Научная статья на тему 'Анализ типов личности Роберто Ассаджиоли'

Анализ типов личности Роберто Ассаджиоли Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2263
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОСИНТЕЗ / АССАДЖИОЛИ / ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ПСИХОСИНТЕТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зуева Вероника Сергеевна, Шамаев Александр Натанович

В статье изложены основные понятия теории психосинтеза Роберто Ассаджиоли. Анализ семи типов личности включает в себя следующие компоненты: характерные черты типа, трансперсональные качества, психосинтетические задачи, развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ типов личности Роберто Ассаджиоли»

АНАЛИЗ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ РОБЕРТО АССАДЖИОЛИ

1 2 Зуева В.С. , Шамаев А.Н.

1Зуева Вероника Сергеевна - магистр;

2Шамаев Александр Натанович - магистр, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье изложены основные понятия теории психосинтеза Роберто Ассаджиоли. Анализ семи типов личности включает в себя следующие компоненты: характерные черты типа, трансперсональные качества, психосинтетические задачи, развитие.

Ключевые слова: психосинтез, Ассаджиоли, трансперсональные качества, психосинтетическая задача личности.

Психосинтез — попытка соединения глубинной психологии с определенной оккультной традицией. Цель психосинтеза — реконструкция личности «изнутри», исходя из ее внутреннего центра. Задача психосинтеза — интеграция психики вокруг «Я», дающая подлинную свободу и самореализацию. Самореализация должна происходить в русле своего типа и соответственно опираться на знание о нем. Это задача одновременно практическая и духовная.

Каждый человек по Ассаджиоли должен в отношении своего психологического типа решать три проблемы:

• выражения - принятие собственного типа. Сознательное открытое посвящение в тенденции и жизненные возможности своего типа.

• контроля - сознательно контролировать сильные стороны своей природы, удерживая их в определенных пределах.

• гармонизации - развития слабых сторон нашей натуры, исходя из актуального психологического контекста [1].

Волевой тип.

Основная личностная черта волевого типа — воля к власти. Часто превращается в самодовольство, упрямство и строптивость. Также присуща обособленность, проистекающая из подавления душевных движений. Трансперсональная воля — это моральное мужество, это готовность принять на себя ответственность, встретить опасности, пожертвовать своим благополучием ради достойного дела. К трансперсональным качествам волевого типа относятся: подлинная уверенность в себе, внутренняя независимость, верность, прямота, выдержка, великодушие. Высшее выражение качеств волевого типа — это полный отказ от индивидуальной воли ради космической воли. Эволюционные задачи волевого типа: личностное выравнивание, гармонизация, интеграция, достижение внутреннего единства; трансформация и сублимация. Развитие: необходимо развить в себе качества любви, понимания, сопереживания и сострадания, чтобы стать способным к проявлению благожелательности. Он должен также культивировать в себе восприимчивость, интуицию и умение сотрудничать с другими (вместо доминирования, приказывания и принуждения).

Любящий тип.

Чтобы иметь возможность познать любовь, мы должны испытать ее. Формы любви: Присвоение объекта любви, будь то вещь, животное или человек; полная отдача себя в собственность и распоряжение любимому существу; соединение, основанное на взаимной симпатии, ведущей к сближению и контакту; в результате два или более существ могут, объединившись, создать нечто целостное. Характерная черта среднего представителя данного типа-привязанность к материальной

собственности. Она может проявляться в желании иметь хорошие вещи, а в более сильной форме дает страсть к роскоши, к самым лучшим и дорогим вещам. Он не отличается большой активностью — скорее инертен и пассивен; предпочитает следовать за большинством. Трансперсональные качества любящего типа связаны главным образом с различными аспектами духовной любви. Это — любовь к Высшей Реальности, или к всеобъемлющей Самости, и к ее космическим манифестациям, к откровению в природе и человеке. Это также поиск высшего «Я» или смысла во всех существах и явлениях. Духовное сострадание и групповое сознание, развивающиеся через отношения любви и отождествление с другими. Жажда знаний, перерастающая в мудрость. Психосинтетическая задачи - это освобождение от плена собственничества, от жадности и стремления к обладанию. Преодоление характерных для него слабостей и ограничений путем воспитания воли [1,29].

Активно-Практический тип.

Характерная черта - разумная активность. Ограничения типа -материалистическая установка, ведущая к переоценке материальных достижений и внешнего успеха; чрезмерная и непродуктивная «занятость» с беспрестанной спешкой, гиперактивностью, сильным возбуждением и агрессивной, неприятной бесцеремонностью. Трансперсональные качства: Власть над материей, знание и способность применения законов природы, изобретательские и конструкторские способности. Задачи психосинтеза: преодоление ограничений путем сознательного воспитания в себе черт других типов, особенно любящего и художественно-творческого; признание нематериального мира, душевных качеств и прекрасного; развитие высших чувств и искусства размышления, открывающего путь как к глубинам внутреннего мира, так и к высотам чувств, мыслей и переживаний трансперсонального уровня; синтез практических и трансперсональных аспектов своей природы. Чтобы достигнуть этого, нужно возвысить свою активность над уровнем обыденного, наполнить ее новым смыслом и более высокими ценностями. [1,40] Это новое целеполагание может проявиться по-разному в зависимости от индивидуальных умственных и эмоциональных особенностей.

Художественно-Творческий тип.

Характерная черта художественно-творческого типа — это гармония. Проявление гармонии мы называем красотой. Присуща проблема полярностей, которая может решаться в основном тремя путями:

1. Контроль со стороны третьего элемента, центрального или вышестоящего. Результат: состояние равновесия, «благородный средний путь».

2. Синтез, основанный на глубоком слиянии противоположных элементов.

3. Создание в результате взаимодействия и соединения противоположных элементов (нередко только временного или частичного) третьего качества или элемента. [1,63]

Ограничения: обычно склонны к фантазиям, мечтательны и непрактичны; они с готовностью бегут от суровой реальности в созданный ими самими фантастический мир и проживают в нем свою жизнь. Трансперсональные качества — это интуиция, глубокое и человечное понимание, солидарность с другими людьми, острое восприятие контрастов (из которого рождается тонкое чувство юмора) и «божественная неудовлетворенность», постоянно побуждающая этих людей к росту, развитию, созданию все более прекрасных и благородных форм. Их девизом могло бы быть: «непрерывно в искании».

Научный тип.

Интеллектуальный мир естественная «среда обитания» научного типа. Неутомимый разум этого человека всегда готов действовать: исследовать, ставить вопросы, разрешать проблемы, экспериментировать, раскрывать, доказывать. Он обладает исключительной способностью к устойчивому вниманию и умственной

концентрации. Ограничения данного типа, связанны с преобладанием конкретного мышления, это материалистическая установка и аналитический способ познания, вместе рождающие иллюзию способности понять живой организм через анатомирование мертвого тела.

Трансперсональные качества — это подлинное смирение, рожденное пониманием того, что жизнь содержит в себе тайну (пониманием, возрастающим вместе с увеличением научного знания); абсолютная честность и духовная открытость, благодаря которым легко признавать свои ошибки. Основные функции научного типа: во-первых, объективное описание феноменов, как они воспринимаются пятью органами чувств непосредственно или через аппаратуру; во -вторых, регистрация изменчивостей и закономерностей, полученных в наблюдении и эксперименте; наконец, нахождение путей использования полученного знания с целью оптимального управления исследованными феноменами, или, иначе говоря, для наилучшего употребления сил и энергий материальной вселенной. [1, 75] Психосинтетическая задача людей научного типа — контроль и сублимация их стремления к знанию. Это сильное стремление, которое должно быть мотивом для подлинного исследования и открытий, нередко заводит человека в бездорожье бесконечных и бессмысленных деталей или питает праздное, а иногда и вредное любопытство. Научный тип должен ассимилировать черты, развитые у представителей творческого и любящего типов.

Идеалистический тип.

Особое психологическое качество этого типа и главный источник его остальных черт при всей их внешней противоречивости — это преданность идеалу.

Типы идеала:

• Идеал конкретен и воплощен в определенной личности, обладающей (реально или мнимо) исключительными достоинствами.

• Идеал безличный. Тогда его сущность — это определенная идея, глобальная или частная, истинная или ложная, но так или иначе в чувствах и представлениях своих приверженцев рождающая жизненный идеал, который должен быть осуществлен любой ценой.

Два подтипа: пассивный и активный. [1, 87]

• Пассивному свойственны общая пассивная позиция и женственная психология, отчетливо прослеживаемые у ортодоксальных мистиков, ощущавших любовную связь с Богом и говоривших о ней как о мистическом браке души с Христом.

• Активный подтип представляет совершенно иную картину. Он воплощение мужественного воинского духа и готовности к борьбе со всеми соответствующими достоинствами и недостатками. Это рыцарь прошлых времен, всегда готовый сражаться за правое дело.

Функции: вносит мощный вклад в духовное развитие человечества. Благодаря своему огненному идеализму он возносит внутреннюю психическую жизнь на высоты сознания, в прекрасный мир великих трансперсональных принципов, отдает им свою любовь, преклонение, энтузиазм и превращает их в полные жизни идеалы; наконец, хранит их любой ценой, всем ради них жертвует, живет и даже умирает для них [2].

Задачи психосинтеза очень сложно не только решить, но даже просто понять. Дело, во-первых, в том, что он ощущает себя психически целостным, и в определенном смысле так оно и есть. У него нет внутренних противоречий, конфликтов и тому подобных сложностей: чувство, мысль, действие у него согласованы между собой и направлены на одну-единственную цель. Развитие: Для подлинного психосинтеза ему нужно, во-первых, обратить свою преданность в истинную любовь или по меньшей мере сделать ее открытой для любви и мудрости, чтобы освободиться от предубежденности и от чрезмерной воинственности. Далее, он должен стать более беспристрастным и объективным, тогда он сможет принять тот

факт, что в мире существует много обладающих внутренней ценностью идеалов, а не один его собственный. У человека идеалистического типа есть и другой путь развития: через одухотворение желаний и амбиций, посвящение их высшим целям, идеалам и ценностям.

Организаторский тип.

Основной фактор успеха для организаторского типа - дисциплина. Это дисциплина не только внешняя, но и внутренняя. Ограничения представителя данного типа, проявляющиеся при низком уровне развития и ограниченном кругозоре, связаны с чрезмерным формализмом, который может вести к педантизму и буквоедству. Трансперсональные качества: внимание к деталям, тщательность, терпение, настойчивость, вежливость; такие интеллектуальные качества, как четкое мышление и объективность.

Функция типа: осуществление правильных отношений. Осуществление правильных отношений может происходить в двух главных направлениях.

1. Горизонтально через согласование все большего числа отдельных элементов, подобных друг другу и действующих на одном уровне.

2. Вертикально через гармоничное взаимодействие элементов и сил, действующих на различных уровнях, например, таких, как физическое тело, эмоциональная природа, интеллект и трансперсональное «Я».

Однако есть еще третья ось, по которой должны устанавливаться правильные отношения - ось времени. Для жизни любых организмов важны чередования активности и пассивности, напряжения и расслабления, а также правильная последовательность различных действий, направленных на определенную цель. Психосинтетические задачи человека организаторского типа совершенно ясны. Он должен сознавать витальную, или содержательную, сторону своей деятельности, чтобы не слишком отождествляться с формальной стороной и не стать ее рабом. Должен помнить прежде всего о цели своей организованной активности. Он должен культивировать в себе качества идеалистического и любящего типов.

Список литературы

1. Ассаджиоли Роберто. Типология психосинтеза: семь основных типов личности.

Пер. с немецкого Т. Драбкиной. М.: Мир Урании. 2008. 160 с.

2. Козлов В.В. Практикум по трансперсональной психологии. Учебное пособие.

Ярославль, ЯрГУ, 2012. 131 с.

3. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост.

Методы и техники. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.