Научная статья на тему 'Анализ структуры затрат и инвестиций в проект мобильного ТВ'

Анализ структуры затрат и инвестиций в проект мобильного ТВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / СТРУКТУРА ЗАТРАТ / ЭКОНОМИКОМАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / MOBILE TV / COST STRUCTURE / ECONOMIC-MATHEMATICAL MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уманский Р. Ю., Сивицкий П. А.

Обозначаются основные проблемы организации провайдера мобильного цифрового телевидения и предлагают вариант их классификации. Рассматривается влияние различных факторов на стратегическое планирование в проекте. Приводится структура затрат как основа для формирования экономикоматематической модели оператора мобильного цифрового ТВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ структуры затрат и инвестиций в проект мобильного ТВ»

УДК 65

Р.Ю. Уманский, канд. экон. наук, доцент кафедры ОПАБУ, (499)1928554, rumanskiy@mail. ru ;

П.А. Сивицкий, MBA, аспирант кафедры ОПАБУ, p.sivitskiy@gmail.com, (Россия, Москва, МТУСИ)

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЗАТРАТ И ИНВЕСТИЦИЙ В ПРОЕКТ МОБИЛЬНОГО ТВ

Обозначаются основные проблемы организации провайдера мобильного цифрового телевидения и предлагают вариант их классификации. Рассматривается влияние различных факторов на стратегическое планирование в проекте. Приводится структура затрат как основа для формирования экономико-математической модели оператора мобильного цифрового ТВ.

Ключевые слова: мобильное телевидение, структура затрат, экономико-математическая модель.

Результаты анализа отрасли мобильного цифрового телевидения позволяют сделать вывод о необходимости ее рассмотрения как самостоятельной и независимой по ряду параметров от традиционного телевизионного вещания. Попытка представить сервисы мобильного вещания как «продолжение» услуги вещания на стационарные ТВ приемники сталкивается с рядом противоречий. В первую очередь следует учитывать, что все экономические модели предоставления «традиционных» телевизионных сервисов отличаются от «мобильных» абонентскими устройствами, во вторую — местом, временем и длительностью потребления, а также способами взаимодействия с пользователями. Необходимо четко понимать, что потенциал интерактивного взаимодействия в мобильном цифровом вещании находится на качественно новом уровне вследствие персонификации просмотра контента и использования личного абонентского терминала.

Анализ современного состояния и тенденций развития цифрового мобильного телевидения позволил выделить ряд основных проблем с которыми сталки-вается эта отрасль [1, 2]. Эти проблемы, по мнению авторов, можно разделить на три категории: стратегические, технические и коммерческо-экономические. Данная классификация характерна для большинства новых формирующихся рынков, к которым по всем признакам относится и мобильное цифровое телевидение.

Стратегические проблемы, влияющие на развитие мобильного цифрового телевидения, — это группа вопросов, решение которых определяет развитие всей отрасли на глобальном и федеральном уровнях. Решение этих вопросов не относится к компетенции отдельного оператора услуг, а определяется государственной политикой и объективными экономическими законами. Коммерческие операторы во всех странах привлекаются к обсуждению вопросов по развитию отраслей, в которых работают, но конечное решение принимается государством. Целью вмешательства государства в решение этих проблем является соблюдение интересов

всех заинтересованных лиц, среди которых в первую очередь должны рассматриваться интересы большинства населения. Это особенно актуально ддя телевизионной отрасли, так как помимо экономической эффективности использования общественных ресурсов, таких, как ограниченный спектр частот, телевидение осуществляет общественно информационную и просветительскую функции.

Технические проблемы — это совокупность вопросов, связанная с появлением и распространением новых технологий, использование их на территории страны. В группе «Технических» факторов, влияющих на развитие мобильного цифрового вещания, можно выделить несколько подгрупп, а именно: «Технологии и стандарты» и «Технологические».

К группе проблем «Технологии и и Стандарты» авторы относят вопросы, связанные с выбором стандартов, поддержку их производителями и реализацию услуг на основе существующих и разрабатываемых протоколов. «Технологические» проблемы включают в себя вопросы, связанные с практической реализацией сетей телевизионного вещания, требующих наличия развитой телекоммуникационной инфраструктуры для размещения передатчиков, станций приема, формирования и распространения программ вещания.

Коммерческо-экономические проблемы — наиболее обширная категория, охватывающая взаимодействие всех участников рынка при создании, предоставлении, потреблении и изменении услуг в новом формирующемся сегменте телекоммуникационной отрасли.

В данной группе проблем авторы выделяют две категории: «Коммерческие» и «Экономические».

«Коммерческая» группа содержит вопросы реализации бизнес стратегии на рынке, привлечения абонентов, формирования спроса на услугу мобильное ТВ и т. д. «Экономические» проблемы включают вопросы анализа структуры затрат и инвестиций при реализации проекта, оценки рисков и экономической эффективности.

Структурирование проблем не стоит воспринимать как выделение и изоляцию их друг от друга. Например, авторы включают проблему анализа структуры затрат и инвестиций в группу экономических, но сами затраты формируются исходя из определенных функциональных стратегий и их реализаций.

Описанные выше группы проблем и предложенная их классификация показана на рис. 1.

Решение проблем в обозначенных категориях находит свое отражение в миссии, корпоративной стратегии предприятия и, как следствие, в бизнес-стратегии, определяющей продукт «Мобильное ТВ».

Определение бизнес-стратегии оператора мобильного цифрового ТВ позволяет сформировать входные данные для экономико-математической модели, отражающей современное состояние и тенденции развития в отрасли, специфику конкретного рынка и факторов, влияющих на реализацию проекта, что в свою очередь позволит провести оценку экономической эффективности и оптимизацию отдельных функциональных стратегий. Все это подтверждает актуальность задачи формирования бизнес-стратегии. Без ее четкого определения невозможно провести актуализацию экономико-математической модели оператора в конкретном проекте. Разработка экономико-математической модели является актуальной задачей с учетом глобального перехода на цифровые стандарты телерадиовещания в мире и реализации программ развития телерадиовещания в России.

Рис. 1. Классификация проблем развития мобильного цифрового телевидения

Рис. 2. Использование экономико-математической модели для оценки эффективности оператора «Мобильного ТВ»

Объем статьи не позволяет подробно остановиться на описании процесса формулирования отдельных функциональных стратегий проекта мобильного ТВ, этому посвящена работа [7].

Сеть мобильного ТВ — технически сложный проект, требующий больших капитальных затрат, точный расчет которых поможет охарактеризовать экономический потенциал строительства сети вещания и целесообразность проекта.

Инвестиционный проект создания сети телевизионного вещания для предоставления услуги «Мобильное ТВ» должен учитывать все аспекты проектирования, развертывания, интеграции и эксплуатации. На первых этапах наибольшие инвестиции требуются в капитальные затраты, включая затраты на закупку оборудования и строительство объектов связи. В то же время с ростом коэффициента использования сети будут расти операционные расходы, которые в итоге займут большую долю в структуре совокупной стоимости сети.

Оценка структуры затрат и инвестиций в проект реализации продукта «Мобильное ТВ» наиболее эффективно выполнить методом оценки структуры капитальных (CAPEX) и операционных (OPEX) затрат. Этот подход к оценке структуры затрат и инвестиций получил максимальное распространение.

Капитальные расходы (англ. CAPital Expenditure, CAPEX) — капитал, который используется компаниями для приобретения или модернизации физических активов (жилой и промышленной недвижимости, оборудования, технологий). Капитальные расходы представляют собой инвестиционную деятель-

ность предприятия, вложения в покупку оборудования, зданий и сооружений, строительство и т. п.

Операционные затраты или операционные расходы (англ. OPEX, сокр. от operating expense, operating expenditure, operational expense, operational expenditure) — повседневные затраты компании для ведения бизнеса, производства продуктов и услуг.

Авторы выделяют следующие основные области инвестиционных вложений в сети мобильного ТВ:

Капитальные затраты (CAPEX)

Сеть телевизионных передатчиков. Включает в себя оборудование базовых станций, передающих сформированный пакет каналов на абонентские терминалы пользователей. Кроме оборудования организации вещания, эти затраты включают затраты на строительство, аренду и модернизацию инфраструктуры необходимой для размещения передатчиков.

Транспортная сеть доставки контента до ТВ передатчиков. Структура сети цифрового телевизионного вещания позволяет формировать сигнал трансляции в едином центре сети — Головной станции (Head-End). Для передачи сформированного сигнала могут использоваться каналы различной физической природы. При больших территориях охвата сетей вещания и слабом проникновении телекоммуникационных сетей на этих территориях наиболее экономически выгодным является использования спутниковых каналов передачи данных, иначе могут быть использованы наземные каналы, организованные к каждой базовой станции индивидуально.

Головная станция формирования пакета трансляции. Как уже говорилось ранее, формирование контента предоставляемого пользователю производится на головной станции (ГС) в ее состав входит оборудование преобразования, хранения и формирования сигнала в необходимом формате.

Система приема контента у вещателей. Организация каналов передачи данных с телеканалами, студиями, собственными медиа производствами и т. д.

ИТ-инфрасруктура. Расходы, включающие организацию основы для развертывания систем мониторинга, управления, эксплуатации и обеспечения работы сети вещания.

Система безопасности и контроля доступа. Распределенная архитектура организации сетей цифрового телевизионного вещания требует организации системы контроля доступа к объектам, видеонаблюдения, охранной пожарной сигнализации.

Биллинговая система. Тарификация услуг обеспечивается биллинговой системой, она должна обеспечивать возможность реализации услуги.

Системы OSS, BSS. Созданная ИТ-инфраструктура должна иметь возможность развертывания систем мониторинга, инвентори, CRM, HelpDesk, ServiceDesk и т. д.

Затраты на организацию бизнеса. В зависимости от страны реализации проекта мобильного ТВ могут потребоваться различные расходы на получение частот, лицензий и других необходимых ресурсов для начала предоставления услуг. В зависимости от страны данные условия сильно разнятся. Авторы рассматривают эти затраты как 0 ив случае непосредственного применения модели в конкретном проекте предлагают рассматривать эти затраты отдельно, что позволяет сделать модель наиболее универсальной.

Затраты на реализацию услуги. Необходимые затраты на реализацию услуги, включая интеграцию различных компонентов сети между собой и обеспечение требуемых уровней обслуживания во всех взаимодействующих системах. В данные затраты следует также отнести затраты на исследование рынка, формирование бренда, разработку системного проекта и т. д.

Операционные расходы (OPEX)

Затраты на эксплуатацию и обслуживание сети. Затраты на проведения регламентного обслуживания, обеспечение требуемых условий эксплуатации оборудования.

Затраты на персонал. Включают в себя фонд оплаты труда.

Аренда ресурсов. Затраты на аренду необходимых ресурсов, таких, как площадки для размещения оборудования, аренда каналов связи и т. д.

Лицензионные платежи. Отчисления за право использования контента сторонних производителей, вещание телевизионных каналов в своей сети.

Рекламные и маркетинговые расходы. Затраты на привлечение абонентов, формирование спроса и продвижение бренда.

Административные расходы. Расходы на обеспечение требуемых условий труда персонала, работы офисов и т. д.

Минимизация рисков. Затраты на страхование и минимизацию рисков.

Затраты на электроэнергию.

Общие капитальные затраты вычисляются по формуле:

CAPEX = C broadcast net + C transport net + C head-end + C content receive + C it-infrastructure + C site-security + C it-systems + C start-up + C development.

Рассмотрим примеры формирования отдельных статей капитальных и операционных затрат.

Затраты на сеть вещания вычисляются по формуле:

C broadcast net = Cbsi * Nl + Cbs2 * N2 + ... + Cbsn * Nn,

где Cbsi, ..., Cbsn — капитальные затраты на организацию передатчика различных типов. Тип передатчика определяется набором его характеристик, а

193

именно: его мощностью, местом и способом размещения, типом и производителем используемого оборудования. Следует отметить, что увеличение типов передатчиков ведет к увеличению затрат на их эксплуатацию Oexpluatation; N1, ..., Nn — количество передатчиков различных типов.

Затраты на сеть доставки вещаемого контента до передатчиков вычисляются по формуле:

C transport net= Csat-start + Csat-bs * Nsat-bs + (Cs2s-start + Cs2s-bs)* Ns2s-bs, где Csat-start — начальный платеж за организацию спутникового канала связи; Csat-bs — стоимость каналообразующего спутникового оборудования необходимого для установки на площадке передатчика; Nsat-bs — количество передатчиков, требующих организации спутникового канала; Cs2s-start — начальный платеж за организацию наземного канала связи; Cs2s-bs — стоимость каналообразующего оборудования, необходимого для установки на площадке передатчика; Ns2s-bs — количество передатчиков, требующих организации наземных каналов.

Таблица 1

Структура затрат на создание оператора мобильного ТВ

Тип затрат Затраты Условное обозначение

Сеть телевизионных передатчиков C broadcast net

Сеть доставки контента до передатчиков C transport net

Головная станция формирования пакета трансляции. C head-end

Система приема контента C content receive

CAPEX ИТ-инфраструктура C it-infrastructure

Система безопастности и контроля доступа C site-security

Системы OSS, BSS C it-systems

Организация бизнеса C start-up

Реализация услуги C development

Эксплуатация и обслуживание сети O expluatation

Заработная плата O staff

Аренда ресурсов O rent

OPEX Лицензионные платежи O license

Рекламные и маркетинговые расходы O marketing

Административные расходы O g&a

Затраты на электроэнергию O energy

Затраты на заработную плату в год, определяются как

O staff = 12*(ЗПср + 3nbonus + 3ntax)*NrnxaT,

где ЗПср — средняя заработная плата; 3nbonus — среднии процент премиальных; 3ntax — средняя величина подоходного налога на одного работника в месяц; NmTaT — количество штатных сотрудников.

Величина административных расходов:

O g&a = O staff* 0,01,

так как в среднем административные и общие расходы составляют 1 % от фонда оплаты труда.

Понимание структуры затрат и механизма формирования каждой статьи этих затрат позволит перейти к параметрическому анализу экономике-математической модели. Выделив в качестве переменных (входных) параметров модели параметры, определяемые функциональными стратегиями.

Библиографический список

1. «Mobile television in Europe. State of the art and current regulatory issues», European Platform of Regulatory Authorities materials. URL: www.epra.org.

2. «Television on a handheld receiver — broadcasting with DVB-H». URL: www.digitag.org.

3. Серов A.B. Эфирное цифровое телевидение DVB-T/H. СПб.: БХВ-Петербург, 2010.

4. Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы: Целевая государственная программа.

5. Виханский О.С. Стратегическое управление. Изд-во Экономистъ, 2008.

296 с.

6. Кэмпбел Д. и др. Стратегический менеджмент. М.: Проспект, 2003.

7. Сивицкий П.А. Выпускная квалификационная работа по программе профессиональной переподготовки менеджеров высшего уровня «Мастер делового администрирования, МВА», «Повышение эффективности инвестиционного проекта на примере провайдера цифрового мобильного телевидения», 2011.

R.Y. Umanskiy, P.A. Sivitskiy

The article represents the major problems of the organization provider of mobile digital TV and offers the option of classifying them. Influence of various factors on the strategic planning of the project was examined. The authors' presents structure of costs as the basis for the formation of economic-mathematical model of the mobile TV operator.

Keywords: mobile TV, cost structure, economic-mathematical model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.