Научная статья на тему 'Анализ типов, структуры и тем дебатов'

Анализ типов, структуры и тем дебатов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1871
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕБАТЫ / DEBATE / КОНКУРЕНТНЫЕ ДЕБАТЫ / COMPETITIVE DEBATE / ТИП И ТЕМА ДЕБАТОВ. / TYPES AND THEMES OF DEBATES.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сун Лэй

Статья посвящена исследованию формата конкурентных дебатов. Конкурентные дебаты в настоящее время стали очень популярны в современном мире. В статье охарактеризованы различные типы, структуры и темы дебатов, а также их особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE TYPES, STRUCTURE AND THEMES OF DEBATES

The article deals with the competitive debate. The debates considered as competitive have become very popular in today’s world. The variety of types, structure and themes of debates and their features are characterized.

Текст научной работы на тему «Анализ типов, структуры и тем дебатов»

УДК 808.53 ББК 83.7

АНАЛИЗ ТИПОВ, СТРУКТУРЫ И ТЕМ ДЕБАТОВ

ANALYSIS OF THE TYPES, STRUCTURE AND THEMES OF DEBATES

Сун Лэй

Статья посвящена исследованию формата конкурентных дебатов. Конкурентные дебаты в настоящее время стали очень популярны в современном мире. В статье охарактеризованы различные типы, структуры и темы дебатов, а также их особенности.

Ключевые слова: дебаты, конкурентные дебаты, тип и тема дебатов.

Song Lei

The article deals with the competitive debate. The debates considered as competitive have become very popular in today's world. The variety of types, structure and themes of debates and their features are characterized.

Keywords: debate, competitive debate, types and themes of debates.

В

конкурентных дебатах точка наибольшего накала страсти спорщиков определяет «тему дебатов»1. На английском языке тема дебатов обозначается термином "resolution", что означает «предложение». Предложение в дебатах фокусирует внимание участников на основной проблематике дебатов и определяет высокий уровень логики спорящих. Под влиянием логики самой игры многие люди привыкли называть тему дебатов «предложением». Так, в английском парламенте используется то же самое слово: "resolution". Это свидетельствует о том, что между конкурентными дебатами и парламентскими дебатами существует много общего - вернее, они имеют общие корни [1, с. 46].

Конкурентные дебаты связаны с современной политикой. Это именно политические дебаты. Очень часто темы обсуждения по традиции связаны с политикой. Например: «Правительство нашей страны должно создать особые игорные зоны для игорного бизнеса»; «В нашей стране должно быть закрыто общественное телевидение». Исходя из этой практики, использующейся, на протяжении многих лет в России, многие участники дебатов, преподаватели и даже исследователи считают, что для конкурентных дебатов подходят только темы, связанные с политикой. Но это заблуждения.

Популярные конкурентные дебаты в Великобритании, США или Китае, Сингапуре и Гонконге и многих других местах проходят при наличии спора на тему существования самого предмета спора, для сосредоточения на предмете. Из чего непосредственно вытекает «тема по факту», которая требует доказательства фактами.

Другой популярный вид дебатов требует особого метода оценки мнений участников для сосредоточения на предмете. Из чего непосредственно вытекает «тема по значению», которая требует установления стандарта мне-

1 Конкурентные дебаты (competitive debate) - это конкурс на устные игра убеждения, которые положительные и отрицательные стороны в соответствии с темой на дебаты и правила, и судьи решают исход. Ее основная цель заключается в подготовке участников навыки обсуждения и коммуникации.

ний сторонников и оппонентов. Распространенность этих тем сопоставима с распространенностью традиционных политических тем.

Темы, которые выбираются для обсуждения на конкурсах дебатов, можно разделить на три большие группы.

I. Тема по факту (resolution of fact)

В ходе обсуждения и дискуссии выявляется конкретный факт, некоторое объективное явление, такое как человек, вещь, место, - то есть предмет спора, который становится главным в данной дискуссии. Например, «курение вызывает рак», «ЕГЭ является основной причиной, вызывающей академическое давление» (отсутствие свободного времени для поступления в вуз, давление родителей на абитуриента).

Ученые считают, что если факт может быть проверен путем прямого наблюдения, то вопрос следует считать закрытым. Не нужно тратить время на обсуждение. Например: «Это стакан воды температурой 60 градусов по Цельсию». Но если факт не может быть проверен непосредственно наблюдением, то участники должны по косвенным признакам определить «предложение» ("resolution"), подходит ли оно для дебатов [2, p. 6-7].

Тема по факту часто используется в «международных дебатах колледжей» на каналах Сингапурского телевидения и Центрального Телевидения Китая (CCTV) примерно раз в два года [3].

Приведу несколько тем предыдущих турниров:

1. Сторона Утверждения: Питание и одежда являются необходимым условием морали. Сторона Отрицания: Питание и одежда не являются необходимым условием морали. (1993)

2. Сторона Утверждения: СПИД - это медицинская, а не социальная проблема. Сторона Отрицания: СПИД не медицинская, а социальная проблема. (1993)

3. Сторона утверждения: Обсуждаемая истина становится более ясной. Сторона Отрицания: Обсуждаемая истина не становится более ясной. (1997)

4. Сторона утверждения: В современном обществе женщина устает больше, чем мужчина. Сторона отрицания: В современном обществе мужчина устает больше, чем женщина. (2003)

5. Сторона утверждения: Терминология Сети (сленг) обогатила наш язык. Сторона отрицания: Терминология Сети (сленг) загрязнила наш язык. (2011)

II. Тема по значению (resolution of value)

Обсуждение и дискуссия используются для изучения некоторого объекта с определенными функциями. Субъективная оценка участников может быть положительной или отрицательной. Если в теме дискуссии присутствует два объекта, то важно, во-первых, определить, какой из них будет дискутироваться первым, а во-вторых, какими преимуществами или недостатками обладает каждый из объектов. Другими словами, тема по значению либо «ценит» один объект, либо «ценит» два объекта, а затем показывает их преимущества и недостатки в зависимости от уровня результатов оценки. Например, «курение - плохое хобби»; «экономия является хорошей привычкой»; «экономическое развитие важнее, чем защита окружающей среды» являются примерами темя по значению.

Такие темы очень популярны в Великобритании и США.

Ниже приводим примеры трех тем по значению из игры "Cross Examination Debate Association" (CEDA)2. В турнире использовался следующий вариант обсуждения: отрицательная оценка, сравнение со значением и положительная оценка.

• Тенденция увеличения иностранных инвестиций для США является вредной (1989-1990).

• Улучшение двусторонних отношений с СССР является более важным, чем увеличение американского военного потенциала (1986-1987).

• После холодной войны военное вмешательство США в поддержку демократических государств выглядит уместно (1993-1994).

• Правительство США должно существенно усилить дипломатическое и экономическое давление на КНР в одной из следующих областей: торговля, права человека, нераспространение оружия, Тайвань (внутренние и внешние отношения) (2005-2006).

• Правительство США должно увеличить конструктивное взаимодействие с правительствами следующих стран, одной или несколькими: Афганистана, Ирана, Ливана, Палестинской национальной администрацией, Сирии, включающее гарантии безопасности или существенное увеличение иностранной помощи (2007-2008) [4, p. 471-474].

Если мы оцениваем или сравниваем некоторые действия или политические действия, то тема по значению и политическая тема очень похожи. Такие темы мы называем квазиполитическими ("resolution of quasi-policy"). Поэтому можно так сказать, что перечисленные 5 тем из CEDA являются квазиполитическами темами.

В турнире «Международные дебаты колледжей» также часто используются темы по значению. Например:

• Урбанизация способствует развитию человечества. - Урбанизация не способствует развитию человечества. (1999)

• В XXI в. лучше рожать мальчиков, чем девочек. -В XXI в. лучше рожать девочек, чем мальчиков. (2005)

• От развития человечеством атомной энергетики больше пользы, чем вреда. - От развития человечеством атомной энергетики больше вреда, чем пользы. (2011)

В США в дебатах используют темы и по факту, и по значению. Они считаются не политическими. Эти темы используют в неполитических дебатах (non-policy debate). Их отличие от политических дебатов, в том, что политические дебаты используют в игре стопроцентную политическую тему.

III. Политическая тема (resolution of policy)

Политическую тему можно рассматривать как тему (предположение из области политики, которое доказывается и опровергается сторонами утверждения и отрицания в ходе дебатов) действия (resolution of action). Участниками игры обсуждается тема спора как действие для отдельного лица либо группы лиц. Должны ли они совершать обсуждаемое действие.

Для того чтобы рассмотреть на конкурсе тему по значению, мы должны опираться на факты, то есть попутно обсудить тему, подтвержденную статистикой - тему по факту. Эти две темы оказываются связаны между собой. Для обсуждения вопросов политики нам нужно сначала рассмотреть более узкий спектр сопутствующих вопросов, которые подтверждают положительную аргументацию основной темы и факты, ее подтверждающие.

Например, при рассмотрении темы «в Китае необходимо запретить курение законодательно» сторонники должны первоначально доказать, что «курение значительно увеличивает заболеваемость раком легких» (тема по факту), а далее этим доказательством подтвердить, что «курение представляет собой вредную привычку» (тема по значению). И наконец, беря за основу, что «курение представляет собой вредную привычку», доказывают, что «в Китае необходимо запретить курение законодательно» (политическая тема).

Обсуждение на конкурсе политических тем затрагивает большое количество вопросов об окружающем нас мире. Для подготовки к дебатам команды перерабатыва-

2 В 1971 г. в США была создана ассоциация кросс-дебатов (CEDA - Cross Examination Debate Association), которую еще называют Ассоциацией свободных дебатов. Основное различие между Национальным конкурсом дебатов (AFA -American Forensic Association) и кросс-дебатами (CEDA) состоит в том, что турнир в AFA проходит в форме судебного процесса. AFA включает 32 лучшие команды США. Ассоциация свободных дебатов (CEDA) насчитывает более 200 команд из разных университетов и институтов США. В конце 1980-х гг. она стала самым крупным союзом клубов дебатов Америки. Для своих игр CEDA выбирает разнообразный спектр проблем: от морали и общечеловеческих ценностей до политических коллизий.

ют огромное количество информации, используя для этого новые технологии и вырабатывая навыки получения, обработки и применения данных. Такие виды работы имеют для участников большое педагогическое значение.

Политические темы затрагивают публичную и государственную сферу общества. Дебаты на эти темы имеют общественную и социальную ценность. Таким образом, организаторы дебатов любят выбирать политические темы [5, р. 58-67].

Например:

• «Возраст голосования должен быть снижен».

• «При поступлении в вуз необходимо учитывать не только результаты ЕГЭ, но и дополнительно оценки выпускного учебного года».

• «Лимит расходов кампаний во время выборов должностных лиц должен быть отменен».

Но при использовании политических тем на конкурсах «Дебаты» существуют два недостатка. Во-первых, политическая тема часто затрагивает правительственные круги и правовую систему данного государства, следовательно, не подходит для международных соревнований. Во-вторых, обсуждение политической темы включает в себя множество деталей, которые нуждаются в большом количестве информации, материалах и доказательствах для выдвижения как положительных, так и отрицательных аргументов. Часто этот фактор, по мнению участников, воспринимается как тяжкое бремя.

Таким образом, рассматривая три вида тем для дебатов, можно сделать следующие выводы:

1. Все три вида тем связаны между собой, так как доказательства фактами и аргументации требует каждая из рассмотренных тем.

2. Тема по факту, по значению и политическая тема образуют определенную иерархию (см. рисунок). Для рассмотрения на конкурсе темы по значению нужно опираться на факты, то есть попутно обсудить тему, подтвержденную статистикой (тему по факту).

3. Обсуждение на конкурсе политических тем затрагивает большое количество вопросов об окружающем нас мире. Для подготовки к дебатам команды прорабатывают огромное количество информации, используя для этого новые технологии и развивая навыки получения, обработки и применения данных. Такие виды работ имеют для участников большое педагогическое значение. В этом случае также нужно опираться на факты, пытаться установить стандарт мнений и искать пути решения обсуждаемой проблемы. Дебаты на политические темы имеют актуальное социальное значение.

4. Аргументация. Каждая команда для доказательства своей позиции создает систему аргументации, то есть совокупность аспектов и аргументов в защиту своей точки зрения, представленных в организованной форме. С помощью аргументации команда пытается убедить судью, что ее позиция по поводу темы - наилучшая. Дебаты вообще и парламентские дебаты в частности без аргументов невозможны.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ю Цзысян. Знакомство с дебатами. Тайбэй: Шу-ане, 2004. С. 646.

2. Ehninger D., Brockriede W. Decision by debate. New York: Mead Company 100 of 160 leaders began careers as student debaters. 1960. P. 420.

3. Ван Хунин. Дебаты в Сингапуре. Шанхай: Из-во Университета Фудань, 2004. 353 c.

4. Freeley A. J., Steinberg D. L. Argumentation and Debate. Wadsworth: GENGAGE Learning, 2009. P. 544.

5. Decker W. D., Morello J. T. Rule-based policy debate // Argumentation and Advocacy. 1990. Vol. 27.

REFERENCES

1. Zixiang Yu. Introduction to debates. Taibei: Sh-uane, 2004, p. 646.

2. Ehninger D., Brockriede W. Decision by debate. New York: Mead Company 100 of 160 leaders began careers as student debaters. 1960, p. 420.

3. Huning W. Debates in Singapore. Shanghai: Fu-dan University, 2004. 353 p.

4. Freeley A. J., Steinberg D. L. Argumentation and Debate. Wadsworth: GENGAGE Learning, 2009, p. 544.

5. Decker W. D., Morello J. T. Rule-based policy debate (1990). Argumentation and Advocacy, no. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.