Научная статья на тему 'Анализ тенденций развития современного книжного рынка России'

Анализ тенденций развития современного книжного рынка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4143
597
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
КНИЖНЫЙ БИЗНЕС / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / СОВРЕМЕННЫЙ КНИЖНЫЙ РЫНОК / КНИЖНЫЙ МАГАЗИН / КНИЖНАЯ РОЗНИЦА / УВЕЛИЧЕНИЕ ОБОРОТА / ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ / ТЕХНОЛОГИИ ПОДДЕРЖКИ ПРОДАЖ / КНИГОТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нейвирт Наталья Игоревна

В данной статье проводится анализ рентабельности книжного рынка России. Проанализировано состояние торговых площадей по методу распределения «магазин-житель». Выявлены положительные и отрицательные тенденции развития книжного бизнеса. Актуальность исследования заключается в том, что анализ проводится на современном материале. На основе проделанной работы автор доказывает, что средства, обеспечивающие высокую производительность деятельности книжных магазинов, нуждаются в усовершенствовании технологий и новизне подходов в управлении продажами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ тенденций развития современного книжного рынка России»

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО КНИЖНОГО РЫНКА РОССИИ

Нейвирт Наталья Игоревна, ФГБОУ ВПО Кубанский государственный университет, г. Краснодар

E-mail: n.neivirt@yandex.ru

Аннотация. В данной статье проводится анализ рентабельности книжного рынка России. Проанализировано состояние торговых площадей по методу распределения «магазин-житель». Выявлены положительные и отрицательные тенденции развития книжного бизнеса. Актуальность исследования заключается в том, что анализ проводится на современном материале. На основе проделанной о работы автор доказывает, что средства, обеспечивающие высокую ? производительность деятельности книжных магазинов, нуждаются в усовершенствовании технологий и новизне подходов в управлении продажами.

Ключевые слова: книжный бизнес, тенденции развития, современный книжный рынок, книжный магазин, книжная розница, увеличение оборота, торговая площадь, технологии поддержки продаж, книготорговля.

В настоящее время книжная торговля является одной из наиболее сложных и трудно осваиваемых областей бизнеса.

Емкость рынка книжной розницы в России достигает сегодня нескольких миллиардов долларов. При этом рост рынка обеспечивает не столько увеличение продаж, сколько постоянное удорожание книг. В то же время книжный рынок России далек от насыщения и проблема лишь в том, что не все магазины умеют реализовывать свой товар.

Сегодня, несмотря на развитие в России различных технологий реализации литературной продукции, книжный магазин остается основным инструментом донесения книги до покупателя. Однако существующих торговых площадей катастрофически не хватает. Так, по расчетам «ТОП-книги» ныне в России на один книжный магазин приходится 60 тысяч жителей, в то время как в Европе (Чехии, Германии, Венгрии) - 10 тысяч жителей. Причем, распределение «магазин-житель» в нашей стране осуществляется далеко неравномерно.

На книжном рынке России существуют негативные тенденции, которые делают бизнес низко рентабельным для книготорговцев и не дают возможности

14 0

а

развиваться книгоиздателям.

Среди основных проблем отечественного книжного бизнеса на сегодня можно выделить следующие:

- низкая рентабельность рынка - 8-10%, что свидетельствует о нестабильном финансовом положении отрасли, а так же медленная оборачиваемость средств (благодаря этому возникают высокие риски для потенциальных инвесторов, а результатом становится отсутствие предложений от западных и российских инвестиционных компаний);

- несовершенная система налогообложения издательств, вызывающая рост издержек у издательских компаний, уменьшение прибыли, вынужденное занижение фактических тиражей;

- ярко выраженная концентрация издательского и книготоргового бизнеса в Москве и Санкт-Петербурге на фоне сильнейшего дефицита книготорговых и издательских компаний в остальных регионах, что способствует возникновению кризиса перепроизводства, вызванного отсутствием региональных рынков сбыта, уменьшению продаж из-за сокращения количества покупателей, общему падению интереса к чтению;

- плохо развитая торгово-розничная сеть, сильно отстающая в развитии от издательского рынка (это вызывает ограничение пропускной способности каналов сбыта и уменьшение объема рынка в стоимостном выражении);

- неудовлетворительное состояние отечественной полиграфической базы, неясные перспективы государственных типографий, высокие цены на бумагу, из -за чего стоимость книг растет и в результате они становятся недоступными значительной группе потребителей, имеющих низкий доход;

- низкие (по сравнению с европейскими странами) цены на книги при сравнимых ценах на полиграфию и бумагу (отсюда ухудшение качества книг из-за экономии на оплате квалифицированного персонала, уменьшение доходов издательств);

- сокращение населения России и падение интереса к чтению у россиян, особенно у молодой части читательской аудитории, что влечет за собой сокращение числа потребителей книг, пессимистические перспективы книжного рынка из-за резкого уменьшения целевой аудитории;

- недостаточное государственное регулирование книжной отрасли, отсутствие помощи государства издателям и книготорговым компаниям, что сильно замедляет развитие книжного бизнеса и вызывает высокие риски для потенциальных инвесторов;

- непрозрачность рынка - нет единой системы учета выпущенной и проданной книжной продукции, нет открытых данных по оборотам компаний, что влечет за собой отсутствие официальной статистики продаж, невозможность точно подсчитать объем и потенциальную емкость рынка, высокие риски для

14 1

потенциальных инвесторов;

- практически полное отсутствие маркетинговой стратегии, направленной на продвижение конкретной продукции к конкретному покупателю, из чего следует то, что издательства теряют потребителей, поскольку отсутствует рекламная стратегия продвижения, происходит необоснованное расширение ассортимента за счет повторяющихся позиций, что приводит к снижению объемов продаж;

- острый дефицит квалифицированных кадров на всех уровнях управления компанией, как результат - ухудшение качества продукции и уменьшение доходов издательств.

Но в отечественном книжном рынке также существуют и положительные тенденции. Среди основных факторов, способствующих позитивным изменениям на книжном рынке, можно назвать следующие:

- переход к более дорогим изданиям, уменьшение интереса к книгам в мягкой обложке и, как следствие, увеличение оборотов книжного рынка и, соответственно, дохода издательств;

- активное развитие сетевой книжной торговли, появление современных

Л О

форматов торговли, распределительных центров, благодаря чему происходит увеличение пропускной способности торговой сети и появляется возможность освоения регионов;

- развитие книжной интернет-торговли, появление книжных интернетмагазинов, в результате чего усиливается привлечение более молодой части аудитории, появляется дополнительный канал сбыта;

- создание ассоциаций издателей и книгораспространителей (РКС, АСКИ, АСКР), благодаря чему начинается потенциальная консолидация отрасли, появляется возможность отстаивать интересы участников рынка на государственном уровне, а также возможность проводить масштабные исследования рынка, которые необходимы для перспективного планирования;

- увеличение доходов населения, что способствует потенциальному увеличению оборотов книжного рынка;

- успешные проекты сотрудничества издателей и киноиндустрии, что создает дополнительные возможности рекламы книг и результатом чего становится увеличение объемов продаж;

- разработка эффективных маркетинговых стратегий отдельными крупными издательствами, что способствует более детальному изучению потребительских предпочтений, повышению уровня информированности потребителей о новинках книжного рынка;

- привлечение инвестиций в книжную торговлю и издательский бизнес.

Итак, в современных условиях российский книжный бизнес является

развивающейся сферой деятельности, имеющей свои положительные и

14 2

отрицательные тенденции, несомненно, требующей постоянного

усовершенствования технологий и реализации эффективных подходов в управлении продажами.

В условиях достаточно серьезной конкурентной борьбы на книжном рынке перед отечественными книготорговцами встает острая необходимость поиска и применения все более новых и эффективных средств, обеспечивающих высокую производительность деятельности книжных магазинов. Прежние схемы и методы, рассчитанные на привлечение покупателей, начинают терять свою актуальность и уже не могут гарантировать стопроцентного успеха для книготорговой организации.

Современному книжному бизнесу, находящемуся под влиянием и зависимостью от различных целевых аудиторий, требуются результативные и хорошо окупающие себя коммуникационные технологии.

Литература:

1. Болт Г. Практическое руководство по управлению сбытом. М.: Экономика, _ 6 1991. Т

2. Бэйверсток Э. Книжный маркетинг: Пер. с англ. СПб.:БХВ-Санкт-Петербург, 1999.

3. Грэм Г. Книжный бизнес (Практика книгоиздания и книжной торговли). М.: РосКонсульт, 2002.

4. Есенькин Б.С., Коган А.Ф. Предпринимательство в книжном деле. М.: МГУП, 2011.

5. Ильницкий А.М. Книгоиздание в контексте социально-экономических преобразований в современной России. М.: Вагриус, 2002.

6. Комаров Е.И. Издательский менеджмент // Издательства в процессе перемен. Проблемы и перспективы развития книгоиздания в России: Сборник. М.: Логос, 1999.

7. Майсурадзе Ю. Книгоиздание и книгораспространение в России // Книжный бизнес. М., 1995.

8. Симагина С.Г. Некоторые тенденции современного издательского рынка// Проблемы полиграфии и издательского дела. 2006. - №1.

9. Совкин Д.Д. Предпринимательство в книжном бизнесе. М.: Юристъ, 2008.

14 3

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.