Научная статья на тему 'Анализ угроз экономической безопасности регионов Северо-Западного федерального округа'

Анализ угроз экономической безопасности регионов Северо-Западного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1308
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / регион / угроза / показатели / СевероЗападный Федеральный округ. / economic security / region / threat / indicators / North-West Federal District.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О Е. Алёшина, Е В. Бортникова, С С. Гаврилова, Ю В. Долгая

В работе представлена актуальность обеспечения внешнеэкономической безопасности для регионов Северо-Западного Федерального округа, представлены показатели оценки уровня экономической безопасности, на основании которых выявлены угрозы и предложены меры по улучшению уровня экономической безопасности регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — О Е. Алёшина, Е В. Бортникова, С С. Гаврилова, Ю В. Долгая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE THREAT TO THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGIONS OF THE NORTH-WESTERN FEDERAL DISTRICT

The paper presents the relevance of ensuring foreign economic security for the regions of the North-West Federal District, presents indicators for assessing the level of economic security, on the basis of which threats have been identified and proposed measures to improve the level of regional economic security

Текст научной работы на тему «Анализ угроз экономической безопасности регионов Северо-Западного федерального округа»

АНАЛИЗ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

О.Е. Алёшина, студент

Е.В. Бортникова, студент

С.С. Гаврилова, студент

Ю.В. Долгая, студент

Сибирский федеральный университет

(Россия, г. Красноярск)

Б01: 10.24411/2500-1000-2018-10106

Аннотация. В работе представлена актуальность обеспечения внешнеэкономической безопасности для регионов Северо-Западного Федерального округа, представлены показатели оценки уровня экономической безопасности, на основании которых выявлены угрозы и предложены меры по улучшению уровня экономической безопасности регионов.

Ключевые слова: экономическая безопасность, регион, угроза, показатели, СевероЗападный Федеральный округ.

В современных условиях геополитические и экономические изменения привели к существенной трансформации роли Северо-Западного федерального округа (СЗФО) в экономике Российской Федерации. Сформировалась главная функция округа - обеспечение внешнеэкономических связей России с ЕС и рядом других регионов мира. Это обусловило быстрое развитие транспортной инфраструктуры и трансграничного сотрудничества, а также ориентацию значительной части бизнеса на обслуживание внешнеэкономических связей. Таким образом, с позиции обеспечения экономической (внешнеэкономической) безопасности России в целом регио-

ны СЗФО являются приоритетным объектом для исследования.

Используя предлагаемую ниже систему показателей оценки экономической безопасности региона (таблица 1), разработанную с учетом целевых показателей, определённых Стратегией социально-экономического развития СевероЗападного федерального округа на период до 2020 года [1], а также с учетом пороговых значений показателей ЭБ, предлагаемых российским научным сообществом [24], задачу выявления угроз экономической безопасности регионов СЗФО возможно решить наиболее эффективно.

Таблица 1. Система оценки экономической безопасности регионов СЗФО

Показатель Пороговое значение

Общие показатели

Валовой региональный продукт в среднероссийском ВРП на душу населения, % > 100%

Среднегодовой прирост валового регионального продукта (ВРП), % > 6-7%

Дефицит бюджета региона, в % от ВРП < 4%

Уровень безработицы, % < 3%

Доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, % < 5-6%

Показатели промышленного развития региона

Индекс промышленного производства по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» > 103104%

Износ основных производственных фондов, % < 35%

Доля обрабатывающих отраслей в объеме промышленного производства, % > 70%

Доля инновационной продукции в промышленном производстве, % > 25%

Внутренние затраты на научные исследования и разработки к ВРП, % > 2%

Показатели развития инвестиционной сферы

Объемы инвестиций в основной капитал (в % к ВРП) > 25%

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, % > 105108%

Доля инвестиций в обрабатывающие отрасли в общем объеме инвестиций в основной капитал -

Доля иностранных инвестиций в объеме инвестиций в основной капитал, % от 5% до 20%

Доля прямых инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций, % > 70%

Внешнеэкономическая деятельность

Темп роста внешнеторгового оборота, % > 102%

Темп роста экспорта, % > 103104%

Доля экспорта в валовом региональном продукте, % > 40%

Доля экспорта производств обрабатывающей промышленности в экспорте, % > 40%

Дефицит торгового баланса к ВРП, % < 2%

Рассчитав значения экономической безопасности для регионов СЗФО во временном периоде с 2012 по 2016 года, сопоставив их с установленными пороговы-

ми нормами для каждого показателя, были выявлены следующие угрозы экономической безопасности (таблица 2).

Таблица 2. Выявленные угрозы экономической безопасности регионов СЗФО

Показатель ЭБ Выявленная угроза ЭБ

Общие показатели

Валовой региональный продукт в среднероссийском ВРП на душу населения - диспропорциональное развитие региональных хозяйств в территориальном аспекте, что рассматривается как ключевая угроза ЭБ не только на региональном, но и на государственном уровне;

Среднегодовой прирост валового регионально продукта (ВРП) в год - отсутствие устойчивого роста экономики региона (что рассматривается как одна из ключевых проблем ЭБ), т.е. «застревание» экономики на определенном уровне развития;

Уровень безработицы - сокращение объема регионального производства; - сокращение ВРП; - снижение экономической активности; - сокращение налоговых поступлений в соответствующие бюджеты бюджетной системы; - возрастание иждивенческих настроений в обществе и увеличение нагрузки на бюджет (нарастание его дефицитности).

Доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума - социальные проблемы; - криминализация экономических отношений; - формирование негативного образа региона в глобальном измерении;

Индекс промышленного производства по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» - сокращение (крайне неустойчивое развитие) промышленного производства региона, ориентированного на формировании в регионе цыпочек высокой добавленной стоимости; - потенциальная невостребованность продукции региональной обрабатывающей индустрии на внешних рынках;

Износ основных производственных фондов - потенциальная невозможность обеспечения воспроизводственных процессов в рамках региональной индустрии в целом; - потенциальная потеря конкурентоспособности продукции индустрии региона (в том числе в аспекте экспорта на внешние рынки);

Доля обрабатывающих отраслей в объеме промышленного производства - деиндустриализация промышленного комплекса региона; - отсутствие диверсификации; - низкая доля создаваемой добавленной стоимости на территории региона;

Доля инновационной продукции в промышленном производстве - неучет инновационного фактора развития, что предопределяет де-прессивность территорий, которые используют традиционные (зачастую устаревшие) экстенсивные факторы экономического развития;

Внутренние затраты на научные исследования и разработки к ВРП - незначительная роль науки и инноваций при достижении целей экономического развития;

Объемы инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте - недостаточность инвестиционных ресурсов для поддержания роста экономики региона;

Доля инвестиций в обрабатывающие отрасли в общем объеме инвестиций в основной капитал - упадок и недоинвестированность обрабатывающих отраслей, которые с позиции экономической безопасности рассматриваются в качестве ключевых; - потенциальное сохранение «сырьевого» приложения большей доли инвестиционных ресурсов;

Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал - недостаточный объем иностранного капитала в экономике региона (отсутствие важнейшего драйвера социально-экономического развития);

Доля прямых инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций - неэффективная структура инвестиций, малая доля ПИИ, что говорит о том, что иностранные инвесторы рассматривают только спекулятивный вариант инвестирования, а вложения в реальный сектор их не интересуют;

Темп роста внешнеторгового оборота - утрата внешнеторгового потенциала развития региона как самостоятельной экономической единицы в мире глобальных экономических отношений, которые предполагают высокий уровень интеграции экономических субъектов в систему международных внешнеэкономических связей для достижения целей наибольшего экономического развития;

Темп роста объемов экспорта - утрата экспортного потенциала региона; - нарушение воспроизводственных процессов в отраслях, ориентированных на экспорт; - невостребованность продукции индустрии, ориентированной на экспорт;

Доля экспорта в ВРП регионов (экспортная квота) - высокая зависимость результативности экономики от внешнеэкономического фактора, мало поддающегося контролю со стороны органов региональной власти; - незначительная роль объемов экспорта для реализации внешнеэкономического потенциала региона.

Дефицит торгового баланса к ВРП - импортная зависимость региональной экономики.

Выявленный комплекс угроз экономической безопасности должен быть принят в качестве ключевого параметра деятельности органов власти регионов СЗФО, а именно, проводимая территориальная социально-экономическая политика должна быть скорректирована с учетом необходимости нейтрализации выявленных угроз.

Учитывая геополитический фактор развития отношений России с другими странами, а также исходя из принципа наибольшей экономической целесообразности и рациональности, стоит утверждать, что в рамках внешнеэкономического взаимодействия страны Европы - это главные партнеры регионов СЗФО. Наделение СЗФО функцией обеспечения внешнеэкономических связей России со странами ЕС предопределило формирование в регионе необходимой для налаживания эффективного взаимодействия с другими странами инфраструктуры, бурное развитие трансграничного сотрудничества и др. Однако высокая интегрированность регионов СЗФО в систему международных экономических отношений помимо положительных эффектов для социально-экономического развития территории, несет также комплекс угроз и рисков. Предупреждение и нейтрализация негативного влияния угроз внешнеэкономической безопасности

должны стать главным приоритетом деятельности органов власти как на уровне каждого региона СЗФО, так и на федеральном уровне в целом.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2011 № 2074-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123118

2. Калина А.В., Савельева И.П. Формирование пороговых значений индикативных показателей экономической безопасности России и ее регионов // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. Т. 8. № 4. С. 15-24.

3. Каранина Е.В., Евстратова А.В. Определение пороговых значений индикаторов экономической безопасности региона в рамках разработки региональной стратегии экономической безопасности // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. Т. 2. № 8. С. 169-177.

4. Руйга И.Р., Тетерин Ю.А. Методическое обеспечение оценки внешнеэкономической безопасности регионов сырьевой направленности // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 7-2 (54). С. 127-132.

Учитывая существенный потенциал для выстраивания эффективного комплекса внешнеэкономического взаимодействия регионов СЗФО, а также наличие угроз ЭБ, которые при определенных условиях могут нанести существенный ущерб экономике регионов, следует утверждать, что на региональном уровне необходимо формирование системы обеспечения экономической безопасности, которое предполагает, главным образом, нормативно-правовое и организованно-

функциональное обеспечение данного процесса. Также, следует отметить, что в условиях, когда региональным хозяйствам СЗФО для обеспечения состояния собственной безопасности необходимо наиболее полно и эффективно интегрироваться в систему международных внешнеэкономических отношений, вопросы формирования системы ЭБ многократно актуализируются, что требует пересмотра подходов к территориальном социально-

экономическому развитию регионов СЗФО в целом.

Таким образом, выстраивание на уровне федерального округа системы обеспечения экономической безопасности является необходимым условием гармоничного развития данной территории, которая обладает значительным потенциалом с позиции реализации национальных интересов России в экономической сфере.

ANALYSIS OF THE THREAT TO THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGIONS OF THE NORTH-WESTERN FEDERAL DISTRICT

O.E. Aleshina, student E.V. Bortnikova, student S.S. Gavrilova, student Ju.V. Dolgaya, student Siberian federal university (Russia, Krasnoyarsk)

Abstract. The paper presents the relevance of ensuring foreign economic security for the regions of the North-West Federal District, presents indicators for assessing the level of economic security, on the basis of which threats have been identified and proposed measures to improve the level of regional economic security

Keywords: economic security, region, threat, indicators, North-West Federal District.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.