— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Научная статья
https://doi.org/10.23672/SAE.2023.45.21.004 УДК 332
© ®
Attribution
сс by
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ РАСХОДОВ УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ЗА 2020-2022 ГОДЫ
Громова О.С.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Дальневосточный институт управления - филиал, Хабаровск
Аннотация. Актуальность вопроса финансового обеспечения учреждений СПО связано, прежде всего, с цифровой и технологической трансформацией предприятий. Цель статьи выявить финансовое состояние учреждений среднего профессионального образования и дать оценку дальнейших перспектив развития. Для выполнения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи: провести анализ планов финансово-хозяйственной деятельности; рассмотреть источники доходов и расходов; произвести анализ структуры расходов на примере финансового года. Свести и сгруппировать расходы для вычисления средних величин. При решении вышеизложенных задач применялись методы исследования: сравнение данных за последние три года, анализ статистических данных и обобщение данных при расчёте средних значений по отрасли. Результаты исследования показали, что методика нормативно-подушевого финансирования позволяет пропорционально количеству студентов эффективно распределить средства. Основными критериями являются отсутствие кредиторской задолженности и достижение 105,5 % уровня отплаты труда преподавателей и мастеров производственного обучения по отношению к среднедушевому доходу в регионе.
Ключевые слова: система среднего профессионального образования, нормативно-подушевое финансирование, методика расчета субсидии на финансовое обеспечение государственного задания, план финансово-хозяйственной деятельности.
Annotation. The relevance of the issue of financial support for SVE institutions is associated primarily with the digital and technological transformation of enterprises. The purpose of the article is to identify the financial condition of institutions of secondary vocational education and to assess further development prospects. To achieve the above goal, it is necessary to solve the following tasks: to analyze plans for financial and economic activities; consider sources of income and expenses; to analyze the structure of expenses on the example of a financial year. Summarize and group expenses to calculate averages. When solving the above problems, research methods were used: comparison of data for the last three years, analysis of statistical data and generalization of data when calculating average values for the industry. The results of the study showed that the methodology of per capita funding allows you to effectively allocate funds in proportion to the number of students. The main criteria are the absence of accounts payable and the achievement of 105.5 % of the level of remuneration of teachers and masters of industrial training in relation to the average per capita income in the region.
Keywords: system of secondary vocational education, normative per capita financing, the methodology for calculating subsidies for the financial support of the state task, the plan of financial and economic activity.
Введение. Цифровая, технологическая транс- стов, обладающих компетенциями необходимы-
формация [10] предприятий требует специали- ми для правильной эксплуатации и совершен-
ANALYSIS OF THE STRUCTURE OF EXPENSES OF INSTITUTIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) FOR 2020-2022
Olga S. Gromova
Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Far Eastern Institute of Management - branch, Khabarovsk
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
ствования сложных схем [3]. Система среднего профессионального образования должна отвечать вызовам времени [6], а именно успеть в кратчайшие сроки поставить необходимое количество рабочей силы для конкурентоспособности предприятия [4]. Актуальные проблемы, стоящие перед учреждениями среднего профессионального образования хорошо описаны в исследованиях Е.Н. Ивановой, на примере региона соседа Приморского края которые схожи с проблемами учреждений СПО Республики, находящихся в сельской местности. Основные тренды в системе СПО выявлены А.И. Кукладченко [5].
Учреждения среднего профессионального образования должны обладать необходимыми финансовыми ресурсами для качественной подготовки кадров на современном оборудовании, которое даже должно опережать действующее производство[9]. В целом работа системы среднего профессионального образования служит мощным толчком в социально- экономическом развитии региона. Рассмотрим источники доходов и расходов учреждений среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) с целью выявления финансового состояния учреждений среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) и оценки дав-нейших перспектив развития. Подтвердится ли гипотеза о том, что методика расчета объема субсидии региона основанная на принципах нормативно-подушевого финансирования на выполнение государственного задания отрасли среднего профессионального образования распределена эффективно между учреждениями. Для выполнения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) провести анализ планов финансово-хозяйственной деятельности учреждений сред-
него профессионального образования Республики Саха (Якутия);
2) рассмотреть источники доходов и расходов, оценить объем;
3) произвести анализ структуры расходов на примере финансового года. Свести и сгруппировать расходы для вычисления средних величин.
Результаты. Проведем анализ планов финансово-хозяйственной деятельности учреждений среднего профессионального на предмет соответствия утвержденным базовым нормативам при формировании объема государственного задания. Другими словами выявить насколько эффективно происходит планирование доходов и расходов учреждений среднего профессионального образования [1]. Так как бюджетные и автономные учреждения среднего профессионального образования не являются участниками бюджетного процесса под понятие доходов подпадают следующие источники финансирования: субсидия на выполнение государственного задания на выполнение услуг (работ); субсидия на иные цели (целевая субсидия) отражается на отдельном счете, носит исключительно целевой характер; доходы от внебюджетной деятельности, как правило, это доходы от платной образовательной деятельности; доходы от иной приносящей доход деятельности, чаще отражаются поступления от производства, реализации готовой продукции. В соответствии с поставленными задачами определим долю доходов от внебюджетной деятельности по отношению к объему субсидии на финансовое обеспечение государственного задания за 2020-2022 годы. По данным таблицы 1 основным источником доходов является бюджетное финансирование субсидия на выполнение государственного задания.
Таблица 1
Доля доходов от внебюджетной деятельности по отношению к объему субсидии на финансовое обеспечение государственного задания
Год Субсидия на государственное задание, тыс. руб. Целевые субсидии Доходы от внебюджетной деятельности, тыс. руб. (план) Доля внебюджетных средств к объему Государственного задания Доля внебюджетных средств к объему консолидированных бюджетных средств
2022 4359174,86 779438,71 767358,30 17,60 % 14,93 %
2021 3899596,73 612763,48 777671,63 19,94 % 17,23 %
2020 3743996,33 608030,30 706107,18 18,86 % 16,22 %
В структуре расходов субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания за 2022 год фонд оплаты труда занимает 77 % прочие расходы составляют 23 %. На рисунке 1 приведено соотношение расходов на фонд оплаты труда и прочие расходы в разрезе государственных учреждений среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) за 2022 г.
Средняя заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения за январь-декабрь 2022 года составила 81114 руб.,
что на 5,5 % превысило уровень среднедушевого дохода в регионе 76 918 руб. (табл. 2).
В прочих расходах наибольшую долю занимают расходы на коммунальные услуги, их доля достигает от 10 до 79 %, среднее значение по всем учреждениям СПО 53 %. Трудно прогнозируемым расходами является оплата один раз в два года стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно. Данные расходы в среднем составляют 5 % в структуре расходов учреждений СПО. Диапазон варьируется от 1 % до 15 %. В среднем на выплату налогов приходится
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
от 1 % до 23 % расходов субсидии, среднее значение составляет 7 %. Наибольшая доля уплачиваемых налогов в порядке убывания: имуще-
ственный, земельный и транспортный налог. В связи с вышеизложенным, на прочие расходы кроме первоочередных остается 35 %.
Рисунок 1 - Пропорция между фондом оплаты труда и прочими расходами учреждений среднего профессионального образования за 2022 год
Таблица 2
Средняя заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций СПО государственной и муниципальной форм собственности по субъектам
Российской Федерации за январь-декабрь 2022 года
Средняя заработная плата**, рублей Отношение средней заработной платы по категории к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников % Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в за 2022 год***, рублей
Республика Бурятия 44876 106,1 42279
Республика Саха (Якутия) 81114 105,5 76918
Забайкальский край 46643 98,3 47448
Камчатский край 86545 101,7 85066
Приморский край 55583 108,2 51371
Хабаровский край 52397 98,7 53071
Амурская область 56838 105,7 53757
Магаданская область 104213 101,7 102450
Сахалинская область 98888 118,7 83321
Еврейская автономная область 47795 102,7 46548
Чукотский автономный округ 146548 119,0 123176
При этом за 2022 год не допущена кредиторская задолженность. Кроме того достигнут целевой показать по уровню оплаты труда основного персонала преподавателей и мастеров производственного обучения.
Обсуждение. Анализ показал основой источник доходов учреждений СПО Республики Саха (Якутия) - субсидия на выполнение государственного задания. Доля внебюджетных поступлений мала и составляет порядка 15 % от субси-
дии. При изучении структуры расходов выявлено, что более 70 % расходов приходится на фонд оплаты труда. И всего лишь 30 % на прочие расходы. Данные факты свидетельствуют о том, что нормативы гарантировали лишь минимальные затраты учреждений. Для дальнейшего развития необходимо или наращивать поступления от внебюджетной деятельности, или наращивая показатели конкурентоспособности больше выигрывать контрольные цифры плана приема. От выбора правильной стратегии развития
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
образовательного учреждения зависит будущее учреждения.
Заключение. Анализ структуры показал, что в целом отрасль СПО обеспечена для исполнения первоочередных расходов. Но затраты на приобретение расходных материалов для проведения демо-экзаменов [8], практических занятий,
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Литература:
приобретение основных средств для укрепления материально-технической базы отсутствуют. Что свидетельствует о возможном риске снижения качества подготовки специалистов, рабочих, служащих. И как следствие может негативно отразится на экономическом развитии региона, анализ данной зависимости был изучен отечественными авторами [7].
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
1. Тарановская Н.П. Анализ доходов и расходов бюджетных учреждений на примере ГБПОУ Во «Воронежский техникум строительных технологий» / Н.П. Тарановская; Под общей ред. А.В. Агибалова, Л.А. Запорожцевой // Инновационные технологии и технические средства для АПК : в 2 частях: материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов, посвященной 110-летию ФГБОУ Во «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I», Воронеж, 10-11 ноября 2022 года. Воронеж : Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, 2022. Ч. I. С. 124-132
2. Кравченко О.В. Формирование доходов и расходов бюджетного учреждения / О.В. Кравченко, И.Т. Кумыков // Агентство «Слияния и Поглощения». 2022. № 6(11). С. 24-26.
3. Цифровая трансформация технологического сопровождения производства в малых предприятиях /
B.Ф. Булавин, Т.Г. Булавина, Д.В. Кошутин [и др.] // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 2021. № 9(738). С. 15-29.
4. Иванова Е.Н. Современные вызовы учреждениям среднего профессионального образования отдаленных районов Приморского края / Е.Н. Иванова; Под ред. Е.С. Гафиатулиной // Образование: качество и инновации: Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции, Хабаровск, 15-16 марта 2022 года. Хабаровск : Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2022.
C. 34-38.
5. Кукладченко А.И. Анализ трендов среднего профессионального образования / А.И. Кукладченко; Под ред. Е.С. Гафиатулиной // Образование: качество и инновации: Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции, Хабаровск, 15-16 марта 2022 года. Хабаровск : Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2022. С. 133-139.
6. Французова О.А. Влияние цифровизации на образование / О.А. Французова // Ценности и смыслы. 2022. № 3(79). С. 60-75.
7. Швецова Н.К. Система СПО как элемент регионального экономического развития / Н.К. Швецова, А.В. Швецов // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Сельскохозяйственные науки. Экономические науки. 2022. Т. 8. № 2(30). С. 221-232.
8. Толмачева И.Н. Внедрение процедур демонстрационного экзамена в профессиональных образовательных организациях Курской области / И. Н. Толмачева // Педагогический поиск. 2022. № 8. С. 17-20.
9. Бердникова А.И. Перспективы развития среднего профессионального образования / А.И. Бердникова // Неофит: Сборник статей по материалам научно-практических конференций аспирантов, магистрантов, студентов, Нижний Новгород, 01 апреля - 302022 года. Вып. 19. Н. Новгород : федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2022. С. 50-52.
10. Бураева Е.В. Современные тренды формирования кадрового потенциала в условиях цифровой трансформации экономики / Е.В. Бураева, О.Р. Фирсова // Вестник аграрной науки. 2022. № 4(97). С. 82-88.
References:
1. Taranovskaya N.P. Analysis of income and expenses of budgetary institutions on the example of GBPOU VO «Voronezh College of Building Technologies» / N.P. Taranovskaya; Edited by A.V. Agibalova, L.A. Zaporozht-seva // Innovative technologies and technical means for the agro-industrial complex : in 2 parts: materials of the international scientific and practical conference young scientists and specialists dedicated to the 110th anniversary of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter I», Voronezh, November 10-11, 2022. Voronezh : Voronezh State Agrarian University. Emperor Peter I. 2022. Part I. P. 124-132.
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
2. Kravchenko O.V. Formation of income and expenses of a budgetary institution / O.V. Kravchenko, I.T. Kumykov // Mergers and Acquisitions Agency. 2022. № 6(11 ). P. 24-26.
3. Digital transformation of technological support of production in small enterprises / V.F. Bulavin, T.G. Bulavina,
D.V. Koshutin [et al.] // News of higher educational institutions. Engineering. 2021. № 9(738). P. 15-29.
4. Ivanova E.N. Modern challenges to institutions of secondary vocational education in remote areas of Pri-morsky Krai / E.N. Ivanova; Under edited by E.S. Gafiatulina // Education: quality and innovation: Proceedings of the All-Russian Scientific and Methodological Conference, Khabarovsk, March 15-16, 2022. Khabarovsk : Far Eastern State University of Communications, 2022. P. 34-38.
5. Kukladchenko A.I. Analysis of trends in secondary vocational education / A.I. Kukladchenko; Edited by
E.S. Gafiatulina // Education: quality and innovation: Proceedings of the All-Russian Scientific and Methodological Conference, Khabarovsk, March 15-16, 2022. Khabarovsk : Far Eastern State University of Communications, 2022. P. 133-139.
6. Frantsuzova O.A. The impact of digitalization on education / O.A. Frantsuzova // Values and meanings. 2022. № 3(79). P. 60-75.
7. Shvetsova N.K. The SPO system as an element of regional economic development / N.K. Shvetsova, A.V. Shvetsov // Bulletin of the Mari State University. Series: Agricultural sciences. Economic sciences. 2022. Vol. 8. № 2(30). P. 221-232.
8. Tolmacheva I.N. Introduction of demonstration exam procedures in professional educational institutions of the Kursk region / I.N. Tolmacheva // Pedagogical search. 2022. № 8. P. 17-20.
9. Berdnikova A.I. Prospects for the development of secondary vocational education / A.I. Berdnikova // Neofit: Collection of articles based on materials of scientific and practical conferences of graduate students, undergraduates, students, Nizhny Novgorod, April 01-30, 2022. Issue 19. N. Novgorod : Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin», 2022. P. 50-52.
10. Buraeva E.V. Modern trends in the formation of human resources in the context of digital transformation of the economy / E.V. Buraeva, O. R. Firsova // Bulletin of agrarian science. 2022. № 4(97). P. 82-88.
Информация об авторе
Громова Ольга Сергеевна
аспирантка,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Дальневосточный институт управления - филиал, Хабаровск,
[email protected] ОЯСЮ 0009-0008-6693-9850
Olga S. Gromova
Graduate Student,
Russian Academy of National Economy
and Public Administration under the President
of the Russian Federation,
Far Eastern Institute of Management - branch,
Khabarovsk
[email protected] ORCID 0009-0008-6693-9850