АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ СТУДЕНТОВ НА ТЕМУ «ВЫРАЖЕНИЕ АВТОРСКОЙ КОНЦЕПЦИИ МЕДИАТЕКСТА В ВИДЕ ИЗВЕСТНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ» *
Е. В. Мурюкина, кандидат педагогических наук, доцент Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова
Аннотация. Автор статьи анализирует результаты констатирующего эксперимента по развитию медиакомпетентности аудитории (студентам было предложено выполнить следующее задание: образно обобщить авторскую концепцию аудиовизуального медиатекста и выразить в виде строчек из известного стихотворения, образно-эмоциональное содержание которого частично перекликается (или совпадает) с темой данного медиатекста).
Ключевые слова. Медиаобразование, медиакомпетентность, медиа-текст, текст стихотворения, методика, технология, студенты.
Analysis of the creative works of students «Author's conception of expression from media text as well-known poem) *
Dr. Elena Murjukina Docent of Anton Chekhov's Taganrog State Pedagogical Institute (Taganrog, Russia), Member of Russian Association for Media Education
Abstract. The author analyzes the results of an experiment to develop media competence of the audience (students were asked to perform the following task: to summarize the author's conception of audiovisual media texts and to express in the form of well-known poem, imagery and emotional content of which partially overlaps (or coincide) with the theme of media texts).
Keywords. Media education, media competence, media text, methodology, technology, students.
В рамках констатирующего эксперимента по развитию медиакомпетентности мы предложили студентам выполнить следующее за-
дание: образно обобщить авторскую концепцию аудиовизуального медиатекста и выразить в виде строчек из известного стихотворе-
* статья написана при финансовой поддержке Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 20092013 годы по мероприятию 1.1 (III очередь) "Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров", "Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук"; проект "Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами", руководитель проекта - А.В.Федоров.
ния, образно-эмоциональное содержание которого частично перекликается (или совпадает) с темой данного медиатекста. Всего эту творческую работу выполнили 100 студентов факультета социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института. Все юноши и девушки справились с поставленной перед ними задачей, но, естественно, качество выполнения было различным.
Анализ творческого задания, выполненного студентами, показал, что при работе над ним они работали в нескольких направлениях:
- часть студентов (12 человек) посчитала, что саунд-треки из выбранных ими фильмов отражают авторскую концепцию, совпадают с темой конкретного медиатекста. Примерами таких фильмов и стихотворений к ним являются «Служебный роман» и стихотворение Б.Ахмадулиной «Застенчивый герой»; «Семнадцать мгновений весны» и песня Р Рождественского и М.Таривердиева «Не думай о секундах свысока»; «Турецкий гамбит» и песня М.Покровского «Идем на Восток»; «Тарас Бульба» и песня Максим «Не тревожьте землю птицы»; телесериалы «Универ» (ТНТ) и песня «Шняга шняжная», которую исполняет один из главных героев, «Не родись красивой» и песня Ю.Савичевой «Если в сердце живет любовь»; реалити-шоу «Дом-2» и песня, которую исполняют участники проекта и т. д.
Безусловно, такой подход к выполнению творческого задания отражает низкий уровень креативно-
го, оценочного и деятельностного показателей медиакомпетентнос-ти аудитории. Студенты, постарались выбрать самый легкий способ, так как действительно саунд-треки во многом отражают фабулу меди-атекста, тематически привязаны к нему, зачастую отражают эмоциональное состояние героев и т.д. Но, к сожалению, не всегда они способны обобщить и выразить авторскую концепцию, идею, сверхзадачу в полной мере;
- некоторые студенты (всего двое) выбрали медиатексты, в которых четко отражается тема, например, это могут фильмы биографического характера: «Пушкин. Последняя дуэль» и стихотворение М.Лермонтова «Смерь поэта» и др.;
На наш взгляд, такое выполнение творческого задания показывает высокий уровень интерпретационного/оценочного показателя, умение соотнести эмоциональное восприятие с понятийным суждением, соотнести его с литературным творчеством поэта, связать медиа-текст со своим опытом и опытом других людей и т.п.
Некоторые студенты провели достаточно серьезную работу, связанную с восприятием медиатек-ста, «переводом» с языка чувств на понятийный уровень. Они достаточно долго искали стихотворения, которые, по их мнению, наиболее ярко и полно отражают авторскую концепцию медиатекста. Например, один студентов нашел образное обобщение американского фильма «Сумерки» в стихотворении У. Шекспира:
Как тот актер, который оробев, Теряет нить давно знакомой роли, Как тот безумец, что впадая в гнев, В избытке сил теряет силу воли, -Так я молчу, не зная, что сказать, Не от того, что сердце охладело. Нет, на мои уста кладет печать Моя любовь, которой нет предела. Так пусть же книга говорит с тобой. Пускай она, безмолвный мой
ходатай,
Идет к тебе с признаньем
и мольбой
И справедливой требует расплаты. Прочтешь ли ты слова любви
немой?
Услышишь ли глазами голос мой?
В этом случае, разумеется, выбранное стихотворение сильнее «своего» медиатекста.
Полученные нами данные мы зафиксировали в следующих таблицах.
Говоря об уровнях развития креативного показателя, нам хотелось бы привести примеры работ студентов, проявивших высокий уро-
вень. Такие работы предусматривают ярко выраженное творческое начало человека в различных видах деятельности (перцептивной, игровой, художественной, исследовательской и др.), связанной с медиа.
Например, фильм Ф.Бондарчука «9 рота» был соотнесен одним из студентов со стихотворением А.Артамонова:
Солнце, теплая вода, пыль и скалы, крик шакала. По пятам идет беда, и рука
стрелять устала. Перегретый автомат, грязный бинт и боль в суставах, Магазин и пять гранат, все,
что у тебя осталось. Рядом друг, еще живой,
налетевший на растяжку Страшный, без руки, слепой.
Кровь на порванной тельняшке. За камнями смерть в чалме
незаметно притаилась. Охраняет их Аллах. Нас же видно, Бог покинул.
Задание выполнили 100 студентов, из них - 74 женского пола, 26 мужского пола.
№ Уровни медиа- Количество студентов (в процентах), обнару-
компетентности живших данный уровень медиакомпетент-
по отношению к ности по отношению к креативному
креативному показателю:
показателю: Женского Мужского Всего
пола пола
1 Высокий уровень 11 3 14
2 Средний уровень 34 14 48
3 Низкий уровень 29 9 38
Таблица 1. Классификация креативного уровня медиакомпетентности аудитории при выполнении творческого задания «Выражение авторской концепции медиатекста в виде известного стихотворения»
Все дружок, кольцо в руке.
Мы живыми не сдадимся! Нам всего по двадцать лет,
не придется нам жениться. Магазин уж пуст давно,
лишь граната между нами... Жаль, что это не кино, мы с тобой в Афганистане.
А фильм «Костяника. Время лета» Д.Федорова был «поддержан» стихотворением М.Цветаевой:
Август - астры, август - звезды, Август - грозди винограда И рябины ржавой - август! Полновесным, благосклонным Яблоком своим имперским, Как дитя, играешь, август. Как ладонь, глядишь сердце Именем своим имперским: Август! - Сердце! Месяц поздних поцелуев, Поздних роз и молний поздних! Ливней звездных - Август! Месяц ливней звездных!
Еще один студент нашел образное обобщение фильма «Повесть о настоящем человеке» в стихотворении РКиплинг «Заповедь»:
Владей собой среди толпы
смятенной, Тебя клянущей за смятенье всех, Верь сам в себя наперекор
вселенной, И маловерным отпусти их грех; Пусть час не пробил, жди,
не уставая, Пусть лгут лжецы, не снисходи
до них;
Умей прощать и не кажись, прощая, Великодушней и мудрей других. Останься прост, беседуя с Царями,
Будь честен, говоря с толпой; Будь прям и тверд с врагами
и друзьями, Пусть все в свой час считаются
с тобой;
Наполни смыслом каждое
мгновенье Часов и дней неуловимый бег, -Тогда весь мир ты примешь
как владенье Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Одна из студенток сопоставила фильм «Два капитана» (режиссер Е. Карелов) со стихотворением С.Щи-пачева «Любовью дорожить умейте»:
Любовью дорожить умейте, С годами дорожить вдвойне. Любовь не вздохи на скамейке И не прогулки при луне. Все будет: слякоть и пороша. Ведь вместе надо жизнь прожить. Любовь с хорошей песней схожа, А песню нелегко сложить .
Из выполненных 100 работ 48% характеризуются средним уровнем развития креативного показателя. Ему присуще то, что творческие способности человека проявляются лишь в отдельных видах деятельности, связанной с медиа, при этом они не носят ярко выраженного характера.
Низкий уровень подразумевает, что творческие способности человека выражены слабо, фрагментарно, либо отсутствуют вообще. Примером может служить работа студентки: мультфильм «Винни-Пух» (режиссер Ф.Хитрук) был примитивно сопоставлен с известным стихотворением для дошколят
(Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает и в карман кладет. Вдруг упала шишка прямо мишке
в лоб.
Мишка рассердился и ногою топ).
А.В.Федоров [Федоров, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011] справедливо отмечает, что при выявлении уровней медиакомпетентности уровни развития таких показателей как креативный и интерпретационный/оценочный могут разниться. Это связано с особенностями творческой деятельности. Вот что об этом писал Л.С.Выготский: «Главный закон воображения заключается в том, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии» [Выготский, 1997, с.10]. Следовательно, творческие способности дошкольника будут «беднее», чем,
например, у старшеклассника, студента, что сказывается на сложности конструирования создаваемых медиатекстов. Но это есть качественный, а не количественный показатель. Говоря об активности реализации своих творческих способностей, необходимо отметить, что дошкольный возраст лидирует.
Но особенностью выполнения данного творческого задания является именно прямая зависимость креативного показателя от интерпретационного. Так как при выполнении задания студенты не создают собственный медиатекст, а опираются на уже существующие фильмы и стихотворения. Именно поэтому значения в таблице 1 и 2 идентичны друг другу. Главное для студентов - это уровень их восприятия - насколько они могут выйти за рамки понимания сюжетной линии, оценки поступков героев медиатек-ста и приблизиться к авторской концепции, понять ее, найти тождественные темы в литературе и т.д.
№ Уровни медиа-компетентности по отношению к интерпретационн ому/ оценочному показателю: Количество студентов (в процентах), обнаруживших данный уровень медиакомпетентности по отношению к интерпретации-онному/оценочному показателю:
Женского пола Мужского пола Всего
1 Высокий уровень 11 3 14
2 Средний уровень 34 14 48
3 Низкий уровень 29 9 38
Таблица 2. Классификация интерпретационного/оценочного уровня медиакомпетентности аудитории при выполнении творческого задания «Выражение авторской концепции медиатекста в виде
известного стихотворения»
Задание выполнили 100 студентов, из них - 74 женского пола, 26 мужского пола.
Интерпретационный/оценочный показатель во многом подразумевает «перевод» языка чувств в мыслительные формы. И, естественно, здесь огромное значение имеет восприятие кинопроизведения. Существуют уровни восприятия медиатекста, которые мы можем встретить в работах Ю.Н.Усова, А.В.Федорова, Г.А.Поличко (в его авторском понимании их больше, чем у предыдущих ученых, а именно 5). Вот как представлены они в работе А.В.Федорова:
1) «уровень «первичной идентификации»: эмоциональная, психологическая связь с фабулой повествования;
2) уровень «вторичной идентификации»: отождествление с героем произведения;
3) уровень «комплексной идентификации»: отождествление с автором произведения при сохранении «первичной и вторичной» идентификации (с последующей интерпретацией)» [Федоров, 1999, с. 33].
На основе уровней восприятия медиатекста медиапедагоги, например, С.Н.Пензин, выявили «триединство» задач обучению анализа фильма, как произведения искусства: «освоение авторских позиций, изучение всего, что непосредственно связано с автором; постижение героя - основного носителя эстетического начала; слияние, синтез двух предыдущих понятий» [Пензин, 1987, с. 56].
Приведем пример работы студентки, которая при выполнении творческого задания, по нашему мнению, проявила высокий уровень интерпретационного/оценочного показателя. Здесь мы можем говорить о способности к анализу и
синтезу пространственно-временной формы медиатекста, понимании, интерпретации и оценка авторской концепции в контексте структуры произведения. Ярко проявилось здесь и умение соотнести эмоциональное восприятие с понятийным суждением, перенести это суждение на другие жанры и виды культуры, в частности, литературы.
Фильм режиссера П.Лунгина «Остров» и стихотворение Ф.Тютчева (1803-1873).
Говорят, в его утробе, Затворившись, как во гробе, Чудный инок обитал. Много лет в искусе строгом Сколько веры расторгал... Оттого ночной порою Силой и поднесь живою Над Донцом утес стоит -И молитв его святыней, Благодатной и доныне, Спящий мир животворит.
Другая студентка выполнила творческое задание на материале фильма Д.Финчера «Социальная сеть», характеризуя его двумя строчками из стихотворения С.Есенина «Письмо к женщине»: «... Лицом к лицу, лица не увидать, Большое видится на расстоянии.». Также она поясняет свою точку зрения следующими словами (сохранена авторская стилистика): «Данное выражение можно соотнести с одной из главных идей фильма. Автор «Социальной сети» отобразил в картине один из пороков человека. Он показал как люди, в стремлении достичь всеобщего признания, не замечают, как теряют любовь и дружбу близких им людей. И
в итоге становятся кумирами для миллионов и с миллионами на счету, но одинокими и несчастными в личной жизни. И только в тот момент, когда они смогут остановиться и оглянуться назад, люди понимают, что для них самая главная ценность».
Большинство проанализированных работ можно отнести к среднему уровню интерпретационного/ оценочного показателя. Для него характерны следующие характеристики: «вторичная идентификация» (отождествления с персонажем ме-диатекста), умение дать характеристику поступкам и психологическим состояниям персонажей медиатек-ста на основе фрагментарных знаний, способность объяснить логику последовательности событий в сюжете, умение рассказать об отдельных компонентах медиаобраза, отсутствие интерпретации авторской позиции (или примитивное ее толкование) [Федоров, 1999].
А вот какое стихотворение подобрал один из студентов к фильму А.Тарковского «Сталкер»:
Люди в проходе столпились Я все сижу чуть дыша. В фильме Тарковского слились Логика, чувство, душа. Все чудеса единенья Трех ипостасей творца Мастер в своем вдохновенье Воспроизвел до конца Смог он художник великий, Светом одним написать Эти чудесные лики, «Троице» вечной подстать.
Часть выполненных студентами работ продемонстрировали низкий
уровень интерпретационного/оценочного показателя на основе «первичной идентификации» (наивно-реалистического восприятия фабулы медиатекста) - «безграмотность», то есть незнание языка медиа, неустойчивость, путаность суждений, подверженность внешнему влиянию, отсутствие интерпретации позиции героев и авторов медиатек-ста, умение пересказать фабулу произведения) [Федоров, 1999]. Так один из студентов, не долго думая, связал фильм «Титаник» Д.Камерона со стихотворением М.Лермонтова «Белеет парус одинокий».
Остановимся теперь на практи-ко-операционном показателе меди-акомпетентности студенческой аудитории. Напомним, что нами было дано творческое задание студентам: образно обобщить авторскую концепцию аудиовизуального медиатекста и выразить в виде строчек из известного стихотворения, образно-эмоциональное содержание которого частично перекликается (или совпадает) с темой данного медиатекста. Как мы видим, выполнение задание имеет определенную специфику, которое заключается в том, что студенты должны «работать» с готовыми медиатекстами. То есть они выбирают фильм и подбирают к нему стихотворение. Таким образом, нет ярко выраженной деятельности, связанной с созданием медиатекста. С другой стороны, при выполнении данного задания, студенты активно пользовались Интернетом, подбирая с его помощью стихи . Здесь они показали хорошие знания и умения работы в поисковых системах, творческого анализа предоставляемой информации и т.д.
При выявлении уровня практи-ко-операционного показателя мы опираемся на предположение А.В.Федорова [Федоров, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011] о том, что наличие высокого уровня этого показателя медиакомпетентности может сочетаться с низким/средним уровнем креативного, интерпретационного/оценочного показателей и наоборот. Выявляя уровни креативного и интерпретационного/оценочного показателей медиа-компетентности, мы находим подтверждения этой точки зрения.
Итак, наблюдение за выполнением предложенного студентам творческого задания, анализ результатов позволили нам сделать следующие выводы:
- высокий уровень практико-опе-рационного показателя определен нами у 14 из 74 девушек и 7 из 26 юношей. Он характеризуется практическими умениями этих студентов самостоятельно выполнять творчес-
кие задания, пользоваться средствами массовой информации и коммуникации, разрабатывать критерии, необходимые для качественного выполнения творческой работы;
- средний уровень практико-операционного показателя медиа-компетентности выявлен у большинства студентов: 52 из 74 девушек и 15 из 26 юношей. Эти студенты не смогли полностью самостоятельно справиться с выполнением задания, им потребовались консультации медиапедагога. Так, после вступительного слова и разъяснения сути творческого задания они задавали дополнительные вопросы, например такие: «Можно ли пользоваться Интернетом?», «Можно ли взять такой-то (произносилось название фильма) для работы?», «Какой фильм Вы посоветуете?» и т.д. Как известно при выполнении креативных заданий слишком подробные и направляющие консультации могут снизить активность аудитории. Мне-
№ Уровни медиа- Количество студентов (в процентах), обна-
компетентности руживших данный уровень медиакомпе-
по отношению к тентности по отношению к практико-опера-
практико-опера- ционному (деятельтельностному)
ционному (дея- показателю:
тельтельностно- Женского Мужского Всего
му) показателю: пола пола
1 Высокий уровень 14 7 21
2 Средний уровень 52 15 67
3 Низкий уровень 8 4 12
Таблица 3. Классификация практико-операционного (деятельтельностного) уровня медиакомпетентности аудитории при выполнении творческого задания «Выражение авторской концепции медиатекста в виде известного стихотворения»
Задание выполнили 100 студентов, из них - 74 женского пола, 26 мужского пола.
ние медиапедагога для большинства из них авторитетно и способно «подменить» свое собственное, что может значительно повлиять на конечный результат;
- низкий уровень практико-опе-рационного показателя при выполнении творческого задания «Выражение авторской концепции в виде известного стихотворения» определен менее чем у 12% девушек и юношей. Он проявился в нескольких моментах: нежелание выполнять предложенное задание. В ходе беседы после занятия мы выявили мотивацию некоторых студентов -неуверенность в правильности понимания задания, а соответственно и результата творческой деятельности; и конечно лень; неумение пользоваться Интернетом.
Таким образом, анализ творческих работ студентов, в которых они должны были выразить авторскую концепцию в виде известного стихотворения, помогло нам определить уровни креативного, интерпретационного/оценочного и прак-тико-операционного показателей данной аудитории.
Литература Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 96 с.
Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. 176 с.
Федоров А.В. Автобиографический (личностный) анализ на медиаобразо-вательных занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. 2009. № 1. С. 118-128. Федоров А.В. Анализ культурной мифологии медиатекстов на занятиях в
студенческой аудитории // Инновации в образовании. 2008. № 4. С.60-80. Федоров А.В. Анализ медийных стереотипов на занятиях в студенческой аудитории/Инновации в образовании. 2006. N 6. С. 24-38.
Федоров А.В. Анализ персонажей ме-диатекстов на занятиях в студенчес -кой аудитории // Инновации в образовании. 2009. № 8. С.89-110. Федоров А.В. Анализ персонажей ме-диатекстов на занятиях: творческие задания // Перемена. 2007. N 3. С.15-21. Федоров А.В. Герменевтический анализ культурного контекста процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. 2008. № 8. С. 99-126. Федоров А.В. Идеологический и философский анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиа-текстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. 2008. № 12. С.117-141.
Федоров А.В. Иконографический анализ медиатекстов на медиаобразова-тельных занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. 2008. № 2. С.73-90.
Федоров А.В. Контент-анализ процес -сов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразова-тельных занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. 2008. № 10. С.26-40. Федоров А.В. Киноискусство в структуре современного Российского художественного воспитания и образования. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 1999. 68 с.
Федоров А.В. Культивационный анализ на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. 2007. № 6. С.64-77. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов н/ Д.: Изд-во ЦВВР, 2001. 708 с.
Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. 340 с.
Федоров А.В. Модель развития меди-акомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза на занятиях медиаобразовательного цикла // Инновации в образовании. 2007. № 7. С.107-116.
Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. Федоров А.В. Структурный анализ на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории. Инновации в образовании. 2008. N 6. С.101-111. Федоров А.В. Технология развития медиакомпетентности и критического творческого мышления в процессе медиаобразования студентов: общие подходы // Alma Mater - Вестник высшей школы. 2009. № 7. С.34-44. Федоров А.В. Школьники и насилие на экране: ситуативные тесты // Педагогическая диагностика. 2007. № 4. С. 131-157.
Федоров А.В. Школьные учителя и проблема «экранного насилия» // Инновационные образовательные технологии. 2006. № 1. С. 35-47. Федоров А.В., Левицкая А.А. Массовое медиаобразование в мире: прошлое и настоящее. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2011. 616 с.
Федоров А.В., Левицкая А.А. Медиа-образовательные центры: научные исследования и практическая деятельность. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2011. 476 с. Fedorov. A. (2007). Media Study in the Classroom: Creative Assignments for Character Analysis. Thinking Classroom. 2007. N 3. p.13-19.
Fedorov, A. (2010). Media Education and Media Literacy: Russian Point of View: History, Concepts. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 356 p. Fedorov, A. (2010). Russian Media education Literacy Centers in the 21st
Century. In: The Journal of Media Literacy (USA). 2010. Vol. 57. NN 1-2, p.62-68. Fedorov, A. (2011). Russian Media Education Researches (1950-2010): Past and present. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2011, 132 p. Fedorov, A. (2011). Modern Media Education Models. Acta Didactica Napocensia. 2011, vol.4, N 1, p.73-82. http:/ /adn.teaching.ro/
References Fedorov, A.V. (2011). Modern Media Education Models. Acta Didactica Napocensia. 2011, vol.4, N 1, p.73-82. http:/ /adn.teaching.ro/
Fedorov, A.V. (2011). Russian Media Education Researches (1950-2010): Past and present. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2011, 132 p. Fedorov, A.V. (2010). Media Education and Media Literacy: Russian Point of View: History, Concepts. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 356 p. Fedorov, A.V. (2010). Russian Media Education Literacy Centers in the 21st Century. In: The Journal of Media Literacy (USA). 2010. Vol. 57. NN 1-2, p.62-68. Fedorov, A.V. (2009). Analysis of the Characters of Media Texts in Students' Classroom. Innovation in Education. 2009. № 8, p.89-110.
Fedorov, A.V. (2009). Autobiographical (Personal) Analysis on Students' Media Studies. Innovation in Education. 2009. № 1, p.118-128.
Fedorov, A.V. (2009). Technology Development Media Literacy and Critical Creative Thinking in Students' Media Education. Alma Mater - Journal of Higher Education. 2009. № 7, p.34-44. Fedorov, A.V. (2008). Analysis of the Cultural Mythology of Media Texts in the Classroom in Student Audience. Innovation in Education. 2008. № 4, p.60-80. Fedorov, A.V. (2008). Content Analysis of the Processes of Functioning of Media in Society and Media Texts in Media Studies in Student Audience. Innovation in Education. 2008. № 10, p.26-40.
Fedorov, A.V. (2008). Hermeneutical Analysis of the Cultural Context of the Processes of Functioning of Media in Society and Media Texts in Students' Classroom. Innovation in Education. 2008. № 8, p.99-126.
Fedorov, A.V. (2008). Iconographic Analysis of Media Texts in Media Studies of Students. Innovation in Education. 2008. № 2, p.73-90.
Fedorov, A.V. (2008). Ideological and Philosophical Analysis of the Processes of Functioning of Media in Society and Media Texts in Media Studies of Students. Innovation in Education. 2008. № 12, p.117-141.
Fedorov, A.V. (2008). Structural Analysis on Students' Media Studies. Innovation in Education. N 6, p.101-111. Fedorov, A.V. (2007). Analysis of the Characters of Media Texts in the Classroom: Creative Tasks. Peremena. 2007. N 3, p.15-21.
Fedorov, A.V. (2007). Cultivating Analysis on Media Studies in students' audience. Innovation in Education. 2007. № 6, p.64-77.
Fedorov, A.V. (2007). Media Study in the Classroom: Creative Assignments for Character Analysis. Thinking Classroom. 2007. N 3. p.13-19.
Fedorov, A.V. (2007). Model of Development of Media Competence and Critical Thinking of Students in Media Education Lessons. Innovation in Education. 2007. № 7, p.107-116. Fedorov, A.V. (2007). School children and violence on the screen: situational tests. Educational diagnosis. № 4, p.131-157.
Fedorov, A.V. (2006). Analysis of Media Stereotypes in Student Audience. Innovation in Education. 2006. N 6, p. 24-38. Fedorov, A.V. (2006). Analysis of Media Stereotypes in the Classroom in the Student Audience. Innovation in Education. 2006. N 6., p.24-38.
Fedorov, A.V. (2006). School teachers and the problem of "violence on the screen". Innovative educational technology. 2006. № 1, p. 35-47. Fedorov, A.V. (2004). Child rights and the violence on the Russian screen. Taganrog: Kuchma Publishing House, 2004. Fedorov, A.V. (2004). Media education and media literacy. Taganrog: Kuchma Publishing House, 340 p. Fedorov, A.V. (2001). Media Education: History, Theory and Methods. Rostov: CVVR, 2001. 708 p.
Fedorov, A.V. (1999). Film in the structure of contemporary Russian art education and education. Taganrog: Taganrog State Pedfgogical Institute, 68 p. Fedorov, A.V., Levitskaya, A.A. (2011). Mass Media Education in the World: Past and Present. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 616 a Fedorov, A.V., Levitskaya, A.A. (2011). Media Education Centers: Researches and Practical Works. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 476 a Penzin, S.N. (1987). Film and aesthetic education: methodological problems. Voronezh: Voronezh University Press, 176 p.
Vygotsky, L.S. (1997). Imagination and creativity in childhood. St-Petersburg: Union, 96 p.