Научная статья на тему 'Анализ трансформации потребительской функции российских домашних хозяйств под влиянием технологического фактора'

Анализ трансформации потребительской функции российских домашних хозяйств под влиянием технологического фактора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ECONOMIC BEHAVIOR / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ФУНКЦИЯ / CONSUMPTION FUNCTION / ТРАНСФОРМАЦИЯ / TRANSFORMATION / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР / TECHNOLOGICAL REVOLUTION / ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / INFORMATION ECONOMY / HOUSEHOLDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шелгунова Елена Александровна

В статье проанализированы основные трансформации потребительской функции российских домашних хозяйств под влиянием технологического фактора. Сделан вывод о существенной активизации потребительской функции отечественных домохозяйств в условиях проникновения информационно-коммуникационных технологий в их повседневную жизнь. Рассмотрено явление кастомизации как драйвера расширения совокупного спроса в информационной экономике. Выявлены негативные аспекты, оказывающие сдерживающее воздействие на активизацию потребительской функции домашних хозяйств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF TRANSFORMATION OF THE CONSUMPTION FUNCTION OF RUSSIAN HOUSEHOLDS INFLUENCED BY TECHNOLOGICAL FACTOR

The article identifies and analyses the main trends in transformation of theconsumption function of Russian households influenced by technological factor.It makes conclusions about significant intensification of the consumption functionof the Russian households due to distribution of achievements of engineering andtechnology. The paper gives negative aspects reducing the intensification of theconsumption function.

Текст научной работы на тему «Анализ трансформации потребительской функции российских домашних хозяйств под влиянием технологического фактора»

анализ трансформации потребительской функции российских домашних хозяйств под влиянием технологического фактора

ANALYSIS OF TRANSFORMATION OF THE CONSUMPTION FUNCTION OF RUSSIAN HOUSEHOLDS INFLUENCED BY TECHNOLOGICAL FACTOR

УДК 330.163

ШЕЛГУНОВА Елена Александровна

соискатель Санкт-Петербургского государственного экономического университета, e.shelgunova@mail.ru

SHELGUNOVA, Elena Aleksandrovna

External Post-graduate Student of the Saint-Petersburg State University of Economics, e.shelgunova@ mail.ru

Аннотация.

В статье проанализированы основные трансформации потребительской функции российских домашних хозяйств под влиянием технологического фактора. Сделан вывод о существенной активизации потребительской функции отечественных домохозяйств в условиях проникновения информационно-коммуникационных технологий в их повседневную жизнь. Рассмотрено явление кастомизации как драйвера расширения совокупного спроса в информационной экономике. Выявлены негативные аспекты, оказывающие сдерживающее воздействие на активизацию потребительской функции домашних хозяйств.

Ключевые слова: домашнее хозяйство, экономическое поведение, потребительская функция, трансформация, технологический фактор, информационная революция.

Abstract.

The article identifies and analyses the main trends in transformation of the consumption function of Russian households influenced by technological factor. It makes conclusions about significant intensification of the consumption function of the Russian households due to distribution of achievements of engineering and technology. The paper gives negative aspects reducing the intensification of the consumption function.

Key words: households, economic behavior, consumption function, transformation, technological revolution, information economy.

Исследование экономического поведения домашних хозяйств является одной из наиболее актуальных тем современной отечественной экономической мысли. Актуальность данной научной темы в первую очередь обусловлена утверждением домохозяйств в качестве одного из основных субъектов хозяйствования, а также их недостаточно активной вовлеченностью в экономические процессы, происходящие в российской экономике. Наличие значительного потенциала к активизации экономического поведения домохозяйств, отчасти иллюстрируемого ниже, ставит во главу угла необходимость поиска путей для его использования. Целью данного процесса является достижение стабильного экономического роста, крайне необходимого экономике России, практически полностью исчерпавшей потенциал роста в рамках экспортно-сырьевой модели развития экономики [1].

Исследовано влияние технологического фактора, представленного достижениями информационной революции, на потребительское поведение домашних хозяйств. Авторская постановка вопроса исходит из того, что потенциал к модификации, присущий информационной революции, изучается в основном на макроуровне; проблемы же микроуровня, к которому относятся домашние хозяйства, являются мало исследованными. Технологический фактор позиционируется автором статьи как основной в процессе трансформации экономического поведения домохозяйств и реализуемых ими экономических функций.

Домашнее хозяйство как экономическая категория. В современной экономической теории нет единой трактовки термина «домашнее хозяйство». Автор настоящей статьи определяет домашнее хозяйство как одно из основных субъектов хозяйствования (наряду с государством и фирмой), который функционирует в экономической системе, состоит из одного или более лиц, снабжающих экономику ресурсами; обеспечивает производство и воспроизводство человеческих ресурсов; самостоятельно принимает финансовые решения; является собственником и поставщиком какого-либо фактора производства: труда, капитала, пред-

принимательской способности, использует полученные на них доход для приобретения товаров и услуг, осуществления сбережений. Таким образом, основными функциями, реализуемыми домашними хозяйствами, являются: снабженческая, производственно-трудовая, потребительская, сберегательная. Потребительская функция домохозяйств предполагает формирование спроса в первую очередь на рынке товаров и услуг с учетом цен и своего бюджета.

Важно также отметить широкую вариативность, подвижность и модифицируемость домашних хозяйств, проявляющиеся в возможности быстрой корректировки реализуемых ими экономических функций. Однако, функционируя внутри экономической системы, домохозяйства подвержены влиянию разного рода факторов (как положительному, так и отрицательному), которые необходимо учитывать при анализе их экономического поведения. Наиболее существенное воздействие при этом оказывает технологический фактор, наличие новой техники и технологий. Это обусловлено тотальным проникновением технологических достижений в повседневную жизнь индивидов и как следствие значительной трансформацией социальной, хозяйственной и управленческой структуры современного общества.

Технологический фактор - основа трансформации экономического поведения домашних хозяйств. История экономики знает много примеров того, как под влиянием технологического фактора человечество в целом и отдельные государства в частности достигали существенных успехов в социально-экономическом развитии. Так, в результате промышленного переворота в Англии, в период с 1830 г. по 1850 г. произошло: увеличение производства продукции из хлопка на 135%, выплавки чугуна на 230%; увеличение экспорта продукции в 1,5 раза; рост производительности труда в 27 раз. В этой связи обоснованным является мнение Т. А. Селищевой, отмечающей, что с конца XVIII в. позиции любой страны в мировой экономике и ее политический вес в мире в значительной степени определяются ее превосходством в области техники [2].

Технологический фактор находит свое отражение в последовательно сменяющих друг друга технологических революциях. Известная в научных кругах венесуэльский ученый-экономист, почетный профессор Кембриджского университета К. Перес под технологической революцией понимает «мощный кластер новых и динамичных технологий, продуктов и отраслей, способный вызвать подъем в экономике и породить долгосрочную тенденцию к развитию» [3, с. 30]. Периодизация технико-экономического развития, предложенная К. Перес, насчитывает пять технологических революций, в том числе и доминирующую на сегодняшний день информационную революцию, которая оказывает сильное влияние на экономическое поведение домашних хозяйств. Становление и развитие информационной революции в первую очередь было обусловлено появлением и распространением информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).

Процесс преобразования социально-экономической системы, происходящий под влиянием распространения достижений информационной революции и направленный на становление информационного общества, получил название - информатизация. К основным направлениям данного процесса от-

носят: развитие глобальных информационных сетей; развитие телекоммуникаций и средств связи; компьютерная грамотность населения и его доступ к информации; развитие систем компьютеризации; развитие систем программирования.

Информационному обществу соответствует особый тип экономической системы, получивший название - информационная экономика. Основу информационной экономики составляют высокотехнологичные отрасли, продукция которых характеризуется высокой интеллектуальной емкостью.

Анализ трансформации потребительской функции российских домашних хозяйств: повышение активности реализации потребительской функции. Под влиянием технологического фактора происходит увеличение благосостояния индивидов вследствие роста их реальных располагаемых доходов и как результат существенно повышается активность реализации домохозяйствами потребительской функции. В соответствии с данными, представленными на рисунке 1, за период с 2009 по 2013 г. среднегодовой рост реальных располагаемых доходов индивидов в России составил 3,5%. За этот же период доля населения, оценивающего уровень своего дохода не ниже удовлетворительного и составляющих

Рисунок 1

Увеличение благосостояния граждан России, 2009-2013 гг. [4]

основу платежеспособного спроса, выросла с 54 до 85%.

С другой стороны, развитие рынка электронной коммерции стимулирует увеличение спроса как на существующие, так и на принципиально новые информационные товары и услуги, реализация которых вне данного рынка невозможна. К примеру, это проявляется в потреблении членами домохозяйств разнообразного платного онлайн-контента, а также услуг в сети Интернет (например, автоматическая актуализация размещенных объявлений, резюме и т. д.), покупке криптовалют и других товаров и услуг. По данным Росстата, в 2013 г. приобретение телекоммуникационных услуг в сети Интернет осуществили 15% индивидов. Потребителями платного контента за тот же год выступили не менее 14% онлайн-потребителей [5].

Современные ИКТ-технологии также дают значительный импульс к использованию производителями стратегии кастомизации, как ключевого драйвера расширения совокупного спроса на современном этапе экономического развития. Под кастомизацией при этом понимается «способность выполнения разового заказа, изменения или адаптации серийного изделия на серийном производстве по индивидуальным характеристикам и по желанию заказчика» [6, с. 208]. Представленное определение наглядно иллюстрирует возможную глубину применения кастомизации: от создания абсолютно уникальной штучной продукции или выпуска раритетной партии изделий до массовой кастомизации.

Существенный вклад в исследование вопросов кастомизации был внесен англо-американским ученым Крисом Андерсоном, опубликовавшим в 2004 г. статью «Длинный хвост» («The long tail»). Проанализировав продажи крупнейших онлайн-магазинов, а также лидера традиционного офлайн-ритейла США -компании «Wal-Mart» - Андерсон установил, что от четверти до половины дохода им поступает от продажи именно кастомизированных товаров. Кривая линия продаж отмеченных компаний при этом имеет ярко выраженный пик популярности, приходящийся на товары-хиты, а затем стремится к нулю, образуя так

называемыи «длинным хвост» кастомизиро-ванных товаров.

Упомянутая роль технологического фактора в активизации стратегии кастомизации заключается в возможности проведения обширных исследовании потребительских предпочтении в сети Интернет с целью определения конфигурации производимого продукта; возможности персонализации коммуникации с потребителями благодаря развитию интернет-рекламы; разработке специализированных программных продуктов для моделирования внешнего вида товара с учетом пожелании клиента.

Анализ трансформации потребительской функции российских домашних хозяйств: консерватизм потребительского поведения. Распространение достижении технологическои революции зачастую находится в противоречии с установленным ранее ходом вещей. В результате наблюдается инерционное движение, заключающееся в отказе индивидов перенимать достижения технологическои революции для сохранения сложившихся принципов организации своеи жизнедеятельности.

Примером инерционного движения в рамках реализуемой российскими домашними хо-зяиствами потребительскои функции является отказ последних от осуществления различных финансовых операции с помощью сети Интернет. В результате наблюдается низкая вовлеченность индивидов в осуществление покупок товаров и услуг в режиме онлаин. По данным Росстата, в 2013 г. потребительская функция в сети Интернет была реализована лишь каждым пятым россиянином из числа активных пользователеи мировои паутины [4]. При этом населению широко известно о преимуществах совершения покупок онлаин, что, к примеру, проявляется в признании индивидами удобства сети Интернет в поиске и выборе товаров. Так, совокупная стоимость сегмента ROPO (товаров выбранных онлайн, а затем купленных в традиционных офлайн магазинах) в России в 2013 г. оценивалась в 1,6 млрд долл. США [7]. Важно также отметить, что в полной мере объяснить отказ отечественных домашних хозяйств от реализации потребительской функции в сети Интернет

петербургский экономический журнал • № 2

2016

143

боязнью электронного мошенничества не представляется возможным - эксперты отмечают, что подобная обеспокоенность свойственна лишь 21% пользователей мировой паутины в России [7].

Настороженность восприятия российскими домашними хозяйствами сети Интернет как средства повышения эффективности жизни в целом и реализуемой потребительской функции в частности можно проиллюстрировать статистическими данными, представленными на рисунке 2. В соответствии с ними объем сегмента В2С (продажи товаров и услуг физическим лицам в режиме онлайн) среди стран -лидеров по числу онлайн покупателей в мире -в России в 2012-2013 гг. являлся наименьшим и существенно уступал другим государствам, представленным в рейтинге.

Более того, существенное отставание России от других стран прослеживается также и по средней стоимости совершенных покупок в режиме онлайн за год. По данному показателю Китай опережает Россию на 67,8, Германия и США - на 140,6 и 198,3 процентных пункта со-

ответственно. Отчасти подобное отставание можно объяснить низким уровнем потребления платного цифрового контента российскими домашними хозяйствами, что позволяет отметить другую важную тенденцию в исследуемом экономическом поведении - слабую защиту и неразвитость культуры интеллектуальной собственности в нашей стране. К примеру, по мнению С. Анурьева, генерального директора крупнейшего продавца электронных книг в российском сегменте сети Интернет - сервиса «Литрес» - на пиратский контент приходится порядка 95% скачанных россиянами книг [9].

Анализ трансформации потребительской функции российских домашних хозяйств: повышение рациональности при реализации потребительской функции. Под влиянием технологического фактора происходит значительное повышение степени информированности домашних хозяйств, что оказывает существенное влияние на их экономическое поведение. В контексте реализуемой домохозяйствами потребительской функции это в первую очередь проявляется в значительном объеме инфор-

301

271

263

67,82

198,34

133

119

227,95

55

140,63

52

33

13 20 —I I

Китай США Япония Германия Россия

□ Объем сегмента В2С, млрд долл. США

□ Количество онлайн покупателей, млн человек

□ Превышение уровня России по показателю средней стоимости покупок за год, %

Рисунок 2

Развитие сегмента В2С в 2012-2013 гг. в странах с наибольшим количеством онлайн покупателей [8]

мации, доступной индивидам в сети Интернет и характеризующей рассматриваемые к потреблению товары и услуги. Соответственно, домашние хозяйства получают возможность определить действительную ценность благ, что в конечном итоге стимулирует принятие рациональных потребительских решений.

Более того, возросшая информированность домохозяйств приводит к активизации использования общественного мнения как способа координации их потребительского поведения. Отметим, что подобная практика была распространена и ранее, однако была ограничена рамками традиционных коммуникаций. Соответственно, ее эффективность имела тенденцию к снижению с течением времени, а также удаленности субъектов друг от друга. В современных же условиях, характеризующихся существенным расширением возможностей для социальных взаимодействий, данное ограничение в значительной мере преодолевается [10].

Частным случаем принятия подобных решений является ориентация домохозяйств на отзывы об удовлетворенности приобретенными товарами и услугами, оставленные

другими потребителями в сети Интернет. Такого рода отзывы широко распространены во всемирной паутине - к примеру, их можно встретить на специализированных онлайн-ресурсах, форумах, сайтах интернет-магазинов, в сообществах в социальных сетях и т. д. Роль отмеченного явления в реализации потребительской функции домашних хозяйств наглядно иллюстрируется результатами социологического опроса российских онлайн-покупателей (рисунок 3).

Соответственно, воздействие мнений других потребителей влияет на решение до-мохозяйств о покупке зачастую сильнее, чем информация, которой они обладают, что позволяет трактовать данное явление как информационный каскад.

С другой стороны, отзывы нередко содержат ложные сведения, что повышает асимметрию информации при реализации потребительской функции домохозяйств. При этом зачастую написание таких отзывов носит заведомо фальсификационный характер и осуществляется в целях введения покупателей в заблуждение. Отличить настоящие отзывы от ложных может далеко не каждый потребитель. Так, по

Отметили возможность совершения спонтанной покупки ь случае наличия

бОЛьшОГО числа положительных отзывов

Ищут отзывы перед совершением покупки

/ 82,8

4 \ ч 78,9

\ 66,4

решение о покупке под воздействием мнений других пользователей

Отметили отзывы в сети Интернет в качестве ключевого фактора, влияющего на принятие окончательного решения о приобретении

Рисунок 3

Результаты социологического опроса российских онлайн-покупателей, % респондентов [11]

петербургский экономический журнал • № 2 • 2016

145

данным социологического опроса, абсолютно уверены в себе лишь 17% опрошенных российских онлайн-покупателей [11].

Таким образом, в результате проведенного исследования можно констатировать существенную глубину происходящей под влиянием технологического фактора трансформации потребительской функции российских домашних хозяйств. Эти трансформации, как показал автор статьи, проявляются в росте активности реализации потребительской функции; консерватизме потребительского

поведения; увеличении рациональности при реализации потребительской функции.

Проведенный анализ выявленных автором тенденций позволяет сделать вывод о том, что достижения информационной революции существенно сказываются на активизации потребительской функции отечественных домашних хозяйств. При этом существует ряд негативных аспектов, оказывающих сдерживающее воздействие на данный процесс: низкий уровень потребительской культуры в сети Интернет и возрастающую асимметрию информации.

Список литературы

1. Еникеева Л. А., Карпова Г. В., Андреева Е. А. Структурные сдвиги и циклическая динамика в экономике: теория и измерения // Научное обозрение. 2015. № 15. С. 465-473.

2. Селищева Т. А. Информационно-коммуникационный сектор как важный сегмент инновационной экономики России// Человеческий капитал и проблемы формирования инновационной экономики: монография / под ред. Л. Г. Симкиной. СПб.: СПбГИЭУ 2007. С. 71-85.

3. Перес К. Технологические революции и финансовый капитал. Динамика пузырей и периодов процветания / пер. с англ. Ф. В. Маевского. М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2011. 232 с.

4. Обзор рынка электронной коммерции в России (аналитический обзор сервиса «Яндекс.Маркет»). URL: http://www.seonews.ru/upload/Images2012/obzor_rinka_e-commerce.pdf (дата обращения: 28.11.2015).

5. Россия в цифрах. 2014: крат. стат. сб. / Росстат. М., 2014. 558 с.

6. Новаторов Э. В. Методы разработки стратегии кастомизации в сфере услуг // Клиентинг и управление клиентским портфелем. 2014. № 3. С. 208-215.

7. Романов А. Н., Жеребин В. М. Развитие информационного общества: Россия в русле глобальной тенденции // Вестник Финансового университета. 2013. № 5. С. 125-135.

8. Information economy report 2015. Unlocking the potential of E-commerce for developing countries. URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ier2015_en.pdf (дата обращения: 12.11.2015).

9. Луганская Д. Эксперты оценили долю пиратских книг в Рунете в 95% // Сетевое издание «Ежедневная деловая газета РБК». 09.07.2015. URL: http://www.rbc. ru/technology_and_media/09/07/2015/559e6fa99a79475eff72d696 (дата обращения: 10.12.2015).

10. Еникеева Л. А., Ширшикова М. С. К вопросу об измерении человеческого капитала в контексте анализа человеческих возможностей // Мировая наука и образование в условиях современного общества: сб.науч. тр. по материалам Международ. науч.-практ. конф.: в 4 ч. М.: ООО «АР-Консалт», 2014. С. 117-119.

11. Иванов М. Пользователи Рунета рассказали о своем отношении к отзывам // Сетевое издание «СиНьюс». 25.08.2014. URL: http://www.cnews.ru/news/line/polzovateli_ runeta_rasskazali_o_svoem (дата обращения: 19.10.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.