Научная статья на тему 'Анализ структурных изменений в банковских системах под влиянием цифровых банковских сервисов'

Анализ структурных изменений в банковских системах под влиянием цифровых банковских сервисов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Банковская система / необанк / банковская экосистема / цифровой банк / виртуальный банк / SubTech / Banking system / neobank / banking ecosystem / digital bank / virtual bank / SubTech

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалева Наталия Алексеевна

Банковские системы постоянно претерпевают структурные изменения. Основной причиной текущих изменений выступает цифровизация и активное внедрение цифровых банковских сервисов. Под влиянием данных процессов появилась новая модель банковского обслуживания – цифровой банкинг, а также новые подходы в надзоре за банковскими институтами – SubTech. В статье обобщается межстрановая практика случившихся к настоящему моменту трансформаций в банковских системах. Для анализа выбран дуальный подход внутренних и внешних изменений с точки зрения трансформации отдельных банковских институтов и трансформации банковской системы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STRUCTURAL CHANGES IN BANKING SYSTEMS UNDER THE INFLUENCE OF DIGITAL BANKING SERVICES

Banking systems are constantly undergoing structural changes. The main reason for the current changes is digitalization and the active implementation of digital banking services. Under the influence of these processes, a new model of banking services has emerged – digital banking, as well as new approaches to the supervision of banking institutions – SubTech. The article summarizes the cross-country practice of the transformations that have occurred to date in banking systems. For the analysis, a dual approach of internal and external changes was chosen from the point of view of the transformation of individual banking institutions and the transformation of the banking system as a whole.

Текст научной работы на тему «Анализ структурных изменений в банковских системах под влиянием цифровых банковских сервисов»

Анализ структурных изменений в банковских системах под влиянием цифровых банковских сервисов

Ковалева Наталия Алексеевна,

к.э.н., доцент, доцент Департамента банковского дела и монетарного регулирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: nkovaleva@fa.ru

Банковские системы постоянно претерпевают структурные изменения. Основной причиной текущих изменений выступает цифровизация и активное внедрение цифровых банковских сервисов. Под влиянием данных процессов появилась новая модель банковского обслуживания - цифровой банкинг, а также новые подходы в надзоре за банковскими институтами -SubTech. В статье обобщается межстрановая практика случившихся к настоящему моменту трансформаций в банковских системах. Для анализа выбран дуальный подход внутренних и внешних изменений с точки зрения трансформации отдельных банковских институтов и трансформации банковской системы в целом.

Ключевые слова: Банковская система, необанк, банковская экосистема, цифровой банк, виртуальный банк, SubTech.

Введение

Последние десятилетия характеризуются технологическими трансформациями в финансовой сфере. Они глубоко затронули и серьезно повлияли на структуру банковского сектора во многих странах и привели к модификациям. Изменяются процедуры совершения банковских операций, каналы предоставления услуг, появляются совершенно новые виды банковских институтов, банковских групп, и принципиально меняются подходы регулирования и надзора со стороны регуляторов. Изменения привели к возникновению цифровых банковских сервисов и цифрового банкинга в целом. Цифровые банки привлекают все больше клиентов, серьезный вклад в этот процесс внесла пандемия Covid-19 с ее локдаунами.

Структурные изменения в банковском секторе, вызванные появлением цифровых банковских сервисов и цифрового банкинга, логично исследовать по двум направлениям - с точки зрения трансформации отдельных банковских институтов (внутренние) и трансформации банковской системы в целом (внешние). К основным внешним изменениям отнесем (1) наличие специального национального банковского регулирования и лицензирования деятельности цифровых банков; (2) модификацию надзора, внедрение цифровых технологий банковского надзора ^иЬТес^; (3) смену предпочтений клиентов на обслуживание с использованием цифровых банковских сервисов и цифрового банкинга, изменение каналов предоставления банковских услуг.

В качестве внутренних трансформаций банковских институтов, обусловленных прорывным развитием цифрового банкинга, предлагается рассмотреть (1) изменение стратегии управления банковских институтов; (2) трансформацию бизнес-моделей банков, формирование технологических бизнес-моделей банков.

Основная часть

Ое

см см

Статья подготовлена по материалам исследований, выполненных по государственному заданию Финансового университета.

Начиная анализ внешних трансформаций, рассмотрим вопрос введения специального банковского регулирования цифрового банкинга и банковских сервисов, являющийся предметом работы регуля-торных органов разных стран. Для цифрового банкинга вводятся режимы лицензирования, надзорные требования, но пока это больше исключения из правил, чем норма. В таблице 1 представлены данные о наличии специальной лицензии для цифровых банков в разных странах.

Таблица 1

Страна Регуляторный статус Лицензионные ограничения для отдельных рыночных сегментов

Китай (Chinese Taipei) Интернет-банк Нет

Гонконг (Hong Kong SAR) Виртуальный банк Нет

Корея Интернет-банк Ритейл и МСП

Малайзия Цифровой банк Нет

Сингапур Полностью цифровой банк Нет

Цифровой оптовый банк МСП и другие нерозничные клиенты

ОАЭ (United Arab Emirates (ADGM)) Цифровой банк Нет

Источник: составлено автором по материалам [1].

В банковском законодательстве стран, включенных в Таблицу 1, определены понятия «виртуальный банк», «цифровой банк», «интернет-банк», а также введены специальные лицензии для них. Европейский центральный банк занял технологически нейтральную позицию и ориентирован на содействие заявителям с новыми финтех бизнес-моделями. Европейские цифровые банки должны придерживаться тех же надзорных требований и соблюдать те же стандарты банковской деятельности, что и традиционные банки. Некоторые страны (Австралия, Великобритания) ввели пруденциальные послабления и снизили входные барьеры для банков с финтех бизнес-моделями [2]. Большинство регуляторов придерживаются принципа технологической нейтральности относительно цифровых банков и не вводят дополнительной юридической дифференциации банковских институтов.

Основное различие между лицензионными требованиями для традиционных и цифровых банков заключается в технологических элементах и целях бизнес-плана. Цифровые банки сталкиваются с ограничениями своего физического присутствия и, в некоторых случаях, сегментов рынка, которые им разрешено обслуживать. Требования к руководителям, как правило, носят предписывающий характер в отношении опыта членов совета директоров в области технологий и в технологическом бизнесе. Иногда проводится дополнительная оценка технической инфраструктуры независимыми сторонними техническими экспертами. Кроме того, в некоторых юрисдикциях цифровые банки должны продемонстрировать способность и стремление к расширению доступности финансовых услуг, особенно для недостаточно обслуживаемых рынков и труднодоступных географически регионов.

Россия придерживается подхода технологической нейтральности относительно цифрового банкинга, но государственная политика направлена на стимулирование инноваций. В Стратегии раз-

вития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г. было отмечено, что перспективы развития банковской системы и повышение конкурентоспособности финансового сектора России в целом зависит от совершенствования способов ведения банковской деятельности на основе применения передовых информационных технологий. Банк России не ввел специальное лицензирование цифровых банков, хотя в российской банковской системе присутствуют цифровые банки (необанки). В то же время Банк России применяет отдельные элементы регулирования банковских экосистем -дополнительную регуляторную нагрузку на достаточность капитала банковских групп, а именно повышенные весовые коэффициенты на непрофильные активы при расчете достаточности капитала [9].

Среди банковских цифровых услуг наибольшее распространение, безусловно получили платежные сервисы. Для цифровых платежных сервисов и услуг электронных денег во многих странах действуют особые правила. Данные инициативы, в основном, направлены на усиление нормативных требований к небанковским организациям (Канада, Сингапур, Турция) или наоборот облегчение их доступа к рынку платежей (ЕС, Япония, ЮАР, Чили) [2]. Банки исторически доминировали на рынке платежей, но сейчас они испытывают конкуренцию со стороны небанковских финтех-компаний, предоставляющих аналогичные услуги. Это означает, что у пользователей теперь есть различные варианты совершения платежей в цифровом виде: для перевода денег они могут использовать платежные услуги, которые работают на основе банковского счета, или могут использовать предварительно пополненный счет электронный «кошелек» или платежный счет, управляемый небанковским поставщиком платежных услуг. Из-за повышенных рисков электронные деньги обычно регулируются отдельно от других платежных услуг. Например, в Европейском союзе поставщики платежных услуг регулируются как платежные учреждения в соответствии с Директивой о платежных услугах [3], а поставщики электронных денег регулируются как учреждения, выпускающие электронные деньги, в соответствии с Директивой об электронных деньгах [4].

Рассматривая общие подходы к регулированию цифрового банкинга и цифровых банковских услуг в разных странах, следует также обратить внимание на вектор национальной государственной политики по предоставлению цифровых услуг: внедряются системы цифрового удостоверения личности (в частности биометрической идентификации), принимается законодательство о защите данных, о правах и обязанностях по доступу и обмену данными потребителей, учреждаются национальные структуры ки-бербезопасности, дополненные правилами киберза-щиты и руководствами, специфичными для финансового и банковского сектора. Наконец, часто создаются координаторы инноваций - инновационные центры, регулятивные песочницы и акселераторы инноваций - регуляторная песочница Банка России, регуляторная песочница Народного Банка Китая [2].

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

Q. в

CM CM

Цифровые трансформации в банковской сфере предоставляют новые возможности построения системы мониторинга и предупреждения кризисов - SubTech1. Согласно исследованиям Института финансовой стабильности Банка международных расчетов [5], [6], охватившим 31 страну на всех континентах, 39 надзорных органов в разных государствах в том или ином объеме применяют технологии SupTech, в частности, Австрия (OeNB) Австралия (ASIC, APRA's), Великобритания (FCA), Германия (BB), Гонконг (HKMA), Канада (FINTRAC), Малайзия (BNM), Россия (CBR), США (SEC) Сингапур (MAS), Франция (ACPR) и др. Важное значение придается развитию международной координации и сотрудничеству, которые могут помочь ускорить развитие технологий SupTech.

В 2019 г. Банк международных расчетов (БМР) создал Инновационный хаб для центральных банков с целью развития международного сотрудничества в области финансовых технологий, который выступает координационным центром в части изучения технологических тенденций, поддержки и содействия испытаниям по применению технологий для совершенствования регулирования [6].

В таблице 2 обобщены сведения о направлениях использования SupTech-технологий в надзоре финансовых регуляторов, в частности, за деятельностью банков.

Таблица 2

Направления использования Выявление фактов недобро- ПОД/ ФТ Анализ и управление рисками Анализ и управление рисками Процедуры допуска

Технологии совестной торговли

Технологии сбора, обработки и хранения данных Австралия США Великобритания Италия Мексика Бразилия Нидерланды Литва

Машинное обучение Сингапур Великобритания Австралия США Сингапур Италия Италия Нидерланды ЕС Испания Италия

Обработка естествен-ного языка Сингапур Мексика Италия ЕС США Испания Италия Австралия ЕС

Чат-боты Филлип-пины Австралия

Источник: составлено авторами на основе данных FSI [6].

Основными направлениями использования регуляторами SupTech-технологий остаются регуля-торная отчетность, управление данными и надзор за финансовым рынком [7].

На современном этапе Банк России, используя зарубежный опыт, реализует стратегию SupTech. В целях обеспечения эффективного и высокотехнологичного регулирования и надзора Банком России разработан План мероприятий («дорожная карта») в сфере SupTech и RegTech, который включает проекты, находящиеся на этапе реализации, а также инициативы, учитывающие предложения участников финансового рынка. Ряд проектов в сфере надзорных и регуляторных технологий Банком России уже успешно реализован [7].

Согласно многолетнему исследованию компании Kearny [12], организации, занимающиеся цифровым банкингом в Европе, в период 2011-2019 гг. привлекли более 15 млн клиентов, и в 2023 г. число клиентов может достичь 85 млн что составит примерно 20% населения старше 14 лет. Аналогичная тенденция наблюдается в Великобритании, где цифровые банки почти утроили свою клиентскую базу с 2018 по 2019 г. Безусловно, основные причины заключаются в снижении стоимости банковских услуг и повышении удобства.

В 2020 г. компания McKinsey провела опрос банковских клиентов, с целью выявить изменения в поведении клиентов [13]. На рисунке 1 представлены результаты данного опроса. Следует отметить зарождение таких тенденций, как рост уровня взаимодействия с цифровыми технологиями (использование удаленных каналов предоставления банковских услуг до 20%), сокращение использования наличных средств (в два раза).

1 SupTech (Supervisory Technology) - технологии, используемые регуляторами для повышения эффективности регулирования и надзора за деятельностью участников финансового рынка.

Рис. 1. Использование цифровых каналов в Европе в период пандемии COVID-19. Изменение использования банковских услуг (% респондентов) Источник: [13].

Сущность банков, технологии совершения банковских операций, каналы предоставления банковского обслуживания претерпевают изменения в условиях цифровой трансформации. Следует выделить следующие изменения в деятельности банковских институтов, связанные с эволюционным развитием подходов к стратегическому планированию и управлению банком в цифровую эпоху:

- создание инновационных банковских продуктов и услуг, отвечающих новым финансовым потребностям клиентов;

- переход преимущественно к цифровым продажам и цифровому обслуживанию, банковское обслуживание в режиме 365/24/7;

- изменение структуры затрат для целей высвобождение ресурсов на создание цифровых решений;

- настройка внутренних автоматизированных банковских систем и технологий под задачи ускорения процессов банковского обслуживания, слияние бизнеса и ИТ;

- управление рисками и капиталом с использованием цифровых решений, использование гибких эффективных инструментов в оценке и мониторинге кредитного риска;

- изменение структуры бизнеса и сделки M&A: продажа непрофильных активов, приобретение финтех-компаний, обладающих инновационными идеями и концепциями.

Изменения в стратегическом планировании современного банковского бизнесам позволяет обозначить тренды, сложившиеся в банковском секторе. Нельзя не согласиться с мнением экспертов Accenture, которые выделили 5 ключевых трендов в цифровизации банковского бизнеса.

1. Применение технологий группы DARQ, включающей распределенный реестр (D - DLT - distributed ledger technology), искусственный интеллект (A - Artificial intelligence), дополненную реальность (R - Extended reality), квантовые вычисления (Q -Quantum).

2. Использование технологий, обеспечивающих персонализацию предложений клиенту, позволяющих при сохранении конфиденциальности на основе анализа и интерпретации поведения клиента предоставить ему качественный персональный сервис, сформировав тем самым его высокую лояльность.

3. Совершенствование навыков сотрудников с помощью новых технологических инструментов, непрерывное обучение персонала.

4. Усиление киберзащиты. Информационные системы банков становятся все более взаимосвязанными с ^-инфраструктурами партнеров, а значит, их потенциальная уязвимость растет. Банки должны защищать не только себя, но и созданные ими экосистемы.

5. Организация круглосуточного предоставления услуг в режиме 365/24/7. Сочетание кастоми-зации и предложения услуги в реальном времени -основа будущего конкурентного преимущества.

Изменение в стратегическом управлении банком тесным образом связано с трансформациями в его бизнес-модели с переходом на технологическую модель. Появление цифровых банков является отражением модификации институциональной структуры банковского сектора, связанной с усложнением экономических процессов, механизмов, вызванными технологическими трансформациями. Не вызывает сомнения тот факт, что в условиях цифровизации появляются новые бизнес-модели банковских институтов, построенные на более высокой планке использования цифровых технологий.

Рис. 2. Пример операционной модели «связанных» потоков для банковского института

сз о

со £

m Р сг

Источник: [14].

Последние годы отличаются снижением показа- не менее, эксперты отмечают наличие возможно-телей прибыльности банковских институтов. Тем стей для достижения прежнего уровня прибыли,

СТ1 А

но для этого бизнес-модели и операционные платформы банковских институтов должны быть переоснащены с применением Финтеха с учетом меняющейся динамики рынка [14]. В этой связи, интерес представляет операционная модель «связанных потоков», внедряемая экосистемами. Данная операционная модель подразумевает перенос части мощностей и процессов на аутсорсинг компаниям-партнерам, интегрированным в экосистему. На рисунке 2 представлена схема реализации данной модели. Процессы, операции и сервисы, отмеченные внутри голубого контура, проводятся непосредственно самим банком, а решения и сервисы, отображенные серым цветом, будут предоставляться Финтех-компаниями и другими институтами финансового рынка на партнерских основах.

Предполагается, что такие действия, как проверка клиентов согласно требованиям ПОД/ФТ и антиотмывочного законодательства, аналитика, обрабатываемая с помощью искусственного интеллекта, роботизация и автоматизация будут переданы Финтех компаниям на аутсорсинг.

Банк становится организацией, сосредотачивающейся на данных и клиентах, а учетные функции и документооборот мидл- и бэк-офиса переносятся на рыночные сервисы FinTech партнеров. Таким образом, банк становится датацентричным участником сложной экосистемы, учитывающей современные рыночные тенденции и уделяющей особое внимание таким аспектам, как модели риска и качество обслуживания клиентов.

Заключение

Технологические трансформации финансового сектора, взаимодействие традиционных банков с финтех-компаниями оказали серьезное влияние на структуру банковского сектора и сформировали новый вид классификации банков - цифровые банки, необанки. Происходящие структурные изменения в банковском секторе, обусловленные цифровой трансформацией следует рассматривать как в целом для банковской отрасли (внешние изменения), так и на уровне отдельных кредитных организаций (внутренние изменения). Влияние технологических трансформаций на банковский сектор привели к введению специальной банковской лицензии цифрового банка с отдельными надзорными требованиями в юрисдикциях некоторых стран. Развиваются и надзорные технологии банковских регуляторов - активно внедряется цифровой надзор SupTech. Изменяются предпочтения клиентов банков в пользу цифровых каналов обслуживания, мы наблюдаем серьезный рост клиентской базы цифровых банков. Повсеместная цифровизация серьезно затронула стратегии управления банка-is ми и организационно-функциональную структуру. ol Банки пересматривают стратегии управления капи-~ талом, затратами, внедряют новые бизнес-модели. сэ И этот процесс далек от завершения. Рассматривая ^ перспективы развития обозначенных трендов, мы z должны отметить дальнейшую диверсификацию

видов цифровых банков и цифровых банковских сервисов, обусловленную фактором НТП, новыми финансовыми потребностями банковских клиентов, персонализацией банковского обслуживания. Это безусловно, повлечет за собой расширение перечня специализированных банковских лицензий для цифрового банкинга. Банковский надзор за деятельности цифровых банков в условиях модификации управления рисками, когда на первый план выходят операционный и технологический риски, повышается роль стратегического и репутационного риска, усложняется оценка кредитного риска, будет развиваться в сторону формирования комплекса мер по обеспечению финансовой устойчивости банков и банковской системы в целом, повышения безопасности цифрового банковского обслуживания и сохранения кредита доверия к банковским институтам.

Литература

1. Ehrentraud J., Ocampo D.G., Vega C.Q. Regulating fintech financing: digital banks and fintech platforms. Financial Stability Institute. FSI Insights on policy implementation No 27 (Электронный ресурс), August 2020. - URL: https://www. bis.org/fsi/publ/insights27.pdf (дата обращения: 11.05.2023).

2. Ehrentraud J., Ocampo D.G., Lorena Garzoni L., Piccolo M. Policy responses to fintech: a cross-cauntry overview. Financial Stability Institute. FSI Insights on policy implementation No 23 (Электронный ресурс) January 30, 2020. - URL: https://www.bis.org/fsi/publ/insights23.htm (дата обращения: 05.05.2023).

3. Payment Services Directive 2 (PSD2) (DIRECTIVE (EU) 2015/2366 OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 25 November 2015 on payment services in the internal market, amending Directives 2002/65/EC, 2009/110/ EC and 2013/36/EU and Regulation (EU) No 1093/2010, and repealing Directive 2007/64/EC. -URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/HTML/?uri=CELEX:32015L2366 (дата обращения: 05.05.2023).

4. Electronic Money Directive 2 (EMD2) DIRECTIVE 2009/110/EC OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 16 September 2009 on the taking up, pursuit and prudential supervision of the business of electronic money institutions amending Directives 2005/60/EC and 2006/48/ EC and repealing Directive 2000/46/EC. - URL: https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ. do?uri=OJ: L:2009:267:0007:0017: EN: PDF (дата обращения: 05.05.2023).

5. Innovative technology in financial supervision (suptech) - the experience of early users. Financial Stability Institute (FSI) of the Bank for International Settlements (BIS) (Электронный ресурс), 2018, July. - URL: https://www.bis.org/fsi/publ/in-sights9.pdf (дата обращения: 11.05.2023).

6. The suptech generations. Financial Stability Institute (FSI) of the Bank for International Settlements (BIS) (Электронный ресурс), 2019, October. URL: https://www.bis.org/fsi/publ/insights19.pdf (дата обращения: 11.05.2023).

7. Банк России. Основные направления развития технологий SupTech и RegTech на период 20212023 годов (Электронный ресурс), 2021 год. -URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/ File/120709/SupTech_RegTech_2021-2023.pdf (дата обращения: 15.05.2023).

8. Банк России. Экосистемы: подходы к регулированию. Доклад для общественных консультаций (Электронный ресурс). Апрель 2021. - URL: http://www.cbr.ru/content/document/file/119960/ consultation_paper_02042021.pdf (дата обращения: 15.05.2023).

9. Банк России. Регулирование рисков участия банков в экосистемах и вложений в иммобилизованные активы. Доклад для общественных консультаций (Электронный ресурс). Июнь, 2021. - URL: http://www.cbr.ru/ Content/Document/File/123688/Consultation_Pa-per_23062021.pdfhttp://www.cbr.ru/content/doc-ument/file/119960/consultation_paper_02042021. pdf (дата обращения: 15.05.2023).

10. IBM. Designing a sustainable digital bank (Электронный ресурс). - URL: https://www.ibm.com/ downloads/cas/XGJGOJWA (дата обращения: 15.08.2023).

11. Исследование финансовых технологий в России «Финтех 2019» (Электронный ресурс), 2020. - URL: https://ict.moscow/research/ fintekh-2019-godovoe-issledovanie-rynka-finansovykh-tekhnologii-v-rossii/ (дата обращения: 15.08.2023).

12. Kearny A.T. European Retail Banking Radar 2019. Time of change and opportunity (Электронный ресурс). May 19, 2019. - URL: https://www.kear-ney.com/industry/financial-services/article/-/in-sights/european-retail-banking-radar-2019 (дата обращения: 15.08.2023).

13. Lemerle M., Patnaik D., Ring I., Sayama H., Sie-bere M. No going back: New Imperatives for European Banking (Электронный ресурс). May, 18, 2020. - uRL: https://www.mckinsey.com/in-dustries/financial-services/our-insights/no-going-back-new-imperatives-for-european-banking (дата обращения: 15.08.2023).

14. Mayers D., Sondhi S. The Investment Bank of the Future. Connected Flow - Differentiated Insights. Delloitte (Электронный ресурс), January, 19, 2020. - URL: https://www.deloitte.com/global/en/ Industries/financial-services/perspectives/gx-the-investment-bank-of-the-future.html (дата обращения: 12.06.23).

ANALYSIS OF STRUCTURAL CHANGES IN BANKING

SYSTEMS UNDER THE INFLUENCE OF DIGITAL

BANKING SERVICES

Kovaleva N.A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Financial University under the Government of the Russian Federation

Banking systems are constantly undergoing structural changes. The main reason for the current changes is digitalization and the active implementation of digital banking services. Under the influence of these processes, a new model of banking services has emerged -digital banking, as well as new approaches to the supervision of banking institutions - SubTech. The article summarizes the crosscountry practice of the transformations that have occurred to date in banking systems. For the analysis, a dual approach of internal and external changes was chosen from the point of view of the transformation of individual banking institutions and the transformation of the banking system as a whole.

Keywords: Banking system, neobank, banking ecosystem, digital bank, virtual bank, SubTech.

References

1. Ehrentraud J., Ocampo D.G., Vega C.Q. Regulating fintech financing: digital banks and fintech platforms. Financial Stability Institute. FSI Insights on policy implementation No 27, August 2020. - URL: https://www.bis.org/fsi/publ/insights27.pdf (accessed: 11.05.2023).

2. Ehrentraud J., Ocampo D.G., Lorena Garzoni L., Piccolo M. Policy responses to fintech: a cross-cauntry overview. Financial Stability Institute. FSI Insights on policy implementation No 23, January 30, 2020. - URL: https://www.bis.org/fsi/publ/ insights23.htm (accessed: 05.05.2023).

3. Payment Services Directive 2 (PSD2) (DIRECTIVE (EU) 2015/2366 of the european parliament and of the council of 25 November 2015 on payment services in the internal market, amending Directives 2002/65/EC, 2009/110/EC and 2013/36/ EU and Regulation (EU) No 1093/2010, and repealing Directive 2007/64/EC. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/HTML/?uri=CELEX:32015L2366 (accessed: 05.05.2023).

4. Electronic Money Directive 2 (EMD2) DIRECTIVE 2009/110/EC OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 16 September 2009 on the taking up, pursuit and prudential supervision of the business of electronic money institutions amending Directives 2005/60/EC and 2006/48/EC and repealing Directive 2000/46/EC. - URL: https://eur-lex.europa.eu/Lex-UriServ/LexUriServ.do?uri=OJ: L:2009:267:0007:0017: EN: PDF (accessed: 05.05.2023).

5. Innovative technology in financial supervision (suptech) - the experience of early users. Financial Stability Institute (FSI) of the Bank for International Settlements (BIS), 2018, July. -URL: https://www.bis.org/fsi/publ/insights9.pdf (accessed: 11.05.2023).

6. The suptech generations. Financial Stability Institute (FSI) of the Bank for International Settlements (BIS), 2019, October. -URL: https://www.bis.org/fsi/publ/insights19.pdf (accessed: 11.05.2023).

7. Bank Rossii. Osnovnye napravleniya razvitiya tekhnologij SupTech i RegTech na period 2021-2023 godov, 2021 год. - URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/120709/SupTech_ RegTech_2021-2023.pdf (accessed: 15.05.2023).

8. Bank Rossii. Ekosistemy: podhody k regulirovaniyu. Doklad dlya obshchestvennyh konsul'tacij, Апрель 2021. - URL: http:// www.cbr.ru/content/document/file/119960/consultation_pa-per_02042021.pdf (accessed: 15.05.2023).

9. Bank Rossii. Regulirovanie riskov uchastiya bankov v eko-sistemah i vlozhenij v immobilizovannye aktivy. Doklad dlya obshchestvennyh konsul'tacij, Июнь, 2021. - URL: http:// www.cbr.ru/Content/Document/File/123688/Consultation_ Paper_23062021.pdfhttp://www.cbr.ru/content/document/ file/119960/consultation_paper_02042021.pdf (accessed: 15.05.2023).

10. IBM. Designing a sustainable digital bank (Электронный ресурс). - URL: https://www.ibm.com/downloads/cas/XGJGO-JWA (accessed: 15.08.2023).

11. Issledovanie finansovyh tekhnologij v Rossii «Fintekh 2019», 2020. -URL: https://ict.moscow/research/fintekh-2019-godovoe-issledovanie-rynka-finansovykh-tekhnologii-v-rossii/ (accessed: 15.08.2023).

12. Kearny A.T. European Retail Banking Radar 2019. Time of change and opportunity, May 19, 2019. - URL: https://www. kearney.com/industry/financial-services/article/-/insights/ european-retail-banking-radar-2019 (accessed 15.08.2023).

C3

о

CO £

m Р СГ

CT1 А

IE

13. Lemerle M., Patnaik D., Ring I., Sayama H., Siebere M. No going back: New Imperatives for European Banking, May, 18, 2020. -URL: https://www.mckinsey.com/industries/financial-services/ our-insights/no-going-back-new-imperatives-for-european-banking (accessed: 15.08.2023).

14. Mayers D., Sondhi S. The Investment Bank of the Future. Connected Flow - Differentiated Insights. Delloitte, January, 19, 2020. - URL: https://www.deloitte.com/global/en/Industries/ financial-services/perspectives/gx-the-investment-bank-of-the-future.html (accessed: 12.06.23).

a.

e

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.