в апреле 2015 года упал на 23% по сравнению с апрелем 2014 года. В то же время отмечается рост спроса на автомобильный транспорт в направлении экспорта: повышается экспорт продовольствия, нефтепродуктов, строительных материалов, удобрений. Он в основном ориентирован на страны Восточной и Южной Европы.

Рис.3 Динамика автомобильных грузоперевозок из ЕС в РФ(EU-RU),

2015-2016гг.

Рис.4 Динамика автомобильных грузоперевозок в ЕС из РФ (RU-EU),

2015-2016гг.

В 2016 году на российский международный автомобильный транспорт по-прежнему влиял ряд негативных факторов, которые уже произошли в 2014-2015 годах таких как, снижение в российской экономике, снижение деловой активности и действительных располагаемых доходов населения, что привело к снижению спроса на потребительские и инвестиционные товары, санкции, введенные в отношении России и ответные российские

санкции, которые затрагивают объем внешних экономических связей, в основном, с европейскими странами, и девальвация российского рубля, что значительно ухудшило финансовое положение большинства транспортных компаний России, их способность увеличивать и модернизировать потребности в подвижном составе и обслуживать кредитные обязательства и лизинговые платежи.

В дополнение к вышеуказанным факторам на российский рынок международных грузовых автомобильных перевозок повлияли торговые ограничения между Россией и Турцией, а также проблемы с транзитом грузов автомобильным транспортом через Польшу и Украину. Транзит российских транспортных средств по территории Украины почти прервался, и транзитные перевозки через территорию Польши являются предметом постоянных переговоров между компетентными органами иностранных и внешнеэкономических ведомств России и Польши.

Динамика автомобильных грузоперевозок из ЕС в РФ и в обратном направлении за 2016-2017гт приведена на рис.8 и рис.9.

Динамика автомобильных грузоперевозок из ЕС в РФ, EU-RU, 2016/17 гг., тонн

I/

//// S / ////// * £ * f #

mrnmv —ЯП

еигоЯ*ш.сзт I

Рис.5 Динамика автомобильных грузоперевозок из ЕС в РФ, EU-RU,

2016-2017гг.

Динамика автомобильных грузоперевозок из РФ в ЕС, RU-£U, 2016/17 гг., тонн

120000

Рис.6 Динамика автомобильных грузоперевозок из РФ в ЕС, RU-EU,

2016-2017гг.

Существенной тенденцией в последние годы стало постоянное увеличение стоимости международных автомобильных перевозок, в то же время снижение тарифов. Увеличение стоимости автомобильных перевозок было вызвано увеличением расходов на топливо, повышение курса USD(рис.7), страховыми полисами для ОСАГО и «Зеленой карте», увеличением (индексацией) платы за утилизационный сбор, введением

42

30

янв 2014 г. янв. 2015 г. янв. 2016 г. янв. 2017 п янв. 2018 г

платы за использование дорог системой «Платон», и другое.

Динамика курса USD по курсам ЦБ РФ за период 2014-2018 года представлена на рис.7

Рис.7 Динамика курса USD за период 2014-2018гг.

В то же время тарифы на фрахт на рынке находятся под серьезным давлением из-за усиления конкуренции, уже приводящей к ряду банкротств транспортных компаний, их слияний и поглощений, а также отбыванию нескольких перевозчиков с международного рынка на внутренний грузовой рынок.

По данным АСМАП, которая объединяет большинство отечественных международных перевозчиков, количество ее членов в 2016 году сократилось на 171 компанию и количество транспортных средств, используемых для международных перевозок, по сравнению с 2013г. на 4000

единиц или на 11% по сравнению с показателями 2015 года. В 2017 году география международных автомобильных перевозок продолжает меняться. Доля европейских направлений снизилась, а доля Турции и Украины значительно уменьшилась, а доля Китая в общем объеме международных автомобильных перевозок значительно увеличилась.

Использованные источники:

1. Зеркалов Д.В. Международные перевозки. Терминология. - К.: Основа, 2004. - 512 с.

2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа^йр://еш^а^са.сот/ - [Дата обращения 20.03.2018].

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.cbr.ru// - [Дата обращения 20.03.2018].

4. [Электронный ресурс]. -

Режим доступа: https://autotraveler.ru/russia/dinamika-izmenenii а-сеп-па-benzin-v-rossii.html#.WrVN-YhubIU - [Дата обращения 20.03.2018].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.