Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ТОВАРНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ КОЖГАЛАНТЕРЕИ'

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ТОВАРНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ КОЖГАЛАНТЕРЕИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

482
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ ТОРГОВОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ / РЫНОК КОЖГАЛАНТЕРЕИ / СЕЗОННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Ю. А.

В статье описана структура российского рынка кожгалантерейных изделий. Особое внимание уделено анализу структуры импорта по странам и категориям. Проведен анализ сезонности импорта кожгалантерейных изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ТОВАРНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ КОЖГАЛАНТЕРЕИ»

Петрова Ю. А.1

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ТОВАРНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ КОЖГАЛАНТЕРЕИ

Аннотация. В статье описана структура российского рынка кожгаланте-рейных изделий. Особое внимание уделено анализу структуры импорта по странам и категориям. Проведен анализ сезонности импорта кожгалантерей-ных изделий.

Ключевые слова: анализ торгового предложения, рынок кожгалантереи, сезонность.

Товарное предложение на рынке кожгалантереи это масса товаров определенного качества, предлагаемых на продажу. На рынке кожгалантереи объем и структура предложения определяются объемом выпуска ассортиментом и качеством товаров. [2]

В данном исследовании в кожгалантерею включены изделия, носимые в кармане или в сумке, а также крупногабаритные вещи; аксессуары одежды; портфели, кейсы, сумки, рюкзаки для деловых бумаг; школьные ранцы; сумки прочие; сумки различного назначения; сумки с плечевым ремнем и без ремня, без ручек; чемоданы.

На рынке кожгалантереи сложилась импортоориентированная модель, так по данным аналитиков Index Box доля импорта на рынке кожгалантерей-ных изделий стабильно превышает 70%. [3]

Рассмотрим подробно изменение импорта и экспорта в товарном предложении. Информация представлена в таблице 1. Для расчета объемов импорта и экспорта использовались базы данных ФТС РФ [4]. За период с 2013 по 2017 годы импорт кожгалантереи в Россию составил в натуральном выражении 221 610 тыс. тонн. Большая доля импорта пришлась на 2013 год и составила 28% или 62 090 тонн. В стоимостном выражении импорт за период с 2013 по 2017годы составил 3 392 млн. долл. Большая доля экспорта также пришлась на 2013 год и составила 28% или 961 млн. долл. Для данных групп товаров объем экспорта незначителен по сравнению с объемом импорта.

1 Петрова Юлия Андреевна — магистрант АНО ВО «Московский гуманитарный университет».

204

Таблица 1

Показатели объема импорта и экспорта по рынку кожгалантереи за период с 2013 по 2017 годы

Год Импорт, В % к Итогу Экспорт, изо В % к Итогу Импорт, шт. В % к Итогу Экспорт, шт. В % к Итогу Импорт, тонн. В % к Итогу Экспорт, тонн. В % к Итогу

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

2013 960 894 356 28% 24 825 422 17% 185 781 925 22% 2 794 642 17% 62 090 28% 772 14%

2014 806 106 162 24% 34 456 523 23% 175 385 619 21% 3 329 987 21% 55 208 25% 1 055 20%

2015 521 104 408 15°% 26 428 876 18% 128 496 025 16% 3 068 375 19% 39 349 18% 1 178 22%

2016 487 580 157 14°% 30 399 782 20% 103 717 279 13% 2 819 027 18% 26 814 12% 1 054 20%

2017 616 631 383 18% 32 598 636 22% 232 885 568 28% 4 008 297 25% 38 149 17% 1 296 24%

Итого 3 392 316 465 100% 148 709 239 100% 826 266 416 100% 16 020 328 100% 221 610 100% г 5 355 100%

Рассмотрим изменения в динамике импорта представленные в таблице 2. В стоимостном выражении объем импорта снижается с 2014 по 2016 годы. В 2017 году объем импорта в стоимостном выражении по отношению к 2016 году показывает рост на 26%. Несмотря на это базисные темпы прироста в стоимостном и в натуральном выражении показывают значительное снижение на 35,83% и 38,56% соответственно. Такое значительное падение импорта в период с 2014 по 2017 год связано в первую очередь с увеличением курса доллара.

Таблица 2

Темпы прироста импорта на цепной и базисной основе за 2013-2017 гг.

Годы Импорт, USD Темпы прироста, % Импорт, шт. Темпы прироста, % Импорт, тонн. Темпы прироста, %

базисные цепные базисные цепные базисные цепные

2013 960 894 356 100% 100% 185 781 925 100% 100% 62 090 100% 100%

2014 806 106 162 -16% -16% 175 385 619 -6% -6% 55 208 -11% -11%

2015 521 104 408 -46% -35% 128 496 025 -31% -27% 39 349 -37% -29%

2016 487 580 157 -49% -6% 103 717 279 -44% -19% 26 814 -57% -32%

2017 616 631 383 -36% 26% 232 885 568 25% 125% 38 149 -39% 42%

Рассмотрим изменения произошедшие в динамике экспорта, представленные в таблице 3. Базисные темпы прироста объема импорта в стоимостном и натуральном выражении положительные на протяжении всего описываемого периода. Что касается цепных темпов прироста, то объем эксперта растет в стоимостном выражении во всех периодах, кроме 2015 года. Цепные темпы прироста экспорта в штуках положительные за все периоды, кроме 2015 и 2016 годов, наблюдаются некоторые тенденции снижения цепных темпов прироста экспорта в тоннах положительные во всех периодах кроме 2016 года.

Таблица 3

Темпы прироста экспорта на цепной и базисной основе за 2017-2017 гг.

Годы Экспорт, USD Темпы прироста, % Экспорт, шт. Темпы прироста, % Экспорт, тонн. Темпы прироста, %

базисные цепные базисные цепные базисные цепные

2013 24 825 422 100% 100% 2794642 100% 100% 772 100% 100%

2014 34 456523 39% 39% 3329987 19% 19% 1 055 37% 37%

2015 26 428 876 6%% -23% 3068375 10% -8% 1 178 53% 12%

2016 30 399 782 22% 15% 2819027 1% -8% 1 054 37% -11%

2017 32 598 636 31%% 7% 4 008 297 43% 42% 1 296 68% 23%

На рынке кожгалантереи в объеме предложения преобладает импорт. Рассмотрим структуру импорта и долю сран-импортеров преобладающих в предложении.

Доля первых 10 стран по объему импорта составляет более 90% от совокупного объема импорта. В перечень 10 стран по объему импорта в стоимостном выражении за период с 2013 по 2017 годы входят: Китай, Италия, Франция, Вьетнам, Южная Корея, Индия, Индонезия, Испания, Беларусь, США. Первое место по объему импорта занимает Китай, его совокупная доля за рассматриваемый период составила 69% от совокупного объема импорта. На втором месте Италия ее совокупная доля за рассматриваемый период составила 14% от совокупного объема импорта за аналогичной период.

В таблице 4 показано значительное уменьшение доли импорта из Китая с 75% в 2013 году до 64% в 2017 году. За период с 2013 по 2016 годы наблюдается существенное падение объема импорта из Китая. Оно гораздо выше, чем падение в среднем по топ 10 стран. Наоборот Италия, Франция, Вьетнам и Индия увеличили свою долю в импорте за рассматриваемый период. Значительно выросла доля импорта из Италии с 11% до 17%.

Рост оборота продукции среднего и высокого ценового сегмента обусловлен стремлением потребителей приобрести более качественную и проверенную продукцию, а также увеличением частоты покупок в больших магазинах и торговых центрах.

Топ 10 стран по импорту товаров кожгалантереи по годам за 2013-2017 гг.

Страна Объем импорта, млн. руб. Итого, млн $ % в итоге млн $

2013 в % от итого 2014 в % от итого 2015 в % от итого 2016 в % от итого 2017 в % от итого

Китай 683 75% 550 72% 331 68% 265 59% 366 64% 2198 69%

Италия 98 11% 96 13% 71 15% 90 20% 98 17% 453 14%

Франция 40 4% 36 5% 24 5% 29 6% 31 5% 160 5%

Вьетнам 26 3% 34 4% 30 6% 31 7% 32 6% 153 5%

Южная Корея 23 2% 12 2% 5 1% 2 1% 6 1% 48 2%

Индия 8 1% 9 1% 7 1% 7 2% 10 2% 40 1%

Индонезия 9 1% 8 1% 6 1% 7 1% 7 1% 36 1%

Испания 8 1% 7 1% 5 1% 6 1% 7 1% 34 1%

Беларусь 9 1% 6 1% 3 1% 4 1% 7 1% 29 1%

США 6 1% 4 0% 3 1% 5 1% 4 1% 23 1%

Итого, млн $: 909 100% 761 100% г 484 100% г 445 100% 568 100% 3172 100%

Рассмотрим структура импорта по годам и товарным группам представленные в таблице 5. В структуре импорта основную долю 32% составляют сумки из пластмассы или текстильных материалов. Объемы импорта по всем категориям товаров нестабильны и незначительно изменяются ежегодно. Высока совокупная доля дамских сумок 41%, состоящая из сумки дамские из натуральной, композиционной или лаковой кожи и сумок дамских из листов полимерных или текстильных материалов.

Структура импорта по группам товаров кожгалантереи за 2013-2017 гг.

Группа товара Обхем экспорта, млн. руб. Итого % группы товара в итоге

2013 2014 2 015 2016 2017

08 420211: са квояжи, чемода ны, сумки из натуральной кожи или из композиционной кожи 25,3 15,9 8,5 9,1 10,9 69,7 2%

08 420212: саквояжи, чемоданы, сумки, портфели из пластмассы или текстиля 110,0 86,0 43,6 53,7 64,5 357,8 11%

08 420219: прочие саквояжи, чемоданы, сумки, портфели, ра нцы и др. 8,8 3,5 1,7 1,9 2,5 18,4 1%

08 420221: сумки дамские из натуральной, композиционной или лаковой кожи 138,0 144,0 106,0 115,0 139,0 642,0 19%

08 420222: сумки дамские из листов полимерных или текстильных материалов 246,0 179,0 122,0 82,5 106,0 735,5 22%

08 420229: прочие сумки дамские 4,0 4,0 2,3 2,1 2,0 14,4 0%

08 420231: карманные изделия из натуральной кожи, композиционной или лаковой кожи 33,1 29,8 19,4 21,7 28,4 132,4 4%

08 420232: карманные изделия из листов пластмассы или текстильных материалов 46,5 35,3 24,8 21,6 26,6 154,8 5%

08 420239: прочие изделия, носимые в кармане или в дамской сумке 5,0 2,4 1,3 1,3 1,3 11,3 0%

08 420291: прочие саквояжи, чемоданы, сумки, портфели, из натуральной или композ. кожи 25,5 24,5 13,0 17,7 19,2 99,9 3%

08 420292: сумки из пластмассы или текстильных материалов 304,0 267,0 170,0 154,0 207,0 1102,0 32%

08 420299: прочие чемод., портф., портмоне, кошельки, из натур. или композ. кожи 15,2 13,9 8,3 7,0 8,2 52,6 2%

Итого : г 961,4 г 805,3 г 520,9 г 487,6 615,6 3390,8 100%

Как показано в таблице 5 доля дорогих товаров из Европы высокого качества постепенно растет. Рассмотрим ассортиментный анализ дамских сумок представленный в таблице 6. По мере увеличения платежеспособного спроса, растет объем потребления изделий кожаной галантереи.

Таблица 6

Сравнительный анализ ассортимента дамских сумок

Ценовой сегмент Регион производства Уровень качества Преобладающий материал изделий Место продажи Модели преобладающие в ассортименте

Низкий Азия Низкий Заменитель кожи Рынки, магазины дисскаун-теры Сумки больших размеров, шоппер, тоут, хобо

Средний Россия Средний Кожа/ Заменитель кожи Российские торговые сети Сумки больших размеров, шоппер, тоут, хобо

Высокий Европа, США Высокий Кожа Бутики Рюкзаки, кроссбоди средние и маленькие

В последнее время потребительские вкусы на изделия кожгалантереи становятся все более разнообразными. Женщины покупают не только повседневные сумки для работы, но и вечерние сумки, клатчи, кошельки разнообразных форм и размеров. Все более смелыми становятся и цветовые решения кожгалантереи. Яркие модные аксессуары подбирают как в дополнение к определенному наряду, так и в качестве самостоятельного модного акцента. Согласно статистике, на покупку кожгалантерейных изделий мужчины в среднем тратят на 35-40% меньше, чем женщины. Из-за быстрых изменений в индустрии, женщины покупают не одну сумку на несколько лет, а по несколько сумок на каждый сезон. Потребители обращают внимание на экологичность изделия выбирая эко-кожу.

Молодые женщины чаще выбирают небольшие размеры сумок а также рюкзаки, спортивные сумки и сумки на длинном ремне так как их удобнее носить каждый день, освобождаются руки. В то время как женщины старшего возраста предпочитают большие модели сумок такие как шоппер и тоут так как их удобно брать с собой в магазин. 25 крупнейших сетей по продаже сумок, среди которых: «1000 и одна сумка», «Askent», «Bag Street», «Domani», «Dr.Koffer», «Edmins», «Francesco Marconi», «Leo Ventoni», «Mascotte», «Miss Favori», «МгСумкин», «Mywalit», «Redmond», «Samsonite», «Sefaro exotic», «Velars», «Via Borsa», «Wittchen», «Империя сумок», «Медведково», «Мир сумок», «Пан Чемодан», «Сумбур», «Шарпей» и другие.

По данным аналитиков IndexBox около 40% от объема потребления кожгалантереи в стоимостном выражении приходится на Центральный федеральный

округ, где главный потребитель - Москва. Наценки посредников кожгалантереи могут составлять до 86% от рыночной стоимости.

Мужчины менее активны в приобретении товаров кожаной галантереи. Однако за последние несколько лет кожгалантерейная продукция для мужчин также набрала обороты. Среди молодежи популярны простые и спортивные аксессуары, приближенные к минималистским. У более зрелых мужчин наблюдаются предпочтения к строгим и функциональным вещам, подчеркивающим их статус и солидность.

Мода делится на сезоны: коллекцию весна/лето дизайнеры представляют ранней осенью, осень/зима - в феврале. Такой временной интервал дает возможность дизайнерам оценить интерес розничных покупателей к коллекциям. В то время, пока одежда поступает на полки магазинов, бренды оценивают спрос, и изготавливают нужное количество предметов одежды в течение сезона.

Рассмотрим влияние сезонности на рынке кожгалантереи. В таблице 7 представлено распределение импорта по месяцам за период с 2013 по 2017 годы.

Таблица 7

Импорт кожгалантереи за 2013-2017 годы по месяцам

Млн, $)

Период 2013 2014 2015 2016 2017

Январь 71,7 69,5 36,4 32,1 42,6

Февраль 96 83,9 54 45,3 48,6

Март 87,5 78,8 52,4 49,1 56

Апрель 84,8 69,5 48,6 35,6 42,9

Май 70,6 56,2 33,7 37,4 51,7

Июнь 73,5 72 41,9 42,5 57,6

Июль 96 88,7 47,5 41 47,5

Август 85,8 66,7 48,6 48,2 60,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Се нтябрь 77,4 61 41,3 38,5 48,5

Октябрь 78,4 57,8 37,5 35,4 48,7

Ноябрь 66,8 50,2 36,7 38,9 53,7

Декабрь 72,3 52 42,4 43,6 57,9

Годовой 960,8 806,3 521 487,6 616,6

Темпы роста % к 2013 ба зисному году (у0) 100,00 83,92 54,23 50,75 64,18

Темпы роста % к предыдущему году 100,00 83,92 64,62 93,59 126,46

Абсолютный прирост по годам, млн $ (Дуц) -154,50 -285,30 -33,40 129,00

Темп на ра щива ния (Дуц/у0) - -16,08 -29,69 -3,48 13,43

Для того чтобы измерить тренд и выявить сезонность на рынке кожгалантереи рассчитаем средние индексы сезонности. Расчетные значения индексов представлены в таблице 8.

Таблица 8

Средние индексы сезонности импорта кожгалантереи

Месяцы Индекс сезонности Индекс сезонности, %

Январь 0,87 86,62

Февраль 1,13 113,47

Март 1,17 117,47

Апрель 1,04 104,03

Май 0,88 87,76

Июнь 1,04 104,42

Июль 1,23 122,73

Август 1,15 115,08

Сентябрь 1,01 101,31

Октябрь 0,98 97,70

Ноябрь 0,92 92,28

Декабрь 1,02 102,29

Рисунок 1 показывает, что в сезонной волне импорта кожгалантереи выделяется 2 сезонных всплеска которые соответствуют началу нового сезона. Как сказано выше на fashion рынке выделяют 2 сезона Весна-Лето и Осень-Зима. Соответственно резкое увеличение импорта приходится на декабрь-март как период поставок на период весна лето и июнь-август как период поставок товара к сезону осень зима.

Рис.1. Сезонная волна импорта кожгалантереи в течении года

Главным фактором наличия большого объема импортной продукции на российском рынке является низкая стоимость применяемого сырья. [1] Стоимость аналоговых материалов в России значительно выше, вследствие чего увеличивается и себестоимость отечественных изделий. Российским производителям необходима поддержка на государственном уровне в отношении осуществления предпринимательской деятельности, снижения налоговых ставок, уменьшения цен на энергию и урегулирования ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Поскольку кожгалантерея является товаром конечного потребления, то спрос на нее в кризисные годы существенно сократился. Падению продаж способствовал спад реальных располагаемых доходов населения, вызванный, в первую очередь, обвалом курса рубля по отношению к ведущим мировым валютам. Как уже было отмечено выше, одной из ключевых особенностей российского рынка кожгалантереи является достаточно сильная зависимость от импорта, причем, как от ввоза готовой продукции (для розничных продавцов), так и от закупки комплектующих и высококачественной кожи (для производителей).

Отмеченные ранее высокие показатели ввоза готовых изделий связаны в первую очередь с более выгодным производством за рубежом. В России отсутствует производство высококачественной кожи и комплектующих, что вынуждает производителей заказывать их из-за рубежа, отчего себестоимость оказывается неконкурентоспособной по сравнению с продукцией, производимой в азиатских странах. Тем не менее, в последнее время было озвучено несколько проектов по развитию предприятий кожевенной отрасли в России с целью ухода от сырьевой зависимости. Крупнейший из них — строительство кожевенного завода в Заринске Алтайского края рязанской ГК «Русская кожа». Объем инвестиций в проект - около 1,5 млрд руб. Мощность переработки составит 950 тыс. кв. м. кожи в год. Сырье компания планирует закупать в сибирских регионах.

Важно сказать, что это единственный крупный проект развития смежных отраслей промышленности из озвученных в СМИ. Одного такого предприятия явно недостаточно для формирования полноценного импортозамещающего производства сырья для изготовления обуви. Более того, практически полностью отсутствует рынок комплектующих и необходимых в производстве компонентов.

Подводя итоги можно сказать, что основную долю в предложении на рынке кожгалантерейных товаров занимают импортируемые товары. Их совокупная доля ежегодно превышает 70% несмотря на снижение объемов импорта начиная с 2014 года. Доля экспорта на рынке кожгалантереи незначительно. В связи со снижением импорта снижается также общий объем предложения на рынке товаров кожгалантереи. Импортозамещение и увеличение производства на данном рынке затруднено так как производство зависит от поставок импортных материалов и комплектующих, которые не производятся на отечественном рынке.

Среди стран-импортеров значительную долю 65% занимает Китай, который поставляет товары из искусственной кожи низкого ценового сегмента. В импорте прослеживается увеличение доли товаров из Европы. Доля товаров из Ита-

лии составляет 13% от всего объема импорта. Товары кожаной галантереи из Европы это товары из натуральной кожи, отличающиеся высоким качеством и высокой ценой.

В импорте кожгалантереи прослеживается влияние фактора сезонности. Так пики поставки импортных товаров приходятся на декабрь-март как период поставок на период весна лето и июнь-август как период поставок товара к сезону осень зима.

Несмотря на преобладание импорта на рынке кожгалантереи присутствует множество предприятий малого и среднего бизнеса производящих сумки и мелкую кожгалантерею (кошельки, визитницы, ключницы и пр.)

Список использованных источников:

1. Дидковская Т.М., Пьяникова Э.А. Исследование регионального потребительского рынка одежды. Монография / Т. М. Дидковская, Э. А. Пьяникова; Курск. «Курский гос. технический ун-т». Курск, 2009.

2. Э. А. Ярных, Информационная инфраструктура и статистический анализ рынка товаров и услуг, Финансы и статистика, 2006 г, 368 стр.

3. Статистика внешней торговли. По данным ФТС России исследование. [Электронный ресурс].URL: http://ru-stat.com/

4. РБК Исследования рынков, Розничные сети по продаже обуви 2018. [Электронный ресурс].URL: https://marketing.rbc.ru/research/34093/

Пеньковский Д. Д.1 Кузнецов В. И.2

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ — СЕРЬЕЗНАЯ ПРОБЛЕМА

СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация. В статье раскрываются проблемы с коррупцией, имеющиеся в России и Китае, приводятся формы и методы борьбы с этим явлением в Российской Федерации и Китае.

Ключевые слова. Борьба, коррупция, хищения, государственные программы, уголовные дела, Россия, Китай.

Одной из серьезных проблем, стоящих в современное время, является борьба с коррупцией, которая пронизала все стороны нашей жизни.

Цифры и факты, приводимые Президентом РФ В. Путиным и российскими правоохранительными органами, подтверждают это положение, и наглядно демонстрирует системность коррупции в стране.

1 Пеньковский Дмитрий Дмитриевич — доктор исторических наук, профессор, начальник управления науки и формирования у обучающихся профессиональных качеств по избранным профессиям и направлениям подготовки АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

2 Кузнецов Виктор Иванович — кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, зам. председателя приемной комиссии АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.