УДК 37.02 ББК Ч 48
Рудомётова Лилия Тарасовна соискатель г. Магадан Rudometova Liliya Tarasovna
Applicant for a Degree Magadan
Анализ целесообразности использования компетентностного подхода как теоретико-методологической основы модели языковой подготовки студентов по специальностям инженерно-технического профиля Analysis of Competence Approach Expediency as a Theoretical-Methodological Basis of the Model of the Students’ Language Training in the Field of Engineering-Technical Type В данной статье анализируются основные положения компетентностного подхода, применимые в качестве теоретико-методологической основы модели языковой подготовки студентов по специальностям инженерно-технического профиля. А также предлагается исходная исследовательская позиция для ее разработки.
This article analyses the main principles of the competence approach applied as a theoretical-methodological basis of the model of the students’ language training in the field of the engineering-technical type. Also the starting point of the research position for its working out is suggested.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, компетентностный подход, языковая подготовка, компетенция / компетентность, профессиональноориентированные образовательные компетенции
Key words: professional training, competence approach, language training, competence, professional-oriented educational competencies.
Состояние высшего образования, содержание и структура профессиональной подготовки специалистов во многом определяются экономическими, социальными и культурными потребностями общества, среди которых особое место занимают требования к повышению качества образования, выступающему одной из актуальных проблем современной образовательной теории и практики. Анализ социокультурной ситуации, анализ имеющегося опыта реализации федеральных проектов в образовании показывают, что решение этой проблемы, в первую очередь, связано с переосмыслением цели и результата образования в рамках компетентностного подхода, степень востребованности которого в педагогической науке значительно возросла. Однако, как показывает анализ ряда исследований, остается недостаточно ясным, в какой мере применение данного подхода в построении цели и содержания образования, разработке контрольно-
измерительных материалов будет обеспечивать положительную динамику качества профессиональной подготовки специалистов. Это обусловило необходимость изучения сущности компетентностного подхода и обоснования целесообразности его использования в построении программы языковой подготовки студентов технических специальностей.
Компетентностный подход является достаточно новым, еще до конца не раскрывшим свои возможности в обосновании современных явлений в образовании, поэтому исследование этих возможностей представляется актуальной задачей педагогической науки.
В последнее десятилетие в понятийном поле официальных документов российского образования наблюдаются, на наш взгляд, существенные изменения, связанные со сменой в оценке результата образования традиционного понятийного блока «подготовленность, образованность, общая культура, воспитанность и др.» на блок «компетенция, компетентность, толерантность и др.». В то время как анализ психологических и педагогических исследований показывает, что понятийный аппарат в рамках именно компетентностного подхода еще не сформирован, и можно выделить только некоторые существенные положения.
Первое. Согласно исследованиям В. И. Байденко, А. К. Марковой и др. ком-петентностный подход предполагает совокупность общих принципов в определении целей образования, отборе его содержания, организации образовательного процесса и оценке образовательных результатов, к которым относятся:
• смысл образования заключается в развитии у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;
• смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
Второе. Анализ исследований Э. Ф. Зеера, В. В. Серикова, И. Д. Фрумина, М. А. Чошанова, С. Е. Шишова и др. показал, что в теории компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность, при этом первое из них «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов» [5, С. 1], а второе соотносится с «владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности» [5, С. 1].
Третье. Анализ современных исследований позволил выявить следующие подходы к определению понятия «компетентность», которая понимается как:
• сложное интегральное качество личности, обусловливающее готовность осуществлять некоторую деятельность. Это не отдельные знания или умения и не их совокупность, а свойство, позволяющее человеку осуществлять деятельность целиком [3];
• совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. М. Новиков, В. А. Сластенин, С. Н. Чистякова и др.);
• способность (умение) действовать на основе полученных знаний. В отличие от ЗУНов (предполагающих действие по аналогии с образцом) наличие компетентности предполагает опыт самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний (С. Е. Шишов, В. А. Кальней), но понятие «компетенция» определяется через термин «умение» как «действие в специфической ситуации. Умения представляются как компетенция в действии. Компетенция — это то, что порождает умение» [7, С. 85];
Четвертое. Анализ исследований позволил прийти к выводу о продуктивности сложившегося в педагогической науке понимания взаимосвязи понятий «компетенция» и «компетентность» посредством установления их внутренней соподчиненности, которая схематично может быть представлена следующими образом:
компетенция
компетентность
комплекс знании, навыков, умении, приобретенных в ходе занятий, составляющий содержательный компонент обучения
компетенции
свойства личности, определяющиеся ее способностью к выполнению
деятельности на основе сформированной
Пятое. Согласно исследованиям У. В. Горланова, А. В. Хуторского и др. в рамках профессиональной подготовки специалистов целесообразно выделять понятие «профессиональная компетентность», которая понимается как совокупность взаимосвязанных индивидуальных особенностей и личностных качеств (знаний, умений, навыков, способов деятельности, способностей), необходимых для выполнения действий в конкретной области деятельности [6, С. 60]. И на этой основе определять состав ключевых профессиональных компетенций как некоторых внутренних, потенциальных, сокрытых новообразований (знаний, в том числе профессиональных, представлений, программ (алгоритмов) действий, систем ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях.
Таким образом, анализ некоторых положений, сложившихся в рамках ком-петентностного подхода, несмотря на продолжающиеся дискуссии о содержании ряда ключевых понятий, показывает целесообразность использования ком-петентностного подхода как теоретико-методологической основы исследований, связанных с профессиональной подготовкой специалистов, в частности, с языковой подготовкой студентов по строительным, геологическим и другим инженерным и техническим специальностям, востребованным современным рынком труда. Это подтверждается и выводами исследователей, изложенными в материалах IX Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление» [4]. Приведем некоторые из них:
• компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы (Т. М. Ковалева);
• компетентность - это готовность специалиста включиться в определенную деятельность. Непосредственно в образовании компетентность выступает
как определенная связь двух видов деятельности (настоящей — образовательной и будущей — практической) (А. М. Аронов);
• компетенции — это цели, а компетентности — это результаты (поставленные перед человеком цели или пределы), а мера их достижения — это и есть показатели компетентности (Б. И. Хасан);
В рамках нашего исследования специфики языковой подготовки студентов технических специальностей как фактора их профессиональной успешности представляется принципиальным осмысление с позиций компетентностного подхода основных положений этой подготовки и путей ее совершенствования.
Анализ существующих в государственном образовательном стандарте требований к языковой подготовке студентов показал, что они связаны, в первую очередь, с формированием и развитием системы знаний, умений и навыков, которые позволят студентам быть успешными в будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни. В рамках компетентностного подхода это положение интерпретируется как требования к профессиональноориентированным образовательным компетенциям будущего специалиста и его языковой компетентности, и в связи с этим системообразующим принципом языковой подготовки, по нашему предположению, будет становиться принцип создания естественной профессионально-ориентированной языковой ситуации, а традиционно реализуемый принцип развития всех видов речевой деятельности будет использоваться как дополнительный (в соответствии с использованием в педагогике принципа дополнительности Н. Бора).
В этом контексте для осуществления образовательного процесса важно определить, каким образом и в каком содержании будут пересекаться состав профессиональных компетенций специалиста, определяемый их направленностью, и состав ключевых образовательных компетенций, определяемый их культурной и социальной значимостью. Мы разделяем исследовательскую позицию У. В. Горланова и А. В. Хуторского, которые выделяют следующие уровни в структуре профессиональных компетенций [5]:
• первый уровень - стандартные компетенции специалиста, т. е. знания и умения, которые проходят своё становление под воздействием профессиональной деятельности;
• второй уровень - ключевые компетенции специалиста, к которым относятся: профессиональное общение, эмпатия, устойчивость к профессиональным стрессам. Такие компетенции находятся в непосредственной взаимосвязи с индивидуальными особенностями и личностными качествами: общительностью, интеллектуальными способностями, эмоциональной устойчивостью, экспрессивностью, дипломатичностью, самоконтролем.
Также мы опираемся на теоретические положения А. В. Хуторского о ключевых образовательных компетенциях, которые он определяет как совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. Ключевыми образовательными компетенциями, по А. В. Хуторскому, являются:
1. Ценностно-смысловая компетенция.
2. Общекультурная компетенция.
3. Учебно-познавательная компетенция.
4. Информационная компетенция.
5. Коммуникативная компетенция.
6. Социально-трудовая компетенция.
7. Компетенция личностного самосовершенствования.
Сравнительно-сопоставительный анализ этих положений, анализ сложившегося опыта языковой подготовки студентов позволяют предположить, что в рамках компетентностного подхода состав профессионально-ориентированных образовательных компетенций может быть изложен в следующем содержании:
1. Ценностно-смысловая компетенция связана со степенью вовлечения студента в ситуацию самоопределения, в том числе профессионального. Задача преподавателя - оказать педагогическую поддержку студенту в осмыслении им
новой для себя роли, целевых установок овладения иностранным языком не только для успешного продвижения в образовательном процессе, но и в будущей профессиональной деятельности.
2. Общекультурная компетенция связана с мотивированным интересом студентов к поликультурному мировому пространству, особенностям национальных культур, духовно-нравственным основам жизни, семейных, социальных, общественных явлений и традиций, стратегиям профессиональной карьеры и т.д., и формируется в ориентированных на это учебных ситуациях.
3. Учебно-познавательная компетенция состоит в овладении студентом качествами самообразующегося субъекта деятельности, реализующего свою субъектную активность в освоении технологий целеполагания, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, эвристических методов решения проблем и предполагает создание соответствующих учебных ситуаций.
4. Информационная компетенция состоит в освоении студентом современных информационных технологий, в целенаправленном использовании современных средств коммуникации посредством создания условий для естественного обращения студентов к доступным им средствам.
5. Коммуникативная компетенция состоит в овладении студентом эффективными способами социального взаимодействия, способствующими его профессиональной успешности. Это предполагает создание ситуаций естественного вхождения будущего специалиста в существующее экономическое, политическое и др. мировое пространство.
6. Социально-трудовая компетенция состоит в овладении студентом опытом жизни современного человека, который включает, например, умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений и др.
7. Компетенция личностного самосовершенствования определяется степенью овладения студентом востребованными способами деятельности, обеспечивающими его благополучие в определённой жизненной ситуации.
Таким образом, мы предполагаем, что языковая компетентность будущего специалиста инженерного/технического профиля определяется совокупностью профессионально-ориентированных образовательных компетенций, овладение которыми составляет основное содержание его языковой подготовки. Системообразующим принципом этой подготовки является принцип создания естественной профессионально-ориентированной языковой ситуации. Системообразующим компонентом подготовки является комплекс учебных ситуаций, условия которых позволяют актуализировать субъектную активность студента, которая является одним из показателей личностной значимости результатов образования для обучающегося. Следует отметить, что выбор методов обучения определяется степенью реальности создаваемой учебной ситуации, участием студентов в ее организации. Исследования И. А. Зимней убедительно доказали, что одним из эффективных методов обучения является и продолжает оставаться групповая дискуссия: она повышает мотивацию и личную вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем; побуждает к развитию лексических, грамматических, логических навыков; заставляет студентов прислушиваться к высказываниям, развивая тем самым способность к пониманию. Этот метод в структуре разработанной нами модели является одним из ведущих.
Подводя итог, отметим, что мы не ставили своей задачей представить все выводы теоретического анализа, связанного с существующими подходами к обучению иностранным языкам в вузе, поэтому за пределами нашего обсуждения остались ряд концепций, подходов, моделей, бесспорно, обладающих теоретической и практической ценностью в педагогической науке. Учитывая несомненную востребованность компетентностного подхода в области высшего образования, дискуссионность ряда его положений, а также неоднозначное отношение педагогического сообщества к его использованию в образовательном процессе, мы предприняли попытку осмыслить существующие позиции и пришли к выводу, что использование компетентностного подхода в направлении совершенствования языковой подготовки специалистов обоснованно и, действительно, расширяет поле для исследований, так как проблема содержания
профессионально-ориентированных образовательных компетенций еще не относится к ряду решенных. Новизну нашего исследования мы видим в определении принципа создания естественной профессионально-ориентированной языковой ситуации, в разработке содержания профессионально-ориентированных образовательных компетенций для будущих специалистов инженерного/технического профиля. Полагаем, что результаты апробации разработанной нами на основе компетентностного подхода модели языковой подготовки студентов инженерных/технических специальностей позволят доказать эффективность использования комплекса профессионально-ориентированных языковых ситуаций, способствующих успешности студента в будущей профессиональной деятельности, а также целесообразность использования именно компетентност-ного подхода в обновлении содержания, методов и форм языковой подготовки студентов в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования следующего поколения.
Библиографический список
1. Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / А.Г. Бермус. // [Электронный ресурс]: Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 10 сентября. http://www.eidos.ru/joumal/2005/0910-12.htm - Загл. с экрана.
2. Борытко, Н.М. Компетентность - «живое знание» в структуре профессиональной деятельности педагога / Н.М. Борытко. // Конпетенции в образовании: опыт проектирования: сб. научн. тр. / под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.
3. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный): для учащихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов / Г.М. Коджаспирова. - М.: Март; Ростов н/Д., 2005. -447 с.
4. Харламова, Т. Компетентное обсуждение / Т. Харламова. // Школьный психолог. -2002. - № 20. - [Электронный ресурс] http://psy.1september.ru/ - Загл. с экрана.
5. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А.В. Хуторской. // [Электронный ресурс]: Интернет - журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. -http://www.eidos.ru/journal/2002/0423/htm - Загл. с экрана.
6. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы / А.В. Хуторской. // Народное образование. - 2003. № 2. - с. 58-64
7. ТТТитттов. С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования / С.Е. ТТТитттов. В.А. Кальней. - Вологда, издательство вологодского университета повышения квалификации, 1998. - 203 с.
8. Эльконин, Д.Б. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения / Д.Б. Эльконин. // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Материалы семинара. - Красноярск, 2002.
Bibliography
1. Bermus, A.G. Problems and Perspectives of Competence Approach Realization in Education [Electronic Resource] / A.G. Bermus // Internet-Journal «Eidos». - September 10, 2005. - Access Mode: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm - Heading from the Screen.
2. Borytko, N.M. Competence is a «Vivid Knowledge» in Structure of Professional Work of a Teacher / N.M. Borytko // Competencies in Education: Experience of Planning. Collection of the Scientific Works / Edit. by A.V. Khutorskoy. - Moscow: Scientific-Promotional Enterprise «INEK», 2007. - 327 p.
3. Helkonin, D.B. Meaning of the Competence from the Point of View of Developing Training / D.B. Helkonin // Modern Approaches to Competence-Oriented Education - Materials of the Seminar. - Krasnoyarsk, 2002.
4. Kharlamova, T. Competence Discussion [Electronic Resource]/ T. Kharlamova // School Psychologist. - 2002. - № 20. - Access Mode: http://psy.1september.ru/ - Heading from the Screen.
5. Khutorskoy, A.V. Key Competencies and Educational Standards [Electronic Resource] /
A.V. Khutorskoy // Internet-Journal «Eidos».- April 23, 2002. - Access Mode:
http://www.eidos.ru/journal/2002/0423/htm - Heading from the Screen.
6. Khutorskoy, A.V. Key Competencies as a Component of Personal-Oriented Paradigm / A.V. Khutorskoy // National Education. - 2003. - № 2. - P. 58-64.
7. Kodzhaspirova, G.M. Pedagogical Dictionary (Interdisciplinary): for Students, PostGraduates, Teachers / G.M. Kodzhaspirova. - Moscow: Mart; Rostov, 2005. - 447 p.
8. Shishov, S.E., Kalney V.A. Monitoring of Education Quality at School / S.E. Shishov, V.A. Kalney. - Vologda: Publishing House of Vologda University of Qualification Improvement, 1998. - 203 p.