Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЦЕН КОНКУРЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

АНАЛИЗ ЦЕН КОНКУРЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ ЦЕН / КОНКУРЕНТЫ / БИЗНЕС / ОТРАСЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Л.И., Короткова В.И., Романченко А.Д.

В настоящее время организации заинтересованы в получении большей прибыли, возникает необходимость проведения анализа цен конкурентов, который осуществляет проверку конкурентоспособности, основываясь на мониторинге цен конкурентов. Вопрос мониторинга и анализа цен конкурентов считают первостепенной задачей. Пренебрежение изучением и анализом цен конкурентов приравнивается к намеренному отказу от возможных выгод и возможностей для развития бизнеса. Анализ цен конкурентов производится различными способами и методами. В данной статье рассмотрен один из популярных методов анализа, способы, актуальные в настоящие время, включая использование интернет-сервисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смирнова Л.И., Короткова В.И., Романченко А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PRICES OF COMPETITORS IN CONDITIONS OF MODERN TECHNOLOGIES

Currently, organizations are interested in getting more profit, there is a need to conduct competitor price analysis, which checks competitiveness based on monitoring competitor prices. The issue of monitoring and analyzing the prices of competitors is considered a paramount task. Neglecting to study and analyze the prices of competitors is equated with the deliberate rejection of possible benefits and opportunities for business development. Analysis of competitors' prices is carried out in various ways and methods. This article discusses one of the popular methods of analysis, methods that are currently relevant, including the use of Internet services.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЦЕН КОНКУРЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

EDN: HETJUL

Л.И. Смирнова - к.э.н., доцент кафедры экономического анализа, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, ekji@mail.ru,

L.I. Smirnova - candidate of economics, Associate Professor of the Department of Economic Analysis, FSBEI HE Kuban SAU;

В.И. Короткова - обучающаяся учетно-финансового факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, viktoriakorotkova59@gmail.com,

V.I. Korotkova - student of the Accounting and Finance Faculty, FSBEI HE Kuban SAU;

А.Д. Романченко - обучающаяся учетно-финансового факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, nastya.novack@yandex.ru,

A.D. Romanchenko - student of the Accounting and Finance Faculty, FSBEI HE Kuban SAU.

АНАЛИЗ ЦЕН КОНКУРЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ANALYSIS OF PRICES OF COMPETITORS IN CONDITIONS OF MODERN TECHNOLOGIES

Аннотация. В настоящее время организации заинтересованы в получении большей прибыли, возникает необходимость проведения анализа цен конкурентов, который осуществляет проверку конкурентоспособности, основываясь на мониторинге цен конкурентов.

Вопрос мониторинга и анализа цен конкурентов считают первостепенной задачей. Пренебрежение изучением и анализом цен конкурентов приравнивается к намеренному отказу от возможных выгод и возможностей для развития бизнеса. Анализ цен конкурентов производится различными способами и методами. В данной статье рассмотрен один из популярных методов анализа, способы, актуальные в настоящие время, включая использование интернет-сервисов.

Abstract. Currently, organizations are interested in getting more profit, there is a need to conduct competitor price analysis, which checks competitiveness based on monitoring competitor prices.

The issue of monitoring and analyzing the prices of competitors is considered a paramount task. Neglecting to study and analyze the prices of competitors is equated with the deliberate rejection of possible benefits and opportunities for business development. Analysis of competitors' prices is carried out in various ways and methods. This article discusses one of the popular methods of analysis, methods that are currently relevant, including the use of Internet services.

Ключевые слова: анализ цен, конкуренты, бизнес, отрасль.

Keywords: price analysis, competitors, business, industry.

Анализ цен и товаров конкурентов - это сбор данных о цене на продукцию или услуги, сопоставление их и выявление отличительных черт товаров соперников, представленных на рынке с определенным сегментом бизнеса. Процесс является важным в современном интернет-маркетинге.

Все руководители интернет-магазинов озабочены рядом вопросов: каким образом производить мониторинг цен конкурентов, какую информацию стоит собирать, по каким критериям ее анализировать и что делать с полученными данными.

Анализ цен конкурентов необходим, прежде всего, для начинающих бизнесменов, который поможет узнать стоит ли начинать деятельность в данной сфере и каким способом можно привлечь клиентов.

Данный анализ определяет востребованные предложения на рынке, оценивает предложения конкурентов и возможно ли будет удержаться, выиграть в конкурентной борьбе с ними. Владея необходимой информацией, можно владеть информацией о варьировании чужих цен и ассортимента товаров для изменения собственного прайса, который станет наиболее привлекательным для клиентов.

Анализ цен конкурентов предполагает постановку нескольких задач:

- определение перспективных направлений развития бизнеса;

- формирование плана продаж;

- разработка грамотной стратегии ценообразования;

- подготовка и внедрение стратегии продвижения продукции.

Цены конкурентов найти достаточно легко. В современном мире существует три варианта поиска:

- вручную - пользоваться им лучше при маленьком ассортименте, для этого необходимо нарисовать таблицу, используя сервис e-katalog, который сравнит цены по определенным позициям. Затраты по времени около 2-х часов;

- парсинг - сбор информации и занесение в таблицу производится парсерами, используя сервисы dexi.io или Import.io, подходит, если в ассортименте представлено не более сотни позиций. Минусом является то, что парсеры не читают таблицу и не делают выводы, это придется делать самим;

- сервисы мониторинга цен - самый быстрый вариант, который подходит для магазинов с многотысячным ассортиментом и займет пару минут. Сервисы заполнят таблицу самостоятельно, сравнят полученные результаты и дадут необходимые рекомендации.

Существует алгоритм проведения анализа цен конкурентов.

Первым делом составляется список конкурентов. Не стоит доверять поиску в интернет-просторах. Для достоверного поиска рекомендовано использовать специальные сервисы: «Синапс», «Руспрофайл», «За частный бизнес». Они способны найти организации и анализировать ее прибыльность, так же вся информация отражена в налоговых органах.

Далее происходит знакомство с предложениями и ассортиментом конкурентов. Самым оптимальным способом является поиск информации в открытых источниках. Исходя из этого, можно оценить правильность выбранной сферы или выбрать другой вариант.

Чтобы завоевать преимущество над конкурентами, нужно тщательно продумать ассортимент: или один продукт, но от известных производителей, или товар для разных категорий потребителей. Подобрать нишу можно используя сервис Яндекс.Вордстата. Использование этого сервиса легко поможет понять, в каких товарах нуждается потребитель, анализирует их запросы, сортировка происходит по регионам.

Третьим этапом является изучение маркетингового плана конкурентов - оценивается способы поиска клиентов у конкурентов. В основном в современном мире продажи осуществляются в сети, для этого используются сервисы для анализа трафика и сайтов (Serpstat, Similar Web), с помощью которых можно узнать:

- посещаемость сайтов конкурентов;

- информация о клиентах;

- основные источники трафика, целевые запросы;

- логистика сайта.

Четвертым этапом является проведения SWOT-анализ. Данный анализ подразумевает оценку преимуществ конкурентов, параллельно отвечая на вопросы, каковы ваши преимущества, недостатки, возможности и риски.

SWOT-анализ поможет найти место в нише и подготовиться к вероятным трудностям и оценить возможность развивать бизнес-план.

Как было выше изложено, существует автоматизированный анализ цен конкурентов, при использовании которого можно быть уверены в точности и актуальности. Он позволяет минимизировать затраченное время на анализ, быстро реагировать на изменения на рынке. При полной автоматизации процесса есть возможность свести к минимуму шанс на ошибку, в этом помогут такие программные обеспечения, как SpyFu, SEMrush, SiteWorthTraffic, Ahrefs, Spywords, Serpstat, ChangeDetect.

Отдельным видом анализа цен конкурентов является маркетинговый анализ, то ест анализ цен интернет-магазинов. Этот способ подразумевает собой изучение и анализ данных систематического сбора цен, скидок, акций, специальных предложений в виде подарков и бесплатной доставки, информация о наличии товара с целью определения оптимальной и реальной стоимости для конечного потребителя на любой площадке.

При проведении данного анализа существенным фактором является качество исследования, являющееся основой стратегического планирования. Тщательность и улучшение

подготовки положительно повлияет на успешность полученных результатов.

Существует множество методик анализа цен конкурентов, но наиболее распространенными являются метод Майкла Портера, метод Комлето и принцип табличного сравнительного анализа в интернет-магазине.

Обработка данных проводится согласно определенным критериям в зависимости от поставленных задач. В зависимости от поставленных целей, задач руководителей, приоритетности и срочности их решения выбирается один из методов, так как нет единой методики, решающей имеющиеся трудности в организации.

Мы рассмотрим метод Майкла Портера, состоящий из пяти этапов.

Этап 1: определение уровня угрозы появления аналогичной продукции у конкурентов.

На данном этапе необходимо понять, какова вероятность перехода клиентов на другую продукцию. Для этого исследуется соотношение цены и качества товаров конкурентов.

Вторым этапом является исследование уровня конкуренции в отрасли, в ходе которого определяется наличии жесткой конкуренции, количество конкурентов и темпы роста рынка.

Третьи этапом определяется вероятность появления новых конкурентов с тем же товаром. Важно оценить ряд факторов, которые дадут понять, конкурентоспособен этот «игрок» или же бояться нечего. Это такие факторы как:

- уровень уникальности товара;

- сроки окупаемости;

- уровень уникальности ассортимента товаров;

- использование каких каналов способствует продвижению и рекламы продукции;

- есть ли шанс оптимизации и экономии затрат.

Четвертым этапом является оценка уровня требований покупателей, то есть равномерно осуществляется продажа по сегментам. Если основная часть продаж осуществляется лишь в одном сегменте, то необходимо ему соответствовать.

И заключительным, пятым, этапом является прогноз повышения цен. Данная процедура проводится исходя из ряда параметров: количества поставщиков, ограниченности ресурсов поставщиков, издержки переключения и приоритетность направления для поставщиков. Для удобства параметры прогноза повышения цен представим в таблице 1.

Таблица - Прогноз повышения цен

Параметры оценки Комментарии Оценка параметра

Количество поставщиков Минимальное количество поставщиков обеспечивает высокую вероятность необоснованного роста минимальное количество поставщиков или монополия широкий выбор поставщиков

- 1

Ограниченность ресурсов поставщиков Высокая ограниченность в ресурсах влияет на увеличение вероятности роста цен ограниченность неограниченность

- 1

Издержки переключения Высокие издержки переключения способствуют завышенной угрозе к росту цен высокие издержки низкие издержки

- 1

Приоритетность направления для поставщика Низкая приоритетность отрасли для поставщика влечет за собой минимизированное внимание и снижение усилий, вкладываемые в неё, тем самым увеличивая риски некачественной работы низкая приоритетность высокая приоритетность

- 1

Итоговый балл Х Х 4

Частота проведения анализа цен зависит от сферы деятельности, но чаще всего нужно ориентироваться на количество продаваемых товаров и уровень конкуренции.

Если ассортимент товаров достаточно мал, анализ цен можно проводить каждый день, но если имеется достаточно большой спектр наименований, обработка информации осу-

ществляется длительнее, а значит, проведение анализа возможно 1-2 раза в месяц.

Если за основу учитывать уровень конкуренции, начальным этапом является оценка устойчивости рынка. Исходя из полученных результатов, оценивается необходимость проведение анализа цен, чаще всего устойчивость рынка предполагает осуществление деятельности одних и тех же организаций, поэтому необходимость в анализе возможна 1 -2 раза в месяц. Не исключена ситуация, когда конкуренция возрастет, а новые компании будут демпин-говать, тогда анализа цен рекомендуется проводить каждый день или 1-2 раза в неделю.

Источники:

1. Александров А.К. Конкурентоспособность предприятия (фирмы): учебное пособие /

A.К. Александров [и др.] ; под общ. ред. В.М. Круглика. - Минск: Новое знание; Москва : ИНФРА-М, 2020. - 285 с.

2. Герасимова Е. Б. Теория экономического анализа: Учебное пособие / Е.Б. Герасимова,

B.И. Бариленко, ТВ. Петрусевич. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2019. - 367 с.

3. Райзберг Б.А. Курс экономики: учебник / Б.А. Райзберг, Е.Б. Стародубцева; под ред. Б.А. Райзберга. - 5-е изд., испр. - Москва: ИНФРА-М, 2022. - 686 с.

4. Хейг П. Управленческие концепции и бизнес-модели: полное руководство / Пол Хейг; пер. с англ. - Москва: Альпина Паблишер, 2019. - 370 с.

References:

1. Alexandrov A.K. Competitiveness of an enterprise (firm): study guide / A.K. Alexandrov [and others]; under total ed. V.M. Kruglik. - Minsk: New knowledge; Moscow: INFRA-M, 2020. - 285 p.

2. Gerasimova, E.B. Theory of economic analysis: Textbook / E.B. Gerasimov, V.I. Barylenko, T V. Petrusevich. - M.: Forum: INFRA-M, 2019. - 367 p.

3. Raizberg, B.A. Course of economics: textbook / B.A. Raizberg, E.B. Starodubtseva; ed. B.A. Reisberg. - 5th ed., Rev. - Moscow: INFRA-M, 2022. - 686 p.

4. Haig, P. Management concepts and business models: a complete guide / Paul Haig; per. from English. - Moscow: Alpina Publisher, 2019. - 370 p.

EDN: HLVNQN

Л.И. Смирнова - к.э.н., доцент кафедры экономического анализа, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, ekji@mail.ru,

L.I. Smirnova - Candidate of Economics, Associate Professor department of economic analysis, FSBEI HE Kuban SAU;

Н.Ю. Мороз - к.э.н., доцент кафедры экономического анализа, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, avodigis@mail.ru,

N.Yu. Moroz - Candidate of Economics, Associate Professor department of economic analysis, FSBEI HE Kuban SAU;

М.А. Глотова - студент, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, glotovamaryi@gmail.com, M.A. Glotova - student, FSBEI HE Kuban SAU;

Ю.И. Сычева - студент, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, uliasyceva539@gmail.com, Yu.I. Sycheva - student, FSBEI HE Kuban SAU.

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО РИСКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ANALYSIS AND ASSESSMENT OF BUSINESS RISK OF PRODUCTION ORGANIZATIONS

Аннотация. Для поддержания высокоэффективного развития организаций в современных экономических условиях особое внимание необходимо уделять развитию конкурентоспособности. Независимо от масштаба деятельности и отраслевой принадлежности организации, предпринимательский риск является наибольшей угрозой. Однако, предпринимательский риск не является недостатком организации и явлением, которое нужно было бы избегать, наоборот, он представляет собой своеобразную плату за прибыльность компании. Поэтому, актуальным в деятельности организации является именно управление предпринимательскими рисками: их оценка, анализ и управление.

В данной статье раскрывается экономическая сущность понятия предпринимательского рис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.