Т.Д. Бычкова DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0028
T.D. Bychkova
Анализ типологических отличительных черт городов-курортов Турции
(Ризе, Трабзон, Анталия, Каш, Алания)
The analysis of typological features of cities-resorts of Turkey
(Rize, Trabzon, Antalya, Kas, Alanya)
Ключевые слова: Турция, города-курорты, современное развитие, потенциал территории, стратегия развития. Keyword: Turkey, resort cities, modern development, territorial potential, development strategy.
Аннотация: Статья посвящена курортным городам Турции, планировочной структуре, типологии и современным подходам планирования и управления, изучению подходов к созданию новых стратегий развития таких городов. Abstract: The article is devoted to the resort towns of Turkey. Planning structure, typology and modern approaches to planning and management. Studying approaches to creating new strategies for the development of such cities.
Турция является одним из мировых лидеров в организации туристического и курортного отдыха. Значительное количество приморских городов Турции имеют серьезный потенциал для сильной внутренней конкуренции между ними и развития каждого города как курортного центра, учитывая ценность территории, ее социальные, экономические, экологические проблемы и индивидуальные черты. В системе с бережным подходом к планированию осуществляется выработка и соблюдение градостроительных регламентов, создание суперкомфортной жилой среды и благоустройства территории.
В Турции наблюдается дисперсное развитие одновременно большого числа курортов с индивидуальным подходом и выявлением особых черт каждого из них, планомерное развитие малых и больших курортов с ориентацией на все уровни потребления.
Важным фактором планирования остается историческое наследие. Оно является связующим звеном исторической и новой структуры городов.
Поселения человека на территории современных городов Турции известны с позднего палеолита. Первые капитальные постройки, найденные в окрестностях курортных городов, относятся к эпохам Хеттского царства и империи Ахеменидов, существовавшей в УМУ веках до н. э. Городская структура складывалась исторически и подвергалась многократным разрушениям и изменениям.
Рис. 1. Мастер-план Perkins + Will для Анталии. Бассейн р. Богаджай
Основные общие характеристики курортных городов турецкого побережья различного масштаба и населения (от 2 млн до 50 тыс. чел.)
Градостроительная модель курортного города Турции базируется на исторически сложившейся структуре и координации различных аспектов при формировании стратегий сегодняшнего развития.
Аспекты, сложившиеся географически, - приморская зона, набережные и пляжи (горизонтальная связь территории). Системный подход к планированию прибрежных зон (на примере Анталии) предполагает выработку концепции их развития на основе общего градостроительного анализа. Для каждой зоны предполагается индивидуальный подход с учетом существующих проблем и потенциала территории.
Рис. 2. Мастер-план Perkins + Will для Анталии. Перспектива с высоты птичьего полета
Рис. 3. 3астройка прибрежной части города Алании
154
Практика
Особую роль играет наличие горного рельефа и рек в градостроительной структуре исторических кварталов. Превалирует среднеэтажная жилая застройка. В Алании, как и во многих городах Турции, существуют ограничения по этажности застройки. Здесь есть районы с малоэтажной коттеджной застройкой и современные микрорайоны с высотными зданиями. В центральном районе Дамлаташе и в районе Кестель застройка ограничена пятью этажами. В районе Джигджилли, расположенном на пологой возвышенности над объездной дорогой, разрешена застройка в 8-12 этажей. В Махмутаре высота застройки и вовсе не ограничена. Соответственно зоны, располагающиеся на прибрежных территориях, характеризуются мало- и среднеэтажной застройкой.
Хорошо развита транспортная и инженерная инфраструктура. В рамках проекта, утвержденного Министерством окружающей среды и градостроительства, в районе Каш планируется построить 28 километров автомагистрали Каш - Калкан. Магистраль будет проходить через территории природных и археологических памятников. В проекте автомагистрали, который, как ожидается, будет стоить 73 миллиона лир, запланированы четыре моста и три туннеля общей протяженностью более 5 километров.
Особое внимание уделяется развитию благоустройства и озеленения. В процессе планирования новых проектов акцент делается на охране экосистем и природных зон. Для города Ризе Министерство окружающей среды и градостроительства утвердило план зонирования набережной, подготовленный с целью осушения 3 000 акров акватории и присоединения ее к суше в рамках проекта «Большой Ризе», разработанного под руководством муниципалитета города. В Ризе, где 70 процентов центра города находится на намывных и насыпных территориях, по проекту «Синий Город» планируется осушение более 3 тысяч акров акватории, которое изменит береговую линию и план всего города. Проект реконструкции набережной предусматривает несколько этапов. Будут созданы мечеть, библиотека, музей, чайный базар, стадион, канатная дорога и Университетская зона отдыха. Подчеркивается, что в районе новой набережной абсолютно не будет частного землевладения.
Индивидуальные аспекты управления и планирования
Туризм и связанные с ним сферы являются локомотивным сектором экономики. Прибрежные городские районы, их природная структура, морфология, природные и культурные ценности создают условия для того, чтобы они становились центрами притяжения на международном уровне.
Характерные черты планирования:
• Высокоразвитая специализация в секторе услуг.
• Совместное участие инвесторов и государства в организованных и крупномасштабных проектах туристических объектов и инвестициях в прибрежные курортные зоны.
• Использование многих природных и культурных ценностей для развития альтернативных видов традиционного и экологического туризма.
• Организованное и развитое сельское хозяйство в сельских районах, расположенных непосредственно за прибрежной зоной.
• Использование потенциала портов для яхтенного и круизного туризма.
• Разработка и соблюдение градостроительных регламентов.
В Турции практикуется разработка генпланов городов на высшем уровне с привлечением иностранных планировщиков и инвесторов, например, генеральный план устойчивого развития Perkins + Will для Анталии (рис. 1,2). По проекту планируется сохранить и возродить район бассейна реки Богаджай в Анталии, учитывая экологические и экономические требования, что повышает качество среды крупного туристического города на Турецкой Ривьере.
Проект охватывает в общей сложности 58 квадратных километров, привлекая туристов за счет «восстановления водной экосистемы, создания обширных общественных пространств и благоустройства». Несмотря на то, что Анталию ежегодно посещают 12,5 миллионов человек, в бассейне реки Богаджай сегодня отсутствует городской контекст для поддержки общественной жизни. Ландшафт неудобен для пешеходного движения, с низким качеством мест общественного пользования и затрудненным доступом к набережной. Вдобавок к этому, бассейн реки уязвим для неблагоприятных природных условий: засуха и наводнения создают проблему загрязнения воды.
Основная цель проекта - обеспечить туристам отдых мирового уровня. Две главные темы мастер-плана - планировка и развитие инфраструктуры. Кроме того, особое внимание будет уделено проблемам занятости, обучения персонала, охране здоровья и окружающей среды, рекламе, маркетингу и антикризисному управлению.
Основной задачей городского планирования Турции стало создание безопасной и оптимальной для жизни городской среды в следующие пятьдесят - сто лет. Министерство окружающей среды и градостроительства Турции организует планирование, учитывающее основные угрозы сегодняшнего дня (коронавирус и землетрясения) и подразумевающее массовый переход турецких городов к горизонтальной архитектуре, малоэтажной недвижимости и созданию большего количества зеленых пространств в черте города. Планируется выдавать городам-участникам эксперимента особые сертификаты свободного соседства и возрождения традиций малоэтажного строительства. В каждом городе будут определены пилотные зоны, характер застройки которых будет исключительно малоэтажным (до 5 этажей).
В ближайшее десятилетие программа охватит всю территорию Республики. В Анталии предполагается переход к комфортной среде в соответствии с принципами
«умного города» и экспериментального проекта мэрии «Умный Город». Начинается новая эра услуг в области современных технологий туризма, транспорта, здравоохранения и безопасности. Будут созданы: умные точки туризма, умные системы общественного транспорта, умные системы здравоохранения, системы SMS для людей с ограниченными возможностями, умные системы охраны окружающей среды и умные энергетические системы, в центре города бесплатный Wi-Fi, беспилотные пункты обслуживания, электронные системы управления движением.
Законодательный подход к планированию и его преимущества. Прибрежные зоны, их ограничения и регламентируемое развитие пляжных территорий
Согласно принципам использования прибрежных территорий, закрепленным в статье 43 Конституции, побережье - это территория, открытая для всех, и она должна использоваться для общественного блага. В рамках этого конституционного принципа общественная польза от эксплуатации инфраструктуры побережья обеспечивается ограничениями как по форме собственности, так и по структуре. Побережья находятся под управлением и в распоряжении государства и не могут быть переданы в частную собственность.
Права на строительство на побережье крайне ограничены. Прежде чем предпринимать действия, которые изменяют естественную структуру прибрежных территорий и набережных, следует помнить о наиболее важных принципах: сохранении природы, устойчивом развитии и общественных интересах.
Сегодня в Анатолийском регионе в Каргыджаке, Ке-стеле и Обе - курортных пригородах Алании - разрешена исключительно малоэтажная застройка (рис. 3).
Процесс создания насыпных морских территорий регламентируется. В Законе о прибрежных территориях и относящемся к нему Регламенте указано, что на намывных и насыпных территориях могут быть построены рестораны, кафе, чайные, выставочные комплексы и административные здания, не превышающие 3% от площади, выделенной для рекреационных целей, и высотой не более 5,50 метров.
Регламент требует, чтобы первая часть береговой линии проектировалась только как зеленая зона с детски-
ми площадками, зонами для прогулок, рекреационными зонами и пешеходными дорожками; на этих территориях не должно строиться никаких зданий. Во второй линии разрешается строительство одноэтажных зданий высотой 4,50 метра (высота кровель и других навесных и подвесных конструкций не должна превышать 5,50 метра).
Министерством окружающей среды и градостроительства Турции внесены поправки в правила городской застройки. Теперь высота строящихся зданий будет зависеть от ширины улиц, на которых они возводятся. При ширине улицы до 50 метров в новой постройке может быть не более 18 этажей (ранее - 25), 40 метров -16 этажей (ранее - 20). Разработан проект ликвидации признанного аварийным многоквартирного жилищного фонда.
Таким образом, Главное Управление пространственного планирования Министерства окружающей среды и градостроительства Турции формирует пространственную стратегию развития страны в целом.
Единый план пространственной стратегии включает в себя экономическую, социальную и экологическую политику, стратегия направляет необходимые решения по пространственному и отраслевому развитию, подготовленные по всей стране и в регионах. Такой комплексный подход позволяет создать успешную конкурентоспособную среду курортных городов и обеспечить устойчивое развитие территории.
Библиография:
1. Васильев Л.С. История Востока: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. «История». В двух томах. Т. 1 / Л.С. Васильев. - Москва: Высшая школа, 1994. - 495 с.
2. Коллас. История Турции // Коллас. Турецкая империя / А. де Бессе. Турецкая хроника / С. Шумов, А. Андреев. Константинополь / Д. Эссад. Двор цесаря турецкого / С. Старо-вольский. - Киев; Москва: Евролинц, 2003. - 330 с.: ил. - ISBN 5-93662-029-8.
3. Türkiye Cumhuriyeti Çevreve Çehircilik Bakanligi / csb.gov.tr: [official website]. - URL: https://csb.gov.tr (date of access: 17.10.2020).
4. Türkiye Cumhuriyeti Çevreve Çehircilik Bakanligi. Kentsel dönü^üm strateji belgesi hazirlanmasina iliçkin Ilke ve esaslar. Türkiye Cumhuriyeti Çevre ve Çehircilik Bakanligi: resmi site. -URL: https://webdosya.csb.gov.tr/db/altyapi/icerikler/stratej--belges--20191001104857.pdf (date of access: 17.10.2020).