ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ ECONOMY AND MANAGEMENT OF NATIONAL ECONOMY
УДК 338.49 https://doi.org/10.23947/2413-1474-2020-4-2-25-34
Анализ целей и финансирования программ развития сельских территорий Тарасов А. С.
Всероссийский научно-исследовательский институт экономики и нормативов — филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный Ростовский аграрный научный центр», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Рассматриваются вопросы соответствия целей составу задач и системе показателей в программах развития сельских территорий. Анализируются отличия в структуре целевых установок завершенных программ и новой программы комплексного развития сельских территорий. Отмечается отсутствие четкой взаимосвязи между целями, задачами и целевыми показателями во всех анализируемых программах. Анализ источников и объемов финансирования программ на протяжении 17 лет показал тенденции повышения доли финансирования из федерального бюджета и попытки существенно увеличить объем внебюджетного финансирования мероприятий программы. По результатам анализа сделаны выводы о необходимости изменения подхода к определению целей и направлений финансирования программ развития сельских территорий.
Ключевые слова: программа, анализ, сельские территории, цели, задачи, целевые показатели, проекты, финансирование.
Образец для цитирования: Тарасов, А. С. Анализ целей и финансирования программ развития сельских территорий / А. С. Тарасов // Экономика и экология территориальных образований. — 2020. — Т. 4, № 2. — С. 25-34. https://doi.org/10.23947/2413-1474-2020-4-2-25-34
Goals and financing analysis of rural development programs Tarasov A. S.
All-Russian research Institute of Economics and normatives—branch of the Federal state budgetary scientific institution Federal Rostov agricultural research center, Rostov-on-Don, Russian Federation
Questions of goals compliance with the number of tasks and the system of indicators in rural development programs are considered. Differences in the structure of completed programs targets and the new program for integrated rural development are analyzed. There is no clear relationship between goals, objectives and targets in all analyzed programs. The analysis of sources and volumes of program funding over the past 17 years has shown trends in increasing the share of Federal budget funding and attempts to increase significantly the amount of extra-budgetary funding for program activities. Based on the results of the analysis, conclusions are drawn about the need to change the approach to determine the goals and directions of financing rural development programs.
Keywords: program, analysis, rural territories, goals, tasks, targets, projects, financing.
For citation: Tarasov, A. S. Goals and financing analysis of rural development programs.Economy and ecology of territorial formations, 2020, vol.4 no 2, pp. 25-34. https://doi.org/10.23947/2413-1474-2020-4-2-25-34
Введение. Проблемы в экономике, возникшие из-за коронавирусной инфекции, падения цен и спроса на углеводороды, целого букета сопутствующих негативных процессов, неизбежно скажутся на реализации всех государственных программ, в том числе и программы «Комплексное развитие сельских территорий».
В сложившейся ситуации наиболее актуальным является вопрос оценки сокращения объемов финансирования программы. Ответить на этот вопрос сложно даже тем людям, которые принимают решения об изменении объемов финансирования, так как процесс падения продолжается и общие предварительные потери бюджетов можно будет оценить только в конце года. На данном этапе основой для прогноза может служить анализ корректировок прошлых программ (о социальном развитии села и устойчивом развитии сельских территорий) в период кризиса 2008-2009 годов и спада 2014-2016 годов.
Более важным в стратегическом плане является вопрос влияния текущего кризиса на изменение идеологии развития сельских территорий. Пандемия коронавируса окажет существенное влияние не только на уровень текущих доходов бюджетов, бизнеса и граждан, она повлияет на развитие целых секторов экономики и социальной политики государств. При анализе последствий пандемии корона-вируса называют много направлений ожидаемых изменений, основными из которых являются рост национального изоляционизма, необходимость развития научных исследований в биологии, подготовка системы здравоохранения к новым возможным пандемиям, развитие дистанционного обучения, развитие онлайн-бизнеса и видов деятельности, которые можно выполнять в режиме удаленного доступа. Часть из этих направлений может иметь самое непосредственное отношение к развитию сельских территорий. Цель данной статьи — проанализировать основные положения программы «Комплексное развитие сельских территорий», определить существенные ее отличия от прежних программ, предложить новые подходы к формулировке целей и задач.
Анализ целей, задач и показателей в программах развития сельских территорий. Начиная с 2002 года было принято пять документов, определивших подходы государства к решению проблем развития сельских территорий. Список этих документов с указанием количества целей, задач и показателей представлен в табл. 1.
Таблица1
Анализ количества целей, задач и целевых показателей в разработках по развитию сельских территорий
Название документа Год принятия Цели Задачи Показатели
ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» 2002 4 8 10/37*
Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года 2010 1 4 _
ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» 2013 5 4 17
Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года 2015 4 15 18
Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» 2019 3 5 направлений 3 программы 5 проектов 16
*Количество показателей в отчетных документах Минэкономразвития
По количеству целей заметно выделяется Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, но в ней и содержание цели сильно отличается от тех, которые ставились в программах. В концепции цель заключается в «определении ключевых проблем развития сельских территорий и выработке необходимых мер социально -экономического, правового и административно -управленческого характера. Эти меры позволяют вывести сельские территории на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач при сохранении при-родно-ресурсного и историко-культурного потенциала сельской местности» [1]. К сожалению, ни в самой концепции, ни в последующих документах нет расшифровки ее ключевого положения — «качественно нового уровня развития». А ведь именно в этом должен заключаться смысл последующих программ. Можно построить 500 домов или 50 тысяч домов в сельской местности, но как это повлияет на уровень и качество жизни сельского населения?
Анализ целей, задач и показателей в двух федеральных целевых программах, концепции и стратегии устойчивого развития сельских территорий изложен в ранее опубликованных работах, в которых автором были сделаны выводы об отсутствии четкой взаимосвязи между целями, задачами, показателями, а также распределением финансовых ресурсов по направлениям программ [2-3]. Вместе с тем опыт реализации программ хорошо демонстрирует трансформация состава целей и задач. Сравнивая между собой ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» и ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по содержанию целей и задач, нельзя не отметить позитивных изменений в целевой направленности. Первая программа была нацелена исключительно на решение социально-бытовых проблем, а во второй, по крайней мере на уровне целей и задач, просматривается осознание того, что без развития производства и активизации участия сельских жителей в реализации общественно значимых инициатив проблемы решить невозможно [3].
Новая программа «Комплексное развитие сельских территорий» имеет ряд существенных отличий от прежних программ (табл. 2). В первую очередь следует отметить более конкретный подход к формулировке целей. В прежних программах цели представляли собой направления деятельности, а в новой программе они предельно конкретизированы за счет введения в содержание цели количественных показателей по сохранению численности сельского населения (не менее 25,3%), среднемесячным ресурсам сельских жителей (80% от ресурсов городских жителей) и повышению доли благоустроенных жилых помещений (до 50%). Структурные отличия заключаются в замене задач пятью направлениями (подпрограммами), включающими в себя три ведомственные целевые программы, пять ведомственных проекта и одно мероприятие. Вся совокупность направлений, программ, проектов и одно мероприятие воплощаются в 16 показателях, при этом по направлению «Обеспечение реализации государственной программы....» показателей не предусмотрено.
Таблица 2
Цели, направления, проекты и программы государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» _Цели
1. Сохранение доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации на уровне не менее 25,1% в 2025 году.
2. Достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохо-зяйств в размере 75,5% в 2025 году.
3. Повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 43,2% в 2025 году
Направления
Аналитическое, нормативное, методическое обеспечение комплексного развития сельских территорий Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения Развитие рынка труда(кадрового потенциала) на сельских территориях Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях Обеспечение реализации государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий»
Ведомственные проекты, программы, мероприятия
1. Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий 2. Аналитическая и информ. поддержка комплексного развития сельских территорий Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений Содействие занятости сельского населения 1. Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях 2. Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях 3. Благоустройство сельских территорий 4. Современный облик сельских территорий Реализация функций аппарата ответственного исполнителя государственной программы
Это направление выделено для аппарата министерств, отвечающих за руководство реализацией предусмотренных программой мероприятий. Отсутствие расшифровки по этому направлению вызывает ряд вопросов. Во-первых, финансирование этого направления будет связано с расширением штатной численности работников министерств или эта деятельность является частью функциональных обязанностей уже существующих работников и финансируется независимо от данной программы? Во -вторых, должна быть внесена ясность в вопрос об ответственности работников аппарата управления за результаты реализации программных мероприятий.
Необходимость замены задач на проекты, программы и мероприятия ни в тексте самой программы, ни в сопроводительных документах не обосновывается. Какие преимущества дает такой подход к формированию программы, покажет время, но изначально ясно, что при усложнении структуры всегда увеличиваются проблемы с управляемостью.
В новой программе нет структурной привязки направлений и показателей к целям программы, как не было этого и в предыдущих программах. По результатам сопоставления целей с направлениями и показателями однозначных выводов сделать невозможно, но можно рассмотреть примерную схему взаимосвязей. Первое (аналитическое обеспечение, нормативное и методическое обеспечение) и пятое (обеспечение реализации госпрограммы) направления из этого анализа можно сразу исключить, так как их невозможно структурировать по целям. Остаются три направления.
К первой цели — «сохранение доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации на уровне не менее 25,1% в 2025 году» — можно привязать все направления и имеющиеся в них проекты, так как для сохранения у населения желания жить в сельской местности
необходимо и комфортное жилье, и работа, и инфраструктура. Третья цель — «повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 43,2% в 2025 году» — хотя и выделена в качестве самостоятельной, в сущности является подчиненной по отношению к первой цели. На достижение этой цели полностью направлен ведомственный проект «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений», содержащий пять конкретных показателей. Вместе с тем на достижение этой цели направлены и ведомственные проекты четвертого направления, связанные с развитием инфраструктуры, так как без развития газовых сетей, водопроводов, автодорог и прочих элементов благоустройства невозможно создавать благоустроенные домовладения. Из представленных сопоставлений становится очевидным, что показатели, направленные на достижение первой и третьей цели, разграничить практически невозможно.
Совершенно иная ситуация по структурированию показателей, которые можно отнести ко второй цели программы — «достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств в размере 75,5% в 2025 году»: только одно направление «Развитие рынка труда на сельских территориях» и два его показателя, характеризующие повышение уровня занятости и сокращение безработицы. Следует отметить, что уровень занятости планируется довести до 70% трудоспособного населения, а безработицу снизить до 6,5%. Разность этих показателей составляет 23,5%, то есть почти четверть трудоспособного сельского населения остается не занятой и не безработной. Повышение занятости несомненно повлияет на уровень ресурсов сельского населения, но конкретных мероприятий по созданию или сохранению рабочих мест программой не предусмотрено.
На областном уровне, в государственной программе Ростовской области, состав целей полностью дублирует формулировки из федеральной программы, а вот состав подпрограмм существенно отличается. Их две, и их названия повторяют формулировки целей: «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения и развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях»; «Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях» [4]. Областная программа выглядит более сбалансированной, в ней увязка целей, подпрограмм и показателей сведена в отдельном приложении, в котором все показатели четко разнесены по целям.
Содержание и взаимная увязка целей, задач и показателей имеют чрезвычайно важное значение для обеспечения главной цели развития сельских территорий — роста качества жизни в сельской местности. К глубочайшему сожалению, при разработке конкретных программ главная цель размывается, а состав показателей формируется исходя из способов обеспечения отчетности о результатах проделанной работы. Не является исключением и программа комплексного развития сельских территорий.
Процесс подготовки программы включат в себя разработку концепции, которая выступает научным обоснованием для формулировки целей, задач и показателей. В концепции к программе комплексного развития сельских территорий было отмечено, что «одним из основополагающих направлений реализации госпрограммы комплексного развития сельских территорий является поддержка местных инициатив на основе принципа инициативного бюджетирования», а «ключевым механизмом реализации госпрограммы является конкурс проектов по обозначенным основным направлениям: социальная инфраструктура и жильё; инженерно-транспортная инфраструктура; культура и спорт; среда проживания; содействие занятости населения; государственные услуги; физическая доступность продовольственных и бытовых товаров; финансовые услуги» [5]. На всех этапах обсуждения проекта программы вопросы развития местных инициатив и конкурсный отбор проектов развития рассматривались как приоритеты и новой программы, качественно отличающие ее от прошлых подходов.
Финансирование программ развития сельских территорий. В табл. 3 представлены данные об объемах и структуре финансирования программ развития сельских территорий начиная с 2003 года, а по новой программе комплексного развития сельских территорий данные по проекту, который обсуждался в Государственной думе в марте 2019 года, по постановлению правительства, утвердившего
программу в конце мая 2019 года, и по постановлению правительства от 31 марта 2020 года, которым учтены объемы, предусмотренные бюджетом на 2020 год. Эти объёмы финансирования были установлены еще в декабре 2019 года, то есть до падения цен на нефть и возникновения проблем с развитием коронавирусной инфекции.
Таблица 3
Состав источников финансирования программ развития сельских территорий, млрд руб.
Источники финансирования ФЦП «Социальное развитие села» ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственная программа комплексного развития сельских территорий на период 2020-2025 годов
по проекту от 11.03.2019 по пост. правительства от 31.05.2019 по пост. правительства от 31.03.2020
сумма за 20032013 гг. % сумма за 20142017 гг. % суммы % суммы % суммы %
Федеральный бюджет 67 23 40 30 1057 77 1061 46 733 49
Бюджеты субъектов Российской Федерации 120 42 65 50 94 7 174 8 109 7
В небюджетные источники 99 35 26 20 226 16 1053 46 649 44
Всего 286 100 131 100 1377 100 2288 100 1491 100
Сопоставив данные об общем объеме финансирования программ, можно увидеть, что даже после сокращения объемов новая программа предусматривает существенное увеличение расходов по сравнению с ранее реализованными программами. В расчете на один год программа «Социальное развитие села» финансировалась в объеме 26 млрд руб., программа «Устойчивое развитие сельских территорий» — 33 млрд руб., а по программе «Комплексное развитие сельских территорий» даже с учетом кризисных явлений предусмотрено по 248 млрд руб. в год. Конечно, проектные объемы могут еще измениться в зависимости от степени развития кризиса и падения общего уровня государственных доходов, но замысел увеличения расходов почти в десять раз свидетельствует об осознании остроты и важности проблемы развития сельских территорий. В процессе обсуждения проекта программы потребности в финансировании оценивались на уровне 6 трлн руб., в исходном варианте общий объем финансового обеспечения установлен в размере 2,29 трлн руб., из которых на федеральный бюджет предусматривалось 1,06 трлн руб., после корректировок планируемый объем финансирования из федерального бюджета сократился до 733 млрд руб., но в бюджете на 2020-2022 годы заложены объемы в пределах 35 млрд руб. При таких годовых объемах за шесть лет реализации программы получится около 210 млрд рублей, что в 3,7 раза меньше намеченных в программе. В предыдущую программу «Устойчивое развитие сельских территорий» корректировки по уменьшению объемов финансирования вносились более 10 раз, как сложится судьба с финансированием новой программы, покажет время.
Особо следует остановиться на структуре источников финансирования программ. В программах «Социальное развитие села» и «Устойчивое развитие сельских территорий» основной объем финансирования приходился на бюджеты субъектов Федерации, а в новой программе на первое место выходит финансирование из федерального бюджета, а на долю субъектов Федерации остается 7-8%. При этом в проекте программы предлагалось поднять долю федерального бюджета до 77%, а доля внебюджетных источников должна была составить 16%. Именно такой подход к распределению источников финансирования был представлен на портале проектов нормативных актов и за полтора месяца до утверждения рассматривался в Государственной думе.
На совещании в г. Воронеже 21 мая 2019 года председатель правительства Российской Федерации Д. А. Медведев озвучил параметры финансирования, которые и были закреплены в подписанном 31 мая постановлении. Получается, что программа почти год разрабатывалась и обсуждалась на разных уровнях, а потом в течение нескольких дней в нее были внесены очень существенные изменения. Общая идеология этих изменений заключатся в необходимости повысить вклад бизнеса и населения при сохранении ведущей роли федерального финансирования. Повышение роли внебюджетных источников способствует развитию бизнеса, ориентированного на развитие сельских территорий, и это несомненно положительная тенденция, а повышение зависимости реализации программы от централизованного финансирования при снижении роли субъектов федерации вряд ли положительно скажется на заинтересованности местных органов власти.
Распределения финансовых ресурсов по подпрограммам и проектам в самой программе нет, кроме объектов, отнесенных к приоритетным территориям. В состав приоритетных территорий вошли Дальневосточный и Северо -Кавказский федеральные округа, Арктическая зона Российской Федерации, Калининградская область, Республика Крым и город Севастополь. Территории очень сильно отличаются друг от друга по характеру проблем сельского населения, и сформулировать единые принципы их выделения невозможно, так как в одном случае преобладают экономические причины, в другом политические, в третьем социальные.
Объемы финансовых ресурсов по подпрограммам и проектам определяются при принятии бюджета. В бюджете 2020 года предусмотрено финансирование по текущему году и на плановый период — 2021 и 2022 годы [6]. По представленным в табл. 4 данным об объемах и структуре финансирования видно, что основным направлением является подпрограмма «Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях», на долю которой приходится 80,8% из выделяемых федеральным бюджетов средств. В составе этой подпрограммы основные ресурсы распределяются на ведомственную целевую программу «Современный облик сельских территорий» и ведомственный проект «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях». В результате корректировки программы в марте 2020 года показатель развития транспортной инфраструктуры (один из немногих) не изменился.
Таблица 4
Финансирование государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий»
из федерального бюджета в 2020 году, тыс. руб.
Наименования подпрограмм, ведомственных программ и проектов Сумма %
Подпрограмма «Аналитическое, нормативное, методическое обеспечение комплексного развития сельских территорий» 383 000,00 1,1
Ведомственная целевая программа «Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий» 300 000,00 0,8
Ведомственная целевая программа «Аналитическая и информационная поддержка комплексного развития сельских территорий» 83 000,00 0,2
Подпрограмма «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения» 5 878 236,70 16,4
Подпрограмма «Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях» 605 971,60 1,7
Ведомственный проект «Содействие занятости сельского населения» 605 971,60 1,7
Подпрограмма «Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях» 29 049 020,10 80,8
Ведомственная целевая программа «Современный облик сельских территорий» 12 030 858,00 33,5
Ведомственный проект «Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях» 3 268 189,30 9,1
Ведомственный проект «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях» 9 728 100,00 27,1
Ведомственный проект «Благоустройство сельских территорий» 4 021 872,80 11,2
Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» 29 959,60 0,1
Всего 35 946 188,00 100,0
На втором месте находится подпрограмма «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения», на которую приходится 16,4% объема финансирования, а на все остальные направления остается всего 2,8%.
При всех проблемах с сокращением общих объемов финансирования нельзя не обратить внимание на очень важную деталь, отличающую новую программу от предыдущих. Больше всего средств предусмотрено на реализацию ведомственной целевой программы «Современный облик сельских территорий». Цель этой подпрограммы заключается в реализации проектов комплексного развития сельских территорий, которые будут отбираться на конкурсной основе. В общей сложности предполагается реализовать не менее 3831 проекта комплексного развития сельских территорий. Порядок разработки и отбора проектов комплексного развития сельских территорий расписан на 44 страницах и утвержден приказом Министерства сельского хозяйства, а по нормативным документам о содержании проектов понять трудно. В приложении к программе и приказе определена направленность этих проектов на достижение целей подпрограмм и проектов. Подробнейшим образом расписан состав сопроводительных документов, порядок представления, рассмотрения, присвоения баллов и расчет весовых коэффициентов, но структуры проекта нет. По данным газеты «Коммерсантъ», «объем заявок от регионов на участие в программе в 2020 году составил 132 млрд руб., что в 1,7 раза превышает финансирование программы — из-за ограниченного финансирования отобраны были лишь 146 проектов из 47 регионов». Сколько времени нужно для отбора 146 проектов? Процедуры отбора сложны, требуют огромного количества согласований и не очень прозрачны. По мнению автора, нельзя сосредотачивать отбор проектов в Министерстве сельского хозяйства России. Конкурсы надо проводить по материалам эскизных проектов, и уровень их принятия к реализации должен зависеть от объемов финансирования.
Выводы. Программа «Комплексное развитие сельских территорий» имеет ряд существенных отличий от прежних программ в постановке и конкретизации целей, структурировании задач по подпрограммам, ведомственным программам и проектам. Какие преимущества дает такой подход к формированию программы, покажет время, но изначально ясно, что при усложнении структуры всегда увеличиваются проблемы с управляемостью. В новой программе не удалось избежать проблем выстраивания четкой последовательности в системе «цель — задачи — показатели». По мнению автора, формулировка целей и состав задач в программе должны опираться на мнение жителей сельских территорий.
Основным отличием новой программы является попытка существенно расширить круг местных инициатив и конкурсный отбор проектов комплексного развития.
Общий объем финансирования новой программы при ее принятии устанавливался в объеме 381 млрд руб. в год, после внесения корректив в декабре 2019 года плановый объем годового финансирования снизился до 248 млрд руб. в год, в том числе из федерального бюджета предусмотрено выделять по 129 млрд руб., а в бюджете на 2020 год заложено всего 35,9 млрд руб. В течение года бюджет будет пересматриваться из-за значительного сокращения доходов от экспорта углеводородов и еще больших потерь от последствий коронавирусной эпидемии. В итоге с большой долей вероятности можно ожидать, что финансирование программы сократится, и оно станет меньше, чем было финансирование прошлых программ развития сельских территорий.
Недостатки в финансировании можно списать на изменение общей экономической конъюнктуры, но экономическая стабильность — явление достаточно редкое, и определять цели развития сельских территорий в зависимости от объемов бюджетного финансирования нельзя. Главной задачей программы должно быть развитие инициативы сельских жителей, а финансирование должно быть направлено на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, развития производственной и коммерческой деятельности в сельской местности.
Библиографический список
1. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года № 2136-р [Электронный ресурс] / Нормативно -правовые акты. — Режим доступа: https://bazanpa.ru/pravitelstvo-rf-rasporiazhenie-n2136-r-ot30112010-h1573786/ (дата обращения: 20.05.2020).
2. Тарасов, А. С. Проблемы определения целей, задач и показателей в программах устойчивого развития сельских территорий / А. С. Тарасов // Государственно-частное партнерство в сфере АПК: приоритетные направления и механизмы реализации : материалы Международной научно -практической конференции. — Москва, 2017. — С. 147-150.
3. Тарасов, А. С. Анализ целей, задач и целевых показателей программ устойчивого развития сельских территорий / А. С. Тарасов // Интеграционные проблемы в АПК российского Поволжья : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. — Саратов, 2017. — С. 208-211.
4. Комплексное развитие сельских территорий : государственная программа Ростовской области ; утверждена постановлением правительства Ростовской области от 24.10.2019 № 748 [Электронный ресурс] / Официальный портал правительства Ростовской области. — Режим доступа: https://www.donland.ru/activity/2622/ (дата обращения: 20.05.2020).
5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) : постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 года № 696 [Электронный ресурс] / Гарант. — Режим доступа: https://base.garant.ru/72260516/ (дата обращения: 20.05.2020).
6. О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов : федер. закон от 02.12.2019 № 380-ФЗ (ред. от 18.03.2020) : [принят Государственной Думой 21 ноября 2019 года, одобрен Советом Федерации 25 ноября 2019 года] : [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 339305 (дата обращения: 20.05.2020).
Поступила в редакцию 20.03.2020
Запланирована в номер 30.04.2020
Об авторе:
Тарасов Алексей Сергеевич, главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института экономики и нормативов — филиала ФГБНУ «Федеральный Ростовский аграрный научный центр» (344006, РФ, г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 52), доктор экономических наук, доцент, [email protected]
References
1. Koncepciya ustojchivogo razvitiya sel'skih territorij Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda : rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30 noyabrya 2010 goda № 213 6-r [Elektronnyj resurs] Normativno-pravovye akty [The concept of sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period up to 2020 : order of the Government of the Russian Federation, November 30, 2010 No. 2136-R [Electronic resource]] Normative legal acts. (In Russ.)
2. Tarasov AS. Problemy opredeleniya celej, zadach i pokazatelej v programmah ustojchivogo razvitiya sel'skih territorij [The problem of defining the goals, objectives and indicators in sustainable development of rural territories]. Public-private partnership in the agricultural sector: priority directions and implementation mechanisms: materials of the International scientific and practical conference, Moscow, 2017: 147150. (In Russ.)
3. Tarasov AS. Analiz celej, zadach i celevyh pokazatelej programm ustojchivogo razvitiya sel'skih territorij [Analysis of goals, objectives and targets of sustainable rural development programs]. Integration
problems in the agro-industrial complex of the Russian Volga region: Materials of international scientific-practical conf., Saratov, 2017: 208-211. (In Russ.)
4. Kompleksnoe razvitie sel'skih territorij : gosudarstvennaya programma Rostovskoj oblasti ; utver-zhdena postanovleniem pravitel'stva Rostovskoj oblasti ot 24.10.2019 № 748 [Elektronnyj resurs] [Integrated development of rural territories: state program of the Rostov region; approved by the decree of the government of the Rostov region from 24.10.2019 № 748 [Electronic resource]]. (In Russ.)
5. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Kompleksnoe razvitie sel'skih territorij» i o vnesenii izmenenij v nekotorye akty pravitel'stva Rossijskoj Federacii» (s izmeneniyami i dopolneniyami) : postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31 maya 2019 goda № 696 [Elektronnyj resurs] About the approval of the state program of the Russian Federation "Complex development of rural territories" and about modification of some acts of the government of the Russian Federation" (with changes and additions) : resolution of the Government of the Russian Federation, May 31, 2019 No. 696 [Electronic resource]. Grant. (In Russ.)
6. Federal'nom byudzhete na 2020 god i na planovyj period 2021 i 2022 godov : feder. zakon ot 02.12.2019 № 380-FZ (red. ot 18.03.2020) : [prinyat Gosudarstvennoj Dumoj 21 noyabrya 2019 goda, odobren Sovetom Federacii 25 noyabrya 2019 goda] : [Elektronnyj resurs] [About the Federal budget for 2020 and the planning period of 2021 and 2022: Feder. law of 02.12.2019 No. 380-FZ (ed. from 18.03.2020): [adopted by the State Duma on November 21, 2019, approved by the Federation Council on November 25, 2019]: [Electronic resource]]. (In Russ.)
Received 20.03.2020 Scheduled in the issue 30.04.2020
Author:
Tarasov Aleksei Sergeevich, Chief researcher All-Russian Research Institute of Economics and regulations — a branch of the Federal state budget scientific institution «Federal Rostov Agrarian Scientific Center» (52, Sokolova, Rostov-on-Don, RF, 344006), doctor of Economics, associate Professor, [email protected]