Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРСКОЙ, РЯЗАНСКОЙ И ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

АНАЛИЗ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРСКОЙ, РЯЗАНСКОЙ И ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1561
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОНИТОРИНГ БЕЗОПАСНОСТИ / ECONOMIC SECURITY / EXTERNAL THREATS / REGIONAL SECURITY / ECONOMIC POTENTIAL / SECURITY MONITORING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Минаков Андрей Владимирович, Егорова Елена Васильевна

Экономическая безопасность регионов - актуальный вопрос для современного социально-экономического развития России, включая региональное развитие. В условиях большого федеративного государства, с широкой территорией, большими расстояниями и разной плотностью дорог, населения на территориях, обеспечение региональной экономической безопасности очень важно, чтобы обеспечивать качественный уровень жизни населения, избежать кризисов или минимизировать потери от них. Экономическая безопасность региона представляет собою защищенность региона от тех или иных внешних угроз посредством развития определенных сторон внутренней среды региона (промышленности, торговли, социальной сферы и т.п.). В настоящее время регионы Российской Федерации имеют разный уровень такой защищенности, разный уровень социально-экономического развития в целом. Это актуально и для Центральной России, где есть наиболее развитые Москва и Московская область, а также иные регионы, которые существенно уступают им в развитии. Исходя из вышеизложенного, в статье приводится анализ уровня экономической безопасности на примере трех регионов Центральной России, непосредственно граничащих с Московской областью - Владимирской, Рязанской и Ярославской областей. Цель написания статьи, которая была поставлена авторами заключается в определении уровня защищенности (как фактора экономической безопасности) трех регионов Центральной России - Владимирской, Рязанской и Ярославской областей. При этом описана методика, наиболее часто рассматриваемые показатели, а также исследован подход, связанный с оценкой экономической безопасности региона по ряду критериев. Именно критериальный анализ исследуемых регионов по показателям за 2017-2018 г. (которые уже отражены в базах данных Росстата) и был проведен в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Минаков Андрей Владимирович, Егорова Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY OF THE REGIONS (ON THE EXAMPLE OF VLADIMIR, RYAZAN AND YAROSLAV REGION)

Economic security of the regions is a pressing issue for modern social and economic development of Russia, including regional development. In a large federal state, with wide territory, long distances and different density of roads, population in the territories, it is very important to ensure regional economic security in order to ensure the quality of life of the population, avoid crises or minimize losses from them. The economic security of the region represents the protection of the region from certain external threats through the development of certain sides of the internal environment of the region (industry, trade, social sphere, etc.). This is also relevant for Central Russia, where there are the most developed Moscow and Moscow region, as well as other regions that are already significantly inferior to them in development. Therefore, the article carried out an analysis of the level of economic security on the example of three regions of Central Russia directly bordering the Moscow region - Vladimir, Ryazan and Yaroslav regions. The purpose of the article, which was set by the authors, is to determine the level of security (as a factor of economic security) of three regions of Central Russia - Vladimir, Ryazan and Yaroslav regions. At the same time, the methodology, the most frequently considered indicators are described, as well as the approach related to the assessment of economic security of the region according to a number of criteria is studied. It is the criterion analysis of the studied regions on the indicators for 2017-2018 (which are already reflected in the databases of Rosstat) and was carried out in the article.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРСКОЙ, РЯЗАНСКОЙ И ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 336.22 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10242

ББК 65.0 © А.В. Минаков, Е.В. Егорова, 2020

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

АНАЛИЗ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРСКОЙ, РЯЗАНСКОЙ И ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ)

Андрей Владимирович Минаков, профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета, доктор экономических наук, профессор

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: minakov-info@yandex.ru

Елена Васильевна Егорова, начальник кафедры экономики и бухгалтерского учета, кандидат экономических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: e_v@list.ru

Аннотация. Экономическая безопасность регионов — актуальный вопрос для современного социально-экономического развития России, включая региональное развитие. В условиях большого федеративного государства, с широкой территорией, большими расстояниями и разной плотностью дорог, населения на территориях, обеспечение региональной экономической безопасности очень важно, чтобы обеспечивать качественный уровень жизни населения, избежать кризисов или минимизировать потери от них. Экономическая безопасность региона представляет собою защищенность региона от тех или иных внешних угроз посредством развития определенных сторон внутренней среды региона (промышленности, торговли, социальной сферы и т.п.). В настоящее время регионы Российской Федерации имеют разный уровень такой защищенности, разный уровень социально-экономического развития в целом. Это актуально и для Центральной России, где есть наиболее развитые Москва и Московская область, а также иные регионы, которые существенно уступают им в развитии.

Исходя из вышеизложенного, в статье приводится анализ уровня экономической безопасности на примере трех регионов Центральной России, непосредственно граничащих с Московской областью — Владимирской, Рязанской и Ярославской областей. Цель написания статьи, которая была поставлена авторами заключается в определении уровня защищенности (как фактора экономической безопасности) трех регионов Центральной России — Владимирской, Рязанской и Ярославской областей. При этом описана методика, наиболее часто рассматриваемые показатели, а также исследован подход, связанный с оценкой экономической безопасности региона по ряду критериев. Именно критериальный анализ исследуемых регионов по показателям за 2017-2018 г. (которые уже отражены в базах данных Росстата) и был проведен в статье.

Ключевые слова: экономическая безопасность, внешние угрозы, безопасность региона, экономический потенциал, мониторинг безопасности.

ANALYSIS OF THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY OF THE REGIONS (ON THE EXAMPLE OF VLADIMIR, RYAZAN AND YAROSLAV REGION)

Andrey V. Minakov, Professor of Department of Economy and Accounting, Doctor of Economic Sciences, Professor Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

E-mail: minakov-info@yandex.ru

Elena V. Egorova, Head of the Department of Economics and Accounting, Candidate of Economic Sciences Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: e_v@list.ru

Abstract. Economic security of the regions is a pressing issue for modern social and economic development of Russia, including regional development. In a large federal state, with wide territory, long distances and different density of roads, population in the territories, it is very important to ensure regional economic security in order to ensure the quality of life of the population, avoid crises or minimize losses from them. The economic security of the region represents the protection of the region from certain external threats through the development of certain sides of the internal environment of the region (industry, trade, social sphere, etc.). This is also relevant for Central Russia, where

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

there are the most developed Moscow and Moscow region, as well as other regions that are already significantly inferior to them in development. Therefore, the article carried out an analysis of the level of economic security on the example of three regions of Central Russia directly bordering the Moscow region - Vladimir, Ryazan and Yaroslav regions. The purpose of the article, which was set by the authors, is to determine the level of security (as a factor of economic security) of three regions of Central Russia — Vladimir, Ryazan and Yaroslav regions. At the same time, the methodology, the most frequently considered indicators are described, as well as the approach related to the assessment of economic security of the region according to a number of criteria is studied. It is the criterion analysis of the studied regions on the indicators for 2017-2018 (which are already reflected in the databases of Rosstat) and was carried out in the article.

Keywords: economic security, external threats, regional security, economic potential, security monitoring.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Минаков А.В., Егорова Е.В. Анализ уровня экономической безопасности регионов (на примере Владимирской, Рязанской и Ярославской областей). Вестник Московского университета МВД России. 2020(4):259-66.

В современных условиях экономическая безопасность региона становится всё более актуальной проблемой. С учетом того, что Российская Федерация — федеративное государство с очень большой территорией, а некоторые регионы отдалены от столицы достаточно далеко, имеют разный экономический потенциал, уровень социально-экономического развития, обеспечение экономической безопасности на региональном уровне могут смягчить проблемы экономического кризиса в регионе или создать основы эффективного развития региона в будущем. Мировой экономический кризис, в который Россия вступила в начале 2020 года (в том числе, по причине пандемии COVID-19 и снижения цен на нефть) как раз как никогда обостряет проблемы обеспечения экономической безопасности как на уровне федерации в целом, так и на уровне каждого региона, в частности.

Обеспечение экономической безопасности, достижение защищенности региона от внешних угроз (то есть, готовности региона к влиянию таких угроз с учетом выстроенной защиты против их влияния) возможно на уровнях федерации (макроуровень), субъектов федерации (мезоуровень), муниципалитетов (микроуровень). В Федеральном законе «О безопасности»1 указано, что обеспечение экономической безопасностью возложено на Президента РФ (возглавляющего Совет Безопасности), Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти (в рамках их компетенций), органы власти субъектов федерации и местного самоуправления (также в их компетенции). Несмотря на то, что региональные органы действуют в рамках своей компетенции, они должны сотрудничать

1 Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ (в ред. от 06.02.2020) // Система Гарант. URL: https://base.garant. ru/12181538/ (дата обращения 08.04.2020).

и сотрудничают по определенным вопросам как с федеральными органами власти, так и с органами местного самоуправления, поскольку комплексная безопасность региона может быть обеспечена только в рамках этого сотрудничества [12, р. 493].

Академик Л.И. Абалкин понимает под экономической безопасностью состояние экономики, при котором может быть обеспечен устойчивый экономический рост, а также эффективно удовлетворяются общественные потребности [1, с. 10]. В.И. Ведяпин и Е.А. Олейников экономическую безопасность рассматривают не только в качестве состояния экономики, но и состояния институтов власти, обеспечивающих эту безопасность, противостояние рискам и угрозам, включая угрозы внешней среды [3, с. 81]. С.В. Казанцев указывает, что экономическая безопасность определяется «степенью защищенности» экономики региона от угроз» [5, с. 49]. Д.В. Гордиенко рассматривает экономическую безопасность как состояние защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз, указывая на то, что экономика должна поступательно развиваться, а рост экономики обеспечивает формирование базы стабильности и возможность противостояния угрозам [4, с. 56]. М.С. Посуконько определяет, что экономическая безопасность региона включает в себя совокупность условий и факторов, определяющих экономическое развитие региона [9, с. 559]. Ю. Лысенко и Я. Зеленская определяют экономическую безопасность как состояние экономики, которое определяет экономическую защищенность. В свою очередь, это состояние зависит от уровня социально-экономического развития территории, включая уровень жизни населения [11, р. 2]. А.А. Кораблева рассматривает экономическую безопасность региона как интегральную характеристику состояния экономики

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

региона «вместе с воздействующими на неё социальными и финансовыми факторами, отражающая уровень защищенности региональной экономики от угроз её социально-экономическому развитию. Указанная «защищённость» оценивается через количественное или качественное пороговое значение индикаторов» [7, с. 38].

Поэтому можно сделать вывод, что экономическая безопасность региона — это состояние защищенности, степень защищенности экономики региона от внешних и внутренних угроз, которые могут оказывать негативное влияние на региональное развитие. Такая защищенность создается при формировании и эффективном использовании экономического потенциала региона, при росте его экономики и формировании направлений развития, предупреждающих возможные угрозы развития в будущем.

Целью исследования в статье является определение уровня защищенности (как фактора экономической безопасности) трех регионов Центральной России — Владимирской, Рязанской и Ярославской областей.

Поскольку при анализе экономической безопасности региона речь идет о степени защищенности экономики и социально-экономического развития региона от угроз, с учетом того, что экономическая безопасность является комплексным показателем, необходимо для дальнейшего процесса представить методы исследования, соответствующие данным критериям.

Если речь идет об экономическом потенциале и социально-экономическом развитии, целесообразно рассматривать ряд ключевых социально-экономических индикаторов, которые могут быть определены посредством публикуемых материалов статистики (официальная статистка — в базе и отчетах Росстата, включая региональные сайты Росстата). Обобщая мнения таких исследователей этого вопроса как В.В. Ак-бердина и О.П. Смирнова [2], А.А. Кораблева [7, с. 38], Т.Н. и Н.В. Черемисины [10] можно сделать вывод, что обычно рассматриваются показатели:

• численность и движение населения;

• величина и динамика валового регионального продукта (ВРП);

• величина и динамика ВРП на душу населения;

• индексы промышленного и сельскохозяйственного производства;

• объем, структура и динамика экспорта;

• объем и динамика инвестиций в основной капитал предприятий;

• сальдо прибылей и убытков предприятий региона и его динамика;

• показатели, характеризующие развитие инно-

ваций;

• уровень безработицы по данным органов занятости населения и по методике международной организации труда (МОТ);

• средняя заработная плата;

• объем и динамика финансирования социальной инфраструктуры.

При этом оценка экономической безопасности региона предполагает использование определенных критериев, по которым можно рассчитать достижение состояния защищенности. В связи с этим могут формироваться критериальные, в т.ч. балльные интегрированные оценки, которые далее позволяют вывести индикатор достижения регионом уровня защищенности, а, следовательно, определенного уровня экономической безопасности [2, с. 1510]. При анализе целесообразно также производить сравнение нескольких регионов, либо соседних, либо с «наилучшим» по достижению защищенности регионом (столичным, либо наиболее развитым регионом федерального округа и т.п.) [10, с. 15].

Существуют и определенные модели, которые позволяют рассчитать такие комплексные показатели. Например, есть модель, разработанная в УрГЭУ (г. Екатеринбург) О.В. Комаровой [6, с. 98], которая была построена по предложенной ранее модели С.Н. Ми-тякова и соавторов [8, с. 85]. Эта модель не является моделью с формированием рейтинга, но она позволяет оценить достижение пороговых значений для показателей развития одного или нескольких регионов, сделать сравнение, сколько критериев и какие выполняются по каждому из сравниваемых регионов (табл. 1).

Учитывая предлагаемые в данной модели показатели, дальнейшую оценку экономической безопасности исследуемых регионов (Владимирская, Рязанская и Ярославская области — регионы Центральной России) также целесообразно провести по представленным в таблице 1 показателям, на основе данных Рос-стата.

Горизонт анализа — 2 последних отраженных в базах Росстата года — 2017 и 2018. Необходимо оценить изменение показателей, а также соответствие их (прежде всего, показателей 2018 года) критериям, которые представлены в таблице 1.

Исследуемые регионы — Владимирская, Рязанская и Ярославская области — расположены в Центральной России, включены в Центральный федеральный округ (ЦФО) и граничат между собою (Владимирская и Ярославская, Владимирская и Рязанская области), а также с Московской области, находясь на не столь значительном удалении от столицы.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таблица 1

Модель для комплексной оценки экономической безопасности региона на основе пороговых значений

№ Название индикатора Пороговое значение

Показатели экономического развития

1 ВРП на душу населения, тыс.руб. > 413,2

2 Годовой темп инфляции, % < 6

3 Инвестиции в основной капитал, % к ВРП > 25

4 Сальдо внешнеторгового баланса, % к ВРП от -4 до +8

5 Сальдо консолидированного бюджета региона, % к ВРП от -3 до +4

Показатели социального развития

6 Среднедушевые доходы населения к прожиточному минимуму (отношение) > 3,5

7 Средняя пенсия к средней заработной плате (отношение, в %) > 40

8 Уровень безработицы по методике МОТ, % < 4

9 Средняя продолжительность жизни, лет > 80

10 Жилые помещения на душу населения, кв.метров > 25

11 Выделение средств на развитие социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование и культура), % к ВРП > 15

Показатели инновационного развития

12 Отгруженная инновационная продукция во всем объеме отгруженной продукции, % > 30

13 Лица, занятые в инновационной сфере, на 10 тыс. всего занятого населения > 120

14 Расходы на научные исследования и разработки в регионе, % к ВРП > 2,2

Источник: Кораблева А.А. Экономическая безопасность региона в системе видов региональной безопасности: уточнение терминологии // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2017. №40. с.27-38; Митяков С.Н., Митяков Е.С., Романова Н.А. Экономическая безопасность регионов Приволжского федерального округа // Экономика региона. 2013. № 3. с. 81-91.

Показатели экономического развития регионов (и их динамика за последние 2 года), отраженные в базах Росстата, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели экономического развития Владимирской, Рязанской и Ярославской областей за 2017-2018 гг.

Показатели Владимирская область Рязанская область Ярославская область

2017 г. 2018 г. 2017 г. 2018 г. 2017 г. 2018 г.

ВРП в текущих ценах, млрд. руб. 412,9 440,5 360,6 383,1 510,6 546,9

ВРП на душу населения, млн. руб. 298,4 312,1 320,0 341,6 401,9 432,1

Динамика реального ВРП, % 0,40 1,41 1,60 0,23 2,30 1,91

Инфляция (индекс потребительских цен), % 2,3 5,2 3,3 6,0 2,7 5,1

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 78,5 74,3 62,3 57,0 85,8 80,3

Сальдо внешнеторгового баланса, млрд. руб. -47,3 -47,9 20,9 -13,7 2,9 27,3

Сальдо консолидированного бюджета, млрд. руб. 0,8 0,9 4,2 1,9 -2,9 -2,1

Инвестиции в основной капитал, % к ВРП 19,0% 16,9% 17,3% 14,9% 16,8% 14,7%

Сальдо внешнеторгового баланса, % к ВРП -11,5% -10,9% 5,8% -3,6% 0,6% 5,0%

Сальдо консолидированного бюджета региона, % к ВРП 0,2% 0,2% 1,2% 0,5% -0,6% -0,4%

Источник: Росстат, Регионы России. URL: https://gks.ru/bgd/regl

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Из приведенной таблицы видно, что лучшие показатели по ВРП на душу населения имеет Ярославская область, равно как и лучшую динамику ВРП за исследуемый период. Аналогично и сальдо внешнеторгового баланса также выше у Ярославской области (у Владимирской области наихудший показатель). Но сальдо консолидированного бюджета выше у Рязанской области, несмотря на снижение. Показатели наиболее худшие (значительный дефицит) у Ярославской области. Доля инвестиций в ВРП наиболее высокая в 2018 году у Владимирской области, хотя и у остальных

двух регионов она высокая. Тем не менее, показатель инвестиции в основной капитал как в абсолютном, так и в относительном выражении снижается у всех трех регионов. Проблемой для всех регионов является снижение инвестиций, замедление роста ВРП, ухудшение внешнеторгового баланса (кроме Ярославской области) и ухудшение бюджетных показателей (кроме Ярославской области, хотя и она имеет значительный дефицит бюджета).

Далее необходимо рассмотреть изменение показателей социального развития (табл. 3).

Таблица 3

Показатели социального развития Владимирской, Рязанской и Ярославской областей за 2017-2018 гг.

Показатели Владимирская область Рязанская область Ярославская область

2017 г. 2018 г. 2017 г. 2018 г. 2017 г. 2018 г.

Среднедушевые доходы населения, тыс. руб. 23,6 23,5 24,3 25,4 27,2 27,1

Прожиточный минимум, тыс. руб. 9,5 9,6 9,4 9,5 9,5 9,5

Средняя пенсия 13,1 13,9 11,8 12,7 12,5 13,5

Средняя заработная плата 27,0 30,5 28,8 31,9 30,7 33,5

Уровень безработицы по методике МОТ, % 4,8 4,7 4,1 4,2 6,6 5,5

Средняя продолжительность жизни, лет 69,9 71,2 71,5 72,8 71,0 72,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Жилые помещения, тыс. кв. метров 39346 40236 34150 35050 34250 35260

Финансирование социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование и культура), млрд. руб. 29,6 34,6 36,5 41,8 49,7 53,9

Среднедушевые доходы населения к прожиточному минимуму (отношение) 2,5 2,5 2,6 2,7 2,9 2,8

Средняя пенсия к средней заработной плате (отношение, в %) 48,53 45,52 41,01 39,84 40,80 40,28

Жилые помещения на душу населения, кв. метров 28,4 28,5 30,3 31,3 27,0 27,9

Выделение средств на развитие социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование и культура), % к ВРП 7,17% 7,86% 10,12% 10,91% 9,73% 9,85%

Источник: Росстат, Регионы России. URL: https://gks.ru/bgd/regl

Из приведенной таблицы видно, что наилучшие показатели по среднедушевым доходам имеет Ярославская области, а показатели Владимирской области по этому критерию наименьшие. Средняя пенсия самая высокая в 2018 году именно во Владимирской области, а средняя заработная плата — всё же в Ярославской области (самый низкий показатель — во Владимирской области). Наиболее высоким уровень безработицы по результатам обследования Росстата (по методике МОТ) — в Ярославской области, а самый низкий — в Рязанской области. Средние располагаемые доходы по отношению к прожиточному миниму-

му выше всего в Ярославской области. Наибольшая жилищная обеспеченность населения — в Рязанской области (наихудший показатель — в Ярославской). При этом, больше всего в абсолютном размере финансируется социальная инфраструктура именно в Ярославской области, но по отношению к ВРП — в Рязанской области. Проблемой является снижение или недостаточно высокий (по сравнению с инфляцией) рост среднедушевых доходов населения регионов.

Далее необходимо рассмотреть показатели инновационного развития сравниваемых регионов, что представлено в таблице 4.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таблица 4

Показатели инновационного развития Владимирской, Рязанской и Ярославской областей за 2017-2018 гг.

Показатели Владимирская область Рязанская область Ярославская область

2017 г. 2018 г. 2017 г. 2018 г. 2017 г. 2018 г.

Отгруженная продукция промышленного производства всего 406,5 448,4 277,3 303,6 338,0 390,1

Отгруженная инновационная продукция, млрд. руб. 24,9 6,3 19,9 18,9 46,6 48,8

Занятые в отраслях экономики всего, тыс. чел. 697,5 688,4 518,6 507,3 627,2 628,7

Занятые в инновационной сфере, тыс. чел. 5,4 5,1 2,4 2,5 6,4 6,2

Расходы на научные исследования и разработки, млрд. руб. 6,1 5,5 1,6 2,0 6,9 5,2

Отгруженная инновационная продукция во всем объеме отгруженной продукции, % 6,12% 1,40% 7,17% 6,22% 13,77% 12,52%

Лица, занятые в инновационной сфере, на 10 тыс. всего занятого населения, чел. 76,9 73,8 46,3 49,3 102,0 98,6

Расходы на научные исследования и разработки в регионе, % к ВРП 1,48% 1,24% 0,44% 0,51% 1,35% 0,95%

Источник: Росстат, Регионы России. ЦКЬ: https://gks.ru/bgd/regl

Из приведенной таблицы 4 видно, что отгруженная инновационная продукция в наиболее значительном выражении имеется именно в Ярославской области, и именно в этом регионе ее объем увеличивается. В Ярославской же области доля инновационной продукции в объем объеме отгруженной продукции наиболее высока (почти вдвое больше каждого из других регионов), но в 2018 году эта доля снижается. В Ярославской области также больше всего занятых в сфере инноваций, выше их число на 10 тыс. занятного населения (значительно выше показателей двух других регионов). Но наиболее высокие расходы на научные исследования в относительном выражении именно во Владимирской области, хотя и в Ярославской они высоки.

Далее необходимо оценить показатели по приведенным ранее критериям и показать, насколько выдерживаются критерии экономической безопасности в 2018 году по каждому из исследуемых регионов. Данные представлены в таблице 5.

Из приведенной таблицы видно, что ни в одном из регионов не соблюдаются все предусмотренные в методике критерии экономической безопасности и защиты от угроз. В первую очередь это касается инновационного развития, которое обеспечивает развитие экономики региона за счет выпуска востребованной промышленной продукции высоких переделов. Низкие показатели в этой сфере характерны не только для приведенных регионов, но и для страны в целом, по-

скольку инновационное развитие в России проводится достаточно слабо. Проблемой является и недостаточное финансирование социальной инфраструктуры, недостаточность инвестиций в основной капитал (к тому же, их объемы еще и снижаются), недостаточно высокие доходы населения. Все это свидетельствует о том, что и в Центральной России регионы испытывают серьезные трудности в социально-экономическом развитии, и это ставит под угрозу их экономическую безопасность.

Важно отметить, что больше всего критериев безопасности соблюдается в Ярославской области, что связано с активным и передовым (по сравнению с другими регионами кроме Москвы и Московской области) развитием данного региона, его промышленности и инновационной сферы. Меньше всего критериев соблюдается в Рязанской области.

Можно отметить, что современные проблемы экономической безопасности регионов России связаны с тем, что имеет место неравномерное социально-экономическое развитие в разных регионах страны. Регионы имеют разную бюджетную обеспеченность и доходную базу. На основе этого регионы имеют разные возможности направлять средства на социально-экономическое развитие, развитие социальной инфраструктуры. Часто регионы нуждаются в поддержке федерального центра, в том числе, в связи с получением дотаций из федерального бюджета.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таблица 5

Сравнение по критериям экономической безопасности Владимирской, Рязанской и Ярославской областей (на 2018 год)

№ Название индикатора Пороговое значение Соблюдение критериев в регионах

Владимирская область Рязанская область Ярославская область

Показатели экономического развития

1 ВРП на душу населения, тыс. руб. > 413,2 нет нет да

2 Годовой темп инфляции, % < 6 да нет да

3 Инвестиции в основной капитал, % к ВРП > 25 нет нет нет

5 Сальдо внешнеторгового баланса, % к ВРП от -4 до +8 нет да да

6 Сальдо консолидированного бюджета региона, % к ВРП от -3 до +4 да да да

Показатели социального развития

7 Среднедушевые доходы населения к прожиточному минимуму (отношение) > 3,5 нет нет нет

8 Средняя пенсия к средней заработной плате (отношение, в %) > 40 да нет да

9 Уровень безработицы по методике МОТ, % < 4 нет нет нет

10 Средняя продолжительность жизни, лет > 80 нет нет нет

11 Жилые помещения на душу населения, кв. метров > 25 да да да

12 Выделение средств на развитие социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование и культура), % к ВРП > 15 нет нет нет

Показатели инновационного развития

13 Отгруженная инновационная продукция во всем объеме отгруженной продукции, % > 30 нет нет нет

14 Лица, занятые в инновационной сфере, на 10 тыс. всего занятого населения > 120 нет нет нет

15 Расходы на научные исследования и разработки в регионе, % к ВРП > 2,2 нет нет нет

Источник: составлено авторами на основании таблиц 1-4

Исследуемые Владимирская, Рязанская и Ярославская области не являются отдаленными от столицы регионами — они все находятся в Центральной России и граничат с Московской областью. Во многом это определяет достаточно высокие заработные платы в регионах (выше, чем в регионах, более удаленных от Москвы, за исключением северных и Санкт-Петербурга, но не столь значительно). Однако, недостаточно высокий уровень ВРП и медленный рост ВРП, медленный рост реальных доходов населения, относительно низкая их величина даже по сравнению с Московской областью (тем более, с Москвой) стимулирует население к оттоку из регионов в достаточно близкие к ним город Москву и в Подмосковье, что еще в большей мере негативно влияет на экономическую безопасность, поскольку регионы лишаются человеческого капитала.

Для роста экономической безопасности исследованных регионов следует предпринимать усилия, связанные с повышением инвестиционной привлекательности регионов, чтобы развивать новые производства на их территории, прежде всего, производства высоких переделов (выпуск инновационной продукции). Это увеличит потребность в труде, снизит безработицу и увеличит средние заработные платы. Также это увеличит базу для доходов бюджета, сокращая дефицит, а также возможно увеличит сальдо экспорта и импорта, если продукция будет востребована и за рубе-

жом. В настоящее время только это направление, по нашему мнению, способно улучшить социально-экономическое развитие и экономическую безопасность регионов, тем более, столь близких к столице.

Перспективы исследования должны опираться на более актуальные статистические данные (например, результаты 2019 года), которые еще не представлены в базах Росстата. Также в перспективе необходимо провести анализ и по данным социально-экономического развития представленных регионов за 2020 год. Поскольку именно с марта 2020 года мировая экономика и экономика России вступила в стадию кризиса, который связан с пандемией COVID-19, сопровождается снижением цен на нефть как основного экспортного ресурса России и курса российской рубля соответственно, при усилении инфляции.

Литература

1. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-13.

2. Акбердина В.В., Смирнова О.П. Экономическая безопасность региона: оценка и перспективы // Региональная экономика: теория и практика. 2018. №8 (455). С.1506-1517.

3. Видяпин В.И. Основы экономической безопас-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ности (государство, регион, предприятие, личность): учебно-практ. пособ. / Под ред. Е.А. Олейникова, М.: Интел-синтез, 1997. 278 с.

4. Гордиенко Д.В. Обеспечение экономической безопасности государства в условиях кризиса: учеб. пособие. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2012. 368 с.

5. Казанцев С.В. Экономическая безопасность. Определение понятий // Мир новой экономики. 2014. № 2. С. 48-53.

6. Комарова О.В., Плисова И.А. Анализ индикаторов экономической безопасности региона (на примере Свердловской области) // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. № 7(9). М., Изд. «МЦНО», 2017. С. 96-103.

7. Кораблева А.А. Экономическая безопасность региона в системе видов региональной безопасности: уточнение терминологии // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2017. № 40. С. 27-38.

8. Митяков С.Н., Митяков Е.С., Романова Н.А. Экономическая безопасность регионов Приволжского федерального округа // Экономика региона. 2013. № 3. С. 81-91.

9. Посуконько М.С. Экономическая безопасность регионов как основная компонента экономической безопасности России (на примере Ростовской области) // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2016. № 2. С. 558-563.

10. Черемисина Т.Н., Черемисина Н.В. Экономико-статистическая оценка экономической безопасности региона // Социально-экономические явления и процессы. 2015. №12. С. 7-19.

11. Lysenko Yu., Zelenskaya1 J. System performance indicators of regional economic security // SHS Web of Conferences. 2017. No 35, pp.1-4. URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/ pdf/2017/03/shsconf_icie2017_01043.pdf (дата обращения 08.04.2020).

12. Salikov Y., Zolotareva I., Borodkina T. Threats to economic security of the region // Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies. 2017. No 79. pp. 490-496.

References

1. Abalkin L.I. Economic security of Russia: threats

and their reflection // Questions of Economics, 1994. no. 12, Pp. 4-13.

2. Akberdina V.V., Smirnova O.P. Economic security of the region: assessment and prospects / / Regional economy: theory and practice. 2018. no. 8 (455). pp. 1506-1517.

3. Vidyapin V.I. Fundamentals of economic security (state, region, enterprise, personality): educational practice. no. / Under the editorship of E.A. Oleinikov, Moscow: Intel-Sintez, 1997. 278 p.

4. Gordienko D.V. Ensuring economic security of the state in the conditions of crisis: studies'. Moscow: publishing house "Delo" Ranepa, 2012. 368 p.

5. Kazantsev S. V. Economic security. Definition of concepts / / World of the new economy. 2014. No. 2. c. 48-53.

6. Komarova O.V., Plisov I.A. Analysis of indicators of economic security of region (on the example of Sverdlovsk region) // Scientific forum: Economics and management: collection of articles on materials of the IX Intern. scientific-practical Conf. no. 7(9). Moscow, Izd. "MCNO", 2017.pp. 96-103.

7. Korableva A.A. Economic security of the region in the system of types of regional security: clarification of terminology // Bulletin of Tomsk state University. Economy. 2017. no. 40. pp. 27-38.

8. Mityakov S.N., Mityakov E.S., Romanova N.A. Economic security of the regions of the Volga Federal district // Regional economy. 2013. no. 3. pp. 81-91.

9. Posukonko M.S. Economic security of regions as the main component of economic security of Russia (on the example of the Rostov region) / / Electronic Bulletin of the Rostov socio-economic Institute. 2016. no. 2. pp. 558-563.

10. Cheremisina T.N., Cheremisina N. V. Economic and statistical assessment of the economic security of the region / / Socio-economic phenomena and processes. 2015. no. 12. p. 7-19.

11. Lysenko Yu., Zelenskaya1 J. System performance indicators of regional economic security // SHS Web of Conferences. 2017. No 35, pp.1-4. URL: https: //www.shs -conferences. org/articles/shsconf/ pdf/2017/03/shsconf_icie2017_01043.pdf (дата обращения 08.04.2020)

12. Salikov Y., Zolotareva I., Borodkina T. Threats to economic security of the region // Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies. 2017. No 79. pp. 490-496.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.