Научная статья на тему 'Анализ субъектов взаимоотношений и оценка необходимости построения взаимоотношений в каналах сбыта'

Анализ субъектов взаимоотношений и оценка необходимости построения взаимоотношений в каналах сбыта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
417
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ (МВО) / КАНАЛЫ СБЫТА / СУБЪЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ КАНАЛОВ СБЫТА / RELATIONSHIP MARKETING / DISTRIBUTION CHANNELS / THE SUBJECTS OF RELATIONSHIPS / INTERACTION BETWEEN PARTICIPANTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Купбаева Г. С.

Рассмотрены предпосылки формирования взаимоотношений с посредниками и цели данных отношений как для компании производителя, так и для посредников. Актуализирована важность построения партнерских отношений для предприятия в каналах сбыта и особенности взаимодействия участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the subjects of relationships and assessment of the need to create the distribution channels relationships

The article describes the prerequisites for the formation of relationships with mediators and purposes of these relations for the manufacturer, as well as mediators. The importance of creation of distribution channels partnerships for enterprise and peculiarities of interaction between participants is updated.

Текст научной работы на тему «Анализ субъектов взаимоотношений и оценка необходимости построения взаимоотношений в каналах сбыта»

ЭКОНОМИКА

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 4. С. 234-237.

УДК 330 Г.С. Купбаева

АНАЛИЗ СУБЪЕКТОВ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И ОЦЕНКА НЕОБХОДИМОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КАНАЛАХ СБЫТА

Рассмотрены предпосылки формирования взаимоотношений с посредниками и цели данных отношений как для компании производителя, так и для посредников. Актуализирована важность построения партнерских отношений для предприятия в каналах сбыта и особенности взаимодействия участников.

Ключевые слова: маркетинг взаимоотношений (МВО), каналы сбыта, субъекты взаимоотношений, взаимодействие участников каналов сбыта.

По мере развития производства и потребления усложняется механизм их взаимодействия, что отражается на росте и усложнении рыночной инфраструктуры. В частности, развиваются отдельные фирмы, специализирующиеся не только на видах деятельности, связанных с доведением и реализацией продукции конечному потребителю, но и на отдельных функциях маркетинга. Это консультационные фирмы, исследовательские компании, информационные агентства и т.д. Чем выше степень их специализации, тем большее значение играет согласование их интересов и деятельности в системе связей, возникающих на рынке. А значит, установление взаимоотношений между субъектами рынка становится важным аспектом в деятельности любой компании.

В более ранних определениях суть маркетинга взаимоотношений (МВО) раскрывается через традиционные взаимоотношения в паре «поставщик -потребитель». В настоящее время ученые и практики рассматривают область действия МВО гораздо шире. Ученые и авторы выделяют разные субъекты МВО. Рассмотрим различные точки зрения по данному вопросу.

Необходимость развития и поддержания сотрудничества с поставщиками, наряду с государственными и общественными институтами, посредниками и персоналом, подчеркивают зарубежные [1; 2] и отечественные ученые [3].

Наиболее глубокому изучению подвергаются отношения в парах «поставщик - производитель», «производитель - торговое звено», взаимоотношения в каналах товародвижения, взаимоотношения с клиентами, взаимоотношения внутри производящей компании. Их можно классифицировать по-разному, что и происходит в научной деятельности. О.А. Третьяк в свою очередь предлагает анализировать их в единой цепочке связей хозяйствующих субъектов, возникающих в процессе производства и доведения товара до конечного потребителя, в цепочке взаимодействия производства и потребления.

Компании необходимо обеспечить конкурентные преимущества за пределами своей деятельности в цепочке создания стоимости поставщиками, дистрибьюторами, потребителями. Большинство компаний уже сотрудничает с избранными поставщиками и дистрибьюторами, для того чтобы сформировать совершенную систему отгрузки ценностей или сеть цепочки поставок.

Канал распределения является одним из элементов комплекса маркетинга («4Р»), роль которого заключается в обеспечении быстрого и беспрепятственного доступа потребителя к товару, чтобы он смог легко его купить. Понятие Place, или «место покупки-продажи товара», впервые было предложено Нейлом Борденом еще в конце 1940-х гг. Собственно, сам Нейл Борден и является автором концепции «4Р» [4]. В его классификации задач маркетолога к ведению Place относятся процедуры и установки, связанные со следующими параметрами: © Г. С. Купбаева, 2012

1) каналами, связывающими изготовителя и потребителей;

2) степенью избирательности в отношении оптовых и розничных продавцов;

3) стремление к сотрудничеству с торговлей.

Профессор Луис Стерн [5], ведущий исследователь каналов распределения, рассмотрел развитие стратегии дистрибуции с 1960 г. по 1990-е гг. На основе этого он описывает развитие тенденции, когда поставщики и дистрибьюторы будут рассматривать друг друга как стратегических партнеров, что в данный момент активнее всего наблюдается на рынке В2В.

В рассмотренной литературе нет четкого выделения предпосылок для установления взаимоотношений с посредниками, но это является крайне важным аспектом в рамках данного исследования, так как позволит более детально выделить цели создания партнерского взаимодействия с дистрибьюторской сетью. Представляется важным для начала выделить некоторые предпосылки формирования взаимоотношений с посредниками:

1. Перенос конкурентной борьбы в каналы распределения и точки продаж (при тенденции к стандартизации товаров и цен);

2. Переход от хаотичного сбыта к упорядоченной дистрибуции, формирование индивидуальной сбытовой политики;

3. Розничная торговля становится ближайшим к потребителю звеном, где происходит непосредственный контакт покупателя с товаром; и на данном этапе розничный посредник играет определяющую роль при выборе товара потребителем;

4. В стремлении получить и усилить си-нергетический эффект от взаимодействия;

5. Стремление к повышению качества управления и устранению неэффективности в товародвижении;

6. Стремление получить стратегические преимущества в сбыте или снабжении;

7. Необходимость в более прозрачной и долгосрочной системе связей с посредниками, стремление придать своим отношениям более упорядоченный, формализованный характер.

При рассмотрении предпосылок становится неоспоримым тот факт, что в современных условиях рынка переход на маркетинг взаимоотношений не только дает конкурентные преимущества, но и становится наиболее обоснованным способом ведения бизнеса с любыми видами посредников. На основе выделенных предпосылок необходимо обозначить цели создания взаимоотношений с посредниками.

Первоначально классифицируем стратегические цели налаживания взаимоотношений с посредниками. Автором были структурированы цели относительно компании-

производителя и его ожиданий от установления взаимоотношений с посредниками:

1. Финансовые цели:

- оптимизация затрат, связанных с распределением продукции;

- финансовая стабильность деятельности в меняющихся условиях рынка (расчет в оговоренные сроки и т. д.);

- получение дополнительной прибыли;

- устойчивая ценовая политика;

- увеличение оборачиваемости продукции;

2. Сбытовые цели:

- оптимизация системы сбыта;

- охват доли рынка;

- развитие рынков и поиск новых клиентов;

- продвижение продукции через сбытовые сети;

3. Управленческие цели:

- повышение качества управления (специализация: каждый участник выполняет свои функции);

- гибкая ассортиментная политика;

- разделение рисков, связанных с распределением продукции;

- формирование имиджа через сбытовой аппарат;

- расширение влияния фирмы на рынке;

4. Информационные цели:

- получение информации о рынке;

- получение информации о потребителе;

- получение информации о конкурентах;

5. Выполнение бизнес-идеи:

- выход на зарубежные рынки;

- расширение компании (налаживание новых выгодных контактов через посредников);

- получение исключительного права на продажу продукции в данной товарной категории и т. д.

Чаще всего компания, которая стремится установить долговременные взаимовыгодные отношения с посредниками, преследует несколько целей в своей деятельности. Либо при реализации первоначальной цели взаимоотношения переходят естественным образом на реализацию новых целей. В этом и заключается маркетинговый подход к управлению взаимоотношениями.

Тем не менее установление взаимоотношений выгодно не только производителю, но и посреднику. В связи с этим работа на принципах маркетинга взаимоотношений для посредников также преследует определенные цели. В изученной литературе нет четкого списка целей взаимодействия, поэтому при рассмотрении точек зрения различных авторов нами были выделены следующие цели установления взаимоотношений производителя с посредниками: общие, взаимосвязанные и индивидуальные. Рассмотрим их подробнее, начнем анализ с общих целей.

236

Г. С. Купбаева

Компания-производитель | Посредник

Общие цели Минимизация трансакционных издержек

Получение стратегических преимуществ в сбыте продукции

Распределение рисков и ответственности между партнерами по реализации продукции

Обеспечение стабильной деятельности в меняющихся условиях рынка

Взаимосвязанные цели Создание упорядоченной дистрибуции ^м- Выполнение заказов конечных потребителей с возможно —¡^ более высоким уровнем качества [6]

Расширение рынков сбыта —Оптимизация планирования, контроля и регулирования уровней запасов продукции [6]

Получение информации о реальном спросе на товар %— —^ Стабильный ассортимент

Индивидуальные цели Получение информации от оптовых компаний о конъюнктуре рынка, появлении новых товаров и услуг Получение бонусов и скидок от производителя на товары

Формирование устойчивой ценовой политики на производимый товар Возможность получения новых выгодных контактов через производителя

Легкий и быстрый выход на зарубежные рынки через посредника -

Цели взаимодействия на принципах маркетинга взаимоотношений

Минимизация трансакционных издержек заключается в том, что сокращаются издержки на поиск деловых партнеров, ведение переговоров, заключение контракта, обеспечение его выполнения, так как нет необходимости искать новых партнеров, когда налажены взаимоотношения с несколькими производителями. Получение стратегических преимуществ в сбыте продукции для производителя заключается в том, что созданная ценность товара для потребителя не искажается в системе распределения и выполняются условия поддержании единой товарной политики. Посредник в данном случае имеет приоритет в получении товара от производителя на условиях контракта и в определенные сроки. То есть он знает, что поставки будут осуществлены в установленные сроки и в установленном количестве в любых условиях рынка. Распределение рисков и ответственности между партнерами по реализации продукции по всей цепочке сбыта товара, связанных с транспортировкой, хранением и т. д. Цель, связанная с обеспечением стабильной деятельности в меняющихся условиях рынка, означает, что устанавливаются доверительные отношения между партнерами, что сокращает риск внезапных срывов в работе к минимуму (снижаются риски нереализации продукции, контроль хранения и т. д.).

Взаимосвязанные цели заключаются в том, что в процессе взаимодействия обеспечивается достижение своих целей через цели партнера (союзника). К ним относится создание упорядоченной дистрибуции со стороны производителя; используется в условиях, когда распределение продукции собственными силами компании является не только неэффективным, но и затратным. Со стороны посредника - это выполнение заказов конечных потребителей с возможно более высоким уровнем качества. То есть когда дистрибуция упорядочена и выстроены доверительные отношения, то произво-

дитель поставляет товар в оговоренные сроки, товар качественный, при необходимости с приложением инструкции использования и т. д. Через цель производителя - получение информации о реальном спросе на товар - обеспечивается цель посредника в стабильном ассортименте. Владея информацией о состоянии рынков сбыта, оптовые фирмы обеспечивают своих поставщиков сведениями о реальном потребительском спросе. Цель производителя - расширение рынков сбыта - позволяет оптимизировать планирование, контроль и регулирование уровней запасов продукции. Торговля через посредников (в большей степени оптовая) становится выгодной в ситуации необходимости расширения рынков сбыта товара и снижения издержек. Оптовые фирмы, с одной стороны, расширяют и исследуют новые и альтернативные источники приобретения продукции и тем самым углубляют связи с поставщиками. А с другой стороны, исследуя новые и расширяя старые рынки сбыта, оптовые дистрибьюторы выступают экспертами региональных рынков.

Индивидуальные цели участников взаимодействия обеспечиваются через определенные соглашения условий сотрудничества, договоры и т. д.

В процессе сотрудничества производитель и посредник должны согласовывать свои цели и вырабатывать совместные для наиболее продуктивного взаимодействия. Цели отдельных субъектов не должны доминировать над общими. Такого же мнения придерживается Т.И. Еременко [7], он указывает на то, что главным источником нестабильности отношений является существенное расхождение целей. И для того, чтобы предотвратить острый конфликт целей, интересы участников должны быть сбалансированы. Взаимодействие участников сбытовых каналов и производителей становится их конкурентным преимуществом в современных условиях рынка, если обеспечи-

вается согласованность и не возникает конфликтов. На основе целей взаимодействующих компаний строятся и все дальнейшие отношения, а следовательно, и виды взаимоотношений и программа налаживания взаимоотношений с посредниками.

Маркетинг взаимоотношений изменил отношения между предприятием-производителем и торговой сетью; сбытовой аппарат может многое сказать о производителе, так как его уровень определяет коммерческую эффективность деятельности последнего. Если сбытовики не заинтересовались товаром, то торговая сеть также не проявит к нему интереса, и производство данного товара очень скоро перестанет быть рентабельным. Если, напротив, сбытовикам товар не безразличен, то они сумеют убедить управляющего магазином, и потребители купят данный товар.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что к настоящему времени созданы все объективные условия для того, чтобы в каналах сбыта по-настоящему масштабно применять методы и принципы маркетинга взаимоотношений.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Иган Д. Маркетинг взаимоотношений. Анализ маркетинговых стратегий на основе взаимоотношений i уч. для студентов i пер. с англ. Е. Э. Лалаян. 2-е изд. М. i ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. б.

[2] Hargittai M. Маркетинг отношений и сетевая экономика // Society and Economy in Central and Eastern Europe. 2001. № 2.

[3] Савельев В. Маркетинг партнерских связей // Практический маркетинг. 2003. № 11. С. 19.

[4] Борден Н. Концепция маркетинг-микс // Классика маркетинга / ред. Б. Энис, К. Кокс, М. Мо-ква. СПб. i Питер, 2001. С. 529-539.

[5] Stern L. W., El-Ansary A. I, Brown J. R. Management in Marketing Channels. Englewood Cliffs, N.J.; Prentice-Hall, Inc., 1989.

[6] Козлов В. К. Старкова С. А. Коммерческая деятельность производственных предприятий. СПб. i Из-во СПбУЭВ, 1998. 150 с.

[7] Еременко Т. И. Развитие форм сетевого взаимодействия! опыт формирования конкурентных стратегических альянсов в российской экономике // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. № 3. С. 48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.