Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ КОМПОНЕНТОВ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ'

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ КОМПОНЕНТОВ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
улучшение качества / граф / гипотезы / эффективность / quality improvement / graph / hypotheses / efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тур Альбина Сергеевна

В статье проанализированы основные взаимодействующие компоненты системы менеджмента организационной деятельности в виде гипотез, которые представлены с использованием свободного программного обеспечения. Радиоэлектронная отрасль функционирует в стремительно меняющихся условиях жесткой конкуренции под влиянием геополитической ситуации в мире, где приоритетом выступает качество, взаимодействие систем, надежность в довольно сложной схеме поставок. В работе исследованы модули системы менеджмента качества с применением концептуального подхода и их взаимодействие в организационной деятельности предприятия. Структура взаимодействующих элементов представлена в виде графа, описанного на языке DOT.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тур Альбина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE STRUCTURE OF INTERACTING COMPONENTS OF THE ORGANIZATIONAL PERFORMANCE MANAGEMENT SYSTEM USING FREE SOFTWARE

The article analyzes the main interacting components of the organizational quality management system in the form of hypotheses, which are presented using free software. The radioelectronic industry functions in rapidly changing conditions of tough competition under the influence of the geopolitical situation in the world, where the priority is quality, interaction of systems, reliability in a rather complex supply chain. The paper studies the modules of the quality management system using the conceptual approach and their interaction in the organizational activity of the enterprise. The structure of interacting elements is presented in the form of a graph described in the DOT language.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ КОМПОНЕНТОВ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

Известия ТулГУ. Технические науки. 2024. Вып. 4

УДК 330.131.7

DOI: 10.24412/2071-6168-2024-4-10-11

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ КОМПОНЕНТОВ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

А.С. Тур

В статье проанализированы основные взаимодействующие компоненты системы менеджмента организационной деятельности в виде гипотез, которые представлены с использованием свободного программного обеспечения. Радиоэлектронная отрасль функционирует в стремительно меняющихся условиях жесткой конкуренции под влиянием геополитической ситуации в мире, где приоритетом выступает качество, взаимодействие систем, надежность в довольно сложной схеме поставок. В работе исследованы модули системы менеджмента качества с применением концептуального подхода и их взаимодействие в организационной деятельности предприятия. Структура взаимодействующих элементов представлена в виде графа, описанного на языке DOT. Ключевые слова: улучшение качества, граф, гипотезы, эффективность.

Радиоэлектронная промышленность отличается высокой степенью взаимосвязанности и сложности производственных операций, характеризующихся гибкостью, производительностью, надежностью, своевременной доставкой компонентов и высоким качеством. Эта отрасль функционирует в быстро изменяющихся условиях жесткой конкуренции, где приоритетом выступает качество, взаимодействие систем, надежность в довольно сложной схеме поставок. Радиоэлектронная промышленность осуществляет свою деятельность в широкомасштабных сетях поставок, характеризующихся своей сложностью, потому как компоненты характеризуются высокой стоимостью. Поставки оригинальных радиоэлектронных компонентов от проверенных производителей могут осуществляться из разных точек мира.

В работе проведен анализ основных взаимодействующих компонентов системы менеджмента организационной деятельности с применением свободного программного обеспечения, влияющих на маркетинговые показатели и финансовую эффективность на предприятии.

На рис. 1 представлены общие гипотезы о взаимосвязях между различными компонентами системы качества, называемыми модулями. Поскольку конечным результатом декомпозиции является некий ориентированный или неориентированный граф, наиболее логичным в данном случае будет использовать свободное программное обеспечение (СПО) Graphviz [1, 2]. Подробные гипотезы о взаимосвязи между отдельными конструкциями системы менеджмента также обозначены пунктирными стрелками на том же рисунке.

На языке DOT этот рисунок выглядит следующим образом [3, 4]:

digraph G {

resize=auto;

charset="utf8";

node [fontname="Times New Roman"]; rankdir=TB; nodesep=0.5; edge [ constraint=false]; node [shape="box"] subgraph cluster_0 { label = "Руководство"; style="dashed"; a0 [Шв^Руководство"]

style=filled; color=lightgrey;

}

subgraph cluster_1 { label = "Культурные\шлементы"; style="dashed";

b0 [Шв^'Изучение и\г1командная работа"] b1 [Ш^^Коммуникации и^сотрудничество"] b2 [Ш^^Система^управления^ерсоналом"] b0 -> b2 b1 -> b2 b1 -> b0

}

a0 -> b0,b1,b2 subgraph cluster_2 {

label = "Системы оперативной поддержки"; style="dashed";

c0 [label= "Клиентоориентированность"] c1 [Шв^Управление^оставщиками"] c2 [label= "Процедуры\nсистемы\nкачества"] c3 [label="Обмен\nрабочей\nинформацией"] c4 [label="Распространение\nответственности\nза качество"]

style=filled; color=lightgrey;

}

a0 -> c0,c1,c2,c3,c4 b0 -> c0,c1,c2,c3 b1 -> c0,c1,c2,c3,c4 b2 -> c0,c1,c2,c3,c4 subgraph cluster_3 {

label = "Контроль и\псовершенствование\ппроцессов"; style="dashed";

d0 [label="Контроль и\псовершенствование\ппроцессов"]

}

a0 -> d0 b0 -> d0 b1 -> d0 b2 -> d0 c0 -> d0 c1 -> d0 c2 -> d0 c3 -> d0 c4 -> d0

subgraph cluster_4 {

label = "Операционная\пэффективность"; style="dashed";

e0 [Шв^Операционная^активность^основанная^а времени"] e1 [label="Удовлетворенность\nклиентов"] e2 [Шв^Операционная^активность^связанная^с затратами"] e0 -> e1 e2 -> e1

style=filled; color=lightgrey;

}

a0 -> e0,e2 b0 -> e0,e2 b1 -> e0,e2 b2 -> e0,e2 c0 -> e0,e1,e2 c1 -> e0,e1,e2 c2 -> e0,e1,e2 c3 -> e0,e1,e2 c4 -> e0,e1,e2 d0 -> e0,e1 subgraph cluster_5 { label = "Бизнес-результаты"; style="dashed";

f0 [label="Финансовая\nэффективность"] f1 [label="Маркетинговые\nпоказатели"] f1 -> f0

}

d0 -> f0,f1 e0 -> f0,f1 e1 -> f0,f1 e2 -> f0,f1

a0 -> b1 [ constraint=true style=invis ]; b1 -> c2 [ constraint=true style=invis ]; c2 -> d0 [ constraint=true style=invis ]; d0 -> e1 [ constraint=true style=invis ]; e1 -> f0 [ constraint=true style=invis ];

}

Руководство предприятия оказывает прямое влияние на отношения между сотрудниками и это может способствовать как укреплению взаимосвязей между подразделениями, так и влиять в негативном ключе [5]. Своевременная поддержка руководителей, обеспечение комфортной среды в коллективе, предоставление ресурсов мотивирует персонал на достижение высоких показателей, путем слаженной командной работы. Соответственно, гипотеза 1 разрабатывается следующим образом: H1. Элементы культуры напрямую связаны с лидерством высшего руководства.

Функционирование системы менеджмента зависит от качества работы как руководства, так и других сотрудников предприятия. Система менеджмента подкрепляется слаженной работой в команде и обучением качеству. Для улучшения деятельности на предприятии структура системы менеджмента подразумевает ориентацию на потребителя, своевременный обмен информацией, процедуры, ответственность на владельцах всех процессов и управление поставками. Благодаря вовлечению всех сотрудников в общие цели и приверженности руководства, успешно реализуется контроль за процессами и их совершенствование [6].

Руководство

Руководство

Рис. 1. Анализ основных взаимодействующих компонентов системы качества организационной

деятель ности

В результате вторая и третья группы гипотез сформулированы следующим образом:

H2. Системы оперативной поддержки напрямую связаны с элементами культуры и лидерством высшего руководства.

H3. Лидерство руководства напрямую влияет на контроль за процессами и их совершенствование, не меньшее воздействие оказывают культурные элементы и операционная поддержка или операционный менеджмент. В совокупности управление качеством процессов влияет на показатели и результаты деятельности предприятия, играет немаловажную роль в удовлетворенности клиентов конечным продуктом и воздействует на эффективность работы [7-9].

H4. Операционная эффективность напрямую связана с контролем и совершенствованием процессов, системами операционной поддержки, элементами культуры и лидерством высшего руководства.

H5. Бизнес-результаты напрямую связаны с операционной эффективностью и контролем, и совершенствованием процессов.

Система менеджмента в электронной отрасли состоит из четырех основных модулей: лидерство, культурные элементы, системы операционной поддержки, контроль и улучшение процессов [10-11]. Контроль и совершенствование процессов важны для того, чтобы организация продолжала работать эффективно в условиях динамичного развития отрасли. Максимальное взаимодействие всех модулей системы приводит к повышению эффективности и достижению высоких бизнес-результатов.

Список литературы

1. Марсавин В.В. Применение теории графов для моделирования систем менеджмента (на примере модели метрологического обеспечения производства) // Актуальные проблемы менеджмента качества, стандартизации и метрологии: сб. докладов VIII Всеросс. науч.-практ. Интернет-конф., 15 января 2021 года. Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, 2021. С. 117-121.

2. Сташков Е.А. Анализ задачи достижения консенсуса для ориентированных графов в дискретном времени // Процессы управления и устойчивость. 2021. Т. 8. № 1. С. 473-477.

3. Тушавин В.А., Фролова Е.А., Тур А.С. Методика визуализации комплексного показателя качества с использованием свободного программного обеспечения // Инновационное приборостроение. 2023. Т. 2, № 6. С. 52-57.

4. Graphviz [Электронный ресурс] URL: https://graphviz.org (дата обращения: 12.04.2024).

5. Фадеева Ю.В., Фадеева Э.В. Роль лидерства и корпоративной культуры на принятие эффективного управленческого решения // Актуальные вопросы экономики и управления на современном этапе развития общества. Сб. докладов V междунар. науч.-практ. интернет-конф., 22 мая 2019 года. Тула: Автономная некоммерческая организация высшего образования Институт законоведения и управления ВПА. 2019. С. 374-378.

6. Yeung А.С.Ь., Cheng T.C.E. An Empirical Model for Managing Quality in the Electronics Industry // Production and Operations Management. 2005. Vol. № 2. P. 189-204.

7. Rosenzweig E.D., Roth A. V. Towards a theory of competitive progression: Evidence from high-tech manufacturing // Production and Operations Management. 2004. Vol. 13. Issue 4. P. 354-368.

8. Shah R., Ward P.T. Lean manufacturing: Context, practice bundles, and performance // Journal of Operations Management. 2003. Vol. 21, Issue 2. Р. 129-149.

9. Antsev V.Y., Vitchuk N.A., Miroshnikov V.V. Improvement in production process for pipelines manufacturing based on quality management method // Procedia Engineering, 2017. 206. pp. 950-957.

10. Кулева Н.И., Степанов А.С., Старостин А.В. Совершенствование системы менеджмента качества малых предприятий // Известия Тульского государственного университет. Технические науки. 2023. Вып. 12. С. 55-57.

11. Григорьянц А.М. Система менеджмента качества: принципы и необходимость внедрения // Образование. Наука. Производство: XIII Международный молодежный форум, 08-09 октября 2021 года. Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова. 2021. С. 2143-2146.

Тур Альбина Сергеевна, старший преподаватель, liona1996@yandex. ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

ANALYSIS OF THE STRUCTURE OF INTERACTING COMPONENTS OF THE ORGANIZATIONAL PERFORMANCE

MANAGEMENT SYSTEM USING FREE SOFTWARE

A.S. Tur

The article analyzes the main interacting components of the organizational quality management system in the form of hypotheses, which are presented using free software. The radioelectronic industry functions in rapidly changing conditions of tough competition under the influence of the geopolitical situation in the world, where the priority is quality, interaction of systems, reliability in a rather complex supply chain. The paper studies the modules of the quality management system using the conceptual approach and their interaction in the organizational activity of the enterprise. The structure of interacting elements is presented in the form of a graph described in the DOT language.

Key words: quality improvement, graph, hypotheses, efficiency.

Tur Albina Sergeevna, senior lecturer, liona1996@yandex. ru, Russia, Saint-Petersburg, State University of Aerospace Instrumentation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.