Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ / ИНТЕРНЕТ-ЭКОНОМИКА / СЕКТОР ИКТ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ELECTRONIC SERVICES / INTERNET ECONOMY / THE ICT SECTOR AND THE DIGITAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбашко Елена Анатольевна, Ватолкина Наталья Шамилевна

В статье анализируется состояние развития электронных услуг в Российской Федерации с точки зрения динамики роста объёмов и структуры рынков интернет-экономики, уровня проникновения ключевых видов услуг секторов B2C и B2B за период с 2012 по 2019 год. Авторы обобщили ключевые тенденции развития электронных услуг и сделали попытку систематизации факторов, оказывающих на них влияние. авторами определено, что рынок электронных услуг развивается стабильно более высокими темпами, чем экономика России в целом, однако пока предел их роста не достигнут. Статья опубликована при поддержке гранта РФФИ 20-010-00571 «Влияние цифровой трансформации на повышение качества и инновационности услуг».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF TRENDS OF E-SERVICE MARKET IN RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the development status of e-services in the Russian Federation from the point of view of dynamics of growth of volumes and market structure of the Internet economy, penetration of key services of B2C and B2B sectors for the period from 2012 to 2019. The authors summarized the key trends in the development of electronic services and made an attempt to systematize the factors that influence them. The authors determined that the market of electronic services is developing steadily at a higher rate than the Russian economy as a whole, but so far the limit of their growth has not been reached. The reported study was funded by RFBR, project number 20-010-00571 "The Impact of Digital Transformation on Improving the Quality and Innovation of Services".

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 339.3+338.46 АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е. А. Горбашко1, Н. Ш. Ватолкина2

1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),

191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21 2Московский государственный технический университета им. Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет), 105005, г. Москва, ул. 2-я Бауманская, 5/1

В статье анализируется состояние развития электронных услуг в Российской Федерации с точки зрения динамики роста объёмов и структуры рынков интернет-экономики, уровня проникновения ключевых видов услуг секторов B2C и B2B за период с 2012 по 2019 год. Авторы обобщили ключевые тенденции развития электронных услуг и сделали попытку систематизации факторов, оказывающих на них влияние. авторами определено, что рынок электронных услуг развивается стабильно более высокими темпами, чем экономика России в целом, однако пока предел их роста не достигнут. Статья опубликована при поддержке гранта РФФИ 20-010-00571 «Влияние цифровой трансформации на повышение качества и инновационности услуг».

Ключевые слова: электронные услуги, интернет-экономика, сектор ИКТ, цифровая экономика

ANALYSIS OF TRENDS OF E-SERVICE MARKET IN RUSSIAN FEDERATION

E. A. Gorbashko, N. S. Vatolkina

Saint Petersburg State University of Economics (SPbSEU), 191023, St. Petersburg, st. Sadovaya, 21;

Moscow State Technical University named after N. E. Bauman (National Research University),

Russia, Moscow, 2nd Baumanskaya str., 5/1

The article analyzes the development status of e-services in the Russian Federation from the point of view of dynamics of growth of volumes and market structure of the Internet economy, penetration of key services of B2C and B2B sectors for the period from 2012 to 2019. The authors summarized the key trends in the development of electronic services and made an attempt to systematize the factors that influence them. The authors determined that the market of electronic services is developing steadily at a higher rate than the Russian economy as a whole, but so far the limit of their growth has not been reached. The reported study was funded by RFBR, project number 20-010-00571 "The Impact of Digital Transformation on Improving the Quality and Innovation of Services".

Key words: electronic services, the Internet economy, the ICT sector and the digital economy

Цифровая трансформация сферы услуг, как показано в [8] привела, во-первых, к появлению новых видов цифровых услуг и развитию соответствующих рынков, во-вторых, к трансформации традиционных услуг через внедрение цифровых технологий на различных этапах их жизненного цикла. Анализ динамики развития электронных услуг в Российской Федерации может осуществляться на основе показателей объема предоставленных услуг через оценку их вклада в создание валовой добавленной стоимости и показателей потребления электронных услуг. Производственный подход ограничен тем, что согласно [31] в классификаторах видов экономической деятельности, которые применяются на российском, европейском и международном уровнях отдельно не предусмотрены

классификационные группировки для электронных услуг или услуг, которые реализуются в сети Интернет. Поэтому, оценка вклада сектора электронных услуг в ВВП производится по данным сектора информационно-коммуникационных технологий, в который включаются услуги в сфере ИКТ, а также по данным об объёме продаж электронных услуг вне сектора ИКТ, которые могут быть получены лишь по данным исследовательских и аналитических организаций.

В России в соответствии с приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 7 декабря 2015 г. N 515 "Об утверждении собирательных классификационных группировок " Сектор информационно-коммуникационных технологий" и "Сектор контента и средств массовой информации" к сектору ИКТ можно

1 Елена Анатольевна Горбашко - доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе, заведующий кафедрой экономики и управления качеством, е-mail: gorbashko.e@unecon.ru;

2Ватолкина Наталья Шамилевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмент», тел.: +7 927-641-74-98, е-mail: vatolkina@bmstu.ru

обобщённо отнести пять групп видов экономической деятельности: производство ИКТ-оборудования и элементной базы, в том числе производство бытовой электроники; оптовая торговля ИКТ-оборудованием; деятельность в сфере телекоммуникаций, в том числе в области связи; деятельность в области информационных технологий (производство и издание программного обеспечения); оказание других информационных услуг, в том числе услуг по обработке данных и деятельность web-порталов.

По данным [26] по итогам 2018 года в России удельный вес численности занятых сектора ИКТ составлял 2,6%, а удельный вес валовой добавленной стоимости - 3.2%. Распределение долей ВВП сектора ИКТ по видам экономической деятельности представлено на рисунке 1. До 2015 года методика расчёта не предусматривала отдельную группу «Оказание прочих информационных услуг» и её данные были включены в группу «Отрасль информационных технологий».

2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010

39

26,2

18

9

40

24,9

18,4 9,2 |7,5

38,8

31,1

22,2

40,2

31,1

21,6 |7,1

48,6

24,5

51,4

23,4

54,1

24,9

56,6

20,7

58,9

19,2

19,6 17 15,5 15,5 16,5

20

40

60

80

100

■ Деятельность в сфере телекоммуникаций

■ Отрасль информационных технологий

■ Оказание других информационных услуг

■ Производство ИКТ

■ Оптовая торговля, связанными с ИКТ

Рисунок 1 - Структура валовой добавленной стоимости сектора ИКТ в Российской Федерации в 2010 - 2018 гг. [8,10,11,26]

Как видно из рисунка, до 2013 года деятельность в сфере телекоммуникаций (или электросвязи по методике, которая применялась до 2015 года) преобладала в структуре ВВП ИКТ-сектора, однако к 2018 году совокупная доля отрасли информационных технологий и других информационных услуг является самой высокой - 44,2%.

Вместе с тем понятие электронных услуг значительно шире услуг по обработке данных и услуг web-порталов. По определению [6] к ним могут быть отнесены все услуги, оказываемые в электронной форме через Интернет, в том числе и те, у которых часть жизненного цикла осуществляется офф-лайн. Такие услуги относятся

к гибридным. Консолидированные данные по объёмам интернет-экономики в России представляет Ассоциация электронных коммуникаций в ежегодных аналитических докладах «Рунет сегодня». Доклады охватывают широкий спектр видов электронных услуг. Важной особенностью их методики является включение в состав интернет-экономики сегмента маркетинга и рекламы в интернете, доходы от которой являются основой бизнес-модели многих провайдеров электронных услуг. Данные о структуре интернет-экономики за 2015-2019 гг. представлены в таблице 1.

Несмотря на то, что в исследовании Ассоциации электронных коммуникаций представлены не все виды электронных услуг, реализуемых на возмездной основе, его данные позволяют судить об общей структуре и динамике роста объёмов рынков электронных услуг, в котором доминируют потребительские услуги в области финансов и торговли (88,7%), а сектор В2В услуг занимает лишь 2,7% от объёма рынка электронных услуг. Самыми крупными являются субсекторы онлайн-ритейла (27,6% от общего объёма рынка), электронных платёжных услуг (28,5% от общего объема рынка), онлайн-тревэла (15,5% от общего объёма рынка). Структура рынка за пять лет осталась практически неизменной, однако сектор «Финансы и торговля» в 2018-2019 гг. включает три новых субсектора, два из которых - «Транспортные услуги и доставка еды» и «Билеты на мероприятия» за два года увеличили объём продаж в 4,2 раза и в 5,5 раз соответственно. В целом, объем рынков цифровой экономики в России за пять лет почти утроился, хотя отдельные его секторы продемонстрировали разную динамику. Самым быстрорастущим является сектор «Финансы и торговля», который увеличил объёмы продаж на 286,5%.

В рамках данного сектора наиболее полные данные по объемам продаж доступны по рынку интернет-торговли. Ассоциация компаний интернет-торговли включает в указанные объёмы внутреннюю и трансграничную торговлю. Как видно из рисунка 2, за период 2014 -2019 гг. объемы интернет-торговли выросли более, чем в три раза (рост - 305,6%), рост объемов внутренней торговли составил 296,2%, трансграничной торговли - 328%.

За тот же период, как показано в [7] рост произведённого ВВП по разделу ОКВЭД G47 «Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами» составил всего 109% в текущих ценах. Это позволяет утверждать, что происходит перераспределение объёмов продаж между традиционными и электронными каналами продаж, но стимулирующий эффект электронных каналов продаж на общую динамику торговли остаётся невысоким.

0

Также, как и остаётся невысокой доля интернет-торговли в общем обороте розничной РФ - 5,3% по данным АКИТ и 4,07% по данным обзора состояния рынка электронной торговли в РФ

института экономической политики имени Е.Т. Гайдара [19], в то время как в США этот показатель составляет 14,3%, в Китае - 23,9% [3].

Таблица 1 - Объемы рынков цифровой экономики в составе основных сегментов, с 2015 по 2018 гг.

[составлено по 23,27,28,29,30]

Сегмент рынка цифровой экономики Объем рынка 2015 г., млрд. руб Объем рынка 2016 г., млрд. руб Объем рынка 2017 г., млрд. руб Объем рынка 2018 г., млрд. руб. Объем рынка 2019, млрд. руб. Рост 2019 к 2015 г., %

Всего 1676,48 1942,2 2932,14 3522,5 4699,3 280,3

Маркетинг и реклама 150,56 191,1 224,0 262, 9 314,0 208,55

Web- и мобильная разработка 25,4 26,5 28, 30,3 33,0 129,9

Контекстная реклама 79,8 115.4 140,8 165,4 194,6 243,9

Медийная реклама 19,8 21,5 23,0 26,7 31,0 156,6

Видеореклама 4,45 5,5 8,0 10,0 19,1 429,2

Контент-маркетинг и маркетинг в соцсетях 21,11 22,2 24,2 30,5 36,3 172,0

Финансы и торговля 1456,5 1611,0 2544,53 3078,4 4172,8 286,5

Онлайн-ритейл 570,0 706,0 903,7 1027,8 1295 227,2

Онлайн-трэвел 315,3 500,0 620,0 670,6 730,3 231,6

Рынок электронных платёжных услуг 571,2 686,0 816,34 1125,0 1338,8 234,4

Транспортные услуги, доставка еды 169,0 204,49 148,6 628,2 478,5*

Билеты на мероприятия 11,0 60,5

Профессиональные и бытовые услуги 95,4 120,0

Инфраструктура и связь 14,9 77,1 93,31 106,2 126,8 164,1***

Рынок доменов 2,6 2,9 5,9 3,3 3,5 134,6

Рынок SaaS 6,3 8,2 10,6 12,8 15,2 241,2

Рынок хостинга (кроме облачного) 6,0 6,1 6,71 7,4 8,1 135,0

Рынок инфраструктуры (облачный хостинг, IaaS, PaaS и т.д.) 59,9 70,1 82,7 100,0 166,9**

Медиа и развлечения 54,52 63,0 70,3 75,0 85,7 157,2

Онлайн-видео 3,8 4,6 5,2 5,8 7,8 205,3

Игры 46,7 53,2 59,1 62 69,4 148,6

Онлайн-музыка 2,33 2,8 3,0 3,5 4.2 180,3

Электронные книги 1,69 2,3 3,0 3,7 4,3 254,4

*Отношение объёма продаж транспортных услуг, доставки еды, услуг продажи билетов на мероприятия, профессиональных и бытовых услуг в 2019 году к объёму продаж профессиональных и бытовых услуг в 2016 году

**Отношение показателей 2019 года к показателям 2016 года ***Отношение показателей 2019 года к 2016 году

Самым маленьким по объёму продаж сегментом интернет-экономики остаётся «Медиа и развлечение» (1,8% от общего объёма рынка) несмотря на то, что в настоящее время уже произошли принципиальные изменения в бизнес-моделях провайдеров развлекательного контента. В частности, платная модель потребления контента преобладает над рекламной, и сокращаются объёмы потребления нелегального контента.

Таким образом, исследование показало, что драйвером роста рынков интернет-экономики являются гибридные услуги, объём продаж которых пока в 40 раз больше, чем объём продаж высокотехнологичных услуг инфраструктуры и связи. На наш взгляд, это объясняется зрелостью рынка гибридных услуг, основанных на традиционных бизнес-моделях и ценностных предложениях, которые быстро адаптировались к новым электронным каналам

продаж и эксплуатируют традиционную аудиторию. Вместе с тем рынок гибридных электронных услуг является квази-интернет-рынком, так как интернет выступает одним из каналов продаж в омниканальных моделях распределения. Вместе с тем он генерирует спрос на новые цифровые сервисы, связанные с обработкой информации об электронной коммерции и других гибридных услугах, такие как маркетплейсы, сервисы по сбору и анализу данных, сервисы по созданию и продвижению интернет-магазинов и так далее.

2500 -

2000 1500 1000 500 0

302 374

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

207! 506 220 540

618 667

2014 2015 2016 2017

504

1153

680

1499

2018 2019

■ Внутренняя торговля ■ Трансграничная торговля

Рисунок 2 - Динамика объёмов российского рынка интернет-торговли за период 2014 - 2019 гг., млрд. рублей [3]

Наряду с показателями объёмов продаж необходимо использовать показатели проникновения электронных услуг, представленные данными о доле населения, использующего электронные услуги, и показатели интенсивности использования электронных услуг, включающие данные о численности аудитории интернет-ресурсов и о частоте использования услуг.

Показатели проникновения электронных услуг тесно связаны с показателями использования Интернета. (рис. 2). Как показано в [7] использование интернета опосредуется использования определённых электронных услуг, которые предоставляют провайдеры на основе определённой бизнес-модели.

По данным НИУ ВШЭ в Российской Федерации доля населения в возрасте 15-74 лет, использующего Интернет- 87,3% [26], использующего Интернет практически каждый день -68,8%, при том, что второй показатель растёт более высокими темпами (140,9% роста за период 2013 - 2019 гг. против 122,9% за тот же период). Как видно из рисунка 3 последние годы аудитория Интернета растет медленно, в основном за счет подключения пользователей старшего поколения [21]. Среди других возрастных групп проникновение Интернета близко к предельному уровню. Основная же тенденция последних лет - увеличение доли пользователей мобильного интернета, которая по данным [23] составляет 86,2 млн человек или 70,5% населения страны. Годом ранее этот показатель составлял 56%. Это означает, что период экстенсивного

роста потребительского сегмента интернет-экономики заканчивается, так как основная доля экономически активного населения уже используют интернет для поиска информации, развлечений, совершения покупок и финансовых операций. Однако, как видно из рисунка, существует значительный разрыв между показателями проникновения Интернета и показателями проникновения ключевых видов электронных услуг, что определяет потенциальную область роста числа их активных потребителей.

Самыми быстрыми темпами растёт проникновение электронных финансовых услуг, которые за период с 2013 по 2018 годы увеличили свою аудиторию почти в четыре раза. Более того, данные Банка России отличаются от данных, приводимых НИУ ВШЭ. Так, по его данным [4] доля взрослого населения, использующего дистанционный доступ к банковским счетам составляет 55,2 % от опрошенных.

90

70

50

30

10

-10 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Доля населения, использующего Интернет

Доля населения, использующего интернет практически каждый день

Доля населения, использующего Интернет для заказа товаров, услуг

Доля населения, использующего Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме Доля населения, использующего Интернет для получения дистанционного образования

Рисунок 3 - Выборочные показатели, характеризующие динамику проникновения Интернета и использования электронных услуг в Российской Федерации для населения в возрасте от 15 до 72 лет в период 2013 - 2108 гг., % [9,10,11,26]

Высокие темпы роста демонстрируют показатели проникновения электронных государственных и муниципальных услуг - 242,8% за период с 2013 по 2018 г. Как показано в [23] за последние два года число пользователей цифровых госуслуг в России выросло на 42 %, что

почти втрое превышает среднемировые темпы роста.

Доля населения, использующего Интернет для заказа товаров и услуг значительно ниже доли интернет-аудитории и доли населения, использующего цифровые государственные услуги, что означает, что ключевого драйвера роста - проникновения интернета, недостаточно для увеличения объёмов продаж товаров и услуг в Интернете. Офлайн сегмент остаётся серьёзным конкурентом интернет-экономики, который демонстрирует недостаточно преимуществ для покупателей. Однако, следует учитывать опосредованное влияние интернет-сегмента на поведение потребителей и объёмы торговли в целом.

Так, существует феномен ROPO (Researched Online, Purchased Offline), когда поиск товаров происходит в Интернете, а приобретение осуществляется офлайн [17]. Доля ROPO-покупок может варьироваться в зависимости от специфики товарной категории и других факторов. Например, по данным М.Видео [25], более 48% покупателей электроники в России начинают поиск информации в онлайне и ROPO-покупатели приносят на 40% больше дохода, чем те, которые покупают офлайн, но не заходят на сайт. ROPO-покупатели с мобильного устройства приносят ещё на 30% больше дохода. Поэтому, в некоторых аналитических исследованиях (например ЯндексМаркет.Анали-тика) в аудиторию онлайн-торговли включают пользователей, которые в течение месяца «искали товары в интернете, посещали сайты интернет-магазинов или совершали онлайн-по-купки» и уровень проникновения электронной коммерции по разным данным может значительно отличаться.

По данным НИУ ВШЭ сегмент дистанционного образования стагнирует и уровень его проникновения не превышал 3% населения за все годы наблюдений. Однако, по оценкам [15], по итогам 2019 года объём российского b2c-рынка онлайн-образования достиг 38,5 млрд руб. при среднегодовых темпах роста на уровне 20%. В конце 2023 года, по прогнозу, его величина перевалит отметку 60 млрд руб. в год при среднегодовых темпах роста на уровне 12-15%. Как отмечается в исследовании, оценки экспертов лежат в крайне широком диапазоне. По мнению Дмитрия Волошина (Otus.ru), в 2019 году рынок российского онлайн-образования не превышал 21,2 млрд руб. и растёт на 17-27% в год,

Проникновение электронных услуг может быть охарактеризовано данными об аудитории различных ресурсов на основе статистики, предоставляемой Weblndex [5]. Топ-10 наиболее популярных ресурсов представлены на рисунке 4.

Показатели численности аудитории и частоты использования имеет наибольшее значение для электронных услуг, которые являются бесплатными для потребителей и поэтому объем их потребления не может быть охарактеризован объемами продаж. К таким услугам относятся социальные сети, мессенджеры, хостинги, информационные порталы и средства массовой информации. Для услуг, которые оплачиваются потребителями, он является вспомогательным и характеризует, скорее, показатель проникновения услуги на соответствующем рынке.

Как видно из рисунка, в числе ведущих игроков рынка электронных услуг представлены ресурсы, основанные на различных бизнес-моделях и предоставляющие как чистые цифровые, так и гибридные услуги. Как видно из рисунка, интернет по-прежнему является в первую очередь информационным пространством, так как самой большой аудиторией обладают средства массовой информации, информационные порталы, видео-хостинги и социальные сети [7]. Однако границы между цифровыми и гибридными услугами начинает стираться, так как социальные сети интегрируют образовательные и платёжные сервисы, функции электронной коммерции.

Aliexpress.com ■40286,3 t

Odnoklassniki.ru 50954,7 i

Instagram.com 60407,3

Mail.ru 63655,7

Sberbank.ru 68359,6

WhatsApp.com 71980,1 i

VK.com 74746,8

Youtube.com 82549,6

Яндекс 834117

Google (ru+com) 83701

-10000 40000 90000

Рисунок 4 - Среднемесячная аудитория интернет-ресурсов в Российской Федерации в возрасте 1264 лет за период март 2020 года, тыс. человек [5]

Согласно таблице 2 показатель проникновения интернета в предпринимательский сектор и социальную сферу также является высоким и практически не изменился за период с 2013 года, что свидетельствует о наличие системных барьеров к его увеличению. Фактически, данный показатель можно приравнять к использованию электронных услуг, так как по

данным НИУ ВШЭ [26], целями использования интернета в организациях предпринимательского сектора включает использование электронной почты (86,4%), поиск информации в сети (85,6%), осуществление финансовых

При этом использование облачных услуг и электронного обмена данными за тот же период росло в два раза более высокими темпами, что также свидетельствует об исчерпании потенциала экстенсивного роста, когда и в сфере В2В и в сфере В2С дальнейшее развитие рынка электронных услуг лишь в малой степени обусловлено ростом численности пользователей интернета.

Цели и интенсивность использования населением интернета, на наш взгляд, во-мно-гом обусловлены тремя группами факторов: государственное регулирование отрасли, качество и инновационность электронных услуг, социальные практики и привычки населения. И если первые два фактора являются объектом целенаправленного развития со стороны государства и бизнеса, в частности в рамках национальной программы «Цифровая экономика», то социальные практики изменяются достаточно медленно и во многом обусловлены цифровым неравенством поколений и социальных классов. Показательным является сдвиг социальных практик в период пандемии С0УГО-2019, когда изменение режимов работы и досуга коснулся всех слоёв населения и существенный рост трафика был зафиксирован у сервисов видеоконференций, он-лайн-гипермаркетов, ОТТ-сервисов и медиа, образовательных сервисов. Бенефициарами пандемии, как отмечается в [20] стала также интернет-торговля. По словам Президента Национальной ассоциации дистанционной торговли Александра Иванова, участники этого рынка за время самоизоляции могли получить до 6-7 млн новых покупателей, однако это лишь «резерв», то есть

операций (66,7%), профессиональная подготовка персонала (43,2%), проведение видеоконференций (41,9%), наем персонала (40,2%), подписка на электронные базы данных или библиотеки (30,5%), осуществление закупок (19,9%).

потенциально активные покупатели в будущем. Докарантинная практика, по его словам, говорит, что для 70-75% из числа опробовавших интернет-заказы они входят в привычку в течение одного-трех лет.

На наш взгляд, всплеск вынужденного пользовательского интереса к использованию электронных услуг будет иметь долгосрочный эффект благодаря диффузии ожиданий и благоприятного онлайн опыта потребителей, которые позволят им и в дальнейшем активнее обращаться к онлайн сервисам даже в непривычных областях, снизят уровень неуверенности в собственных навыках и безопасности осуществления онлайн транзакций. Кроме того, накопительный положительный эффект оказывает развитие нормативно-правового регулирования электронных услуг в нашей стране, предпринимательская и инвестиционная активность в данной сфере.

Предпринимательский и социальный сектор экономики расширяет использование электронных услуг в зависимости от их доступности и экономических выгод использования, стимулов со стороны государственного регулирования и поддержки, качества и инновационно-сти электронных услуг, улучшения общего качества менеджмента, давления со стороны конкуренции.

В таблице 3 мы попытались обобщить ключевые тенденции и ключевые факторы, развития электронных услуг в России в разрезе 4 современных периодов развития Рунета по методике РАЭК.

Таблица 2 - Выборочные показатели, характеризующие динамику использования электронных услуг организаций предпринимательского сектора в Российской Федерации в период 2013 - 2018 гг.

[9,10,11,26]

Показатели использования электронных услуг 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2018 к 2013,%

Удельный вес организаций предпринимательского сектора (в их общем числе), использующих:

Широкополосный интернет,% 80,8 81,4 78,9 80,5 81,6 86,0 106,4

Облачные сервисы, % 11,0 13,8 18,4 20,5 22,6 27,1 246,3

Электронный обмен данными между своими и внешними информационными системами, % 24,1 53,1 59,2 61,6 62,2 н/д 258,1*

Удельный вес организаций социальной с< )еры (в их общем числе), использующих:

Широкополосный интернет,% 75,8 79,2 79,3 81,5 83,5 н/д 110,1*

Облачные сервисы,% 12,0 14,1 20,0 21,8 24,4 н/д 203,3*

Электронный обмен данными между своими и внешними информационными системами,% н/д 49,8 57,6 61,0 62,6 н/д 125,7**

**отношение показателя 2017 года к 2013 году **отношение показателя 2017 года к 2014 году

Таблица 3 - Ключевые тенденции и факторы развития рынка электронных услуг с 2012 по 2020 годы

[составлено по 2,12,13,14,16,22, 24, 23,27,28,29,30]_

Год Ключевые тенденции развития электронных услуг Ключевые факторы и инициативы, оказывающие влияние на развитие рынка электронных услуг

Инновационный период развития интернет-экономики (до 2014 года)

2012 • Высокий, но замедляющийся темп рост рынка контент-рекламы (45% в год) и сегмента мобильной рекламы • Рынок электронных платежей вырос на 61%, в том числе небанковских сервисов - 71% в год • Рынок российских почтовых сервисов вырос более, чем на 20% и стал крупнейшим в Европе • Стремительный рост сегмента продажи авиа- и железнодорожных билетов • Рынок облачных услуг вырос на 70% • В 5 раз выросло число пользователей портала Госуслуг • Начинает развиваться рынок мобильных госуслуг • Вступили в силу поправки к закону «Об информации», которые позволяют блокировать доступ к противоправному контенту в интернете без решения суда. • Профессионализация блогосферы и формирование прослойки профессиональных блогеров • Зарождение технологий «Real Time Bidding» • Низкое проникновение интернета широкополосного доступа • Создана Ассоциация облачных технологий • Совершенствование веб-сайта, мобильного приложения и функционала портала госуслуг, в том числе появление новых сервисов • Вступление в силу Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» с 1 сентября 2012 г.

2013 • Рост на 71% рынка мобильной и веб-разработки • Появление интернет-зависимых экономик в России • Аудитория мобильного Интернета в России за 2013 год увеличилась на 53% • Объем видеорекламы в Рунете вырос на 84% • Преобладание на рынке интернет-торговли мульти-канальных ритейлеров • В 2013 году ритейл оказался самым привлекательным сегментом е-соттегсе для инвестиций • Замедление темпов реализации программы развития электронных государственных услуг • Создание Фонда развития интернет-инициатив • Первое место в мире по темпам роста скорости Интернета - 53% • Строительство новых магистральных линий и узлов • Внедрение новых сетевых технологий, в частности, GPON • Развитие технологии LTE (4G) • Совершенствование всех основных поисковых систем (Яндекс, Mail.ru и Google) • Утверждена «Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 2036-р • Оптимизация различных маркетинговых инструментов под мобильные устройства • Появление Ассоциация компаний розничной электронной торговли (АКРЭТ) • Принят и вступил в силу «Антипиратский закон» (Федеральный закон от 2 июля 2013 года № 187-ФЗ) • Пересмотр законодательства о персональных данных

Негативный период развития интернет-экономики (2014-2015 гг.)

2014 • Рост популярности видео-микроконтента, в том числе для взрослой аудитории • Рост популярности социальных медиа • Рост количества данных, формируемых в процессе потребления услуг и контента в Интернете • Распространение В2С облачных сервисов • Рекламный рынок в 2014 году сильно замедлил темпы роста из-за падения рынка медийной рекламы. • Падение курса рубля и снижение темпов развития во всех отраслях экономики. • Инновации крупных игроков рынка (Яндекс и Google) • В 2014 году правительство приступило к реализации государственной программы по устранению «цифрового неравенства» • Принят «Закон о блогерах» (федеральный закон № 97-ФЗ от 5 мая 2014 г.)

2015 • Значительный рост количества занятых в интернет индустрии. • 30-процентный рост объема интернет платежей • Стремительный рост рынка облачных услуг, а также решений для коммуникаций и совместной работы • Принят федеральный закон от 13.07.2015 N 264-из-вестный под названием «Закон о забвении» • Вступление в силу «антипиратского законодательства» • Вступление в силу закона о хранении персональных данных граждан России на территории страны

• Рост игроков российского интернет-рынка Aliexpress и Wildberries • Развитие логистических операторов и «Почты России» • Создание АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) • Импортозамещение в ИТ

Стабилизационный период развития интернет-экономики (2016-2019 гг.)

2016 • Рост видеоконтента и трансляций практически во всех соцсетях. • Рост интернет-платежей, в том числе и при переводе с карты на карту. • Изменение структуры игроков на рынке интернет-торговли. Чистые онл-най-игроки уступили место оффлайновым сетям. • Возвращение покупательского спроса к докризисному уровню. • Появление формата маркетплейсов • Развитие телемедицины • Быстрый переход аудитории из соцсетей в мессенджеры • Быстрый рост сегмента EdTech • Выход на российский рынок Apple Pay и Samsung Pay. • Быстрое развитие технологии нейросетей • Регулирование трансграничных услуг • Пакет Яровой • Первый случай применения законодательства о локализации персональных данных • Первые попытки регулирования сферы ОТТ • Импортозамещение в ИТ • Бурное развитие чат-ботов и продолжающийся переход часть функций социальных сетей в мессенджеры

2017 • Сегмент интернет-рекламы сравнился по объёму с рекламой на ТВ • По данным Mediascope, количество мобильных пользователей Рунета впервые превысило количество десктопных пользователей • Оживлении потребительского спроса и продолжающейся тенденции перетекания покупателей из офлайна в онлайн • Развитие трансграничной интернет-торговли, которая опережает по темпам внутреннюю торговлю • Трансформация интернет-СМИ в медиа-платформы • Становление экосистемы Telegram • Бум криптовалют и рынка ICO • Рынок индустриального Интернета вещей в России сильно фрагментиро-ван. • Фактически отсутствуют комплексные отраслевые решения - вертикальные ИТ-платформы, которые являются катализатором развития всего IoT. • В 2017 году появилась масштабная программа «Цифровая экономика», бюджет которой был оценен в 3,5 триллиона рублей до 2024 года. • Учреждён Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ) • Утверждена Стратегия развития информационного общества • Закон о регулировании онлайн кинотеатров • Подписаны три федеральных закона, касающиеся безопасности критической информационной инфраструктуры РФ • Подписан закон, позволяющий банкам открывать счета физическим лицам, предоставлять им кредиты и осуществлять денежные переводы в режиме он-лайн, без посещения офиса.

2018 • Растет время, проводимое пользователями в интернете. Средний пользователь проводит в сети порядка 3 часов в день (mobile+desktop). Аудитория Smart TV составляет 12% - +20% за год; • Социальные сети - лидер по времени, проводимому в сети. Но их стремительно догоняет видео. • Растёт доля • Почти % роста рынка e-commerce обеспечивают 2 лидера - Wildberries и Ozon • Увеличение числа мобильных платежей и их среднего размера • Выход на онлайн-рынок B2B - игроков онлайн торговли • Рост спроса на облачные услуги и российские дата-центры • Платная модель потребления он-лайн-видео начинает доминировать над рекламной моделью • Борьба отрасли с недобросовестной рекламой и выработка рекламных стандартов. • Антипиратские инициативы • Регулирование соцсетей и контента • Регулирование сферы оборота данных • Новые требования к операторам связи • Криптовалютный бум • Вступлении с 1 января 2018 года в силу изменений в Уголовный кодекс РФ, предусматривающих уголовную ответственность за кибератаки на национальную информационную инфраструктуру. • Бурное развитие сервисов и программных решений, использующих технологии машинного обучения и системы искусственного интеллекта • Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204

2019 • Стремительный рост пользователей мобильного интернета • Подписан Кодекс этики больших данных

• Стремительный рост сектора транспортных услуг и доставки еды • Рост С2С сегмента • Рост доли безналичных платежей • Рост доли объем продаж через новые медиаканалы (блоги, социальные сети, мессенджеры) • Отток аудитории от пиратский сервисов в пользу легального медиа-контента • Возвращение на западные биржи российских инетрнет-компаний • Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года. • C 9 июля 2019 г. на территории России действуют технологии фильтрации рекламы, разработанные в соответствии с рекомендациями качественной рекламы и Better Ads Standart в Google Chrome • 01 июля 2019 года завершился очередной этап перехода на онлайн-кассы согласно Федеральному закону 54-ФЗ • В 2019 году вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2019 N 90-ФЗ, получивший неофициальное название «Закон о суверенном Рунете»

2020 • Рост трафика у сервисов видеоконференций, онлайн-гипермаркетов, ОТТ-сервисов и медиа, образовательных сервисов, онлайн торговли • Отрицательная динамика сектора онлайн-тревэл • Рост мошенничества в Интернете • Переход на самоизоляцию во втором-третьем кварталах 2020 года в период пандемии C0VID-2019. • Бесплатный доступ к значимым сайтам и рост числа добровольных акций провайдеров цифровых услуг

Как показал анализ, ключевыми тенденциями развития электронных услуг за период с 2012 по 2020 год - это стремительный рост проникновения мобильного интернета, потребления видео-контента и видео-рекламы, электронных платежей и шеринг-сервисов C2C, консолидация многих сегментов интернет-рынка и трансформация потребительского поведения. Этому способствовали значительные инвестиции в развитие инфраструктуры интернета и внедрение современных сетевых технологий, рост предпринимательской и инвестиционной активности игроков интернет-рынка, а также усилия по государственному регулированию Интернета и саморегулированию отдельных сегментов интернет-рынков. При этом, несмотря на то, что государственное регулирование интернета в нашей стране носит преимущественно ограничительный характер и в 2019 году Россия возглавила рейтинг европейских стран с самым «несвободным интернетом» по версии неправительственной организации Freedom House [1], рынок электронных услуг развивался более высокими темпами, чем экономика в России в целом. Эксперты крайне неоднозначно оценивают влияние законодательных инициатив на развитие Интернета, однако, на наш взгляд, это неизбежный путь формирования прозрачного и безопасного общественного и коммерческого информационного пространства. Как показывает текущая ситуация с отказом крупных компаний от сотрудничества с Facebook, в западных странах также формируется запрос на подобное регулирование [18]. Большинство регуляторных инициатив имеют долгосрочный эффект и поэтому их указание в рамках конкретного года является несколько условным. В то же время стоит отметить, что интернет-экономика находится под влиянием общей экономической ситуации, платёжеспособности населения и бизнеса, а также ожидаемой полезности использования

электронных услуг, так как они продолжают конкурировать с традиционными офф-лайн форматами.

Таким образом, анализ показал, что сфера электронных услуг в Российской Федерации растёт высокими темпами и демонстрирует показатели проникновения до 95,3% взрослого населения, сформировала 4,7 трлн. рублей вклада в ВВП в 2019 году. Основную долю интернет-экономики по объемам валовой добавленной стоимости занимают услуги электронной коммерции и услуг населению, хотя не менее 27 % предприятий России используют облачные и смежные сервисы в своей деятельности и прирост объёмов соответствующих рынков также составляет по разным данным в среднем 25% в год.

По численности аудитории лидируют электронные услуги поисковых систем, социальных сетей, финансовых услуг, государственных услуг и электронной коммерции. Растёт доля электронных услуг, которые оплачиваются потребителем, что связано с улучшением качества услуг и стремлением к улучшению качества жизни.

Вместе с тем, потенциал роста уровня проникновения, интенсивности использования и объемов продаж электронных услуг можно считать далёким от насыщения, учитывая высокую долю населения, постоянно использующего интернет. В целом электронные услуги пока в первую очередь зависят от развития интернета, его технологий и инфраструктуры, а также от роста уровня зрелости государственного и саморегулирования деятельности в интернете.

Литература

1. 2010-2020: самое драматическое десятилетие Рунета Как русский интернет стал одной из самых быстрых, удобных — и несвободных сетей в мире //МЫ^а. [Электронный документ]. - Режим

доступа: https://meduza.io/feature/2020/01/04/2010-2020-samoe-dramaticheskoe-desyatiletie-runeta

2. Агейчев А. С. Законодательство в сфере Интернет-коммуникаций: российский и международный опыт // COMPARATIVE POLITICS. - 2016. - №2 (23).

- С. 73-84.

3. Аналитика по рынку e-commerce в России 2018 // АКИТ. [Электронный документ]. - Режим до-ступа:)https://yadi.sk/i/0fF9iSibAkpШw

4. Аналитическая справка об индикаторах финансовой доступности за 2018 год (по результатам замера 2019 года). [Электрон. ресурс]. Банк России. - 2019.

- Режим доступа : http://www.cbr.ru/Content/ Document /File/ 79893/ acc_indicators_2018(2019).pdf.

5. Аудитория интернета в России [Электрон. ресурс] : MediaScope. - Режим доступа : https://webindex. mediascope.net.

6. Ватолкина Н. Ш. Сущность и классификация электронных услуг как объекта управления // Национальная концепция качества: государственная и общественная защита прав потребителей : сб. тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. - СПб., 2018. - С. 205209.

7. Ватолкина Н. Ш. Развитие управления качеством услуг в условиях цифровой трансформации экономики : дис. ... доктора экономических наук : 08.00.05 / С.-Петерб. гос. эконом. ун-т. - Санкт-Петербург, 2020. -409 с.

8. Горбашко Е. А. Тенденции развития сферы услуг в условиях цифровой трансформации экономики / Е. А. Горбашко, Н. Ш. Ватолкина // Технико-технологические проблемы сервиса. - № 3 (49). - 2019. - С. 45

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 52.

9. Индикаторы цифровой экономики 2017 : статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др., Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : НИУ ВШЭ, 2017. - 320 с.

10. Индикаторы цифровой экономики: 2018 : статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Г. Л. Волкова, Л. М. Гохберг и др.;Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - 268 с.

11. Индикаторы цифровой экономики 2019 : статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, М. А. Кевеш и др., Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : НИУ ВШЭ, 2019. - 248 с.

12. Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Москва, 2013. - 96 с.

13. Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Москва, 2014. - 132 с.

14. Интернет в России. — М.: Издательство «Перо», 2016. — 90 с.

15. Исследование российского рынка онлайн-образо-вания [Электронный документ]. - Режим доступа: http://research.edmarket.ru/

16. Крупин А. Итоги 2018 года: интернет-индустрия 3dnews 4 января 2019 г. [Электронный документ]. -Режим доступа: https://3dnews.rU/980085

17. Максиянова Т. В. Влияние инетрнет-экономики на ВВП России // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского, 2012. № 2(40). С. 177-187.

18. Недоступ М. Unilever, Coca-Cola и Starbucks ушли из Facebook // Финансовая газета. 29 июня 2020. [Электронный документ]. - Режим доступа: https ://fingazeta. ru/ekonomika/mirovaya_ekonomika/46 3898

19. Обзор состояния рынка электронной торговли в РФ института экономической политики имени Е.Т. Гайдара. Национальная ассоциация дистанционной торговли. [Электронный документ]. - Режим доступа: http://ecomrussia.ru/docs/ report_nadt/ 2019.03.07%20%D00/o9E%D0%91%D0%97%D0%9E %D0%A0%20(fiml).pdf

20. Пандемия охватила интернет-торговлю. Покупатели начинают привыкать к онлайн-шопингу // Газета "Коммерсантъ" №110 от 25.06.2020, стр. 7.

21. Проникновение Интернета в России. Москва, 15.01.2019. Исследование GfK. [Электронный документ]. - Режим доступа: https://www.gfk.com/ ru/insaity /press-release/issledovanie-gfk-proniknovenie -interneta-v-rossii/

22. Рябова В. Нормативные акты 2017 года, имеющие отношение к информационным технологиям 08.01.2018 // DIRUSSIA.RU [Электронный документ]. - Режим доступа: https://d-russia.ru/normativno-pravovye-akty-ispolnitelnoj-vlasti-rossijskoj-federatsii-2017-goda-imeyushhie-otnoshenie-k-it-i-it-industrii.html

23. Рунет сегодня 2019. Главный аналитический доклад // РАЭК. 15 апреля 2020 г. [Электронный документ]. - Режим доступа: http:// a.raec.ru

24. Тенденции развития интернета в условиях формирования цифровой экономики :аналитический доклад / Г. И. Абдрахманова, Н. В. Бондаренко, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Координационный центр национального домена сети Интернет, Нац. ис-след. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2018.

25. Турищева М. Mobile to Store. Влияние цифрового маркетинга на офлайн бизнес, 2016.

26. Цифровая экономика: 2020 : краткий статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.:НИУ ВШЭ, 2020. - 112 с.

27. Экономика Рунета. Исследование экономики рынков интернет-сервисов и контента в России 20132014 // РАЭК, НИУ ВШЭ. - Москва, 2014. - [Электронный документ]. - Режим доступа: https://raec.ru/ upload/ files/ research- economics -2013-2014.pdf

28. Экономика Рунета 2015-2016 // Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) [Электронный документ]. - Режим доступа: http://files.runet-id.com/2016/presentation-

research/presentations/EconomicaRunetaItogy2016.pdf

29. Экономика рунета 2017. Экосистема цифровой экономики России 2017 // РАЭК. [Электронный документ]. - Режим доступа: https://raec.ru/upload/files/de-itogi_booklet.pdf

30. Экономика Рунета 2018. Цифровая экономика России 2018 // РАЭК. [Электронный документ]. - Режим доступа: https://raec.ru/upload/files/ru-ec_booklet.pdf

31. Plaksin, S. Approaches to Defining and Measuring Russia's Internet Economy / S. Plaksin, G. Abdrakh-manova, G. Kovaleva // Foresight and STI Governance. - № 1. - Vol. 11. - pp. 55-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.