Научная статья на тему 'Анализ требований к программным продуктам с выбором метода тестирования на примере web-ориентированных приложений'

Анализ требований к программным продуктам с выбором метода тестирования на примере web-ориентированных приложений Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1154
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ТЕСТИРОВАНИЕ / МЕТОД РАНЖИРОВАНИЯ / МЕТОД БАЛЛЬНЫХ ОЦЕНОК / INFORMATION SYSTEM / TESTING / RANKING METHOD / THE METHOD SCORES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Калиберда Елена Анатольевна, Федотова Ирина Викторовна

В статье рассмотрена возможность применения качественных методов системного анализа для тестирования информационных систем, выявлены основные требования, предъявляемые к ним в соответствии с ГОСТ. В качестве примера проведен анализ популярного web-сайта (vkontakte.ru), являющийся частным случаем web-ориентированных ИС. Предлагается вариант использования метода ранжирования и метода балльных оценок для тестирования web-ориентированной информационной системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Калиберда Елена Анатольевна, Федотова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of requirements to software products with choice of method of testing on example weboriented of appendices

The article considers the possibility of using qualitative methods of systems analysis for testing informational systems, identify the main requirements for them in accordance with GOST. As an example, an analysis of the popular web-site (vkontakte.ru), which is a special case of web-based IS. The variant of using the method of ranking method and the scores for testing web-oriented information system

Текст научной работы на тему «Анализ требований к программным продуктам с выбором метода тестирования на примере web-ориентированных приложений»

УДК 004.054

Е. А. КАЛИБЕРДА Ц И. В. ФЕДОТОВА L-

Омский государственный институт сервиса

АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОГРАММНЫМ ПРОДУКТАМ С ВЫБОРОМ МЕТОДА ТЕСТИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ

WEB-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ______________________________

В статье рассмотрена возможность применения качественных методов системного анализа для тестирования информационных систем, выявлены основные требования, предъявляемые к ним в соответствии с ГОСТ. В качестве примера проведен анализ популярного web-сайта (vkontakte.ru), являющийся частным случаем web-ориентированных ИС. Предлагается вариант использования метода ранжирования и метода балльных оценок для тестирования web-ориентированной информационной системы Ключевые слова: информационная система, тестирование, метод ранжирования, метод балльных оценок.

Введение

В настоящее время развитие различных сфер человеческой деятельности напрямую связано с применением вычислительной техники и созданием информационных систем. Для корректного функционирования информационных систем перед их внедрением необходимо проводить неоднократное тестирование. Тестирование является основной составляющей для любой создаваемой системы. Это позволяет получить объективную информацию о качестве тестируемой системы, что значительно сокращает затраты на ее сопровождение. Качество определяется соответствием стандарту ГОСТ ИСО/ИМЭК 9126-93. Тестирование программных модулей и компонент программных средств описаны в стандарте ANSI/ IEEE 1008-1986.

В рамках проведенной работы систематизированы требования к различного типа информационным системам (ИС) и рассмотрены методы проведения экспертных оценок.

Анализ методов тестирования ИС

Все существующие методы тестирования делятся на четыре основных класса: тестирование в реальном масштабе времени, статическое тестирование, детерминированное тестирование и стохастическое [1].

В отдельную группу можно выделить методы качественного и количественного тестирования.

— В качественных методах основное внимание уделяется организации постановки задачи, новому этапу ее формализации, формированию вариантов, выбору подхода к оценке вариантов, использованию опыта человека, его предпочтений, которые не всегда могут быть выражены в количественных оценках.

— Количественные методы связаны с анализом вариантов, с их количественными характеристиками

корректности, точности и т. п. Для постановки задачи эти методы не имеют средств, почти полностью оставляя осуществление этого этапа за человеком.

Качественные методы тестирования применяются, когда отсутствуют описания закономерностей систем в виде аналитических зависимостей.

Примерами количественных методов являются теория вероятности и математической статистики, сравнительный анализ, методы, основанные на математической модели.

Систематизация требований к информационным системам

К тестируемой информационной системе предъявляются определенные требования. Они могут быть различны, в зависимости от типа ИС, которая подвергается тестированию. В свою очередь, каждый тип информационных систем может включать несколько различных подтипов, для которых требования могут различаться. В результате проведенного анализа существующих требований удалось систематизировать их в соответствии с подтипами информационных систем. В качестве примера рассмотрим web-ориентированные ИС. Частным случаем web-ориентированных ИС является web-сайт, примерные требования к ним приведены в табл. 1.

Частным случаем web-ориентированных ИС является web-сайт. В данном случае все требования, предъявляемые к web-сайту, являются качественными, поэтому для тестирования сайта необходимо выбирать соответствующие методы, например, методы экспертных оценок.

Для оценки предлагается сайт vkontakte.ru, относящийся к группе социальных сетей. Метод ранжирования предполагает составление анкеты, в данном случае анкета включает в себя семь блоков вопросов, соответствующих требованиям, предъявляемым к web-сайтам [2], пример одного из блоков:

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (110) 2012 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (110) 2012

Требования к информационным системам

Web- ориентированная ИС Источник Требования к ИС

1. Web-сайт Стандарт ШМ-ШСЛС ГОСТ 34.602-89 (п.2.6.3.2) ГОСТ 24.104-85 (п.1.6.9) Стандарт Ш3С, ГОСТ 34.602-89 (п.2.6.3.3) 1. Требования к представлению главной страницы сайта 1.1. главная страница сайта должна содержать графическую часть 1.2. навигационное меню сайта 1.3. отсутствие мелькающих баннеров 1.4. краткая контактная информация (телефон и e-mail компании) 1.5. поле поиска (для выполнения полнотекстового поиска по сайту) 1.6. поле выбора языка (русский/английский) 2. Требования к составу, структуре и способам организации данных в системе 2.1. все данные сайта должны храниться в структурированном виде под управлением реляционной СУБД 2.2. файлы данных, предназначенные для просмотра и скачивания (изображения, видео, документы и т.п.) должны храниться в файловой системе, а в БД размещаться ссылки на них 3. Требования к разделению доступа Все опубликованные разделы сайта должны открываться для доступа на чтение без аутентификации пользователя. При попытке входа в закрытый раздел у пользователя, не прошедшего аутентификацию, должен быть запрошен логин и пароль 4. Требования к лингвистическому обеспечению 4.1. исходный код должен разрабатываться в соответствии со стандартами W3C (HTML 4.0) 4.2. для реализации интерактивных элементов клиентской части должны использоваться языки JavaScript и DHTML 4.3. для реализации динамических страниц должен использоваться язык PHP 5. Требования к эргономике и технической эстетике сайта 5.1. сайт должен быть оптимизирован для просмотра при разрешении 1024x768, 1280x1024 без горизонтальной полосы прокрутки и без пустых (белых) полей для основных типов разрешения 5.2. элементы управления должны быть сгруппированы однотипно — горизонтально либо вертикально — на всех страницах 6. Требования к интерфейсу 6.1. Шрифты, используемые в текстовых материала сайта, должны соответствовать стандартным шрифтам браузеров: Helvetica/Arial, Times New Roman, Courier. Допустимо использование иных распространенных шрифтов (Verdana, Tahoma и др.) в том случае, если их замена на стандартные шрифты не приведет к визуальному искажению текста 6.2. Размер (кегль) шрифтов должен обеспечивать удобство восприятия текста при минимально допустимом размере экрана 6.3. Все рисунки и фото объемом более 1 kb (кроме элементов дизайна страницы) должны быть выполнены с замещающим текстом. Все рисунки должны быть в формате gif или jpg 7. Требования к структуре сайта 7.1. Сайт должен иметь «карту сайта», на которой располагаются ссылки на все существующие страницы сайта 7.2. На любой странице сайта должно отображаться текущее «местоположение» пользователя 7.3. Доступ к любым разделам сайта должен осуществляться при помощи не более чем 2 — 3 кликов. 8. Требования к отображению сайта в различных браузерах Сайт должен обеспечивать корректное отображение данных в следующих браузерах: Internet Explorer 6 и выше, Opera 9 и выше, Firefox 3 и выше. 9. Требования к текстовому наполнению сайта 9.1. заголовки web-страниц должны быть максимально информативны; 9.2. текст любой web-страницы разбивается на логические блоки (абзацы); 9.3. абзацы нужно делать короткими, 3 — 4 предложения; 9.4. предложения должны быть короткими, следует избегать длинных конструкций, деепричастных оборотов, сложных предложений

2. Web-приложение ГОСТ 27.002-89 1. Требования к функциональности: 1.1. web-приложение должно быть масштабируемым (должна быть возможность к расширению при увеличении нагрузки) 1.2 web-приложение должно обеспечивать доступ ко всем функциям для пользователя при любых условиях (требование надёжности) 1.3 быстродействие (максимальным приемлемым временем отклика для в web-приложений считается 5 секунд) 2. Требования к безопасности 2.1 разграничение прав доступа к функциям и данным каждого компонента web-приложения 2.2 контроль уровня доступа компонентов и/или пользователей 2.3 авторизация и верификация пользователей

Главная страница сайта

1. Главная страница сайта содержит графическую часть

2. Главная страница сайта содержит навигационное меню по сайту

3. На главной странице отсутствуют мелькающие баннеры

4. На главной странице содержится краткая контактная информация (телефон и e-mail компании)

5. Имеется поле поиска

6. Имеется поле выбора языка.

В опросе приняло участие 10 респондентов в возрасте 18 — 24 лет, каждый респондент отвечал на вышеуказанные вопросы. После получения результатов тестирования все данные были проанализированы и произведены расчеты экспертной оценки.

Наиболее распространёнными методами экспертных оценок являются метод ранжирования и метод балльных оценок.

Тестирование 'шеЬ-сайта с помощью метода ранжирования

Ранжирование — это расположение объектов в порядке возрастания или убывания какого-либо присущего им свойства. Ранжирование позволяет выбрать из исследуемой совокупности факторов наиболее существенные [3].

Получение рангов позволяет произвести дальнейшие расчеты весовых коэффициентов. Измерение весовых коэффициентов, сумма которых должна равняться единице, рассчитываются по формуле:

1Г-1С

9, =

п,т ^¡'=1, ]=1

С:

(1)

где п — количество экспертов; т — число «взвешиваемых» показателей;

С

ранг ]-го показателя, установленный ¡-м

экспертом.

Окончательный вывод о возможности использования коллективного мнения экспертов можно сделать после определения согласованности мнений экспертов. Проверку согласованности мнений осуществляют с помощью коэффициента конкордации (согласия). Расчет коэффициента осуществляется по следующей формуле:

п2 ■ (т3 - т) ,

(2)

где 5 — сумма квадратов отклонений суммы рангов каждого объекта экспертизы от среднего арифметического рангов; п — число экспертов; т — число объектов экспертизы.

Чем ближе значение коэффициента к единице, тем выше согласованность.

Достоинством метода является его простота, а недостатком — ограниченные возможности использования. При оценке большого количества объектов экспертам очень трудно строить ранжированный ряд, поскольку приходится учитывать множество сложных связей.

Если сайт неразумно организован, его меню неудобно, в нем недостаточно ссылок, то посетитель быстро покинет сайт, не заинтересовавшись им.

Тестирование 'шеЬ-сайта с помощью метода балльных оценок

Процедура шкалирования,основанная на балльных оценках, наиболее популярна в силу своей простоты. Конечным результатом является приписывание чисел стимулам в соответствии с порядком их распределения [2]. Для испытуемого числовые шкалы — самые легкие по вынесению суждений, а для экспериментатора — самые простые с точки зрения обработки результатов.

Расчет весовых коэффициентов и коэффициента согласованности проводится как в предыдущем методе.

При расчете методом ранжирования, после пересчета всех весовых коэффициентов, наибольшие значения получились у вопросов, относящихся к разным разделам, а именно (рис. 1):

Интерфейс пользователя:

11. По внешнему виду сайта легко понять, как выполнять какое-либо действие

Полезность для человека:

28. Я легко могу связаться с нужными мне людьми

29. Этот сайт позволяет почувствовать свою причастность к некой социальной группе или классу

Коэффициент конкордации равен 0,00528, что говорит о том, что степень согласованности мнений экспертов можно считать неудовлетворительной, то есть они полностью не согласованы. Поэтому выводы, сделанные из расчетов, могут быть вполне некомпетентными. Несмотря на это, можно сказать, что данный сайт прост в использовании, доступен и полезен для пользователя.

При расчете методом балльных оценок, после пересчета всех весовых коэффициентов наибольшие значения получились у вопросов, относящихся к разным разделам (рис. 1):

Интерфейс пользователя:

11. По внешнему виду сайта легко понять, как выполнять какое-либо действие

- Еи.ч:Стй й кйзф-1 ллс'ГОд Ьольных оценок

■ ПсгСОвой ксэ:аф-г м<_чоц р^мжироектил

г

номер [¿опроса

Рис. 1. Соотношение весовых коэффициентов при использовании методов: ранжирования; балльных оценок

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (110) 2012 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

261

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (110) 2012

Текстовое наполнение сайта:

16. Абзацы короткие (3 — 4 предложения)

Полезность для человека:

26. Этот сайт имеет большую значимость для меня

28. Я легко могу связаться с нужными мне людьми

29. Этот сайт позволяет почувствовать свою причастность к некой социальной группе или классу

Коэффициент конкордации равен 0,23, что говорит о том, что степень согласованности мнений экспертов намного выше, чем в предыдущем опросе. Это говорит о том, что метод балльных оценок более понятен и легок в применении, чем метод ранжирования. Значит, выводы, сделанные из расчетов, могут быть вполне компетентными. Средний балл равен 8,82, это показывает, что данный сайт, по мнению экспертов, соответствует требованиям на 88,2 %.

В результате проведенных исследований сайта vkontakte.ru можно сделать вывод, что данный сайт практически полностью удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к web-сайтам. Он прост в использовании, доступен любому пользователю, обладает полезной для пользователя информацией.

Метод балльных оценок более понятен и легок в применении, чем метод ранжирования. Анализ результатов показал, что итоговые коэффициенты достаточно близки, что говорит о возможности использования одного из методов.

Заключение

Проведенный анализ позволил выделить наиболее общие требования, предъявляемые к web-ориентированным системам. Однако, несмотря на полученный перечень требований, их список остаётся неполным.

Библиографический список

1. Бейзер, Б. Тестирование черного ящика. Технологии функционального тестирования программного обеспечения и систем / Б. Бейзер. — 1-е изд. — СПб. : Питер; 2004. — 320 с.

2. Круг, С. Веб-дизайн / С. Круг : пер. с англ. - 2-е изд. — СПб. : Символ-Плюс, 2008. — 224 с.

3. Волкова, В. Н. Теория систем и системный анализ : учебник / В. Н. Волкова, А. А. Денисов. — М. : Юрайт, 2010. — 679 с.

КАЛИБЕРДА Елена Анатольевна, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры прикладной информатики и математики.

ФЕДОТОВА Ирина Викторовна, старший преподаватель кафедры прикладной информатики и математики. Адрес для переписки: Igrig64@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.10.2011 г.

© Е. А. Калиберда, И. В. Федотова

уДК 687.7:658.51.011.56 М. А. ЧИЖИК

М. Н. РАССКАЗОВА И. А. ШЕВЕЛЁВА

Омский государственный институт сервиса

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ ПАКЕТОВ ОДЕЖДЫ С УЧЕТОМ ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ СВОЙСТВ________________________________________________

В статье изложены вопросы автоматизации проектирования теплозащитной одежды. Рассмотрены факторы, определяющие теплозащитные свойства изделий с объемными утеплителями. Приведены результаты экспериментальных исследований воздухопроницаемости материалов, применяемых для изготовления пуховой одежды. Получено уравнение регрессии, позволяющее выполнить расчет массы перопухового наполнителя в изделии для заданных условий эксплуатации.

Ключевые слова: автоматизация, проектирование, теплозащитный объемный пакет, перопуховой наполнитель, теплозащитные свойства, воздухопроницаемость.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современные тенденции развития швейной промышленности предопределяют необходимость постоянного использования средств вычислительной техники в процессе проектирования изделий.

Промышленные системы автоматизированного проектирования одежды предоставляют специалистам большое количество программных средств для выполнения проектно-конструкторских задач. При этом существующие в настоящее время САПР ориентированы на процесс проектирования одежды из тканей, трикотажа, меха и не предназначены для разработки одежды с объемными утеплителями.

Эффективность теплозащиты одежды напрямую зависит от свойств материалов, входящих в состав теплозащитного пакета. Самым лучшим теплоизоля-тором является неподвижный воздух. Поэтому утеплители изготавливают из различных мельчайших волокон, способных удерживать вокруг себя воздух. Наилучшими показателями эксплуатационных свойств обладает перопуховая масса водоплавающих птиц.

Качество одежды и экономическая эффективность ее производства закладываются на этапах конструкторской и технологической разработок. Дан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.