Научная статья на тему 'Анализ тяжести налогового бремени горнодобывающего предприятия'

Анализ тяжести налогового бремени горнодобывающего предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Велесевич В. И., Велесевич С. В., Ключко А. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ тяжести налогового бремени горнодобывающего предприятия»

В.И. Велесевич, С.В. Велесевич, А. О. Ключко

АНАЛИЗ ТЯЖЕСТИ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ ГОРНОДОБЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Семинар № 6

~П настоящее время на долю налогов в развитых странах приходится от 80 до 90 % всех поступлений казны. В федеральном бюджете России в 1995 году доля налогов составляла 74,2 % от всех доходов. В последующие годы эта цифра постоянно росла и составила в 2002 году 93,45 %, в то время как неналоговые доходы снизились до 5,4 %, а доходы целевых бюджетных фондов - до 1,15 %. Приведенные данные наглядно свидетельствуют, насколько велика роль налоговой системы и налоговой политики в функционировании государства и формировании его бюджета. При этом основу налоговой системы составляют налоги, сборы, пошлины и другие налоговые платежи, взимаемые в установленном законодательством порядке.

Перспективы развития экономики нашей страны во многом определяются достигнутым уровнем налоговых поступлений и тем предельным уровнем налоговой нагрузки, который возможен в условиях действующей экономической политики государства и налогового законодательства.

В мировой практике под налоговой нагрузкой (налоговым гнетом, налоговым бременем) понимают отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, показывающее, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета. Необходимо отметить, что в России в настоящее время отсутствует общепринятая методика исчисления налоговой нагрузки, а при проведении соот-

ветствующих расчетов используются отдельные измерители, позволяющие в косвенной форме судить о налоговом бремени. Так, например, одновременно используется методология исчисления доли налогов в ВВП и методология Минфина России. Согласно последней, налоговая нагруз-ка на юридические лица определяется как отношение суммы всех начисленных налогов и сборов, включая платежи во внебюджетные фонды, к объему реализации продукции:

^ _ сумма уплаченных налогов 0 выручка от реализации

Ниже будет показана динамика налоговой нагрузки на горнодобывающее предприятие, вычисленная по методике Минфина РФ.

Любое горнодобывающее предприятие обязано уплачивать все налоги, предусмотренные Налоговым Кодексом РФ для юридических лиц [1]. Помимо этого, оно должно уплачивать и ряд специфических налогов, связанных с его деятельностью. Прежде всего это платежи за природные ресурсы. Применяемая в настоящее время система платежей за пользование природными ресурсами включает:

• плату за право пользования природными ресурсами;

• плату за воспроизводство и охрану природных ресурсов;

• штрафные платежи за сверхлимитное или нерациональное использование природных ресурсов.

Таблица 1

Ставки налогообложения основных видов полезных ископаемых

Виды добытых полезных ископаемых Ставка, %

Калийные соли 3,8

Торф 4,0

Руды черных металлов 4,8

Апатит-нефелиновые и фосфоритовые руды 4,0

Горно-химическое неметаллическое сырье (за исключением калийных солей, апа- 5,5

тит-нефелиновых и фосфоритовых руд)

Соль природная и чистый хлористый натрий 5,5

Радиоактивные металлы 5,5

Уголь каменный, бурый и горючие сланцы 4,0

Теплоэнергетические промышленное воды 5,5

Неметаллическое сырье, используемое в строительной индустрии 5,5

Горнорудное неметаллическое сырье 6,0

Подземные минеральные воды 7,5

Другие полезные ископаемые, не включенные в другие группировки 6,0

Редкие металлы 8,0

Битуминозные породы 6,0

Драгоценные металлы 6,5

Золото 6,0

Природные алмазы, другие драгоценные и полудрагоценные камни 8,0

Цветные металлы 8,0

Углеводородное сырье 16,5

Многокомпонентная комплексная руда, а также полезные компоненты комплекс- 8,0

ной руды, за исключением драгоценных металлов

В настоящее время платежи за пользование природными ресурсами должны стать существенным источником формирования доходной части бюджетов всех уровней, в то время как до последнего периода доля платы за природные ресурсы составляла менее 3 % доходной части Федерального бюджета РФ. В соответствии со ст. 13 и15 части первой Налогового Кодекса РФ платежи за право пользования природными ресурсами включены в перечень федеральных и местных налогов и зачисляются в федеральный (ФБ) и местный (МБ) бюджеты. К ним относятся:

• акцизы на отдельные виды минерального сырья (акцизы на нефть и отработанный газовый конденсат, акциз на природный газ (ФБ));

• налог на пользование недрами (ФБ);

• налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ФБ);

• налог на дополнительный доход от добычи углеводородов (ФБ);

• налог за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами (ФБ);

• лесной налог (ФБ);

• водный налог (ФБ);

• экологический налог (ФБ);

• земельный налог (МБ).

В целях совершенствования и упрощения системы налогообложения пользования природными ресурсами и практики применения рентных принципов налогообложения с января 2002 года введен в действие налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 второй части Налогового Кодекса РФ), отменивший действовавшие до 2002 года плату за пользование недра-

Таблица 2

Основные технико-экономические показатели по ОАО «Тучковский КСМ»

Наименование Ед. изм Годы

показателя 1999 2000 2001 2002 2003

Нерудные строительные материалы тыс. м3 923,7 591,9 652,1 827,9 802,7

Щебень тыс. м3 43,3 15,2 33,2 42,4 37,5

Песок природный тыс. м3 880,4 576,7 618,9 785,5 765,2

Рост объемов песка в % к предыдущему году % 104,7 50,6 171,9 115,2 76,4

Товарная продукция тыс. руб. 25022 20471 35267 53055 62646

Стоимость щебня тыс. руб. 4522 1902 4970 8408 10975

Стоимость песка природного тыс. руб. 20500 18569 30297 44647 51371

Рост объемов товарной продукции в % к предыдущему году % 195,8 81,8 172,3 150,4 118,1

Себестоимость товарной продукции тыс. руб. 23971 20365 33913 50637 59609

Балансовая прибыль тыс. руб. 669 336 1333 2627 2572

Рентабельность товарной продукции % 4,4 0,5 4 4,8 5,1

Налог на прибыль тыс. руб. 207 89 292 630 617

Дебиторская задолженность на конец года тыс. руб. 1182 1385 3955 3952 2520

Кредиторская задолженность на конец года тыс. руб. 2277 2135 3781 1986 6813

Стоимость 1 м3 нерудных руб./ м3 27,1 34,6 54,1 64,1 78

Среднесписочная численность ппп чел 159 151 152 159 146

Рост среднемесячной заработной платы к предыдущему ГОДУ % 171,2 84 206 116,3 113,6

Выработка на 1 -го работающего ППП тыс. чел. руб./ 15737 13557 23202 33368 42908

Выработка на 1-го работающего ППП м3/ чел. 5809,4 3919,9 4112,5 5206,9 5497,9

ми, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз на нефть [2]. Ставки налогообложения основных видов полезных ископаемых по данному налогу приведены в табл. 1.

Оценку налоговой нагрузки на горнодобывающее предприятие рассмотрим на примере ОАО «Тучковский КСМ». Туч-

ковский комбинат строительных материалов территориально находится в Рузском районе Московской области и представляет собой стабильно работающее горное предприятие. Основным видом деятельности предприятия является производство нерудных строительных материалов путем разработки песчано-гравийного месторо-

Наименование налога ГОДЫ

2000 2001 2002 2003

1. Налог на прибыль 298,18 292,342 635,584 693,819

2. Налог на добавленную стоимость (НДС) 2584,000 2360,000 8048,610 6414,190

3. Налог на имущество предприятия 108,102 165,000 212,000 220,000

4. Налог с продаж - 373,791 478,241 751,774

5. Единый социальный налог - 3683,000 5254,000 5595,000

6. Платежи во внебюджетные фонды 2166,676 - - -

7. Налог на рекламу - - - 4,375

8. Налог на пользователей автомобильных дорог 514,000 353,000 544,000 -

9. Налог с владельцев транспортных средств (транспортный налог с 2003 г.) 10. Целевые сборы с граждан и организаций на содержание милиции, благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели 39,000 167,000 56,000 196,825

227,000 170,000 10,724 11,786

ИТОГО: 5936,958 7564,133 15239,159 13887,769

11. Земельный налог (плата за землю) 571,000 547,000 683,060 819,121

12. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы 620,000 966,000 - -

13. Налог на добычу полезных ископаемых - - 1929,196 2064,132

14. Плата за загрязнение окружающей среды 2,526 5,827 7,475 8,879

ИТОГО: 1193,526 1518,827 2619,731 2892,132

ВСЕГО: 7130,484 9089,960 17858,890 16779,911

ждения. В 2003 году предприятию исполнилось 90 лет. Свою производственную деятельность оно начало в 1913 году добычей и переработкой известняка в пойме Москва-реки с дальнейшим переходом на добычу и переработку песчаногравийной породы. Добываемая предприятием песчано-гравийная смесь после переработки на дробильносортировочной фабрике превращается в два вида продукции: песок и щебень. Основными потребителями продукции

являются предприятия Москвы и Московской области, со многими из которых у Тучковского комбината строительных материалов существуют долговременные связи. Технико-экономи-ческие показатели по ОАО «Тучковский КСМ» за период с 1999 по 2003 годы приведены в табл. 2.

Из данных табл. 2 видно, что за анализируемый период наблюдались значительные колебания отдельных техникоэкономических показателей. При этом са-

Структура уплаченных налогов ОАО «Тучковский КСМ», %

Наименование группы налогов ГОДЫ

2000 2001 2002 2003

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общие налоги 83,26 83,28 85,33 82,76

Специальные налоги 16,74 16,72 14,67 17,24

Всего 100,00 100,00 100,00 100,00

мым неудачным был 2000 год. Так объем производства нерудных строительных материалов в 2000 году составил 591,9 тыс. м3, в том числе щебня 15,2 тыс. м3 и песка 576,7 тыс. м3.

Это связанно с тем, что у предприятия в 2000 году были проблемы с получением нового земельного отвода под разработку месторождения. В дальнейшем все основные технико-экономичес-кие показатели имели положительную тенденцию роста. При этом объем производства нерудных строительных материалов в 2003 году составил 802,7 тыс. м3 (возрос на 35,6 % по сравнению с 2000 г.), балансовая прибыль составила 2520 тыс. руб. (возросла в 7,5 раза), выработка на одного работающего ППП составила 5497,9 м3/чел. (возросла на 40,3 %).

Сводные данные об уплате налогов Тучковским комбинатом строительных материалов за период с 2000 по 2003 гг. приведены в табл. 3 и на рис. 1.

Приведенные в табл. 3 данные отражают изменения проишедшие в налоговой системе за анализируемый период.

Так, например, с 2001 года были введены налог с продаж и единый социальный налог. Последний был включен в налоговую систему вместо платежей во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования РФ). С 2002 года введен налог на добычу полезных ископаемых, заменивший отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плату за пользование недрами и акцизы на отдельные виды минерального сырья. Для ОАО «Тучковский КСМ» налог на добычу полезных ископаемых заменил отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, так как два следующих налога оно не выплачи-вало. С 2003 года перестали взимать налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств, но зато появился транспортный налог. С введением с 2001 года налога с продаж резко уменьшились целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территории. Из них исключены отчисления на нужды образования и т.п.

В целом по предприятию абсолютная сумма уплачиваемых налогов увеличилась за анализируемый период с

Рис. 1. Динамика уплаты налогов ОАО «Тучковский КСМ» в 2000 -2003 годах: Ряд 1 - Общие налоги для юридических лиц. Ряд 2 - Налоги, уплачиваемые горнодобывающим предприятием.

□ Ряді □ Ряд2

Наименование налога Величина налога

Всего, тыс. руб. В % к итогу

1. Налог на прибыль 693,819 4,13

2. Налог на добавленную стоимость (НДС) 6414,190 38,23

3. Налог на имущество предприятий 220,000 1,31

4. Налог с продаж 751,774 4,48

5. Единый социальный налог 5595,000 33,34

6. Налог на рекламу 4,375 0,03

7. Транспортный налог 196,825 1,17

8. Целевые сборы с граждан и организаций на содержание милиции, благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели 11,786 0,08

9. Земельный налог (плата за землю) 819,121 4,88

10. Налог на добычу полезных ископаемых 2064,132 12,30

11. Плата за загрязнение окружающей среды 8,879 0,05

ИТОГО: 16779,901 100,00

Таблица 6

Динамика налоговой нагрузки по ОАО «Тучковский КСМ», %

Наименование показателя Величина налога

2000 2001 2002 2003

Сумма уплаченных налогов (тыс. руб.) Выручка от реализации (тыс. руб.) Налоговая нагрузка (тяжесть налогового бремени), % 7130,484 20473,000 34,83 9082,960 35741,000 25,41 17858,890 56984,000 31,34 16779,901 85409,000 19,65

7130,484 тыс. руб. до 16779,901 тыс. руб. или в 2,35 раза. При этом общие налоги уплачиваемые юридическими лицами увеличились с 5936,958 до 13887,769 тыс. руб. (в 2,34 раза), а специальные налоги за использование природных ресурсов с 1193,526 тыс. руб. до 2892,132 тыс. руб. (в 2,42 раза). В табл. 4 показана динамика структуры уплаченных налогов ОАО «Тучковский КСМ» за 2000 - 2003 годы.

Из приведенных результатов видно, что в 2003 году на 0,52 % увеличилась доля специальных налогов. Это про-

изошло за счет снижения НДС и исключения из налоговой системы с 2003 года налога на пользователей автомобильных дорог.

В табл. 5 и на рис. 2 приведены структура уплаченных ОАО «Тучковский КСМ» налогов в 2003 году.

Из приведенных данных видно, что наибольший удельный вес приходится на НДС (38,23 %), ЕСН (33,34 %), налог на добычу полезных ископаемых (12,3 %), земельный налог (4,88 %) и налог на прибыль (4,13 %). Доля этих пяти налогов в общем объеме налоговых платежей

Рис. 2. Структура уплаченных налогов ОАО «Тучковский КСМ» в 2003 году: 1 - единый социальный налог (ЕСН); 2 - аналог на добавленную стоимость (НДС); 3 - налог на добычу полезных ископаемых; 4 - прочие налоги; 5 - налог на прибыль; 6 - земельный налог

38,23

составляет 92,88 % и лишь 7,12 % приходится на оставшиеся налоги и сборы.

Динамика налоговой нагрузки по предприятию за анализируемый период приведена в табл. 6.

Из приведенных в табл. 6 данных видно, что в 2000 году налоговая нагрузка со-

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. - М.: ИНФРА - М, 2002.

ставляла 34,83 %, а к 2003 году снизилась до 19,65 %. Это свидетельствует о том, что проводимые преобразования в налоговой системе нашей страны ведут к снижению налоговой нагрузки на предприятия.

-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2002.

— Коротко об авторах --------------------------------------------------------------

Велесевич В.И. - профессор кафедры «Организация и управление в горной промышленности», Велесевич С.В. - бакалавр техники и технологии,

Ключко А. О. - бакалавр менеджмента,

Московский государственный горный университет.

УДК 656.13:622.8

© О.Е. Шешко, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.