Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 12 (434).
Философские науки. Вып. 54. С. 89-94.
УДК 321.01 DOI: 10.24411/1994-2796-2019-11212
ББК 66.02
АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЙ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОТИВОБОРСТВА
Е. В. Макаренков, М. А. Дурнева
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Москва, Россия
Представлены результаты исследования технологий нейролингвистического программирования как инструмента политических противоборств. Рассматривается история становления и внедрения базовых методик нейролингвистического программирования в социально-политическую сферу. Анализируются методики использования технологий НЛП в публичных выступлениях современных политических лидеров мирового уровня, выделяются особенности применения нейролингвистического программирования в социально-политической сфере.
Ключевые слова: нейролингвистическое программирование, пресуппозиции, социальная политика, политические технологи, воздействие на человека.
В настоящее время граница между техническими и гуманитарными науками становится всё менее чёткой, поэтому учёные нередко комбинируют методы и приёмы из различных социальных областей в попытке доказать или опровергнуть тот или иной актуальный тезис. Одним из наиболее удачных примеров такого диалектического сочетания можно назвать нейролингвистическое программирование (НЛП). Прежде всего отметим, что нейролингвистическое программирование — это набор методик, техник и приёмов, которые оказывают влияние на мышление человека таким образом, что он (в качестве объекта) начинает выполнять нужные субъекту действия.
Основная цель применения технологий нейролингвистического программирования в политике — воздействие на подсознание человека или группы людей с определённой целью, которая заключается в корректировке, изменении или активизации желаемого поведения у объекта, которое, в свою очередь, способствует завоеванию, использованию или удержанию власти субъектом.
Своё развитие идея нейролингвистического программирования начала с обоснования гипотезы о том, что человеческое мышление, по некоторым параметрам и процессам, схоже с компьютерной цифровой обработкой данных. В ЭВМ изначально закладывается определённая программа, в которую со временем заносятся необходимые правки в зависимости от потребности разработчика или заказчика. Человеческое мышление формируется в течение всей жизни, активное влияние на него оказывает социальное окружение, в котором человек развивается. Если вокруг индивида происходят
существенные изменения, он вынужден их учитывать. Получается, что само общество, в котором человек существует, преимущественно определяет и то, как он мыслит и действует.
В течение всего своего развития человек постоянно стремился найти способы и техники активного воздействия на окружающих его людей. Во многом благодаря исследованиям Ричарда Бенд-лера и Джона Гриндерома (под руководством Грегори Бейтсона) в некоторой степени приоткрылась завеса тайны функционирования человеческого сознания. Нейролингвистическое программирование, которое в современных условиях активно используется в обществе, базируется на том, что особенности мышления человека делают его в определённой степени поддающимся целенаправленным манипуляциям. Для этого субъекту необходимо чётко поставить цель и исходя из этого создать алгоритм последовательного воздействия на подсознание объекта.
Практически каждый человек в XXI в. может являться объектом программирования (то есть подобно компьютеру его возможно «запрограммировать» на определённые действия). При этом важно отметить, что в практической психологии выделяют два варианта возможного воздействия на человеческое мышление: на него могут воздействовать как окружающие люди, так и он сам. Первоначально нейролингвистическое программирование было направлено именно на изменение человеком самого себя. Например, НЛП давало индивиду реальную возможность побороть некоторые собственные страхи, изменить свою жизнь, достичь определённого успеха, преодолеть некоторые
психологические барьеры, если он изучит влияние специальных методик и начнёт воздействовать на самого себя. Через некоторое время исследователи столкнулись с проблемой необходимости воздействия на сознание человека вне зависимости от осознания им этого. Это позволило выводить людей из затяжной психологической депрессии, подавлять истерические припадки, а также избавляться от имеющихся фобий и предотвращать развитие новых. Позднее была выявлена возможность целенаправленно влиять на сознание помимо воли самого человека, заставлять его совершать те или иные конкретные действия.
В основу первых методов нейролингвистическо-го программирования были заложены результаты исследования З. Фрейда и Э. Фромма в области человеческого подсознания, психологические идеи К. Юнга и М. Адлера, опыт модели программирования тоталитарного общества Т. Мора и Т. Кампе-неллы, профильные философские труды И. Канта и Ф. Ницше, изучение бессознательных побуждений Н. Михайловского и В. Бехтерева, а также основополагающие манипулятивные приёмы — воздействие на основе страха и технология многократного повторения. Когда объект испытывает страх, ему сложнее себя контролировать и анализировать свои действия, при этом намного проще бывает воспринять принятое кем-то решение, особенно если оно профессионально и грамотно преподнесено. Воздействие на подсознание человека за счёт многократного повторения позволяет записать в подсознание человека необходимую субъекту информацию, а если её постоянно повторять, то со временем объект привыкает к ней, и уже без осознания та или иная идея довольно прочно закрепляется в его подсознании.
Следует отметить, что в политической сфере НЛП часто подвергается критике из-за устоявшейся негативной окраски «зомбирующей технологии». Это произошло в результате политической борьбы и желания исказить истинный посыл выступлений и сформировать негативный образ оппонента. В действительности же нейролингвисти-ческое программирование открывает возможность целенаправленно воздействовать на мышление человека, что в дальнейшем способно повлиять на его поведение и эмоции. С помощью такого эффективного средства можно как манипулировать, так и просто значительно повышать убедительность излагаемой программы, применять его при необходимости разработки компромиссного политического решения, использовать во время
переговоров, пропагандировать определённые положительные социальные тенденции. Нравственный аспект данной технологии определяется только намерениями субъекта воздействия.
Постепенно методики НЛП становились всё более востребованными в различных сферах общества. Прежде всего в образовании, теории социальных коммуникаций, экономике, рекламе, масс-медиа и, конечно же, в социальной политике. Все эти базовые сферы требовали эффективных методов не только программирования личности, но и воздействия на большие социальные группы. Развитию НЛП в данном направлении значительно способствовала медиапсихология, в которой уже были определённы все особенности воздействий на массовое сознание, а также структурированы методы с учётом этих особенностей. В технологиях НЛП, направленного на социальные группы, активно стали использоваться профильные исследования в области психологии толпы, публики и социального процесса Г. Тарда, концепция Г. Д. Лассуэлла, основные положения «Феномена толпы» Г. Лебона (особенно на этапе межличностной аттракции).
За счёт конвергенции данных технологий были сформированы базовые пресуппозиции нейро-лингвистического программирования (пресуппозиции — это основные аксиомы, на которых строится всё направление, их применение значительно повышает эффективность основных приёмов НЛП). С момента их первой формулировки нейролингвистическое программирование избавилось от маски таинственности и начало активно применятся в различных социальных сферах, в том числе и политической.
В настоящее время в НЛП разработано несколько базовых комплексов технологий (они различаются по уровню подготовки субъектов). Некоторые рассчитаны на упрощённое, бытовое применение, а некоторые позволяют не только целенаправленно влиять на восприятие объекта, но и, поддерживая простой бессодержательный диалог, вводить его в состояние гипнотического транса и кардинально менять мышление. С таким сознанием объект теряет возможность качественно анализировать поступающую информацию, она беспрепятственно закрепляется в подсознании. В результате мотивы своих последующих поступков объект такого гипнотического транса не может объяснить даже самому себе.
Изначально приёмы НЛП применялись военными и спецслужбами, однако методики нейро-
лингвистического программирования довольно быстро закрепились и в политической сфере. Рональд Рейган первым решился на применение данной технологии в своей предвыборной кампании.
На постсоветском пространстве первым государством, политтехнологи которого начали активное использование методик НЛП, стала Россия. Например, О. Ситников в предвыборной кампании Бориса Николаевича Ельцина решился на использование таких приёмов, как псевдовыборы и искусственное ограничение выбора. Два этих приёма нашли воплощение в лозунге «Голосуй или проиграешь». Анализ статистики после президентских выборов демонстрирует, что 32 % проголосовавших за Б. Ельцина, безразлично относились к его победе и только для 67 % проголосовавших за него действительно были удовлетворены исходом выборов. В данной ситуации на избирателей сработал командный импульс. Грамотно сформированный и закрепившийся в умах избирателей призыв выбирать «нужного» кандидата произвёл сильный, но кратковременный эффект, это наглядно подтверждает тот факт, что к сентябрю 1996 г. уровень доверия к Б. Н. Ельцину исходя из данных ВЦИОМ снизился до 12 %.
Ярким примером активного использования методик НЛП в политической сфере стало информационное противоборство в России, организованное в ходе выборов в Госдуму в 1999 г. против блока «Отечество — вся Россия» и Юрия Лужкова. Тогда опытный манипулятор С. Доренко, активно используя технологии нейролингвистического программирования, добился полной дискредитации Ю. Лужкова в глазах народа. Однако данная ситуация продемонстрировала преимущество уже не политиков, а НЛП-специалистов. Зная и владея определёнными техниками, можно реверсировать результат в любое время. В результате целенаправленного воздействия подсознание объекта будет способно всё оправдать, всё объяснить, всё простить.
Использование технологий нейролингвистического программирования в качестве инструмента политической борьбы позволяет не только получить, но и реализовать и удержать власть. На нынешнем этапе жизни российского общества эти цели реализуются в основном в предвыборных выступлениях. Методы НЛП в политике — это практика предвыборных технологий, в основе которых лежат теоретические основы психиатрии
и методики проведения избирательных кампаний.
Стоит отметить, что в настоящее время в западноевропейских государствах использование методик НЛП в политической рекламе запрещено законом, однако в ряде стран оно открыто применяется многими политтехнологами в избирательных кампаниях. Например, политтехнолог С. Нестеренко, применяя технологии экспертного прогнозирования, сформулировал вывод о развитии парламентских выборов 2006 г., анализируя особенности и цели последующей политической борьбы, выдвинул тезис о том, что выборы станут «конкурсом на лучшего манипулятора». Технологии воздействия на массы, к которым, в частности, относятся методики НЛП и гипноз, достигнут пика своей значимости. Победителем на политической арене станет тот, кто будет грамотно выстраивать план воздействия на сознание людей, используя новейшие манипулятивные технологии.
Конечно, в социальной политике активно используется множество приёмов нейролингвисти-ческого программирования. При этом постоянно разрабатываются новые и видоизменяются имеющиеся базовые, с учётом происходящих изменений во всех сферах жизни, а некоторые теряют свою актуальность в силу привыкания к ним населения или появления новых более эффективных технических средств. Проведя анализ наиболее значимых публичных выступлений политических лидеров мирового уровня за последние двадцать лет, а также сопоставив используемые приёмы и выявив трансформацию и конвергенцию определённых технологий, можно сформулировать наиболее распространённые приёмы нейролингвистического программирования.
1. При обращении к человеку или социальной группе необходимо наклонять корпус к объекту воздействия. За счёт этого можно не только показать заинтересованность, но и расположить «собеседника» к доверию. Также само движение вперёд является жестом привлечения внимания к последующей за этим информации.
2. Поддержание гармоничного образа. В формировании первого впечатления о собеседнике визуальное восприятие даёт нам 55 % информации, 38 % — от манеры выступать, и только на 7 % — от того, что он говорит. Диссонанс в восприятии оратора может неблагоприятно отразиться на эффективности выступления. Поэтому подготовку политических лидеров, даже к небольшому публичному выступлению, осуществляет целая команда профильных специалистов.
3. Эффект переноса чувств способствует благоприятной перцепции (восприятию). Необходимо помнить о том, что любому человеку приятно, если перед ним тактичный собеседник. Сопереживание, внимательность, искренний интерес могут подкупить любого оппонента. Аудитория максимально расположена к оратору, который демонстрирует искреннюю заинтересованность. Обращение по имени к любому, даже малознакомому собеседнику, демократичность и стремление вникнуть в частные проблемы граждан приближают кандидата к народу, помогают слушателям почувствовать расположение к нему на более обыденном уровне.
4. Формальное согласие. Мало кто из политических лидеров открыто оспаривает позицию своего собеседника. Зачастую они применяют метод «формального согласия», используя распространённую лексическую фигуру «Да, но...». Это позволяет формально согласиться с оппонентом, при фактическом опровержении его позиции.
5. Неоднократное повторение способствует «приучению» оппонента к необходимой субъекту информации без необходимости её обосновывать и аргументировать. Такая информация способна просто закрепиться в подсознании человека и в дальнейшем будет восприниматься как его собственное умозаключение. Как пример активного применения данного метода можно выделить Терезу Мей. В разъяснении своей программы, которая состояла из шести предложений, четыре раза слушатели услышали термин «решаемая» и пять раз «нерешаемая», однако отрицательная приставка опускается нашим подсознанием (таким образом, у слушателей формируется ассоциация её образа и понятия «решение проблем»).
6. «25-й кадр», технология воздействия на подсознание личности путём внедрения в видео дополнительного кадра, который не успевает повлиять на восприятие целого видеоряда, однако закрепляется в подсознании индивида. Особенность данной технологии заключается в том, что человеческий глаз не воспринимает «скрытый» кадр, однако он успевает записаться в подсознание объекта. В настоящее время в ряде государств, включая и Российскую Федерацию, технология запрещена законом «О рекламе» 2006 г. Но здесь важно напомнить, что предвыборная политическая реклама не регулируется данным законом, что делает возможным применение данной технологии в политических видеороликах. Одно из наиболее известных применений данной технологии в социальной политике — американская пред-
выборная кампания 2000 г., в которой Дж. Буш поместил на «скрытый» кадр текст, содержащий слова: «Крысы. План Гора — выбор бюрократов!».
Следует отметить, что, как и в любом соревновании, в политической борьбе побеждает тот, кто лучше владеет определёнными приёмами воздействия на аудиторию. Однако необходимо учитывать, что применение технологий нейролингвис-тического программирования в социально-политической сфере имеет свои особенности, которые следует учитывать. Выделим основные из них:
1. Направленность манипулятивного воздействия прежде всего на социальную группу, а не на отдельную личность. Ещё Г. Лебон выделял особые свойства толпы: её поведение подчинено эмоциям. Только в толпе действует закон «эмоционального заражения», эмоциональная неустойчивость позволяет довольно быстро получать реакцию на манипулятивное воздействие лидера, а толпа обезличена и предполагает практически полную личную безответственность, при этом ей свойственна повышенная внушаемость.
2. Тщательная внешняя маскировка применения методик нейролингвистического программирования. В психиатрии перед использованием методик нейролингвистического программирования строго обязательны консультация объекта и ознакомление с целями и методами воздействия на его подсознание. В политике же политтехнологи, решающиеся применить НЛП-техники, стараются как можно тщательнее это скрыть. Эта особенность обусловливается тем, что намерения субъекта не всегда положительные, а психотехники НЛП в политике являются скорее орудием воздействия в борьбе за электорат, а не средством решения проблем конкретного человека (как в психиатрии).
3. Манипуляция, в которой технология НЛП применяется к обезличенной толпе, а не к конкретной личности, существенно снижает влияние моральных норм.
4. Чем выше желаемая должность в государ-ственно-властной иерархии, тем сложнее добиться поддержки наибольшего количества электората с помощью относительно быстрого и непродолжительного воздействия.
5. Формирование и функционирование относительно узкого круга реальных профессионалов в сфере нейролингвистического программирования, способных оказывать психолого-методическую поддержку субъектам-политикам.
6. Формирование у общественности перцептивного образа, связанного с антигуманностью
использования методов нейролингвистического программирования.
В целом же, внедряя техники нейролингвистического программирования, основанные на элементах трансформационной грамматики и на идентификации предпочитаемых сенсорных репрезентаций, политтехнологам удаётся обойти защитные психологические механизмы сознания избирателей.
Стратегия получения и удержания власти требует решения таких тактических задач, как привлечение и удержание внимания, а также формирование благоприятного имиджа. Ещё в прошлом веке Эрнест Хемингуэй отмечал, что жизнь — это игра, конечной целью которой является власть. Конечно, предпочтения у всех бывают разные, однако психика каждого человека состоит из одинаковых компонентов, этим и объясняется довольно высокая продуктивность работы методик нейро-лингвистического программирования в сфере социальной политики.
В целом же методы НЛП представляют собой мощное средство воздействия на эмоции, поведение и мышление объекта (отдельных людей или социальных групп). В политическом противоборстве они выступают эффективным инструментом формирования у избирателей определённого мнения и побуждения их поддержать на выборах конкретную социальную группу или политического лидера. Кроме этого, в современных условиях технологии нейролингвистического программирования активно применяются в сфере бизнеса, рекламы и межличностной коммуникации. Это не только существенно расширяет границы влияния на общественное сознание для политтехно-логов, но и помогает постоянно актуализировать базисы НЛП, ведь со временем психика людей изменяется, они привыкают к определённым методам воздействия. Поэтому невозможно освоить методики НЛП, необходимо постоянно совершенствовать свои знания и умения, познавать новые методы воздействия на человеческое мышление.
Список литературы
1. Гриндер, Дж. Черепахи до самого низа. Предпосылки личностной гениальности / Дж. Гриндер, Дж. Делозье. — Минск : Харвест ; СПб. : Прайм-Еврознак, 2007. — 384 с.
2. Гриндер, Дж. Из лягушек — в принцы. Вводный курс НЛП тренинга / Дж. Гриндер. — СПб. : Корвет, 2007. — 176 с.
3. Баварская, Г. Сущность нейролингвистического программирования и особенности его использования / Г. Баварская. — URL: https://www.proreklamu.com/articles/marketing/29269-suschnost-nejrolingvisticheskogo-programmirovanija-i-osobennosti-ego-ispolzovanija.html (дата обращения: 16.06.2019).
4. Использование НЛП-техник при формировании имиджа президента. — URL: https://www.sites. google.com/site/imagepres/nlp-tehniki politike (дата обращения: 08.06.2019).
5. Использование приёмов нейролингвистического программирования в общественно-политическом процессе // ProNunc. Современные политические процессы. — 2006. — № 12. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-priemov-neyrolingvisticheskogo-programmirovaniya-v-obschestvenno-politicheskom-protsesse (дата обращения: 02.07.2019).
6. Манипуляция в политике. — URL: https://studme.org/179537/politologiya/manipulyatsiya_politike (дата обращения: 08.06.2019).
Сведения об авторах
Макаренков Евгений Викторович — доктор философских наук, профессор кафедры информационной аналитики и политических технологий, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана. Москва, Россия. Sgn3@bmstu.ru
Дурнева Мария Алексеевна — студентка кафедры информационной аналитики и политических технологий, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана. Москва, Россия. Durneva.m.a@gmail.com
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2019. No. 12 (434). Philosophy Sciences. Iss. 54. Pp. 89-94.
ANALYSIS OF NEURO-LINGUISTIC PROGRAMMING TECHNOLOGIES AS A TOOL OF POLITICAL CONFRONTATION
E. V. Makarenkov
Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russia. Sgn3@bmstu.ru
M.A. Durneva
Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russia. Durneva.m.a@gmail.com
The article presents the results of the study of neuro-linguistic programming technologies as a tool of political confrontation. The history of formation and implementation of basic techniques of neuro-linguistic programming in the socio-political sphere is considered. The article analyzes the use of NLP technologies in public speeches of world-class political leaders at the present time, highlights the features of the application of neuro-linguistic programming in the socio-political sphere.
Keywords: Neuro-linguistic programming, presuppositions, social policy, political technologies, human impact.
References
1. Grinder J., Delozier J. Cherepahi do samogo niza. Predposylki lichnostnoj genial 'nosti [Turtles to the bottom. Prerequisites of personal genius]. Minsk, St. Petersburg, 2007. 384 p. (In Russ.).
2. Grinder J. Iz lyagushek — v printsy. Vvodnyj kurs NLP treninga [Grinder from frogs to princes. Introductory course of NLP training]. St. Petersburg, 2007. 176 p. (In Russ.).
3. Bavarskaya, G. Sushchnost ' nejrolingvisticheskogoprogrammirovaniya i osobennostiyego ispol 'zovaniya [The Essence of neuro-linguistic programming and the peculiarities of its use]. Available at: https://www.pro-reklamu.com/articles/marketing/29269-suschnost-nejrolingvisticheskogo-programmirovanija-i-osobennosti-ego-ispolzovanija.html (date accessed: 16.06.2019). (In Russ.).
4. Ispol'zovaniye NLP-tekhnikpri formirovanii imidzhaprezidenta [The use of NLP techniques in the formation of the image of the President]. Available at: https://www.sites.google.com/site/imagepres/nlp-tehniki politike (accessed 08.06.2019). (In Russ.).
5. Ispol'zovaniye priyomov nejrolingvisticheskogo programmirovaniya v obshchestvenno-politicheskom protsesse [The use of techniques of neuro-linguistic programming in the socio-political process]. ProNunc. Sovremennyye politicheskiye protsessy [ProNunc Magazine. Modern political processes], 2006, no. 12. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-priemov-neyrolingvisticheskogo-programmirovaniya-v-obschestvenno-politicheskom-protsesse (accessed 02.07.2019). (In Russ.).
6. Manipulyatsiya v politike [Manipulation in policy]. Available at: https://studme.org/179537/politologiya/ manipulyatsiya_politike (accessed 08.06.2019). (In Russ.).