УДК 629.472.7
В. В. МЯМЛИН (ДИИТ)
АНАЛИЗ ТРУДОЁМКОСТЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РАБОТ ПРИ ДЕПОВСКОМ РЕМОНТЕ ПОЛУВАГОНОВ
Исследованы трудоёмкости отдельных видов работ при деповском ремонте полувагонов. Показано, что трудоёмкости являются случайными величинами, имеющими довольно широкий размах. Эта особенность вагоноремонтного производства должна обязательно учитываться при организации ремонта вагонов на потоке.
Ключевые слова: ремонт вагонов, трудоёмкость, обработка статистических данных, поточный метод
Известно, что технический прогресс в вагонном хозяйстве невозможен без развития вагоноремонтной науки. Развитие же вагоноремонтной науки, в свою очередь, невозможно без хорошо спланированных и поставленных экспериментов, без грамотной обработки их результатов с целью получения наибольшего количества необходимой информации.
Как известно, трудоёмкости ремонта вагонов, даже одного и того же типа, сильно отличаются друг от друга. Это зависит от многих причин, и в первую очередь от модели вагона, срока его службы, условий эксплуатации, качества предыдущих ремонтов и технического обслуживания. В условиях стационарного производства различие в трудоёмкостях ремонта не является определяющим фактором. Но стационарные методы ремонта неэффективны и низкопроизводительны.
Более производительными являются поточные методы. Вместе с тем, величина трудоемкости ремонта вагонов является определяющим фактором, влияющим на ритмичную работу поточных вагоноремонтных линий. Чтобы правильно организовать ремонт грузовых вагонов на потоке, оптимизировать структуру потока и его основные параметры, необходимо использовать имитационное моделирование на ЭВМ. Для построения моделей в числе первоочередных данных необходимо иметь и достоверную информацию о трудоёмкостях ремонта вагонов.
В 80-х годах рядом авторов проводились определённые исследования в этом направлении.
Так в работе [1] были исследованы трудоёмкости деповского ремонта крытых вагонов. В работе [2] были исследованы фактические затраты труда на поточной линии по ремонту полувагонов на Канашском ВРЗ и на поточных линиях по ремонту автосцепки и люков полувагонов. Результаты [2] показали, что трудоёмко -
сти ремонта на позициях поточных линий подчиняются нормальному закону распределения.
Однако за прошедшие 20...30 лет произошли серьёзные перемены в конструкциях вагонов, на смену старым моделям пришли новые, исчезли вагоны с деревянной обшивкой, изменились условия труда, поменялось технологическое оборудование. Поэтому в настоящее время появилась острая необходимость в исследовании трудоёмкостей ремонта вагонов.
В качестве объектов для исследования тру-доёмкостей были выбраны полувагоны, принадлежащие ОАО «ЮГОК», которые проходили деповской ремонт в вагонном депо на ст. Нижнеднепровск-Узел. Анализ проводился как по трём видам ремонтных работ в отдельности: слесарным, газорезательным и электросварочным, так и по суммарной и полной трудоёмко-стям. По каждому вагону на основании имеющихся дефектов и норме времени на каждый дефект определялся необходимый объём работ. Норматив времени по дефектам, например, для слесарных работ выбирался согласно типовым нормам времени [3]. Всего было обследовано 125 вагонов. Полученные эмпирические данные по трём видам работ, выполняемых в вагонос-борочном участке, представлены в табл. 1.
Учитывая, что слесарные, газорезательные и электросварочные работы на кузове и раме вагонов в депо ст. Нижнеднепровск-Узел выполняются одними и теми же исполнителями (сварщиками), то важно знать и суммарную трудоёмкость этих работ (табл. 2). Остальные работы выполняются другими работниками.
Анализ статистических данных можно производить и вручную, и с использованием, например, программы 8ТЛТ18Т1СЛ по методике, изложенной в работах [4-5].
Опишем кратко методику обработки статистических данных на примере полной трудоёмкости.
© Мямлин В. В., 2012
Таблица 1
Выборочные данные по трудоёмкостям работ, выполняемых при деповском ремонте полувагонов
Трудоёмкость работ, чел-ч Трудоёмкость работ, чел-ч
№ Номер Газоре- Электро- № Номер Газоре- Электро-
п/п вагона Слесар- затель- сваро- п/п вагона Слесар- затель- сваро-
ные ные чные ные ные чные
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 56920499 9,773 0,353 12,612 64 56923592 11,71 1,835 24,366
2 53454484 8,608 8,416 9,254 65 53454765 10,475 9,730 36,720
3 56921695 8,173 1,415 14,992 66 56923899 10,438 5,461 26,108
4 56918097 8,784 0,458 9,901 67 53454690 11,406 2,258 23,989
5 56921497 9,773 1,550 13,830 68 56919996 10,419 2,474 24,663
6 56923295 10,972 0,683 6,072 69 53412953 12,427 4,605 18,806
7 53454575 5,563 2,765 12,030 70 53454492 11,260 3,103 27,433
8 53454872 11,312 8,360 15,804 71 56921398 10,324 2,481 20,773
9 53413803 8,249 6,103 16,726 72 56923097 10,173 3,463 27,269
10 56923394 7,167 2,592 12,621 73 53587317 9,944 1,321 7,849
11 53587408 5,602 5,461 8,645 74 53454898 11,665 3,104 24,070
12 53454625 6,241 6,244 25,135 75 53421805 11,451 5,743 10,399
13 53587424 7,981 3,203 8,006 76 56923691 11,198 2,392 23,799
14 53454567 6,183 4,573 20,352 77 56915895 5,952 5,117 29,608
15 53454732 5,610 4,564 21,654 78 56919798 10,486 2,402 25,338
16 53454526 7,295 3,579 17,772 79 56925191 6,330 5,565 26,192
17 53454617 6,187 6,505 13,356 80 53587168 11,578 6,966 11,803
18 53454914 5,905 6,744 22,689 81 53454724 11,451 3,554 31,599
19 53413688 8,929 5,348 12,419 82 53454609 10,156 3,560 30,665
20 53454641 6,127 5,043 17,128 83 56917891 13,988 6,160 14,501
21 53587903 9,466 11,228 23,672 84 56921794 12,480 3,880 26,170
22 53587341 10,886 6,752 11,664 85 56919491 11,130 3,540 24,600
23 53454963 9,815 3,159 29,492 86 53413746 13,373 11,695 24,255
24 56920291 4,720 4,500 26,100 87 56920192 13,231 7,491 17,631
25 56924996 11,580 7,740 35,000 88 56917990 13,890 8,900 17,165
26 53587150 9,561 12,169 30,419 89 56917792 12,643 1,747 25,104
27 56916091 11,250 4,410 24,530 90 56917693 12,890 2,504 28,739
28 53454922 12,210 4,670 29,500 91 56922792 12,564 2,099 26,692
29 56922990 5,220 4,400 18,270 92 56920994 12,671 1,921 23,293
30 56924699 11,381 3,970 12,880 93 56923493 11,807 1,012 21,812
31 56918394 7,360 3,388 21,727 94 53413308 3,410 6,280 14,360
32 56924392 7,189 2,432 12,281 95 53587267 12,810 10,060 18,840
33 56924897 7,329 7,237 27,834 96 56924194 12,480 5,990 17,770
34 56919897 7,213 1,764 10,287 97 56919590 12,990 5,900 26,520
35 53454971 7,070 4,860 13,761 98 53454674 7,395 4,970 31,057
36 53454864 7,392 4,623 14,998 99 53413902 5,803 5,459 15,305
37 56922693 8,198 4,114 18,240 100 56917396 8,756 3,023 28,780
38 53586913 7,914 4,922 16,291 101 56920093 6,983 2,212 27,993
39 56917495 7,140 4,380 23,980 102 53587036 10,051 3,981 20,328
40 53412771 7,196 6,318 11,031 103 53412763 9,088 4,874 17,300
41 53412854 7,317 3,347 7,142 104 53413571 7,043 7,018 32,145
42 56921091 5,697 2,433 9,125 105 53454591 9,922 4,804 19,483
43 56917297 7,030 6,264 22,422 106 53413456 6,079 6,466 21,373
44 53587374 7,173 3,00 6,940 107 53454518 7,272 3,288 25,092
45 53586756 5,882 4,407 12,088 108 53587853 3,845 6,586 27,037
46 56921190 7,420 2,030 5,760 109 53413373 9,987 4,996 19,611
47 53413639 7,489 6,685 11,009 110 56915390 5,768 6,683 35,865
48 56916497 7,030 6,076 14,926 111 56920697 6,210 3,376 26,941
49 53454831 5,030 2,710 13,880 112 53413506 9,207 5,031 20,174
50 56918592 6,980 3,700 20,567 113 53413167 6,654 7,112 19,924
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
51 56916992 5,826 2,593 10,672 114 56921596 9,813 1,212 18,652
52 56920390 7,298 2,468 15,841 115 53587101 8,279 5,334 16,876
53 53586905 7,623 4,322 14,367 116 53454534 7,041 3,570 26,869
54 53587382 8,136 3,342 11,105 117 56918998 7,043 3,946 23,333
55 53587937 8,319 5,551 13,779 118 53454757 10,153 4,452 25,287
56 53586889 7,502 6,012 14,282 119 53454666 9,773 2,344 23,401
57 53587861 7,344 5,035 10,364 120 56919392 10,126 1,507 22,455
58 56924293 12,182 1,685 24,260 121 53454658 9,950 3,802 27,699
59 53413084 10,657 7,829 22,128 122 53587572 10,057 4,277 15,996
60 56922594 12,087 2,606 17,881 123 53454815 9,194 3,108 25,577
61 56921299 11,023 2,153 25,936 124 56917594 6,674 4,820 26,640
62 56920796 11,615 2,508 24,909 125 53454948 9,906 2,463 25,174
63 53454906 11,617 2,628 28,705
Таблица 2
Итоговые данные по трудоёмкостям работ
№ п/п Номер вагона Трудоёмкость работ, чел-мин № п/п Номер вагона Трудоёмкость работ, чел-мин
Суммарная Полная Суммарная Полная
1 2 3 4 5 6 7 8
1 56920499 1 364,28 1 790,88 64 56923592 2 274,66 2 701,26
2 53454484 1 576,68 2 003,28 65 53454765 3 415,50 3 842,10
3 56921695 1 474,80 1 901,40 66 56923899 2 520,42 2 947,02
4 56918097 1 148,58 1 575,18 67 53454690 2 259,18 2 685,78
5 56921497 1 509,18 1 935,78 68 56919996 2 253,36 2 679,96
6 56923295 1 063,62 1 490,22 69 53412953 2 150,28 2 576,88
7 53454575 1 221,48 1 648,08 70 53454492 2 507,76 2 934,36
8 53454872 2 128,56 2 555,16 71 56921398 2 014,68 2 441,28
9 53413803 1 864,68 2 291,28 72 56923097 2 454,30 2 880,90
10 56923394 1 342,80 1 769,40 73 53587317 1 146,84 1 573,44
11 53587408 1 182,48 1 609,08 74 53454898 2 330,34 2 756,94
12 53454625 2 257,20 2 683,80 75 53421805 1 655,58 2 082,18
13 53587424 1 151,40 1 578,00 76 56923691 2 243,34 2 669,94
14 53454567 1 866,48 2 293,08 77 56915895 2 440,62 2 867,22
15 53454732 1 909,68 2 336,28 78 56919798 2 293,56 2 720,16
16 53454526 1 718,76 2 145,36 79 56925191 2 285,22 2 711,82
17 53454617 1 562,88 1 989,48 80 53587168 1 820,82 2 247,42
18 53454914 2 120,28 2 546,88 81 53454724 2 796,24 3 222,84
19 53413688 1 601,76 2 028,36 82 53454609 2 662,86 3 089,46
20 53454641 1 697,88 2 124,48 83 56917891 2 078,94 2 505,54
21 53587903 2 661,96 3 088,56 84 56921794 2 551,80 2 978,40
22 53587341 1 758,12 2 184,72 85 56919491 2 356,20 2 782,80
23 53454963 2 547,96 2 974,56 86 53413746 2 959,38 3 385,98
24 56920291 2 119,20 2 545,80 87 56920192 2 301,18 2 727,78
25 56924996 3 259,20 3 685,80 88 56917990 2 397,30 2 823,90
26 53587150 3 128,94 3 555,54 89 56917792 2 369,64 2 796,24
27 56916091 2 411,40 2 838,00 90 56917693 2 647,98 3 074,58
28 53454922 2 782,80 3 209,40 91 56922792 2 481,30 2 907,90
29 56922990 1 673,40 2 100,00 92 56920994 2 273,10 2 699,70
30 56924699 1 693,86 2 120,46 93 56923493 2 077,86 2 504,46
31 56918394 1 948,50 2 375,10 94 53413308 1 443,00 1 869,60
32 56924392 1 314,12 1 740,72 95 53587267 2 502,60 2 929,20
33 56924897 2 544,00 2 970,60 96 56924194 2 174,40 2 601,00
34 56919897 1 155,84 1 582,44 97 56919590 2 724,60 3 151,20
35 53454971 1 541,46 1 968,06 98 53454674 2 605,32 3 031,92
36 53454864 1 620,78 2 047,38 99 53413902 1 594,02 2 020,62
37 56922693 1 833,12 2 259,72 100 56917396 2 433,54 2 860,14
1 2 3 4 5 6 7 8
39 56917495 2 130,00 2 556,60 102 53587036 2 061,60 2 488,20
40 53412771 1 472,70 1 899,30 103 53412763 1 875,72 2 302,32
41 53412854 1 068,36 1 494,96 104 53413571 2 772,36 3 198,96
42 56921091 1 035,30 1 461,90 105 53454591 2 052,54 2 479,14
43 56917297 2 142,96 2 569,56 106 53413456 2 035,08 2 461,68
44 53587374 1 026,78 1 453,38 107 53454518 2 139,12 2 565,72
45 53586756 1 342,62 1 769,22 108 53587853 2 248,08 2 674,68
46 56921190 912,60 1 339,20 109 53413373 2 075,64 2 502,24
47 53413639 1 510,98 1 937,58 110 56915390 2 898,96 3 325,56
48 56916497 1 681,92 2 108,52 111 56920697 2 191,62 2 618,22
49 53454831 1 297,20 1 723,80 112 53413506 2 064,72 2 491,32
50 56918592 1 874,82 2 301,42 113 53413167 2 021,40 2 448,00
51 56916992 1 145,46 1 572,06 114 56921596 1 780,62 2 207,22
52 56920390 1 536,42 1 963,02 115 53587101 1 829,34 2 255,94
53 53586905 1 578,72 2 005,32 116 53454534 2 248,80 2 675,40
54 53587382 1 354,98 1 781,58 117 56918998 2 059,32 2 485,92
55 53587937 1 658,94 2 085,54 118 53454757 2 393,52 2 820,12
56 53586889 1 667,76 2 094,36 119 53454666 2 131,08 2 557,68
57 53587861 1 364,58 1 791,18 120 56919392 2 045,28 2 471,88
58 56924293 2 287,62 2 714,22 121 53454658 2 487,06 2 913,66
59 53413084 2 436,84 2 863,44 122 53587572 1 819,80 2 246,40
60 56922594 1 954,44 2 381,04 123 53454815 2 272,74 2 699,34
61 56921299 2 346,72 2 773,32 124 56917594 2 288,04 2 714,64
62 56920796 2 341,92 2 768,52 125 53454948 2 252,58 2 679,18
63 53454906 2 577,00 3 003,60
Примечания: - суммарная трудоёмкость слесарных, газорезательных и электросварочных работ. - здесь дополнительно учтены слесарные работы по ремонту автосцепного оборудования (139,20 чел-мин) и тормозного оборудования (287,4 чел-мин); трудоёмкости этих видов работ являются нормированными и поэтому не исследовались.
Самой простой мерой оценивания является размах. Размах представляет собой разность между наибольшим и наименьшим значениями реализации признака в выборке. Размах варьирования определяется следующим образом
й = 2502,9/7 = 357,56.
Пусть имеется целый ряд реализаций х1, х2, ..., хп случайной величины X. Среднее значение наблюдаемого признака определим по следующей формуле:
Я = хтах - х„
(1)
1
=- Е хт , г' =1 п
(3)
Как видно из табл. 2, наибольшее значение имеет результат 46 (хтах = 1339,20), а наименьшее значение имеет результат 65 (хт1п = = 3842,10). После подстановки исходных данных в формулу (1) получим
Я = 3842,10 -1339,20 = 2502,9 .
Ориентировочное количество интервалов определим согласно правилу Штургеса [6]:
к = 1 + 3,32^ п = 1 + 3,32^125 = 7,96
Количество интервалов примем равным 7.
Определим ориентировочно длину одного интервала по формуле
Следующим важным показателем является выборочное среднее квадратическое отклонение (эмпирический стандарт), который определяется по формуле:
5 =
1 п
Е (х -
п - 1 г=1
х)2
(4)
= Я / к .
(2)
После подстановки данных в формулу (2) получим:
Далее определяется выборочное значение коэффициента вариации:
V = 5100%. (5)
х
Коэффициент вариации представляет собой меру относительной изменчивости наблюдаемой случайной величины. После подстановки данных из табл. 3 получим V = 21,2 %.
Как правило, если V < 33 %, то случайная величина относится к нормальному распределению.
х
1=1
Далее определим моменты третьего и четвёртого порядка по следующим формулам:
1
ц =-I( x- х)3
1
Ц4 (xi - x)4
(6)
(7)
По такой же методике были определены характеристики эмпирических распределений случайных величин трудоёмкостей по остальным видам работ.
Основные результаты вычислений представлены в табл. 3.
Для лучшей наглядности представим случайные величины трудоёмкостей ремонтных работ в виде гистограмм (рис. 1).
Таблица 3
Основные результаты вычислений
Наименование параметра Трудоёмкость ремонтных работ в вагоносборочном участке, чел-мин
Слесарные Газорезательные Электросварочные Суммарная* Полная**
Среднее, х 538,59 266,59 1203,03 2008,22 2434,82
Стандарт, 5 146,87 138,22 428,25 516,52 516,52
Коэффициент вариации, V 0,27 0,52 0,356 0,257 0,212
Минимальное значение, хтт 204,60 21,18 345,60 912,60 1339,20
Максимальное значение, хтах 839,28 730,14 2203,20 3415,50 3842,10
Размах, Я 634,68 708,96 1857,60 2502,90 2502,90
Медиана, хте<1 535,74 259,32 122,12 2075,64 2502,24
Мода, Хтса 586,38 327,66 множеств. множеств. множеств.
Асимметрия, р1 0,059 0,89 -0,024 -0,007 -0,007
Эксцесс, р2 -0,98 1,09 -0,809 -0,337 -0,337
' - см. Примечания к табл. 2. Для проверки нормальности распределения воспользуемся методикой среднего абсолютного отклонения САО [3].
САО вычисляется по формуле
САО =
I
x - x
/ n .
После подстановки данных получим
САО = 52853, 54/125= 422,828.
Для выборки, которая имеет приближённо нормальный закон распределения, должно быть справедливо выражение
САО / S - 0,7979
: 0,4/\/П.
После подстановки данных получим: |422,828/516,52-0,7979| < 0,4^л/125 ; 0,020709 < 0,035777.
Таким образом, гипотеза нормальности распределения выборки принимается.
В качестве следующего критерия проверки гипотезы нормального распределения воспользуемся методом размаха варьирования из работы [6]. Определим отношение Я / 5 и сопоставим его с критическими верхними нижними границами этого отношения, приведенными в табл. П8 [7].
Если Я / 5 больше верхней границы или меньше нижней, то гипотеза о нормальном распределении отпадает. Очень важно, чтобы это условие соблюдалось при р = 0,10 (10 %-ный
уровень значимости). В нашем случае Я / 5 = = 2502,90 / 516,524 = 4,845 . При п = 125 ир = 0,10 нижняя и верхняя границы в указанной таблице соответствуют 4,58 и 5,82, т.е. 4,58 < 4,845< 5,82. Таким образом, гипотеза о нормальном распределении снова подтверждается.
1=1
и
i =1
Трудоёмкость слесарных работ, чел-мин
а)
Трудоёмкость газорезательных работ, чел-мин
б)
Трудоёмкость электросварочных работ, чел-мин
в)
Рис. 1. Гистограммы и плотности распределения трудоёмкостей ремонтных работ на полувагонах: а) слесарные; б) газорезательные; в) электросварочные;
Суммарная трудоёмкость, чел-мин
г)
Полная трудоёмкость, чел-мин
д)
Рис. 1 (продолжение). Гистограммы и плотности распределения трудоёмкостей ремонтных работ на полувагонах: г) общая (с + г + э) ; д) полная
Кроме того, ещё осуществлялась подгонка законов распределения к выборочным данным с помощью программы 8ТЛТ18Т1СЛ. Подгонка позволяет оценить степень согласия эмпирических данных с некоторым гипотетическим распределением. Проверка соответствия осуществлялась по критерию X («Хи-квадрат»), которому соответствует определённый уровень значимости (р-уровень). Количество интервалов определялось программой автоматически. Результаты представлены в табл. 4. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что законы распределения трудоёмкостей различных работ, выполняемых при деповском ремонте полувагонов, намного сложнее, чем теоретические законы распределения.
Как правило, более высокий уровень значимости (р-уровень) соответствует более низкому уровню доверия найденным в выборке результатам. Например, р-уровень = 0,299 свидетельствует о том, что существует 29,9 % вероятности того, что полученные в выборке зависимости между переменными являются всего лишь случайной особенностью данной выборки, т.е. в 30 случаях из 100 будет ошибка - неправильно выбранная гипотеза.
В настоящее время не существует единых правил, которые могли бы однозначно указать границу годную для всех встречающихся на практике случаев.
Здесь могут иметь место четыре варианта: 1. Гипотеза верна и принимается согласно критерию;
Таблица 4
Виды распределения и уровни значимости
Наименование трудоёмкости работ Закон распределения Критерий, х2 Количество степеней свободы Уровень значимости, р
Слесарные Нормальный 3,66659 3 0,29979
Газорезательные Логарифмически-нормальный 11,59246 7 0,11478
Электросварочные Нормальный 10,94212 5 0,05254
Суммарная Нормальный 9,88553 7 0,19515
Полная Нормальный 8,72243 7 0,27320
2. Гипотеза неверна и не принимается согласно;
3. Гипотеза верна, но не принимается согласно критерию (ошибка первого рода);
4. Гипотеза неверна, но принимается согласно критерию (ошибка второго рода).
Принятие правильного решения во многом зависит от интуиции и умения экспериментатора.
Таким образом, фактические трудоёмкости слесарных и электросварочных работ наиболее близки к нормальному закону распределения, а газорезательные - к логарифмически-нормальному, но непосредственно таковыми не являются. Фактические трудоёмкости ремонта носят более сложный характер. Собственно, при организации ремонта вагонов, важно даже не то, какому именно закону распределения подчиняются трудоёмкости ремонтных работ, а важно то, что они имеют большой разброс, который существенно влияет на время выполнения работ, что сказывается на производительности «классического» ремонтного потока. При моделировании трудоёмкости ремонта вагонов лучше всего пользоваться не теоретическими законами распределений, а фактическими эмпирическими данными.
Выполненные исследования наглядно демонстрируют, что трудоёмкости ремонта вагонов являются случайными величинами, имеющей довольно широкий разброс. Исходя из данных табл. 3 можно сделать вывод, что трудоёмкости газорезательных работ на вагонах могут отличаться друг от друга в 34,5 раза, трудоёмкости электросварочных работ - в 6,4 раза, трудоёмкости слесарных работ - в 4,1 раза. Для суммарной и полной трудоёмкостей происходит некоторое выравнивание величин. Тем не менее, и здесь разбросы остаются существенными. Для суммарной трудоёмкости ремонта вагонов разброс составляет 3,74 раза, а для полной - 2,86 раз.
Таким образом, постановка в ремонт на обычный «жёсткий» поток вагонов, имеющих
такой большой диапазон величин трудоёмко-стей, будет постоянно вызывать срыв такта поточной линии. Поэтому однозначно можно констатировать, что «жёсткая» структура потока, принятая в своё время во всех вагонных депо, перешедших на поточный метод ремонта вагонов, является далеко не идеальным решением организации вагоноремонтного процесса.
Такой большой разброс трудоёмкостей ремонтных работ свидетельствует о том, что индустриальные методы ремонта вагонов, в частности, ремонт вагонов на поточных линиях, требует особого подхода к своей организации. «Жёсткие» потоки не смогут ритмично и эффективно функционировать в связи с невозможностью полной синхронизации времени выполнения работ на разных позициях. К тому же это подтверждают и результаты уже внедрённых в производство поточных линий. Постоянный сбой такта приводит к тому, что предприятия возвращаются либо к стационарному методу ремонта, либо переходят к «полужёсткому» потоку. Многие предприятия для выравнивания трудоёмкостей ремонтных работ для вагонов с повышенными объёмами организуют так называемые «уравнительные позиции», на которых вагоны при помощи стационарного метода ремонта пытаются «подогнать» под «норму». При использовании же гибких асинхронных потоков этого делать не надо. Вагон вне зависимости от величины фактической трудоёмкости ремонта сразу же поступает в общий ремонтный поток.
Вероятностная природа вагоноремонтного производства требует специальных подходов к организации ремонта вагонов на потоке. И одним из возможных решений, нивелирующих этот фактор, может стать использование гибких асинхронных потоков [9-11].
При моделировании движения вагонов между позициями необходимо использовать математические модели продолжительности выполнения работ на отдельных позициях. В качестве базы для математических моделей могут ис-
пользоваться полученные статистические данные, которые будут случайным образом имитироваться при помощи ЭВМ.
Таким образом, учитывая большой разброс трудоёмкостей ремонта полувагонов, для более эффективного использования в производственном процессе рабочих и технологического оборудования, необходим гибкий асинхронный поток, обеспечивающий с одной стороны муль-тифазность обслуживания, а с другой - позволяющий каждому вагону находиться в ремонте ровно столько времени, сколько потребуется для его восстановления.
Дальнейшие исследования по совершенствованию организации ремонта вагонов должны вестись в области изучения времени выполнения ремонтных работ на отдельных позициях с целью создания перспективных вагоноремонтных предприятий с оптимальными параметрами и структурой гибкого потока.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бугаев, В. П. Совершенствование организации ремонта вагонов (системный подход) [Текст] / В. П. Бугаев. - М.: Транспорт, 1982. - 152 с.
2. Скиба, И. Ф. Комплексно-механизированные поточные линии в вагоноремонтном производстве [Текст] / И. Ф. Скиба, В. А. Ёжиков. - М.: Транспорт, 1982. - 136 с.
3. Типовi норми часу на слюсарш роботи при де-повському ремонп вантажних вагошв [Текст] / № 581-ЦЗ, затв. 03.12.2003. - К., 2004. - 157 с.
4. Боровиков, В. П. Популярное введение в программу 8ТЛТ18Т1СЛ [Текст] / В. П. Боровиков. - М.: КомпьютерПресс, 1998. - 267 с.
5. Боровиков, В. П. 8ТЛТ18Т1СЛ. Искусство анализа данных на компьютере: Для профессионалов [Текст] / В. П. Боровиков. - СПб.: Питер, 2003. - 688 с.
6. Закс, Л. Статистическое оценивание [Текст] / Л. Закс. - М.: Статистика, 1976. - 598 с.
7. Львовский, Е. Н. Статистические методы построения эмпирических формул [Текст] / Е. Н. Львовский. - М.: Высш. шк., 1988. - 239 с.
8. Румшинский, Л. З. Математическая обработка результатов эксперимента [Текст] / Л. З. Рум-шинский. - М.: Наука, 1971. - 192 с.
9. Мямлин, В. В. Совершенствование поточного метода ремонта вагонов за счёт гибкости транспортной системы между технологическими модулями [Текст] / В. В. Мямлин // Залiзн. трансп. Украни. - 2008. - № 4. - С. 15-17.
10. Мямлин, В. В. Анализ основных параметров асинхронного гибкого потока ремонта вагонов и методы их расчёта [Текст] / В. В. Мямлин // Вюник Дншропетр. нац. ун-ту залiзн. трансп. iм. акад. В. Лазаряна. - 2009. - Вип. 26. - Д.: Вид-во ДНУЗТ, 2009. - С. 28-33.
11. Мямлин, В. В. Компоновочные решения организационно-технологических структур перспективных вагоноремонтных депо с асинхронными гибкими потоками ремонта вагонов [Текст] / В. В. Мямлин // Вюник Дншропетр. нац. ун-ту залiзн. трансп. iм. акад. В. Лазаряна. - 2010. -Вип. 31. - Д.: Вид-во ДНУЗТ, 2010. - С. 55-62.
Поступила в редколлегию 14.11.2011.
Принята к печати 23.11.2011.
В. В. МЯМЛИ
АНАЛ1З ТРУДОМ1СТКОСТЕЙ ОКРЕМИХ ВИД1В РОБ1Т ПРИ ДЕПОВСЬКОМУ РЕМОНТ ШВВАГОШВ
Дослщжено трудомюткосп окремих видiв робгг при деповському ремонп шввагошв. Показано, що трудомюткосп е випадковими величинами, яш мають дуже широкий розмах. Ця особливють вагоноремонтного виробництва повинна обов'язково враховуватися при оргашзацп ремонту вагошв на потощ.
Ключовi слова: ремонт вагошв, трудомюткють, обробка статистичних даних, потоковий метод
V. V. MYAMLIN
LABOUR INTENSITY ANALYSIS OF CERTAIN WORKS DURING REPAIR OF OPEN CARS IN DEPOT
Labor-intensity of various types of works during repair of open cars in depot is investigated. It is shown that the repair labor-intensity of are random variables, which have a wide spread. This factor of car repair production must be taken into account during organization of cars stream repair.
Keywords: repair of cars, labor intensity, processing of statistical data, stream method