Rochsian Journal of Management. — 2011. — V. 9. No. 3. — S. 3—28.
5. Kleiner G. B. Re-industrialization, Re-Industrialization, Re-Institutionalization - Key Tasks of Russia's Economic Revival / G. B. Kleiner // Economic Revival of Russia. — 2015. — № 4 (46). — С. 34—39.
6. Lisovtseva L. N. Development of Public-Private Partnership in the Voronezh Region / L. N. Lisovtseva, O. V. Myasnyankina // Actual problems of sustainable management and development of socio-economic systems in the process-oriented economy : collection of scientific papers on the materials of the regional scientific conference. — 2014. — С. 85—92.
7. Mazilov E. A. Methodological approaches to the typology of regions by the level of development of the industrial complex / E. A. Mazilov // Problems of Economics and Management. — 2015. — № 6 (46). — С. 75—82.
8. Myasnyankina O. V. Re-industrialization of the economy of the Voronezh Oblast: problems and prospects / O. V. Myasnyankina // REGION: systems, economy, management. — 2021. — № 1 (52). — С. 18—26.
9. Myasnyankina O. V. Reindustrialization of the old industrial regions of the Central Federal District / O. V. Myasnyankina, A. A. Kazmin // REGION: Systems, economy, management. — 2021. — № 4 (55). — С. 61—67.
10. Romanova O. A. Industrial policy: genesis, regional peculiarities and legislative support /
УДК 332:331:339:608
O. A. Romanova, A. I. Tatarkin // Regional Economy. — 2014. — № 2. — C. 45—56.
11. Razvadovskaya Yu. V. Application of the resource approach to the study of the parameters of the new industrialization of the economy / Yu. V. Razvadovskaya // Economic Science of Modern Russia. — 2021. — № 4 (95). — C. 20—35.
12. Reindustrialization of Russia's economy or continuation of the liberal course / E. V. Ustyuzhanina, S. D. Valentey, G. Y. Gagarina [et al.] // Federalism. — 2015. — № 1 (77). — C. 7—56.
13. Satunina T. A. Improving the methodological tools for assessing the effectiveness of industrial policy in the Russian Federation / T. A. Satunina // Modern problems of science and education. — 2014. — Access mode: http://www. science-education.ru/117-13606 (access date: 12.06.2015).
14. Safina A. I. Methodology of assessing the socio-economic effectiveness of regional industrial policy / A. I. Safina // Expert. — 2009. — № 14. — C. 32—37.
15. Sukharev O. S. Information economy: knowledge, competition and growth / O. S. Sukharev. — Moscow : Finance and Statistics. 2015. — 288 c.
16. Tatarkin E. A. New industrialization of Russia's economy: the need for development and / or challenges of time / E. A. Tatarkin // Economic Revival of Russia. — 2015. — № 2 (44). — C. 20— 31.
АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ, ИННОВАЦИИ, ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Коды JEL: R11, J01, O33, Q02
Слепокурова А. А., аспирант, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, г. Москва, Россия
E-mail: alena_slepokurova@mail. ru SPUN-код: 7960-5830
Василенко И. Н., кандидат экономических наук, доцент кафедры управления, организации производства и отраслевой экономики, Воронежский государственный университет инженерных технологий», г. Воронеж, Россия E-mail: Irina_NW@bk.ru SPUN-код: 8572-7899
Слепокурова Ю. И., кандидат биологических наук, доцент кафедры управления, организации производства и отраслевой экономики, Воронежский государственный университет инженерных технологий, г. Воронеж, Россия
E-mail: yuliya.orobinskaya@mail.ru SPUN-код: 4155-7916
Поступила в редакцию 20.04.2022. Принята к публикации 29.04.2022.
Аннотация
Предмет. Социально-экономические аспекты развития региона - Сибирского Федерального округа (далее- СФО) с углубленным изучением тенденций развития рынка труда, инноваций и внешнеэкономической деятельности.
Тема. Исследование сдерживающих факторов и потенциала развития СФО в контексте совершенствования рынка занятости, повышения инновационности экономики и эффективности ведения внешнеторговой деятельности.
Цель. Провести оценку тенденций развития Сибирского федерального округа в контексте инновационного развития, повышения эффективности внешнеэкономической деятельности, а также повышения занятости населения и обеспечения устойчивости функционирования рынка труда.
Методология. Исследование проводилось на основе применения системного, логического, диалектического, структурно-функционального и процессного подходов.
Результаты. В ходе исследования было установлено, что показатель темпа роста среднегодовой численности занятого населения имеет высокий уровень, как в плане абсолютного выражения, так и стабильности. Отметим, что данная ситуация присуща всем регионам СФО и сохраняется с 2016 г. до текущего момента. Были определены стратегические приоритеты устойчивого развития экономической и социальной сферы СФО, в которые вошли: повышение производительности труда, диверсификация экономики, повышение экологической безопасности и качества трудовых ресурсов, рост уровня предоставления социальных услуг. Также в работе был проведен анализ производства инновационных товаров, работ и услуг, кроме того дана оценка показателя инновационной активности в данном округе. В частности, уровень прироста инновационных товаров, работ и услуг в СФО на момент 2019 г. составил 40,12 %, но показатель инновационной активности имеет тенденцию снижения, так, на момент 2017 г. он составлял 167,5 %, а в 2019 г. уже 77,3 %. Данная ситуация обусловлена многими факторами, но основным является недостаточный уровень финансирования инновационных проектов. Кроме того, в работе были определены приоритетные сферы для реализации проектов в области инновационного развития экономики СФО, а также сформулирован комплекс мер, направленный на повышение инновационной активности в экономике СФО.
Область применения. Результаты исследования могут быть полезны в процессе выработки комплекса программных мер, направленных на повышение уровня социально-экономического развития Сибирского ФО.
Выводы. Исследование показало, что СФО обладает высоким потенциалом, как социально-экономического развития, так и инновационно-инвестиционного. Среди приоритетных сфер развития стоит отметить: АПК, инфраструктуру, производство строительных материалов, добычу полезных ископаемых, глубокую переработку нефтегазовых ресурсов, энергетику, машиностроение. Основными драйверами развития экономики региона должны стать: развитие малого и среднего предпринимательства; совершенствование методов и форм организации нефтеперерабатывающего и нефтехимического производства;развитие туристической сферы; организация научно-производственных центров с целью проведения активных научных исследований по приоритетным сферам инновационного развития секторов национальной экономики (продовольственный сектор, оборонная промышленность, IT-технологии, медицина).
Ключевые слова: Сибирский федеральный округ, социально-экономическое развитие, трудовые ресурсы, инновации, экспорт, импорт.
UDK 332:331:339:608
ANALYSIS OF STRATEGIC ASPECTS OF DEVELOPMENT REGION: HUMAN RESOURCES, INNOVATIONS, FOREIGN ECONOMIC
ACTIVITY
JEL Codes: R11, J01, O33, Q02
Slepokurova A. A., Postgraduate student of Plekhanov Russian University of Economics — Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia
E-mail: alena_slepokurova@mail. ru
SPUN code: 7960-5830
Vasilenko I. N., Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. of the Department of management, organization of production and industry Economics, Voronezh state University of engineering technologies, Voronezh, Russia
E-mail: Irina_NW@bk.ru
SPUN-код: 8572-7899
Slepokurova J. I., candidate of biology, Assoc. Prof. of the Department of management, organization of production and industry Economics, Voronezh state University of engineering technologies, Voronezh, Russia
E-mail: yuliya.orobinskaya@mail.ru,
SPUN-код: 4155-7916
Annotation
Subject. Socio-economic aspects of the development of the Siberian Federal District with an in-depth study of trends in the development of the labor market, innovation and foreign economic activity.
Topic. The study of constraining factors and the development potential of the SFO in the context of improving the employment market, increasing the innovation of the economy and the efficiency of conducting foreign trade activities.
Purpose. To assess the development trends of the Siberian Federal District in the context of innovative development, improving the efficiency of foreign economic activity, as well as increasing employment and ensuring the sustainability of the labor market.
Methodology. The study was conducted on the basis of the application of systematic, logical, dialectical, structural-functional and process approaches. The following scientific methods were also used: expert assessment, analysis, synthesis, induction, deduction, generalization, concretization, retrospective, graphic.
Results. In the course of the study, it was found that the indicator of the growth rate of the average annual number of employed population has a high level, both in terms of absolute expression and stability. It should be noted that this situation is inherent in all regions of the SFD and has been maintained since 2016 until the current moment. Strategic priorities for the sustainable development of the economic and social sphere of the SFD were identified, which included: increasing labor productivity, economic diversification, improving environmental safety and the quality of labor resources, and increasing the level of provision of social services. Also in the work, an analysis of the production of innovative goods, works and services was carried out, in addition, an assessment of the indicator of innovation activity in this district was given. In particular, the growth rate of innovative goods, works and services in the SFD at the time of 2019 amounted to 40.12 %, but the indicator of innovation activity tends to decrease, so, at the time of 2017 it was 167.5 %, and in 2019 it was already 77.3 %. This situation is caused by many factors, but the main one is the insufficient level of financing of innovative projects. In addition, the work identified priority areas for the implementation of projects in the field of innovative development of the economy of the SFD, as well as formulated a set of measures aimed at increasing innovation activity in the economy of the SFD.
Application area. The results of the study can be useful in the process of developing a set of programmatic measures aimed at improving the level of socio-economic development of the Siberian Federal District..
Conclusions. The study showed that the SFO has a high potential for both socio-economic development and innovation and investment. Among the priority areas of development, it is worth noting: agriculture, infrastructure, production of building materials, mining, deep processing of oil and gas resources, energy, mechanical engineering. The main drivers of the region's economic development should be: the development of small and medium-sized businesses; improvement of methods and forms of organization of oil refining and petrochemical production; development of the tourism sector; organization of research and production centers for the purpose of conducting active scientific research on priority areas of innovative development of sectors of the national economy (food sector, defense industry, IT technology, medicine).
Keywords: Siberian Federal District, socio-economic development, human resources, innovation, export, import.
DOI: 10.22394/1997-4469-2022-57-2-16-26
западную и восточную части нашей страны, а центром является г. Новосибирск. На начало 2021 г. население округа составило 17 009 тыс. чел. Стоит отметить, что в округе наблюдается тенденция к снижению численности и плотности населения, что также характерно и для Дальневосточного ФО. На самом деле, вопрос численности населения и его занятости яв-
Введение
В соответствии с административно-территориальным устройством Российская Федерация состоит из восьми федеральных округов и одним из них является Сибирский федеральный округ (СФО). Он занимает второе место по площади (5118,4 тыс. км2 ~ 30 % всей территории страны). Данный округ разделяет
ляется одним из важнейших и стратегически значимых для данных округов в современной системе государственного устройства и управления нашей страной. Неуправляемая и абсолютно спонтанная внутренняя миграция населения внутри России является источником многих проблемных ситуаций и требует более целевого и эффективного управления со стороны государственных структур. Далее рассмотрим три ключевых аспекта функционирова-
ния и социально-экономического развития объекта исследования (СФО) — это трудовые ресурсы, инновации и внешнеэкономическая деятельность.
Результаты и их обсуждение
Трудовые ресурсы
На рис. 1 приведены данные темпов роста среднегодовой численности занятого населения в СФО.
Рис. 1. Темп роста среднегодовой численности занятого населения Источник: создано автором на основании данных Росстата [4]
Данные свидетельствуют, что исследуемый показатель имеет высокий уровень, как в плане абсолютного выражения, так и в плане стабильности. Отметим, что данная ситуация присуща всем регионам СФО и сохраняется с 2016 г. до текущего момента. Согласно прогнозам, данная тенденция сохранится на ближайшие пять лет в виду того, что в таких субъектах как Красноярский край, Иркутская область, Кемеров-
ская область, Новосибирская область, наблюдается устойчивый рост данного показателя, что обеспечит хороший задел для стабильности и устойчивости функционирования рынка труда всего ФО в стратегической перспективе [11].
Проведенный анализ позволил сформировать перечень стратегических приоритетов, которые обеспечат устойчивое развитие и экономической, и социальной сферы СФО (рис. 2).
Повышение производительности труда, повсеместное внедрение современных методов управления
Улучшение качества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в условиях возрастающей антропогенной нагрузки
Повышение качества социального обеспечения и обслуживания населения
Повышение качества трудовых ресурсов, подготовка на современном уровне специалистов для реализации ключевых инвестиционно-инновационных проектов комплексного развития экономики и социальной сферы Сибири
Ускоренная диверсификация экономики за счет опережающего
развития обрабатывающих и перерабатывающих производств, увеличение удельного веса предприятий, имеющих инновационные технологические уклады
Рис. 2. Стратегические приоритеты устойчивого развития экономической и социальной сферы СФО Источник: составлено автором на основе источников [5, 11]
Инновационные аспекты развития
Инновации сегодня выходят на совершенно иной уровень теоретического обоснования и утилитарного применения. Значимость данного инструмента, в контексте экономического и социального развития любого хозяйству-
ющего субъекта различного уровня и масштаба, трудно переоценить. Инновации создают предпосылки для качественного изменения не только промышленно-производственной сферы и экономики в целом, но и всего общественного устройства. В настоящее время ин-
новации — это драйвер развития экономики и инструмент приобретения уникальных конкурентных преимуществ в условиях динамично развивающегося глобального рынка и эскалации различного рода факторов риска и нестабильности (волатильность рынков; дефицит ресурсов и перманентный рост их стоимости; ускоренные темпы роста численности населения; нехватка продовольствия и питьевой воды; ухудшение экологической обстановки; экономические санкции и ограничения доступа на рынки; военные столкновения и геополитические изменения). Таким образом, развитие инновационных технологий, а также средств и методов управления ими имеет наивысший уровень значимости для любой
страны, в том числе и для России. Стоит отметить, что для реализации данной целевой установки у нашей страны имеются все необходимые ресурсы и инструменты (природно-климатические, финансовые, промышленно-про-изводственные, образовательные, научно-исследовательские, трудовые, информационные и т. д.), только требуется комплексный подход к построению соответствующей организационной системы управления инновационными процессами и проектами не только в рамках отдельных субъектов хозяйствования, но и в масштабах всей страны.
Ниже приведен показатель объема инновационных товаров, работ и услуг, реализуемых на территории СФО (рис. 3).
150,00 100,00 50,00 0,00
140,12
89,80 86,90 9
■ Щ |;ш
■ ■ ■
2017
2018
2019
!%
Рис. 3. Объем инновационных товаров, работ и услуг Источник: создано автором на основании данных Росстата [4]
Данные свидетельствуют, что на момент 2019 г. темп роста данного показателя существенно увеличился по сравнению с предыдущими периодами. Уровень прироста инновационных товаров, работ и услуг составил 40,12 %. Отметим, что не все регионы СФО показывают высокие показатели прироста инновационного развития, так одним из отстающих считается Забайкальский край (Тр — 32,03 %), а лидирующую позицию занимает Республика Алтай (Тр — 274,06 %). Подчеркнем, что на момент 2019 г. на территории
СФО было 1003 субъектов, которые занимались инновационно-перспективными исследованиями. Данный показатель составляет 10,2 % от общенационального. Основное сосредоточение данных организаций происходит в Новосибирской области (19,6 %) и в Красноярском крае (16,9 %) [10].
Важным показателем инновационного развития субъекта является его инновационная активность. На рис. 4 приведен данный показатель для профильных организаций Сибирского ФО.
200,00 150,00 100,00 50,00 0,00
16' ,50
•:•:•:• 84 45
77 ,30
ЕЭ%
2017
2018
2019
Рис. 4. Темп роста уровня инновационной активности организаций, % Источник: составлено автором на основании данных Росстата [4]
Данные таковы, что показатель инновационной активности имеет тенденцию снижения. Так, на момент 2017 г. он составлял 167,5 %, а в 2019 г. уже 77,3 %. Данная ситуация обусловлена многими факторами, но основным является недостаточный уровень финансирования инновационных проектов. Отметим, что последние требуют больших и долгосрочных капитальных вложений и имеют высокий уровень рискованности, все это препятствует привлечению долгосрочных инвестиций частного порядка, а средств из бюджетов всех уровней не всегда достаточно в необходимом объеме.
Данный показатель также недостаточно равномерно распределен между субъектами, так в Бурятии на момент 2019 г. он составлял 93,31 %, а в регионе-лидере Республике Тыве (132,64 %) [4, 10].
Исследование показало, что в СФО в соответствии с критерием «внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на 1 тыс. р. ВРП» только Тыва и Хакасия имеют показатель выше среднероссийского, а другие регионы весьма существенно отстают. Если проводить ранжирование субъектов СФО относительно количества передовых производственных технологий, то максимальный показатель в 2019 г. был отмечен в Кемеровской области, в Тыве и Хакасии, низкий показатель был зафиксирован в Республике Алтай, Бурятии, Иркутской область и Забайкальском крае.
Достижение стратегических целей и задач, в плане инновационного развития Сибирского ФО, требует комплексной програм-
Сегодня в России имеется хорошая нормативно-правовая база, направленная на ускоренное (прорывное) развития нашей страны в научно-технической и инновационных сферах. Основным сдерживающим фактором их эффективной реализации является недостаточно проработанный организационный механизм (реализация целей и задач через конкретные мероприятия в реальном секторе экономики) и дефицит финансовых ресурсов. Также, в аспекте эскалации санкционных ограничений, в виду того, что многие инновационные проекты требуют наукоемких материально-технических средств и комплектующих, последние стали в большом дефиците, что требует организации собственного производства данных товаров, но на это нужно время, компетенции и долгосрочные инвестиции [7, 12]. На наш взгляд, решение данных проблем позволит нашей стране выйти на совершенно иной качественный уровень развития, которое будет самостоятельным, с минимальными рисками и оптимальным уровнем издержек. Подчеркнем, что высокая зависимость от импортных материалов и компонентов производства создает реальные угрозы не только для реального сектора экономики, но и национальной безопасности.
Приоритетные сферы для реализации проектов в области инновационного развития экономики СФО приведены на рис. 5.
мы и конкретных мер по реализации прикладных решение, ключевые из последних таковы:
Информационные телекоммуникационные технологии,
нанопромышленность, биотехнологии
Прикладная наука и научное сопровождение промышленности, транспорта, строительства и агропромышленного комплекса
Высококачественные (включая экспортно-ориентированные) услуги транспорта, финансового сектора, образования, туристско-рекреационной сферы, здравоохранения и культуры
Рис. 5. Приоритетные сферы для реализации проектов в области инновационного развития экономики СФО Источник: составлено автором на основании данных [1, 5]
целевое технико-технологическое перевооружение ключевых производственных секторов экономики регионов СФО;
технико-экономическое обоснование и реализация проектов в области добычи полезных ископаемых;
разработка действенной программы по привлечению в регион долгосрочных частных и государственных инвестиций;
Внешнеэкономическая деятельность
Важным показателем оценки эффективности внешнеэкономической деятельности отдельных хозяйствующих субъектов и целых государств является объем товарооборота в денежном и натуральном выражении. За 2020 г. данный показатель СФО составил 39 620,9 млн долл., что ниже уровня 2019 г. на 13,9 %. Сальдо торгового баланса снизилось на 20,1 % и остановилось на уровне 21 321,7 млн долл. Согласно официальным данным в 2020 г. во внешнеторговых операциях приняло участие 9,5 тыс. зарегистрированных налоговых субъектов. Непосредственно в группе экспорта было отмечено 5,9 тыс. субъектов, а в группе импорта 5 тыс. субъектов. Объем экспортного товарооборота составил 30 471,3 млн долл., что на 16,1 % ниже показателя 2019 г., импортный товарооборот составил 9149,6 млн долл., что по сравнению с предыдущим периодом ниже на 5,3 %.
В период 2020 г. налоговыми субъектами СФО было осуществлено внешних торговых сделок с субъектами 169 стран, что немного больше чем годом ранее (160 стран). Это говорит, что география торговли СФО расширяется. Также большая часть внешнеторговых сделок (86,8 %) пришлась на страны дальнего зарубежья, 13,4 % на страны СНГ. Подчеркнем, что со странами дальнего зарубежья товароо-
разработка программы инновационного развития СФО с включением конкретного плана по реализации проектов с указанием мест, сро -ков, объемов финансирования и ответственных лиц [2, 3, 7, 9].
На рис. 6 приведен комплекс мер, направленных на повышение инновационной активности в экономике СФО.
борот в 2020 г. снизился на 14,6 % по сравнению с 2019 г. и достиг значения 34 298,3 млн долл., а со странами СНГ на 8,9 %, что в денежном выражении составило 5322,6 млн долл.
Основными странами-партнерами СФО по внешнеэкономической деятельности в 2020 г. выступили: Китай (21,8 %), Нидерланды (7,6 %), Республика Корея (5,7 %), Казахстан (5,6 %), Тайвань (Китай) (5,4 %), Япония (5,2 %), Турция (4,8 %), Германия (4,4 %), США (3,4 %), Украина (3,2 %).
Подчеркнем, что в рассматриваемом периоде внешний товарооборот СФО снизился по сравнению с 2019 г. со всеми зарубежными партнерами, исключение составили только Тайвань (+0,5 %) и Турция (41 %).
Как уже было отмечено выше, объем экспор -та в стоимостном выражении снизился на 5867 млн долл., данное снижение было в основном за счет сокращения поставок таких товаров как: каменный уголь, алюминий, лесоматериалы и нефтепродукты [2, 4].
На рис. 7 приведена торговая структура экспорта СФО за 2020 г.
Если рассмотреть структуру экспорта СФО, то основная доля (44 %) приходится на минеральные продукты, далее следуют металлы и изделия из них (28,1 %), третью позицию занимает древесина и целлюлозно-бумажная продукция (11,3 %). Отметим, что по сравне-
Создание условий, стимулирующих развитие и внедрение инноваций в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа, включая государственную поддержку предприятий, внедряющих инновационные технологии, в том числе малым инновационным предприятиям, создаваемым при вузах и научных учреждениях
Л
Внедрение инновационной программы, нацеленной
на поиск и подборку лучших инновационных
проектов, и их реализация посредством их государственного и частного финансирования
Л\
л
Выделение государственных инвестиций на модернизацию и внедрение современных технологий в образовательные учреждения и иные социальные объекты
Рис. 6. Комплекс мер, направленных на повышение инновационной активности в экономике СФО Источник: составлено автором на основании данных [5, 9]
нию с 2019 г. экспорт первой позиции уменьшился на 24,5 %, по второй на 10,8 %, а по третьей на 4,8 %.
Если говорить непосредственно о продовольственном секторе, то экспорт в данной катего-
рии в 2020 г. увеличился на 29,5 %, в основном за счет увеличения экспортных отгрузок пшеницы и шоколада.
На рис. 8 показана товарная структура импорта СФО за 2020 г.
Другие группы товаров 3 2. ,2%
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье | 4,9%
Машины, оборудования и транспортные средства | 4,9%
Металлы и изделия из них ■^ИИИИИИИ^^ 28,1%
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 11, 3%
Продукция химической промышленности, каучук 4,6%
Минеральные продукты ¿//////////////////////////////Л 44%
0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45% 50%
Продовольственные
товары и сельскохозяйственное сырье 6%
Топливно-энергетические товары 2%
Текстиль, текстильные изделия и обувь 4%
Продукция химической промышленности, каучук 26%
Другие группы товаров 5%
Ъ'У/УУУ/УУУ/УУУУ/У//У/УУУУУУУУУ,У,''//У/У////У//'.'/У'/////////'///////////////////// р 'УУУУУУ, 'УУУУУУУУУУУУУУУУУ/УУУУУУУУУУУУУУУУУУ/УУ'УУУУУУУ* УУ.'/У'УУУ/У, ■
^УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ/уууу/УУг/У/УУ/УУ//У//У/г//////У//У/УУ/УУУ/УУ/У/////У//У//У//////>
Машины, оборудования и транспортные средства 46%
Металлы и изделия из них
11%
Рис. 8. Товарная структура импорта СФО за 2020 г. Источник: создано автором на основании государственной статистики ЕМИСС [4]
Рис. 7. Товарная структура экспорта Сибирского ФО за 2020 г. Источник: создано автором на основании государственной статистики ЕМИСС [4]
Объемы импорта СФО в 2020 г. по сравнению с 2019 г. уменьшился на 5,3 % и составил 9149,6 млн долл. Данное снижение, по большей части, было обусловлено снижением закупочной стоимости машиностроительной техники, средств химического производства, минеральных продуктов, товаров текстильного производства. Всего налоговыми субъектами СФО за 2020 г. было ввезено товаров из 131 страны [6].
Если рассматривать механизмы социально-экономического развития СФО на долгосрочную перспективу (до 2030 г.), то важным инструментом может стать организация рекреационных зон туристического направления. В данном аспекте СФО обладает довольно большим потенциалом, в частности, стоит отметить природный комплекс озера Байкал, Телецкого озера, многочисленные источники минеральных и геотермальных вод, лечеб-
Выводы и рекомендации
В ходе исследования было установлено, что показатель темпа роста среднегодовой численности занятого населения имеет высокий уровень, как в плане абсолютного выражения, так и в плане стабильности. В работе определено, что уровень прироста инновационных товаров, работ и услуг в СФО на момент 2019 г. составил 40,12 %, но показатель инновационной активности имеет тенденцию снижения, так, на момент 2017 г. он составлял 167,5 %, а в 2019 г. уже 77,3 %. Данная ситуация обусловлена многими
ные грязи, туризм активного и экстремального типа.
Для северной части СФО весьма актуальным является добыча природных ископаемых и организация Северного морского транзита. Большой приоритет имеет развитие нефтегазовой инфраструктуры. Согласно прогнозам, к 2030 г. интенсивность развития перерабатывающей промышленности будет несколько ниже общероссийского показателя, а вот добыча полезных ископаемых может увеличиться на 5,5 п. п. к уровню 2020 г. Устойчивый прирост промышленного производства планируется в Бурятии (438,1 %), Тыве (342 %), Омской об -ласти (325 %), Иркутской области (195 %), Алтайском крае (161 %).
На рис. 9, проиллюстрированы приоритетные сферы экономики СФО, в контексте обеспечения внешнеэкономического и внутриэкономи-ческого развития в долгосрочной перспективе.
факторами, но основным является недостаточный уровень финансирования инновационных проектов. За 2020 г. объем внешнего товарооборота СФО составил 39 620,9 млн долл., что ниже уровня 2019 г. на 13,9 %. Сальдо торгового баланса снизилось на 20,1 % и остановилось на уровне 21 321,7 млн долл. В 2020 г. во внешнеторговых операциях приняло участие 9,5 тыс. зарегистрированных налоговых субъектов. Непосредственно в группе экспорта было отмечено 5,9 тыс. субъектов, а в группе импорта 5 тыс. субъектов. Объем экспортного това-
Агропромышленный комплекс (включая продукты питания органического производства) Инфраструктура железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского, речного и трубопроводного транспорта Промышленность строительных материалов
Добывающая промышленность (добыча нефти, газа, угля, черных, цветных, благородных и редкоземельных металлов) и увеличение добычи полезных ископаемых Перерабатывающая промышленность - глубокая переработка первичного сырья (нефте-, газо-, угле-, лесохимия), производство целлюлозы, ГСМ, древесных плит, мебели и металла Энергетический комплекс (включая малую (муниципальную) энергетику и возобновляемые источники энергии)
Машиностроение (буровое, горно-шахтное, трубопроводное, транспортное, энергетическое и электротехническое, металлургическое, жилищно-коммунальное и строительное), авиастроение, производство медицинского оборудования и точное приборостроение
Рис. 9. Приоритетные сферы экономики СФО, в контексте обеспечения внешнеэкономического и внутриэкономического развития в долгосрочной перспективе Источник: создано автором на основании данных [5, 9]
рооборота составил 30 471,3 млн долл., что на 16,1 % ниже показателя 2019 г., импортный товарооборот составил 9149,6 млн долл., что по сравнению с предыдущим периодом ниже на 5,3 %. Основным партнером СФО по внешнеэкономической деятельности в 2020 г. выступили Китай (21,8 %). Если рассмотреть структуру экспорта СФО, то основная доля (44 %) приходится на минеральные продукты, далее следуют металлы и изделия из них (28,1 %), третью позицию занимает древесина и целлюлозно-бумажная продукция (11,3 %). Объемы импорта СФО в 2020 г. по сравнению с 2019 г. уменьшился на 5,3 % и составил 9149,6 млн долл. Исследование показало, что СФО обладает высоким потенциалом, как в плане социально-экономического развития, так и инновационно-инвестиционного. Среди приоритетных сфер экономического развития СФО стоит отметить: АПК, инфраструктуру, производство строительных материалов, добычу полезных ископаемых, глубокую переработку нефтегазовых ресурсов, энергетику, машиностроение. Основными драйверами развития экономики региона должны стать: развитие малого и среднего предпринимательства; совершенствование методов и форм организации нефтеперерабатывающего и нефтехимического производства; развитие туристической сферы; организация научно-производственных центров с целью проведения активных научных исследований по приоритетным сферам инновационного развития секторов национальной экономики (продовольственный сектор, оборонная промышленность, IT-технологии, медицина).
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Bogomolova I. P. Mechanisms for diversification management of russian agro-industrial enterprises / I. P. Bogomolova, Yu. I. Sle-pokurova, I. N. Vasilenko, N. M. Shatokhina, A. V. Bogomolov, O. A. Urazova // Proceedings of the Russian Conference on Digital Economy and Knowledge Management (RuDEcK 2020). Сер.: ADVANCES IN ECONOMICS, BUSINESS AND MANAGEMENT RESEARCH. — Voronezh, 2020. — С. 96—100.
2. Sibirskaya E. Remote education vs traditional education based on effectiveness at the micro lev-
el and its connection to the level of development of macro-economic systems / E. Sibirskaya, L. Ovesh-nikova, E. Popkova, I. Tarasova // The International Journal of Educational Management. — 2019. — Т. 33. № 3. — С. 533—543.
3. Овешникова Л. В. Развитие региональной инфраструктуры на основе параметров стратегического планирования / Л. В. Овешникова // Социально-экономические явления и процессы. — 2015. — Т. 10. № 1. — С. 67—74.
4. Овешникова Л. В. Развитие региональной инфраструктуры на основе прогнозирования методами экспертных панелей, сценариев и дорожного картирования / Л. В. Овешникова // Среднерусский вестник общественных наук. — 2014. — № 5 (35). — С. 110—118.
5. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/ enterprise/ economy/, свободный (дата обращения: 11.04.2022 г.).
6. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. (разработан Минэкономразвития России), Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс». Источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_144190/
7. Сибирская Е. В. Использование методов оценки деятельности в сфере промышленной политики на макроуровне / Е. В. Сибирская // Вестник ОрелГИЭТ. — 2010. — № 1 (11). — С. 17—21.
8. Сибирская Е. В. Необходимость предприятий в инновациях / Е. В. Сибирская // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. — 2014. — № 1. — С. 78—88.
9. Сибирская Е. В. Статистический анализ инвестиционной деятельности национальной экономики / Е. В. Сибирская, Л. В. Овешникова, Л. А. Михейкина, А. В. Безруков, М. О. Григорьева // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 10-2 (75). — С. 760—765.
10. Сибирское таможенное управление [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// stu.customs.gov.ru/folder/270784, свободный. (дата обращения: 13.04.2022 г.).
11. Слепокурова Ю. И. Современные направления инновационно-технологической политики в деятельности промышленных предприятий / Ю. И. Слепокурова, И. Н. Василенко // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник : материалы XIX Национальной научной конференции с международным участием. — Москва, 2020. — С. 545—550.
12. Слепокурова Ю. И. Информационные технологии как фактор совершенствования функционирования механизмов социально-эко-
номического развития России / Ю. И. Слепокурова, Н. М. Шатохина // Актуальные вопросы социально-экономического развития России : материалы I Внутривузовской научно-практической конференции научных сотрудников, специалистов, преподавателей, аспирантов. — 2019. — С. 210—212.
13. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/ document/902229380, свободный. (дата обращения: 14.04.2022 г.).
14. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента РФ от 21 июля 2020 № 474 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202007210012, свободный. (дата обращения: 15.04.2022 г.).
LIST OF LITERATURE
1. Bogomolova I. P. Mechanisms for diversification management of russian agro-industrial enterprises / I. P. Bogomolova, Yu. I. Slepokurova, I. N. Vasilenko, N. M. Shatokhina, A. V. Bogomolov, O. A. Urazova // Proceedings of the Russian Conference on Digital Economy and Knowledge Management (RuDEcK 2020). Series: ADVANCES IN ECONOMICS, BUSINESS AND MANAGEMENT RESEARCH. — Voronezh, 2020. — S. 96—100.
2. Sibirskaya E. Remote education vs traditional education based on effective-ness at the micro level and its connection to the level of development of macro-economic systems / E. Sibirskaya, L. Ovesh-nikova, E. Popkova, I. Tarasova // The International Journal of Educational Management. — 2019. — T. 33. No. 3. — S. 533—543.
3. Oveshnikova L. V. Development of regional infrastructure based on the parameters of strategic planning / L. V. Oveshnikova // Socio-economic phenomena and processes. — 2015. — V. 10. No. 1. — S. 67—74.
4. Oveshnikova L. V. Regional infrastructure development based on forecasting methods of expert panels, scenarios and road mapping / L. V. Oveshnikov // Central Russian Bulletin of Social Sciences. — 2014. — No. 5 (35). — S. 110—118.
5. Official website of Rosstat [Electronic resource]. — Access mode: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ enterprise/ economy/, free. (date of access: 04/11/2022).
6. Forecast of the long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2030 (developed by the Ministry of Economic Development of Russia), Access from ref. -legal system «ConsultantPlus». Source: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_144190/
7. Sibirskaya E. V. The use of methods for evaluating activities in the field of industrial policy at the macrolevel / E. V. Siberian // Vestnik OrelGIET. — 2010. — No. 1 (11). — S. 17—21.
8. Sibirskaya E. V. The need for enterprises in innovation / E. V. Sibirskaya // Theoretical and applied issues of economics and services. — 2014. — No. 1. — P. 78—88.
9. Sibirskaya E. V. Statistical analysis of the investment activity of the national economy / E. V. Sibirskaya, L. V. Oveshnikova, L. A. Mikhey-kina, A. V. Bezrukov, M. O. Grigoryeva // Economics and Entrepreneurship. — 2016. — No. 10-2 (75). — S. 760—765.
10. Siberian customs administration [Electronic resource]. — Access mode: https://stu. customs.gov.ru/folder/270784, free. (date of access: 04/13/2022).
11. Slepokurova Yu. I. Modern directions of innovation and technology policy in the activities of industrial enterprises / Yu. I. Slepokurova // Greater Eurasia: development, security, cooperation. Yearbook : Materials of the XIX National Scientific Conference with International Participation / Yu. I. Slepokurova, I. N. Vasilenko. — Moscow, 2020. — S. 545—550.
12. Slepokurova Yu. I. Information technologies as a factor in improving the functioning of the mechanisms of socio-economic development of Russia / Yu. I. Slepokurova, N. M. Shatokhina // Topical issues of socio-economic development of Russia : Materials of the I Intrauniversity scientific-practical conference of researchers, specialists, teachers, graduate students. — 2019. — S. 210—212.
13. Strategy for the socio-economic development of Siberia until 2020 [Electronic resource]. — Access mode: https://docs.cntd.ru/document/902229380, free. (date of access: 04/14/2022).
14. On the national goals of the development of the Russian Federation for the period up to 2030 : Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 No. 474 [Electronic resource]. — Access mode: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202007210012, free. (date of access: 04/15/2022).