Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ИЗНОШЕННЫХ КОРПУСОВ ШЕСТЕРЕННЫХ ГИДРОМАШИН'

АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ИЗНОШЕННЫХ КОРПУСОВ ШЕСТЕРЕННЫХ ГИДРОМАШИН Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ИЗНОС / ШЕСТЕРЯ / ГИДРОМАШИНА / КОРПУС / ВТУЛКА

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Грохольский М.С., Коломейченко А.В.

В работе рассматривается анализ технического состояния изношенных корпусов и втулок шестеренчатых гидромашин, а также их применение в современной сельскохозяйственной технике. Приводятся опытные и теоретические кривые распределения износов деталей шестеренчатых гидромашин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ИЗНОШЕННЫХ КОРПУСОВ ШЕСТЕРЕННЫХ ГИДРОМАШИН»

УДК 621.793

АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ИЗНОШЕННЫХ КОРПУСОВ ШЕСТЕРЕННЫХ ГИДРОМАШИН

Грохольский М.С. аспирант Коломейченко А.В. д.т.н., профессор

ФГБОУ ВПО «Орел ГАУ», 302019, г. Орёл, ул.Ген.Родина,69,43-19-79 , maxim livny 87@mail.ru

АНАЛИЗ, ИЗНОС, ШЕСТЕРЯ, ГИДРОМАШИНА, КОРПУС, ВТУЛКА,

В работе рассматривается анализ технического состояния изношенных корпусов и втулок шестеренчатых гидромашин, а также их применение в современной сельскохозяйственной технике. Приводятся опытные и теоретические кривые распределения износов деталей шестеренчатых гидромашин.

The paper deals with the analysis of the technical state of buildings and sleeves worn gear hydraulic machines, as well as their application in modern agricultural machinery. Are experienced and theoretical distribution curves parts wear gear hydraulic machines.

Шестеренные гидромашины предназначены для нагнетания минерального масла в гидравлических системах тракторов, погрузчиков, сельскохозяйственных, коммунальных, строительно-дорожных машин и другой техники (таблица 1).

Шестеренный гидронасос и гидромотор состоит из корпуса, котором размещаются ведущая и ведомая вал шестерня, которые представляют собой прямозубые шестерни, выполненные заодно с валом. На цапфах роторов установлены втулки (подшипники). С торца корпус уплотняется резиновой манжетой и закрывается крышками. В крышке расположено уплотнение выходного конца ведущей вал-шестерня.

Деталями, подверженными наибольшему изнашиванию, являются корпус, а именно его внутренняя цилиндрическая поверхность. Износ колодцев корпуса напрямую зависит от технического состояния втулок(подшипников скольжения) шестеренной гидромашины.

Применяемость шестеренных гидромашин

Машина Отечественные Импортные

Тракторы ДТ-75/75Н/75Д/75ДТ, ВТ- 100/100Н/100Д/100/ДС/100Т/130 Т- 70М/170/130/130Г/140Г/160Г/170 Г/ 150К/150/151К/150Д/4М/4А/4АП 2/90П МТЗ-50/52/50Л/100/102/1005/ 1025/1221, ХТЗ-17021/17121/17221, ЮМЗ-6АМ/6АЛ/6КМ/ 6КЛ/650/652, ЛТЗ-55/55А/55АН/155, КМ-1, ТДТ-55А-05, ТЛТ-100/100А, ЛХТ-55/100, ТБ-1/1М Xerion 3300, 3800, 5000 - 4500 Axion(Atles936,946R Z) 850, 930, 940, 950 Arion 630 Elios 200

Комбайны СК-5М «Нива», Енисей-1200, Дон-1500Б/800/680/750, КСК-4-1, УКМ-2, АПМ-5, КС-6Б, КСКУ-6, КСГ-3, МПУ-1А, ЛКП-1, КСТ-3А, КСК-100 Lexion 440, 560, 660, 770, 780(2013) Dominator 218, 208 Tukano 480, 450, 340 Avero 160, 240 Mega 204, 208 Jaguar (кормоуборочный) 810, 830, 980

Сеялки Сеялка DMC 12000 Pronto 6AS

Автосамосва лы ЗИЛ, ЗИЛ-ММЗ, ГАЗ-САЗ-3507, ГАЗ-САЗ-25041, ГАЗ-САЗ-25042, КАЗ-4540, КамАЗ-55111/65115/65111, УРАЛ-5557/55571/5323,

Автомобили МАЗ-64227/54332/5337/5551/5516

Погрузчики ПФ-1А, ПЭ-08Б, ПГ-1А, ПЭА-1, ПГБ-1,0, 4045М, 4018, 4066, 40816, 4013, 4014, 4008 Scorpion 6030, 7030, 9040

Автогрейдер ы ДЗ-98/140/198, ДЗК-250

Экскаваторы

ЭО-4225А, ЭО-2507, ЭТР-224

Корпуса изнашиваются со стороны камеры всасывания, так как весь качающий узел давлением рабочей жидкости поджимается при работе гидромашины к этой стороне корпуса. При износе внутренняя часть корпуса приобретает форму конуса с расширением в сторону привалочной плоскости. Износ поверхностей под верхними втулками в 2...5 раз больше, чем под нижними. Такое различие объясняется перекосом качающего узла при работе гидромашины под нагрузкой. У втулок основной износ наблюдается на поверхностях, сопрягаемых с шестерней (внутренней цилиндрической и торцевой поверхностях втулки). В соединении с корпусом и уплотнительной манжетой изнашиваются большая и малая цилиндрические поверхности втулки и поверхность малого торца. Износ цилиндрических поверхностей неравномерный. Это происходит из-за разности давлений, действующих со стороны полости всасывания и нагнетания.

Рисунок 2 - Изношенные втулки и корпус шестеренной

гидромашины

Для выбора оптимального способа корпусов шестеренных гидромашин необходимо знать условия их работы, характер дефектов, а также значение их износа.

Для получения объективных данных по износам различных корпусов шестеренных гидромашин были произведены измерения изношенных деталей. Измерению подвергали выборку в количестве

50 штук. Выбор плоскостей измерений проведен согласно ГОСТ 18509-88.

Для измерения износа колодцев корпуса использовали соответственно индикаторный нутромер НИ-100-0,002 ГОСТ 924475 и НИ-50-0,002 ГОСТ 9244-75 с ценой деления 0,002 мм.

Результаты проведенных измерений корпусов шестеренных гидромашин показали, что износ поверхностей корпуса в соединении с зубьями шестерен достигает 0,3 мм. По внешнему виду изношенная поверхность характеризуется наличием рисок и задиров.

Математическая обработка полученных статистических данных проводилась с использованием ПК. По результатам математической обработки были построены опытные и теоретические кривые распределения износов деталей. При этом установлено, что оно подчиняется теоретическому закону нормального распределения с параметрами: 6=0.081 V=0.424 Иср=0.189

Пи) Р(и)

Рисунок 1 - Распределение износов корпусов шестеренных гидромашин: 1 - теоретическая дифференциальная кривая распределения износов; 2 - теоретическая интегральная кривая распределения износов.

Проведенный анализ показал, что 24% корпусов пригодны для повторного использования, а 76% - требуют своего восстановления.

Для восстановления такого износа целесообразно использовать электроискровую обработку с последующим упрочнением поверхности микродуговым оксидированием [1,2,3,4]

Список литературы.

1. А.В. Коломейченко, Н.В. Титов, М.С. Грохольский. Восстановление рабочих поверхностей деталей электроискровой обработкой с последующим упрочнением микродуговым оксидированием. XI Международный научно-практический семинар «Ресурсосберегающие технологии при хранении и переработке сельскохозяйственной продукции»28-29 июня 2012г.-Орел: Издательство ОрелГАУ, 2012.- с.77-81.

2. А.В. Коломейченко, М.С. Грохольский. Комбинированная технология восстановления деталей из алюминиевых сплавов сеялки amazone электроискровой обработкой с последующим упрочнением микродуговым оксидированием, на примере корпуса гидромотора. Сборник материалов международной научно -практической Особенности технического и технологического оснащения современного сельскохозяйственного производства»4-5 апреля 2013г.-Орел: Издательство ОрелГАУ, 2013.- с.239-244.

3. Коломейченко А.В. , Грохольский М.С. Восстановление рабочих поверхностей корпуса гидромотора Rexroth сеялки Amazone электрической обработкой с последующим упрочнением микродуговым оксидированием. / Труды ГОСНИТИ , Том 111 часть 2. М.:2013.- С.109-111

4. Коломейченко А.В. , Грохольский М.С. Восстановление рабочих поверхностей втулок гидромотора Rexroth сеялки Amazone электрической обработкой с последующим упрочнением микродуговым оксидированием ./Ремонт восстановление модернизация , Москва. 2013 №4 -С. 13-15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.