Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Целищева Е.Ф., Калимуллина Г.Д., Семакина В.В.

Предметом исследования является структура экономики региона. Проблема несбалансированности соотношения различных отраслей экономики должна быть решена за счет проведения региональной политики. Анализ ключевых документов показал, что, несмотря на генеральную цель - построение структурно сбалансированного промышленного комплекса, проводимые на региональном уровне мероприятия приводят к усилению отраслевой специализации региона. В работе выделены преимущества и недостатки диверсификации структуры экономики. Предложены общие рекомендации по совершенствованию региональной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF REGIONAL ECONOMICS STRUCTURE (ON THE MATERIALS OF SVERDLOVSK REGION)

The subject of research is the structure of regional economics. The problem of economic branches unequal share in the structure of economics should be solved through regional policy. Analysis of key regional documents showed, that, actions carried out at regional level lead to strengthening of economic specialization, despite the general purpose of policy - the construction of structurally balanced industrial complex. The advantages and lacks of economic diversification are considered in the paper. Some recommendations of regional policy improvement are presented.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Ю.С. Токтамышева, А.А. Рабцевич, Р.И. Рафиков, Р.А. Уразаев, А.Д. Мухаметова. - Уфа: РИЦ БАШГУ, 2016. - 168 с.

УДК 332.14

Целищева Е. Ф. старший преподаватель кафедра «Экономики и управления»

Калимуллина Г.Д. студент, 3 курс факультет «Экономики и менеджмента»

Семакина В.В. студент, 3 курс факультет «Экономики и менеджмента» Уральский институт управления РАНХиГС

Россия, г. Екатеринбург АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация:

Предметом исследования является структура экономики региона. Проблема несбалансированности соотношения различных отраслей экономики должна быть решена за счет проведения региональной политики. Анализ ключевых документов показал, что, несмотря на генеральную цель - построение структурно сбалансированного промышленного комплекса, проводимые на региональном уровне мероприятия приводят к усилению отраслевой специализации региона. В работе выделены преимущества и недостатки диверсификации структуры экономики. Предложены общие рекомендации по совершенствованию региональной политики.

Ключевые слова: региональная экономика, региональное развитие, промышленность, региональная и территориальная структура экономики, промышленная политика.

Tselishcheva E.F.

senior lecturer at economics and management department RANEPA, Urals Institute of Administration

Russia, Yekaterinburg Kalimullina G.D., student

3 course, department of economics and management

Russia, Yekaterinburg Semakina V. V. student

3 course, department of economics and management

Russia, Yekaterinburg

THE ANALYSIS OF REGIONAL ECONOMICS STRUCTURE (ON THE MATERIALS OF SVERDLOVSK REGION)

Annotation:

The subject of research is the structure of regional economics. The problem of economic branches unequal share in the structure of economics should be solved through regional policy. Analysis of key regional documents showed, that, actions carried out at regional level lead to strengthening of economic specialization, despite the general purpose of policy - the construction of structurally balanced industrial complex. The advantages and lacks of economic diversification are considered in the paper. Some recommendations of regional policy improvement are presented.

Key words: regional economics, regional development, industry, regional and territorial structure of economics, industrial policy.

Промышленность является одним из основных секторов экономики Свердловской области. Она формирует значительную часть налоговых поступлений консолидированного бюджета региона, обеспечивает занятость населения, его доходы, оказывает влияние на уровень и качество жизни людей, социальный климат на территории. Проблема выбора ключевых отраслей промышленности для поддержки модернизации регионального промышленного комплекса является актуальной для обоснования стратегии экономического развития региона.

В отечественной и зарубежной практике о состоянии структуры экономики в целом и промышленности в частности судят по составу и удельному весу отраслей, используя для анализа такие показатели, как: занятость населения в различных сферах экономики; доход или валовая добавленная стоимость; объем отгруженных товаров и услуг 138. Отдельные авторы предлагают выявлять дисбалансы в структуре экономики на основе анализа доли отдельных видов выпускаемой продукции в экспорте 139. Дополнительно могут учитываться сведения о том, насколько совершенна внутриотраслевая структура отдельных отраслей промышленности, насколько в них представлены и развиты наиболее прогрессивные производства, каков их вклад в создание добавленной стоимости, выработки в расчете на одного занятого, в темпы роста валового регионального продукта.

Диверсификация структуры экономики рассматривается в качестве ключевого стратегического направления региональной политики в официальных документах большинства российских регионов и в значительном количестве научных публикаций. Это связано с тем, что в

138 Михеева Н.Н. Структурные факторы региональной динамики: измерение и оценка // Пространственная экономика. 2013. №1. с.17-18.

139 Фальцман В. Диверсификация российской экономики // Вопросы экономики. 2015. №5. с.48.

"Экономика и социум" №2(33) 2017 www.iupr.ru

советский период акцент был сделан на развитии экономической специализации. И, несмотря на то, что прошло значительное время, узкий профиль регионов сохраняется, а, по мнению ряда специалистов, в некоторых регионах даже усиливается 140. Наряду с понятием «диверсифицированная» применяется понятие «сбалансированная» отраслевая структура экономики. Так, например, ключевой целью промышленной политики в Свердловской области является создание сбалансированного промышленного комплекса.

Вопрос о модели оптимальной структуры экономики региона исследуется в работах авторов А.А. Гусейнова, А.В. Гребенкина, А.И. Татаркина, О.А. Романовой, Р.И. Чененовой, Н.А. Гаховой. Тем не менее, универсальных рекомендаций, применимых к любому региону, не существует. Более того, не существует однозначных определений понятий «диверсифицированная» и «сбалансированная» отраслевая структура, в научной литературе они рассматриваются как синонимы.

Под диверсификацией структуры экономики принято понимать «одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства» 141. Диверсифицированная региональная экономика рассматривается как «всесторонне развитое, относительно устойчивое к экономическим кризисам многоотраслевое хозяйство» 142.

Сбалансированная отраслевая структура экономики - это такое пропорциональное соотношение и зависимость между отраслями регионального хозяйства, которое может обеспечить конкурентоспособность экономики региона и создать предпосылки для устойчивых темпов экономического роста.

Таким образом, понятия не являются синонимами. Под сбалансированностью должна пониматься уравновешенность, симметричность, а под диверсификацией - разнообразие, многокомпонентность.

Создать диверсифицированную и одновременно сбалансированную структуру промышленного комплекса региона крайне сложно, что обусловлено историческими, политическими, социальными, природно-климатическими и другими факторами. Многие регионы России имеют свой набор ключевых отраслей. Не является исключением и Свердловская область.

Анализ отраслевой структуры экономики Свердловской области проводился на основе показателя объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД (на основании

140 Михеева Н.Н. Структурные факторы региональной динамики: измерение и оценка // Пространственная экономика. 2013. №1. с.30.

141 Коваленко М.Г. Диверсификация экономики региона и ее роль в преодолении внутренних различий // Вестник Адыгейскго государственного университета. Серия 5: Экономика. 2012. №4 (111).

142 Там же.

данных ТУ Росстата по Свердловской области) 143. Дисбалансы в структуре были выявлены как на основе визуального анализа, так и на основе сопоставления удельных весов отдельных отраслей промышленности в структуре экономики региона с аналогичными показателями в структуре национальной экономики.

В ходе проведенного исследования было обнаружено, что промышленность региона представлена различными отраслями обрабатывающих и добывающих производств. Экономика региона достаточно диверсифицирована. Так как удельный вес отраслей промышленности сильно различается, в значительной степени преобладает черная и цветная металлургия (58,9%), то можно сделать вывод о том, что структура экономики слабо сбалансирована и соотношение между отраслями непропорционально (рисунок 1). Для сравнения, удельный вес металлургии в структуре промышленности России составляет в пять раз меньше - 12,6%.

□ Черная и цветная металлургия

□ Машиностроение

□ Электроэнергия

□ Химическое производство

□ Пищевая промышленность

□ Обработка древесины и целлюлозно-бумажное производство

□ Легкая промышленность

□ Топливная промышленность

□ Прочее

Рис.1 - Отраслевая структура промышленности Свердловской области

Ключевую позицию в структуре экономики региона занимает экспортно-ориентированный металлургический комплекс, который включает в себя примерно в равных долях и черную, и цветную металлургию. Базой для его развития послужили обильные и разнообразные природные ресурсы региона. В Свердловской области расположены крупнейшие предприятия чёрной металлургии: Нижнетагильский металлургический комбинат (ЕВРАЗ

143 Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по отдельным видам экономической деятельности // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sverdl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sverdl/ru/statistics/enterprises/production/ (дата обращения 01.10.2016)._

0,1% 1,3%

0,1%

2,4

%

НТМК), Надежденский металлургический завод (предприятие металлургического комплекса УГМК), Уральский трубный завод, Первоуральский новотрубный завод 144.

Отрасль цветной металлургии значительно диверсифицирована - в регионе выпускается алюминий, титан, медь и другие виды продукции отрасли. Ключевые предприятия цветной металлургии в регионе одновременно являются крупнейшими российскими компаниями - УГМК-Холдинг ОАО «СУАЛ», ОАО «Корпорация ВСМПО - АВИСМА».

На втором месте после металлургии по значению в экономике находится машиностроение (11,8%). Оно представлено предприятиями оборонно-промышленного комплекса (производство бронетанковой техники и боеприпасов), тяжелого машиностроения (оборудование для энергетической, химической, добывающей промышленности, производство локомотивов), вагоностроения, приборостроения. Принято считать, что машиностроение достаточно хорошо развито в регионе, тем не менее, на национальном уровне удельный вес машиностроения в структуре экономики немного выше (14%), чем в Свердловской области. Это - локомотивная отрасль экономики, она формирует значительное количество рабочих мест, обеспечивает основные фонды для других отраслей экономики. Именно поэтому необходимо стремиться к увеличению ее удельного веса в структуре экономики до уровня не менее 20%.

Удельный вес электроэнергетики в структуре региональной экономики (10,5%) соответствует общероссийскому показателю (10,0%).

Химическое производство в регионе развито в большей степени, чем в России. Удельный вес химической отрасли в регионе составляет 8,4% против общероссийского показателя в 6,0%.

Относительно слабо развиты:

- пищевая промышленность (6,6% в структуре региональной экономики против 10,7% в структуре национальной экономики);

- лесная и деревообрабатывающая промышленность (1,3% против общероссийских 2,8%);

- легкая промышленность (0,1% против общероссийских 0,7%).

Если низкий уровень развития пищевой и легкой промышленности

можно объяснить недостаточной ресурсной базой, неблагоприятными природными условиями, то сырье для лесной и деревообрабатывающей промышленности в регионе имеется. Стоит отметить, что в регионе слабо развита топливная промышленность.

Таким образом, Свердловская область - это крупнейший промышленный центр Урала и всей России со сложившийся у узкопрофильной отраслевой структурой экономики, что является скорее

144 Инвестиционный паспорт Свердловской области на 01.01.2016 // Официальный информационный портал Министерства инвестиций и развития Свердловской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://

http ://inve st. midural. ru/page s/30(дата обращения 08.02.2016).

преимуществом, чем недостатком по ряду причин.

Во-первых, она позволяет усилить рыночный потенциал промышленного комплекса, формирует экспортные доходы региона. В области выпускается более 10% общероссийского производства проката черных металлов, более четверти стальных труб, на предприятиях области расположено треть действующих медеперерабатывающих мощностей России. Продукция, выпускаемая на металлургических предприятиях Свердловской области, экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Во-вторых, одна сфера профессиональной деятельности формирует устойчивую в социокультурных связях социальную общность, что приводит к положительной динамике роста производительности труда в промышленности. В среднем по Свердловской области выработка на одного работающего превышает общероссийский показатель на 25-30%.

В-третьих, подобная отраслевая структура позволяет снизить постоянные издержки за счет эффекта масштаба, распределяя их на себестоимость большего объема продукции. Здесь можно сослаться на теорию сравнительных преимуществ.

Несбалансированный удельный вес отраслей промышленности региона может привести к опасным последствиям.

Во-первых, преобладание предприятий металлургического комплекса в экономике обуславливает высокую антропогенную нагрузку на окружающую среду.

Во-вторых, узкая специализация экономики создает дополнительные риски в случае падения спроса на продукцию металлургических компаний на мировом и отечественном рынках.

Преимуществом диверсифицированных экономик является то, что они менее чувствительны к колебаниям в динамике отдельных отраслей, в том числе к ценовым шокам, поскольку спад в одной отрасли может компенсироваться ростом в другой, что обеспечивает устойчивость экономики в целом.

В настоящий момент в научной литературе ведутся дискуссии по поводу необходимости формирования диверсифицированной и сбалансированной структуры экономики. До сих пор в научной литературе не доказана прямая корреляция между уровнем специализации и показателями регионального развития. Так, например, автор Михеева Н.Н. исследует влияние структуры экономики региона на показатели регионального развития и приходит к выводу о том, что тепы роста занятости, валового регионального продукта, валовой добавленной стоимости выше в высокоспециализиованных регионах 145. Более того, автор отмечает, что за период с 2000 года структура экономики регионов в

145 Михеева Н.Н. Структурные факторы региональной динамики: измерение и оценка // Пространственная экономика. 2013. №1. с.31.

разрезе видов экономической деятельности изменилась незначительно. Модернизации структуры экономик регионов не происходит несмотря на декларируемые цели.

На наш взгляд, необходимо обратить особое внимание не на соотношение отраслей, а на эффективность их работы и внутренние проблемы.

Для оценки эффективности отраслевой структуры экономики региона в рамках написания данной статьи был проанализирован показатель объема поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет по отраслям промышленности (таблица 1).

Таблица 1 - Удельный вес поступлений налоговых платежей в консолидированные бюджеты Российской Федерации и Свердловской области по отраслям промышленности, %

Российская Федерация Свердловская область

Черная и цветная металлургия 5,5 30,0

Машиностроение 7,9 24,0

Электроэнергетика 0,4 15,9

Химическое производство 7,0 14,0

Пищевая промышленность 14,0 10,2

Обработка древесины и целлюлозно-бумажное производство 1,2 1,5

Легкая промышленность 0,4 0,4

Топливная промышленность 57,5 0,1

Прочее 6,0 3,9

В бюджете Свердловской области удельный вес налоговых поступлений от предприятий металлургии занимает первое место, однако, при доле отрасли в структуре экономики почти 60%, доля в бюджете в два раза меньше. Это говорит о низкой эффективности работы отрасли. Причиной могут быть накопившиеся нерешенные проблемы: устаревание технологической базы промышленного производства, снижение эффективности ее использования; преобладание низкотехнологичных и энергоемких отраслей третьего технологического уклада; дефицит высококвалифицированных кадров, недостаточная практическая подготовка выпускников, недостаточное восполнение кадрового потенциала за счет молодых кадров при интенсивном выходе на пенсию работников старших поколений.

Если сравнить данные таблицы 1 и рисунка 1, то эффективными с точки зрения поступления средств в бюджет Свердловской области являются машиностроение, электроэнергетика, химическое производство, пищевая промышленность. Удельный вес налоговых поступлений в бюджет от этих отраслей превышает их удельный вес в структуре региональной экономики.

Если сравнивать показатели налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации и Свердловской области, то очевидно, что помимо указанных выше отраслей необходимо развивать топливную промышленность. Тем не менее, относительно высокий удельный вес поступлений от топливной промышленности может быть обусловлен особенностями распределения налогов и сборов между уровнями бюджетной системы.

При проведении региональной политики наиболее целесообразно оказывать селективную поддержку не металлургии, а тем отраслям промышленности, которые являются более эффективными с точки зрения бюджетных поступлений.

В государственной программе Свердловской области «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 года» стратегическим направлением является создание конкурентоспособного, структурно сбалансированного промышленного комплекса, который также будет устойчив к колебаниям мировой экономической конъюнктуры 146. Таким образом, в регионе два ключевых ориентира - пропорциональность структуры (сбалансированность) и устойчивость к колебаниям рыночной конъюнктуры (диверсификация). Анализ содержания указанного документа, а также в Программы «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года» 147 и перечня приоритетных отраслей Свердловской области 148 позволил выявить следующие приоритеты.

Во-первых, развитие металлургического комплекса, превращение отрасли на инновационной основе в компонентную базу для отечественного и мирового машиностроения, вхождение в международные технологические цепочки, что позволит усилить экономические позиции Свердловской области и обеспечить растущий спрос на металлопродукцию.

Во-вторых, совершенствование машиностроительного комплекса, создание современных высокотехнологичных наукоемких производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию, которая соответствует международным эталонам, выход отрасли на среднемировой уровень по производительности труда.

В-третьих, улучшение химического комплекса, ввод в действие нового производства по увеличению глубины переработки продукции, повышение выпуска высокотехнологичной продукции, продукции с высокой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

146 Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 года»: постановление Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1293-ПП (ред. 22.12.2016) // Справочно-правовая система КонсультатнтПлюс.

147 Об утверждении государственной программы Свердловской области "Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года»: постановление Правительства Свердловской области от 17.11.2014 N 1002-1111 (ред. от 29.12.2016) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

148 Приоритетные отрасли Свердловской области // Официальный информационный портал Министерства инвестиций и развития Свердловской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://invest.midural.ru/priority branches (дата обращения 08.02.2016_

добавленной стоимостью и импортозамещение в потреблении химической продукции.

В-четвертых, совершенствование лесного комплекса, освоение новых технологий и выпуск прогрессивных видов продукции с высокой глубиной переработки, внедрения безотходных технологий деревообработки, укрепление позиций региона на мировом рынке лесопродукции высокой степени обработки.

Таким образом, на сегодняшний день региональные власти выделяют, поддерживают и привлекают инвесторов в такие отрасли промышленности как металлургия, машиностроение, химический комплекс, лесной комплекс. Стоит отметить, что эти меры не ориентированы на повышение сбалансированности структуры промышленности региона.

Региональная промышленная политика - это «комплекс действий, ориентированных на целенаправленное изменение структуры экономики за счет создания более благоприятных условий для развития определенных (приоритетных) секторов и/или видов деятельности» 149. Традиционная промышленная политика, ориентированная в явном виде на поддержку конкретных (приоритетных) секторов и промышленных комплексов уже давно доказала свою низкую эффективность, чему посвящено множество научных работ. В середине прошлого века сторонники активной промышленной политики часто полагали, что государство может создать любую нужную ему структуру экономики, активно стимулируя, например, замещение импорта.

Политика нового типа не предусматривает явного указания отраслей и секторов. Она должна быть ориентирована на создание благоприятных условий для всех субъектов предпринимательства, развитие инфраструктуры (транспортной, энергетической, инновационной и т.п.) 150. Хотя, некоторые специалисты отмечают, что на практике она может привести к структурным сдвигам в экономике, поскольку создаваемые условия могут в разной степени повлиять на развитие отраслей и предприятий) 151.

Таким образом, в настоящий момент необходимо отойти от селективной региональной промышленной политики и сосредоточиться на поддержке развития инфраструктурных секторов экономики -электроэнергетики, информационных технологий. Особый акцент должен быть сделан на развитии тех секторов экономики, которые позволят добиться более высокой степени переработки сырья, создания добавленной стоимости. Речь идет о предприятиях машиностроения, промышленного и гражданского строительства. В то же самое время регион должен

149 Кузнецов Б.В., Симачев Ю.В. Эволюция государственной промышленной политики в России // Журнал новой экономической ассоциации. 2014. №2 (22). с.152.

150 Lin J.Y. New Structural Economics: A Framework for Rethinking DevelopmentandPolicy. Washington: WorldBankPublications, 2012. p.14.

151 Кузнецов Б.В., Симачев Ю.В. Эволюция государственной промышленной политики в России // Журнал новой экономической ассоциации. 2014. №2 (22). с.155._

наращивать объем прямых и смешанных государственно-частных инвестиций в объекты транспортной инфраструктуры.

Преодоление металлургической специализации региона возможно путем «запуска» новых механизмов развития экономики территории, ориентированных на использование инновационных технологий в машиностроительной отрасли с получением продукции высокого передела.

Важно понимать, что резко изменить структуру экономики за короткое время невозможно, даже на основе осуществления селективной поддержки отдельных отраслей экономики с небольшим удельным весом. Приоритетными ориентирами новой региональной промышленной политики должны стать не отрасли и пропорции между ними, а положительная динамика социально-экономических показателей.

Использованные источники:

1. Lin J.Y. New Structural Economics: A Framework for Rethinking Development andPolicy. Washington: WorldBankPublications, 2012. p.14.

2. Наличие и поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет в разрезе субъектов Российской Федерации по основным видам экономической деятельности (отчет по форме 1-НОМ) // Официальный сайт Федеральной налоговой службы. Статистика и аналитика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn66/related_activities/statistics_and_analytics/ (дата обращения 03.02.2017).

3. Инвестиционный паспорт Свердловской области на 01.01.2016 // Официальный информационный портал Министерства инвестиций и развития Свердловской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа http:// http://invest.midural.ru/pages/30 (дата обращения 08.02.2016).

4. Коваленко М.Г. Диверсификация экономики региона и ее роль в преодолении внутренних различий // Вестник Адыгейскго государственного университета. Серия 5: Экономика. 2012. №4 (111).

5. Кузнецов Б.В., Симачев Ю.В. Эволюция государственной промышленной политики в России // Журнал новой экономической ассоциации. 2014. №2 (22). с. 152-178.

6. Михеева Н.Н. Структурные факторы региональной динамики: измерение и оценка // Пространственная экономика. 2013. №1. с.17-32.

7. Об утверждении государственной программы Свердловской области "Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года»: постановление Правительства Свердловской области от 17.11.2014 N 1002-ПП (ред. от 29.12.2016) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

8. Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 года»: постановление Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1293-ПП (ред. 22.12.2016) // Справочно-правовая система

КонсультатнтПлюс.

9. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по отдельным видам экономической деятельности // ТО Росстата по Свердловской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// sverdl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sverdl/ru/ statistics/enterprises/pro duction/ (дата обращения 01.02.2017).

10. Приоритетные отрасли Свердловской области // Официальный информационный портал Министерства инвестиций и развития Свердловской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://invest.midural.ru/priority_branches (дата обращения 08.02.2016)

11.Романова О.А., Татаркин А.И. Промышленность индустриального региона: потенциал, приоритеты и динамика экономико- технологического развития. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2014.

12.Стариков Е.Н. Промышленная политика Свердловской области. Особенности современного этапа // Региональная экономика: теория и практика. 2014. №46. С. 24-36

13. Татаркин А.И., Даванков А.Ю. Управление сбалансированным развитием территориальных систем: вопросы теории и практики: монография. Челябинск: ЧелГУ, 2016.

14.Фальцман В. Диверсификация российской экономики // Вопросы экономики. 2015. №5. с.48.

УДК 336.1.07

Чапурина К.В. студент 3 курса Гаврилова Н.А. студент 3 курса факультет «инженерно-экономический» Ульяновский государственный технический университет

Россия, г. Ульяновск ВАСИЛЬЕВ А.И. - ПЕРВЫЙ МИНИСТР ФИНАНСОВ РОССИИ Аннотация: В данной статье мы рассмотрим деятельность первого министра финансов Васильева А.И. на протяжении всего его жизненного пути. Карьерный рост Васильева был связан с организаторскими способностями, исполнительностью и трудолюбием. Вся его деятельность была связана с поиском эффективных форм управления финансами России.

Ключевые слова: А.И. Васильев, генерал-прокурор, первый министр финансов, государственный казначей, государственный долг, расходы государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.