Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ТАРИФНОЙ ДОСТУПНОСТИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В ЧЕЛЯБИНСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ'

АНАЛИЗ ТАРИФНОЙ ДОСТУПНОСТИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В ЧЕЛЯБИНСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
70
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА / ТАРИФНАЯ ДОСТУПНОСТЬ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Горяев Николай Константинович, Мячков Кирилл Юрьевич, Резников Сергей Михайлович

В статье рассматривается актуальная проблема оценки качества пассажирских перевозок с учётом Социального стандарта транспортного обслуживания населения на примере Челябинской агломерации. Проведён анализ тарифной доступности общественного транспорта в муниципальных образованиях Челябинской агломерации. Сделаны выводы о текущем состоянии тарифной доступности пассажирского транспорта в Челябинской агломерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Горяев Николай Константинович, Мячков Кирилл Юрьевич, Резников Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF TARIFF AVAILABILITY FOR PASSENGER TRANSPORTATION IN CHELYABINSK AGGLOMERATION

The article deals with the actual problem of assessing the quality of passenger traffic, taking into account the Social Standard of Transport Services for the Population on the example of the Chelyabinsk agglomeration. The analysis of the tariff availability of public transport in the municipalities of the Chelyabinsk agglomeration is carried out. Conclusions are made about the current state of the tariff availability of passenger transport in the Chelyabinsk agglomeration.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ТАРИФНОЙ ДОСТУПНОСТИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В ЧЕЛЯБИНСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ»

Краткие сообщения

УДК 656.072 DOI: 10.14529^210221

АНАЛИЗ ТАРИФНОЙ ДОСТУПНОСТИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В ЧЕЛЯБИНСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ

Н.К. Горяев, К.Ю. Мячков, С.М. Резников

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

В статье рассматривается актуальная проблема оценки качества пассажирских перевозок с учётом Социального стандарта транспортного обслуживания населения на примере Челябинской агломерации. Проведён анализ тарифной доступности общественного транспорта в муниципальных образованиях Челябинской агломерации. Сделаны выводы о текущем состоянии тарифной доступности пассажирского транспорта в Челябинской агломерации.

Ключевые слова: муниципальные пассажирские перевозки, параметры оценки качества, тарифная доступность пассажирского транспорта, социальный стандарт транспортного обслуживания населения.

Введение

Методический документ «Социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» принят Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» от 31 января 2017 года № НА-19-р [1]. Директор Института транспортного планирования Общероссийской общественной организации «Российская академия транспорта», доктор технических наук Якимов Михаил Ростиславович указывает, что данный документ имеет непонятный статус, объекты и субъекты регулирования [2].

Документ предусматривает три группы показателей качества: доступность, надёжность и комфортность.

Одним из ключевых показателей доступности транспорта является ценовая доступность поездок по маршрутам регулярных перевозок, которая определяется отношением среднемесячных расходов пассажира на осуществление поездок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пределах муниципалитета к величине среднего арифметического взвешенного среднедушевого денежного дохода населения.

Теория

Показатели качества транспортного обслуживания населения и их нормативные значения, установленные Социальным стандартом, могут применяться органами государственной власти и местного самоуправления при разработке норматив-

ных правовых актов в сфере транспортного и градостроительного планирования.

Такими показателями являются:

- доступность, в том числе доступность остановочных пунктов; доступность остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций для маломобильных групп населения; доступность транспортных средств для маломобильных групп населения; ценовая доступность поездок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок; оснащенность автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов; частота обслуживания остановочных пунктов;

- надежность, включающая соблюдение расписания маршрутов регулярных перевозок;

- комфортность, в том числе оснащенность транспортных средств системами информирования пассажиров; температура в салоне транспортных средств; соблюдение норм вместимости; количество пересадок; экологичность.

Проблема повышения качества пассажирских перевозок была и остается актуальной в наши дни. Степень удовлетворения потребности населения в передвижении влияет как на экономику региона, так и на социальные отношения в целом, поэтому большую роль играет качество пассажирских перевозок.

Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь» [3], качество - степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям. В соответствии с ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» [4] качество -совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Качество транспортного обслуживания связано с требованиями потребителей, поэтому процесс ока-

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management. 2021, vol. 15, no. 2, pp. 190-193

Горяев Н.К., Мячков К.Ю., Резников С.М.

зания транспортных услуг должен удовлетворять их требованиям в соответствии с установленной нормативной документацией.

По ГОСТ Р 51006-96 «Услуги транспортные. Термины и определения» [5] транспортная услуга - это результат деятельности исполнителя транспортной услуги по удовлетворению потребностей пассажира, грузоотправителя и грузополучателя в перевозках в соответствии с установленными нормами и требованиями. ГОСТ Р 51004-96. «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества» [6] устанавливает следующую номенклатуру основных групп показателей качества пассажирских перевозок:

- экономические показатели;

- показатели информационного обслуживания;

- показатели комфортности;

- показатели скорости;

- показатели своевременности;

- показатели сохранности багажа;

- показатели безопасности.

Методология

В соответствие рекомендациям Министерства транспорта РФ [1] коэффициент ценовой доступности поездок по маршрутам регулярных перевозок рассчитывается по формуле:

где Р - среднемесячные расходы пассажира на осуществление поездок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в пределах муниципального образования, руб.; СДюе - средняя арифметическая взвешенная величина среднедушевого денежного дохода населения в субъекте Российской Федерации, где расположено муниципальное образование, руб.

Для оценки значений коэффициента ценовой доступности поездок по маршрутам регулярных перевозок ему присваивается балл в соответствии с табл. 1.

Таблица 1

Балльная оценка ценовой доступности

В соответствие утверждённому Социальному стандарту транспортного обслуживания Челябинской агломерации [7] среднемесячные расходы пассажира определяются как стоимость месячного проездного билета (при его наличии) либо как стоимость 60 поездок с учетом установленных

Анализ тарифной доступности пассажирских перевозок в Челябинской агломерации

тарифных решений (наиболее выгодных для пассажира).

Исследование

В Челябинской агломерации в настоящее время доля рейсов маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам составляет более 25 % от общего количества рейсов муниципальных маршрутов регулярных перевозок. Исходя из этого, для расчёта ценовой доступности не представляется возможным использовать стоимость месячного проездного билета, поэтому среднемесячные расходы пассажира определялись, исходя из средней стоимости 60 поездок по муниципальным маршрутам.

По данным Росстата средняя заработная плата в Челябинской области в 2020 году составила 36 354 рублей [8].

Исходя из этого, для муниципальных образований, входящих в Челябинскую агломерацию, были рассчитаны средняя стоимость поездки, коэффициент ценовой доступности и соответствующий ему балл (табл. 2).

Таблица 2

Оценка ценовой доступности общественного транспорта

Муниципальное образование Средняя стоимость проезда, руб. Коэффициент ценовой доступности Балльная оценка ценовой доступности

Челябинский ГО 26,34 0,0506 7

Копейский ГО 24,00 0,0461 10

Сосновский МР 35,00 0,0672 4

Красноармейский МР 36,83 0,0707 1

Коркинский МР 24,24 0,0465 10

Еткульский МР 85,94 0,165 1

Еманжелин-ский МР 24,32 0,0467 10

Обсуждение

Ценовая доступность поездок является одним из ключевых элементов доступности общественного транспорта для населения, что отмечают многие исследователи [9-11]. Однако большинство качественных оценок делалось для муниципальных образований с разной шкалой оценивания. Социальный стандарт транспортного обслуживания населения Челябинской агломерации, разработанный Южно-Уральским государственным университетом, это одна из первых попыток разработать единые подходы к обеспечению транспортной доступности для населения. Анализ существующего положения показывает, что ценовая доступ-

Значение коэффициента ценовой доступности поездок по маршрутам регулярных перевозок Балл

менее 0,02 и свыше 0,07 1

от 0,02 менее 0,03 и от 0,06 менее 0,07 4

от 0,03 менее 0,04 и от 0,05 менее 0,06 7

от 0,04 до 0,05 включительно 10

Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2021. Т. 15, № 2. С. 190-193

Краткие сообщения

ность существенно дифференцирована в Челябинской агломерации и в настоящее время два муниципалитета имеют минимально возможную балльную оценку, в то время как три имеют максимальную оценку.

Выводы

В настоящее время ценовая доступность общественного транспорта в муниципальных образованиях, входящих в Челябинскую агломерацию, существенно отличается, что делает необходимым переход на регулируемый тариф для обеспечения по единому стандарту транспортной доступности всех муниципальных образований, входящих в агломерацию.

Литература

1. Социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом от 31.01.2017 г. // Распоряжение Минтранса России. -№ НА-19^.

2. Якимов М.Р. Рецензия на методический документ «Социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». - http://rosacademtrans.ru/wp-content/ uploads/2017/10/Retsenziya1.pdf (дата обращения 05.05.2021).

3. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». - М.: Стандартинформ, 2015.

4. ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. - М.: Стандартинформ, 2009.

5. ГОСТ Р 51006-96 Услуги транспортные. Термины и определения. - М.: Госстандарт, 1996.

6. ГОСТ Р 51004-96. Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества. - М.: Стандартинформ, 1996.

7. Приказ об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения Челябинской агломерации - https://mindortrans74.ru/ LegalActs/Show/307 - дата обращения 28.05.2021.

8. Средняя заработная плата в Челябинской области в 2020 году. - https://bankiros.ru/wiki/term/ srednaa-zarplata-v-celabinske (дата обращения 05.05.2020).

9. Носов, А.Л. Управление качеством работы городского пассажирского транспорта с использованием транспортной модели / А.Л. Носов // Логистика сегодня. - 2015. - № 1. - С. 38-47.

10. Zhang, Chunqin. Do the organizational forms affect passenger satisfaction? Evidence from Chinese public transport service / Chunqin Zhang, Zhicai Juan, Weite Lu , Guangnian Xiao // Transportation Research Part A: Policyand Practice. Elsevier. - 2016. -Vol. 94. - Р. 129-148.

11. Hamza, Imhimmed. Case study of the behavioural intentions of public transportation passengers in Kuala Lumpur / Hamza Imhimmed, Mohamed Irtema, Amiruddin Ismai, Muhamad Nazri Borhan, Amsori Muhammad Das, Abdurauf B.Z // Alshetwi: Case Studies on Transport Policy. - 2018. - Р. 462-474.

Горяев Николай Константинович, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры автомобильного транспорта, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), goriaevnk@susu.ru

Мячков Кирилл Юрьевич, преподаватель кафедры автомобильного транспорта, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), 89507224112@mail.ru

Резников Сергей Михайлович, аспирант кафедры автомобильного транспорта, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), reznik74@mail.ru

Поступила в редакцию 11 мая 2021 г.

DOI: 10.14529/em210221

ANALYSIS OF TARIFF AVAILABILITY FOR PASSENGER TRANSPORTATION IN CHELYABINSK AGGLOMERATION

N.K. Goryaev, K.Yu. Myachkov, S.M. Reznikov

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The article deals with the actual problem of assessing the quality of passenger traffic, taking into account the Social Standard of Transport Services for the Population on the example of the Chelyabinsk agglomeration. The analysis of the tariff availability of public transport in the municipalities of the Chelyabinsk agglomeration is carried out. Conclusions are made about the current state of the tariff availability of passenger transport in the Chelyabinsk agglomeration.

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management. 2021, vol. 15, no. 2, pp. 190-193

Горяев Н.К., Мячков К.Ю., Резников С.М.

Анализ тарифной доступности пассажирских перевозок в Челябинской агломерации

Keywords: municipal passenger transportation, quality assessment parameters, tariff accessibility of passenger transport, social standard of public transport services.

References

1. Sotsial'nyy standart transportnogo obsluzhivaniya naseleniyapri osushchestvlenii perevozokpassazhirov i bagazha avtomobil'nym transportom i gorodskim nazemnym transportom ot 31.01.2017 g. [Social standard of transport services for the population in the implementation of transportation of passengers and baggage by road and urban land electric transport]. Order of the Ministry of Transport of Russia. No. HA-19-p.

2. Yakimov M.R. Retsenziya na metodicheskiy dokument «Sotsial'nyy standart transportnogo obsluzhivaniya naseleniya pri osushchestvlenii perevozok passazhirov i bagazha avtomobil'nym transportom i gorodskim nazemnym elektricheskim transportom» [Review of the methodological document "Social standard of transport services for the population in the implementation of transportation of passengers and baggage by road and urban land electric transport"]. Available at: http://rosacademtrans.ru/wp-content/up-loads/2017/10/Retsenziya1.pdf (accessed 05.05.2021).

3. GOST R ISO 9000-2015 «Sistemy menedzhmenta kachestva. Osnovnye polozheniya i slovar'» [State Standard ISO 9000-2015 «Quality management systems. Fundamentals and vocabulary»]. Moscow, 2015.

4. GOST 15467-79 Upravlenie kachestvom produktsii. Osnovnye ponyatiya. Terminy i opredeleniya [State Standard 15467-79 Product quality management. Basic concepts. Terms and Definitions]. Moscow, 2009.

5. GOST R 51006-96 Uslugi transportnye. Terminy i opredeleniya [State Standard 51006-96 Transport services. Terms and Definitions]. Moscow, 1996.

6. GOST R 51004-96. Uslugi transportnye. Passazhirskie perevozki. Nomenklatura pokazateley kachestva [State Standard 51004-96. Transport services. Passenger Transportation. Nomenclature of quality indicators]. Moscow, 1996.

7. Prikaz ob utverzhdenii sotsial'nogo standarta transportnogo obsluzhivaniya naseleniya Chelyabinskoy aglomeratsii [Order on approval of the social standard of transport services for the population of the Chelyabinsk agglomeration]. Available at: https://mindortrans74.ru/LegalActs/Show/307 (accessed 28.05.2021).

8. Srednyaya zarabotnaya plata v Chelyabinskoy oblasti v 2020 godu [Average salary in the Chelyabinsk region in 2020]. Available at: https://bankiros.ru/wiki/term/srednaa-zarplata-v-celabinske (accessed 05.05.2020).

9. Nosov A.L. Quality management of urban passenger transport using a transport model. Logistika segodnya [Logistics today], 2015, no. 1, pp. 38-47. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Zhang Chunqin, Zhicai Juan, Weite Lu , Guangnian Xiao. Do the organizational forms affect passenger satisfaction? Evidence from Chinese public transport service. Transportation Research Part A: Policyand Practice. Elsevier, 2016, vol. 94, pp. 129-148.

11. Hamza Imhimmed, Mohamed Irtema, Amiruddin Ismai, Muhamad Nazri Borhan, Amsori Muhammad Das, Abdurauf B.Z. Case study of the behavioural intentions of public transportation passengers in Kuala Lumpur. Alshetwi: Case Studies on Transport Policy, 2018, pp. 462-474.

Nikolay K. Goryaev, candidate of engineering science, associate professor, Road transport department, South Urals State University, Chelyabinsk, goriaevnk@susu.ru

Kirill Yu. Myachkov, teacher, Road transport department, South Urals State University, Chelyabinsk, 89507224112@mail.ru

Sergey M. Reznikov, PhD student, Road transport department, South Urals State University, Chelyabinsk, reznik74@mail.ru

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Горяев, Н.К. Анализ тарифной доступности пассажирских перевозок в Челябинской агломерации / Н.К. Горяев, К.Ю. Мячков, С.М. Резников // Вестник ЮУр-ГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2021. - Т. 15, № 2. - С. 190-193. БО!: 10.14529/ет2102021

Received May 11, 2021

FOR CITATION

Goryaev N.K., Myachkov K.Yu., Reznikov S.M. Analysis of Tariff Availability for Passenger Transportation in Chelyabinsk Agglomeration. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2021, vol. 15, no. 2, pp. 190-193. (in Russ.). DOI: 10.14529/ em210221

Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2021. Т. 15, № 2. С. 190-193

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.