Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ТРАНСПОРТНЫХ РИСКОВ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ'

АНАЛИЗ ТРАНСПОРТНЫХ РИСКОВ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСКИ / АНАЛИЗ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ И ИНЫЕ СОБЫТИЯ / УЩЕРБ / ТРАНСПОРТНЫЙ ПРОЦЕСС / НАЧАЛЬНАЯ ЭНТРОПИЯ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Доценко Ю.В., Виховская Л.И.

В статье проведен анализ транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, допущенных на ГУП «Донецкая железная дорога» за 2020 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Доценко Ю.В., Виховская Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF TRANSPORT RISKS ASSOCIATED WITH TRAFFIC SAFETY VIOLATIONS

The article analyzes traffic accidents and other events related to violation of the rules of traffic safety and operation of railway transport, admitted at the State unitary Enterprise «Donetsk Railway» for 2020.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ТРАНСПОРТНЫХ РИСКОВ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ»

УДК 656.2

ДОЦЕНКО Ю.В., канд. техн. наук, доцент (Донецкий институт железнодорожного транспорта)

ВИХОВСКАЯ Л.И., старший преподаватель (Донецкий институт железнодорожного

транспорта)

Анализ транспортных рисков, связанных с нарушением безопасности движения

Dotsenko Y.V., Candidate of Technical Science, Associate Professor (DRTI) Vihovskaya L.I., Senior Lecturer (DRTI)

Analysis of transport risks associated with traffic safety violations

Введение

Транспортная система включает множество разнородных элементов, функционирование которых находится под влиянием различных факторов и сопряжено с определенными рисками. Риск функционирования этой системы должен быть сведен к минимуму или вообще нейтрализован. Под риском понимается вероятность наступления страхового случая, а также возможный размер ущерба от него.

Риски рассматривают с двух сторон: и страхователя, и страховщика. Объективные риски - это проявление стихии, землетрясения, ураганы, наводнения, извержения вулканов; в данную группу относятся политические риски и военные.

Субъективные риски - связанные с человеческим фактором, кража, пожар, авария. Страхователь решает оставить эти риски на свой счет и (или) на счет страховщика. Страховщик оценивает вероятность каждого риска и рассчитывает стоимость страховой премии, учитывая значимость конкретного риска и его вероятность. Необходимо различать действительные риски, которые характерны для данной

перевозки и специфические свойства товара, вид транспорта, другие обстоятельства, которые не могут выступать, как риски (ржавление металла, изгиб труб, усушка продуктов). Естественные свойства груза, транспорта, условий перевозки не покрываются страховкой.

Анализ последних исследований и публикаций

Многозвенность транспортной системы предопределяет возможность отказов - это определенный риск [1]. Высокая неопределенность системы измеряется начальной энтропией:

п

Нн =х (^Ь^ + giloggi), (1)

¡=1

где п - количество звеньев транспортной системы;

Р1 - вероятность безотказности или надежности выполняемых операций;

- вероятность отказа или риска данной операции.

Высокий уровень потенциального риска снижается за счет управления транспортной системой и

целенаправленного воздействия на

операции для поддержания энтропии на минимально низком уровне.

Компетентное управление

осуществляется персоналом высокой квалификации и позволяет довести

надежность транспортной системы до величины близкой к единице (рис. 1).

Для управления транспортным процессом необходим определенный объем информации.

Рис. 1. Методы управления рисками

Для достижения цели,

транспортная система должна

принимать меры по доведению до минимума возможного риска (рис. 2).

Рис. 2. Меры минимизации и устранения рисков

Предотвращение ущерба

достигается за счет следующих основных мероприятий:

- разработка требований к надежности и качеству технических средств;

- надзор и инспекция за эксплуатацией;

- профилактика в рамках технического обслуживания;

- аттестация персонала, занятого в транспортном процессе;

- комплексное развитие транспортной инфраструктуры.

В такой системе риск сведен к минимуму, а его возможность обусловлена форс-мажорными

обстоятельствами [2].

Цель работы

Выполнить анализ транспортных

происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Определить ущерб.

Основная часть

ГУП «Донецкая железная дорога» с 2014 года работает в условиях дестабилизирующих факторов,

связанных с форс-мажорными обстоятельствами. Количество

транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного

транспорта, допущенных на ГУП «Донецкая железная дорога» в 1-1У квартале 2020 года приведены в таблице

1 [3].

№ п/п Классификационный признак I кв. 2020 г. II кв. 2020 г. III кв. 2020 г. IV кв. 2020 г. Всего за год

1 2 3 4 5 6 7

1. Неверные действия работников, которые привели к задержке поезда на 1 ч и более 2 2 4

2. Невыдача предупреждений на поезда, при наличии необходимости уменьшения скорости и(или)остановки 1 1 2

3. Неисправность технических средств (в т.ч. подвижного состава), которые привели к задержке поезда на 1 час и более 9 3 4 3 19

4. Сход подвижного состава при выполнении маневровых работ 1 2 4 7

5. Сход подвижного состава при выполнении поездной работы 1 1

6. Саморасцеп автосцепок между вагонами 1 1 2

7. Неисправность технических средств, которые не устранены в течение 8 часов и более, а на переездах в течение 4 часов 2 6 1 9

8. Отправление (прием) поезда по неготовому маршруту 0

Таблица 1

Количество транспортных происшествий и иных событий

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5 6 7

9. Излом рельса или элемента стрелочного перевода 0

10. Нарушение установленного порядка ограждения опасного места для движения поездов при выполнении работ 3 3

11. Падение на путь деталей железнодорожного подвижного состава 0

12. Задержка поезда на перегоне на один час и более сверх времени, установленного графиком движения поездов. 0

Итого: 12 11 15 9 47

Причины транспортных

происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта,

допущенных на ГУП «Донецкая железная дорога» в 2020 году:

- неисправность элементов железнодорожного пути, стрелочных переводов;

- неверные действия работников;

тягового

неисправность подвижного состава;

неудовлетворительная организация работ в «окно»;

неисправность вагонов; неисправность устройств

энергоснабжения;

- неисправность устройств СЦБ,

связи;

неисправность контактной сети. Ответственными за допущенные случаи транспортных происшествий являются структурные подразделения Дороги (рис. 3).

Рис. 3. График ответственности структурных подразделений ГУП «Донецкая железная дорога» за допущенные в 2020 году транспортные происшествия и иные события

Для проведения анализа состояния безопасности движения используем относительный статистический

показатель [4].

Так, относительным показателем является цифровой обобщающий показатель, результат сопоставления двух статистических величин -абсолютного показателя и базисного

показателя:

К

=■ тп

(2)

где П оо - общий относительный

статистический показатель безопасности движения;

Ктп - количество транспортных

происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; П б - базисный показатель. Для анализа примем базисным показателем грузооборот предприятия по годам:

1) за 2019 год:

Пб=2455,9 млн. ткм; Ктп=69 ед.;

2) за 2020 год:

П б =1462,5 млн. ткм; Ктп=47 ед.;

Расчет общего относительного статистического показателя

безопасности движения на ГУП «Донецкая железная дорога»:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П

1) за 2019 год:

2019 69

2455,9

0,028 (ед./млн. ткм.);

2) за 2020 год:

П

2020

47

1462,5

= 0,032 (ед./млн. ткм.);

Общий относительный

статистический показатель безопасности

движения в 2020 году составил в П 2°20

=0,032, что на 14% выше показателя 2019 года.

Выводы

По итогам проведенного анализа транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного

транспорта на ГУП «Донецкая железная дорога» в 2020 году, было допущено 47 событий, что на 32% ниже, чем в 2019 году.

Согласно настоящему анализу, транспортные происшествия произошли в 41% случаях по причине неисправности технических средств, которые привели к задержке поезда на 1 час и более. Вследствие допущенных событий было задержано 28 поездов. Суммарное время задержки поездов составило 71 час 54 минуты.

15% от общего числа допущенных транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного

транспорта, приходятся на сходы подвижного состава при выполнении маневровых работ, причинами которых стали неисправности элементов железнодорожного пути и неверных действий работников.

В 2020 году был случай несанкционированного вмешательства в деятельность ГУП «Донецкая железная дорога», нанесший ущерб в 26150,06 рос. руб. против 2 случаев и ущерба в 68291,00 рос. руб. в 2019 году.

В 2020 году допущено 9 ДТП на железнодорожных переездах, в 2019 году - 13 ДТП.

оо

оо

Ущерб ГУП «Донецкая железная дорога» в результате транспортных происшествий и событий, связанных с нарушением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного

транспорта, включая дорожно-транспортные происшествия на железнодорожных переездах, за 2020 год составил 242770,94 рос. руб., из них по вине работников ГУП «Донецкая железная дорога» - 79 675,56 рос. руб.

С целью недопущения

вышеуказанных событий рекомендуется усилить контроль за выполнением работниками ГУП «Донецкая железная дорога» должностных обязанностей при выполнении работ по техническому обслуживанию и содержанию тягового подвижного состава, а также содержанию элементов

железнодорожного пути.

Список литературы:

1. Бродецкий Г.Л. Управление рисками в логистике: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Л. Бродецкий, Д.А. Гусев, Е.А. Елин. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 192 с.

2. Хохлов Н.В. Управление риском: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 298 с.

3. Анализ транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил

безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта,

допущенных на ГП «Донецкая железная дорога» за 2020 год. Донецк. - 2021 г.

4. Савицкая Г.Б. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности: методологические аспекты. Монография / Г.В. Савицкая. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с.

5. Доценко, Ю.В. Обоснование параметров технической надежности и качества транспортного производства [Текст] / Ю.В. Доценко, В.Ф. Костанда, Л.И. Виховская // история и перспективы развития транспорта на севере России. -2019. - №1. - С. 70-73.

Аннотации:

В статье проведен анализ транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, допущенных на ГУП «Донецкая железная дорога» за 2020 год.

Ключевые слова: риски, анализ, безопасность движения, транспортные происшествия и иные события, ущерб, транспортный процесс, начальная энтропия.

The article analyzes traffic accidents and other events related to violation of the rules of traffic safety and operation of railway transport, admitted at the State unitary Enterprise «Donetsk Railway» for 2020.

Keywords: risks, analysis, traffic safety, traffic accidents and other events, damage, transport process, initial entropy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.