УДК 615:37
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ АБИТУРИЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГУ
Болдырева Е.В., Чупандина Е.Е.
ФГБОУ ВО Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Российская Федерация.
Аннотация. Проведен анализ структуры абитуриентов фармацевтического факультета Воронежского государственного университета и уровня их подготовки. Представлены количественные характеристики, определена приоритетная форма образования на фармацевтическом факультете Воронежского государственного университета и выявлены различия между уровнем подготовки абитуриентов.
Ключевые слова: фармацевтическое образование, структура абитуриентов, фармацевтический факультет, высшее фармацевтическое образование, среднее фармацевтическое образование.
В настоящее время фармацевтический рынок относится к среде неопределенности, что характеризуется высокими рисками. В условиях перехода фармацевтического образовательного сообщества на стандарт сле дующего поколения, целью которого является подготовка специалистов, обладающих компетенциями, востребованными реальным сектором фармацевтического рынка, актуализируются вопросы изучения структуры абитуриентов. Также актуальным является установление качества их знаний при поступлении для совершенствования готовности будущих студентов к учебной деятельности как одного из критериев повышения конкурентоспособности фармацевтического факультета.
Информационной базой исследования выступили данные отдела информационных систем ВГУ и Федерального образовательного портала [1].
Нами был проведен анализ структуры абитуриентов фармацевтического факультета ВГУ за последние 6 лет и уровня их подготовки. Следует отметить, что представленные данные являются показателями по состоянию на 1 сентября каждого учебного года, без учета дополнительных зачислений абитуриентов в данном и последующих годах, отчислений и переводов студентов на другие формы обучения.
Результаты по количеству абитуриентов, подавших заявления и зачисленных на различные формы обучения с 2011 по 2016 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Структура абитуриентов фармацевтического факультета ВГУ
Форма обучения 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016г.
Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во
подавших документы зачисленных абитуриентов подавших документы зачисленных абитуриентов подавших документы зачисленных абитуриентов подавших документы зачисленных абитуриентов подавших документы и б а х ы н « Р е л с и ач з зачисленных абитуриентов
Очная 523 119 437 69 463 78 485 95 410 77 94
Очно-заочная 16 10 32 15 70 30 21 9 - - -
Заочная 62 51 61 49 55 40 67 51 - - -
ССО 22 22 25 20 19 18 16 15 25 24 30
Всего 623 202 555 153 607 166 589 170 435 101 124
Доля* 32,4% 27,6% 27,3% 28,9% 23,2% -
Доля зачисленных абитуриентов от общего количества абитуриентов, подавших документы
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
~ 340 ~
*
Как следует из таблицы 1 наибольшая доля абитуриентов, подавших документы, и зачисленных абитуриентов принадлежит очной форме обучения (82,5% и 57,8% соответственно). Однако, каждый год происходит уменьшение количества абитуриентов по данным категориям. До 2014 года эта тенденция сохранялась и на заочном отделении. Увеличение количества абитуриентов на очно-заочной форме происходит до 2013 года, в котором численность первокурсников удвоилась по сравнению с предыдущим набором. Это связано с выделением бюджетных мест на данное отделение в 2013 году. С 2015 году не осуществлялся набор студентов на очно-заочную и заочную формы обучения, в связи с переходом на образовательный стандарт нового поколения.
Несмотря на небольшое снижение количества абитуриентов, получающих средне специальное образование (ССО), с 2011 по 2014 год, следует отметить рост численности студентов ССО в 2015 и 2016 годах. Можно предположить, что увеличение доли абитуриентов ССО связано с повышенным интересом работодателей на фармацевтическом рынке к специалистам с квалификацией «фармацевт» [2].
Установлено, что доля зачисленных абитуриентов от общего количества абитуриентов, подавших документы в каждом учебном году, сокращается, как по всем формам обучения (с 32,4% до 23,2%), так и по отдельным направлениям. Например, на очной форме данный показатель снизился с 22,8% до 18,8% за исследуемый период.
Также было выявлено снижение количества зачисленных абитуриентов по всем формам обучения за 2011 - 2015 года в 2 раза (с 202 до 101). С одной стороны можно сделать предположение о влиянии демографического спада в 90-е годы. Однако, количество абитуриентов, подавших документы, уменьшилось лишь на 30% за тот же период. Это значение показы-
Структура абитуриентов фармацевтического
вает о хорошей информированности о фармацевтическом факультете ВГУ и незначительном влиянии демографического фактора на численность студентов. Следует отметить, что на очной форме обучения количество абитуриентов, которые подали документы, снизилось на 21%, а зачисленных - на 35,3%. Исходя из этого, первостепенной задачей является выяснение причин снижения количества поступивших и выявления предпочтений среди всех абитуриентов, подавших документы.
Явной причиной предпочтения других факультетов (и/или ВУЗов), при существующем выборе, если абитуриент поступил в два и три места, можно обозначить повышение стоимости обучения в 2012 году до 112 тыс.руб. на очном отделении. Что почти в 2 раза выше по сравнению с предыдущим годом. В 2012-2013 учебном году количество первокурсников на очном отделении составило 69 человек, что на 50 студентов меньше, чем в 2011-2012 учебном году. Данная тенденция наблюдается и по всему факультету.
Исследование контингента абитуриентов по половому признаку за весь исследуемый период показало, что основную долю (89%) составляют девушки. Данные результаты свидетельствуют о сложившейся тенденции, что деятельность на фармацевтическом рынке является наиболее привлекательной для женщин. Важно, что доля абитуриентов мужского пола увеличивается в каждом учебном году до 2015 года как по очной форме обучения (с 9,2% до 20,3%), так и по всем формам обучения, что является следствием повышения интереса юношей к фармацевтической отрасли. Уменьшение количества зачисленных абитуриентов мужского пола в 2015 и 2016 годах возможно связано с отсутствием приемной кампании по очно-заочной и заочной форме обучения [3].
Далее была исследована структура абитуриентов фармацевтического факультета ВГУ по источнику финансирования (табл.2).
Таблица 2.
1культета ВГУ по источнику финансирования
Форма обучения 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Доля абитур.,% Доля абитур.,% Доля абитур.,% Доля абитур.,% Доля абитур.,% Доля абитур.,%
Фед/б Дог. Фед/б Дог. Фед/б Дог. Фед/б Дог. Фед/б Дог. Фед /б Дог.
Очная 25 75 48 52 45 55 37 63 45 55 42 58
Очно-заочная - 100 - 100 67 33 - 100 - -
Заочная - 100 - 100 - 100 - 100 - -
ССО - 100 - 100 - 100 - 100 - 100 - 100
Из таблицы 2 следует, что бюджетные места выделяются только на очную форму обучения. Исключением явилось предоставление 20 бюджетных мест на очно-заочное отделение в 2013 году, что напрямую от-
разило различия между уровнем подготовки абитуриентов. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что наибольший средний балл (209,9) имеют абитуриенты с очного отделения за весь отчетный период. Прослеживается тенденция сохранения позиций (второго и третьего места) очно-заочной и заочной форм
обучения по значению среднего балла за отчетный период (183,6 и 153,2 соответственно), что не может не отражаться в перспективе на качестве подготовки специалистов по этим направлениям.
Следует отметить повышение среднего бала по ЕГЭ у абитуриентов, поступивших в 2013 году. На очной форме обучения причиной явилась наибольшая доля бюджетников (45%) от общего числа зачисленных. А на очно-заочном отделении - выделение бюджетных мест
общего количества абитуриентов очно-заочной формы обучения (табл.2).
Следующим этапом исследования явилось распределение контингента абитуриентов по географическому признаку (региону общеобразовательного учебного заведения). Установлено, что за исследуемый период на фармацевтический факультет поступили абитуриенты из 30 регионов (рис. 3).
Рис. 1. Распределение абитуриентов по региону общеобразовательного учебного заведения
На рисунке 1 отражены 6 регионов, которые представлены в каждом учебном году и составляют долю более 1%. Широкое представление данных областей обусловлено близким территориальным расположением. Важно, что в этих субъектах, кроме Липецкой и Тамбовской областях, имеются фармацевтические факультеты в ВУЗах: Белгородском государственном университете, Кубанском государственном медицинском университете, Ростовском государственном медицинском университете. Однако, в Липецкой и Тамбовской областях подготовку по специальности СПО «Фармация» осуществляют 3 ССУЗа: Елецкий медицинский колледж, Липецкий медицинский колледж и Тамбовский медицинский колледж [4, с. 107, 5].
Среди удаленных регионов, из которых приехали абитуриенты, наиболее представлены Саратовская область, Ставропольский край, Ямало-ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО-Югра АО, Сахалинская область, республика Коми, а также Республика Казахстан. Следует отметить, что при зачислении абитуриентов из данных субъектов на фармацевтический факультет ВГУ, сохраняется тенденция поступления и на следующий год из этих регионов.
Установлено, что приоритетной формой образования на фармацевтическом факультете ВГУ выступает очная. Было выявлено снижение количества зачисленных абитуриентов по всем формам обучения с 2011 к
2015 году в 2 раза (с 202 до 101). При исследовании среднего балла по ЕГЭ абитуриентов по формам обучения были определены различия между уровнем подготовки, что не может не отражаться в перспективе на качестве обучения специалистов по этим направлениям.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Российское образование. Федеральный портал. -URL:http://www.edu.ru (дата обращения: 25.05.2017)
[2] Официальный сайт фармацевтического факультета ВГУ - URL:http://www.pharm.vsu.ru (дата обращения: 23.06.2017)
[3] Ручкин И.В., Болдырева Е.В., Чупандина Е.Е. Результаты исследования рынка фармацевтических образовательных услуг Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. : Химия. Биология. Фармация. Воронеж, 2012. № 1. С. 216219.
[4] Болдырева Е.В., Чупандина Е.Е. Результаты исследования рынка фармацевтических образовательных услуг среднего профессионального образования Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Химия. Биология. Фармация. Воронеж, 2016. № 2. С. 106-108.
[5] Федеральная служба государственной статистики. -URL:http://www.gks.ш_(дата обращения: 03.03.2017)
AN ANALYSIS OF STRUCTURE OF APPLICANTS OF PHARMACEUTICAL FACULTY VSU
Boldyreva E.V., Chupandina E.E.
Voronezh State University, Voronezh, Russian Federation.
Annotation. An analysis of structure of applicants of pharmaceutical faculty of Voronezh State University was executed. Results of its analysis were defined as well as quantitative characteristics.
Key words: pharmaceutical education, structure of applicants, pharmaceutical faculty, high pharmaceutical education, VET in pharmacy.
REFERENCES
[1] Rossijskoe obrazovanie. Federal'nyj portal. -URL:http://www.edu.ra_(data obrashcheniya: 25.05.2017)
[2] Oficial'nyj sajt farmacevticheskogo fakul'teta VGU -URL:http://www.pharm.vsu.ru (data obrashcheniya: 23.06.2017)
[3] Ruchkin I.V., Boldyreva E.V., CHupandina E.E. Rezul'taty issledovaniya rynka farmacevticheskih obrazovatel'nyh
uslug Rossijskoj Federacii // Vestnik Voronezhskogo gosu-darstvennogo universiteta. Ser. : Himiya. Biologiya. Farmaciya. Voronezh, 2012. № 1. S. 216-219.
[4] Boldyreva E.V., CHupandina E.E. Rezul'taty issledovaniya rynka farmacevticheskih obrazovatel'nyh uslug srednego professional'nogo obrazovaniya Rossijskoj Federacii // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Himiya. Biologiya. Farmaciya. Voronezh, 2016. № 2. S. 106-108.
[5] Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. -URL:http://www.gks.ru_(data obrashcheniya: 03.03.2017)