АНАЛИЗ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ
РЕСПУБЛИКЕ КОНГО
Манзанза Фрида Матондо1, выпускник Ветшондо Осомба Доминик2, профессор Ахумбила Бозо Патрик2, преподаватель
1Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского 2Университет Киншасы 1(Россия, г. Брянск) 2(Конго, г. Киншаса)
Б01:10.24412/2500-1000-2024-10-3-10-16
Аннотация. Нефть является важным стратегическим продуктом экспорта в Демократической республике Конго. От объема экспорта напрямую зависит развитие и благосостояние социального сектора государства. Во всем мире транспортировка нефтепродуктов представляет собой важную задачу для всех компаний, которые их поставляют. В статье проанализированы виды транспорта для транспортировки сырой нефти, которые применяются в ДРК, описаны их достоинства и недостатки. Описаны компании, которые занимаются транспортировкой нефти. Приведена логистика. В целом можно сделать вывод, что используются в основном внутри страны железнодорожный транспорт и трубопроводы, извне - танкеры. Автомобильный транспорт не используется в силу состояния дорог.
Ключевые слова: нефть, Демократическая республика Конго, месторождения, транспортировка, нефтепродуктов.
Транспортная инфраструктура является фундаментальной потребностью как в социальной жизни, так и в экономике. Она влияет на окружающую среду региона, улучшает условия жизни населения, которое может легко перемещать и распространять свои товары, получать информацию, создает возможности для создания рабочих мест, распределения доходов и, следовательно, представляет собой эффективную стратегию борьбы с бедностью.
Нефть - «черное золото» - в основном транспортируется после добычи на аффинажные заводы запрашивающих стран. Очень часто открытые месторождения расположены вдали от крупнейших потребителей. Эти месторождения в основном находятся в Саудовской Аравии, России и США.
Компании, транспортирующие нефть, вкладывают большие средства в безопасность, чтобы избежать любого ущерба окружающей среде.
Целью работы является анализ транспортировки нефтепродуктов в ДРК.
Методы и материалы исследования. Источниками исследования являются открытые литературные источники, отражающие геологическую и нефтегазовую информацию об изучаемой территории.
По состоянию на 2016 год по доказанным запасам нефти ДРК занимает 58-е место в мире. Суммарная ситуация представлена в таблице 1.
Таблица 1. Нефтяные запасы ДРК (на 2023 г.) [1]
Баррель Место в мире
Запасы нефти 180000000 58
Баррель в день
Добыча нефти 20000 80
Потребление нефти 21000 131
Экспорт 16263
Благодаря открытию месторождений нефти и газа на востоке страны, ДРК занимает второе место по запасам сырой нефти в Центральной и Южной Африке после Анголы. Эти запасы в основном расположены в четырех крупных озерах, граничащих с Танзанией, Бурунди, Руандой и Угандой. В ДРК расположены три осадочных бассейна [2, 3]: прибрежный бассейн, расположенный в Центральном Конго, простирающийся от берега до устья реки Конго, Центральный бассейн и грабены Альбертина и Танганьика, простирающиеся от границы Уганды и ДРК до южной оконечности озера Танганьика на границе Замбии и ДРК. В настоящее время три крупные нефтяные компании ведут добычу нефти в ДРК: англо-французская фирма Perenco ведет добычу нефти на шельфе в Атлантическом океане у побережья Муанда в Центральном Конго; французская нефтяная компания Total и полугосударственная компания Cohydro, которая ведет разведочные и предварительные работы по добыче в восточной части ДРК [4].
Доказанные запасы нефти в ДРК составляют 180 миллионов баррелей, хотя, по оценкам, общие запасы нефти превышают пять миллиардов баррелей. В настоящее время добыча конголезской нефти ограничивается прибрежным бассейном и составляет около 25 000 баррелей в день на шельфе, весь объем которой идет на экспорт [4, 5].
Результаты исследования. Рассмотрим виды транспортировки сырой нефти.
1. Транспорт нефтепродуктов трубопроводным транспортом.
Наземный трубопроводный транспорт остается важным, особенно в таких огромных странах, как Россия. Самым простым и безопасным решением для транспортировки жидкости в современной индустрии массового транспорта топлива является труба. Следует отметить, что нефте- и газопроводы изготавливаются из стальных труб длиной от 10 до 12 м, сваренных встык. Сами трубы могут быть изготовлены как бесшовными, так и из сварного листового металла.
Перемещение продукции осуществляется насосными установками, распределенными по трубопроводу, расстояния которых зависят от загрузки трубопровода [6]. Однако прокладка нефтепровода в сложных условиях обходится дорого, стоимость одного километра может быть такой же высокой, как и строительство одного километра автомагистрали.
Диаметр трубопровода определяется и является функцией заданного расхода, вязкости и плотности транспортируемого продукта и законов потери давления с целью достижения экономического компромисса между количеством и мощностью насосных станций. а также важность инвестиций. Трубопровод сырой нефти часто имеет диаметр более одного метра, насосные станции устанавливаются через равные промежутки времени для поддержания скорости транспортировки 5 км/час. Трубопроводы - это большие трубы, по которым можно транспортировать большие объемы нефти - до десятков миллионов тонн в год.
Рис. 1. Трубопровод
На конвейере выполняются следующие операции:
- Очистка трубопроводов: при эксплуатации и техническом обслуживании трубопроводов рекомендуется высылать скребковый поршень через определенный период времени, чтобы очистить трубопровод от возможных твердых примесей.
- Приемка и отгрузка: Эти операции по приемке и отгрузке в основном выполняются на нижних и верхних складах.
- Отвод и обратная закачка: здесь речь идет об отборе или полном приеме продукта в тот момент, когда станция запрашивает отбор из трубопровода как можно большего количества кубометров продукта для своих общих местных нужд. Что касается обратной закачки, то она заключается в повторном закачивании продукта из резервуара в назначенный трубопровод. Эта операция происходит редко, за исключением случаев очистки резервуара или отсутствия продукта в другом месте.
2. Перевозка нефтепродуктов автомобильным транспортом.
Автомобильный транспорт состоит из автоцистерны, которая представляет собой транспортное средство категории грузовых автомобилей, используемое для перевозки жидких, газообразных и твердых нефтепродуктов. Таким образом, типичная вместимость перевозчика нефтепродуктов варьируется от 15 до 35 м на резервуар, хотя существуют небольшие грузовики длиной 10 метров и менее 4 метров для перевозки сжиженного нефтяного газа под давлением. Таким образом, автоцистерны характеризуются длинной цистерной (или цистерной) из не-
ржавеющей стали, расположенной в задней части кабины, иногда на сочлененном прицепе, внешне напоминающей железнодорожные цистерны, состоящей из цилиндра и двух полусферических концов. Эти цистерны также могут быть разных типов в зависимости от вмещаемого груза: герметизированные, изолированные, рефрижераторные или изолированные, разделенные на несколько отсеков, кислотостойкие, предназначенные для перевозки нефтепродуктов, снабженные одним или несколькими «отверстиями для человека». (люки доступа) [7].
Автомобильный транспорт природного газа играет лишь второстепенную роль; он используется для снабжения небольших газовых предприятий в регионах, где подключение к трубопроводам нерентабельно.
Поэтому используются два вида техники:
- Грузовые автомобили или полуприцепы, оснащенные баллонами от 50 до 400 л, штампованные под давлением 250 бар и загруженные в компрессорную станцию;
- Полуприцеп оборудован цистерной объемом примерно 40 куб. метров, загружаемой непосредственно из трубы под давлением 40 бар.
При перевозке нефтепродуктов различают следующие категории транспортных средств:
- категория (с) обозначает транспортное средство с шасси и кабиной, оснащенное баком емкостью обычно от 8 до 12 кубических метров;
- категория (к) отличается от категории с емкостью, которая варьируется от 12 кубических метров до 25 кубических метров;
Рис. 2. Внещний вид автоцистерны
3. Перевозка нефтепродуктов морским и речным транспортом
Постоянное увеличение потребления в промышленно развитых странах требует развития танкерного флота для перевозки сырой нефти и готовой продукции с целью удовлетворения потребительского спроса.
Газ транспортируется по морю с помощью судна, называемого танкером СПГ. Со своей стороны, он требует расположения лодок та-
ким образом, чтобы обеспечить возможность приема, погрузки и разгрузки, а также условий безопасности и скорости.
Размеры танкеров претерпели огромную эволюцию. Несмотря на недавнее развитие трубопроводов, нефтяные танкеры остаются инструментом массового транспорта с более низкой себестоимостью, учитывая тоннаж, перевозимый за рейс [8].
Рис. 3. Внешний вид танкера
Л
4. Перевозка нефтепродуктов железнодорожным транспортом
Железнодорожный транспорт предполагает возможность погрузки товара в вагон-цистерну. Вагон-цистерна - это вагон, специализирующийся на железнодорожных перевозках нефтепродуктов [9].
Каждая вагонная цистерна состоит из кузова (иначе называемого цистерной), купола (выполняющего роль люка), сливных устройств, одной или двух лестниц и платформы.
Негерметичные вагоны имеют клапаны в нижней части под цистерной для разгрузки, а вверху могут иметь впускное отверстие и купол, в котором размещаются различные трубы.
Гермовагоны имеют нажимную плиту со всей арматурой, включая предохранительные клапаны, и защитный цилиндрический купол вверху. Погрузка и разгрузка осуществляется через это отверстие.
Теплоизолированные вагоны (которые также могут быть оборудованы системой отопления или охлаждения) применяются для перевозки жидкостей, которые должны поддерживаться при заданной температуре или достаточно текучих (мазут, битум и т.д.).
Цистерна вагона обычно частично разделена на перегородки, чтобы ограничить влияние движения жидкости, которое может поставить под угрозу устойчивость вагона. Это позволяет транспортировать различные жидкости.
Рис. 4. Внешний вид железнодорожного состава из цистерн
Обсуждение. Нефтяная деятельность в Демократической Республике Конго основана на разведке/добыче, переработке,
транспортировке, хранении и распределении нефтепродуктов. Поставками и
распределением топлива управляет SEP Congo (Служба конголезских нефтяных предприятий). Заинтересованные стороны в нефтяной отрасли распределены следующим образом: Нефтеперерабатывающие
предприятия, предприятия по
транспортировке и хранению (SOCIR И SEP-CONGO) Группа GPDPP (Объединение профессиональных дистрибьюторов
продуктов питания (TOTAL ENGEN, Cobil, FINALog, SOFICO), занимающаяся маркетингом нефтепродуктов и смазочных материалов GENAPEP (Объединение частных национальных предприятий) / CPN COPENA, GNPP и другие для сбыта нефтепродуктов частным сектором Конголезская организация по углеводородам (COHYDRO),
правительственный советник по
углеводородам [10]. ДРК импортирует 81% своих нефтепродуктов, и по состоянию на 2015 год Министерство углеводородов утвердило 57 поставщиков в этом секторе. Поставка и хранение топлива по всей ДРК осуществляется через следующие пункты въезда:
- На Западе (Нижнее Конго): импортируемая готовая продукция (бензин, дизельное топливо, реактивный газ A1, авиагазин, нефть, горючее и СНГ) доставляется танкерами или баржами с нефтеперерабатывающего завода SOCIR и выгружается в нефтяной порт
Анго-Анго Матади, после чего перекачивается по трубопроводам, за исключением топлива и сжиженного газа. другая нефть, которая перевозится танкерами.
- На юге (Катанга) готовая продукция поступает через Саканию и Касумбалесу и либо выгружается на склад в Лубумбаши, либо перевозится железнодорожным транспортом в Колвези и Касаи (Мвене Диту Кананга).
- На Востоке (Северное Киву, Южное Киву и Северная Катанга) импортируемая готовая продукция поставляется в Калемие, Калунду, Букаву или Гома. Но в 1997 году SEP на время утратила контроль над импортом на востоке.
Движение продукции:
- Эксплуатация трубопроводной сети (6 из 718 км, из которых 2 - по 6-дюймовой оси Матади - Киншаса (662 км), 2 - по 6-дюймовой плюс 1 - по 10-дюймовой оси Ма-сина - Киншаса (44 км) и 1 - по 6-дюймовой оси Масина-Нджил (12 км)) с годовой пропускной способностью (1.200.000 м3), а также баржи, вагоны-цистерны и автоцистерны-наливщики установленной вместимостью соответственно: 800 м3, 5.454 м3 и 1.616 м3;
- Эксплуатация речной сети: 7 единиц, включая 5 толкачей, одну баржу и одно каноэ;
- Эксплуатация железнодорожной сети: 132 единицы с 2 локомотивами и 130 цистернами (ось Касаи и Катанга 112, ось Нижнее Конго -Киншаса 18);
- Эксплуатация наземной сети (дорожная техника и инженерное оборудование): 292 единицы, включая 53 тележки, 39 прицепов, 35 тракторов, 5 лотков, 44 транспортных
средства, 92 фургона, 17 легковых автомоби- внешние факторы, такие как плохое лей и семь мотоциклов. состояние дорог, закрытые границы из-за
Выводы. Внутренние и гуманитарные проблем с безопасностью, разрушенные потребности покрываются за счет мосты, наводнения или перегруженность возможностей национального рынка, и в портов, которые могут повлиять на доступ и последние годы не возникало проблем с сроки доставки. Поэтому необходимо заранее удовлетворением обоих требований. Даже в подготовить запасы на случай случае внезапного увеличения потребностей в непредвиденных обстоятельств и пополнить перевозках, имеющийся национальный рынок их, чтобы избежать каких-либо помех в ходе был в состоянии удовлетворить растущий мероприятий по оказанию помощи. спрос. Однако необходимо учитывать
Библиографический список
1. DR Congo Oil. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.worldometers.info/oil/democratic-republic-of-the-congo-oil/ (дата обращения: 06.10.2024).
2. Crosby A.G., Fishwick S., White N. Structure and evolution of the intracratonic Congo Basin //Geochemistry, Geophysics, Geosystems. - 2010. - Т. 11. - № 6.
3. Ghura M.D., Bhattacharya M.R. Oil and Growth in the Republic of Congo // International Monetary Fund. - 2006. - № 185.
4. Congo, Democratic Republic - Oil and Gas. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.privacyshield.gov/ps/article?id=Congo-Democratic-Republic-Oil-and-Gas (дата обращения: 06.10.2024).
5. Democratic Republic of the Congo - Oil and Gas. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.trade.gov/country-commercial-guides/democratic-republic-congo-oil-nd-gas (дата обращения: 06.10.2024).
6. Кульечев В.М. и др. Трубопроводный транспорт природного газа, нефти и нефтепродуктов и его роль в обеспечении развития и стабильности топливно-энергетического комплекса // Безопасность труда в промышленности. - 2002. - № 7. - С. 4-12.
7. Терехин С.Н. Решение задачи исключения аварийных ситуаций во время движения автоцистерны для перевозки нефти и нефтепродуктов при помощи аппарата нечеткой логиКИ // Комплексная безопасность и физическая защита. - 2018. - С. 51-57.
8. Ксенофонтов Ю.Г., Скрипник И.Л., Воронин С.В. К вопросу повышения эффективности применения систем обеспечения противопожарной безопасности на морских нефтяных танкерах // Транспорт россии: проблемы и перспективы. - 2019. - С. 266.
9. Хусаинов Ф.И., Ожерельева М.В. Перевозки угля и нефтеналивных грузов железнодорожным транспортом: текущее состояние и перспективы // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. - 2019. - № 4 (83). - С. 22-27.
10. Digital Logistics Capacity Assessment (LCA). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lca.logcluster.org/ (дата обращения: 06.10.2024).
- Экономинеские nayHU -
ANALYSIS OF PETROLEUM PRODUCTS TRANSPORTATION IN DEMOCRATIC
REPUBLIC OF THE CONGO
Manzanza Frida Matondo1, Graduate Wetshondo Osomba Dominique2, Professor Akhoumbila Bozo Patrick2, Lecturer
1Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky 2University of Kinshasa 1(Russia, Bryansk) 2(Congo, Kinshasa)
Abstract. Oil is an important strategic export product in the Democratic Republic of the Congo. The development and welfare of the state's social sector directly depends on the volume of exports. Worldwide, the transportation ofpetroleum products is an important task for all companies that supply them. The article analyzes the types of transport for the transportation of crude oil that are used in the DRC, describes their advantages and disadvantages. The companies that are engaged in oil transportation are described. The logistics is given. In general, it can be concluded that rail transport and pipelines are mainly used internally, while tankers are used externally. Road transport is not used due to the condition of the roads.
Keywords: oil, Democratic Republic of the Congo, deposits, transportation, oil products.