Научная статья на тему 'Анализ тенденций, особенностей и приоритетов социально-экономического развития г. Москвы'

Анализ тенденций, особенностей и приоритетов социально-экономического развития г. Москвы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
364
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРИОРИТЕТЫ / ВАРИАНТЫ / МОСКВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тупчиенко B.A.

Прогноз социально-экономического развития города Москвы на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 гг. разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза функционирования экономики Российской Федерации в 2012-2014 гг. по двум базовым вариантам 2b (инвестиционный) и 2с (оптимистический).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ тенденций, особенностей и приоритетов социально-экономического развития г. Москвы»

УДК 338.262

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ, ОСОБЕННОСТЕЙ И ПРИОРИТЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

МОСКВЫ

В. А. ТУПЧИЕНКО,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и управления

E-mail: regek@vzfei. ru Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Прогноз социально-экономического развития города Москвы на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 гг. разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза функционирования экономики Российской Федерации в 2012-2014гг. по двум базовым вариантам 2Ь (инвестиционный) и 2с (оптимистический).

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, приоритеты, варианты, Москва.

Москва - политический и деловой центр России, на ее территории разместились органы государственной власти Российской Федерации, ведущие экономико-финансовые структуры, более половины коммерческих и специализированных банков страны, представительства крупнейших российских компаний и ведущих мировых корпораций. Кроме того, в Москве зарегистрировано более 200 тыс. малых предприятий. Показатель занятости в этой сфере в столице приближается к европейскому, который составляет 50-55 %. В Москве зарегистрированы представительства более 6 800 иностранных компаний. Ежегодно Москву посещают свыше 4 млн туристов, больше всего гостей прибывает из Германии, США и Китая, а также из Великобритании, Франции, Турции, Италии, Израиля, Японии и Испании. Социальная сфера города достаточно развита по сравнению с другими регионами России, однако имеет ряд проблем, которые требуют решения.

Согласно прогнозу социально-экономического развития города Москвы на 2012 г. и плановый

период 2013 и 2014 гг., возможны следующие перспективы (табл. 1).

Разработка Прогноза социально-экономического развития города Москвы на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 годов, утвержденного постановлением правительства Москвы от 06.09.2011 № 410-ПП (далее - Прогноз социально-экономического развития Москвы), осуществлялась в двух вариантах, базирующихся на прогнозе социально-экономического развития России, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации, в основу которых в условиях возросшей неопределенности мировых цен на сырье положена различная динамика цен на нефть.

Среднегодовая цена на нефть марки Urals в прогнозном периоде по варианту 2b не превышает 100 долл. /барр. По варианту 2с предполагается постепенный рост цен на нефть до 117 долл. /барр. к 2014 г.

Вариант 2b является инвестиционным вариантом развития экономики. Этот вариант разработан с учетом реализации политики Правительства Российской Федерации и правительства Москвы, направленной на улучшение инвестиционного климата, относительное повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, стимулирование экономического роста и модернизацию, повышение эффективности расходов бюджета Москвы.

При общей социальной направленности расходов бюджета столицы предусматривается рост расходов на Адресную инвестиционную программу города Москвы на 2012-2014 гг., принятую постановлением

Таблица 1

Основные показатели развития экономики Москвы в 2010-2011 гг. и прогноз до 2014 г. (прирост/снижение к соответствующему периоду предыдущего года), %

Показатель 2010 (отчет) 2011 (оценка) Прогноз (вариант 2b)

2012 2013 2014

Индекс потребительских цен:

- в среднем за год 7,8 8,6-9,0 7,0 6,5 6,0

- декабрь к декабрю предыдущего года 9,1 7,25 6,0 6,0 5,7

Валовой региональный продукт 5,0 (оценка) 4,0 3,8 4,0 4,6

Индекс промышленного производства 1,5 5,0 5,0 6,0 6,0

Инвестиции в основной капитал -15,0 0,0 6,0 7,0 8,5

Реальные располагаемые денежные доходы населения 4,0 2,4-2,0 2,0 2,5 3,0

Реальная заработная плата 6,8 4,1-3,7 3,6 4,1 4,4

Оборот розничной торговли 6,8 4,5 4,8 5,0 5,5

правительства Москвы от 16.02.2012 № 56-1111, с 443,9 млрд руб. в 2012 г. до 487,1 млрд руб. в 2014 г. Темпы роста реальной заработной платы будут сопоставимы с ростом производительности труда. Рост валового регионального продукта в 2012-2014 гг. прогнозируется на уровне 3,8-4,6 % (табл. 2).

Вариант 2с предполагает более оптимистическую гипотезу повышения инвестиционной активности и положительного эффекта от проводимой государственной и городской политики по повышению конкурентоспособности бизнеса. Рост валового регионального продукта оценивается на уровне 4-4,6 % в год. В качестве базового для разработки

проекта бюджета Москвы на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 гг. предложен вариант 2b.

При разработке прогноза социально-экономического развития Москвы также были учтены следующие показатели сценарных условий развития экономики Российской Федерации в 2012-2014гг.: мировые цены на нефть марки Urals по вариантам 2с и 2b соответственно составят в 2012 г. -106 или 93 долл./барр., в 2013 г. - 111 или 95 долл. /барр., в 2014 г. - 117 или 97 долл./барр.; цены на природный газ (среднеконтрактные, включая страны СНГ, по вариантам 2с и 2b соответственно) - в 2012 г. - 377 или 349 долл./

Таблица 2

Основные макроэкономические показатели социально-экономического развития Москвы

за 2010-2011 гг. и прогноз до 2014 г., %

Показатель прироста 2010 2011 2012 2013 2014

Валовой региональный продукт:

- по варианту 2с 5,0 5,0 4,0 4,5 4,6

- по варианту 2Ь 5,0 4,0 3,8 4,0 4,6

Промышленно сть:

- по варианту 2с 1,5 8,0 6,0 6,5 6,0

- по варианту 2Ь 1,5 5,0 5,0 6,0 6,0

Инвестиции в основной капитал:

- по варианту 2с -15,0 1,5 8,0 8,0 9,0

- по варианту 2Ь -15,0 0 6,0 7,0 8,5

Реальная заработная плата:

- по варианту 2с 6,8 3,6-3,2 4,7 4,7 4,2

- по варианту 2Ь 6,8 4,1-3,7 3,6 4,1 4,4

Оборот розничной торговли:

- по варианту 2с 6,8 5,0 5,5 5,5 6,0

- по варианту 2Ь 6,8 4,5 4,8 5,0 5,5

Производительность труда*:

- по варианту 2с 6,4 5,2 4,8 4,9 4,6

- по варианту 2Ь 6,4 3,9 3,7 3,9 4,5

Индекс потребительских цен - инфляция по обоим вариантам 7,8 8,6-9,0 7,0 6,5 6,0

'Показатель рассчитан как отношение темпов роста валового регионального продукта к темпам роста численности занятого населения.

тыс. м3, в 2013 г. - 387 или 342 долл./тыс. м3, в 2014 г. - 404 или 350 долл./тыс. м3; среднегодовой курс евро установлен только для варианта 2Ь;в 2012-2014 гг. он должен составлять 1,40 долл. за евро;

- среднегодовой курс доллара по вариантам 2с и 2Ь соответственно - в 2012 г. - 26,8 или 27,9 руб. за доллар, в 2013 г. - 25,6 или 27,9 руб. за доллар, в 2014 г. - 25 или 28 руб. за доллар. Основные усилия правительства Москвы

сосредоточатся на приоритетных направлениях социально-экономического развития, реализация которых будет обеспечена необходимыми расходами городского бюджета Москвы (табл. 3):

- социальное развитие, в первую очередь здравоохранение, и инвестиции в человеческий капитал;

- обеспечение инновационного развития и поддержка высокотехнологичных секторов экономики;

- диверсификация экономики и развитие инфраструктуры города. Расходы на модернизацию транспортной инфраструктуры увеличатся с 277,6 млрд руб. в 2012 г. до 322,6 млрд руб. в 2014 г.;

- поддержка малого и среднего бизнеса. Реализация приоритетных направлений социально-экономического развития Москвы требует повышения эффективности расходования средств бюджета города. В этих целях бюджет Москвы на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 гг. формируется на программной основе. Государственные программы охватывают все ключевые цели и задачи социально-экономической политики и одновременно включают 90 % расходов бюджета города.

Таблица 3

Финансирование приоритетных направлений социально-экономического развития Москвы в 2012-2014 гг. (к расходам городского бюджета), %

Приоритет 2012 2013 2014

Новое качество жизни (развитие здравоохранения, образования, социальной поддержки жителей, ЖКХ, жилья, культуры, спорта, охраны окружающей среды и т. д.) 63,9 63,8 62,1

Инновационное развитие (развитие науки, промышленности, малого и среднего предпринимательства, информационного общества) 3,2 3,2 3,1

Модернизация транспорта 19,3 19,1 19,6

Безопасность 2,0 1,9 1,9

Деятельность правительства Москвы по обозначенным приоритетам включает ряд основных направлений.

В части социального развития, в первую очередь здравоохранения и инвестиций в человеческий капитал:

- рост фонда оплаты труда работникам бюджетной сферы, пенсионного и социального обеспечения, повышение адресности социальных выплат;

- развитие системы здравоохранения путем модернизации используемого оборудования и технологий, формирования сети современных центров высоких медицинских технологий, а также перинатальных центров, продолжения реструктуризации учреждений здравоохранения, развития стационарозамещающих медицинских технологий, использования механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении, увеличения доли медицинских учреждений новых организационно-правовых форм;

- развитие системы открытости образования к внешним запросам;

- перенос акцента на реализацию мер по стимулированию трудовой мобильности населения, по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, созданию новых рабочих мест, отвечающих требованиям инновационной экономики;

- создание условий для повышения уровня обе спе -ченности населения жильем, в том числе темпов роста покупок жилья на условиях ипотеки. На инновационное развитие и поддержку высокотехнологичных секторов экономики направлены:

- расширение деятельности Фонда содействия кредитованию малого бизнеса;

- поддержка развития высокотехнологичных видов экономической деятельности;

- стимулирование инновационной активности бизнеса, в том числе через вовлечение компаний в реализацию проектов государственно-частного партнерства, формирование компаниями с государственным участием программ инновационного развития;

- формирование информационного общества, снятие информационных барьеров.

В целях диверсификации экономики, развития инфраструктуры Москвы:

- реализация мероприятий по модернизации и технологическому развитию экономики Москвы в области энергоэффективности, медицинской

техники и фармацевтики, телекоммуникаций, компьютерных технологий и программного обеспечения;

- содержание и развитие наземной транспортной инфраструктуры, повышение привлекательности общественного транспорта и его безопасности;

- расширение поддержки экспорта товаров и услуг;

- активная поддержка малого и среднего бизнеса, в том числе через увеличение финансирования программы развития малого и среднего предпринимательства;

- повышение конкурентоспособности базовых традиционных отраслей: автомобиле- и машиностроения, поддержка развития предприятий через задействование механизмов поддержки реализации (в том числе через государственные гарантии и субсидирование процентных ставок) крупных инвестиционных проектов в этих секторах, через государственную поддержку спроса.

Для обеспечения перехода экономики на инновационный путь развития в прогнозный период будет последовательно обеспечиваться развитие рыночных институтов, развитие конкуренции, повышение качества государственного управления и механизмов регулирования экономической деятельности.

Остаются актуальными вопросы повышения эффективности управления городским имуществом, приватизации и формирования интегрированных структур, а также совершенствование механизмов управления находящимися в городской собственности акциями и объектами недвижимости, в том числе земельными участками. При этом будут значительно увеличены темпы приватизации для последовательного сокращения государственного сектора экономики.

Совершенствование механизмов государственного управления в экономике будет осуществляться по следующим направлениям:

- улучшение конкурентной среды, реализация мер развития конкуренции будут осуществляться в рамках реализации государственных программ Москвы;

- повышение эффективности работы особой экономической зоны «Зеленоград», включая активизацию инвестиционной активности ее резидентов, а также создание всей необходимой инфраструктуры для ее эффективного функционирования. Одним из приоритетов в прогнозном периоде

станет формирование международного финансово-

го центра, в том числе транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, соответствующей международным стандартам.

Согласно рейтингу конкурентоспособности инновационных систем консалтингового агентства Baumanlnnovation Российская Федерация занимает 38-е место, уступая таким странам, как США, Финляндия, Германия, Япония, Великобритания, Канада, Франция, Бразилия, Китай.

Позиции Москвы в целом соответствуют рейтингу России. По данным рейтинга InnovationCities™ Top 100 Index аналитического агентства 2thinknow, в настоящее время Москва находится на 97-м месте из 100 проанализированных городов, среди которых Бостон, Париж, Сан-Франциско, Гамбург, Торонто, Лондон, Гонконг, Мельбурн, Токио, Сеул, Сингапур, Хельсинки, Шанхай, Пекин, Сан-Паулу. При этом город имеет значительный потенциал для развития инноваций.

По данным агентства PricewaterhouseCoopers, среди крупнейших городов мира Москва занимает четвертое место по показателю количества людей с высшим профессиональным образованием и является безусловным лидером по количеству вузов и численности студентов в России. По данным исследований государственного учреждения «Центр исследований и статистики науки» (ЦИСН), численность студентов высших учебных заведений на 10 тыс. чел. населения города Москвы на начало учебного 2009/10 г. более чем в два раза превышала среднюю по России (523 чел.) и составляла 1 231 чел.

Благодаря созданному к началу 1990-х гг. мощному научному комплексу город продолжает сохранять статус крупного научного центра мирового значения. В настоящее время, по данным ЦИСН, в Москве сосредоточено более 22 % от числа организаций России, для которых основным видом деятельности является выполнение исследований и разработок. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в столице составляет более 30 % от общего числа занятых в Российской Федерации.

По данным ЦИСН, внутренние затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) Москвы (доля от общих затрат Российской Федерации) ежегодно растут:в 2005 г. -85,2 млрд руб. (36,93 %), в 2006 г. - 105 млрд руб. (36,36 %), в 2007 г. - 141,8 млрд руб. (38,23 %), в 2008 г. - 165,7 млрд руб. (38,46 %), в 2009 г. - 194,8 млрд руб. (40,1 %). Количество патентных заявок на

изобретения на 100 тыс. чел. населения значительно превышает аналогичный показатель по России в целом. В 2009 г. этот показатель по Москве составил 80,7 ед., по России - 18 ед.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Москве также сосредоточены значительные финансовые ресурсы, которые могут быть направлены на стимулирование спроса на инновационную продукцию. Объем заказа города в 2010 г., по информации столичного департамента по конкурентной политике, составил 319,5 млрд руб.

Важным конкурентным преимуществом города является также сосредоточение в столице институтов инновационного развития, таких как государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Роснано», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, инновационный центр «Сколково» и др.

В то же время в Москве существуют сложности с развитием инновационного потенциала. Согласно рейтингу CitiesoГОpportuшty 2011 агентства PricewaterhouseCoopers, среди крупнейших городов мира по интеллектуальному капиталу и инновациям Москва заняла лишь 17-е место (107 баллов), отстав от таких городов, как Стокгольм, Торонто, Нью-Йорк.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по городу Москве, в столицеуменьшается число научных организаций и работников, выполняющих исследования и разработки (в 1995 г. - 21 тыс., в 2009 г. -4,3 тыс.). Численность занятых исследованиями и разработками за этот период также сократилась (1995 г. - 575 тыс. чел., 2009 г. - 261 тыс. чел.).

Также наблюдается низкий уровень финансирования НИОКР. Согласно рейтингу CitiesofOpportunity 2011 агентства PricewaterhouseCoopers, по показателю доли валовых внутренних расходов, затраченных на НИОКР, Москва занимает 18-е место из 26, уступая таким городам, как Токио, Нью-Йорк, Париж, Берлин, Пекин, Шанхай.

По данным ЦИСН, общее количество поданных патентных заявок на изобретения существенно меньше мирового уровня. Показатель Москвы за 2009 г. является лучшим в Российской Федерации и составляет 8 480 ед. При этом по общему количеству поданных патентных заявок Российская Федерация отстает от таких стран, как Республика Корея, Япония, США.

Еще одним слабым звеном инновационной системы города является низкая коммерциализация

результатов НИОКР. Запатентованные изобретения не востребованы и не внедряются в промышленное производство.

По данным комплексного исследования российского инновационного климата «Барометр Ин-нопром-2011», 87,2 % опрошенных независимых экспертов считают использование финансовых ресурсов с точки зрения стимулирования спроса на инновационную продукцию неэффективной или крайне неэффективной мерой.

Также отмечается низкий уровень информированности субъектов инновационной деятельности о существующей инновационной инфраструктуре и низкая доступность программ поддержки институтов развития.

По итогам заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России от 26.11.2011 Правительству Российской Федерации совместно с институтами развития поручено сформировать и обеспечить реализацию в регионах России комплексных пилотных проектов «Умный дом», «Инновационная дорога», «Современная школа», «Инновационный транспорт» и «Магазин будущего». Москва стала одной из ключевых площадок для их запуска. В настоящее время департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы совместно с профильными органами исполнительной власти города формирует предложения по реализации данных проектов для дальнейшего рассмотрения в Министерстве экономического развития Российской Федерации.

На территории Москвы действуют около десяти бизнес-инкубаторов, технопарков и технико-внедренческих зон (технопарки Digital October, «Слава», «Строгино», бизнес-инкубаторы Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Зеленоград»).

Предприятие города Москвы «Технопарк «СТРОГИНО» было образовано правительством Москвы при содействии Минэкономразвития России в 2007 г.. Основная задача технопарка - содействие развитию малых и средних инновационных компаний путем предоставления качественной инфраструктуры, создания благоприятной бизнес-среды и оказания консалтинговых услуг для коммерциализации инновационных разработок и создания

быстрорастущих бизнесов. На 17 000 м2 расположились пре-инкубатор, бизнес-инкубатор, бизнес-акселератор и сервисная зона. В настоящее время на территории технопарка функционируют 54 малые инновационные и высокотехнологичные компании, в основе бизнеса которых лежат уникальные разработки в области медицины, информационных технологий, энергосберегающих технологий, ЖКХ и др.

Еще один объект инфраструктуры инновационной деятельности Москвы — ОАО «Технопарк Слава», созданный по инициативе и при поддержке правительства Москвы в 2008 г. Технопарк является одним из современных динамично развивающихся технопарков города. На его территории размещены инновационные предприятия малого и среднего бизнеса, развиваются образовательные проекты. Имущественный комплекс технопарка включает в себя 9 зданий общей площадью 30 952,8 м2, расположенных на территории промышленного назначения общей площадью 2,8 га. С момента создания здесь размещено 60 организаций. Предприятиями - резидентами технопарка создано 1 015 рабочих мест по состоянию на 01.01.2011. Получено 30 патентов на изобретения и промышленные образцы в 2009-2010 гг. И еще 19 заявок на патентование находятся на рассмотрении.

Предприятие Москвы «Бизнес-инкубатор «Зеленоград» создано совместно департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы и префектурой Зеленоградского административного округа. Общая площадь здания бизнес-инкубатора - 6 670,3 м2. Непосредственно бизнес-инкубатор занимает шесть верхних этажей здания общей площадью 3 017,3 м2, что позволяет разместиться на его территории около 30 организациям малого бизнеса. Приоритетными организациями для размещения в бизнес-инкубаторе являются начинающие субъекты малого предпринимательства, занятые в сфере наукоемких технологий. Такая расстановка приоритетов обоснована специализацией округа на развитии высокотехнологичных отраслей науки и производства.

Государственное унитарное предприятие «Строительство и эксплуатация промышленных объектов» является составной частью промышленной зоны 26-И - территории инновационного развития «Москвич». Предприятие создано на основании распоряжения правительства Москвы в 2007г. Основная его цель - создание привлекательных институциональных, организационных, правовых и инженерно-технических условий для компаний и предпринимателей, осуществляющих инновационную деятельность.

Правительством Москвы совместно с Федеральной таможенной службой на территории Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» создан специализированный отдел таможенного оформления и таможенного контроля за ввозом в Российскую Федерацию и вывозу за ее пределы научного оборудования и материалов для проведения научных исследований. Целью создания отдела является развитие международного научного сотрудничества за счет создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности, проводящих научные исследования. В отделе вводится упрощенный порядок оформления ввоза-вывоза научно-исследовательских объектов. Это позволит в кратчайшие сроки обеспечить доставку потребителям научного оборудования и материалов для проведения научных исследований.

В июне 2011 г. Президент РФ выступил с инициативой о расширении границ Москвы и образовании столичного федерального округа. Сама идея назрела задолго до этого - границы столицы, сформированные еще в прошлом веке, когда население города едва достигало 6 млн чел., никак не могли вместить 18 млн. Кроме того, выполняемые мегаполисом функции административного центра страны предполагают наличие большого количества государственных учреждений, промышленных предприятий. И все это в идеале не должно ущемлять интересов населения. Остро стояла и проблема жилищного строительства. Для возведения новых домов в нынешних границах города просто не хватало места. Проект расширения границ Москвы призван решить эти проблемы.

Проект расширения территории Москвы - самый масштабный и амбициозный за всю историю административно-территориального деления города проект расширения территории Москвы примерно в 2,4 раза за счет территории Московской области. Основные цели проекта - демонтировать традиционную моноцентрическую структуру московской агломерации, а также упорядочить градостроительное зонирование, придав новоприсоединенным территориям отчетливо выраженную правительственно-административную специализацию.

В СМИ этот проект, официально презентованный 11.07.2011, получил название Новая Москва. Он вызвал различные реакции как среди населения, так и среди представителей администрации. По данным соцопросов в июле 2011 г., 41 % опрошенных москвичей высказались за расширение, 41 % -против, а 18 % затруднились с ответом.

Как и большинство других агломераций мира, Москва в ее современных границах представляет собой классическую моноцентрическую агломерацию со всеми вытекающими отсюда проблемами, в первую очередь транспортными.

Также город и область уже давно являются отдельными субъектами Федерации, несмотря на то, что в роли областного центра выступает сама Москва. Тем не менее экономическая дифференциация города и области остается значительной, что в первую очередь отражается на разнице цен на землю в целом по городу и по области, где она до недавнего времени была значительно дешевле. Исключение составляет лишь 20-километровый участок традиционно самого престижного западного направления ближнего Подмосковья.

В самой Москве во время жилищно-строительного бума 2000-х гг. произошло предельное уплотнение многоэтажной застройки (часто в ущерб другим типам инфраструктуры города). В результате плотность населения в Москве (свыше 10 588 чел./км2) является одной из самых высоких в мире. Разница в данном показателе с Санкт-Петербургом, в состав территории которого входит большая часть его пригородов, составляет более чем 2,5 раза (3 3 84 чел./км2 в 2011 г.), в то время как с Нью-Йорком (10 430 чел./км2 в 2010 г — всего 1,5 %. Но при этом плотность населения Москвы в границах до 2012 г. ниже, чем у Токио (14 386 чел./км2 в 2010 г.), на 26,4 %, чем у Парижа (21 319 чел./км2 в 2010 г.), более чем в 2 раза.

Территорию Москвы в силу ее анклавного положения внутри Московской области планируется расширять за счет последней. Основным направлением развития Новой Москвы станут южное и юго-западное. Этот выбор объясняется:

- оптимальным месторасположением этой территории для выполнения столичных функций Москвы по совокупности градостроительных, транспортных и экологических факторов;

- сравнительно слабой урбанизацией этого сектора Московской области, где в настоящее время проживают 250 тыс. чел., а фонд застройки составляет лишь 12млн м2. Первоначально планировалось включить в состав города около 144 тыс. га земель, что увеличило бы его территорию со 107 тыс. до 251 тыс. га, т. е. в 2,35 раза. В августе2011 г. анонсируемая площадь присоединяемых территорий была увеличена до 160 тыс. га, т. е. территорию Москвы планировалось увеличить в 2,5 раза. В окончательном варианте пло-

щадь присоединяемой территории равна 148 тыс. га, т. е. территория Москвы увеличится в 2,39 раза.

В феврале 2012 г. была сформирована экспертная группа по рассмотрению заявок на разработку проекта развития Новой Москвы - в нее вошли представители Союза архитекторов России, Российской академии архитектуры и строительных наук, Научно-исследовательского и проектного института Генерального плана города Москвы, Министерства регионального развития Российской Федерации, а также приглашенные международные эксперты. К осени 2012 г. участники конкурса должны представить подробные проекты развития территорий, на основе которых будет выработана единая концепция развития московской агломерации, а затем - новые генпланы Москвы и Московской области.

Вопрос в том, какая идеология восторжествует в итоговом документе, определяющем план действий всех заинтересованных участников. Один из вариантов - взять за основу требования к качеству жизни, выработанные и реализованные в ведущих мировых городах. Чиновникам ничего не мешает данные параметры установить как индикаторы при выполнении различного рода столичных программ развития. После чего городские структуры подстроят под это свои действия, а контрольные органы будут отслеживать динамику этих ключевых показателей.

Расширение столицы, создание с нуля Новой Москвы может стать реальным полигоном для отработки и реализации метода управления результатами. Вряд ли где-то еще найдется иная площадка для строительства современного квартала или района, который бы отвечал требованиям смарт-сити и эко-сити, т. е. мини-города с умными системами управления и энергоэффективными технологиями.

Список литературы

1. Департамент экономической политики и развития города Москвы - www. depir. ru.

2. Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук - www.ecfor.ru.

3. Международный финансовый центр Москва -mfc-moscow. com.

4. Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2012-2014 гг.: постановление правительства Москвы от 16.02.2012№ 56-ПП.

5. Правительство Москвы - www.mos.ru.

6. Прогноз социально-экономического развития города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов: постановление Правительства Москвы от 06.09.2011 № 410-ПП.

7. Федеральная служба государственной статистики -www. gks. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.