Научная статья на тему 'Анализ текущего положения гражданского общества и его влияния на экономику России'

Анализ текущего положения гражданского общества и его влияния на экономику России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
190
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТРЕТИЙ СЕКТОР / CIVIL SOCIETY / NON-PROFIT ORGANIZATIONS / NON-PROFIT ORGANIZATION / THIRD SECTOR

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Горошков Иван Александрович

В настоящей статье рассматривается состояние, а также возможности развития гражданского общества в России. Проведен анализ влияния гражданского общества на экономику нашей страны. Показано, что неразвитость гражданского общества отрицательно сказывается на экономике и качестве государственного управления. На этой основе автор делает вывод о необходимости развития институтов гражданского общества, в том числе через внесение изменений в нормативные правовые акты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the current state of civil society and its impact on the Russian economy

The article considers the state and opportunities for the development of civil society in Russia. We analyzed the impact of civil society on the Russian economy. We show that the lack of development of civil society adversely affects the economy and the quality of public administration. On this basis, the author draws a conclusion about the need to develop civil society institutions, including through the introduction of changes to legislative acts.

Текст научной работы на тему «Анализ текущего положения гражданского общества и его влияния на экономику России»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 7•апрель 2017

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

Анализ текущего положения гражданского общества и его влияния на экономику России

Горошков И.А.]

1 Негосударственное частное образовательное учреждение высшего образования Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В настоящей статье рассматривается состояние, а также возможности развития гражданского общества в России. Проведен анализ влияния гражданского общества на экономику нашей страны. Показано, что неразвитость гражданского общества отрицательно сказывается на экономике и качестве государственного управления. На этой основе автор делает вывод о необходимости развития институтов гражданского общества, в том числе через внесение изменений в нормативные правовые акты.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гражданское общество, некоммерческие организации, некоммерческая организация, третий сектор

Analysis of the current state of civil society and its impact on the Russian economy

Goroshkov I.A. 1

1 Moscow University for Industry and Finance "Synergy", Russia

введение

Решением текущих проблем российской экономики, среди которых выделяются сырьевая модель роста, неразвитость малого и среднего бизнеса, а также низкая склонность компаний к инновациям, занимается сейчас преимущественно государство, которому часто не хватает ни материальных, ни организационных ресурсов.

Серьезную поддержку государству могло бы оказать гражданское общество. Это утверждение основано на том, что развитые государства обязаны своим развитием в первую очередь сильному гражданскому обществу.

В соответствии с позицией ООН «гражданское общество является «третьим сектором» общества наряду с государством и бизнесом. Оно включает в себя организации гражданского общества и неправительственные организации» [9]. Кроме того, к субъектам гражданского общества очевидно следует относить и граждан не являющихся постоян-

ными членами каких-либо организованных сообществ, но тем не менее проявляющих определенную активность в общественных вопросах.

Общеизвестно, что настоящее гражданское общество создается лишь в условиях верховенства права, а не закона, откуда следует всесторонняя защита интересов личности при значительной степени самоуправления и ответственности власти перед обществом. Подобное определение мы видим у Дж. Локка в его «Концепции естественного состояния»: «Свобода человека в обществе заключается в том, что он не подчиняется никакой другой законодательной власти, кроме той, которая установлена по согласию в государстве, и не находится в подчинении чьей-либо воли и не ограничен каким-либо законом, за исключением тех, которые будут установлены этим законодательным органом в соответствии с оказанным ему доверием» [7, с. 14] (Ьокк Бгк.).

Фактически Локк описал фундаментальную модель функционирования гражданского общества, справедливую для капиталистического государства, а те страны, которые такую модель приняли, в конечном счете стали самыми богатыми и комфортными для жизни. Нетрудно видеть, что отсутствие хоть сколько-нибудь развитого гражданского общества в Советском союзе и его печальная судьба очень хорошо вписывается в картину мира, в котором ни одна несвободная страна не стала успешной. Как пишет Ф. Фукуяма, «...целью марксизма-ленинизма было уничтожение гражданского общества и горизонтальных связей между гражданами, на которых гражданское общество основано» [13, с. 31] (Выкыуата Р.).

В условиях рыночной экономики государство уже не может ставить целью уничтожение гражданского общества, поскольку иначе не будет формироваться качественный человеческий капитал, благодаря которому сейчас процветают развитые страны.

Связь между гражданским обществом и человеческим капиталом показывает Ю.А. Корчагин, отмечая, что страны, принадлежащие к западной цивилизации, оказались

ABSTRACT:_

The article considers the state and opportunities for the development of civil society in Russia. We analyzed the impact of civil society on the Russian economy. We show that the lack of development of civil society adversely affects the economy and the quality of public administration. On this basis, the author draws a conclusion about the need to develop civil society institutions, including through the introduction of changes to legislative acts.

KEYWORDS: civil society non-profit organizations, non-profit organization, third sector

Received: 16.03.2017 / published: 16.04.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Goroshkov I.A. (ivangorozox0gmai1.com)

CITATION:_

Goroshkov I.A. (2017) Analiz tekuschego polozheniya grazhdanskogo obschestva i ego vliyaniya na ekonomiku Rossii. [Analysis of the current state of civil society and its impact on the Russian economy.]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (7). - 1245-1252. doi: 10.18334/rp.18.7.37740

успешнее древнейших цивилизаций именно благодаря более развитому человеческому капиталу, развившемуся в период средневековья [6] (Korchagin Yu.A., 2011). «В конце XVIII века Западная Европа перегнала в полтора раза Китай (и Индию) по душевому ВВП и вдвое - по показателю грамотности населения. Последнее обстоятельство, помноженное на экономическую свободу, а затем и демократию, стали главным фактором экономических успехов европейцев, а также США и других англосаксонских стран» [6, с. 10] (Korchagin Yu.A., 2011).

Также автор пишет и о значении человеческого капитала (ЧК) при переходе от одного технологического уклада к другому: «Анализ процессов показывает, что ЧК и циклы его роста и развития являются главными факторами возбуждения инновационных волн развития и цикличного развития мировой экономики и общества» [6, с. 11] (Korchagin Yu.A., 2011).

Гражданское общество в России

По вопросу формирования гражданского общества в Российской Федерации А.С. Туманова отмечает, что «...формирующиеся гражданские институты столкнулись в своем развитии с проблемами, сходными с теми, которые стояли перед институтами публичной сферы Российской империи и СССР» [11, с. 4] (Tumanova A.S., 2013). Такая справедливая оценка не может не вызывать опасений даже несмотря на то, что сегодняшний уровень развития гражданского общества несравнимо превышает уровень СССР.

Поскольку модель развития, основанная на сырьевых доходах, формально перестала работать с началом в России структурного замедления экономического роста в 2013-2014 годах, а фактически даже раньше, новая модель должна базироваться на других факторах. В общем виде они выражены как переориентация национальной экономики на экспорт наукоемкой промышленной продукции. Для реализации такой модели необходим развитый человеческий капитал, который формируется, как уже было сказано, во многом благодаря развитию гражданского общества.

Общественные организации смогут помогать государству при решении сложных задач, требующих привлечения значительных материальных и интеллектуальных ресурсов. Вспомогательная функция гражданского общества придется как нельзя кстати при переходе на шестой технологический уклад, поскольку в силу слабой развитости общественных институтов, государство берет на себя основной груз обязательств по переходу страны на новый техноуклад. Но если бы общественные инсти-

ОБ АВТОРЕ:_

Горошков Иван Александрович, аспирант кафедры политологии (ivangorozox0gmai1.com)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Горошков И.А. Анализ текущего положения гражданского общества и его влияния на экономику России. // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 7. - С. 1245-1252. doi: 10.18334/rp.18.7.37740

туты имели больший вес, то трансформация экономики проходила бы с большим успехом.

Гражданское общество в России способно привлечь обширные человеческие и материальные ресурсы, однако испытывает нехватку организационной поддержки со стороны государства. В условиях, когда государству становится все труднее обеспечивать потребности общества, гражданская активность может стать важнейшим элементом, помогающим государству сохранять социально-экономическую стабильность.

В аналитическом докладе Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ отмечается, что «После 2005 г. наблюдается поворот... в сторону некоторой активизации попыток конструктивного взаимодействия государственных органов и некоммерческие организации (НКО)» [2, с. 18-19] (Yakobson L.I., I.V. Mersiyanova, O.N. Kononyhina, Benevolenskiy V.B., Pamfilova E.A., Proskuryakova L.I., Tumanova A.S., 2011). Однако, по нашему мнению, в этой тенденции наблюдается как серьезный прогресс, так и некоторые значительные «шаги назад». Например, появление на законодательном уровне понятия «иностранный агент» без соответствующей проработки смысла этого понятия с самого начала нанесло значительный удар не только по системе НКО, но и по экономике страны из-за ликвидации, в связи с ошибочным включением в число иностранных агентов фонда «Династия» [4], развивавшему фундаментальную науку и образование, оказывавшему серьезную поддержку (прежде всего материальную) студентам, аспирантам и молодым ученым, а также занимавшемуся другими научно-образовательными проектами. Кроме того, размытость понятия «иностранный агент» до сих пор позволяет причислить фактически любое НКО к иностранным агентам, тем самым дискредитировав организацию в глазах общества и давая лишнюю возможность оппортунистического поведения чиновникам. По данным Amnesty International, «с момента вступления закона в силу в 2012 году целый ряд организаций - начиная с тех, кто работает над искоренением пыток в местах содержания под стражей, и до фотоклуба; начиная с экологических НКО и заканчивая теми, которые занимаются мерами по профилактике эпидемий ВИЧ/СПИД - были объявлены «иностранными агентами»» [1. с. 4-5]. И далее: «Закон реализуется таким образом, что практически любая НКО, получающая финансирование из-за рубежа, будет, по всей видимости, включена в реестр «иностранных агентов», независимо от характера своей деятельности» [1, с. 5].

Таким образом, для адекватного функционирования НКО в России необходимо внести изменения в нормативные правовые акты, прежде всего по вопросу о критериях, в соответствии с которыми некоммерческие организации признаются иностранными агентами.

При этом государству несомненно выгодна поддержка, которую НКО оказывают различным общественно значимым проектам. Более того, в период кризиса

социальное значение НКО существенно увеличивается, поскольку государственный бюджет в это время испытывает нехватку доходов.

отношение современного российского государства к нко

В настоящее время об отношении органов государственной власти к НКО можно судить по следующим фактам.

Во-первых, в послании Федеральному собранию России 2015 года В.В. Путин отметил необходимость предоставления льгот и преференций для зарекомендовавших себя некоммерческих организаций и, кроме того, объявил о создании программы президентских грантов для поддержки НКО, работающих в малых городах и селах, а также о том, что до 10% финансовых ресурсов выделяемых на социальные программы в регионального и муниципального уровня будет предоставляться некоммерческими организациями, оказывающими социальные услуги [10] .

В конце 2016 года были внесены важные изменения в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Была утверждена норма, в соответствии с которой социально ориентированным НКО, являющимся исполнителями общественно полезных услуг, может предоставляться финансовая поддержка сроком на два года. Также для таких НКО возможна дополнительная информационная поддержка и поддержка в области дополнительного профессионального образования работников и волонтеров [12].

Показательно также, что 24 марта 2017 года Государственной думой был принят президентский законопроект, разрешающий государственным и муниципальным служащим управлять некоммерческими организациями и политическими партиями [3]. Что, очевидно, также направлено на развитие системы НКО в России.

Кроме того, в марте 2017 года член партии Единая России Дмитрий Саблин направил в Минюст просьбу о рассмотрении вопроса о регистрации социально-ориентированных НКО по системе одного окна, то есть через многофункциональные центры [5].

Таким образом, мы видим, что органы государственной власти действительно рассматривают НКО как институт, способный оказать значимую поддержку государству при решении социальных задач. Государство не пытается быть монополистом в социальной сфере, но наоборот, предоставляет дополнительные возможности для соответствующих НКО.

Такое положение должно привести к увеличению совокупного вклада НКО в социальное развитие страны до вполне ощутимого уровня.

Затронем также проблему «иностранных агентов», о которой уже говорилось выше. Председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов отметил, что поручение Президента

об уточнении закона и ликвидации правовой неопределенности, данное им в 2015 году, было выполнено, но «исключительно формально, фактически проблемы только усугубились» [8]. Также Михаил Федоров указал на то, что в начале декабря 2016 года Президент опять дал похожее поручение и на этот раз результат был более удачным в том смысле, что из реестра иностранных агентов было исключено более 50 НКО и еще 33 уже могут подать заявку на исключение [8].

При этом вопрос об «иностранных агентах» до конца так и не решен. Благодаря поручениям Президента положение хоть и улучшилось, однако непосредственно в закон «О некоммерческих организациях» соответствующие изменения не внесены, а значит, в будущем не исключены новые случаи несправедливого признания НКО иностранными агентами.

Кроме того, при неразвитом гражданском обществе не может быть решена проблема общественного контроля. По этому поводу следует привести мнение Л.И. Якобсона, который указывает на то, что «в идеале главный контролер — гражданское общество в лице его разнообразных разветвленных структур: общенациональных и созданных по месту жительства, профсоюзных и предпринимательских, потребительских и правозащитных, молодежных и ветеранских, конфессиональных и секулярных» [14, с. 84] (Yakobson L. I., 2011). Государство же стремится поддержать в первую очередь социальные НКО, в то время как например правозащитные НКО не только не получают дополнительной поддержки от государства, но даже не всегда могут получить зарубежное финансирование из-за риска признания их иностранными агентами.

Заключение

Сильное гражданское общество является не только неотъемлемой частью подавляющего большинства стран запада, но и одной из основных причин того, что этим странам удалось стать развитыми. В тоже время в большинстве государств мира гражданское общество является слаборазвитым, вследствие чего там сохраняется стабильно низкий уровень жизни. Российское гражданское общество пока нельзя назвать развитым, однако, как было показано, наблюдаются некоторые позитивные тенденции. Экономические и геополитические вызовы, с которыми наша страна сталкивается в последние годы, требуют изменения текущей модели экономического развития страны, что в первую очередь должно выражаться в усилении роли гражданского общества.

ИСТОЧНИКИ:

1. «Агенты народа»: четыре года действия «закона об иностранных агентах». Amnesty

international. 2016. С.4-5

2. Якобсон Л.И., И.В. Мерсиянова, О.Н. Кононыхина, Беневоленский В.Б., Памфилова

Э.А., Проскурякова Л.И., Туманова А.С. Гражданское общество в модернизирую-

щейся России. / Аналитический доклад Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. - М.: НИУ ВШЭ, 2011.

3. Губернаторов обязали проверять доходы муниципальных госслужащих. Парламентская газета. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/ politics/2017/03/24/gubernatorov-obyazali-proveryat-dokhody-municipalnykh-gossluzhashhikh.html ( дата обращения: 02.04.2017 ).

4. Династия (Фонд). Династия. [Электронный ресурс]. URL: URL: https://ru.wikipedia.

org/wiki/Династия_(фонд) ( дата обращения: 16.03.2017 ).

5. ЕР просит дать социально ориентированным НКО возможность регистрироваться

через единое окно. Федерал Пресс. [Электронный ресурс]. URL: http://fedpress.ru/ news/77/society/1764061 ( дата обращения: 02.04.2017 ).

6. Корчагин Ю.А. Человеческий капитал - интенсивный социально-экономический

фактор развития личности, экономики, общества и государственности. ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.lerc.ru/?part=articles&art=3&page=35 ( дата обращения: 16.03.2017 ).

7. Локк Дж. Два трактата о правлении. Civisbook. [Электронный ресурс]. URL: http://

www.civisbook.ru/files/File/Lokk.Traktaty_2.pdf ( дата обращения: 30.01.2016 ).

8. Минюсту сокращают список иностранных агентов. Коммерсант. [Электронный ре-

сурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3250248 ( дата обращения: 02.04.2017 ).

9. Организация Объединенных Наций. Гражданское общество. [Электронный ресурс].

URL: http://www.un.org/ru/sections/resources/civil-society/index.html ( дата обращения: 12.03.2017 ).

10. Президент призвал обеспечить НКО доступ к бюджетному финансированию. Агентство социальной информации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.asi. org.ru/news/2015/12/03/prezident-prizval-obespechit-nko-dostup-k-byudzhetnomu-finansirovaniyu/ ( дата обращения: 02.04.2017 ).

11. Туманова А.С. Исторический опыт развития гражданского общества в позднеим-перской и советской России и современные тенденции гражданской самоорганизации // Гражданское общество в России и за рубежом. - 2013. - № 2. - c. 26-30.

12. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях». Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_8824/7eaea9c371156f066aec7c807a57b0a923131657/ ( дата обращения: 02.04.2017 ).

13. Фукуяма Ф. Великий разрыв. Библиотека Гумер - Политология. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/fuku/02.php ( дата обращения: 10.03.2017 ).

14. Якобсон Л. И. О роли гражданского общества в преодолении коррупции. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-roli-grazhdanskogo-obschestva-v-preodolenii-korruptsii ( дата обращения: 10.03.2017 ).

references:

Tumanova A.S. (2013). Istoricheskiy opyt razvitiya grazhdanskogo obschestva v pozdneimperskoy i sovetskoy Rossii i sovremennye tendentsii grazhdanskoy samoorganizatsii [Historical experience of civil society development in late imperial Russia and Soviet Russia and modern trends in civil self-organization]. Grazhdanskoe obschestvo v Rossii i za rubezhom. (2). 26-30. (in Russian).

Yakobson L.I., I.V. Mersiyanova, O.N. Kononyhina, Benevolenskiy V.B., Pamfilova E.A., Proskuryakova L.I., Tumanova A.S. (2011). Grazhdanskoe obschestvo v moderniziruyuscheysya Rossii [Civil society in modernizing Russia] M.: NIU VShE. (in Russian).

Locke J. (2016). Two Treatises of Government, Civisbook. Retrieved January 30, 2016, from http://www.civisbook.ru/files/File/Lokk.Traktaty_2.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.