АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО КНИЖНОГО РЫНКА РОССИИ
Нейвирт Наталья Игоревна, ФГБОУ ВПО Кубанский государственный университет, г. Краснодар
E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье проводится анализ рентабельности книжного рынка России. Проанализировано состояние торговых площадей по методу распределения «магазин-житель». Выявлены положительные и отрицательные тенденции развития книжного бизнеса. Актуальность исследования заключается в том, что анализ проводится на современном материале. На основе проделанной о работы автор доказывает, что средства, обеспечивающие высокую ? производительность деятельности книжных магазинов, нуждаются в усовершенствовании технологий и новизне подходов в управлении продажами.
Ключевые слова: книжный бизнес, тенденции развития, современный книжный рынок, книжный магазин, книжная розница, увеличение оборота, торговая площадь, технологии поддержки продаж, книготорговля.
В настоящее время книжная торговля является одной из наиболее сложных и трудно осваиваемых областей бизнеса.
Емкость рынка книжной розницы в России достигает сегодня нескольких миллиардов долларов. При этом рост рынка обеспечивает не столько увеличение продаж, сколько постоянное удорожание книг. В то же время книжный рынок России далек от насыщения и проблема лишь в том, что не все магазины умеют реализовывать свой товар.
Сегодня, несмотря на развитие в России различных технологий реализации литературной продукции, книжный магазин остается основным инструментом донесения книги до покупателя. Однако существующих торговых площадей катастрофически не хватает. Так, по расчетам «ТОП-книги» ныне в России на один книжный магазин приходится 60 тысяч жителей, в то время как в Европе (Чехии, Германии, Венгрии) - 10 тысяч жителей. Причем, распределение «магазин-житель» в нашей стране осуществляется далеко неравномерно.
На книжном рынке России существуют негативные тенденции, которые делают бизнес низко рентабельным для книготорговцев и не дают возможности
14 0
а
развиваться книгоиздателям.
Среди основных проблем отечественного книжного бизнеса на сегодня можно выделить следующие:
- низкая рентабельность рынка - 8-10%, что свидетельствует о нестабильном финансовом положении отрасли, а так же медленная оборачиваемость средств (благодаря этому возникают высокие риски для потенциальных инвесторов, а результатом становится отсутствие предложений от западных и российских инвестиционных компаний);
- несовершенная система налогообложения издательств, вызывающая рост издержек у издательских компаний, уменьшение прибыли, вынужденное занижение фактических тиражей;
- ярко выраженная концентрация издательского и книготоргового бизнеса в Москве и Санкт-Петербурге на фоне сильнейшего дефицита книготорговых и издательских компаний в остальных регионах, что способствует возникновению кризиса перепроизводства, вызванного отсутствием региональных рынков сбыта, уменьшению продаж из-за сокращения количества покупателей, общему падению интереса к чтению;
- плохо развитая торгово-розничная сеть, сильно отстающая в развитии от издательского рынка (это вызывает ограничение пропускной способности каналов сбыта и уменьшение объема рынка в стоимостном выражении);
- неудовлетворительное состояние отечественной полиграфической базы, неясные перспективы государственных типографий, высокие цены на бумагу, из -за чего стоимость книг растет и в результате они становятся недоступными значительной группе потребителей, имеющих низкий доход;
- низкие (по сравнению с европейскими странами) цены на книги при сравнимых ценах на полиграфию и бумагу (отсюда ухудшение качества книг из-за экономии на оплате квалифицированного персонала, уменьшение доходов издательств);
- сокращение населения России и падение интереса к чтению у россиян, особенно у молодой части читательской аудитории, что влечет за собой сокращение числа потребителей книг, пессимистические перспективы книжного рынка из-за резкого уменьшения целевой аудитории;
- недостаточное государственное регулирование книжной отрасли, отсутствие помощи государства издателям и книготорговым компаниям, что сильно замедляет развитие книжного бизнеса и вызывает высокие риски для потенциальных инвесторов;
- непрозрачность рынка - нет единой системы учета выпущенной и проданной книжной продукции, нет открытых данных по оборотам компаний, что влечет за собой отсутствие официальной статистики продаж, невозможность точно подсчитать объем и потенциальную емкость рынка, высокие риски для
14 1
потенциальных инвесторов;
- практически полное отсутствие маркетинговой стратегии, направленной на продвижение конкретной продукции к конкретному покупателю, из чего следует то, что издательства теряют потребителей, поскольку отсутствует рекламная стратегия продвижения, происходит необоснованное расширение ассортимента за счет повторяющихся позиций, что приводит к снижению объемов продаж;
- острый дефицит квалифицированных кадров на всех уровнях управления компанией, как результат - ухудшение качества продукции и уменьшение доходов издательств.
Но в отечественном книжном рынке также существуют и положительные тенденции. Среди основных факторов, способствующих позитивным изменениям на книжном рынке, можно назвать следующие:
- переход к более дорогим изданиям, уменьшение интереса к книгам в мягкой обложке и, как следствие, увеличение оборотов книжного рынка и, соответственно, дохода издательств;
- активное развитие сетевой книжной торговли, появление современных
Л О
форматов торговли, распределительных центров, благодаря чему происходит увеличение пропускной способности торговой сети и появляется возможность освоения регионов;
- развитие книжной интернет-торговли, появление книжных интернетмагазинов, в результате чего усиливается привлечение более молодой части аудитории, появляется дополнительный канал сбыта;
- создание ассоциаций издателей и книгораспространителей (РКС, АСКИ, АСКР), благодаря чему начинается потенциальная консолидация отрасли, появляется возможность отстаивать интересы участников рынка на государственном уровне, а также возможность проводить масштабные исследования рынка, которые необходимы для перспективного планирования;
- увеличение доходов населения, что способствует потенциальному увеличению оборотов книжного рынка;
- успешные проекты сотрудничества издателей и киноиндустрии, что создает дополнительные возможности рекламы книг и результатом чего становится увеличение объемов продаж;
- разработка эффективных маркетинговых стратегий отдельными крупными издательствами, что способствует более детальному изучению потребительских предпочтений, повышению уровня информированности потребителей о новинках книжного рынка;
- привлечение инвестиций в книжную торговлю и издательский бизнес.
Итак, в современных условиях российский книжный бизнес является
развивающейся сферой деятельности, имеющей свои положительные и
14 2
отрицательные тенденции, несомненно, требующей постоянного
усовершенствования технологий и реализации эффективных подходов в управлении продажами.
В условиях достаточно серьезной конкурентной борьбы на книжном рынке перед отечественными книготорговцами встает острая необходимость поиска и применения все более новых и эффективных средств, обеспечивающих высокую производительность деятельности книжных магазинов. Прежние схемы и методы, рассчитанные на привлечение покупателей, начинают терять свою актуальность и уже не могут гарантировать стопроцентного успеха для книготорговой организации.
Современному книжному бизнесу, находящемуся под влиянием и зависимостью от различных целевых аудиторий, требуются результативные и хорошо окупающие себя коммуникационные технологии.
Литература:
1. Болт Г. Практическое руководство по управлению сбытом. М.: Экономика, _ 6 1991. Т
2. Бэйверсток Э. Книжный маркетинг: Пер. с англ. СПб.:БХВ-Санкт-Петербург, 1999.
3. Грэм Г. Книжный бизнес (Практика книгоиздания и книжной торговли). М.: РосКонсульт, 2002.
4. Есенькин Б.С., Коган А.Ф. Предпринимательство в книжном деле. М.: МГУП, 2011.
5. Ильницкий А.М. Книгоиздание в контексте социально-экономических преобразований в современной России. М.: Вагриус, 2002.
6. Комаров Е.И. Издательский менеджмент // Издательства в процессе перемен. Проблемы и перспективы развития книгоиздания в России: Сборник. М.: Логос, 1999.
7. Майсурадзе Ю. Книгоиздание и книгораспространение в России // Книжный бизнес. М., 1995.
8. Симагина С.Г. Некоторые тенденции современного издательского рынка// Проблемы полиграфии и издательского дела. 2006. - №1.
9. Совкин Д.Д. Предпринимательство в книжном бизнесе. М.: Юристъ, 2008.
14 3
а