Научная статья на тему 'Анализ сущностипонятий конкуренция, конкурентность иконкурентоспособность'

Анализ сущностипонятий конкуренция, конкурентность иконкурентоспособность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ. / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радачинский Василий Михайлович, Гладилин Александр Васильевич

В статье рассматривается понятийный аппарат, связанный с конкурентными условиями функционирования предпринимательских структур. Предложены авторские определения конкуренции и конкурентности, обозначены различия конкурентности и конкурентоспособности в сфере предпринимательства.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article is considered the conceptual device connected with competitive operating conditions ofenterprise structures. Author's definitions ofa competition and competition are offered, distinctions ofcompetition and competitiveness in business sphere are designated.

Текст научной работы на тему «Анализ сущностипонятий конкуренция, конкурентность иконкурентоспособность»

Предпринимательство и маркетинг

Радачинский В.М., Гладилин А.В.

Анализ сущности понятий конкуренция, конкурентность и конкурентоспособность

В современных экономических условиях конкуренция понуждает субъектов предпринимательской деятельности к эффективным действиям, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.

Экономический успех предпринимательских структур во многом зависит от того, насколько тщательно были изучены законы конкуренции, определены способы ведения конкурентной борьбы, выявлены конкурентные преимущества всех участников этого процесса, разработаны методы повышения показателя конкурентности в целях достижения максимальной эффективности своей деятельности.

Решение данных задач требует с экономических позиций более глубокой и детальной проработки таких понятий как "конкуренция", "конкурентность" и "конкурентоспособность". В теории и практике экономики рассматриваемые понятия относятся к числу исходных, основополагающих.

Из отечественных экономистов советского периода исследованием проблем конкуренции занимались Н. Бухарин, который отметил ее позитивное влияние на развитие производительных сил, а также Е. Варга, изучивший монополистическую конкуренцию. Позднее появились публикации С.М. Никитина, Ю.Б. Рубина, в которых авторы шире рассмотрели представление о конкурентных формах соперничества и обозначили необходимость конкуренции.

В "Толковом словаре русского языка конца XX века" конкуренция трактуется как "соперничество между производителями товаров и услуг за лучшие, экономически более выгодные условия производства и реализации продукции" [6].

А.Е. Гордецкий и Л. Н. Лыкова определяют конкуренцию как "постоянную борьбу за лидерство, за достойное место в производстве и на рынке, а, следовательно, и за вытекающие отсюда возможности в распределении и потреблении" [4].

А. А. Амбарцумов и Ф. Ф. Стерлигов рассматривают конкуренцию как "соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров" [1].

В определении конкуренции И. Стародубовс-кой отражено стремление предпринимателей, как субъектов конкурентной борьбы, к максимизации прибыли. "Экономическая конкуренция - это соревнование предприятий на рынке за предпочтения потребителей с целью получения наибольшей прибыли или дохода" [8].

Спиридонов И. А. определяет конкуренцию "как экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей и получение наибольшей прибыли" [7].

Более общее понятие конкуренции отражено в Федеральном законе Российской Федерации "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 и означает "соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке".

Дискуссии по вопросам конкуренции продолжаются постоянно. Необходимо заметить, что многие авторы рассматривают конкуренцию как процесс или борьбы, или соперничества. Попробуем более подробно рассмотреть эти два понятия.

В словарях соперничество толкуется, как "стремление превзойти кого-то в чем-либо". Таким образом, в предпринимательской деятельности соперничество можно понимать как стремление участников рыночных отношений к достижению оптимальных результатов своей деятельности, в рамках которой происходит определение различных показателей, качеств, характеристик. Другими словами, происходит

выявление возможностей каждого соперника, и победителем оказывается тот, у кого этих возможностей больше. Но победитель в процессе соперничества не всегда может оказаться победителем в процессе борьбы. Борьба, на наш взгляд, это профессиональное использование возможностей для получения наибольшей выгоды и предпочтений потребителей. Эти два понятия тесно связаны друг с другом и не могут существовать отдельно в рамках конкуренции.

При таком подходе мы хотели бы уточнить понятие конкуренции и определить его как процесс выявления и грамотного использования возможностей хозяйствующих субъектов рынка с помощью тактических и стратегических решений в целях достижения максимально положительного эффекта.

Конкурентное окружение стимулирует активное внедрение предпринимательскими структурами инноваций, совершенствование технологий и рациональное использование ограниченных ресурсов. Таким образом, фактор ожесточенной конкурентной борьбы породил новый критерий в обеспечении успешной деятельности современного предприятия - конкурентность, т.е. такое наличие и сочетание возможностей, которое бы позволило выживать и сохранять высокую экономическую эффективность в условиях конкуренции. В рамках настоящей работы данное понятие используется именно в таком значении.

Рыночные отношения обуславливают предпринимателей иметь четкие конечные цели в конкурентной борьбе, т.е. максимально удовлетворять потребности потребителей и обладать высоким уровнем эффективности производственно-экономической деятельности. Достижение этих целей способствует поиску, использованию конкурентных преимуществ и, как следствие, укреплению конкурентных позиций на рынке.

В условиях конкуренции предпринимательским структурам необходимо иметь неоспоримое превосходство в каких-либо сферах, а также обладать определенными отличительными характеристиками:

1. Профессиональная организация производства и системы управления, наличие материально-технической базы, с помощью которой можно быстро реагировать на изменения в быстро меняющихся реалиях рынка.

2. Постоянное осуществление разработки новых видов продукции, освоение более качественного оказания услуг, быстрой реализации технологических и организационных нововведений.

3. Наличие квалифицированного персонала и возможностью его совершенствования.

4. Устойчивая финансовая система.

5. Рациональная организация маркетинговой деятельности и разработка гибкой системы реализации и обслуживания потребителей.

6. Наличие производственно-технической системы, обеспечивающей низкую себестоимость и высокое качество продуктов предпринимательской деятельности, рост производительности и надлежащее использование основного капитала.

Обладание субъектом предпринимательства отличительными особенностями и характеристиками деятельности, в современной литературе по экономическим специальностям определяется как "конкурентные преимущества". Наличие такого преимущества позволяет предпринимателю в условиях конкурентной борьбы решать задачи различной сложности, используя свои сильные стороны и потенциальные возможности, а также с большей степенью эффективности реализовывать свои экономические интересы.

Таким образом, результаты экономической деятельности, ее стабильность зависят от реальных и потенциальных возможностей предприятия, конкурентных преимуществ, их профессионального использования в борьбе за улучшение своих экономических позиций.

Для достижения предприятием высоких показателей деятельности, с точки зрения теории и практики управления, важнейшей задачей является постоянное принятие единственно правильных и верных решений в быстро меняющейся внутренней и внешней среде.

Многие ученые способность предприятия конкурировать в рыночных условиях определяют как конкурентоспособность.

Конкурентоспособность относится к недостаточно изученным понятиям, которые характеризуют современный рынок. В публикациях и научных разработках в настоящий момент нет единых подходов к сущности этого понятия, которое нередко рассматривают как экономическую категорию одно-порядковую вместе с категорией эффективности. Однако первая основывается на последней и заключает в себе более сложные взаимосвязи хозяйствующих субъектов.

М. Гевальновский, В. Жуковская, И. Трофимова считают, что применительно к экономической сфере конкурентоспособность в самом общем виде - обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования [3]. Причем эти свойства могут

Предпринимательство и маркетинг

относиться к различным по природе объектам - видам продукции или услуг, предприятиям, их группам, отраслям, к отдельным странам или их группировкам, выступающих в качестве субъектов конкурентной борьбы.

Р.А. Фатхутдинов отмечает, что конкурентоспособность это "свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [9].

По мнению А.А. Амбарцумова и Ф.Ф. Стерлигова конкурентоспособность - это возможность соперничества между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров [1].

Т. Горькова, Г. Шаповалов [5] называют конкурентоспособностью "относительную оценку преимуществ фирм, предприятий продуктов и услуг, которые позволяют им с большей эффективностью удовлетворять потребности потребителей".

В.А. Баринов, А.В. Синельников [2] выделяют две стороны конкурентоспособности. "Это элементы ее составляющие (высокое качество товара, дополнительный сервис товара, обслуживание в течение всего срока службы т. д.) и целевое решение задачи продажи товара в конкретной ситуации (конкретный покупатель с его индивидуальными потребностями, его возможность и способность выбирать из множества конкурирующих на рынке организаций

по собственной шкале предпочтений, личных качеств самого продавца)". Организация предпринимательского типа, по мнению авторов, в конкурентных условиях должна обладать двумя атрибутами. Во-первых, конкурентоспособ -ностью, при установлении характера которой важным условием выступают свойства среды. Таким свойством в рыночных условиях является наличие ресурсов: капитала, технологии, персонала, информации и т.д. Во-вторых, определенной системой управления деятельностью организации.

Достаточно хорошо, на наш взгляд, понятие конкурентоспособности было раскрыто на Европейском форуме по проблемам управления. Где прозвучало, что конкурентоспособность - это "возможности предприятия проектировать, производить и сбывать в тех условиях, в которых ему приходиться действовать, товары и услуги по своим ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательные для покупателя, чем товары конкурентов с целью максимизации прибыли".

Другие ученые в экономической литературе критерий конкурентоспособности определяют иначе. Такие воззрения исследователей представлены в составленной нами табл. 1.

Таким образом, мнения ученых по поводу сущности понятия конкурентоспособности разделились. Одни отмечают, что основу этого понятия составляют оценка предприятия, его свойства, воз-

Таблица 1

Обзор теоретических взглядов на понятие "конкурентоспособность"

Автор Сущность конкурентоспособности

Адаева Т.Ю. Способность предприятия выпускать конкурентоспособную продукцию, а также конку -рентоустойчивость предприятия и возможность его адаптации к изменяющимся условиям конкуренции.

Буяльская А.К. Способность максимально эффективно использовать имеющийся потенциал в противостоянии с давлением рыночных сил с целью завоевания предприятием выгодной для себя рыночной позиции.

Донцова Л.В. Способность предприятия (фирмы) противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (услуги) как по степени удовлетворения своими товарами (услугами) конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности.

Печенкин А. Способность вести эффективную производственно-сбытовую деятельность и тем самым противостоять конкурентам. Критерием эффективности этой деятельности может служить прибыль или другие коммерческие показатели.

Синько В. Это состязательная способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно-технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания их работы на высоком качественном уровне.

можности, другие основываются все-таки именно на способности субъекта предпринимательской деятельности.

На основе исследования теоретических взглядов ученых и экономистов считаем необходимым ввести понятие "конкурентности" предпринимательской структуры. На наш взгляд, понятия "конкурентность" и "конкурентоспособность" имеют не одинаковое значение. С учетом обобщения и анализа литературы мы считаем, что показатель преимуществ, а также реальных и потенциальных возможностей предприятия для ведения

конкурентной борьбы на внутреннем и внешнем рынках представляет собой конкурентность.

Другими словами конкурентность субъекта предпринимательской деятельности - это сложный интегральный показатель, который формируется на основе множества факторов, влияющих на все аспекты деятельности субъекта исследования, это его позиция. А способность конкурировать на рынке определяется только после получения итогового показателя конкурентности предприятия и сравнения его с аналогичным показателем конкурентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амбарцумов А., Экономическая теория в вопросах и ответах./ А. Амбарцумов, Ф. Стерликов. М.: Соц.-полит. журнал,1996. С. 192.

2. Барииов В.А., Синельников A.B. Развитие организаций в конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 6. С. 3-13.

3. Гевальновский М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макро-уровневом измерении // РЭЖ. 1998. № 3. С. 67-77.

4. Гордецкий А., Лыкова Л. Конкуренция и монополия в экономике// Общественные науки. 1991. № 1. С. 32.

5. Горькова Т., Шаповалов Г. Стратегия конкурентной борьбы в предпринимательстве//Экономист.

1999. № 6. С. 66-73.

6. Скляревская Г.Н. "Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения" // Российская академия наук, Институт лингвистических исследований. СПб.: Изд-во "Фолио-Пресс", 2002.

7. Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учеб. пособие. М.: ИНФРА М, 1997.

8. Стародубовская И. От монополизма к конкуренции. М.: Политиздат. 1990. С. 174.

9. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. М.: Издательско-кни-готорговый центр "Маркетинг", 2002. 892 с.

Рождественский В.А., Миллер А.Е.

структурно-функциональное регулирование инновационно-технологических изменений предпринимательских структур

В условиях развития конкурентной среды, происходящей на фоне усиления институциональной неопределенности, успешное функционирование предпринимательских структур становится невозможным без разработки механизма устойчивого развития. Обеспечение устойчивого развития предпринимательских структур связано, как с оценкой существующей возможной их позиции на рынке, так и с оценкой процессов, связанных с оценкой внутренней и внешней экономической среды.

Оценка факторов, влияющих на развитие предпринимательских отношений, принятие мер и стратегических решений, направленных на

поддержание высокой конкурентоспособности, позволяет предпринимательской структуре уверенно чувствовать себя на рынке, привлекать новых клиентов, обеспечивать значительные темпы роста показателей выручки и прибыли, высокую рентабельность, изыскивать средства, необходимые для своевременной оплаты по кредитам, замены оборудования на более современное и продуктивное, внедрения передовых технологий, без чего не добиться успеха в условиях современной рыночной экономики.

С целью обеспечения устойчивости деятельности предпринимательских структур к быстро меняющимся условиям рыночной среды, необхо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.