родной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов / Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). - Ростов н/Д, 2014. - С. 190.
АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
© Чадаев Д.Ю.1, Белова Е.О.2
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»,
г. Краснодар
На данный момент представлено много методик анализа внешних и внутренних стратегических факторов деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что любому предприятию в данное время не обойтись без использования методик, которые анализируют и прогнозируют деятельность их предприятия, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.
Ключевые слова: SWOT, PEST, SPACE, SNW, TEMPLES, LoNG, Marketing Mix.
Самыми популярными и часто используемыми считаются такие, как: SWOT, PEST, SNW и SPACE-анализ [1]. Данные методики очень хороши и являются основой любого анализа, но есть малоизвестная методика, под названием T.E.M.P.L.E.S., которая расшифровывается как (Technology, Economics, Market, Politics, Laws, Ecology, Society) [2]. Данная методика похожа на PEST-анализ, но включает в себя, куда большее количество факторов для анализа и может служить отличным подспорьем для проведения SWOT анализа.
Актуальность данной модели заключается в:
- комплексном подходе;
- важности составляющей Technological в настоящее время;
- важности отдельного оценивания политических и законодательных факторов;
- важности введения оценивания рыночных факторов с возможностью их рассмотрения, как в описании рыночных характеристик, так и с точки зрения рыночных характеристик по модели М. Портера;
- необходимости добавления информационной модели в рассматриваемую методику [3].
1 Студент.
2 Доцент кафедры Производственного менеджмента и экономики отраслей народного хозяйства, кандидат экономических наук, доцент.
Таким образом, методика принимает вид TEMPLES+I (Technology, Economics, Market, Politics, Legal, Ecology, Society + Information) - технологические, экономические, рыночные, политические, правовые, экологические, социально-демографические и информационные факторы.
Одним из сложных вопросов так же является процесс анализа факторов макросреды при учете деятельности компании. Ученые, которые рассматривают данную проблему, предлагают проводить оценку на 3-х уровнях: локальном уровне, национальном и глобальном уровне [4].
Одной из методик, которая систематизирует этот процесс, является модель LoNG. Под каждым из уровней в этой методике рассматривают соответственно Lo (local) - локальный, N (national) - национальный и G (global) -глобальный уровни анализа [5]. В таблице 1 представлены характеристики совмещенного TEMPLES + LoNG анализа.
Таблица 1
TEMPLES + LoNG - анализ
Факторы LOCAL (локальный уровень) NATЮNAL (национальный уровень) GLOBAL (глобальный уровень) Вывод по общему влиянию фактора
Технологические Совершенствование технологий Технологические возможности Международные достижения
Экономические Доход Ставки по процентам Экономический рост
Рыночные Рыночное окружение Рыночная среда Состояние рыночной среды
Политические Предоставление услуг Субсидии Торговые соглашения (международные)
Правовые (юридические) Разрешение на лицензии Законодательство Международные соглашения
Социальные Рост населения Изменение демографии Миграция
Экологические Проблемы утилизации отходов Погодные условия Изменение климата
Информационные Информационная доступность Информационное обеспечение страны Доступность международной информации
Вывод по влиянию на уровне
Недостатком данной методики является рассмотрение ситуации исключительно на модели маркетингмикс (Marketing Mix). Для полного анализа, необходимо дополнительно рассматривать факторы с точки зрения их расширения такими составляющими, как: Place, People, Profit, Personnel (место, потребители, прибыль, персонал) [6].
В дополнение к данным, которые приводятся в табл. 1, элементами Marketing Mix и построение модели для определения факторов для анализа макросреды могут рассматриваться с позиции полного анализа по трем плоскостям: факторы TEMPLES+ LoNG + I + Marketing Mix. Полученный результат можно рассмотреть с точки зрения полной оценки и представлять собой подобная модель, представленная на рис. 1.
Данная модель дает возможность провести описание с точки зрения выделения характеристик с оценкой влияния факторов макросреды на анализируемые составляющие элементов Marketing Mix страны, отрасли и предприятия [7].
Рис. 1. Модель описания факторов внешней среды TEMPLES + I + LoNG + Marketing Mix
Для решения проблем предлагается модель совмещенного TEMPLES+ LoNG + I + Marketing Mix-анализа в форме таблицы. Плюсами является наличие качественного и количественного анализа факторов, в следствие чего можно формировать выводы по полученным результатам и рассматривать их в динамике с учетом проведения расчетов по текущему периоду (t), и составлении значений прогноза (t+1). Процесс анализа макросреды происходит по схеме «фактор-предприятие-отрасль-страна», а полученные результаты, оформляются в виде таблицы, которая включает в себя факторы макросреды и оценку их влияния. Оценка характеристик происходит при помощи метода экспертных оценок, который отнесен к категории нечетких методов оценки, где сила влияния фактора рассчитывается по формуле: Z = I-D-P-E, где I -влияние фактора (10 - max, 1 - min); D - опасность/возможность «-/+»; P -вероятность наступления события (3 - max, 1 - min); E - оценка фактора (10 - max, 1 - min). В качестве примера рассмотрим действие факторов макросреды на русское предприятие розничной торговли ПАО «Магнит» (табл. 2).
Важность факторов информационной среды проявляется в приведенном примере количественно (см. табл. 2), а также показывает усиление положительного влияния на данную сферу деятельности. Суммарное положительное влияние этих факторов сказывается и на изменении всего влияния макросреды на рассматриваемое предприятие.
Таблица 2
Анализ факторов макросреды ПАО «Магнит»
Текущий период (1) Будущий период (1+1) Значение фактора
Составляющие среды / группы факторов Оценка фактора Важность фактора | Опасность/возможность | Вероятность события | Оценка фактора | Важность фактора | Опасность/возможность | Вероятность события | Оценка фактора | По текущему периоду тах(1) 2
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1. Технологические факторы: Создание упаковочного оборудования 10 8 1 2 4 6 1 2 5 240 64 60
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Совершенствование технологии хранения продукции 10 7 -1 1 3 8 -1 1 6 -210 -21 -48
ИТОГО: 210 61 42
8. Факторы информационной среды: Пропаганда здорового образа жизни 10 5 1 1 6 6 1 2 7 150 30 84
Распространение качества о снижении качеств продаваемой продукции 10 4 1 1 4 4 1 2 4 120 16 32
Широкое развитие сети Интернет 10 4 1 1 3 4 1 2 6 120 12 48
ИТОГО: 390 58 164
Всего: -300 -200 -47
Законодательные
Рис. 2. Диаграмма полученных данных из таблицы 2
Для повышения эффективности работы с полученными данными в ходе проведения анализа, используя современные методы представления количе-
ственной информации, целесообразно использовать диаграммы (образец представлен на рис. 2 по данным, рассмотренным в табл. 2).
Учитывая скорость, с которой происходят изменения окружающей среды, активную деятельность компаний на рынках макросреды и аспекты глобализации, важно грамотно провести комплексный анализ факторов макросреды. Вследствие чего, результаты анализа макросреды позволяют провести оценку внешней экономической ситуации, что является важной составляющей комплексного маркетингового анализа [8]. Предлагаемая в статье модель, не только позволит использовать различные способы представления и оценки факторов макросреды, но и применять качественные и количественные способы для оценивания динамики изменений, которые в свою очередь необходимы для мониторинга состояния маркетинговой макросреды и подготовки обдуманных и качественных управленческих решений.
Список литературы:
1. Управление конкурентоспособностью предприятий, отраслей, регионов / Алуян В.С., Белова Е.О., Гавриш Е.С., Гришин И.Ю., Кобозева Е.М., Ковалёва Н.В., Коломыц О.Н., Клочко Е.Н., Прохорова В.В., Скульчес Д.В., Ти-миргалеева Р.Р., Урманов Д.В., Черникова В.Е., Шелудько Е.Б., Шутилов Ф.В., Боярчук Н.К., Гайдатов А.В., Казак А.Н., Ланковская Е.К., Лукьянова Е.Ю. и др. Коллективная монография. - Майкоп, 2016.
2. Чурлей Э. Использование TEMPLES+I-анализа для проведения комплексной оценки в международном маркетинге // Журнал международного права и международных отношений. - 2011. - № 4. - С. 87-92.
3. Караченцева А.А., Белова Е.О. Оценка конкурентной позиции организации // Сборник научных статей факультета экономики, управления и бизнеса ФГБОУ ВПО «КубГТУ». - Краснодар, 2015. - С. 159-161.
4. Шутилов Ф.В. Стратегическое управление и государственная поддержка развития промышленных кластеров // Вестник Адыгейского государственного университета. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. - 2013. - № 4 (131). - С. 275-280.
5. Белова Е.О., Веселова Н.Ю. Менеджмент. - Краснодар, 2011.
6. Белова Е.О. Разработка стратегии развития предприятия пищевой промышленности // Вестник Института дружбы народов Кавказа Теория экономики и управления народным хозяйством. - 2015. - № 3 (35). - С. 3.
7. Прохорова В.В., Илющенко Н.А. Стратегические приоритеты региональной экономической политики // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2010. - № 4. - С. 251-254.
8. Mindlin Y.B., Zhukov B.M., Prokhorova VV, Shutilov F.V, Belova E.O. Main stages of the formation of an economic cluster // International Journal of Economics and Financial Issues. - 2016. - Т. 6, № S1. - С. 261-265.