Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ'

АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информатика / методика / образование / обучение / компьютерная графика / computer science / methodology / education / training / computer graphics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О С. Храмцова

В статье рассмотрены и проанализированы учебно-методические комплексы по информатике Босовой Л.Л., Гейна А.Г., Угриновича Н.Д. на предмет изучения компьютерной графики в рамках курса информатики основной школы. Выявлены общие рекомендации к построению процесса обучения компьютерной графике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF EDUCATIONAL MATERIALS FOR THE STUDY OF COMPUTER GRAPHICS IN COMPUTER SCIENCE LESSONS IN PRIMARY SCHOOL

The article considers and analyzes educational and methodological complexes in computer science by L.L. Bosova, A.G. Gein, N.D. Ugrinovich for the study of computer graphics in the framework of the computer science course of the basic school. The general recommendations for the construction of the computer graphics learning process are revealed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

О.С. Храмцова, студент

Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева (Россия, г. Астрахань)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-4-212-214

Аннотация. В статье рассмотрены и проанализированы учебно-методические комплексы по информатике Босовой Л.Л., Гейна А.Г., Угриновича Н.Д. на предмет изучения компьютерной графики в рамках курса информатики основной школы. Выявлены общие рекомендации к построению процесса обучения компьютерной графике.

Ключевые слова: информатика, методика, образование, обучение, компьютерная графика.

Изучение растрового графического редактора в рамках курса информатики в основной школе играет важную роль в формировании цифровой грамотности учащихся и в их профессиональной ориентации, что является актуальной задачей системы образования. Изучение компьютерной графики в школе обусловлено повсеместным распространением технологий фотосъемки, что приводит к потребности в обработке получаемых изображений.

Изучение аспектов обработки графической информации носит в себе прикладной характер, поскольку учащимся будет необходимо сталкиваться с цифровыми изображениями как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Рассмотрим наиболее распространенные учебные материалы на предмет изучения компьютерной графики в основной школе.

Наиболее популярным в российских школах учебно-методическим комплексом (УМК) по информатике является комплекс Босовой Л.Л. [1], в который, помимо учебников, входят также рабочие тетради, компьютерные практикумы, вспомогательные материалы для проведения уроков, материалы для контроля знаний, для подготовки учащихся к государственным экзаменам.

В УМК Босовой Л.Л. изучение компьютерной графики предусмотрено в 7 классе [2, с. 192-225]. В учебнике этой теме посвящена Глава 4 «Обработка графической информации», которая предполагает

изучение основ формирования изображения на экране монитора, определения его качества, представления цвета, растровой и векторной графики, форматов графических файлов, средств создания и обработки графических изображений.

Материал в учебнике изложен просто и доступно, обширно проиллюстрирован, подразделен на разделы с теоретическими аспектами, краткими выводами по изученному, в конце главы приводятся задания для самостоятельной практической работы. Универсальность материала подчеркивается тем, что иллюстрирование приведено с помощью различных программ обработки изображений. Практические задания рекомендуется выполнять в графическом редакторе Кгка. Исходные файлы к заданиям приведены на официальном сайте УМК [1].

В УМК Гейна А.Г., Юнермана НА., Гейна А.А. изучение компьютерной графики предусмотрено в 7 классе [3, с. 8593], однако в отличие от материала Босовой Л.Л., на ее изучение выделен лишь один параграф в Главе 2 «Информационные технологии». Рассматриваемая в учебнике тематика в целом совпадает в обоих учебниках, однако Гейн А.Г. описал аспекты работы с графикой поверхностно и обобщенно. Материал подкреплен различными иллюстрациями, подразделен на разделы с теоретическими тезисами, краткими выводами, вопросами и заданиями по изученному. В конце главы приведен

тест в формате ЕГЭ по материалу главы, в том числе и по компьютерной графике.

Раздел с практическими и лабораторными работами в данном учебнике вынесен отдельно от теоретического материала и приведен в конце содержания по всем изучаемым темам по порядку. На работу с компьютерной графикой направлено три: по стандартным инструментам, палитре и специальным эффектам. Задания не привязаны к конкретным графическим редакторам и являются универсальными для выполнения на любой операционной системе. Исходные файлы для выполнения заданий не требуются.

В школьном курсе информатики Угри-новича Н.Д. графический редактор изучается в 9 классе [4, с. 10-36]. Учебник содержит обширный материал по компьютерной графике в Главе 1 «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации», которая подразделена на подпункты о кодировании графических объектов, палитрах, растровом и векторном видах графики, общих сведениях об интерфейсе и основных инструментах, а также об анимации и цифровых фотографиях. Каждый параграф содержит раздел с теоретическими вопросами и заданиями для самостоятельного выполнения, ответы к которым приведены в конце учебника.

Весь материал изложен подробно и доступно, при этом используется специальная терминология, приведены таблицы, схемы, цветные иллюстрации. На основе теоретического материала учащимся предлагается выполнить 4 практические работы посредством графических редакторов GIMP и OpenOffice Draw на операционных системах Linux или Windows. Исходные файлы к выполнению практических работ содержатся на CD-диске, которые входит в комплект к методическому пособию для учителей. Помимо них, в УМК автора входят также сборники тестов, контрольный работ, заданий для подготовки к ОГЭ, дополнительных учебных пособий по отдельным темам, авторских материалов и презентаций к урокам.

По итогам анализа, все рассмотренные учебники по информатике для основной школы содержат материалы по изучению

компьютерной графики, однако представлены в разных объемах. Во всех рассмотренных учебниках описаны аспекты формирования изображения на мониторе компьютера, отличия растровой и векторной графики, основы работы в графических редакторах.

Теоретические материалы во всех учебниках подкреплены вопросами для контроля или самоконтроля, тестовыми заданиями. Помимо этого, во всех рассмотренных учебниках приведены практические задания для выполнения непосредственно в графическом редакторе. Более обширные комплекты материалов представлены в УМК Босовой Л.Л. и Угриновича Н.Д., комплект Гейна А.Г., на наш взгляд, является недостаточным для усвоения темы в полной мере. Практическая составляющая УМК наиболее обширна у автора Угриновича Н.Д., но большим преимуществом практических работ Гейна А.Г. является отсутствие в них привязки к конкретным графическим редакторам, что позволят педагогу самостоятельно определить траекторию обучения исходя из технической оснащенности и способностей обучающихся.

Работа с графическим редактором трудна для восприятия учащимися, поэтому, на наш взгляд, более подходящим форматом обучения является получение личного опыта посредством выполнения практических работ. Так учащимся будет легко освоить и запомнить основы создания и обработки изображений. При этом все задания в практических работах должны содержать конкретные и последовательные указания к выполнению, которые не допустят неоднозначного понимания. Теоретический материал должен быть изложен в доступной для понимания учащимися форме, не перегружен специализированными терминами, обильно проиллюстрирован.

Таким образом, анализ учебных материалов авторов позволил выявить следу-юще общие рекомендации к построению процесса обучения компьютерной графике в школе:

- последовательность и четкая структура представляемого материала;

- подробность и понятность, научная обоснованность и конкретность, теоретического материала, отсутствие его перегруженности специализированными терминами;

- присутствие в теоретическом материале иллюстраций, схем и графиков для визуализации и упрощения восприятия информации;

- наличие разнообразных практических заданий, включая практические и лабора-

Библиографический список

1. Босова, Л.Л. УМК «Информатика» 7-9 классы // УМК «Информатика»: [сайт]. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bosova.ru/books/1456/ (дата обращения: 14.09.2024).

2. Босова Л.Л. Информатика: 7-й класс: базовый уровень: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2023. - 254 с.

3. Гейн А.Г. Информатика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман, А.А. Гейн. - М.: Просвещение, 2012. - 191 с.

4. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. - 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лабораторная знаний, 2012. - 295 с.

ANALYSIS OF EDUCATIONAL MATERIALS FOR THE STUDY OF COMPUTER GRAPHICS IN COMPUTER SCIENCE LESSONS IN PRIMARY SCHOOL

O.S. Khramtsova, Student

Astrakhan State University named after V.N. Tatishchev (Russia, Astrakhan)

Abstract. The article considers and analyzes educational and methodological complexes in computer science by L.L. Bosova, A.G. Gein, N.D. Ugrinovich for the study of computer graphics in the framework of the computer science course of the basic school. The general recommendations for the construction of the computer graphics learning process are revealed. Keywords: computer science, methodology, education, training, computer graphics.

торные работы для самостоятельного выполнения учащимися;

-конкретность практических заданий, наличие в них демонстративных иллюстраций, однозначных указаний к выполнению;

- цель практической работы - углубление умений и навыков непосредственной работы с графическим редактором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.